Научно-исследовательская работа "Левши: кто они?"
Автор публикации: М. Чазов, ученик 4В класса
XVI городской конкурс творческих и исследовательских работ обучающихся
«Первые шаги»
МБУ «Управление образования» администрации города Кунгура
Секция
Левши: кто они?
Чазов Матвей
ученик 4 В класса
МАОУ «СОШ №12
им. В.Ф. Маргелова»
Казаринова Лариса Евгеньевна
учитель начальных классов
высшей категории
МАОУ «СОШ №12 им. В. Ф. Маргелова»
Оглавление
1. Определение левшества или правшества. 6
2. Определение леворукости у малышей. 6
3.1 Исследование в семье, школе № 12 им. В.Ф. Маргелова, лицее. 7
Кто сказал, что очень хороши,
Только те, кого зовут «правши»?
И на это мы ответим тут же:
Мы, левши, нисколько их не хуже!
Сколько я себя помню, я все делаю левой рукой: пишу, рисую, ем, даже зубную щетку я держу в левой руке, когда чищу зубы. Я знаю и других людей, кто также как и я чаще используют левую руку. В нашем классе, таких трое и мы всегда сидим на первом варианте. Почему нас так садит учитель? Моих родителей часто спрашивают: «Ваш ребёнок левша?». Мне стало интересно, по какой причине некоторым людям комфортнее использовать левую руку и кто такие левши. Является ли это явление нормальным? Ведь все члены моей семьи делают те же самые действия только правой рукой. Как скажется моя особенность на моей дальнейшей жизни?
Цель
Изучение леворукости, причин и особенностей её появления.
Задачи
Подобрать и изучить литературу.
Изучить способы определения левшества или леворукости у людей.
Провести исследование и сделать вывод об отличии левшей и правшей.
Рассказать одноклассникам.
Объект исследования – левши.
Гипотеза – левши отличаются от правшей не только тем, что пишут левой рукой.
Левша́ (леворукий) - человек, предпочтительно пользующийся левой рукой. Антоним к термину «левша» - «правша»1.
Левши издревле вызывали к себе противоречивое отношение. Умение делать все левой рукой считали то знаком Божественной избранности, то печатью дьявола. Женщин-левшей в средние века сжигали на костре, как ведьм. ХХ век установил «равноправие» левшей и правшей. Сегодня же все больше говорят о том, что левши действительно отличаются от правшей.2
В науке различают леворукость и левшество. Леворукость определяет только ведущую руку. Если ребенок предпочитает все делать левой рукой, то можно сказать, что он леворукий. Левшество – это особенность работы головного мозга. Об этом можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. Человек устроен таким образом, что левое полушарие мозга управляет правой половиной тела, а правое полушарие – левой. При этом, хотя полушария внешне похожи и работают вместе, но думают и живут по-разному.
Левое полушарие заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. Правое полушарие отвечает за образное мышление, восприятие искусства и воображение.
Левши, с одной стороны, демонстрируют более высокие творческие способности, абсолютный слух, развитую интуицию, способность найти несколько путей решения одной задачи, а с другой стороны им более сложно дается чтение, письмо и математика. По данным психологов, левши испытывают некоторые трудности при обучении в школе.3 Например, парты всегда стоят справа от окна, чтобы свет падал слева. При неудачном соседстве за партой дети могут толкать друг друга локтями, поэтому левшам удобнее сидеть за партой слева, чтобы не задевать соседа.
Защита леворукости.Считается, что левшей в мире примерно 10% (500 миллионов). По мнению профессора Института нейрохирургии им. Бурденко Тамары Доброхотовой «Леворукие люди испытывают подчас непреодолимые трудности, приспосабливаясь к «правому миру». Леворукость оказывается препятствием в учебе, овладении ремеслом». Попробуйте надеть часы на правую руку и завести их – и вы почувствуете, как нелегко живется леворуким людям.4
Раньше леворукость рассматривалась как отклонение от нормы, и во многих странах левшей насильственно переучивали в детстве. В нашей стране переучивание леворуких детей в своё время носило массовый характер. Однако, как показал опыт, переучивание приводит к существенному ухудшению психического и физического здоровья леворуких.
О защите леворуких детей начали говорить ещё в начале ХХ столетия (в частности в Англии), а в США даже на 50 лет позже.
В нашей стране в1985 году были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей.5
В некоторых странах принимаются меры, чтобы облегчить жизнь людям, лучше владеющим левой рукой. Сейчас выпускают школьные принадлежности, фотоаппараты, предметы быта в зеркальном варианте –ручки, ножницы (Приложение 5). А в Японии левши окружены особым уважением, они издавна почитаются как искусные, талантливые люди. В русской литературе тоже есть пример такого отношения – знаменитый Левша, подковавший блоху.6
Впервые Всемирный день леворуких, отмечали 13 августа 1992 года по инициативе британского Клуба левшей, организованного в 1990 году. Международный клуб левшей, полностью поддерживает это событие, и выступает со следующим лозунгом: "Левши всех стран, соединяйтесь и покажите этим правшам!"
Штаб-квартира Международной ассоциации леворуких находится в городе Топика (США, штат Канзас). Ассоциацией подготовлен "Билль о левшах" (Приложение 3).
В этот день практически во всех странах мира проходят акции, в которых «правым» предлагается весь день пользоваться только левой рукой, чтобы почувствовать себя в облике левши. Количество левшей, по мировой статистике, относительно невелико: около 10% мужчин и 8% женщин. Однако среди левшей выше доля людей с нестандартным мышлением, незаурядными творческими способностями, артистичных, художественных натур: художников, музыкантов, композиторов, архитекторов. Левши выделяются и в области точных наук: к решению задачи они идут, как правило, иным путём, чем их праворукие коллеги. Левши способны принимать какие-либо решения быстрее правшей, например, играя в спортивные или компьютерные игры.7
Немало леворуких спортсменов. В таких видах спорта, как бокс, фехтование и теннис левши проявляют свою особенную тактику (эффект неожиданности) и создают немало проблем для соперников. (Приложение 4)
Глава II Определение левшества или правшества.Для определения левшества и правшества существует огромное количество тестов. Некоторые из этих тестов предназначены не только для определения ведущей руки, но и для определения ведущих ноги, глаза, уха.
Для выявления ведущей руки используются тесты, при выполнении которых одна из рук более активна и быстра, чем другая:
Тест на аплодирование. При аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения;
«Поза Наполеона» - скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть - под правым предплечьем, у левшей - сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем - правая;
Для выявления ведущей ноги определяется неравенство по силе, скорости, координации и точности движений, длине шага:
Подпрыгивание на одной ноге, вставание на стуле на колени, шаг назад и шаг вперед; нога, совершившая движение первой во всех этих действиях, считается ведущей;
Измерение длины шага основано на том, что шаги ведущей ноги длиннее, чем не ведущей;
Закидывание ноги на ногу – ведущая нога сверху.
Для выявления ведущего глаза используют следующие тесты:
Тест «Моргание одним глазом». Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно не ведущий глаз;
Тест «Рассматривание в подзорную трубу» осуществляется обычно ведущим глазом.
Для определения ведущего уха можно пользоваться простыми, общедоступными приемами и методиками, не требующими использование специальных приспособлений:
Тест «Тиканье часов». Отмечается, к какому уху человек подносит часы в первый раз;
Прикладывание телефонной трубки к уху. Обычно прикладывают к ведущему уху.
Определение леворукости у малышей.Для определения преобладающей руки у маленьких детей можно предложить им выполнить следующие задания:
Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.
Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
Попросите малыша построить колодец из спичек. Ведущая рука та, которая преимущественно выполняет все действия.
Предложите ребенку несколько раз бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель. Какой рукой он будет это делать?
Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы.
Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).
Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он – леворукий. Если по этим тестам вы не смогли определить ведущую руку малыша, попробуйте следующее упражнение. Возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для малыша, поэтому он обязательно возьмет ложку в ведущую руку.8
Исследовательская часть. 3.1 Исследование в семье, школе № 12 им. В.Ф. Маргелова, лицее.В ходе моих исследований было опрошено:
262 человека в возрасте от 7 до 10 лет. Леворуких среди них 23: 16 мальчиков и 7 девочек.
250 человек в возрасте от 12 до 15 лет. Леворуких среди них 12: 7 мальчиков и 5 девочек.
93 человека в возрасте от 20 до 60 лет. Леворуких среди них 5 человек. Все женщины.
Вывод: 6% опрошенных – леворукие. Мальчиков среди них – 56% . В начальной школе – 9%, в среднем звене – 5%, среди взрослых - 5%.
Также был изучен круг интересов опрошенных левшей.
Танцами – 7 человек.
Спортом –5 человек.
Рисованием – 2 человека.
Пением – 2 человека.
Вышивкой, бисероплетением – 4 человека.
Сочиняет стихи – 1 человек.
Театральным искусством – 4 человека.
Цирковым искусством – 1 человек.
Создаёт компьютерные игры – 1 человек.
Таким образом, можно сделать вывод, что 27 из 40 человек проявляют себя в спорте или творчестве.
Я попросил членов моей семьи и одноклассников пройти со мной некоторые тесты на определение левшества. Результаты проведенных тестов я указал в таблице (Приложение 1).
Я попросил моих сестёр и братьев пройти со мной некоторые тесты на определение левшества и правшества. Результаты проведенных тестов я указала в таблице (Приложение 2).
Проанализировав мои результаты тестирования можно сказать, что я использую левые конечности и органы восприятия. В результатах тестирования моих сестёр и братьев выяснились интересные факты:
у двоюродных сестёр Оли (12 лет) и Ксении (10 лет) ведущая левая рука и левый глаз, хотя пишут они правой рукой, Оля занимается танцами, Ксения сочиняет рассказы;
брат Владислав (12 лет), двоюродный брат Савелий (8 лет) и двоюродная сестра Василиса (4 года) используют правую часть тела.
я во всех тестах использовал левые органы и конечности.
Подобные тесты прошли и мои одноклассники. (Приложение 6). В результате выяснились некоторые интересные особенности, 13 человек пользуются левым ухом, глазом, ногой и рукой, но при этом, праворукие.
3.2 Мировая статистикаИнтересен тот факт, что в странах Азии и Южной Америки, количество левшей выше, чем в странах Европы и Северной Америки. Таким образом, если в Европе на 25 человек приходится один левша, в некоторых Странах Азии и Африки (например: Монголия, Вьетнам, Сомали, Эфиопия, Сьерра-Леоне) число левшей по отношению к правшам приравнен, или даже выше.
Немалую роль, в формировании ведущего полушария человека играют традиции, образование, религия и даже специфика климата. У левшей более развито творческое мышление. Часто среди людей искусства, актёров, художников, композиторов и музыкантов встречаются левши. Израильские учёные изучив родственные связи 2000 тыс. человек, доказали, что в 15% случаев, — левшой становятся «по наследству». Этим они опровергают, теорию, что такие факторы как: национальность, климат, раса, — являются определяющими в формировании повышенной активности левого или правого полушария.
Учёные заявляют, что наследственного левшу, ни в коем случае нельзя переучивать, так как доминирует биологический фактор, определяющий леворукость. Амстердамская Академия Наук в 2005 году провела не менее интересное исследование. Так, по заключению Голландских учёных, — формирование левши может произойти во время беременности или непосредственно при родах. Процентное соотношение таких левшей составляет около 8-15%.
В 2-5% люди становятся левшами по принуждению обстоятельств. Речь идёт о травмах, ожогах, растяжениях, переломах полученных в ранние детские годы. В 60% случаев — определяющим фактором в формировании левши является воспитание, подражание родителям, вмешательство родителей и педагогов.
«Бостонский Центр Социального Развития», изучив поведение и привычки 7000 тыс. детей дошкольного возраста, опубликовал в марте 2000 года, статистическое заключение, что в США, 29% детей в возрасте до 5 лет, активно используют как левую, так и правую руку.
Наука о генетике, рассматривая данный вопрос, выдвигает свою формулу вероятности:
В семье, где оба родителя правши:
— 68% что ребёнок родится правшой.
— 26% что ребёнок будет развивать и использовать правую и левую руку.
— 6 % что ребёнок станет левшой.
В семье, где оба родителя левши:
— 50% что ребёнок будет правшой.
— 25% будут в равной мере применять обе руки.
— 25% что ребёнок родится левшой.
В семьях, в которых один родитель левша, а другой правша:
— 39% что ребёнок будет правшой.
— 50% что ребёнок будет использовать обе руки.
— 11% что родится левша.
Вот такая интересная статистика.
Пусть левшой быть и не просто,
В мире правильных правшей,
Но зато по силе воли
Слабых нет среди левшей!
Изучив вместе с классным руководителем и мамой собранный материал о левшах, и проведя небольшое исследование, я узнал кто такие левши. Чем они отличаются от правшей. Попытался найти причины и объяснение того, что многие действия мне и другим людям комфортнее выполнять определенной рукой.
В ходе своей работы я выяснил, что учитель садит меня всегда на первый вариант, чтобы мы с моим соседом не мешали друг другу.
Я выяснил, сколько левшей в разных классах и чем они увлекаются. Узнал об известных левшах и мировой статистике. Я узнал, как можно определить левшество с помощью достаточно простых тестов.
Я не понаслышке знаю, как нелегко приходится левшам, приспосабливаясь к жизни в «правом» мире. Теперь и Вы сможете больше понять левшей и, возможно, облегчить их жизнь и учебу. Но не нужно забывать, что леворукость может оказаться большим преимуществом в спорте или творчестве.
Попробуйте пройти некоторые тесты и определить ведущие органы. Думаю, некоторые из Вас будут удивлены.
А. Темина. Журнал “Аистенок”, МАЙ 2009 стр.: 80-82
Интернет – сайт ВикипедиЯ Свободная энциклопедия
Интернет – сайт www.psyco.ru/esli-rebenok-levsha.html
Интернет – сайт http://school9.kirovedu.com/uk/article/test-dlya-levshei.html
Интернет – сайт www.wbc2t.ru/bud-zdorov/pocheme_levsha_talantliv/
Интернет – сайт Википедия Свободная энциклопедия
Интернет – сайт www.wbc2t.ru/bud-zdorov/pocheme_levsha_talantliv/
Интернет – сайт РИА Новости. «Правый» мир глазами левшей. http://ria.ru/society/20080813/150336129.html
Приложение № 1. Результаты тестирования на определение количества левшей и их интересов.
Класс | Количество человек в классе | Среди них леворуких | Мальчиков | Увлечения | Дево чек | Увлечения |
1а школа №12 | 28 | 2 | 1 | ДШИ | 1 | Бисероплетение |
1б школа №12 | 29 | 1 | 1 | Спорт | | |
1в школа №12 | 29 | 4 | 3 | Рисование ДШИ | 1 | Рисование |
1г школа №12 | 26 | 4 | 2 | | 2 | Танцы |
2а школа №12 | 25 | 2 | 1 | Спортивные танцы | 1 | Танцы, вышивка |
2в школа №12 | 30 | 3 | 2 | Сочиняет стихи, поёт | 1 | Поёт |
3в школа №12 | 25 | 2 | 2 | Спортом | | |
4а школа №12 | 23 | 3 | 2 | | 1 | Спортом |
4б школа №12 | 28 | 1 | 1 | | | |
4в школа №12 | 19 | 1 | 1 | Спортом | | |
5а школа №12 | 18 | 1 | 1 | Создаёт компьютерные игры | | |
6а школа №12 | 27 | 0 | | | | |
6б школа №12 | 23 | 0 | | | | |
7а школа №12 | 29 | 2 | | | 2 | Театральное искусство |
6а лицей | 30 | 1 | 1 | Цирковое искусство | | |
6в лицей | 32 | 2 | | | 2 | Танцы |
7а лицей | 30 | 2 | 1 | Решение олимпиадных задач | 1 | Танцы |
8б лицей | 31 | 2 | 2 | Спортом Танцы | | |
8в лицей | 30 | 2 | 2 | Спортом | | |
Взрослые от 20 до 65 лет | 93 | 5 | | | 5 | Учителя |
| 605 | 40 | 23 | | 17 | |
Приложение № 2. Результаты тестирования на определение левшества о правшества.
Описание теста | Ольга | Владислав | Ксения | Савелий | Матвей | Василиса | ||||||
Левая | Правая | Левая | Правая | Левая | Правая | Левая | Правая | Левая | Правая | Левая | Правая | |
Тест «Аплодирование» | + | - | - | + | + | - | - | + | + | - | + | - |
Тест «Поза Наполеона» | + | - | - | + | + | - | - | + | + | - | - | + |
Тест «Подпрыгивание на одной ноге» | - | + | - | + | + | - | - | + | + | - | - | + |
Тест «Закидывание ноги на ногу» | - | + | - | + | - | + | - | + | + | - | - | + |
Тест «Моргание одним глазом» | + | - | + | - | + | - | - | + | + | - | - | + |
Тест «Рассматривание в подзорную трубу» | - | + | + | - | + | - | + | - | + | - | - | + |
Тест «Прикладывание телефонной трубки к уху» | - | + | - | + | - | + | - | + | + | - | - | + |
ИТОГО активность | 3 | 4 | 2 | 5 | 5 | 2 | 1 | 6 | 7 | 0 | 1 | 6 |
Приложение № 3. Билль о левшах
БИЛЛЬ О ЛЕВШАХ
Мы, Левши всего мира, дабы усовершенствовать наш союз, установить справедливость, обеспечить внутреннее спокойствие и общий комфорт, достойное существование и благоденствие, во имя производителей, преподавателей, родителей и равных нам и во счастье наших потомков учреждаем этот Билль о Левшах.
Статья 1
Каждому должна быть гарантирована свобода действия той рукой, которой действовать удобнее, - без вмешательства со стороны родителей, учителей и сверстников.
Статья 2
Каждому должно быть позволено сократить употребление в речи слова "правый" в значении "верный" путем замещения его на "ОК", "действительно", "точно" и прочие схожие по смыслу слов.
Статья 3
Левшам следует предоставить право пользоваться левой рукой при рукопожатии, приветствии, во время церемонии клятвы.
Статья 4
Каждому Левше следует предоставить возможность извещать о своих потребностях производителей продукции и торговцев.
Статья 5
Производителям должна быть обеспечена возможность свободного сбыта продукции для Левшей в достаточном количестве и по конкурентоспособным ценам; эта возможность гарантирована постоянно растущим спросом со стороны леворукого населения.
Статья 6
Дискриминация Левшей в каких-либо сферах занятости либо при предоставлении каких-либо возможностей недопустима.
Статья 7
Каждый Левша должен быть обеспечен свободой, поддержкой и руководством в совершенствовании в полной мере своих талантов и умений.
Статья 8
Необходимо создать условия, при которых в бытовых ситуациях Левшам не приходилось бы извиняться за то, какая рука у них ведущая.
Статья 9
Каждому дано будет право активно противостоять использованию слова "левый" с негативной коннотацией; никаких больше "левых товаров" и прочих "леваков".
Статья 10
Отныне 13 августа каждого года будет отмечаться Международный день Левшей, знаменующий борьбу за свободу и достоинство Левшей всего мира.
Левши среди выдающихся людей и знаменитостей
Ученые:Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Исаак Ньютон, Иван Павлов.
Художники:Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо.
Актеры:Анжелина Джоли, Брюс Уиллис.
Музыканты:Людвиг Ван Бетховен, Вольфгант Амадей Моцарт, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев.
Спортсмены:Диего Марадона, Пеле.
Писатели и философы:Ганс Христиан Андерсен, Александр Пушкин, Лев Толстой, Льюис Кэрролл.
.
Приложение № 5
Приборы для левшей.
1Интернет – сайт ВикипедиЯ Свободная энциклопедия
2А. Темина. Журнал “Аистенок”, МАЙ 2009 стр.: 80-82
3Интернет – сайт www.psyco.ru/esli-rebenok-levsha.html
4Интернет – сайт www.wbc2t.ru/bud-zdorov/pocheme_levsha_talantliv/
5Интернет – сайт ВикипедиЯ Свободная энциклопедия
6Интернет – сайт www.wbc2t.ru/bud-zdorov/pocheme_levsha_talantliv/
7Интернет – сайт РИА Новости. «Правый» мир глазами левшей. http://ria.ru/society/20080813/150336129.html
8 Интернет – сайт http://school9.kirovedu.com/uk/article/test-dlya-levshei.html
21
Панов Егор Игоревич