"Нестандартное оборудование для занятий физической культурой"
Автор публикации: И. Воробьев, ученик 6А класса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Дугинская ОШ
Проектная работа на тему:
«Нестандартное оборудование
для занятий физической культурой»
Выполнил:
обучающийся 5 класса Воробьев Игнат
Руководитель:
учитель физической культуры Семенова И.А.
Дугино, 2022
Оглавление
Паспорт проекта 3
Введение 4
Цель проекта 4
Задачи проекта 4
Гипотеза 4
Актуальность проекта 4
Реализация проекта 4
Организационно-подготовительный этап 4
Практический этап 8
Заключительный этап 8
Выводы 10
Рефлексия 11
Заключение 11
Список источников 12
Приложение 13
Паспорт проекта
Тема проекта: «Нестандартное оборудование для занятий физической культурой».
Тип проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: среднесрочный (январь-февраль).
Автор проекта: обучающийся 5 класса МКОУ Дугинской ОШ Воробьев Игнат
Руководитель проекта: учитель физической культуры Семенова И.А.
Участники проекта: обучающиеся школы.
Объект исследования: использованные пластиковые бутылки.
Предмет исследования: возможность вторичного использования пластиковых бутылок.
Методы исследования: анализ литературы и других источников информации, опрос, беседа, практическая деятельность.
Этапы реализации проекта:
Организационно-подготовительный этап
- постановка проблемы, определение цели и задач;
- изучение понятий, касающихся темы проекта;
- изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению, применению нестандартного оборудования;
- беседы с учителем физической культуры по вопросам организации и проведения уроков с использованием нестандартного оборудования;
- изучение литературы, отбор и классификация материалов для создания нестандартного оборудования.
Практический этап
- опрос детей по теме проекта;
- привлечение школьников к сбору необходимого материала;
- изготовление нестандартного оборудования.
Заключительный этап
- анализ полученных данных;
- апробация оборудования;
- презентация проекта.
Новизна: самостоятельное изготовление нестандартного оборудования для занятий физкультурой из бросового материала.
Практическая значимость: материалы проекта могут быть использованы при организации учебных занятий и самостоятельных занятий дома, во время внеклассной работы, при реализации программ дополнительного образования детей.
Введение
Цель проекта: Изготовление нестандартного оборудования из бросового материала своими руками и использование его на занятиях и в игровой деятельности.
Задачи:
- повысить интерес обучающихся к занятиям физической культурой, приобщать к регулярным занятиям физическими упражнениями и ведению здорового образа жизни;
- расширить представление детей о разнообразии физкультурных упражнений, их оздоровительном значении;
- улучшить оснащенность учебных занятий;
- обратить внимание сверстников на проблемы экологии, связанные с неправильной утилизацией отходов;
- развивать творчество и фантазию при изготовлении и использовании нестандартного оборудования.
Гипотеза: самостоятельное изготовление нестандартного оборудования повысит интерес обучающихся к занятиям, и будет способствовать более бережному использованию имеющегося спортивного инвентаря.
Актуальность
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно - пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно - пространственная среда. По мнению специалистов, она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой.
С началом обучения в МКОУ Дугинской ОШ я отметил нехватку спортивного инвентаря и оборудования для занятий физической культурой. В связи с этим, я подумал, что бы мне предпринять, чтобы улучшить эту ситуацию. Как, не привлекая больших материальных и физических ресурсов, решить эту проблему. Так мне пришла идея сделать что-нибудь полезное своими руками, тем самым внести элемент новизны в занятия и еще больше повысить интерес детей к занятиям.
Реализация проекта
Организационно-подготовительный этап
Свою работу над проектом я начал с изучения литературных и интернет источников по теме и понял, что волнующие меня вопросы актуальны не только для нашей школы.
Потребность детей в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального.
Использование спортивных снарядов и тренажеров на уроках физкультуры в школе помогает удовлетворить потребность детей в движении, справиться с нервными перегрузками, развивает их выносливость, улучшает координацию. Чем разнообразнее движения детей, тем больше информации поступает в их мозг, тем интенсивнее происходит их психическое развитие.
Кроме того, занятия физическими упражнениями помогают решать вопросы свободного времени и досуга детей и подростков, отвлекают их от вредных привычек и прививают самодисциплину; т.е. физические упражнения является еще и средством активного отдыха, правильного проведения досуга и формирования здорового образа жизни.
Значит, каждой современной школе необходимо иметь спортивный зал, укомплектованный разнообразным инвентарем и оборудованием, рассчитанным на учеников разного возраста и уровня физической подготовки (прил. 1). И не обязательно, чтобы это оборудование было дорогим и ультрасовременным. Достаточно, чтобы оно соответствовало определённым санитарно-гигиеническим требованиям. Оно должно быть:
- безопасным в использовании;
- простым в изготовлении;
- эстетически привлекательным;
- удобным, компактным и лёгким в транспортировке;
- универсальным, максимально эффективным;
- отвечать гигиеническим требованиям.
Обоснование выбора вида материала
для изготовления нестандартного оборудования
Почему именно пластиковые бутылки я решил использовать в своем проекте? Все просто: это первое, что я увидел, когда появилась мысль сделать что-нибудь полезное для спортивного зала. А углубляясь в тему, укрепился в мысли, что я действую в правильном направлении.
Изучая историю появления пластиковой бутылки, я узнал, что пластиковая бутылка впервые появилась на рынке США в 1970 году, это более 50 лет назад. На территории России она получила популярность после прихода на рынок напитков западных корпораций «Кока-Кола» и ПепсиКо. Первый завод по производству лимонада в пластиковых бутылках открыла компания «ПепсиКо» в 1974 году в Новороссийске.
В современном мире уже никого не удивляет вид пластиковой бутылки
Прошло не так много времени, но их скопления на планете уже образуют настоящие плавающие материки в океанах. Ученые бьют тревогу: в Тихом океане скопились гигантские залежи мусора. Это в основном пластик и нефтепродукты. Находятся они где-то между Японией и западным побережьем США. По примерным подсчетам, этот «пластиковый остров» весит 100 млн. тонн. Причем в основном он представляет собой некую смесь полуразложившейся пластмассы, которую не видно ни с воздуха, ни со спутника. По данным Всемирного фонда дикой природы, эти скопления мусора представляют большую угрозу для живых организмов. Согласно мнению японского ученого Кацухико Сайдо, при разложении пластмасса выделяет токсичные вещества, способные вызвать серьезнейшие гормональные нарушения, как у животных, так и у человека.
Этим угроза со стороны пластиковой тары для экологии Земли не ограничивается. На производство пластиковых бутылок в развитых странах уходит несколько десятков миллионов баррелей нефти в год.
Люди уже устали от пластикового мусора, который они сами же и создают. Создание пластиковой упаковки решило множество проблем, но и породило не меньше. Мусор, который оставляли в местах отдыха наши отцы, уже давно превратился в пыль, а наши пластиковые бутылки увидят даже наши праправнуки, потому что они «вечные».
(Пластиковая бутылка имеет срок разложения 100 лет - это целый век.)
Осознав размер катастрофы в масштабах нашей планеты, я решил выяснить, как обстоят дела с потреблением напитков в пластиковой таре в поселке Дугино, находят ли жители применение использованной таре в быту и как ее утилизируют в дальнейшем. Для этого я попросил ответить на вопросы учеников нашей школы на некоторые вопросы (прил. 2). В опросе приняли участие 36 человек.
Анализ результатов позволил сделать следующие выводы:
- Во всех семьях покупают напитки в пластиковой таре;
- 22 человека ответили, что в их семьях иногда находят применение использованной таре, но не всей. Очень много просто выбрасывается или сжигается.
Превращение отходов в доходы
Пока ученые придумывают разные технологии переработки пластиковой бутылки, жители Земли изобретают свои способы применения бутылки. Из сети интернет я узнал, что бутылки измельчаются, соединяются с определенными ингредиентами и плавятся в печи при температуре 240 градусов. Из полученной массы формируются шифер, брусчатка, утепляющее волокно и многое другое.
Изучая тему, я обнаружил много сайтов, на которых люди делятся своими изобретениями и поделками из бутылок. Вот то, что больше всего привлекло мое внимание:
Бутылки – как экологичный солнечный нагреватель воды
Китайский фермер расположил 66 бутылок на крыше своего дома, соединив их нехитрой системой из трубок. Вода в бутылках нагревается практически моментально и поступает в дом. Горячей воды достаточно для принятия горячего душа трём членам семьи предприимчивого китайца. Изобретение настолько понравилось соседям, что они без промедления решили воспользоваться этой идеей.
Фантастическое пластиковое судно
Команда французских исследователей собирается проплыть под парусом от Сан-Франциско до Австралии (18000 км) на 18 метровом судне, полностью изготовленном из пластиковых бутылок (за исключением парусных мачт). На постройку яхты ушло 16000 двух литровых пластиковых бутылок, которые были заполнены сухим льдом (для придания твёрдости).
Миллион бутылок на постройку храма
Именно столько бутылок использовали, заботящиеся об окружающей среде буддийские монахи Таиланда, для постройки своего храма. При строительстве храма монахи использовали зелёные и коричневые бутылки. В храме даже туалеты и крематории сделаны из пустых бутылок.
Практический этап
Действительно, у пластиковой бутылки может и должна быть вторая жизнь!
Из нее можно сделать много полезных вещей, которые принесут не только пользу, но и сэкономят бюджет. В любом домохозяйстве остается масса пустых пластиковых бутылок. Вместе с остальными бытовыми отходами они оказываются в мусорном баке, а затем на свалке. Хотя они еще могут сослужить нам добрую службу.
Давая пластиковым бутылкам вторую жизнь, человек не только облегчает себе жизнь, и экономит деньги, но и сохраняет природу! Можно придумать массу применений пластиковым бутылкам. Но я решил сделать из них нестандартное спортивное оборудование, которое должно стать важным подспорьем в деле физического воспитания, дающее отличные возможности для развития ребенка. При его изготовлении были учтены и продуманы каждые детали, ведь речь шла о здоровье и безопасности детей. На первый взгляд это всего лишь поделки, но они помогают развивать мышцы рук, ног, координацию движений, меткость, ловкость, внимание и вызывают у детей положительные эмоции.
В беседе с учителем физической культуры я выяснил, что физическое развитие в школе направлено на развитие основных физических качеств, таких как: сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость. Для их совершенствования, детей обучают широкому кругу разнообразных двигательных действий. Также я выяснил, что в возрасте от 7 до 12-13 лет создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы, происходят наибольшие сдвиги в координации движений, развитии ловкости. Кроме того, в этом возрасте, большое внимание уделяется профилактике нарушения осанки и плоскостопия.
Поэтому я решил сделать массажный коврик (прил.3), мишень для метания и «бильбоке» (прил. 4), способствующие развитию точности движений, глазомера и укреплению свода стопы.
Практический этап проекта занял у меня два выходных дня и принес массу удовольствия от творчества.
Заключительный этап
Я был доволен и процессом и результатами своего труда. Но мне было важно мнение других школьников. Я наблюдал за реакцией одноклассников и учеников начальной школы во время занятий с применением нестандартного оборудования и понял, что старался не зря.
Особенно было приятно, что уже при проведении ближайшего физкультурно-развлекательного мероприятия были использованы сделанные мною мишени
- Анализ полученных данных;
- Апробация оборудования;
- Презентация проекта.
Выводы:
- По результатам повторного опроса обучающихся 1-5 классов стало ясно, что у большинства из них повысился интерес к занятиям с применением нестандартного оборудования;
- Расширилось представление детей о разнообразии физкультурных упражнений;
- Улучшилось оснащение занятий необходимым оборудованием;
- Внимание обучающихся было заострено на проблемах экологии;
- Были созданы условия и реализована возможность для развития творчества, фантазии.
Заключение:
Считаю, что гипотеза о том, что самостоятельное изготовление нестандартного оборудования повысит интерес обучающихся к занятиям, и будет способствовать более бережному использованию ими имеющегося спортивного инвентаря подтвердилась.
Практическая значимость:
Оборудование может быть использовано при организации учебных занятий, во время внеклассной работы, при реализации программ дополнительного образования детей и организации самостоятельных занятий.
Рефлексия
За время реализации проекта я значительно обогатил свой багаж знаний по теме и выяснил историю возникновения пластиковой бутылки, узнал об игре «Бильбоке», пользе физических упражнений для своего организма.
Работа над проектом убедила меня в том, что я в состоянии сделать что-нибудь полезное своими руками.
Теперь я знаю сам и объясняю одноклассникам, какой вред экологии наносит неправильная утилизация бытовых отходов.
Используемые ресурсы:
- Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел» серия «Умелые руки» /Ю.Б. Гомозова, Ярославль: Академия развития, 2001. – С. 190-194.
- Детский портал bebi.lv [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bebi.lv/otdih-i-dosug-s-detjmi/podelki-iz-plastikovih-butilok.html.
- Коноплева, Н.П. «Вторая жизнь вещей» серия «Сделай сам». [Текст] /Н.П. Коноплев, М.: Просвещение, 2003. – С. 3-20.
- Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов./ Г.И.Перевертень – М.: Просвещение, 1985.
- Сайт «Экология» [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ecology.md/section.php?section=tech&id=2220
- EcoVoise [электронный ресурс] Режим доступа: http://ecovoice.ru/blog/eco/37.html
Приложение 1
Нормативные требования к физкультурно-оздоровительной среде
1.Общие основания подбора материала:
1. Выбор и изготовление оборудования определяется задачами физического воспитания детей.
В учебном заведении нужно иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей необходимым уровнем двигательной активности в процессе занятий. Многообразие оборудования дает возможность создавать их вариативное применение для развития движений детей, их самостоятельности и творческих решений, что требует ФГОС сегодня.
2. Количество оборудования должно определяться из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности.
3. Необходимо соответствие оборудования (размеры, габариты и вес) возрастным особенностям детей, их антропометрическим показателям. Они должны соответствовать возможностям детей.
4. Одним из важных требований к оборудованию является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое приспособление должно быть прочное и устойчивое. Для этого необходимо иметь хорошие крепления.
5. Материалы для изготовления оборудования, должны соответствовать гигиеническим нормам, быть экологически чистыми и прочными.
Разные формы, цвета физкультурного оборудования должны воспитывать художественный вкус у детей.
6. Нестандартное оборудование и приспособления должны обеспечивать выполнение разнообразных комплексов физических упражнений, а также целенаправленно формировать различные физические качества (ловкость, гибкость, силу, выносливость, скоростные и скоростно-силовые качества).
8. В комплекты оборудования должны входить самые разнообразные предметы: переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.), крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. п.).
Приложение 2
Социологический опрос
Добрый день!
Примите, пожалуйста, участие в нашем социологическом исследовании
и ответьте на следующие вопросы:
- Каков состав Вашей семьи? ______ человек
- Покупаете ли вы напитки (лимонад, пиво, кефир, молоко и пр.)
- в пластиковой таре? (да, нет)
- Как много? __________в неделю;
- Находите ли применение использованной таре в быту? (да, частично, нет);
- Предложите варианты применения использованной пластиковой тары школьниками (лично вами):
Приложение 3
Польза применения массажных ковриков
Уже давно доказано, что упражнения на массажном коврике для ног благоприятно сказываются на общем самочувствии человека, приводят организм в комфортное состояние и являются отличной профилактикой заболеваний.
Дети воспринимают занятия на коврике как игру, тем более что изделия часто бывают разных ярких цветов. Занятия на ковриках предотвращают развитие сколиоза и рекомендуются использовать для профилактики плоскостопия и прочих заболеваниях.
Для детей занятия на массажном коврике имеют несколько плюсов:
- стопа формируется здоровой;
- суставы и кости ребенка укрепляются;
- нервные окончания на ногах стимулируются, а это влияет на деятельность мозга, он становится более активен;
- иммунная система укрепляется;
- заряд позитива и хорошее настроение во время занятий обеспечены.
Приложение 4
Бильбоке
Бильбоке́ (фр. bilboquet) — игрушка; представляет собой шарик, прикреплённый к палочке. В процессе игры шарик подбрасывается и ловится на острие палочки или в чашечку. Побеждает тот, кто сможет поймать шарик наибольшее количество раз подряд. Название, по всей вероятности, представляет собой два сложенных вместе французских слова: фр. bille — императив от глагола biller «играть в палочки» и фр. bouquet — диминутив от bouquet «шар»[1].
Игра бильбоке имела в XIX в. поразительное по своим масштабам распространение: её разновидности встречались во всех странах Европы, Северной и Южной Америки, Японии. Правилами игры часто предусмотрены сложности для игрока, предполагающие значительное мастерство в обращении с этим снарядом.
В японской разновидности игры кэндама[en]* (кендама) (яп. 剣玉) существует множество ступеней мастерства, детальная терминология, разрядная сетка (от 10 до 1 кю и от 1 до 6 дана)[2], множество комбинаций. Например, в комбинации «вокруг света» (яп. 世界一周 сэкай-иссю:) нужно поймать шар (яп. 玉 тама) четырьмя способами: сначала в малую чашу (яп. 小皿 кодзара), затем в большую чашу (яп. 大皿 о:дзара), затем в торцевую чашу (яп. 中皿 тю:дзара) и наконец на шпиль (яп. けん кэн).
1/1
В 2021 году кэндама была испытана космическим туристом Юсакой Маэдзава в условиях невесомости, на борту МКС[3].
Упоминания в литературе
Бильбоке упоминается в романе Льва Толстого «Война и мир» (накануне Бородинского сражения Наполеону привезли портрет его сына, играющего в бильбоке),
в «Исповеди» Жана-Жака Руссо,
в романе Мопассана «Милый друг» (в него играют журналисты газеты «Французская жизнь»),
в пьесе «Жаворонок» Жана Ануя (в него играет французский король Карл),
в романах Александра Дюма-отца «Графиня де Монсоро» и «Сорок пять»,
в книге Анатолия Виноградова «Три цвета времени» (также в связи с портретом сына Наполеона),
в книге Валентина Катаева «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (где есть глава «Бибабо и бильбоке»),
в рассказе Жюля Верна «Таинственный остров» (когда происходило извержение вулкана, главные герои шутливо восклицали: «Великан играет в бильбоке»),
Литература
- Бильбоке // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.