12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Козлова Мария Александровна375
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»
14

Научно-исследовательская работа «Формирование заинтересованности обучающихся к предмету история с помощью вспомогательных исторических дисциплин (археология)»

Введение

«Если посмотреть на мир вещей 
с точки зрения археологии, 
то вещи отступят в сторону, и мы увидим и, 
может быть, сумеем понять мир людей» 
Ю.Л. Щапова 

Без знания истории мы должны признать себя случайными, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться... Приобщение к историческому прошлому... это знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства и словесности... Это школа нравственного и художественного воспитания, это неотъемлемая часть современной жизни, оценка настоящего и "открытие" будущего сквозь призму исторического опыта. История - область знаний, интерес к которой пробуждается весьма рано, в дошкольном возрасте. Начиная с бабушкиных сказок и повествований об Илье Муромце, в сознании ребенка начинает формироваться понятие о далеком прошлом.

Археология - это комплексная историческая наука, изучающая прошлое людей по вещественным материалам. Специфический объект археологии - вещь, предмет - требует особенных методов изучения, отличающихся от общеисторических. Так археология заимствовала у физики спектральный анализ, у химии - качественный, у математики - статистику и аналитические приемы обработки информации, у биологии - приемы классификации видов и так далее. 

Тайны прошлого будоражат воображение человека с раннего детства до глубокой старости. Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5000 лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн лет) стал известен только благодаря развитию археологии.

 Развить интерес к истории, через пропедевтические курсы археологии, как к науке, научить ребенка пользоваться её понятийным аппаратом, ориентироваться в мире минувшего, анализировать ситуации и т.п. - задача учителей истории. И именно поэтому мы решили углубить интерес к истории через вводный курс археологии.  В силу различных обстоятельств эта задача решается не только на школьных уроках, но и в процессе индивидуальной работы ребенка, созданием факультативов, кружков, клубов и других объединений школьников, работой учреждений дополнительного образования.

Особенностью данного курса является то, что он не предполагает использования учебника в учебном процессе, так как использование учебников может ослабить эмоциональную сторону процесса познания, ибо ученик не в состоянии заменить слово и действие учителя, заменить яркий образный показ событий, вызывающий сопереживание.

Изучение археологии считается сферой высшего образования. Это объясняется сложностью изучаемого материала. Несмотря на это в нашей стране давние традиции использования археологии в образовании и воспитании школьников. Первые школьные археологические кружки России появляются уже в 20-х годах прошлого века в городах Сибири. Их инициаторами и руководителями становятся школьные учителя и профессионалы - археологи, которые работают в местных школах, исторических и краеведческих музеях. Среди них мы можем назвать такие выдающиеся фамилии как В.П.Левашова, Н.К.Ауэрбах, В.А.Городцов, П.П. Хороших, Г.П. Сосновский и другие. В 30-е годы, сложные для исторической науки, интерес к школьной археологии напротив возрос. Это связано с ростом интереса к местной истории, краеведению. В 40 - 50-е годы школьникам под руководством своего учителя В.Ф. Шаманского довелось принять участие в работах археологической экспедиции А.П.Окладникова, известного советского археолога. В конце 50 - начале 60-х годов в журнале «Советская археология» существует целая рубрика «В помощь учителю и краеведу». В ней публикуются такие известные ученые как А.А. Монгайт, Д.А. Крайнов, Б.А. Колчин и другие. В это время происходит подъем школьного краеведческого движения, составляющей частью которого становятся археологические кружки. В 70 - 80-х годах прошлого века проведение летних археологических лагерей с участием школьников становиться нормой в отечественных экспедициях. В 90-х годах происходит распад советской системы воспитания, прекращает свое существование пионерская организация, закрываются школьные музеи и детские центры, на базе которых и существовали археологические кружки. Сегодня школьное археологическое движение вновь возрождается как часть туристическо - краеведческого направления дополнительного образования. О проблеме зарождения педагогической археологии пойдёт речь в данной работе.

Объектом нашего исследования является процесс формирования познавательного интереса учащихся к истории, с помощью археологии.

Предметом - ненавязчивое введение постоянно возрастающего объема сведений с созданием условий оптимальных для их восприятия и запоминания.

Цель работы – анализ педагогических возможностей археологии в системе дополнительного образования и её роль в формировании устойчивого познавательного интереса к истории.

Задачи:

определение понятия «устойчивый интерес к истории» и привитие интереса к истории через археологию;

разработка приёмов активизации интереса;

углубление интереса к миру древностей.

Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы из 19 источников, приложение I , приложение II.

 Глава I  Пути разрешения проблемы заинтересованности учащихся.  1.1. Теория интереса

Усиливающаяся поляризация отношения учеников к обучению - одна из проблем современного образования. На одном полюсе концентрируются школьники с чётко сформированными планами, для которых успешное обучение предоставляет шанс в обеспечении своего дальнейшего бытия. Другой полюс концентрирует школьников без всякого интереса к учёбе. Последние значительно осложняют работу учителя и мешают другим ученикам. Поэтому формирование интереса к учёбе - одна из задач педагогики. Эта задача должна решаться как в рамках школьной, так и внешкольной работы.

Интерес - один из базовых постулатов обучения и входит в число опорных психологических закономерностей. С 60-х годов методистами предлагаются семь опорных психологических закономерностей при обучении истории:

учёт возрастных особенностей учащихся;

эмоциональное воздействие на учащегося;

тренировка памяти и воображения;

возбуждение интереса;

активизация внимания;

обеспечение активности восприятия гашение речи и мышления учащегося.

Эти же закономерности приемлемы и для обучения археологии, как одной из исторических наук. К тому же общая теория обучения археологии полностью совпадает в общей теорией обучения истории, предлагаемой А.А.Вагиным. В частности им выделяются следующие элементы этой теории:

учение о методах обучения истории;

теория урока истории;

методика повторения и закрепления исторического материала;

разработка методики изучения различных сторон общественной жизни;

научно-методическая разработка содержания и методики изучения основных разделов школьной программы;

разработка теории составления учебных планов, программ, учебников истории

Интерес - форма проявления познавательной потребности. Обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса.

Удовлетворение интереса не ведёт к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не взывает, но выполнение которой является условием выполнения интересующей человека деятельности. Оценка широты или узости интереса в конечном счёте определяется его содержательностью и значимостью для личности

Интересы детей очень разнообразны, что позволяет исследователям данной проблемы разделить их на несколько видов. В частности А.Г. Ковалевым составлена следующая классификация:

1. По содержанию (направленности):

а) материальный (с подвидами);

б) общественно-политический;

в) профессионально-трудовой и другие.

2. Непосредственный, опосредствованный:

а) непосредственный - интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, в том числе к овладению знаниями, процессу труда, творчеству.

б) опосредствованный - интерес к результатам деятельности: образовательному цензу, приобретению профессии, служебному или общественному положению, ученому званию, материальным результатам. Я.Л.Коломинский связывает его с осознанием жизненной значимости.1.

3. По уровню действенности:

а) пассивный - созерцание;

б) активный - действие.

4. По объему (характеризует структуру интересов личности)

а) широкий - многим интересуется, глубоко разбирается;

б) узкий - любознательность, нет постоянного увлечения.

5. По глубине:

а) глубокий - стремление глубоко проникнуть в предмет познания, в совершенстве овладеть профессией;

б) поверхностный - легкомысленность в практике, верхоглядство в познании.

6. По устойчивости:

а) устойчивый - развитые способности и глубокое сознание своего долга и призвания;

б) неустойчивый - антипод первого, характерен взрослым и детям.

В реальной жизни все эти виды переплетены между собой.

Процесс учения в состоянии интереса носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер, Познавательный интерес составляет важнейший мотив учения. Под влиянием познавательного интереса в интеллектуальной деятельности проявляются активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач. В него вплетены такие эмоциональные проявления как эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Гармоничное развитие человека не может совершаться вне формирования познавательного интереса. Особенность познавательного интереса как мотива учебной деятельности в том, что он раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознается школьниками. “Интересно” - “неинтересно” - основные критерии детей.1

 1.2. Проблема формирования и стимуляции интереса

Задача формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения - одна из центральных в системе дополнительного образования. Ее решение связано с двумя вопросами: 1) содействие наиболее полному отражению в сознании учащегося явлений науки, проникновение в их существенные взаимосвязи; 2) пробуждение, поддерживание и подкрепление такого отношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением углубляться в процесс познания. Источниками формирования познавательных интересов являются содержание учебных материалов и процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся2. В отечественной педагогике разработаны три основных вида стимуляции познавательного интереса учащихся: 1) содержание учебного материала; 2) организация учебной деятельности; 3) общение в учебном процессе между учениками, между ними и учителем. Эти виды включают широкую группу стимулов.

Данная работа, рассматривая различные приёмы формирования устойчивого интереса детей к истории, опирается именно на эти виды стимуляции и предлагаемые Г.И. Щукиной стимулы. Для подростков гораздо интереснее активное восприятие материала, нежели сухая теория. Потому в основу рассматриваемой нами проблемы было положено максимальное общение с археологическими находками. Мы исходили из собственного наблюдения, показывающего, что чем больше ребёнок работает с древними вещами, тем проще он в них ориентируется, тем интереснее ему заниматься археологией.

Второй вид стимуляции - организация учебной деятельности основано на том, чем меньше занятия в кружке будут напоминать школьные уроки, тем больше шансов сформировать у детей устойчивый интерес к предмету. Здесь речь не идёт о полном отвержении урока, отдельные элементы его используются. Таким образом, нами предлагается система повторения изученного материала, различные тесты и другие формы самостоятельных работ. Теоретические занятия тесно переплетены с лабораторными. Отход от принципов школьных уроков обусловлен попыткой разнообразить учебную деятельность ребёнка. Занятия в кружке должны отличаться от обучения в школе, иначе однообразие процессов обучения значительно повысит утомляемость детей и в итоге резко снизит уровень интереса.

Третий вид стимуляции - общение в процессе учения между учениками, между ними и учителем - предусматривает создание такого внутреннего климата коллектива, который способствовал бы формированию устойчивого интереса. Для этого необходимо содержание учебного материала, позволяющее активно обсуждать различные аспекты изучаемых тем. Лабораторные, а в будущем возможно и полевые занятия выводят общение между школьниками, а также между ними и учителем, на уровень совершенно отличный от школьного урока. Огромное внимание по нашему мнению должно уделяться проблеме антагонизма между отдельными школьниками. Если в школьном классе это нередкое явление, то в кружковых группах планируется большая работа по созданию дружеского климат. Потому что в экстремальных условиях, которые нередко возникают в экспедициях, могут возникнуть трудности, значительно разрушающие интерес к археологии у ребёнка. Что в итоге окажется провалом работы по формированию у школьников устойчивого интереса к истории.

Стимулы формирования интереса подразделяются на две группы. В первой группе стимуляция осуществляется содержанием и к ней относятся следующие стимулы:

1) Новизна содержания;

2) Обновление уже усвоенных знаний;

3) Исторический аспект школьных знаний (в археологии обычно для этого аспекта используется понятие «историография»);

4) Практическая необходимость в знаниях;

5) Показ учащимся современных научных достижений1.

Во второй группе стимуляция осуществляется характером и организацией деятельности, это стимулы познавательной самостоятельности. К ним относятся: 1) Многообразие форм самостоятельной работы; 2) Проблемность; 3) Исследовательский подход; 4) Творческая работа учащихся; 5) Практическая работа2. Вся наша практика работы с клубом юных археологов ниже будет рассматриваться в контексте этих стимулов.

Фиксируется, что у учеников 7 класса общекультурные интересы достаточно широки, но неустойчивы, и это оправдано в данном возрасте. Интересы к учебным предметам, в основном, развиты слабо3. Поэтому так важны самые разнообразные приёмы и средства работы с подростками, позволяющие укреплять интерес к школьным учебным предметам.

Ослабление интереса к школьному курсу некоторые методисты видят в том, что в последние годы упор делался на том, что должен знать ученик, а не на том, что он хочет знать и может знать; игнорировался вопрос о целях исторического образования.

Педагоги-практики, исследуя мотивы проявления интереса к истории, и говоря о целях изучения истории в школе выделяют пять версий и по каждой приводят как поддерживающие, так и критикующие утверждения. Данные версии выглядят следующим образом:

Потому что это интересно.

Стыдно не знать истории своей Родины.

Историю надо знать, потому что это воспитывает ...

Учитывая всё это, в данной работе под формированием устойчивого интереса к истории подразумевается общий интерес к предмету, но не ко всему школьному курсу, а к истории края, древней и средневековой истории.

 Глава II  Педагогическая археология как  метод развития интереса к истории

В отношении методов обучения археологии, то они такие же, что и при изучении истории. Их характеристика выходит за рамки настоящей работы и они здесь не рассматриваются. Но отдельные приёмы, используемые в контексте интереса, в этой работе будут встречаться.

О значении интереса к истории для формирования личности, сказано много. В системе дополнительного образования сегодня существует большое количество направлений исторической работы. Это различные военно-патриотические клубы, ориентированные на изучение военного прошлого нашей Родины со времён Руси до современности; историко-краеведческие объединения, работающие на основе исторических, археологических или этнографических источников; клубы любителей старины, объединенные искусствоведческими, архитектурными, техническими, музейными или иными интересами. Каждая наука или другой вид деятельности, вовлекающие в свою сферу детей, обычно получают двойное наименование с прилагательными юношеский, детский, школьный, педагогический и т.п.

Детская, или как ее еще называют, педагогическая археология в нашей стране явление не новое. История детской археологии в России и ближнем зарубежье насчитывает уже столетие. Но самый мощный толчок к ее развитию дали, как ни странно процессы упадка отечественной науки, пришедшиеся на развал Советского Союза, и повлекшие за собой сокращение, а часто и полное прекращение государственного финансирования археологических изысканий.

Педагогическая археология в настоящее время - это одно из самых эффективных направлений в историко-краеведческой работе со школьниками. А проведение археологических экспедиций приобщает детей к археологии, развивает в них интерес к истории, любовь к своему краю, экологичное мышление и социальную ответственность. И это совсем не удивительно, ведь археология – наука редкая, стоящая на стыке гуманитарных, естественных и точных наук, в этом заключается её своеобразие, и мощный стимул к расширению интереса школьников к получению новых знаний по различным учебным направлениям.

Как отмечают специалисты в области педагогики, сообщения в средствах массовой информации формируют у школьников представления об археологии как о приключениях в гробницах фараонов, кладах и поисках золота. Все это конечно очень увлекательно, но ни мало не отражает реальности. Между тем археология, как ни какая другая наука обладает огромным образовательным потенциалом, изучая не историю человека в узком смысле, а исследуя самые разнообразные области его эволюции, материальную и духовную культуру. Знакомясь с методологической базой археологической науки, ребёнок может увидеть, как из групп разнообразных вещей возникает информация о ремесле, духовной культуре и других аспектах жизни и быта древнего населения.

Педагогическая археология - направление в историко-краеведческой работе со школьниками. Впервые этот термин был введен А.М. Буровским в 1990 году. Д.В. Бровко в своей статье «Феномен педагогической археологии», определяет это понятие как «интегрированную систему технологий, форм, методов организации познавательной, творческой, социальной активности детей, имеющую широкую прогностическую направленность». Это направление, опираясь на разностороннюю базу педагогики, приобщает детей к археологии, к познанию далёкого прошлого своего края. Термин «педагогическая археология» применим только для системы дополнительного образования.

Археология - наука стоящая на стыке гуманитарных, естественных и точных наук, в этом не только её своеобразие, но и мощный стимул к расширению интереса по широкому спектру наук. В нашей стране археология рассматривается как историческая наука, в ряде других стран её относят к биологическим или естественным наукам1. Поэтому в отечественной науке методы археологии тесно переплетены с методами истории и преподавание археологии увязано в общий контекст преподавания исторических наук. Как следствие, специалисты-археологи готовятся на исторических факультетах вузов. Особенностью преподавания археологии является её вузовская ориентация. Изучение методов археологии не входит в систему школьных знаний, но наука весьма притягательна для детей, что позволило ей прочно войти в систему дополнительного образования. Сегодня это одно из составляющих звеньев дидактики истории, особенно внешкольной дидактики истории, которая, по мнению И.Рольфеса, в современном мире готовится к гигантской экспансии2. В силу перечисленных обстоятельств методика преподавания археологии для школьников прочно переплетена с методикой преподавания истории.

Изучение только научных археологических методик было бы очень скучным для детей, поэтому большое внимание уделяется сочетанию археологии и истории в клубе юных археологов. В существующих сегодня школьных программах по истории, данные археологии учитываются в ограниченном объёме, из-за этого дети обладают скромной информацией о далёком прошлом своего края. Более того, недостаточное изучение и сообщения в средствах массовой информации формируют у школьников представления об археологии как о гробницах фараонов, кладах и поисках золота, что совершенно не отражает реальностей данной науки. Между тем археология, как никакая другая наука обладает огромным образовательным потенциалом, изучая не историю человека в узком смысле, а исследуя самые разнообразные области его эволюции, материальную и духовную культуру. Знакомясь с методологической базой археологической науки, ребёнок может увидеть, как из групп разнообразных вещей возникает информация о ремесле, духовной культуре и других аспектах жизни и быта древнего населения.

Никакой рассказ учителя или рисунок не даст ребёнку того эмоционального ощущения, которое возникает при непосредственном знакомстве с орудиями древних людей, особенно когда ребёнок самостоятельно обнаружил это орудие в земле.

Как показывает опыт ведущих исследователей данной проблемы, знакомство ребёнка с реальным миром древних вещей и его исследование значительно расширяет горизонты познания, правильно формирует систему ценностей, углубляет формирующееся мировоззрение ребёнка.

Обращаясь одни-два раза в неделю в свободное время к истории края, проведя хотя бы один месяц на раскопках археологического памятника, у школьников, как показывает археологическая практика, значительно повышается интерес к истории.

В первую очередь он распространяется на историю края, в меньшей степени на остальную историю. На опыте педагогов, занимающихся этой проблемой, было замечено, что дети, посещающие клуб или кружок юных археологов при школе, по итогам четверти в подавляющем большинстве имеют твёрдую пятёрку, даже если до этого прочно держались в троечниках. В большинстве случаев повышается интерес к истории, что также отражается на школьных оценках. Археология основное внимание уделяет древней и средневековой истории, почти не касаясь последних столетий. Поэтому не удивительно, что, привыкнув к насыщенному общению в рамках этой исторической среды, для школьников менее увлекательной становится история нового и новейшего времени, где изучаются иные исторические понятия и закономерности. Однако практика показывает, что у старшеклассников, не связывающих свою будущую профессию с историей, интерес к школьному курсу этой науки несколько ослабевает.

Здесь видна недоработка школ, которым надо искать новые формы и методы для повышения познавательного интереса у ребёнка к изучению новой и новейшей истории.

В общем контексте школьного обучения можем отметить, что увлечение детей археологией повышает их интерес к истории. Особенно это заметно в работе школьных археологических кружков. Опыт работы таких кружков это прекрасно подтверждает. Ребенок, увлекаясь столь загадочной наукой, по-иному воспринимает учителя, тем более совершая с ним походы, участвуя в экспедициях, преодолевая совместно бытовые, погодные и прочие невзгоды. Через призму отношения к учителю корректируется и отношение к преподаваемому им предмету.

В итоге можно констатировать, что педагогическая археология оказывает существенное влияние на формирование устойчивого познавательного интереса к истории.

 1.1 Педагогический потенциал археологии

Опыт, приобретенный в процессе работы, может оказаться полезным как в системе дополнительного образования, так и школьным краеведческим объединениям. Огромные педагогические возможности, предоставляемые археологией, обуславливают актуальность данной работы. Не менее актуальной она является в связи с тем, что многих регионах России педагогический потенциал археологии остаётся невостребованным. Понятие «педагогическая археология» более полное.

Используя данные интернет-сайтов, мы отметили, что в странах Северной Пасифики педагогический потенциал археологии ещё более невостребован. Данная краеведческая работа развита в КНДР, известно о четырех подобных программах в США, привлекаются археологические материалы общественными молодежными организациями в Республике Корея, но детских археологических объединений там нет.

Японские и китайские учёные отмечают, что полевая археология - это область вузовских интересов. Конечно, это далеко не полная информация, но профессиональные археологи если уж не по всей стране, то в рамках своих регионов такой информацией обладают. В европейских странах наблюдается более активное привлечение детей к археологии.

Можно также отметить работы педагога и археолога Сержа Мори, который в департаменте Дордонь (Франция) при содействии Ассоциации вольных друзей (крупной детской организации), воссоздал с группой подростков поселение эпохи палеолита. Опыт был признан успешным и сейчас во Франции развернута широкая образовательная программа, основой для которой послужили наработки Сержа Мори.

В России подобные работы, как правило, ведутся разрозненно и самостоятельно в музеях (исторических, этнографических и краеведческих) и в досуговых центрах (домах детского творчества, подростковых клубах).

В республике Карелия существует "Клуб экспериментальной археологии", в котором подростки занимаются изучением петроглифов (изображений на камне) на знаменитом "Бесовом носу" на берегу Онежского озера. Они реконструируют технологию нанесения и сами наносят изображения на камень.

В Великом Новгороде в последние несколько лет проводилась образовательная программа, охватившая множество младших школьников города. Археологи и педагоги приезжали в школы, рассказывали о блистательном прошлом одного из крупнейших городов Руси и обучали юных новгородцев основам древних ремесел.

В рамках музейной педагогики подобная работа приобретает иные формы - участниками экспериментов становятся не занимающиеся постоянно в кружках и клубах подростки, а юные посетители выставок и музеев, что естественно, предопределяет краткое знакомство с древними ремеслами. Реконструируемые процессы лишь дополняют, иллюстрируют экспозицию музея.

Расширяющиеся возможности педагогики и археологии позволяют уверенно говорить, что никогда не наступит то время, когда педагогический потенциал археологии окажется полностью исчерпанным.

Школьников с раннего возраста, задолго до того как они начали изучать историю, привлекают тайны далёкого прошлого. В их фантазиях присутствуют клады, пираты, первобытные охотники на мамонтов и т.п., использование этого интереса к прошлому лежит в основе работы археологических кружков и подобных объединений учащихся. Задача учителя в данном случае - развить этот интерес в правильном направлении. Мы выделяем следующие два направления: работа с артефактами и работа с археологическими памятниками. Работе по развитию интереса уделяется половина первого года обучения. В дальнейшем планируется закрепление и углубление интереса в процессе работы с материалами и памятниками как с историческими источниками.

Приобщение школьников к миру древностей будет рассматриваться в рамках двух аспектов: развитие интереса к археологическим материалам и памятникам как к предметам исторического прошлого и формирование интереса к археологии как к исторической науке.

 1.2 Работа с артефактами.

Артефакт - вещь сделанная или обработанная человеком. Почти все археологические находки являются артефактами: топор, украшения, орудия и т.д. Именно артефакты вызывают у школьников неподдельный интерес. Это реальные свидетели прошлого. Держа в руках эти предметы, дети получают ни с чем не сравнимый эмоциональный заряд. Вот этот каменный топор был сделан человеком 7 тысяч лет назад, вот следы обработки, а вот выкрошенность от длительного использования. Вот наконечник стрелы 800-летнего возраста, он ударился обо что-то твёрдое (панцирь воина?) и погнулся. Впервые не смотря на них сквозь музейное стекло, а работая с этими предметами, пробуждаются невообразимые глубины воображения, появляется познавательный интерес.

Здесь в работу включаются оба источника формирования познавательных интересов: содержание учебного материала и процесс учения. Основным источником стимуляции содержанием является новизна и практическая необходимость знаний. Новизна является достаточно мощным фактором познавательного интереса. Стимул практической необходимости в знаниях появляется в процессе обучения уже с первых дней, когда детям объясняется, что они должны знать, как выглядят различные древние вещи, чтобы просто-напросто не выбросить их, обнаружив в походе или на раскопе. Древние изделия необходимо знать в мельчайших деталях, так как не всегда вещь за многие столетия остаётся целой, тем более, если она обнаружена на пашне. Пашнями сегодня разрушается большое количество древних поселений. Всё это усиливается рассказами о различных удивительных находках, когда при постройке дома и рытье котлована находятся различные древние артефакты

Учитывая, что артефакты являются мощным стимулом познавательного интереса, с их изучения мы начинаем знакомство школьников с миром древностей. Классификация изучаемых артефактов строится на основе их сырья и в последовательности их исторического развития. Первоначально дети знакомятся с камнем. Это сырьё использовалось с глубокой древности до нынешних дней. Изучение камня начинается с разбора пород, использовавшихся древним человеком. Камни могут быть твёрдыми и мягкими, давать острые или зернистые сколы. Рассматриваются основные приёмы обработки камня: раскалывание, расщепление, ретушь, шлифовка и пикетаж. Изучаются признаки обработки камня человеком с использованием наглядности: работа с меловыми рисунками на доске, работа с артефактами. Каждому ребёнку представляется возможность рассмотреть на артефактах тот или иной способ обработки. Здесь же дети учатся отличать современные сколы или иные приёмы обработки от древних, различать оригиналы и подделки. На изучение камня отводится одно занятие (2 часа). Занятие можно проводить как в школе, так и в региональном музее в его археологической экспозиции, в частности хотелось бы отметить особо археологическую экспозицию Чувашского Национального музея.

После камня начинается работа с керамикой. Изучению керамики отводится два занятия. На первом дети знакомятся с особенностями глины, приготовления керамического теста и процессом изготовления сосудов. Рассматривается ручное и гончарное изготовление посуды, их признаки. Изучаются конструктивные элементы сосудов, процесс превращения глины в керамику, отличия окислительного и восстановительного обжига, причины появления глазурованной керамики и фарфора. Второе занятие посвящено изучению прочих керамических изделий: рыболовных грузил, пряслиц, черепицы, украшений, скульптур и т.д. При изучении керамики используются плакаты и артефакты. Говоря о тех или иных особенностях, ребёнку предоставляется непосредственная возможность ознакомиться с ними.

Следующее занятие посвящается изучению металла. Древний человек использовал разнообразные металлы. Рассматриваются гипотезы появления металла, эволюция освоения металлов. Мы не имеем возможности, дать в руки ребёнка древнее золото или серебро - их нет в нашей коллекции, но освоение человеком бронзы или железа рассматривается широко на основе имеющихся коллекций. Разнообразные украшения, оружие, орудия труда, утварь и другое позволяет хорошо познакомить ребёнка с этими металлами.

Последней темой знакомства с артефактами является изучение органических веществ и стекла. В древности человек использовал дерево, бересту, кожу, кость, раковины, рога, изготовляя из них утварь, украшения, оружие и орудия. Изучение материала сопровождается демонстрацией отдельных артефактов. Стекло в приморских древностях встречается не часто, поэтому на его изучение используется не много времени.

Завершается знакомство с артефактами лабораторной работой, где школьникам из большого набора вещей предлагается определить сырьё, из которого они сделаны, приёмы обработки каменных изделий, отличить подделки от оригиналов, различить гончарную и лепную посуду, по фрагменту определить целое изделие, указать название предмета и т.д. Для лабораторной работы используются артефакты, не демонстрировавшиеся раннее школьникам, поскольку проверяется знание материала, а не зрительная память.

В процессе лабораторной работы расширяется использование приёма новизны информации и происходит дополнение этого стимула приёмом обновления уже усвоенных знаний. Например, раннее школьники прекрасно знали, что такое камень, но изучение его с иных аспектов к формированию познавательного интереса добавляет приём обновления знаний. Стимулирование познавательного интереса детей происходит путём вовлечения их в различные виды самостоятельных и практических работ, важным моментом является и правильно организованное общение. Если при изучении артефактов начинают использоваться приёмы эмоционального тонуса и эмоциональности учителя, то в лабораторной работе включаются приём педагогического оптимизма и взаимной поддержки, а также частично начинает срабатывать приём соревнования: «я нашёл это отличие, попробуй, найди ты».

Данная работа осуществляется в течение двух с половиной недель. За это время дети успевают один-два раза побывать в походах на археологических памятниках и на практике проверить полученные знания об артефактах. Именно здесь мощно срабатывает приём практической необходимости знаний, убедившись на личном опыте, что нередко камень трудно отличить от керамики или обычный камень от обработанного.

Работа с артефактами не ограничивается их изучением в начале занятий в клубе. В процессе последующих занятий, где большое внимание уделяется теоретическим вопросам, артефакты регулярно используются при опросе изученного материала, поддерживая интерес и растворяя собой общий теоретический фон занятия.

Не только вышеперечисленные стимулы оказывают влияние на формирование познавательного интереса, но и особый эмоциональный настрой, возникающий в процессе общения с древними вещами. «Эту вещь сделал много сотен или тысяч лет тому назад человек, а теперь её держу я». «Человека, сделавшего эту вещь уже давным-давно нет, но сделанное им прошло сквозь столько лет» и т.п. В целом трудно переоценить влияние работ с артефактами на формирование познавательного интереса.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами сделана попытка разработки методики приобщения учащихся к миру археологии - давно минувшим временам и приёмам их исследования: полевым и лабораторным. Увлечение детей археологией позволяет сформировать у школьников устойчивый интерес к истории, особенно древней и средневековой.

 

 

 

 

Учитывая синтетичность и сложность многих археологических знаний, эта работа имеет несколько этапов. Первым этапом является приобщение школьников к миру древностей. Сначала развивается интерес к археологическим материалам и памятникам. К самой археологии, как исторической науке формирование интереса происходит при помощи знакомства с методами археологических исследований, историей науки, воспитанием должного отношения к историческому наследию.

Вторым этапом является углубление интереса к миру древностей. Здесь происходит более детальное знакомство с прошлым Чувашии, что достигается сочетанием теоретических, лабораторных и практических занятий. Огромный стимулирующий потенциал имеет исследовательская работа детей и соревнования. Обязательно учитывается принцип дифференциации.

Благодаря занятиям в кружке по нашему мнению познавательный интерес станет не только учебным, но для отдельных школьников может стать и специально научным.

Проанализировав педагогические возможности археологии в системе дополнительного образования, мы пришли к выводу, что археология имеет значительные перспективы применения в образовательной сфере, а именно:

1. Формирует интерес и воспитывает уважение к иной культуре и иному образу мышления (воспитывает толерантность)

2. Формирует интерес к своим корням, к культуре и быту своего народа.

3. Соответствует многим возрастным потребностям подростка в различных видах деятельности (например, создание своего дома - многие дети и подростки строят "штабы" на деревьях и "блиндажи").

4. Развивает творческое мышление.

В итоге, занятие в кружке археологии может способствовать:

во первых, развитию мыслительной деятельности учащихся 5-6 классов;

во вторых, формированию навыков анализа;

в третьих позитивно влияет на эмоциональный фон обучения и привнесению творческого начала в преподавание курса истории, что впоследствии заинтересует учащихся и поможет им в дальнейшем изучении истории в более старшем возрасте.

 

 Список использованных источников и литературы

Источники

Археология и формирование интереса к истории у школьников. Взгляд на проблему глазами А.Л. Мезенцева.// http://www.rezerv.narod.ru/interes.html

Богоявленский Б.Д., Митрофанов К.Г. Преподавание истории: старые вопросы, новые подходы, вечные претензии. // Преподавание истории в школе. 1995, №3. С.29-41.

Гладун Г.А., Марченко А.В., Токарик Н.А., Ховренко И.Г. Археология в школе: 5 лет опыта. // Материалы научной конференции студентов и аспирантов ДВГУ. Владивосток, ДВГУ, 1999. С. 46-47.

Детская археология // http://www.iknugra.ru/center-for-protection-of-cultural-heritage/projects/childrens-archeology.html

Мир мегалитов // http://risk.fatal.ru/index.html

Пежемский Всеволод Гелиевич. Археологический клуб как форма организации внеучебной деятельности подростков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Санкт-Петербург, 2003 210 c. РГБ ОД, 61:04-13/1183// http://www.lib.ua-ru.net/diss/liter/114285.html

Рольфес И. Дидактика истории: история, понятие, предмет. // Преподавание истории в школе. 1997. №7. С.29-32.

Скворцова Н.Г. Элемент смеховой культуры на уроках истории. // Преподавание истории в школе. 1998. №5. С.42-43.

Шамшин А.Б. Историко-краеведческая работа со школьниками. // Преподавание истории в школе. 1998. №5. С.58-59.

Литература

Вагин А..А. Методы обучения истории в школе. М. «Просвещение». 1972. 351 с.

Ворожейкина Н.И.Активизация учебной деятельности учащихся при изучении истории СССР. М. «Просвещение». 988. - 111 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д. «Феникс». 1997. - 480 с.

Кацюба Д.В., Гиндлин И.Б. Практические занятия по курсу «историческое краеведение». М. Изд-во МГУ. 1975.

Ковалёв А.Г. Психология личности. М. «Просвещение». 1970. - 391 с.
Коломинский Я.Л. Человек: психология. М. «Просвещение». 1980. - 224 с.

Краткий психологический словарь. / сост. Л.А. Карпенко. М. «Политиздат». 1985. - 431 с.

Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М. «Высшая школа». 1989. - 223 с.

Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М. «Просвещение». 1996. - 304 с.

Малинова Р., Малинов Я. Прыжок в прошлое: эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М. «Мысль». 1988. – 352 с.

Методика историко-краеведческой работы в школе. М. «Просвещение». 1982.

Психология и педагогика. / Ред. А.А. Радугин. М. «Центр». 1996. - 336 с.

Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. М. «Просвещение». 1965.

Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. М. «Просвещение». 1974.

Стражев А.И. Методика преподавания истории. М. «Просвещение». 1964.

Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. «Педагогика». 1971. - 352 с.

 

 Приложение

Пример вводного занятия по археологии

«История археологии»

Данное занятие может проводиться как вводный урок в кружке «Юный археолог». Главный акцент в занятии в данном случае сделан на формирова­нии не только общих, но и специальных на­выков и приёмов, необходимых при изуче­нии истории как учебной дисциплины. В основе методики преподавания - иг­ровые и поисковые методы, стимулирую­щие рост мотивации к обучению, развиваю­щие потребности самостоятельной работы с различными источниками знаний.

Содержание занятия максимально прибли­жено к психологическим и гносеологичес­ким особенностям 11-12-летних учащихся, что позволяет реализовывать принцип «иг­рая, обучаюсь». При этом исчезает барьер страха и неуверенности, который свойстве­нен многим учащимся при переходе из на­чальной школы в сред­нюю школу.

Занятие, посвященное археологии, можно использовать не только как вводное занятие в кружке, но и при ведении пропе­девтического курса археологии в школе. Он может при соответ­ствующей доработке стать частью факульта­тива «Вспомогательные исторические дис­циплины», а также применяться с момента введения дней самоуправления, когда уча­щиеся старших классов организуют уроки по выбору для малышей.

Дополнительной иллюстративной базой для проведения уроков могут стать видеоза­писи телевизионных передач, посвящен­ных археологии.

Цель занятия - углубить понятие учащихся об археологии, её предмете и методах; под­готовить учащихся к посещению археоло­гического экспозиции Чувашского национального музея.

План занятия:

Знакомство с понятиями «вещественные источники», «археология», «дневная по­верхность», «культурный слой».

Методы обнаружения археологичес­ких памятников.

Проведение археологических раско­пок

Обработка археологических находок.

Научный подвиг Генриха Шлимана.

I. Археология (от греч. archaios - древ­ний и logos - слово) - наука, изучающая историю по вещественным (матери­альным) остаткам деятельности лю­дей - археологическим памятникам. К ним относятся остатки поселений, погребе­ния (курганы, бескурганные захоронения, другие могильные сооружения), а также кла­ды, древние рудники, орудия труда, домаш­няя утварь, украшения, оружие... Археологи­ческие памятники находятся, как правило, под землёй. Некоторые из них специально выкапывались и засыпались людьми, напри­мер могилы. Другие спрятала под земной толщей природная стихия; так, пеплом был засыпан при извержении вулкана римский город Помпеи. Многие же посе­ления «уходили» под землю с течением вре­мени, в результате деятельности людей. Внимательно понаблюдайте, что происхо­дит, когда дорожные рабочие асфальтируют улицы. То же самое происходило и в древно­сти, когда на месте старых, обветшалых или разрушенных врагами домов люди строили новые. Уровень, на котором жили люди, по мере их деятель­ности поднимался всё выше и выше. Каждо­му времени соответствует свой слой жизне­деятельности, археологи называют его дневной поверхностью (датировать слой можно по находкам, обнаруженным на его уровне). Главная задача археологических исследований культурного слоя - просле­дить последовательность его напластова­ний.

Далее учитель задаёт учащимся ряд во­просов:

1.Что такое вещественные источники? Какими они бывают?

Можно ли вещественные источники назвать немыми? О чём они рассказывают?

Чем археологи отличаются от кладоискателей? Какими качествами должен обла­дать археолог?

На демонстрационном столе - школь­ный учебник истории, хрестоматия, набор открыток с древними миниатюрами, фото­графии раскопок, черепки древней керами­ки, монета из древнего клада, старинная бу­синка, иллюстрация разрушенной крепости и т.д.

Выберите среди этих предме­тов вещественные источники. О чём гово­рит каждый из них?

2. Перед началом работы археологичес­кой экспедиции, её участники изучают спе­циальную литературу: исторические источ­ники, труды по географии, зоологии, бота­нике, климатологии, анализируют легенды и сказания, связанные с местом раскопок. Затем они определяют место работы. Очень часто древние памятники открывают слу­чайно, во время земляных работ, как, напри­мер, во время строительства московского метро. В этом случае Закон по охране и ис­пользованию памятников истории и куль­туры обязывает строителей прекратить работу и сообщить об этом в местную архео­логическую экспедицию. Недавние раскоп­ки на Манежной площади Москвы начались перед строительством под площадью торго­вого центра. Другие памятники археологии не надо искать, об их расположении извест­но давно, как, например, об античных горо­дах Ольвия и Херсонес, остатки которых до сих пор возвышаются около современных населённых пунктов.

Многие памятники открыты при помо­щи аэрофотосъёмки. Так были открыты древние каналы в Средней Азии. Иногда аэ­рофотосъёмка помогала обнаружить объ­екты, находящиеся под водой на глубине 7 метров. Тогда к работе подключаются архе­ологи-водолазы. Именно они обнаружили портовые сооружения финикийского го­рода Тара, оказавшегося затопленным Сре­диземным морем. Современная наука обо­гатила археологию методом электрораз­ведки.

Перед полевой работой проводится ар­хеологическая разведка: обследуется место будущей работы, составляется карта-план, намечается объём работы. Организуются небольшие земляные работы - шурфовка.

3. После проведения археологической разведки начинаются раскопки. К ним обычно привлекают студентов историчес­ких факультетов и добровольцев-школьни­ков, так как из-за большого объёма работы и ограниченного времени (раскопки можно вести только в летний период) учёные нуж­даются в помощниках. Слой за слоем снима­ют археологи землю. Каждый такой слой -штык - равняется примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешнее, археологи разбивают раска­пываемый участок на участки (раскопы, квадраты), стороны которых ориентиру­ются по сторонам света. По мере работы к первоначальному участку прирезаются но­вые, каждый участок получает свой шифр, который наносится на каждую находку с этого участка, на ней же помечается и но­мер штыка. (По ходу объяснения данной ча­сти урока на доске можно выполнить со­ответствующий чертёж)

Для сохранения открытых археологиче­ских объектов их либо укрепляют, либо рес­таврируют (в этом случае на месте раскопа иногда устраивают музейную экспозицию, как в г. Анапа, археологический музей кото­рой возник на месте древнего античного поселения). Если на объекте предстоит ра­бота в следующем сезоне, его консервиру­ют, т.е. засыпают землёй.

Собранный во время раскопок материал отправляют в Институт археологии либо в соответствующий музей, где его очищают, реставрируют и изучают. Изучение древних захоронений имеет свою специфику. После трудоёмкого исследования, к которому под­ключаются учёные-антропологи, возможно даже восстановление по черепу и костям давно умерших людей внешнего облика че­ловека. Так учёный-антрополог М.М.Гераси­мов воссоздал методом пластической ре­конструкции скульптурные портреты Ивана Грозного и Андрея Боголюбского (демонст­рируется слайд с изображением бюста Анд­рея Боголюбского, сообщается о том, что скульптурный портрет Ивана Грозного уча­щиеся увидят при посещении Музея исто­рии Москвы, данные изображения часто по­мещаются в различных учебниках и посо­биях, в том числе для средней школы), дру­гих деятелей прошлого.

Учёные широко используют в археоло­гии и разнообразные физические, химичес­кие и даже математические методы ис­следования. Применяя эти методы, учёные устанавливают возраст и причины смерти людей. Так, историки получили неизвест­ные по письменным источникам данные об Иване Грозном. По годичным кольцам дере­вьев точно воспроизводят датировку дере­вянных сооружений и предметов. Применяя радиоактивный углерод С-14, учёные уста­новили хронологию многих событий, кото­рые не были ранее известны историкам или датировались неправильно.

Тест для самопроверки

1. Наука, изучающая прошлое человечес­кого общества по вещественным остаткам, называется:

а) этнография;

б) антропология;

в) археология;

г) генеалогия.

2. Что лишнее в этом списке:

а) бронзовый наконечник стрелы;

б) кремниевое рубило, которым пользовались первобытные люди;

в) списки древнерусских летописей;

г) древний курган.
Свой ответ обоснуй.

3. Перечисли этапы подготовительной работы, предшествующие началу раскопок.

4. Что такое штык:

а) слой земли, который снимает архео­лог во время проведения раскопок в опреде­лённом культурном слое;

б) участок, стороны которого совпада­ют со сторонами света, на котором проводятся археологические раскопки;

в) один из методов исследования обна­руженного материала?

5. Как учёные могут восстановить внеш­ний облик древнего человека по останкам
его черепа и костей:

а) при помощи археологии;

б) после внимательного изучения
письменных источников, в которых дано
описание внешности этого человека;

в) если находка археолога относится к
дописьменному периоду, это сделать невоз­можно;

г) при помощи науки антропологии?
Можете ли вы привести примеры подоб­ных открытий?

В заключительной части занятия - рассказ о Ге­нрихе Шлимане.

Генрих Шлиман (1822 - 1890) родился в простой немецкой семье. Его отец, желая, чтобы сын вырос образованным человеком, когда мальчику исполнилось 8 лет, подарил ему «Всемирную историю для детей». Бога­то иллюстрированная книга поразила вооб­ражение мальчика. Особенное впечатление на него произвёл один рисунок: в огне по по­луразрушенному городу идёт воин в высо­ком шлеме и панцире. Он несёт на руках ста­рика, а за руку ведёт маленького мальчика. Позади пламени и дыма кипела битва: вои­ны в шлемах с высоким гребнем и коротких панцирях убивают без пощады женщин и де­тей. Отец объяснил сыну, что это легендар­ный троянский герой Эней спасает отца и сына. Мальчик очень расстроился, когда отец сказал, что этого никто не видел, что это всего лишь воображение художника. «Даже если бы Троя существовала когда-то, - сказал отец, - то время превратило её в пыль». Генрих отказывался в это верить: «Я найду эти высокие стены и башни! Они не могли исчезнуть!» Напрасно отец уверял сы­на, что нельзя найти то, чего никогда не су­ществовало: в то время учёные считали, что Троя - мифическая выдумка слепого древ­негреческого поэта Гомера.

В 14 лет закончилось детство Генриха. Умерла мать. Отец разорился. Мальчику пришлось самому зарабатывать себе на жизнь, работая в лавке деревенского тор­говца. В лавку часто наведывался подмас­терье мельника, любивший выпить. Бывший семинарист, он читал наизусть поэму Гомера «Одиссея». Чтобы слушать полюбившие­ся ему стихи, Генрих за свой счёт подавал ему вино. Это продолжалось до тех пор, по­ка рассерженный хозяин не выгнал обоих. Судьба привела 19-летнего Генриха в круп­ный портовый город Гамбург. Нанимаясь на разную работу, влача нищенское существо­вание, юноша жил очень одиноко и находил утешение в учёбе. Прислушиваясь к много­язычию в порту, он самостоятельно выучил английский, французский, голландский, португальский, шведский, польский и ита­льянский языки. Несмотря на то, что в Гам­бурге каждым годом приходило всё больше русских кораблей, Генрих не смог также са­мостоятельно овладеть русским языком, очень трудным для иностранца. Не желая сдаваться, он на свои скудные заработки нанял учителя и, экономя на еде и свечах, долгими зимними вечерами учил в своём убогом жилище новый язык. Его старания не пропали даром. Однажды хозяину торго­вой компании, в которой служил Генрих, срочно понадобился человек, который по­мог бы ему вести переговоры с русскими купцами. Работа способного юноши была по достоинству оценена его хозяином, и вскоре Генрих стал представителем компа­нии в Петербурге.

Шлиман много и упорно работал, приум­ножая богатство своего хозяина, и сам по­степенно стал богатым человеком. Он проч­но обосновался в России. Завёл семью. Од­нажды по служебным делам Шлиман отпра­вился в Лондон. Конечно же, он не смог не посетить всемирно известный Британский музей. Увиденные здесь статуи из афинско­го Парфенона потрясли коммерсанта. Шли­ман с ужасом ощутил всю бессмысленность и пустоту своего существования. Ожила мечта детских лет - найти Трою.

Возвращение в Россию заставило отка­заться на время от новых планов: началась Крымская война. Проведя ряд удачных тор­говых сделок, связанных с военными зака­зами, Шлиман превратился в миллионера. Война окончилась, и Шлиман понял, что по­ловина его жизни ушла бесцельно. А ведь он хотел стать учёным! Снова всплыли в памяти воспоминания о подаренной в детстве кни­ге. Шлиман всё так же много работал: за 3 месяца он самостоятельно изучил древне­греческий язык, на котором писал Гомер. Выучил наизусть его другую знаменитую по­эму «Илиада». Существование воспетой Го­мером Трои учёные по-прежнему отрицали, они считали, что искать её так же бессмыс­ленно, как искать Ивана-царевича или царя Салтана. Но Шлиман верил Гомеру.

Шлиман покинул Россию, расставшись с семьёй, которая не понимала и не поддер­живала его. Местом своего жительства Шлиман не случайно выбрал Грецию: ему хотелось быть ближе к своей мечте. В Гре­ции Шлиман неожиданно для себя обрёл личное счастье. Он полюбил девушку из бедной греческой семьи, внешний вид кото­рой напоминал ему описание воспетой Го­мером Елены, из-за которой началась Тро­янская война. Родители девушки были сча­стливы отдать юную дочь замуж за далеко не молодого жениха: таким образом они рассчитывали решить свои материальные проблемы. Софья, стоя у алтаря, приносила себя в жертву семье, но вскоре после свадьбы поняла, что стала женой необыкно­венного человека. Шлиман не только был добр и обходителен с женой, но и нанял ей лучших учителей. Полуграмотная девушка превратилась в одну из самых образован­ных женщин Европы, она полностью разде­лила увлечения мужа, став его надёжной помощницей.

С большим трудом он добился у турецко­го правительства разрешения начать архео­логические раскопки. Турецкие власти по­ставили условие: половину всех найденных ценностей Шлиман должен передать Тур­ции. Он долго выбирал место раскопок, много дней провёл, гуляя по окрестностям деревни Гиссарлык, плавая в лодке близ бе­рега моря, омывающего деревню. Он срав­нивал природный ландшафт с описаниями Гомера и наконец в 1871 г. приступил к рас­копкам. В течение долгих 8 лет Шлиман, преодолевая многие трудности (непогоду, плохие бытовые условия, подорванное здо­ровье, нехватку рабочих, придирки турецких чиновников), снял 7 культурных слоев. И ни­чего! Даже те немногочисленные знакомые, кто верил Шлиману, отвернулись от него. Только Софья всегда была рядом. И удача повернулась лицом к Шлиману: ему удалось обнаружить следы пожарища, остатки древ­ней дороги, большую башню, ворота. Но главное было впереди!

Однажды Шлиман открыл настоящий клад. Боясь, что он будет расхищен рабочи­ми, археолог отпустил их, объявив о закры­тии сезона, а сам вместе с женой тайком ото всех продолжал работать, несмотря на свой преклонный возраст. Клад был необыкно­венный: золото, серебро, чаши, кубки, 2 прекрасные диадемы, 24 ожерелья из золо­та, сотни колец, браслетов, булавок, бляшек находились в найденной Шлиманом вазе, а также слитки драгоценного металла и ору­жие! Ночью в палатке при свете свечей Шли­ман одел часть этих украшений на свою же­ну - красавица гречанка выглядела точь-в-точь как прекрасная Елена! Ликование Шлима­на сменилось тревогой: ведь половину най­денного надо отдать туркам; для них вещи из клада не представляли научной ценности: золото подлежало переплавке для чеканки монет, которых так не хватало обедневшей Турции, чьи правители не желали отказывать себе в роскоши. Что делать? Шлиман реша­ется на крайнюю меру: он контрабандно вы­возит найденные ценности из страны.

Результатом многолетней работы Шли­мана стало появление книги «Троянские древности». Вместо радости она принесла археологу много неприятностей: турецкое правительство возбудило против Шлимана судебный процесс, а завистники-учёные клеветали, что Шлиман якобы не нашёл, а купил это золото. И если первая неприят­ность не очень огорчала Шлимана (он пошёл на это ради науки и подарил людям бесцен­ные памятники археологии; он осуществил свою детскую мечту и доказал всему миру: Троя существовала, Гомер был прав!), обви­нения в научной нечистоплотности он снес­ти не мог.

Для этого он начал раскопки теперь уже в самой Греции. Его цель: найти могилу Ага­мемнона, вождя древних греков, сражав­шихся против Трои. И Шлиман добился сво­его! Он раскопал прекрасные «Львиные во­рота» Микен, нашёл захоронение греческо­го вождя.

Имя Шлимана вписано золотыми буква­ми в историю археологии.

Вопросы и задания

Что пробудило интерес Г.Шлимана к изучению древней истории?

Какие качества как человека и учёного помогли Г.Шлиману осуществить свою детскую мечту?

Какая подготовительная работа пред­шествовала началу раскопок Г.Шлимана?

Реши кроссворд.

1. Известный археолог. 2. Один из инст­рументов, которым пользуется археолог во время полевой работы. 3. Холм, на котором были найдены сокровища легендарного древнего города. 4. Древнегреческий поэт, «Одиссеи» и «Илиады». 5. Холм над за­хоронением вождя, б. Место проведения ар­хеологических работ. 7. Восстановление найденных археологами во время экспеди­ции памятников. 8. Древний город, сущест­вование которого учёные в XIX в. приписы­вали фантазии древнегреческого слепого поэта. 9- Наука, изучающая историю челове­чества по вещественным остаткам. 10. Стра­на, которой по условиям договора Г.Шлиман должен был отдать половину будущих архе­ологических находок 11. Часть археологи­ческого раскопа, стороны которого ориен­тированы по сторонами света.

Домашнее задание. Современники Г.Шлимана воспринимали его археологиче­ские поиски как бесполезную фантазию; учёные XIX в. встретили его книгу «Троян­ские древности» недоброжелательно, счи­тая находки Г.Шлимана мистификацией; ар­хеологи XX в. называют жизнь Г.Шлимана научным подвигом. Какую точку зрения раз­деляешь ты? Почему?

Литература для учителя

Авдусин Д.А. Основы археологии: Учебник. М., 1989.

Брей У., Трамп Д. Археологический словарь/ Пер. с англ. М., 1990.

Ванденберг Ф. Золото Шлимана. Смоленск, 1996.

Гальперина Г.А.Доброеа ЕВ. Популярная исто­рия археологии. М., 2002.

Мартынов А.И. Археология: Учебник. М., 2002.

Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологиче­ского исследования. М., 2002.

Матюшин Г.Н. Тайны цивилизаций: История Древнего мира. М., 2002.

Немировский А.И. Нить Ариадны (Из истории классической археологии). Воронеж, 1989

Петрова Н.Т. Введение в историю // История (приложение к газете «1 сентября»), 1993. №1.

Саплина Е.В., Саплина А.И. Путешествие в ис­торию. М., 1994.

Литература для учащихся

Что такое? Кто такой? T.I. M., 1994.

Энциклопедический словарь юного историка: Всеобщая история. М., 1993.

Я познаю мир. История. М., 1996.

Приложени е II Раздаточный материал

1 Коломинский, 1980: С.192

1 Щукина 1971: С.8-15, 44

2 Щукина, 1971: С.122-124

1 Щукина 1971: С.130-145

2 Щукина 1971: С.147-167

3 Особенности ... 1988: С.53

1 Матюшин 1996: С.15

2 Рольфес, 1997. С.29-32

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.