Научно-исследовательская работа «Семья – это важно»

1
0
Материал опубликован 21 April 2019

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мирновская школа»

Джанкойского района Республики Крым

«Семья – это важно»

Руководитель:

Хлебникова Тамила Рустамовна

Учитель истории, МОУ «Мирновская школа»,

296180 Республика Крым, Джанкойский район,

с. Мирновка ул.Ореховая, 22

 

с.Мирновка

2018

Оглавление.

Аннотация…………………………………………………………………….….3

I. Введение……………………………………………….…………….…….…. 5

II. Основная часть.

Глава 1.Генеалогия. Генеалогическое древо………………..……………..…..6

Глава 2. Родословная моей семьи………………….………………………...…7

III. Заключение ………………………………………………………………...10

IV. Список использованной литературы ………………………………….....11

V. Приложение 1……………………………………………………………….12

VI. Приложение 2……………………………………………………………....18

 

Автор: Мустафаева Эльмаз Марленовна

Место учёбы (работы): обучающаяся 10 класса МОУ «Мирновская школа»

Научный руководитель (Ф.И.О): Хлебникова Тамила Рустамовна

Место работы (полное название): Учитель истории, МОУ «Мирновская школа»

 

Аннотация на работу:

«Строки о моей семье»

Без знания прошлого своей семьи невозможно настоящее, а день сегодняшний является основой для будущего.

В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи. Я выбрала эту тему, так как актуальность её очевидна. Думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо семья – это базовая ячейка общества, без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация. Еще Василий Сухомлинский писал: «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» 

У меня есть большой интерес к собственным корням, к истории своей семьи. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались.

Моей целью стало изучение моей родословной, собрать как можно больше информации о родственниках. В работе над родословной я пользовался разными источниками, в основном были воспоминания моей двоюродной бабушки. Мне удалось найти некоторые письменные источники, фотографии разных лет. В родословной моей семьи нет людей, совершавших подвиги, но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.

Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов, потомки могли проследить к чему привело…? И каких усилий им это стоило? Чтобы у современного поколения появился стимул к развитию личности и внутренних качеств на перспективу будущего. В каждой семье через рассказы передается предания, но многое со временем утрачивается, поэтому необходимы  специальные усилия, чтобы  история рода не исчезла бесследно.

Так появилась цель моей работы: изучение и составление генеалогического древа рода Мустафаевых.

Цели исследования:

1. Составить генеалогическое древо семьи.

2. Выяснить происхождение фамилий моей родословной.

3.Собрать исторический материал и написать о моих предках.

4. Провести анкетирование среди учащихся 10 класса «Знаешь ли ты своих предков?».

Объектом моей работы является родословная.

Предметом –   моя родословная.

Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего рода и всем родственникам смогу  рассказать о наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем  равняться.

Методы исследования: теоретические, поисковые, анализ, обобщение, анкетирование.

Введение.

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» 

Василий Сухомлинский.

Тема моей исследовательской работы «Моя родословная». Мы редко задумываемся о том, насколько удивительно уникальна жизнь человека. Каждый день, каждая минута, и не возвращается никогда. А как хочется знать ответы на извечные вопросы: каково наше «место» на земле и откуда идут наши корни?

Сегодня, в наш современный век, стало немодно интересоваться своей родословной, составлять генеалогическое дерево, изучать историю своего рода именно в этом заключается актуальность моего исследования. Ведь так важно для каждого ощутить себя не отдельной личностью, а частью целого рода. В моей работе будут освещены исторические моменты, связанные с происхождением моего рода. Интерес к вопросу возник во время изучения темы «Семья» на уроках обществознания. Для достижения цели я выдвинула следующие задачи

- изучить методику составления генеалогического древа;

- провести опрос моих родственников и собрать необходимую информацию;

- проанализировать жизненный путь представителей моего рода;

- систематизировать и оформить генеалогическое древо семьи

Объектом исследования моей работы является родословная.

Предметом исследования –   моя родословная.  

Цель моей работы заключается в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.

Чтобы выяснить,  историю своего рода также  провел поисковую работу: это беседы, опросы родителей и родных, анкетирование среди  одноклассников. Своим родом нужно гордиться, вне зависимости от того, является ли знаменитым. Гордиться им нужно хотя бы из–за того, что благодаря им, сегодня мы живы.

 

Раздел 1. Генеалогия. Генеалогическое древо.

Генеалогия – это специальная или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности. Возникла генеалогия из практических потребностей правящих классов для определения места лица на лестнице социальной иерархии. Оно было также необходимо для наследственного права, причём не только, в области наследования имущества, но и власти. [3]

Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет  предков, с определенной фамилией. Можно узнать много нового о том, откуда происходит наша фамилия, кто из наших предков был известным человеком, к какому сословию изначально принадлежит ваш род, а также другие интересные сведения.

Родословное (генеалогическое) древо – это один из способов представления родословной, когда связи между родственниками отображаются в виде символического дерева. Различают два вида родословных древ: 

Нисходящее древо. Схема семьи формируется от предка к потомкам.

Восходящее древо. Составляется от человека к его предкам. [3]

Родословная – это наше наследство, ценность которого никогда не устареет и может быть приумножена потомками. Я решила в своем классе, провести анкетирование. На сколько, для нынешней молодежи интересен вопрос «Родословное древо»? (Приложение 2)

В моей родословной нет людей, которые совершали героические поступки, но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.

                                                                                   

Раздел 2. Родословная моей семьи.

Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям. Ценными помощниками в этой работе стали для меня и мои родители, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.

Долгое время главным хранителем истории нашего рода была моя двоюродная бабушка Лемара, именно к ней я и обратилась для сбора информации. (Рис.7) Из ее рассказа я выяснила, что моей фамилии более ста лет. Мне удалось составить родословную Мустафаевых до 6 колена, в ней 57 имен. (Рис.6) В целом исследование охватывает примерно 138 лет. Но самые интересные и ценные сведения относятся к истории XX века и связаны с историей семьи.

Родоначальником Мустафаевых мы считаем моего прапрадеда Сефершаева Мустафу, родившегося в 1889 г., от которого произошла наша фамилия.

В XX веке отчество одновременно исполняло и роль фамилии, но не передавалось по наследству. Саид сын Ахмеда становился Ахмедовым Саидом, а его внук Рустем уже был Саидовым Рустемом, правнук Абдулла – Рустемовым Абдуллой. [2]

Таким образом, я предполагаю что моего прапрапрадеда звали Сеферша. Имя Сеферша арабского происхождения, состоящее из двух частей – 1. сефер - в дальний, добрый путь, ша – усеченная форма падишах, шах – царь, правитель. [2]

Единственная информация которую я имею о нем это, то что он совершал хадж. В каком году и как, он добрался к Мекки мне неизвестно, но чувства гордости, душевного подъёма, я испытываю.

Больше информации мне удалось добыть о прапрадеде Сефершаеве Мустафе. По семейному преданию Сефершаев Мустафа женился на девушке Умуан(1893г.р.). 15 октября 1917 г. у них родился сына Усеин , вскоре родилась дочь Равие (1919).Спустя 7 лет появился на свет мой прадедушка Мустафаев Риза (1926), а самой младшей дочерью была Эвтаде(1924). Семья Мустафаевых проживали в д. Богатырь (44°34′45″ с. ш. 34°00′30″ в. д.), Куйбышевского района ( в настоящее время Бахчисарайский район).(Рис.1) У Сефершаева Мустафы был свой фруктовый сад, а также участок земли, на котором выращивали табак и фасоль. Для того чтобы прокормить свою, весь выращенный продукт, они выносили торговать в г. Ялту. Да, именно выносили на себе, пешком, сложив в корзины сухофрукты и фасоль, мой прапрадед с двумя сыновьями преодолевали примерно

Вскоре они приобрели арбу, на которой можно больше товара поместить, а лошадь брали у соседей. Таким образом, они могли ездить на дальние расстояния. Одной из поездок было в с. Курман-Кемельчи (Крассногвардейское). Эта поездка, особенно запомнилась моему прадедушке. Он часто о ней вспоминал, так как они приехали изначально не на рынок, а к другу моего прапрадедушки. После теплого приема, они отправились на рынок, обменяли свой товар на 3 мешка пшеницы. Это зерно перемалывали в муку и пекли хлеб.

Детство моего прадеда Мусфафаева Ризы, было нелегким, с раннего детства, ему приходилось помогать старшему брату, собирать табак. Мой прадедушка закончил школу в с. Гавр (Плотинное). По словам, двоюродной бабушки Лемары, обучение проходило на крымско-татарском языке и длилось 4 года.

Но пришла беда – война!!! И всю семью разбросало... Старший сын Усеин ушел на фронт, и попал в плен. Моего прадедушку Мустафаева Ризу 1942 года угнали в Германию. Его отец ему сказал: «Ты, мужчина, поедешь вместо сестры Эвтаде». Отца, мать и двух сестер 1944 году депортировали в г. Черниковск (в настоящее время район в г. Уфа). Вайтерштадт – это город в котором был расположен концлагерь, о котором мой прадедушка не хотел вспоминать и говорить. Только одно воспоминания грело душу – это встреча со старшеим братом Усеином. Они увидели друга- друга, и разговаривали лишь через сетку, это заметили… Это была последняя встреча со старшим братом Усеином.

10 апреля 1945 г. Мустафаева Ризу освободили.(Рис. 4) Ему предложили остаться работать в Германии, но он сказал: «Я не предатель! Я поеду на Родину» . После освобождения его отправили на Донбасс, работать в шахты. После окончания войны, семья моего прадеда начала поиски своих сыновей, они подали в розыск. В 1948 году, моему прадеду удалось разыскать свою семью в г. Черниковск. А 1949 он познакомился с моей прабабушкой, и они создают новую семью.(Рис.3) В семье Мустафаевых Ризы и Эдаэ (Бейтуллаева) было трое детий: Сервер – мой дедушка, Лемара, Рустем. (Рис.2) Мой дедушка и двоюродная бабушка родились в г. Черниковск. (Рис.6) В 1955г. всей семьей переехали в г. Ташкент, где родился младший сын – Рустем. В 1958 году мой дедушка Мустафаев Сервер, пошел в школу с узбецким языком обучения и закончил 10 классов. В 1968 Мустафаев Сервер идёт учиться на шофера. Когда получил права, ему пришла повестка в армию. С 1971 по 1973 года проходил службу в городе Саратов. После службы в армии, в 1974г. женился на Лютфие – моей бабушке. В их семье двое детей: Эльмира и мой отец Марлен.

15 ноября 1989 года Верховным Советом СССР депортация крымских татар и других народов была осуждена и признана незаконной и преступной. [1] После принятия этого документа, моя семья 1989году решается вернутся в Крым. Вернувшись в Крым осуществилась мечта моего прадедушки и его семьи. Но эта мечта была не легка в реальности. Всей семьей они переезжают в с. Мирновку, Джанкойского района. Моей отец 1988 году идет в 1 класс. В 1998 году он заканчивает учебу и поступает в Калиновское училище. В 2002 году он жениться на моей маме Назлы. В нашей семье трое детей: я – Мустафаева Эльмаз (2003 г.р.), мои сестренки Адиле (2007 г.р.) и Лутфие (2015 г.р.). У меня нет родного брата, по которому передалась бы наша фамилия. Но составив генеалогическое древо, я выясняла, что наша фамилия продолжается – благодаря моему троюродному братишке Мустафаеву Эмилю. Ему всего 8 лет – но он потомок рода Мустафаевых, через которого продолжается существовать наша фамилия.

Заключение.

                                                             «Кто родителей почитает, тот навеки не погибает».

Без благословения представителей старших поколений, ни одно серьезное дело не начиналось. Через историю родов вживую  постигается  история и современность. В каждой семье через история семьи передается через рассказы, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы  специальные усилия, чтобы  история рода не исчезла бесследно. Много ещё сменится поколений, и наши потомки будут интересоваться своими происхождениями: откуда их корни, кто их предки, какие это были люди. Надо возрождать свое прошлое, чтобы из уст в уста, из поколения в поколение передавались истории нашего рождения, нашего подъема. Так надо спешить узнать свою родословную, надо застать тех бабушек и дедушек, которые с удовольствием поведают нам истории своих родных.

Проводя исследование по теме «Строки о моей семье» я составила генеалогическую схему. Мне удалось выяснить происхождение фамилии моей родословной. Взяла интерьвью у двоюродной бабушки Лемары, была проведена работа с архивными данными моей семьи. Также одним из этапов данной работы, было посещение районной Джанкойской библиотеки - знакомство с новой литературой. Проведено анкетирование учащихся 10 класса «Знаешь ли ты своих предков?», на основе которого составлены три диограммы.

Своей работой я хотела бы подтолкнуть людей на изучение истоков своего рода. Ведь это очень познавательное, увлекательное и интересное занятие.

Список использованной литературы

Источники:

Бекирова Гульнара. Крымские татары. 1941-1991(Опыт политической истории)/Том1. - Симферополь: Издательский дом " Тезис", 2008 -430с. ( илл.).

Кайбуллаев Ш.Э.. Крымскотатарские имена. Происхождение и значение.- г.Красноперекопск, ул.Чапаева, 3 . Межрайонная типография.: Симферополь – 1994г.- 81с. 

Лакиер А. Б. Геральдика / Худ. Б. А. Лавров. Подготовка текста и послесловие Н. А. Соболев. - М.: Книга, 1980. -432с. - Историко-литературный архив.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.