12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Филиппова Вера Николаевна93
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Салехард

Всероссийский дистанционный конкурс учебно-образовательных материалов Образование 2021









Номинация: Детские исследовательские и научные работы, проекты



Тема: Нестандартные задачи на движение:

каковы методы решения?



Устюжанина Валентина,

МАОУ «Обдорская гимназия», 6 класс

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард











Руководитель

Филиппова Вера Николаевна, учитель математики, МАОУ «Обдорская гимназия»,

Салехард, ЯНАО







Салехард 2021



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение


2

I Нестандартные задачи на движение


5

II Классификация задач на движение и методов их решения


9

III Выводы

14

Литература

15























































ВВЕДЕНИЕ

Однажды я ехала в поезде в 1 вагоне, а мои родственники – в последнем. На повороте я увидела «хвост» поезда и мне стало интересно: какое расстояние отделяет меня от родственников? Или иначе: какова длина поезда? Времени было достаточно, я много решала. Но, в конце концов, поняла, что не могу решить эту задачу известными мне способами. Позже я еще неоднократно встречалась с необычными задачами на движение, и тогда поняла, что знаний из начальной школы уже недостаточно. Задачи были очень интересные. Тогда я задалась вопросом, какими же приемами, методами можно решать необычные задачи на движение? Так я пришла к исследованию на тему: «Нестандартные задачи на движение: каковы методы их решения?»

Считаю что выбранная тема актуальна не только для меня, но и для всех учащихся 5-6 классов, так как методы, предложенные к определенному классу задач на движение позволят решать нестандартные задачи быстро. Работа носит практический характер исследования.

Объект исследования – задачи на движение. Предмет исследования – способы решения задач на движение.

В изученной литературе1 предлагаются различные задачи на движение и решения к ним. Но я не встречала четкой классификации задач, основанной на условии с предложенными, обобщенными способами, методами. В своей работе я попыталась классифицировать задачи, положив в основу условие и предложив к определенному классу один или несколько методов решения. Считаю, что это является хоть и маленьким, но шагом вперед в изучении методов решения нестандартных задач на движение. В этом заключается новизна моего исследования.

В своей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: Все нестандартные задачи на движение решаются определенными, известными методами.

Для проверки гипотезы я поставила перед собой цель: изучить нестандартные задачи на движение рассмотреть методы решения таких задач и классифицировать их, соотнеся методы и условия. Для решения выбранной цели я поставила перед собой задачи:

1.Изучить литературу по теме исследования.

2. Выделить из всех встреченных задач нестандартные, изучить различные методы решения таких задач.

3. Классифицировать нестандартные задачи, в основу классификации положить условия задачи, сопоставив с методами решения.

В рамках нашего исследования используем следующие термины, взятые из Википедии.

Задача - проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь.

Нестандартная задача -  это задача, для которой в курсе математики нет общих правил, определяющих общее направление ее решения. 

В работе мы придерживаемся понимания нестандартной задачи, как задачи, которая не решается однозначно или (и) не решается по формуле произведения S = V * T, где S – расстояние (путь), V – скорость, T – время.

Метод - путь исследования или познания, систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.

Движение тела - называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени.

Скорость - величина, характеризующая быстроту перемещения и направление движения материальной точки относительно выбранной системы отсчёта.

Время – сравнительная мера движения материи.













I НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ

Нестандартные задачи чаще всего предлагаются для решения на олимпиадах разного уровня. Изучив литературу мы обнаружили, что задач на движение там немного. Так в известных книгах Баляна Э.Н. «1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике», Генкина С.А., Интенберга И.В. Фомина Д.В. «Ленинградские математические кружки» и других предложены задачи на такие темы как делимость и остатки, принцип Дирихле и др.

Но наш поиск средствами Интернет позволил отобрать наиболее часто встречающиеся задачи на движение в олимпиадах разного уровня. Итак, к нестандартным задачам на движение мы отнесли следующие задачи.

Задачи на движение по прямой (отдельные виды). Задачи такого типа я считаю нестандартными, потому что иногда в их условиях не указано направление движения и тогда задача не решается однозначно.

Например: Расстояние между двумя машинами, едущими по шоссе, равно 200 км. Скорости машин: 60 км/ч и 80 км/ч. Какое расстояние будет между ними через час?

Нестандартной, на наш взгляд, является и задача на движение по замкнутой трассе или их называют задачами на движение по кругу. В таких задачах объект неоднократно пересекает одну и ту же точку. «Нестандартность» ситуации заключается в том, что при движении нескольких объектов трудно определить их взаимное расположение.

Например: Из пункта А круговой трассы выехал велосипедист, а через 20 минут следом за ним отправился мотоциклист. Через 10  минут после отправления он догнал велосипедиста в первый  раз, а еще через полчаса после этого догнал его во второй  раз. Найдите скорость мотоциклиста, если длина трассы равна 24 км. Ответ дайте в км/ч. 2

На первый взгляд может показаться, что задача про движение по воде решается по правилу произведения и сводится к классической. Однако в этом классе задач встречаются такие задачи, когда скорость течения не учитывается. Ярким является следующий пример: Гребец, плывущий по реке под мостом потерял шляпу. Он заметил пропажу через 15 минут. Он вернулся за ней и поймал в 1 км от моста. Какова скорость течения реки? Шляпа плыла 15 мин (0,25 часа) и проплыла 1 км. 

Скорость течения реки: 1 км/0,25 ч= 4 км/ч.

Большое число олимпиадных задач на движение по реке решаются без непосредственного применения формулы произведения, но путем сравнения отдельных величин или буквенных выражений. Пример: Два совершенно одинаковых катера, имеющих одинаковую скорость в стоячей воде, проходят по двум различным рекам одинаковое расстояние (по течению) и возвращаются обратно (против течения). В какой реке на эту поездку потребуется больше времени: в реке с быстрым течением или в реке с медленным течением? Ответ обосновать.

Решение: Пусть скорость катеров v км/ч, скорость течения в первой реке v1 км/ч, а скорость течения во второй реке v2 км/ч. Пусть v1>v2 . Если обозначить расстояние, проходимое в одном направлении катерами, через S , то время, затраченное первым катером на весь путь, t1=S/(v+v1)+S/(v-v1)=2Sv/(v2-v12),а время, затраченное вторым катером, t2=2Sv/(v2-v22) . Поскольку числители у обоих выражений одинаковы, то большей будет дробь с меньшим знаменателем, а так как знаменатели есть разности с равными уменьшаемыми, то знаменатель меньше у первой дроби, у которой вычитаемое v12 больше.

Ответ: больше времени потребуется на поездку в реке с более быстрым течением.

Еще один пример: Антон сбежал вниз по движущемуся эскалатору и насчитал 30 ступенек. Затем он решил пробежать вверх по тому же эскалатору с той же скоростью относительно эскалатора и насчитал 150 ступенек. Сколько ступенек он насчитал, спускаясь вместе с милиционером по неподвижному эскалатору? . 3

Эту задачу мы отнесли тоже к классу задач на движение по воде, т.к. скорость движения эскалатора можно рассматривать как скорость течения.

Задачи на среднюю скорость, мы отнесли к нестандартным т.к. среднюю скорость можно найти только как весь путь, деленный на все время, но не сумму скоростей, деленную на число скоростей, как более простой но ложный путь. Пример: Первую половину пути всадник скакал со скоростью20 км/ч, вторую – 12 км/ч. Найдите среднюю скорость, если путь составил 120 км.
Разделим путь на два равных участка
120:2=60 км
найдем время движения по первому участку
60:20=3 часа
найдем время движения по второму участку
60:12=5 часов
найдем общее время в пути
3+5=8 часов
найдем среднюю скорость в пути
120:8=15 км/ч

Есть в этом классе задач и задачи, которые решаются путем составления уравнений или сравнения буквенных выражений.

Задачи на движение протяженных тел вызвали у меня больший интерес, т.к. привели к данному исследованию. Пример: Поезд проходит мост длиной 450 м за 45 с, а мимо семафора за 15 с. Вычислите длину поезда и его скорость.

Ответ: 225 м; 15 м/с. За 45 с поезд проходит расстояние, равное длине моста и длине поезда вместе, а за 15 с – равное длине поезда. Следовательно, мост (450 м) он проходит за 30 с. Себя же поезд «протягивает» мимо светофора за 15 с со скоростью 15 м/с. . 4

К нестандартным отнесли и задачи, в которых надо ответить на вопрос «Что быстрее?» или сравнить отдельные части одного из компонентов в задачах на движение. Пример: Пассажир, проехав половину пути, лег спать и спал, пока не осталось ехать половину того пути, что он проехал спящим. Какую часть пути он ехал спящим? Ответ: Треть. Пассажир проспал 2/3 от второй половины пути, т.е. 1/3 всего пути.

Задачи на движение третьего объекта между двумя движущимися.

Пример: Из двух пунктов, расстояние между которыми 100 км, выехали одновременно навстречу друг другу 2 всадника, скорость одного – 15 км/ч, другого – 10 км/ч. Вместе с первым бежала собака со скоростью 20 км/ч. Встретив второго всадника, она повернула назад и побежала к первому, добежав до него, она снова повернула и так бегала меду ними до тех пор, пока всадники не встретились. Сколько км пробежала собака? Ответ: 80 км. За час всадники сближались на 25 км, следовательно, они встретились через 4 часа.











































II КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ И МЕТОДОВ ИХ РЕШЕНИЯ

класса задач

Пример задачи

Решение задачи

Методы решения задач данного класса

I. Движение по прямой

1.Расстояние между Атосом и Арамисом, едущими по дороге, равно 20 лье. За час Атос проезжает 4 лье, а Арамис – 5 лье. Какое расстояние будет меду ними через час?


Ответ: Либо 11, либо 19, либо 21, либо 29 лье.


Рассмотреть разные случаи движения (на встречу, в догонку, в противоположные стороны)


2.Два велосипедиста выехали одновременно из пунктов А и В навстречу друг другу и встретились в 70 км от пункта А. Продолжив движение с теми же скоростями, они достигли конечных пунктов и, отдохнув равное время, вернулись назад. Вторая встреча произошла в 90 км от пункта В. Найдите расстояние от А до В.


120 км. Сумма расстояний, которые проехали велосипедисты до первой встречи, равна АВ, а до второй встречи – 3АВ. Поэтому от начала движения до второй встречи прошло в 3 раза больше времени, чем до первой. Велосипедист, выехавший из пункта а, проехал до первой встречи 70 км, следовательно, до второй встречи он проехал 210 км, причем из пункта В он преодолел 90 км.


Для решения не обязательно находить все компоненты при движении (скорость, время, расстояние). Необходимо выразить одну величину через другую, заметить зависимость и найти искомое.

II.Задачи на движение по кругу

3.Отец и сын катаются на коньках по кругу. Время от времени отец обгоняет сына. После того, как сын переменил направление своего движения на противоположное, они стали встречаться в 5 раз чаще. Во сколько раз отец бегает быстрее сына? 5


Встреча происходит всякий раз, когда отец проезжает на длину окружности больше, чем сын. Сначала скорость изменения расстояния между ними была равна разности их скоростей. После того как сын стал кататься в противоположном направлении, скорость изменения расстояния между ними (равная уже сумме их скоростей) увеличилась в 5 раз. Будем считать, что скорость отца в k раз больше скорости сына. Получаем уравнение
5(
k – 1) = k + 1,
решая которое, находим
k = 1,5.

Ответ: В полтора раза.


При решении задач на движение двух тел часто очень  удобно считать одно тело неподвижным, а другое — приближающимся к нему со скоростью, равной сумме скоростей  этих тел (при движении навстречу) или разности скоростей  (при движении вдогонку).

III. Движение по воде

4. Гребец, плывущий по реке под мостом потерял шляпу. Он заметил пропажу через 15 минут. Он вернулся за ней и поймал в 1 км от моста. Какова скорость течения реки?

.


Шляпа плыла 15 мин (0,25 часа) и проплыла 1 км. 

Часто скорость течения или скорость собственная не учитывается.

IV. Задачи на относительное движение или движение протяженных тел

5. Поезд проходит мост длиной 450 м за 45 с, а мимо семафора за 15 с. Вычислите длину поезда и его скорость.

Ответ: 225 м; 15 м/с. За 45 с поезд проходит расстояние, равное длине моста и длине поезда вместе, а за 15 с – равное длине поезда. Следовательно, мост (450 м) он проходит за 30 с. Себя же поезд «протягивает» мимо светофора за 15 с со скоростью 15 м/с.


Важно: поезд проходит мимо точки расстояние равное длине поезда (от «головы» до «хвоста»). Поезд проходит расстояние мимо протяженного объекта (например, моста) расстояние равное сумме длин моста и поезда)

V. Задачи, когда между двумя объектами движется третий объект

6. Из двух пунктов, расстояние между которыми 100 км, выехали одновременно навстречу друг другу 2 всадника, скорость одного – 15 км/ч, другого – 10 км/ч. Вместе с первым бежала собака со скоростью 20 км/ч. Встретив второго всадника, она повернула назад и побежала к первому, добежав до него, она снова повернула и так бегала меду ними до тех пор, пока всадники не встретились. Сколько км пробежала собака?


80 км. За час всадники сближались на 25 км, следовательно, они встретились через 4 часа.


Необходимо выделить для себя объект, который движется между двумя перемещающимися. Для этого объекта найти компоненты для решения классической задачи на движение (скорость, время, расстояние). Из данных выразить требуемое

VI. «Что быстрее?»

7. Что быстрее: проехать весь путь на велосипеде или половину пути проехать на мотоцикле, а вторую половину пройти пешком, если скорость мотоцикла в 2 раза больше скорости велосипедиста, а скорость велосипедиста в 2 раза больше скорости пешехода?

.


Ответ: Быстрее на велосипеде. Мотоциклист половину пути и велосипедист четверть пути проезжают за одно и тоже время. Велосипедист половину пути и пешеход четверть пути также преодолевают за одно и то же время. Следовательно, ¾ пути будут пройдены в первом и втором случаях за одинаковое время. Остается проехать ¼ пути, которую на велосипеде можно проехать быстрее

В задачах на сравнение, зачастую, нет необходимости искать все компоненты классической задачи на движение. Удобным становится сравнение некоторых частей (часть времени, пути и др.)

Бывает удобно неизвестную величину обозначить за Х и составить несколько моделей по условию задачи, которые, в последствии, тоже можно сравнить.

8. Пассажир, проехав половину пути, лег спать и спал, пока не осталось ехать половину того пути, что он проехал спящим. Какую часть пути он ехал спящим?


Ответ: Треть. Пассажир проспал 2/3 от второй половины пути, т.е. 1/3 всего пути.


VII. Задачи на среднюю скорость

9. Автомобиль из пункта А в пункт В ехал со средней скоростью 50 км/ч, а возвращался со скоростью 30 км/ч. Какова его средняя скорость? 6


Ответ: 37,5 км. Участок длиной 2s автомобиль преодолел за время s/30 + s/50 = 4s/75.


Важно! Средняя скорость = весь путь \ все время











III ВЫВОДЫ

В своей работе мы предложили классификацию нестандартных задач на движение. Положив в основу условие задачи. К каждому классу задач, а их 7, предложили обобщенные методы решения.

Предложенная нами классификация, определенно, облегчит путь ученика, решающего задачу на движение. Однако, изучив различную литературу по решению олимпиадных задач, мы пришли к выводу, что не все задачи можно отнести к одному из предложенных нами классов. А, значит, не все задачи можно решить одним из указанных нами методов. Встречаются и такие задачи, которые мы относим к эвристическим, то есть таким, для которых нет определенных методов решения, но требуется смекалка и отыскание особого решения. А вот как выстроить путь отыскания решения такой задачи, указано в работах таких авторов как Фридмана Л. М, О.Б. Епишева и др. Но это тема отдельного исследования.

Мы же своим исследованием опровергли гипотезу, поставленную в начале работы. И пришли к следующему выводу: все нестандартные задачи невозможно решить известными или кем – то предложенными методами.































ЛИТЕРАТУРА

Балаян Э.Н. 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике.

Генкин С.А., Интерберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. – Киров, «АСА»

Севрюков, П.Ф., Подготовка к решению олимпиадных задач по математике/ - Изд. 2-е – М. Илекса, Народное образование, Ставрополь

Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе 5-11 классы 8 – е изд., испр. И доп. – М. Айрис – пресс, 2009.

Баранова Т.А., Блинков А.Д., Кочетков К.П., Потапова М.Г., Семёнов А.В. Весенний турнир Архимеда. Олимпиада для 5-6 классов. Задания с решением – Мю МЦНМО, 2003

Ященко И.В., Приглашение на Математический праздник – 3-е изд., испр. И доп – М: МЦНМО, 2009.



1Балаян Э.Н. 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике

2 Генкин С.А., Интерберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. – Киров, «АСА»

3 Севрюков, П.Ф., Подготовка к решению олимпиадных задач по математике/ - Изд. 2-е – М. Илекса, Народное образование, Ставрополь

4 Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе 5-11 классы 8 – е изд., испр. И доп. – М. Айрис – пресс, 2009.

5. Баранова Т.А., Блинков А.Д., Кочетков К.П., Потапова М.Г., Семёнов А.В. Весенний турнир Архимеда. Олимпиада для 5-6 классов. Задания с решением – Мю МЦНМО, 2003

6. Ященко И.В., Приглашение на Математический праздник – 3-е изд., испр. И доп – М: МЦНМО, 2009.

15


Автор материала: В. Устюжанина (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.