Урок физики 7 класс «Решение задач на движение»
Свистуленко Наталья Николаевна
Тема урока |
Решение задач на движение. |
|||||
Тип урока |
Урок проверки и коррекции знаний |
|||||
Цели |
Проверка основных понятий скорость, время, расстояние, знания формул и умения объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и применять приобретенные знания и умения в жизни |
|||||
Задачи |
Образовательные: закрепление знаний взаимосвязи величин: скорость, время, расстояние; умения решать задачи. Развивающие: развитие в процессе урока коммуникативных, творческих способностей детей, развитие умения работать по алгоритму. Воспитательные: воспитание у учащихся позитивного отношения к окружающему миру, культуры поведения на дорогах. |
|||||
Формирование УУД |
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; самоконтроль своей деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. -Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение работать с информацией в разных видах (текст, схема, таблица, иллюстрация). |
|||||
Планируемый результат |
Предметные познакомить с приемами решения некоторых видов текстовых задач, уметь использовать таблицы, схемы и рисунки, учить находить в тексте физические термины и обороты речи, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. |
Метапредметные развивать: - умение формулировать цели и пути достижения своей деятельности; - умение строить речевые высказывания на языке предмета в устной и письменной форме, слушать собеседника и вести диалог; - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и определять способы достижения результата деятельности; - логическое мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и рассуждения. |
Личностные формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формировать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками; формировать умения организовывать свою деятельность |
|||
Основные термины и понятия |
Скорость, время, расстояние |
|||||
Проблема урока |
Выяснить зависимость между скоростью, временем и расстоянием |
|||||
Ход урока |
||||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся Что делают? |
УУД Что делать? (сделать?) |
|||
Инициация Цель – включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Метод: «Самолетик пожеланий». Численность: Все учащиеся. Подготовка : лист формата А4 Время: 3 мин Проведение: Учитель предлагает сделать самолетик и написать на нем пожелания |
Здравствуйте. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки. Улыбнулись, ребята. Пожелаем удачи себе и друг другу. Сделайте самолетик и напишите пожелание. Три пути ведут к знаниям: Путь размышлений - самый благородный, Путь подражания - самый легкий, Путь опыта - самый горький (Конфуций) Возьмите каждый самолетик и прочитайте пожелание. - Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками; умными собеседниками, внимательными слушателями. |
Приветствуют учителя. Самоконтроль готовности к уроку. |
Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Метапредметные (УУД) Регулятивные: -нацеливать на успешную деятельность. Коммуникативные: - формировать умения слушать и слышать. |
|||
Погружение в тему Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия материала Метод: «Инструментальный пазл». Цели: обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения Численность: Все учащиеся. Подготовка : примеры на листочках Время: 4 мин Проведение: Учитель предлагает всем |
Ребята, откроем рабочие тетради и проверим домашнее задание. Молодцы! С заданием справились. Запишите число. -На ваших маршрутных листочках дано задания и есть изображение светофора. Сегодня на уроке его цвета означают: зелёный – отлично, жёлтый – хорошо, красный – мне нужна помощь. После выполнения каждого задания отмечайте собственные успехи. Устная работа: «Мерседес» проехал 20км. Сколько километров проехало каждое их его четырех колес? Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город? Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? Самолет пролетает расстояние от города А до города В за 1 ч. 20 мин. Однако обратный перелет занимает 80 мин. Как вы это объясните? На доске три буквы S, V, t . Скорость, время и расстояние - какие величины? - В чем состоит взаимосвязь? (учащиеся сами должны прийти к формулам) Нужно записать три формулы и открыть ключевые слова, выполнив задание в маршрутных листах. - Проверим ваши ответы. - Какие слова у вас получилось? ДУМАТЬ, ПРИМЕНЯТЬ, РЕШАТЬ - В маршрутных листах отметьте собственные успехи.
- Как вы думаете, зачем нам нужны формулы? - Что мы с вами будем сегодня делать на уроке? (решать задачи) - С помощью чего решаются задачи? (схема, формулы) -Какую цель поставим перед собой на уроке? - Сегодня на уроке мы будем размышлять при решении задач и приобретем опыт, который нам поможет в дальнейшем при решении жизненных ситуаций. |
Записывают в тетрадь число,
работают на индивидуальных листах, работают с презентацией, выполняют задание на индивидуальных листах, сверяют свою работу с эталоном на презентации, отвечают на вопросы учителя, под руководством учителя формулируют тему и цель |
Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); Метапредметные (УУД) Регулятивные: - выделять и осознавать учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - ориентироваться в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: -организовывать свою деятельность -формировать умения оказывать помощь товарищу Метапредметные (УУД) Познавательные: - обобщать, делать выводы; -развивать память и речь на языке предмета; - формировать умения соотносить наглядно объект и его скорость; -формировать умения решать задачи на одностороннее движение Коммуникативные: -работать в группе/коллективе при проблемно-поисковом вопросе Регулятивные: - понимать причины успеха/неуспеха |
|||
Определение ожиданий и опасений Метод «Прогноз погоды» Цели: концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки Численность: весь класс Время: 4 минуты Подготовка. Заранее на столе приготовлены шаблоны солнышек и тучек, фломастеры, плакаты, скотч. Проведение. Ставятся 2 плаката. На одном солнышко, на другом тучка. |
Предлагаю ожидания записать на солнышках, а опасения на тучках и приклеить свои листочки на плакаты. В конце урока мы вернемся к нашим ожиданий и опасений. |
Записывают на солнышках и тучках свои ожидания и опасения |
Личностные: -организовывать свою деятельность |
|||
Закрепление изученного Цель - формирование умения применять знания в новой ситуации Метод: «Эксперты». Численность : Все учащиеся. Время: 7 мин Подготовка: волшебный ящик, листы с вопросами Проведение: каждая команда вытаскивает из листок с заданием из волшебного ящика |
- Запишите число. Классная работа. Тема: Решение задач на движение. С движением мы сталкиваемся на дорогах. Двигаемся мы, двигаются машины. Решим задачу. Ширина проезжей части дороги 18 метров. Зелёный сигнал светофора горит 20с. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с того момента, как светофор загорелся, чтобы пройти дорогу без аварийной ситуации? ( Работа с задачей, затруднение) - Как найти скорость? -Что же надо сделать? - Можно ли число сделать большим, не меняя величину? 90 см /с - это примерно два детских шага. Попробуем сделать. Это большая скорость движения для вас. Запомни: переходи улицу по переходу. Разговаривать с друзьями или играть во время движения по «зебре» опасно, у светофора ограниченное время ! - Откройте учебник на стр. 50 и обратите внимание на Упр.4 (работа с учебником : физика 7 класс, А.В. Перышкин; М.: Дрофа, 2014) Стр.50 УПР. 4 № 1,2,3 ( по выбору) Каждая группа представит свою задачу. - Ребята как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы правильно решать задачи? Общий алгоритм решения задачи - Читаем внимательно условие - Составляем схему - Пишем формулу - Подставляем числовые значения |
Работают с презентацией, выполняют действия по заданию учителя на закрепление V= S*t, 18: 20 =? 18 м = 180 дм 180 : 20 =9 дм/с Ответ: 90 см /с.
Учащиеся делятся на группы . Моделируют задачу по предложенным данным. Каждая группа составит порядок выполнения работы при решении задачи. Выполняют самооценку по алгоритму |
Личностные: -формировать умения организовывать свою деятельность; -формировать умения оказывать помощь товарищу. Метапредметные (УУД) Познавательные: - извлекать информацию из схем, таблиц, текстов; - формировать умения решать задачи на одностороннее движение. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других. |
|||
Эмоциональная разрядка (разминка) Метод: «Земля, воздух, огонь и вода»». Цели: снятие напряженности и усталости, расслабление или восстановление энергии Численность: Все учащиеся. Время: 3 мин Проведение: Учитель просит изобразить одно из состояний |
Воздух – сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Земля – можно с силой давить на пол, топать или прыгать. Огонь – ученик изображают пламя огня активно двигая руками, ногами, всем телом. Вода – выполняют мягкие, свободные движения руками, ногами будто в воде. |
Выполняют упражнения физкультминутки. |
Личностные: -формировать умения организовывать свою деятельность; |
|||
Проработка содержания темы Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий Метод: «Тест достижений». Численность : весь класс Время: 20 мин Подготовка: Слайд в презентации с заданиями по данной теме и слайд с ответами. Проведение: Учащиеся в тетрадях выполняют задание. После выполнения работы, ответы проверяются с помощью правильных ответов на слайде. Самостоятельная работа Самопроверка |
Изобразите схематически условия задач на: 1) скорость 2) время 3) расстояние Решение задач: 1 группа. 1.Скорость зайца 15 м\с, а скорость дельфина 18км\ч. Кто из них быстрее? 2. Страус бежит со скоростью 22 м\с. Какой путь он пробежит за 1 мин. 2 группа. 1.Скорость тепловоза 28 м\с, а скорость автомобиля 36 км\ч. Что из них быстрее? 2. Черепаха проползла 5 м. как долго длилось её путешествие, если скорость была 0,1 м\с. 3 группа. 1.Скорость электровоза 25 м\с, а скорость скворца 72 км\ч. Кто из них быстрее? 2. Поезд проехал 1 км за 50 с. С какой скоростью ехал поезд?
Поднимите руки те кто, не сделали ни одной ошибки. Молодцы - отличный результат, а остальным придется доработать материал дома. Подводим итоги в маршрутных листах. |
Выполняют задание самостоятельно.
Выполняют самопроверку по эталону, вносят исправления по необходимости,
работают с презентацией. |
Метапредметные (УУД) Регулятивные: -отличать верно выполненное задание от неверного; -осуществлять самоконтроль; Познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
|||
Домашнее задание Цель – обсудить и записать домашнее задание. Время: 2 мин |
-А домашнее задание для вас будет такое: Задание на стр. 51 -Расскажите, как вы будете это делать? |
Рассуждают о способах выполнения домашнего задания. Объясняют, что надо найти сайт www\\novs.gismetro.ru |
Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
|||
Рефлексия Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Метод «Прогноз погоды»2 Цели: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения Численность: весь класс Время: 2 минуты Проведение: Учитель предлагает всем снова вернуться к ожиданиям и опасениям. |
-Какую цель мы ставили на уроке? -Какие умения закрепляли? -Как вы считаете, мы достигли цели? - А почему нас сопровождал светофор? – Где в жизни мы чаще всего встречаемся со скоростью? Учитель просит детей забрать то, что не сбылось, тогда сразу станет видно, усвоен материал (остались солнышки) или не усвоен (остались тучки) - Благодарю вас за активную работу. |
Отвечают на вопросы учителя. Объясняют, что надо соблюдать ПДД, беречь свою жизнь и свое здоровье.
Делают самооценку в маршрутных листах. |
Познавательные: – формировать умения обобщать, делать выводы Регулятивные: - понимать причины успеха/неуспеха - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Маршрутный лист ученика(цы) 7класса _____________________________________
Умения, которые закреплялись на уроке:
Зад. |
Работа на уроке |
оценка |
|||||
1 |
Устная работа. |
||||||
2 |
S, V, t . - В чем состоит взаимосвязь? |
||||||
3 |
Стр.50 УПР. 4 № 1,2,3 |
||||||
4 |
Общий алгоритм решения задачи |
||||||
5 |
Самостоятельная работа. |
||||||
6 |
ПДД |
||||||
Итоговая оценка |
Приложение 1
ДУМАТЬ |
ПРИМЕНЯТЬ |
РЕШАТЬ |
V = S : t |
S = V ∙ t |
t = S : V |