12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Занина Мария Валерьевна33
Методист МБОУ ДО ДМЦ
Россия, Краснодарский край, Краснодар
4

Научно-исследовательская работа на тему: "Лингвокультурный концепт «милосердие» в русском языковом сознании и произведениях А. С. Пушкина"


Всероссийский конкурс для учащихся 5-11 классов на лучшую проектно-исследовательскую работу «Грани науки»









Тема «Лингвокультурный концепт «милосердие»

в русском языковом сознании и произведениях А. С. Пушкина»


Научно-исследовательский проект





ВЫПОЛНИЛА

Федулова Анастасия Андреевна,

8 класс, МБОУ СОШ № 42, г. Краснодар


Научный руководитель:

Федулоа Ирина Сергеевна,

методист МБОУ ДО ДМЦ,

г. Краснодар










Краснодар,2020

Оглавление



ВВЕДЕНИЕ

В каждом языке, в каждой культуре есть понятия, которые можно назвать ключевыми, базовыми. Они являются ключом к национальному миропониманию. Актуализация этих понятий или, наоборот, утрата ими актуальности обозначает какие-то важные процессы в обществе. Одним из таких понятий, по нашим наблюдениям, является понятие «милосердие». В настоящее время мы наблюдаем деактуализацию этого понятия, которая проявляется в том числе в снижении частотности этого слова, это снижение фиксирует Национальный корпус русского языка (хотя в статье [4] говорится о довольно высокой частотности этого слова в 1980-е гг.). Как отмечает философ и лингвист Михаил Эпштейн, снижение частотности слова «милосердие» – это явление не столько языка, сколько духовной культуры, нравственной атмосферы в обществе.

Эти лингвистические и внелингвистические факторы побудили нас к проведению данного исследования, цель которого – выявление содержания концепта «милосердие» в диахронии.

По мнению Ю. Степанова, автора словаря «Константы: Словарь культуры», базовые концепты той или иной культуры можно назвать константами, так они слабо подвержены влиянию времени [6]. Одной из задач нашего исследования является определение того, относится ли «милосердие» к константам русской культуры. В числе прочих задач:

методом сплошной выборки собрать материал – контексты употребления лексических репрезентантов концепта «милосердие» – слов милость и милосердие, в том числе в пушкинских текстах (прозаических и поэтических).

сгруппировать контексты в соответствии с грамматической моделью, по которой они построены;

проанализировать контексты каждой модели, сделать вывод о содержательных особенностях концепта милосердие;

пронаблюдать изменения, произошедшие в структуре и содержании концепта милосердие с пушкинского времени по наши дни.

Прежде всего необходимо определить основное понятие работы. Определение концепта зависит от того, какой подход к его изучению выбрал исследователь: психолингвистический, этнографический, лингвокогнитивный или лингвокультурологический [3]. Наше исследование выполнено в рамках лингвокультурологического подхода. Известное определение Ю. Степанова «ментальное образование, отмеченное культурной спецификой» [6] применительно к нашей работе требует уточнения, поэтому под концептом мы будем понимать национально специфичное понятие, «обросшее» в культуре ассоциациями, коннотациями, оценочными суждениями, образами и т.д.

В исследование концепта милосердие мы включили диахронический аспект, то есть мы рассматриваем контексты употребления этого слова разных эпох: от пушкинской к современной.

Основным методом исследования стал контекстный анализ.

Данная работа не единственная, посвящённая этому важному концепту. Так, в ходе исследования мы использовали статьи М. Ю. Никитиной, Л. Ждановой, О. Ревзиной, чьи работы и стали теоретической базой исследования. Новизна же нашего исследования заключается в том, что другие существующие работы по схожей теме основываются на этимологическом анализе, анализе словарных дефиниций, выражении концепта в паремиологическом фонде. Мы же основываем выводы о содержании концепта милосердие в первую очередь на анализе контекстов его употребления, причём не только художественных.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Лингвокультурный концепт «милосердие» в русском языковом сознании.

М. Фасмер сообщает, что слово «милосердие» – это заимствование из старославянского языка. В старославянском же, в свою очередь, это слово появилось как словообразовательная калька латинского misericordia. Слово «милосердие» имеет соответствия в других славянских языках.

В древности слово имело три формы: милосердие, милосердствие и милосердство (отсюда устаревший глагол «помилосердствуйте») [2]. Из них более устойчивой оказалась форма на -ИЕ.

Толкование понятия «милосердие» менялось с течением времени. Приведём несколько определений разных эпох:

Милосердие – сочувствие, сострадание («Словарь русского языка XIXVII вв.»)

Милосердие – 1) относительно Богу; благость, каковую имеет он к всем людям; 2) человеколюбие, добродетель, предписывающая иметь сострадание к бедности, к несчастиям других и вспомоществовать в оных. («Словарь Академии Российской»).

Милосердиеготовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается («Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова).

Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия; сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами («Большой толковый словарь русского языка» под ред. С. А. Кузнецова)

Милосердие – сострадательная помощь ближнему как христианская добродетель; вообще бескорыстная помощь, сострадание к людям («Толковый словарь русского языка начала XXI века» под ред. Г. Н. Скляревской).

Даже беглого взгляда на меняющиеся толкования достаточно, чтобы увидеть, что, во-первых, со временем возникает акцент на «деятельностном» аспекте понятия, то есть милосердие – не просто пассивное переживание, а активная помощь. Такой акцент, по мнению некоторых исследователей, привёл к тому, что слово «милосердие» стало «высоким, но уже обесцвеченным синонимом слова “благотворительность”» [3]. Во-вторых, в определении появляется религиозный аспект.

Русский ассоциативный словарь даёт наиболее частотные ассоциации к слову милосердие: доброта и Красный Крест.

Рассмотрим теперь те данные, которые предоставляет нам о понятии милосердие Национальный корпус русского языка.

Если мы рассмотрим представленный на сайте НКРЯ график, фиксирующий употребительность этого слова, то мы увидим, что кривая употребительности этого слова после скачка в конце 80-ых резко опускается вниз (см. Приложение 1).

Эта отрицательная динамика продолжается и по сей день. Кривая употребления опустилась почти до нуля (годы активного использования в речи слова «милосердие» – это пушкинская эпоха, приблизительно с 1804 по 1826 гг.). График является своеобразным лингвистическим подтверждением тезиса о «дегуманизации общества», который часто приходится слышать в последнее время.

Так как словарные определения дают очень поверхностное представление о значении слова, мы обратились к анализу реальных контекстов. Из НКРЯ было выписано 122 контекста (см. Приложение 2). Мы классифицировали их по типу грамматической модели. Было выявлено 5 основных моделей:

1. Наиболее многочисленная группа словосочетаний – это словосочетания, в которых понятие «милосердие» включено в ряд однородных понятий (38 словосочетаний, например, милосердие и доброта; милосердие и человечность и т. д.).

2. Вторая по численности модель, где главное слово (существительное или глагол) управляет словом «милосердие» (29 словосочетаний, например, вера в милосердие).

3. Третья по частоте модель – это модель контекста, где слово «милосердие» выступает в роли подлежащего и ему приписывается какой-то предикат (20 словосочетаний, например, отсутствовали милосердие и сочувствие; милосердие стучится).

4. Четвертая модель – слово «милосердие» + определение (19 словосочетаний, например, человеческое милосердие).

5. Самой малочисленной оказалась модель, где слово «милосердие» управляет другим существительным (16 словосочетаний, например, милосердие людей).

Проанализируем наиболее многочисленные группы контекстов. Итак, самой многочисленной стала модель, где милосердие сопряжено с другими понятиями и является однородным членом предложения. Среди понятий, с которыми и через которые определяется милосердие, выделяются наиболее частотные, такие как: доброта (5 ед.), любовь (4 ед.), терпение (3 ед.), смирение, совесть и кроткость (2 ед.). Значит, для нас милосердие – это, прежде всего, положительное качество, родственное таким понятиям, как доброта, любовь и терпение. Это некое светлое чувство, которому противопоставлена жестокость. Стоит заметить, что среди слов, сочетающихся со словом милосердие, входящих с ним в один логический ряд, очень много понятий с корнем -благ- (например: благодеяние, благопристойность, благородие и др.), в ближайшем контексте мы не обнаружили ни одного негативно коннотируемого понятия.

Вторя по частотности группа контекстов – сочетание существительного или глагола, управляющего зависимым словом милосердие. Здесь выделяются два наиболее типичных контекста. Судя по ним, милосердие, во-первых, это то, на что чаще всего уповают, надеются, рассчитывают. К этим контекстам можно отнести и близкое к ним по смыслу словосочетание «вера в милосердие» (2 р).

Но с другой стороны, это то, что можно проявить (7 ед.), или оказать (2 ед.). В контекстах первого типа сделан акцент на том, кто нуждается в милосердии, а в контекстах второго типа, напротив, на том, кто проявляет милосердие.

Третья по частоте группа контекстов, построенных по модели подлежащее милосердие плюс предикат. В проанализированных нами контекстах понятие милосердия часто олицетворяется (например, оно стучится (2 р); царит). То есть абстрактное понятие в нашем представлении персонифицируется. Здесь данные наших наблюдений за контекстами перекликается с данными, полученными Л. А. Ждановой и О. Г. Ревзиной, которые выявляли типичные метафорические модели для образа милосердия. Одна из таких моделей – «олицетворение абстракции, передающее автономное существование» (например, милосердие живёт, умирает, уходит, возвращается) [4].

Четвёртая по частоте группа контекстов – это контексты, построенные по модели: слово милосердие + определение. В контекстах этой группы, как и в большинстве групп, милосердие представлено как одно из божественных качеств (например, божественное милосердие (2 ед.). Стоит заметить, что слово милосердие в этой группе коннотируется не только положительно, но и отрицательно (например, ложное милосердие (2 ед.). В этой группе выделяется подгруппа словосочетаний, в которых выражается степень интенсивности этого качества (например, высшее милосердие, глобальное, безграничное). Таким образом, один из важных параметров понятия милосердие, в нашем представлении, это интенсивность его проявления.

Пятая группа контекстов включает в себя словосочетания, построенные по модели, где существительное «милосердие» управляет зависимым существительным. Все понятия этой модели можно разделить на подгруппы:

1. Существительное милосердие + субъект (например, милосердие отца небесного; милосердие Христа; милосердие Всевышнего и т. д.). Обратим внимание, что, судя по приведённым контекстам, милосердие в нашем коллективном сознании – это, в первую очередь, атрибут Бога. То есть люди ждут милосердия прежде всего от Господа, в меньшей степени надеясь на «милосердие добрых людей» (только 1 ед.).

2. Вторая подгруппа построена по модели существительное «милосердие» + объект (например, милосердие к заключённым, аутсайдерам). Судя по словосочетаниям этой подгруппы, в нашем понимании милосердия достойны только нищие, убогие люди, остальные же могут лишь верить в него. То есть из двух актантов, образующих семантическую структуру слова милосердие, статус одного актанта выше, чем статус другого. Вектор милосердия направлен сверху вниз.

2. Художественный концепт «милосердие» в произведениях А. С. Пушкина

Мы решили проанализировать, как содержание лингвокультурного концепта «милосердие» (принадлежит коллективному языковому сознанию) соотносится с содержанием художественного концепта «милосердие» (принадлежит поэтическому миру конкретного автора). С этой целью мы рассмотрели, как представлены лексические репрезентанты концепта «милосердие» в речи А. С. Пушкина: 22 вхождения (случая употребления) в прозаических текстах плюс 12 вхождений в поэтических.

Интересно, что общеязыковой лексический репрезентант «милосердие» у Пушкина представлен только одним прозаическим контекстом («Не сущее ли одно токмо матернее побуждение к исполнению долга нашего? не милосердие ли одно? За то мы похвалу получаем, что истинное дело наше!» А. С. Пушкин «История Пугачева») и тремя поэтическими (все три – из произведения «Анджело»). Чаще в качестве лексического репрезентанта концепта у поэта выступает слово «милость» (21 ед. в прозаических текстах и 9 ед. в поэтических текстах). (Такое положение вещей очень символично и перекликается с речевой традицией русского народа. Дело в том, что традиционно в речевом узусе русского народа концепт «милосердие» также чаще выражался в слове милость, а не в слове милосердие. Последнее – старославянизм, он не фигурирует в пословицах, поговорках, где ему соответствует слово милость. См.: Не налагай гнева, наложи милость; Милость и на суде хвалится; Красна милость и в правде; Где гнев, там и милость.)

Правда, из этих 30 вхождений (случаев употребления слова «милость») три – это омонимы – существительное, этикетная формула «(его/ваша) милость». Пять вхождений – это ещё одна этикетная формула «сделайте милость».

Субъектом милости / милосердия у Пушкина в подавляющем большинстве случаев выступает монарх: «милость государя»; «милость императрицы»; «королевская милость», «государь…обещает свою милость», «он [Пётр] принял его в свою милость», «императрица… изъявила милость», и др. Реже это бог, вышестоящий по званию, мать («предаюся… в милосердие его [Творца]», «милосердие умирающей матери»; «Ваше благородие, сделайте мне такую милость»), что свидетельствует о том, что субъект милосердия должен быть наделён особым авторитетом, властью, не обязательно административной, часто духовной, эмоциональной. Анализ контекстов позволяет дифференцировать, казалось бы, синонимичные понятия «милость» и «милосердие» у Пушкина. Судя по тому, что «милость», как правило, оказывается монархом, можно сделать вывод, что в пушкинские времена понятие «милость» понималось не столько как «готовность оказать помощь ближнему», сколько как снисхождение, благосклонность, оказываемые более высоким по статусу лицом более низкому по статусу. А милосердие в пушкинские времена имело значение, близкое к современному, понималось как одна из добродетелей человеческих.

Если говорить о грамматической модели, то самым распространённым контекстом у Пушкина является контекст, построенный по модели «глагол управляет зависимым существительным “милость”/ “милосердие”». Исходя из контекстов, можно понять, с какими действиями может сопрягаться слово «милосердие» в речи поэта. Рассмотрим их: сделайте милость, обещать милость, обнародовать милость, надеяться на милость, оказать милость, подбиться в её милость, изъявить милость, предаться в милость.

Эту группу можно разделить на две подгруппы: 1) более многочисленная «милость» с позиции субъекта (обещать, оказать, принять в милость, изъявить милость); 2) менее многочисленная – «милость» с позиции объекта (надеяться, подбиться, предаться в милость). Самый частотный контекст – «оказать милость». Милосердие во всех подобных контекстах осмысливается как то, на что нельзя рассчитывать, это некая очень прихотливая воля человека, который может снизойти, а может и не снизойти. На неё нельзя рассчитывать, а можно лишь надеяться. Интересен в этом отношении самый известный контекст из пушкинского «Памятника…», это строки: «…И милость к падшим призывал». Здесь лирический герой занимает особую, уникальную даже позицию по отношению к милосердию: он не оказывает его и не ожидает, он пытается соединить две стороны – того, кто оказывает, и того, кто ожидает милосердия. Эта позиция интересна не в грамматическом, а в нравственном отношении, так как становится ясно, что человек может не только сам оказать помощь, он может также пойти дальше и призвать других сделать то же.

Обратим внимание на речевые формулы, отсутствующие в современном русском языке. Во-первых, подбиться в чью-либо милость. То есть заслужить чью-либо благосклонность, совершив какие-то действия, возможно, несовместимые с гордостью, чувством собственного достоинства. Слово «подбиться» здесь имеет скорее отрицательную эмоциональную окраску. Этот контекст, в отличие от всех прочих такого типа, демонстрирует тот факт, что понятие милосердие в некоторых случаях может приобретать негативную коннотацию. Кроме того, это словосочетание доказывает, что можно не только уповать на «милосердие», но и добиваться его. Во-вторых, «принять в милость», то есть оказать кому-то благосклонность.

Рассматривая сочетания понятий милость / милосердие с определением, мы обратим внимание на необычные сочетания «позорная милость», «милосердие бесовское». Они говорят о том, что милосердие может коннотироваться и отрицательно. В контекстах, проанализированных на предыдущем этапе, именно таких сочетаний нет, но есть подобные сочетания с отрицательной коннотацией: «ложное милосердие», «вопиющее милосердие».

Рассмотрим, с какими логически однородными понятиями сополагаются у Пушкина понятия милость / милосердие. Нельзя не обратить внимание на то, что они у поэта часто соседствуют с понятием греха и противопоставляются ему: «Спаси ты брата моего! Тут милость, а не грех»; «Спасешь ли ты его, Коль милость на весах равно с грехом потянет?» («Анджело»). Возможно, здесь милость, милосердие выступают в христианском понимании, как одна из трёх основных христианских добродетелей, потому они и противопоставлены греху.

Другие однородные понятия: «милость и покровительство»; «милость и суд». Если «милость» сопряжена с «покровительством», «судом», это значит, что объект её должен проявлять терпение, смирение, то есть быть покорным. Подтверждается наше наблюдение, что милость у Пушкина скорее и чаще отношение иерархически неравноправных людей, это что-то близкое к благосклонности.

Если говорить не только о конкретных контекстах понятий милость и милосердие, то нужно заметить, что в целом «в идиостиле А. С. Пушкина художественный концепт милосердие играет очень активную роль» [3], хотя лексические репрезентанты в произведении могут и отсутствовать. Идея милосердия является центральной (или одной из важнейших) в таких его произведениях, как «Анджело», «Капитанская дочка», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Во многих из них звучит не слишком завуалированный призыв быть милосердным именно к монарху, самодержцу.

заключение

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

За несколько веков существования концепта милосердие в русской культуре его содержание менялось, что иногда отражалось, а иногда не отражалось в словарном определении. Так, судя по словарным определениям, со временем возникает акцент на «деятельностном» аспекте понятия, то есть милосердие уже не просто пассивное переживание, а активная помощь.

Судя по графику, представленному в НКРЯ, понятие милосердие в наши дни деактуализируется.

В результате анализа нами было выявлено 5 основных моделей, на которых построены контексты с понятием «милосердие».

Анализ контекстов первой модели показал, что понятие милосердие в нашем представлении родственно прежде всего таким понятиям, как доброта, любовь и терпение.

Метафорические образы, в виде которых мы представляем себе милосердие, это или дар, который ждут, на который надеются, или одушевлённое существо, которое может стучаться или царить.

Субъектом милосердия чаще всего становится Бог, реже – тот, кто облечён какой-то властью, духовной или административной. У Пушкина в качестве субъекта выступает или должен выступать монарх.

В редких случаях милосердие может коннотироваться отрицательно. Это происходит в тех случаях, когда оно 1) неистинное, показное, не продиктовано добрыми, бескорыстными намерениями, 2) подчёркивает униженное положение объекта милосердия.

Милосердие предполагает неравенство актантов, статус одного из них (того, кто оказывает милосердие) выше, чем статус другого (того, кому его оказывают).

Концепт милосердие играет важную роль не только в творчестве А. С. Пушкина, но и в его мировоззрении, идеологии. В художественных и нехудожественных текстах поэт активно проводит мысль, что милость, милосердие должны стать непременным атрибутом власти.

В идиостиле Пушкина лексическими репрезентантами концепта становится чаще не слово милосердие, а слово милость. При анализе контекстов можно обнаружить небольшие семантические различия двух этих понятий у Пушкина.

Каждое понятие, которое актуализируется или, наоборот, утрачивает актуальность, может сказать о важных изменениях в обществе. И если милосердие – это готовность прийти на помощь, то можно предположить, что далеко не каждый обладает сегодня этой готовностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Большой толковый словарь русского языка под ред. С. А. Кузнецова // http://mirslovarei.com/kuznec_a.

Материалы для словаря древнерусского языка под ред. И. И. Срезневского // эл. версия.

Никитина М. Ю. Концепт милосердие в русском языковом сознании и в идиостиле писателя // Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1.

Ревзина О., Жданова Л. Культурное слово милосердие // Концептуальный анализ: методы, результаты, перспективы. Тезисы конференции. – Москва, 1990.

Словарь Академии Российской // http://it-claim.ru/Projects/ESAR/SAR/PDFSAR/Framesetpdf.htm.

Степанов Ю. С. Константы: Словарь культуры. – М.: Академический Проект, 2001. – 990 с.

Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. М., 2006. – С. 584.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова // http://ushakovdictionary.ru.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка // http://fasmerbook.com.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

График употребительности слова «милосердие» (1800–2013 гг.)

t1604651674aa.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1

«Милосердие»

управляет

существительным

2

Существительное / глагол управляет словом «милосердие»

4

«Милосердие» + определение

5

«Милосердие» + предикат

6

«Милосердие» в ряду однородных членов предложения

Милость государя


Проявить милосердие (6 раз)

Ложное милосердие (2 раза)

Милосердие и любовь царят

Мудрость и милосердие (2 раза)

Милосердие добрых людей

Надеюсь на милосердие (3 раза)

Человеческое милосердие (2 раза)

Милосердие стучится

Добро и милосердие (2 раза)

Милосердие Христа

Уповать на милосердие (3 раза)

Божественное милосердие ( 2 раза)

Щедрота и милосердие благоволят

Милосердие противопоставлено жестокости (2 раза)

Милосердие людей

Оказать милосердие (2 раза)

Неожиданное милосердие

Милосердие и любовь торжествуют

Милосердие и доброта ( 2 раза)

Милосердие Всевышнего

Рассчитывать на милосердие (2 раза)

Вынужденное милосердие

Актуализируется милосердие

Милосердие, добро и любовь

Милосердие царей

Вера в милосердие (2раза)

Его милосердие

Отсутствовали милосердие и сочувствие

Милосердие, благопристойность, сострадание, благодеяние, мягкосердечность

Милосердия Божьего

Выказал милосердие

Деятельное милосердие

Милосердие не бывает справедливым

Кроткость и милосердие

Милосердие к душе нашего отца

Благодарность за милосердие

Монаршее милосердие

Зарождается милосердие

Милосердие, жалость, прощение

Милосердие к преступникам

Привлекает милосердие

Экстраординарное милосердие

Встречались добро и милосердие

Щедрота и милосердие

Милосердие к заключённым и прочим аутсайдерам

Несёт милосердие

Высшее милосердие

Милосердие и благотворительность идут

Милосердие и благодать

Милосердие Богини

Проявляя милосердие

Христианское милосердие

Милосердие стоит

Милосердие и любовь

Милосердие хозяев

Испроси милосердие

Безграничное милосердие

Милосердие сгорело

Милосердие, терпимость, добродушие, любовь

Милосердие Господа

Полагаться на милосердие

Глобальное милосердие

Милосердие считается (путём к рабству)

Милосердие, доброта, сочувствие, сострадание

Милосердие Божее

Призвал милосердие

Деликатное милосердие

Милосердие стучится

Милосердие, любовь, терпение, смирение

Милосердие природы


Особенное милосердие

Милосердие восторжествует

Милосердие и смирение (противопоставлены малодушию и пререканию)

Милосердие истории


Хвалённое милосердие

Милосердие стало (роскошью)

Милосердие и человечность



Материнское милосердие

Милосердие не может быть узконаправленным

Ответственность и милосердие




Милосердие победило

Милосердие и любовь (противопоставлены юстиции и року)




Милосердие принадлежит

Благотворительность и милосердие




Милосердие – вот основание

Мир, милосердие, нравственность





Солидарность, товарищество, сочувствие, милосердие, честь, достоинство





Терпение и милосердие





Милосердие и всепрощение





Правосудие и милосердие





Милосердие и благотворительность





Вера и милосердие





Милосердие и благость





Милосердие, терпение и сострадание





Совесть и милосердие





Милосердие, помощь





Справедливость, доброта и милосердие





Мужество и милосердие





Милосердие и снисхождение


Автор материала: А. Федулова (8 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 07.11.20 в 08:27 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.