Проектно-исследовательская работа «Исторические фразеологизмы»
МБОУ «Образовательный центр № 11»
Проект
«Исторические фразеологизмы"
Выполнила: Спиричева Жанна,ученица 6 «А» класса
Учитель: Алешина О.Н.
Тема нашего проекта – «Исторические фразеологизмы».
Цель проекта: составление словаря фразеологизмов, связанных с исторической жизнью народа.
Задачи:
выяснить, какие фразеологизмы можно назвать историческими;
составить список исторических фразеологизмов;
найти основания для классификации исторических фразеологизмов.
Вопрос, рассматриваемый нами в ходе выполнения проекта, считаю актуальным. Во-первых, в литературе мало встречается статей, связанных с классификацией фразеологизмов, возникших в связи с историческими событиями. Во-вторых, фразеология тесно связана с живой речью народа, а исторические фразеологизмы и с прошлым людей, а это вызывает интерес во все времена. Нам тоже было интересно обратиться к устойчивым сочетаниям слов, источниками которых являются исторические факты.
1 этап
На этом этапе мы ещё раз обратились к понятию «фразеология» и убедились, что это наука, изучающая устойчивые словосочетания с измененным значением – фразеологизмы. Фразеологизмы существуют в любом языке и содержат в себе красоту и яркую образность народной речи. Не зря говорил русский лингвист А.И.Ефимов: «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка» (1, с. 92).
Термин «фразеология» образован от греческих слов phrasis (речевой оборот) и logos (учение). Этим термином обозначается раздел языкознания, который посвящен изучению фразеологического состава языка, т.е. предметом изучения этой науки являются семантические, морфологические и стилистические свойства фразеологизмов.
Для демонстрации связи фразеологии с жизнью народа языковедами часто привлекается группа «исторических» фразеологизмов, в которых видна «специфика российского исторического развития»: вольный казак, мамаево побоище, казанская сирота, во всю ивановскую, плетение словес. Несомненно, многие из таких оборотов прямо связаны с историческими событиями и реалиями. (2, с. 121)
2 этап
Изучая фразеологические словари, справочники и интернет источники (см. список литературы), мы составили список фразеологических оборотов, которые так или иначе связаны с историей народа и традициями прошлого.
Фразеологизмы |
Современное значение |
История фразеологизма |
1) Аркадская идиллия |
Спокойная, размеренная жизнь. |
Аркадия — центральная часть греческого острова Пелопоннес, жители которой были скотоводами и земледельцами. Позднее в литературе Аркадия стала символом страны, живущей счастливо и спокойно. |
2) Адмиральский час |
Полдень, время завтрака или раннего обеда. |
Первоначально время обеденного перерыва в работе, о котором население Петербурга ежедневно узнавало по выстрелу пушки с Адмиралтейства (позже с Петропавловской крепости), введенному с 6 февраля 1865 году. У Петра I, основателя русского флота, был обычай: после трудов, в 11 часов пить водку с сотрудниками своими. |
3) Варфоломеевская ночь |
Стремительная и массовая расправа над противником, происходящая с использованием нечестных, подлых методов. |
Теплой ночью 23 августа 1572 года, в день св. Варфоломея, во французской столице происходили ужасные вещи. В течение нескольких часов солдаты методично вырезали гугенотов, которые выступали за изменение устоев католицизма. Приказ был отдан Римским папой, который провозгласил гугенотов еретиками. |
4) Верста Коломенская |
Этот фразеологизм используют для обозначения чего-то очень большого, выходящего за пределы, в том числе очень высоких людей. |
Это выражение вошло в обиход в 18 веке, когда царем был Алексей Михайлович – отец Петра Первого. Царь занялся обустройством дороги в летнюю царскую резиденцию в селе Коломенском и приказал заново измерить расстояние от Москвы до Коломенского. По всей дороге установили верстовые столбы необычайно большой высоты. Именно поэтому такие дороги стали называть столбовыми. |
5) Вольный казак |
Не зависящий ни от кого, свободный человек |
В Московском государстве XV- XVII веков так называли вольных людей из центральных регионов страны, бежавших на периферию, чтобы спастись от закрепощения (т.е. превращения в крепостных крестьян). |
6) Вот где собака зарыта! |
Найти искомое, выяснить истину |
|
7) Ганнибал у ворот |
Опасность, которая грозит чему или кому-либо. |
Как известно из истории, Ганнибал держал римлян в страхе достаточно протяженное время, и даже после его кончины о нем вспоминали со страхом. Когда он предпринял попытку захватить Рим, то известный оратор и мыслитель Цицерон не выдержал и закричал о том, что Ганнибал у ворот. Все горожане побледнели от этих слов, ведь ужас сковал все их мысли. |
8) Гнуть в три погибели |
Полностью подчинить кого-либо своей воле. |
|
9) Жена декабриста |
Верная жена, которая готова разделить со своим мужем горе и несчастье и никогда не бросит и не предаст его. |
|
10) Иван, не помнящий родства |
Человек, не помнящий и не соблюдающий традиций, не уважающий обычаи предков, отрекшийся от своего окружения. |
Пришло это выражение с каторги. Бежавшие без документов каторжане, попадая в руки полиции и желая скрыть свое прошлое, в как один, именовали себя Иванами, а на вопросы о родичах говорили, что «родства своего не помнят». Так «Иванами, родства не помнящими» и записывали их в полицейские протоколы. Имя Иван избиралось при этом совсем не случайно: издавна было оно самым распространенным русским именем, любимым в народе. |
11) Играть в бирюльки |
Несерьезное относиться к чему-либо, заниматься пустяками. |
Выражение произошло от названия старинной игры, смысл которой в вытаскивании крючком разбросанных мелких предметов, но так, чтобы при этом не задевать их. |
12) Идти в Каноссу |
Так говорят о человеке, который, будучи побежденным, потерял всякую гордость. |
Девять веков тому назад на германском троне восседал Генрих IV. На протяжении всей своей жизни император вел постоянные войны с католической церковью. Главной его целью было сломить своего главного врага – папу римского Григория VII. В руках Генриха в ту пору была сосредоточена огромная власть – он даже пользовался привилегией папы, мог отлучать людей от церкви. А в средневековье стать отлученным значило стать бесправным изгнанником. В конечном итоге для императора все закончилась плачевно – на Синоде, состоявшемся в Риме, было объявлено об отлучении Генриха от церкви. После этого события практически все сторонники повернулись к нему спиной. Покинутый всеми император прибыл во дворец Каноссу вымаливать прощение у папы. Вчерашний великий глава Германии беспомощно стоял на коленях перед главой католиков. |
13) Казанская сирота |
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. |
Это выражение родилось в XVI веке. После завоевания Иваном Грозным Казани казанским мурзам (князьям) пришлось прикидываться бедными и несчастными, чтобы добиться от нового хозяина поощрений и наград. |
14) Как Мамай прошел |
Полнейший беспорядок, разгром. |
Выражение из древнерусской истории. Связано с именем татарского хана Мамая, правившего Золотой ордой с 60-х гг. XIV века и совершавшего опустошительные набеги на Русь вплоть до 1380 года, когда его войска были разгромлены дружиной Дмитрия Донского во время Куликовской битвы. Мамай бежал в Крым, где и умер. О нашествии Мамая на Русь рассказывается в древних русских летописях, а также в древнерусской повести «Задонщина» и «Сказании о Мамаевом побоище |
15) Кондрашка хватил |
О том, кого неожиданно парализовало. |
Выражение произошло от имени предводителя восстания 1707г. На Дону Кондратия Афанасьевича Булавина, который внезапным налетом истребил царский отряд во главе с воеводой князем Долгоруким. |
16) Кричать во всю Ивановскую |
Очень громко кричать/говорить. |
Это выражение связано с московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки – оглашали указы, распоряжения и другие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко. |
17) Лавры спать не дают |
Чей-либо успех вызывает у кого-либо чувство зависти. |
Слова древнегреческого полководца Фемистокла: «Лавры Мильтиада не дают мне спать», сказанные им после блестящей победы Мильтиада над войсками персидского царя Дария в 490 г. До н.э. |
18) Лить колокола |
Нелепый слух, сказка |
У колокольных испокон века установилось поверье, что для удачной отливки колокола необходимо распустить в народе какую-нибудь нарочно придуманную сказку, и чем быстрее и дальше она разойдется, тем звучнее будет отливаемый колокол. |
19) Отложить в долгий ящик |
Надолго отложить что-либо. |
Более трех веков назад по приказу царя Алексея Михайловича, отца Петра Первого, напротив коломенского дворца был установлен длинный ящик, в который каждый желающий мог положить послание царю с пожеланиями или жалобами. Урна быстро наполнялась, однако решения по волнующим население вопросам либо не выносились вовсе, либо ждать их приходилось очень долго. |
20) Перейти Рубикон |
Принять достаточно опасное и в тоже время бесповоротное решение. |
История происхождения этого высказывания связана с именем первого римского диктатора Юлия Цезаря. Когда великий полководец в 49 г до н.э., после победоносной войны в Галлии, во главе своих легионов, несмотря на грозные запреты главенствующего римского сената, перешел пограничную реку Рубикон. Будущий правитель империи не до конца был уверен в силе своего войска, его одолевали противоречивые мысли, ведь в случае неудачи он лишался всего. По существующим законам Римской империи он должен был распустить свои войска еще у границ великой империи, но полководец сознательно сделал этот шаг. Шаг, который мог стоить ему жизни. Приняв бесповоротное решение, во главе своих легионов он вошел в Рим. Тем самым развязал гражданскую войну, последствия которой привели к кардинальным изменениям дальнейшей истории всей империи. Великий город сдался без боя. Чуть позже, своей победой у города Фарсала, Цезарь, разбив армию Помпея, которая была спешно набрана сенатом, победоносно завершил кровопролитную и жестокую войну. Победа в гражданской войне позволила Цезарю, полностью узурпировать власть в Римской империи. |
21) Пришелся не ко двору |
Например, новичок не прижился в коллективе, не стал по-настоящему «своим», люди с неодобрением говорят, что, мол, не ко двору пришелся. Хотя «двор» этот уже далеко не двор – фирма, офис, вуз и т.д. |
Были времена, когда верили в чертей и домовых. Задабривая домовых, на столе оставляли остатки вечерней трапезы, еду и питьё. Вот только если кто-то домовому приходился не по душе, - пиши, пропало! Невидимый глазу хозяин дома (или двора) делал всё, чтобы выжить неугодного восвояси. |
22) Пуститься во все тяжкие |
Поступать так, как считаешь нужным, не обращая внимания на интересы окружающих. |
Раньше на Руси колокольный звон почти никогда не умолкал. Разнообразие колоколов было огромным – от самых маленьких до огромных исполинов весом в несколько тонн. Колокола больших размеров церковники называли «тяжкими ». Когда звонари использовали все имеющиеся колокола, то говорили, что они «бьют во все тяжкие ». Выражение «трезвонить в колокола» с незапамятных времен означает бурное обсуждение какой-либо новости, распространение слухов. Оно и понятно – колокола ведь всегда использовались в качестве средства оповещения народа. Отсюда же берет свое начало и фраза «Пуститься во все тяжкие» |
23) Скатертью дорога |
Напутствие, в котором дается понять, что уход или отъезд человека (компании) не причинит остающимся ни малейшего огорчения. Равносильно словам: «Проваливай, без тебя обойдемся». |
Дороги в старой Руси не отличались ни чистотой, ни гладкостью. Ездить по ним было истинным мучением. И лучшего пожелания, чем дороги ровной, как скатерть, хозяин не мог выразить уезжающим гостям. Вначале восклицание «Скатертью дорога!» и понималось как доброе пожелание. Но потом оно приобрело как раз противоположный, иронический смысл. |
26) Спустя/засучив рукава |
Спустя рукава: так говорят о людях, которые делают свое дело лениво, нехотя, медленно. |
Так стали говорить в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были еще длиннее — 130—140 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть. |
24) Хлеб-соль |
Забота, уважение. (Например, отблагодарила за хлеб-соль) |
От старинного славянского обычая, сохранившегося до наших дней: в знак уважения подносить при торжественной встрече каравай хлеба и соль тому, кого встречают. |
25) Шиворот-навыворот |
Так говорят, если человек сделал что-то не так, как полагается или перепутал.. |
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы. |
3 этап
Составив таблицу исторических фразеологизмов, мы заметили, что устойчивые сочетания слов можно классифицировать.
Во-первых, четко разграничиваются фразеологизмы, связанные с русской историей и
Зарубежной (преимущественно, европейской). Например:
Фразеологизмы, связанная с русской историей |
Фразеологизмы, связанная с европейской историей |
Адмиральский час Мамаево побоище Как Мамай побывал Жена декабриста Сирота казанская Кондрашка хватил Заварить кашу Положить в долгий ящик и др. |
Аркадская идиллия Варфоломеевская ночь Ганнибал у ворот Идти в Каноссу Лавры спать не дают Перейти Рубикон |
Фразеологизмов, связанных с историей других государств мы нашли заметно меньше. Это связано с тем, что фразеология тесно связана с речевой деятельностью народа, и в активное употребление попадают те выражения, которые лучше известны и близки людям. История европейских государств известна из литературных источников или понаслышке, а родная история пережита и переедена из поколения в поколение.
Во-вторых, фразеологизмы можно разделить по сферам деятельности людей в прошлом. Например, фразеология, связанная с военным делом: разводить турусы на колёсах, брать на пушку. Фразеология, связанная с прежним делопроизводством: бить челом, положить под сукно, отложить в долгий ящик. Фразеология, связанная с развитием техники: на всех парах, дать зелёную улицу, довести до белого каления, закручивать гайки.
В-третьих, есть пласт фразеологизмов, связанных не с какими-то конкретными фактами истории, а с традициями прошлого. Например, хлеб-соль, пуститься во все тяжкие, пришелся не ко двору, лить колокола и др.
4 этап (заключительный)
Работая над проектом, мы пришли к выводу, что «исторические» фразеологизмы – особый пласт фразеологии, требующий изучения. Нам удалось составить словарик таких устойчивых фразеологизмов с объяснением современного и этимологического значения. Мы наметили пути классификации исторических фразеологизмов: по происхождению, по сферам деятельности людей в прошлом. Ряд фразеологизмов отражают традиции русского народа.
На этом работа над проектом не заканчивается. Думаем, что накопленный материал ляжет в основу исследования. Нам интересно узнать, почему именно эти исторические события и традиции прошлого остались в народной памяти в виде фразеологических оборотов. Также хотелось бы расширить перечень классификаций устойчивых сочетаний слов.
Литература
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- М.: «Просвещение», 1995, с. 92-114
Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. М.: «Экзамен», 2013, с. 121
Фразеологический словарь русского языка \ под ред. А.И. Молоткова. – М.: «Русский язык», 1978
http://www.tutoronline.ru/blog/chto-vy-znaete-pro-fra..
http://znayka.net/frazeologizmy/turusy-na-kolesax.html
http://frazbook.ru/2010/10/18/v_dolgi_yashik/
http://словарь-синонимов.рф/blog/frazeologizm-prishel..
http://chtooznachaet.ru/vyrazhenie_perejti_rubikon.html
http://esperanto-plus.ru/fraz/i/ivan-ne-pomnjashcij.htm
Елена Владимировна