12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фролова Елена Николаевна21423
Педагог-психолог
Россия, Камчатский край, Ключи-1
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
15

Научно-исследовательская работа на тему: "Причины депрессивных состояний у подростков."

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №5" п.Ключи








Научно-исследовательская работа

на тему: "Причины депрессивных состояний у подростков."






Выполнила: ученица 11А класса

Солдатова Юлия,

Руководитель: педагог-психолог

Фролова Елена Николаевна




2022г.

п.Ключи



Содержание:


Паспорт проекта........................................................................................... 3

I. Теоретическая глава ................................................................................4-8

1.1 Депрессия - одно из эмоциональных состояний человека .............................4

1.2 Особенности проявления депрессивных состояний у подростков................... 4-5

1.3 Симптомы депрессивных состояний подростков........................................... 5-6

1.4 Причины депрессивных состояний у подростков.......................................... 6-7

1.5 Диагностика и профилактика депрессивных состояний у подростков.............. 7-8

II. Практическая глава................................................................................. 8-9

Заключение................................................................................................... 9-10




Паспорт проекта

Творческая тема: Юность- черно-белое кино.

Проблема: В чем заключается специфика и коррекция депрессивных состояний в подростковом возрасте, а также их профилактика?

Цель: Изучить симптомы, последствия и способы профилактики депрессивных состояний подростков и доказать, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если вовремя осуществлять психологическую диагностику и помощь.

Гипотеза: Предположим, что причинами депрессивных состояний у подростков могут быть не только биологические факторы и предрасположенность, но и влияние внешних социальных факторов (школа, друзья, семья и тд).

Задачи:
-найти информацию в литературе и Интернете по данной теме;
-изучить полученную информацию;
-провести анкетирование среди подростков;
-проанализировать практические и теоретические материалы;
-подтвердить или опровергнуть гипотезу;
-сделать вывод.

Актуальность: Широкое распространенность данной проблемы, трудность её распознавания на ранних стадиях и высокий суицидальным риск.
Депрессивные состояния у подростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы.


I. Теоретическая глава.


1.1 Депрессия -одно из эмоциональных состояний человека

Термин «депрессия» происходит от латинского слова depression – это значит «подавление». То есть, по мнению психологов, депрессия – это подавленное эмоциональное состояние. Основывается на изменениях в мотивационных началах, апатии, когнитивном диссонансе. Это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления.

В первой половине ХХ века учёные выяснили, что депрессию люди испытывали ещё в древности. Первые её описания как меланхолии, встречаются у врачей древнего Египта (Эберовский папирус), античности, в том числе у Гиппократа. Но самые ранние зарегистрированные симптомы этого заболевания описаны ещё в Ветхом Завете, где рассказывается о царе Сауле, испытывавшем чувство подавленности. Главная из причин такого состояния Саула - его чувство вины перед Господом за нарушение Его слова. Легче становилось Саулу тогда, когда перед ним на лютне играл юный пастушок Давид.

Уже в ХIV веке появилось такое понятие как «депрессия». Под этим термином понимали угнетенное душевное состояние. Но впервые о депрессии как о заболевании ученые стали говорить лишь в эпоху Ренессанса. Медик Д. Меркуриали выдвинул мысль о том, что депрессия развивается из-за сложных жизненных ситуаций. Немецкий ученый Вейер разработал лечении семьи герцога, члены которой практически все страдали депрессией.

В XVII веке английский исследователь Р. Бартон написал книгу, в которой изложил все что было известно о депрессии на тот момент, в своих идеях и мыслях он был весьма близок к сегодняшним представлениям о депрессии.

В XVIII веке проблемой меланхолии занимались такие учёные как Лорри и Пинель. Лорри сделал вывод, что у женщин депрессия может проявляется в виде истерии, а у мужчин в виде ипохондрии. Пинель же сделал выводы о причинных меланхолии: неправильное воспитании и определенная роль наследственности.

В XIX веке ученые начинают искать более действенные пути лечения депрессивных состояний. Пизани советует врачам подходить искренне и открыто к своим больным меланхолией, а Б.Раша рекомендует внимательно выслушивать все душевные извивания пациентов. Начинают оформляться несколько направлений в изучении депрессивных состояний. Одна группа исследователей считала, что депрессивное состояние имеет место сосуществовать вместе с маниакально-депрессивным психозом и психогенных заболевания, другие же считали, что причина депрессии в психологической почве. В конце XIX века появилось учение немецкой психиатрической школы. В 1882 году была описана циклотимия. С этого момента началось активное изучение феномена депрессии. Ученые признали, что это заболевание является весьма распространённым, достаточно трудно диагностируется и поддается лечению. На сегодняшний день ученые продолжают изучать феномен депрессии, но все еще не смогли найти ответ на все поставленные вопросы.

Депрессивное состояние включает в себя две составляющие:

1) субъективное переживание отрицательного аффекта;

2) симптомы его выражения в поведении, мимике, жестах, определенных сдвигах во внутренней среде организма.

При депрессии как заболевании учитывается и третий компонент - патогенетические механизмы, лежащие в основе заболевания, одно из проявлений которого - эмоциональные нарушения.

Наиболее очевидным и типичным признаком депрессии является  подавленное настроение,одиночество или апатия. У детей и подростков состояние депрессии чаще проявляется как раздражительность. Депрессия затрагивает почти все сферы жизни- интеллектуальная, эмоциональная, физическая, волевая и мотивационная.


1.2 Особенности проявления депрессивных состояний у подростков.

Подростковый этап равно как промежуток повышения чувственности и эмоциональности, что выражается в простой возбудимости, переменчивости настроения, сочетании противоположных свойств, выступающих по очереди,  а еще в кое-каких особенностях психических и эмоциональных реакций переходного возраста, которые возникают из-за гормональных и физиологических процессах.

Подростковую депрессию выделяет отсутствие равнодушия к радостям жизни, слишком сильная реакция на внешние факторы или источники стресса, нервозность или отсутствие наркотической реакции на трехфазные антидепрессанты.

Различия в признаках у чувствующих трудности молодых людей имеют  ассоциацию с полом. Среди тех, кто испытывал депрессию, девочек – подростков больше в два раза, чем представителей мужского пола. Но предпосылки сего полового различия не ясны, специалисты считают, что это связано со значительным понижением самоуважения. Это воздействие половой и ролевой социализации, которой сопутствует половое созревание. Давление со стороны сверстников и СМИ побуждают девушек стремиться быть более привлекательными и ценить отношения выше достижений. У молодых женщин депрессия часто сопровождается расстройством пищевого поведения, такими как анорексия и булимия.

Подростки – мальчики, вероятнее всего, втягиваются в антиобщественные формы поведения (правонарушения, употребление наркотиков и тд.). Депрессия в подростковом возрасте у мальчиков зачастую сопровождается срывами. Депрессия в подростковом возрасте бывает замечена в одно и тоже время с другими расстройствами в ответ на внутреннее и внешнее напряжение.

Таким образом, депрессивные состояния у подростков накладывают отпечаток на все стороны личности, приводят к отчуждению и одиночеству, что еще более ухудшает депрессивное состояние. Такие состояния приводят подростка к дезадаптации, а своевременное выявление и коррекция данного эмоционального неблагополучия позволит бескризисно преодолеть проблемы, сопутствующие подростковому возрасту.

1.3 Симптомы депрессивных состояний подростков.

Исследователи отмечают, что депрессия сейчас распространена так же, как заболевания кровеносной системы и является распространенным недугом. С этим заболеванием борются миллионы людей. Все проявления депрессии различны и зависят от формы заболевания.
Признаки депрессии бывают самые распространенные. Это эмоциональные, физиологические, поведенческие, мыслительные.

Эмоциональные признаки: подавленное настроение, доминирует обреченность с ощущением безысходности и бесперспективности, грусть, уныние, острая тоска; повышенная утомляемость, упадок сил, вялость, апатия;

раздражительность, несдержанность, гневливость, плаксивость; Отмечают присутствие чувства вины, самообвинения, недовольства собой, снижение самооценки и уверенности, потерю способности переживать, тревожность за близких.

Физиологические признаки: изменение аппетита, снижение энергии, нарушения сна и функций кишечника, слабость, утомляемость при физических, а также интеллектуальных нагрузках, боли в теле (в сердце, в мышцах, в области желудка).

Поведенческие признаки: потеря интереса к прежним увлечениям,

ребенок забрасывает учебу, его успеваемость в школе снижается, самоизоляция, тяга к уединению, употребление алкоголя и психотропных веществ, деструктивное поведение.

Мыслительные признаки: сложность при концентрации внимания, сосредоточения, принятия решений, замедленность мышления, преобладание мрачных, а также негативных мыслей, пессимистический взгляд на будущее с отсутствием перспективы и мысли о бессмысленности своего существования, попытки суицида, по причине своей ненужности, беспомощности, незначимости.


1.4 Причины депрессивных состояний у подростков.

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода (кислородное голодание), рождение детей с асфиксией (удушье), наличие энцефалопатии новорожденных (поражение мозговой ткани), внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейная обстановка: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем перекладывается только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче.

3. Гормональная и структурная перестройка организма: Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства: У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе: Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6.  Юношеский максимализм и реалии взрослого мира: подростку кажется, что его игнорируют, не видят и не замечают. Все делится на черное и белое, плохое и хорошее. На этом фоне зарождаются конфликты с родителями и педагогами. Приходит понимание того, что мир, который он видел детскими глазами, не такой добрый и безоблачный, а полон жестокости и несправедливости.


Так же депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.). Но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные  депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы при рождении).


1.5 Диагностика и профилактика депрессивных состояний у подростков.

Проблемы диагностики и психотерапии у подростков:


склонность опровергать присутствие болезненных проявлений или недооценивать их;

отсутствие мотивации к каким бы то ни было обследованиям собственного самочувствия;

общее негативное отношение к официальным учреждениям, авторитетам, миру взрослых;

незаинтересованность в лечении и отсутствие доверия к тем, кто стремится оказать помощь (врачам, психологам, социальным работникам)

сложные взаимоотношения подростков с родителями или другими персонами, от которых исходит инициатива обследования;

Проблемы диагностики депрессивных явлений привели к осознанию специалистами необходимости учета психологических нюансов появления и развития данных явлений у подростков. На основании имеющихся в литературе данных можно отметить несколько направлений и подходов к исследованию психологического содержания депрессии, элементов ее появления, путей ее коррекции и стабилизации. Это психоаналитический, когнитивно-поведенческий, поведенческий, а также семейная и групповая психокоррекция. Чаще всего подростковая депрессия фиксируется на основании жалоб самого ребенка, либо его родителей и учителей, а также с помощью психологических тестов. Для диагностики депрессивного состояния важна совокупность признаков, т.к. отдельные симптомы могут встречаться у многих подростков. По этой причине диагностику обязан осуществлять специалист в сфере психологии и психиатрии. На основе полученных данных врач дает оценку степени серьезности заболевания и подбирает надлежащее лечение. Чем раньше подростки обращаются за медицинской помощью, тем лучше они смогут противостоять «волнам» расстройства. Депрессия хорошо и успешно лечится психотерапевтическими методами, и начинать говорить о своем состоянии, значит делать шаг на пути к выздоровлению. Лечение заключается или в разговорной терапии (психотерапия), или в лекарственных препаратах (антидепрессанты), или комбинации этих двух методов в различной степени.

Однако, практически никакая терапия депрессии у детей не будет полным без положительных перемен в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его потребности и стремления вместо своих собственных ожиданий. Следует улучшать обстановку в семье, стремиться заниматься какими-нибудь делами всей семьей.

С целью профилактики формирования депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям следует объяснить важность посещения психолога при возникновении трудностей.


II. Практическая глава.

В январе 2022 года мной было проведено практическое исследование на наличие депрессивных состояний у подростков разных возрастных групп своей школы.

Цель: выявить склонность подростков к  депрессии  в возрасте от 14 до 18 лет.

Данный был разработан А.Т. Беком для диагностики депрессии. Он предназначен для самостоятельного заполнения

Данный опросник состоит из 21 вопроса и на каждый вопрос дается по 4 ответа. Испытуемому предлагается выбрать один ответ в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время.

В тестировании участвовало 32 человека.

Для проведения исследования респонденты были разделены на 3 группы:

14 – 15 лет ; 16 – 17 лет и 18 лет.

Опрос проводился анонимно в онлайн формате.

Результаты исследования:

По результатам исследования в первой группе было выявлено отсутствие депрессивного состояния у 40% опрошенных и наличие легкой депрессии у 20% учащихся. Тяжелую или выраженную форму имели 10% опрошенных.

Во второй группе респондентов результаты распределились следующим образом: отсутствие депрессивного состояния – 35,7%; легкая депрессия – 35,7%; выраженная – 14,2%; тяжелая – 14,2%.

В третьей группе были получены следующие результаты: отсутствие депрессии –100%

Общие результаты трех групп: отсутствие депрессии- 44,4%; легкая форма-25,9%; умеренная- 7,4%; выраженная-11,1%; тяжелое состояние-11,1%

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что наиболее подвержены депрессивному состоянии респонденты 2 группы, а именно учащиеся в возрасте 16-17 лет и связано это в большей степени с поиском себя. В переходном возрасте происходит бурный рост организма, который сопровождается гормональным сдвигом, перестройкой в жизнедеятельности всего организма. Также подростки испытывают стресс из-за учебной нагрузки, возрастающей ответственности, сложностями взаимодействия со сверстниками, взрослыми. Вышеперечисленные моменты делают ребенка крайне уязвимым. Причинами развития депрессии могут быть как внешние причины (стресс, плохая успеваемость в школе, проблемы в отношениях в семье, со сверстниками, тяжелые заболевания), так и внутренние причины, связанные с нарушением биохимических процессов в головном мозге.

В 18 лет подростки переходят в стадию "юношества". Юность — период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте. Задачи, определяющие общую характеристику возраста, заключаются в следующем:  завершаются процессы физического созревания человека; психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь;  формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. Т.е. в этом возрасте стабилизируется физиологическое состояние и уже сформирована стратегия деятельности. А имея четкую цель и направление деятельности, снижается уровень тревоги, что соответственно меньше ведет к возникновению депрессивных состояний.


Заключение.

Изучив литературу и Интернет-источники, я познакомилась с понятием депрессии, ее причинами и симптомами, рассмотрев психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекцию, я пришла к выводам:

1.Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко, но эти состояния опасны по своим последствиям и часто сочетаются с другими проблемами, такими как нарушение пищевого поведения, суицидальное поведение, нервно-психическое напряжение. Депрессия накладывает отпечаток на все стороны личности: познавательную, поведенческую, эмоционально-волевую и т.п.

Депрессия в подростковом возрасте не является нормальным кризисным проявлением и требует особого рассмотрения, для избежания ее дальнейшего развития и перехода в область психопатологии.

2. Причины возникновения депрессивных состояния могут быть самыми различными: от генетической предрасположенности до проявлений возрастных кризисов, среди которых наиболее остро протекает подростковый. Проблемы в ролевом переходе приводят к депрессии, а также депрессия способствует возникновению проблем в ролевом переходе подростка. Депрессия обнаруживается чаще у девочек-подростков, чем у мальчиков.

3. В ходе исследования я научилась проводить анкетирование, обрабатывать и анализировать полученные данные. Диагностика показала, что почти всем подросткам свойственно состояние депрессии.

Цель и задачи исследования выполнены.

Депрессивные состояния у подростков можно избежать, если своевременно применять психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.

Список использованных источников

Акимова М.К. Психологическая диагностика. - Спб., 2005.

Александровский Ю.А. Глазами психиатра. - М., 1977.

Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. В.В. Бойко. - СПб.: Союз, 2009.

Буянов М.И. Беседы о психиатрии.- М.: Просвещение, 1986.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 2010.

Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л., 1977.  

Журавлев Д. Причины депрессии в школе // Народное образование.- М., 2002.

Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л., 1982.

Иовчук Н.М. Психология эмоций. - М., 1999.

https://medyunion.ru/diseases/depressiya /

https://www.b17.ru/blog/85076 /

https://spravochnick.ru/psihologiya/chto_takoe_depressiya/izuchenie_depressii /

https://naukarus.com/issledovanie-depressivnyh-sostoyaniy-podrostkov

https://infourok.ru/nauchnoissledovatelskiy-proektdepressivnie-sostoyaniya-v-period-krizisa-podrostkovogo-vozrasta-1276801.html

https://cyberleninka.ru/article/n/depressivnye-sostoyaniya/viewer

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПАМЯТКА

u1652055538.png


Презентация к проекту
PPTX / 1.42 Мб

Автор материала: Ю. Солдатова (11 класс)
Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.