12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Казаринова Лариса Евгеньевна500 |
Научно-исследовательская работа "Левши: кто они?"
XVI городской конкурс творческих и исследовательских работ обучающихся
«Первые шаги»
МБУ «Управление образования» администрации города Кунгура
Секция
Левши: кто они?
Чазов Матвей
ученик 4 В класса
МАОУ «СОШ №12
им. В.Ф. Маргелова»
Казаринова Лариса Евгеньевна
учитель начальных классов
высшей категории
МАОУ «СОШ №12 им. В. Ф. Маргелова»
Оглавление
1. Определение левшества или правшества. 6
2. Определение леворукости у малышей. 6
3.1 Исследование в семье, школе № 12 им. В.Ф. Маргелова, лицее. 7
Кто сказал, что очень хороши,
Только те, кого зовут «правши»?
И на это мы ответим тут же:
Мы, левши, нисколько их не хуже!
Цель
Задачи
Подобрать и изучить литературу.
Изучить способы определения левшества или леворукости у людей.
Провести исследование и сделать вывод об отличии левшей и правшей.
Рассказать одноклассникам.
Объект исследования – левши.
Гипотеза – левши отличаются от правшей не только тем, что пишут левой рукой.
Левша́ (леворукий) -
Левши издревле вызывали к себе противоречивое отношение. Умение делать все левой рукой считали то знаком Божественной избранности, то печатью дьявола. Женщин-левшей в средние века сжигали на костре, как ведьм. ХХ век установил «равноправие» левшей и правшей. Сегодня же все больше говорят о том, что левши действительно отличаются от правшей.2
В науке различают леворукость и левшество. Леворукость определяет только ведущую руку. Если ребенок предпочитает все делать левой рукой, то можно сказать, что он леворукий. Левшество – это особенность работы головного мозга. Об этом можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. Человек устроен таким образом, что левое полушарие мозга управляет правой половиной тела, а правое полушарие – левой. При этом, хотя полушария внешне похожи и работают вместе, но думают и живут по-разному.
Левое полушарие заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением. Правое полушарие отвечает за образное мышление, восприятие искусства и воображение.
Левши, с одной стороны, демонстрируют более высокие творческие способности, абсолютный слух, развитую интуицию, способность найти несколько путей решения одной задачи, а с другой стороны им более сложно дается чтение, письмо и математика. По данным
Считается, что левшей в мире примерно 10% (500 миллионов). По мнению профессора Института нейрохирургии им. Бурденко Тамары Доброхотовой «Леворукие люди испытывают подчас непреодолимые трудности, приспосабливаясь к «правому миру». Леворукость оказывается препятствием в учебе, овладении ремеслом». Попробуйте надеть часы на правую руку и завести их – и вы почувствуете, как нелегко живется леворуким людям.4
Раньше леворукость рассматривалась как отклонение от нормы, и во многих странах левшей насильственно переучивали в детстве. В нашей стране переучивание леворуких детей в своё время носило массовый характер. Однако, как показал опыт, переучивание приводит к существенному ухудшению психического и физического здоровья леворуких.
О защите леворуких детей начали говорить ещё в начале ХХ столетия (в частности в Англии), а в США даже на 50 лет позже.
В нашей стране в
В некоторых странах принимаются меры, чтобы облегчить жизнь людям, лучше владеющим левой рукой. Сейчас выпускают школьные принадлежности, фотоаппараты, предметы быта в зеркальном варианте –ручки, ножницы (Приложение 5). А в Японии левши окружены особым уважением, они издавна почитаются как искусные, талантливые люди. В русской литературе тоже есть пример такого отношения – знаменитый Левша, подковавший блоху.6
Впервые Всемирный день леворуких, отмечали 13 августа 1992 года по инициативе британского Клуба левшей, организованного в 1990 году. Международный клуб левшей, полностью поддерживает это событие, и выступает со следующим лозунгом: "Левши всех стран, соединяйтесь и покажите этим правшам!"
Штаб-квартира Международной ассоциации леворуких находится в городе Топика (США, штат Канзас). Ассоциацией подготовлен "Билль о левшах" (Приложение 3).
В этот день практически во всех странах мира проходят акции, в которых «правым» предлагается весь день пользоваться только левой рукой, чтобы почувствовать себя в облике левши. Количество левшей, по мировой статистике, относительно невелико: около 10% мужчин и 8% женщин. Однако среди левшей выше доля людей с нестандартным мышлением, незаурядными творческими способностями, артистичных, художественных натур: художников, музыкантов, композиторов, архитекторов. Левши выделяются и в области точных наук: к решению задачи они идут, как правило, иным путём, чем их праворукие коллеги. Левши способны принимать какие-либо решения быстрее правшей, например, играя в спортивные или компьютерные игры.7
Немало леворуких спортсменов. В таких видах спорта, как бокс, фехтование и теннис левши проявляют свою особенную тактику (эффект неожиданности) и создают немало проблем для соперников. (Приложение 4)
Для определения левшества и правшества существует огромное количество тестов. Некоторые из этих тестов предназначены не только для определения ведущей руки, но и для определения ведущих ноги, глаза, уха.
Для выявления ведущей руки используются тесты, при выполнении которых одна из рук более активна и быстра, чем другая:
Тест на аплодирование. При аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения;
«Поза Наполеона» - скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть - под правым предплечьем, у левшей - сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем - правая;
Для выявления ведущей ноги определяется неравенство по силе, скорости, координации и точности движений, длине шага:
Подпрыгивание на одной ноге, вставание на стуле на колени, шаг назад и шаг вперед; нога, совершившая движение первой во всех этих действиях, считается ведущей;
Измерение длины шага основано на том, что шаги ведущей ноги длиннее, чем не ведущей;
Закидывание ноги на ногу – ведущая нога сверху.
Для выявления ведущего глаза используют следующие тесты:
Тест «Моргание одним глазом». Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно не ведущий глаз;
Тест «Рассматривание в подзорную трубу» осуществляется обычно ведущим глазом.
Для определения ведущего уха можно пользоваться простыми, общедоступными приемами и методиками, не требующими использование специальных приспособлений:
Тест «Тиканье часов». Отмечается, к какому уху человек подносит часы в первый раз;
Прикладывание телефонной трубки к уху. Обычно прикладывают к ведущему уху.
Для определения преобладающей руки у маленьких детей можно предложить им выполнить следующие задания:
Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.
Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
Попросите малыша построить колодец из спичек. Ведущая рука та, которая преимущественно выполняет все действия.
Предложите ребенку несколько раз бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель. Какой рукой он будет это делать?
Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы.
Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).
Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он – леворукий. Если по этим тестам вы не смогли определить ведущую руку малыша, попробуйте следующее упражнение. Возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для малыша, поэтому он обязательно возьмет ложку в ведущую руку.8
В ходе моих исследований было опрошено:
262 человека в возрасте от 7 до 10 лет. Леворуких среди них 23: 16 мальчиков и 7 девочек.
250 человек в возрасте от 12 до 15 лет. Леворуких среди них 12: 7 мальчиков и 5 девочек.
93 человека в возрасте от 20 до 60 лет. Леворуких среди них 5 человек. Все женщины.
Вывод: 6% опрошенных – леворукие. Мальчиков среди них – 56% . В начальной школе – 9%, в среднем звене – 5%, среди взрослых - 5%.
Также был изучен круг интересов опрошенных левшей.
Танцами – 7 человек.
Спортом –5 человек.
Рисованием – 2 человека.
Пением – 2 человека.
Вышивкой, бисероплетением – 4 человека.
Сочиняет стихи – 1 человек.
Театральным искусством – 4 человека.
Цирковым искусством – 1 человек.
Создаёт компьютерные игры – 1 человек.
Таким образом, можно сделать вывод, что 27 из 40 человек проявляют себя в спорте или творчестве.
Я попросил членов моей семьи и одноклассников пройти со мной некоторые тесты на определение левшества. Результаты проведенных тестов я указал в таблице (Приложение 1).
Я попросил моих сестёр и братьев пройти со мной некоторые тесты на определение левшества и правшества. Результаты проведенных тестов я указала в таблице (Приложение 2).
Проанализировав мои результаты тестирования можно сказать, что я использую левые конечности и органы восприятия. В результатах тестирования моих сестёр и братьев выяснились интересные факты:
у двоюродных сестёр Оли (12 лет) и Ксении (10 лет) ведущая левая рука и левый глаз, хотя пишут они правой рукой, Оля занимается танцами, Ксения сочиняет рассказы;
брат Владислав (12 лет), двоюродный брат Савелий (8 лет) и двоюродная сестра Василиса (4 года) используют правую часть тела.
я во всех тестах использовал левые органы и конечности.
Подобные тесты прошли и мои одноклассники. (Приложение 6). В результате выяснились некоторые интересные особенности, 13 человек пользуются левым ухом, глазом, ногой и рукой, но при этом, праворукие.
Интересен тот факт, что в странах Азии и Южной Америки, количество левшей выше, чем в странах Европы и Северной Америки. Таким образом, если в Европе на 25 человек приходится один левша, в некоторых Странах Азии и Африки (например: Монголия, Вьетнам, Сомали, Эфиопия, Сьерра-Леоне) число левшей по отношению к правшам приравнен, или даже выше.
Немалую роль, в формировании ведущего полушария человека играют традиции, образование, религия и даже специфика климата. У левшей более развито творческое мышление. Часто среди людей искусства, актёров, художников, композиторов и музыкантов встречаются левши. Израильские учёные изучив родственные связи 2000 тыс. человек, доказали, что в 15% случаев, — левшой становятся «по наследству». Этим они опровергают, теорию, что такие факторы как: национальность, климат, раса, — являются определяющими в формировании повышенной активности левого или правого полушария.
Учёные заявляют, что наследственного левшу, ни в коем случае нельзя переучивать, так как доминирует биологический фактор, определяющий леворукость. Амстердамская Академия Наук в 2005 году провела не менее интересное исследование. Так, по заключению Голландских учёных, — формирование левши может произойти во время беременности или непосредственно при родах. Процентное соотношение таких левшей составляет около 8-15%.
В 2-5% люди становятся левшами по принуждению обстоятельств. Речь идёт о травмах, ожогах, растяжениях, переломах полученных в ранние детские годы. В 60% случаев — определяющим фактором в формировании левши является воспитание, подражание родителям, вмешательство родителей и педагогов.
«Бостонский Центр Социального Развития», изучив поведение и привычки 7000 тыс. детей дошкольного возраста, опубликовал в марте 2000 года, статистическое заключение, что в США, 29% детей в возрасте до 5 лет, активно используют как левую, так и правую руку.
Наука о генетике, рассматривая данный вопрос, выдвигает свою формулу вероятности:
В семье, где оба родителя правши:
— 68% что ребёнок родится правшой.
— 26% что ребёнок будет развивать и использовать правую и левую руку.
— 6 % что ребёнок станет левшой.
В семье, где оба родителя левши:
— 50% что ребёнок будет правшой.
— 25% будут в равной мере применять обе руки.
— 25% что ребёнок родится левшой.
В семьях, в которых один родитель левша, а другой правша:
— 39% что ребёнок будет правшой.
— 50% что ребёнок будет использовать обе руки.
— 11% что родится левша.
Вот такая интересная статистика.
Пусть левшой быть и не просто,
В мире правильных правшей,
Но зато по силе воли
Слабых нет среди левшей!
Изучив вместе с классным руководителем и мамой собранный материал о левшах, и проведя небольшое исследование, я узнал кто такие левши. Чем они отличаются от правшей. Попытался найти причины и объяснение того, что многие действия мне и другим людям комфортнее выполнять определенной рукой.
В ходе своей работы я выяснил, что учитель садит меня всегда на первый вариант, чтобы мы с моим соседом не мешали друг другу.
Я выяснил, сколько левшей в разных классах и чем они увлекаются. Узнал об известных левшах и мировой статистике. Я узнал, как можно определить левшество с помощью достаточно простых тестов.
Я не понаслышке знаю, как нелегко приходится левшам, приспосабливаясь к жизни в «правом» мире. Теперь и Вы сможете больше понять левшей и, возможно, облегчить их жизнь и учебу. Но не нужно забывать, что леворукость может оказаться большим преимуществом в спорте или творчестве.
Попробуйте пройти некоторые тесты и определить ведущие органы. Думаю, некоторые из Вас будут удивлены.
А. Темина. Журнал “Аистенок”, МАЙ 2009 стр.: 80-82
Интернет – сайт ВикипедиЯ Свободная энциклопедия
Интернет – сайт
Интернет – сайт http://school9.kirovedu.com/uk/article/test-dlya-levshei.html
Интернет – сайт
Интернет – сайт Википедия Свободная энциклопедия
Интернет – сайт www.wbc2t.ru/bud-zdorov/pocheme_levsha_talantliv/
Интернет – сайт РИА Новости. «Правый» мир глазами левшей. http://ria.ru/society/20080813/150336129.html
Приложение № 1. Результаты тестирования на определение количества левшей и их интересов.
Класс | Количество человек в классе | Среди них леворуких | Мальчиков | Увлечения | Дево чек | Увлечения |
1а школа №12 | 28 | 2 | 1 | ДШИ | 1 | Бисероплетение |
1б школа №12 | 29 | 1 | 1 | Спорт | | |
1в школа №12 | 29 | 4 | 3 | Рисование ДШИ | 1 | Рисование |
1г школа №12 | 26 | 4 | 2 | | 2 | Танцы |
2а школа №12 | 25 | 2 | 1 | Спортивные танцы | 1 | Танцы, вышивка |
2в школа №12 | 30 | 3 | 2 | Сочиняет стихи, поёт | 1 | Поёт |
3в школа №12 | 25 | 2 | 2 | Спортом | | |
4а школа №12 | 23 | 3 | 2 | | 1 | Спортом |
4б школа №12 | 28 | 1 | 1 | | | |
4в школа №12 | 19 | 1 | 1 | Спортом | | |
5а школа №12 | 18 | 1 | 1 | Создаёт компьютерные игры | | |
6а школа №12 | 27 | 0 | | | | |
6б школа №12 | 23 | 0 | | | | |
7а школа №12 | 29 | 2 | | | 2 | Театральное искусство |
6а лицей | 30 | 1 | 1 | Цирковое искусство | | |
6в лицей | 32 | 2 | | | 2 | Танцы |
7а лицей | 30 | 2 | 1 | Решение олимпиадных задач | 1 | Танцы |
8б лицей | 31 | 2 | 2 | Спортом Танцы | | |
8в лицей | 30 | 2 | 2 | Спортом | | |
Взрослые от 20 до 65 лет | 93 | 5 | | | 5 | Учителя |
| 605 | 40 | 23 | | 17 | |
Приложение № 2. Результаты тестирования на определение левшества о правшества.
Описание теста | Ольга | Владислав | Ксения | Савелий | Матвей | Василиса | ||||||
Левая | Правая | Левая | Правая | Левая | Правая | Левая | Правая | Левая | Правая | Левая | Правая | |
Тест «Аплодирование» | + | - | - | + | + | - | - | + | + | - | + | - |
Тест «Поза Наполеона» | + | - | - | + | + | - | - | + | + | - | - | + |
Тест «Подпрыгивание на одной ноге» | - | + | - | + | + | - | - | + | + | - | - | + |
Тест «Закидывание ноги на ногу» | - | + | - | + | - | + | - | + | + | - | - | + |
Тест «Моргание одним глазом» | + | - | + | - | + | - | - | + | + | - | - | + |
Тест «Рассматривание в подзорную трубу» | - | + | + | - | + | - | + | - | + | - | - | + |
Тест «Прикладывание телефонной трубки к уху» | - | + | - | + | - | + | - | + | + | - | - | + |
ИТОГО активность | 3 | 4 | 2 | 5 | 5 | 2 | 1 | 6 | 7 | 0 | 1 | 6 |
Приложение № 3. Билль о левшах
БИЛЛЬ О ЛЕВШАХ
Мы, Левши всего мира, дабы усовершенствовать наш союз, установить справедливость, обеспечить внутреннее спокойствие и общий комфорт, достойное существование и благоденствие, во имя производителей, преподавателей, родителей и равных нам и во счастье наших потомков учреждаем этот Билль о Левшах.
Статья 1
Каждому должна быть гарантирована свобода действия той рукой, которой действовать удобнее, - без вмешательства со стороны родителей, учителей и сверстников.
Статья 2
Каждому должно быть позволено сократить употребление в речи слова "правый" в значении "верный" путем замещения его на "ОК", "действительно", "точно" и прочие схожие по смыслу слов.
Статья 3
Левшам следует предоставить право пользоваться левой рукой при рукопожатии, приветствии, во время церемонии клятвы.
Статья 4
Каждому Левше следует предоставить возможность извещать о своих потребностях производителей продукции и торговцев.
Статья 5
Производителям должна быть обеспечена возможность свободного сбыта продукции для Левшей в достаточном количестве и по конкурентоспособным ценам; эта возможность гарантирована постоянно растущим спросом со стороны леворукого населения.
Статья 6
Дискриминация Левшей в каких-либо сферах занятости либо при предоставлении каких-либо возможностей недопустима.
Статья 7
Каждый Левша должен быть обеспечен свободой, поддержкой и руководством в совершенствовании в полной мере своих талантов и умений.
Статья 8
Необходимо создать условия, при которых в бытовых ситуациях Левшам не приходилось бы извиняться за то, какая рука у них ведущая.
Статья 9
Каждому дано будет право активно противостоять использованию слова "левый" с негативной коннотацией; никаких больше "левых товаров" и прочих "леваков".
Статья 10
Отныне 13 августа каждого года будет отмечаться Международный день Левшей, знаменующий борьбу за свободу и достоинство Левшей всего мира.
Левши среди выдающихся людей и знаменитостей
Ученые:Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Исаак Ньютон, Иван Павлов.
Художники:Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо.
Актеры:
Музыканты:
Спортсмены:
Писатели и философы:
.
Приложение № 5
Приборы для левшей.
1Интернет – сайт ВикипедиЯ Свободная энциклопедия
2А. Темина. Журнал “Аистенок”, МАЙ 2009 стр.: 80-82
3Интернет – сайт www.psyco.ru/esli-rebenok-levsha.html
4Интернет – сайт www.wbc2t.ru/bud-zdorov/pocheme_levsha_talantliv/
5Интернет – сайт ВикипедиЯ Свободная энциклопедия
6Интернет – сайт www.wbc2t.ru/bud-zdorov/pocheme_levsha_talantliv/
7Интернет – сайт РИА Новости. «Правый» мир глазами левшей. http://ria.ru/society/20080813/150336129.html
8 Интернет – сайт http://school9.kirovedu.com/uk/article/test-dlya-levshei.html
21