12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жукова Елена Витальевна176
Россия, Воронежская обл., Воронеж

МБОУ СОШ № 25 г. Воронеж

Номинация: «Урок-игра по правилам дорожного движения»

Название работы: «Решение задач на движение»

Автор: Жукова Елена Витальевна

Должность: учитель математики

Возрастная категория детей: 5 класс

Урок математики в 5 классе.

Тема урока: « Решение задач на движение»

Цели урока:

Обучающая цель: обеспечить усвоение учащимися формулы пути, отработать навыки решения основных типов задач по данной теме.

Воспитательная цель: воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний; воспитание дисциплинированности, воспитание эстетических представлений.

Развивающая цель: развитие умений применять знания на практике; умения работать в нужном темпе; умения действовать самостоятельно.

Задачи урока:

Учебно-познавательные задачи, направленные на фор­мирование умений и навыков по осво­ению систематических знаний: отработка понятий и стандартных алгоритмов при решении задач на движение.

Учебно-познавательные задачи, направленные на фор­мирование навыка самостоятельного приобретения и интеграции знаний: формирование навыка анализа новой информации, преобразования и представления ее в новой форме.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ИКТ-компетентности обучающихся: формирование навыков поиска дополнительной информации в Интернете по теме, подготовки сообщений.

Учебно-практические задачи, направленные на формиро­вание навыка сотрудничества: формирование навыков групповой и парной работы по созданию и использованию моделей изучаемых объектов.

Учебно-практические и учебно-познавательные зада­чи, направленные на формирование навыка само­организации и саморегуляции: отработка навыков самостоятельной работы.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование навыка рефлексии: формирование навыков самооценки знаний и умений.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.

Вид урока: урок - путешествие

Методы обучения: алгоритмический, диалогический, исследовательский.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (схемы, задачи, рисунки светофора), тест.

Эпиграф: « Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно. Где есть желание, найдется путь!» ( Д. Пойа)

Ход урока

Организационный момент.

( на слайде зачитать стихотворение о готовности к уроку)

Ну-ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Толька лишь оценку пять.

Развивающая минутка.

Задача. Поезд отправляется из Воронежа в Москву. Через час другой поезд отправляется из Москвы в Воронеж. Оба поезда идут с одинаковой скоростью. Какой из них будет находиться на меньшем расстоянии от Воронежа?

(на одинаковом)

Эпиграфом к нашему уроку будут слова венгерского, швейцарского и американского математика Д. Пойа (зачитать эпиграф на слайде)

Сообщение темы урока и цели.

Отгадайте математические термины и вы сможете сформулировать тему нашего урока:

Боевая, жесткая, научная, сложная, простая, заковыристая, шахматная, арифметическая, олимпиадная, неразрешимая… (задача)

Судебное, историческое, судьбоносное, окончательное, смелое, верное, неверное, единственное, однозначное, неоднозначное, нестандартное, инженерное, режиссерское, рациональное… (решение)

Развернутый, краткий, положительный, отрицательный, правильный, неправильный… (ответ)

Итак, тема урока «Решение задач на движение»

Ученый 17 века Блез Паскаль сказал: «Предмет математика настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным».

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Путешествовать будем на автобусе по дорогам Воронежа. Поэтому нельзя забывать о безопасности дорожного движения.

Осторожно на дороге!

Берегите руки-ноги.

Помни правила везде,

А иначе быть беде!

Актуализация знаний.

Вспомним формулу пути. (s=v*t)

Какие существуют виды задач на движение?

(Движение в противоположном направлении с удалением.

Движение в противоположном направлении   навстречу друг другу.

Движение в одном направлении с отставанием.

Движение в одном направлении вдогонку.)

Как найти скорость сближения?

Как найти скорость удаления? (схемы и формулы на слайде)

Проверка домашнего задания.

Отправляясь в путешествие, необходимо приобрести билет на проезд.

Проездным билетом будет ваше домашнее задание. Вам нужно было подготовить сообщение о следующих типах дорожных знаков: информационные, предупреждающие, предписывающие, опознавательные, знаки сервиса.

(Дети рассказывают о дорожных знаках и показывают их на рисунках)

Итак, начинаем наше движение.

Обращение к водителям:

Когда увидишь знак ты на автобусе,

На желтом фоне бегущих радостно детей,

Ты должен снизить скорость.

А, если нужно, то остановиться.

И, улыбнувшись, пропустить детей.

Учебно-познавательная деятельность.

Рекомендуемая скорость ровно 50.

Не много и не мало.

Водитель, потерпи немножко.

Знак действует лишь до перекрестка.

Задача № 1 (устно). Впереди дорожный знак, на котором указано, что автомобиль должен двигаться со скоростью 60 км/ч. Сколько времени понадобится, как минимум, чтобы соблюдая ПДД, проехать этот участок длиной 1 км? (1 мин)

Российские железные дороги –

Это наша гордость,

это наша страна.

 

А она велика!

Любуясь красотами Родины своей,

Знак «железнодорожный переезд без шлагбаума»

Ты не пропусти!

Спокойно переехал.

Вперед! И не грусти!

Задача № 2 (у доски). Поезд проходит мост длиной 450 м за 45 с, а мимо будки стрелочника за 15с. Вычислите длину поезда и его скорость.

(15 м/с, 225 м)

Дорога еще длинная.

А отдохнуть так хочется…

Глазами знак старайся отыскать,

Где елка со скамеечкой уж ждут тебя, поверь.

Ведь это место отдыха.

Не веришь?

Сам проверь!

(Видеофизкульминутка)

Как жаль, что от природы мы стали далеки.

И, бросив все, отправишься ты в путь.

Про знак «Дикие животные», дружочек, не забудь!

Ты не пугай животных, не пугайся сам.

И, если есть возможность, поброди ты по лесам!

Задача № 3 (самостоятельно). Лиса погналась за зайцем, когда расстояние между ними было 126 м. Через какое время лиса догонит зайца, если заяц пробегает за 1 мин 329 м, а лиса 350 м? (6 мин)

Водитель!

Увидев знак, ты долго не раздумывай.

И ерунды себе ты не придумывай.

Разрешается водителю движение

Только в указанном стрелками направлении!

Задача № 4 из ЕГЭ (с комментированием). Из одной точки круговой трассы, длина которой 20 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого 80 км/ч, скорость второго 60 км/ч. Через сколько минут первый будет опережать второго на один круг? (60 мин)

Дополнительная задача из ЕГЭ. По двум параллельным железнодорожным путям навстречу друг другу следуют скорый и пассажирский поезда, скорости которых 65 км/ч и 35 км/ч. Найдите длину скорого поезда, если время, за которое он прошел мимо пассажирского поезда – 36 с. Ответ дайте в метрах. (300 м)

Тестирование (ответы на слайде, после проверки дети оценивают себя сами)

У кого все правильно?

Домашнее задание.

Повторить формулу пути.

Повторить опорные схемы для решения задач на движение.

Решить задачи (на карточках):

«Бедная собака». Из двух пунктов, расстояние между которыми 100 км, выехали одновременно навстречу друг другу два всадника. Скорость первого всадника 15 км/ч. Второго - 10 км/ч. Вместе с первым всадником выбежала собака, скорость которой 20 км/ч. Встретив второго всадника, она повернула назад и побежала к первому, добежав до него, снова повернула и так и бегала до тех пор, пока всадники не встретились. Сколько километров пробежала собака? (80 км)

 


Из двух селений навстречу друг другу выехали два велосипедиста: первый со скоростью 20 км/ч, второй – 15 км/ч. Чему равно расстояние между ними за 2 ч до встречи? (70 км)

 

 

 

Рефлексивная деятельность.

Подведем итоги нашего путешествия. Было ли наше путешествие успешным? На этот вопрос нам ответит светофор, который лежит на парте. Вам нужно закрасить цветными карандашами тот сигнал светофора, который соответствует уровню вашей успешной работы на уроке.

          Зеленый – задачи на движение и ПДД не вызывают у вас затруднений.
          Желтый – есть небольшая неуверенность в своих знаниях.
          Красный – остались вопросы, которым нужно уделить дополнительное время.

Покажите свои светофоры. Они расскажут, стоит ли нам двигаться дальше, изучать новую тему.

Итак. Итог урока показал, что наше путешествие оказалось успешным. Молодцы!

Приложение № 1 (тест)

1. В чем измеряется скорость?

а) км, м, дм

б) час, мин, сек

в) км/ч, м/с, м/мин

2. Какое слово пропущено?

Чтобы найти скорость, надо расстояние…на время.

а) разделить

б) умножить

в) увеличить

3. Какое слово пропущено?

Чтобы найти время, надо расстояние…на скорость.

а) умножить

б) разделить

в) увеличить

4. Пешеход за 4 часа прошел 16 км. С какой скоростью двигался пешеход?

а) 4 км

б) 4 км/ч

в) 12 км/ч

5. Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние поезд проедет за 4 часа?

а) 240 км/ч

б) 15 км/ч

в) 240 км

Приложение № 2 (схемы и типы задач на движение)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.