Проектная работа «Образ «Чёрной Маруси» (автомобиль) в произведениях русских писателей и поэтов»
Автор публикации: А. Кобзарь, студент 2 курса
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«КРАЕВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему
«Образ «Чёрной Маруси» (автомобиль) в произведениях русских писателей и поэтов"
Студента группы А-169, обучающегося по профессии 23.01.03
Автомеханик
Кобзарь Артёма Вячеславовича
Оценка работы:______________________________________
Цифрой и прописью
Преподаватель: Карлышева Наталья Валерьевна
Подпись:______________________________________
преподавателя
Дата:______________________________________
Дата выставления оценки
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 «Чёрная Маруся» («воронок», «чёрный ворон») (ГАЗ-М1 («Эмка»)).5
-
История создания автомобиля ГАЗ М1……………………………………..5
Технические характеристики ГАЗ М1………………………....................11
Глава 2 Образ «Чёрной Маруси» (автомобиль) в произведениях русских писателей и поэтов…………………………………………………...................12
2.1 Общая характеристика литературного процесса 20-30-х годов XX века.12
2.2 «Чёрная Маруся» в стихотворении А.А.Ахматовой «Реквием»……….13
2.3 «Чёрная Маруся» («воронок», «чёрный ворон») в романе А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»……………………………………..15
2.4 «Чёрная Маруся» в романе «Мастер и Маргарита»………………..…18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………...………………21
Введение
А ну-ка, парень, подыми повыше ворот,
Подыми повыше ворот и держись.
Ой, «черный ворон», «черный ворон», «черный ворон»
Переехал мою маленькую жизнь.
Народная песня
Ворон в русских и славянских поверьях – птица, предвещающая несчастье и смерть. По преданию, ворон был создан дьяволом и оттого черен. Сам черт может принимать вороний образ. По приметам, если ворон пролетает или каркает над домом, над селом, садится на крышу, каркает во дворе – значит, кто-то в доме или в селе умрет. Ну разве можно было точнее назвать зловещий фургон? К тому же ворон – пожиратель трупов…
Наибольший страх вызывали автомобили — об этом много написано в воспоминаниях о сталинской эпохе, — принадлежавшие НКВД. Такую машину называли то «черная Маруся», то «черный воронок».
Именно это и является актуальностью данного проекта.
Цель проекта: изучение автомобиля «Чёрная Маруся» («черный ворон», «воронок») произведениях русских писателей и поэтов
Для достижения этой цели поставлены задачи:
1. Выяснить, какие автомобили назывались «Чёрная Маруся» («черный ворон», «воронок») и почему
2. Проанализировать технические характеристики данных автомобилей
3. Привести примеры из произведений русских писателей и поэтов, описывающие данные автомобили
4. Создать буклет по теме «Образ «Чёрной Маруси» (автомобиль) в произведениях русских писателей и поэтов»
Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, обобщение
Практическая значимость: материал можно использовать на уроках литературы, а также при освоении спецдисциплин по устройству автомобилей
Глава 1 «Чёрная Маруся» («воронок», «чёрный ворон») (ГАЗ-М1 («Эмка»))
Для перевозки арестованных использовались служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка»), в СССР их называли «чёрный ворон», «воронки».
Когда же и в чьем гнезде появилась на свет эта жуткая птица? Француз Жак Росси, автор двухтомного «Справочника по ГУЛАГу», утверждал, что «черные вороны появились в Москве, в 1927 г. Это были полуторатонки, выпущенные первым советским заводом АМО. Во время ежовщины появились огромные, 5-тонные черные вороны, окрашенные в темный цвет и ездившие только ночью».
Если между «вороном» и «вороненком» разница была в размерах, то «ворон» и «воронок» подразумевали одну и ту же машину. Автозак (еще одно миленькое определение – «автомобиль для перевозки заключенных!») могли назвать и «черным вороном», и просто «вороном», и «воронком» – от перемены названий содержание не менялось…
Эпитет «черный» не всегда указывал на цвет – хотя вначале машины действительно окрашивались в мрачно-темные тона. Однако в конце 30-х «воронки» стали маскировать под машины для перевозки продовольствия. Их красили в веселенькие светлые цвета, на бортах красовались надписи «ХЛЕБ» или «МЯСО» (причем, на русском, английском, немецком и французском языках). Надписи могли варьироваться – в зависимости от фантазии чекистов. В связи с этим «сидельцы» сначала пытались отличать мрачные автозаки от веселых «хлебных» фургончиков.
-
История создания автомобиля ГАЗ М1
«Чёрная Маруся» (воронок (также ворон, чёрный ворон, чёрный воронок)) — жаргонное слово (выражение) - автомобиль для перевозки арестованных.
Воронка́ми в СССР называли служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка»), выполненные специально для нужд НКВД, выпускались они только чёрного цвета, отсюда и название.
В начале 1932 года с конвейера Горьковского автозавода сошли первые грузовики. Это были копии заокеанских моделей, что оправдывалось необходимостью срочного создания автопромышленности — почти с нуля.
Новая машина «ГАЗ-М1», была спроектирована в грузовом варианте, оснащена усиленным двигателем, мощной рамой, продольными рессорами вместо поперечных, штампованными дисками колес вместо проволочных спиц, шинами низкого давления. Грузовую «эмку» начали производить в январе 1932 года.
Осенью 1933 года в экспериментальном отделе ГАЗа начали работу над будущим автомобилем. Первые три опытных образца М1, что расшифровывается как «Молотовец первый». Внешне они отличались от серийных машин иной облицовкой радиатора, лючками на боковинах капота, колесами с проволочными спицами.
Гениальный старик Генри Форд был консерватором и не любил изменять однажды найденным удачным решениям. Потому выпуск в 1932 году модели 40 с V-образным восьмицилиндровым двигателем казался несколько неожиданным. Впервые удалось отлить цельный блок мотора V8. Однако конструкция шасси Ford-40 во многом была заимствована у предыдущих моделей фирмы — А и Т — и не соответствовала «революционному» двигателю.
Базовой машиной для ГАЗа стала версия с закрытым цельнометаллическим четырехместным кузовом, несомненно более комфортабельным, чем открытый у ГАЗ-А. Серьезные изменения были внесены в конструкцию шасси. Переднюю и заднюю поперечные рессоры заменили четырьмя продольными, что позволило отказаться от конструкции трубы, в которую был спрятан кардан, передававшей толкающий момент от заднего моста непосредственно на раму. Появились гидравлические амортизаторы одностороннего действия, иное рулевое управление. Колеса обрели штампованные диски взамен спицованных.
Главным новшеством стал кузов – четырехдверного типа, закрытый цельнометаллический. Деревянной оставалась лишь одна деталь – боковой брус крыши. Кузов был установлен на раму, выштампованную из стали толщиной 3 мм. Детали рамы соединялись двумя способами: электродуговой сваркой и заклепками. Такая схема обеспечивала прочность и жесткость конструкции на изгиб, что способствовало меньшей усталости металла. Элементы кузова тоже штамповались, но соединялись уже точечной сваркой, поскольку нагрузки там в отличие от рамы были значительно меньше. Крыша была брезентовой, с теплоизолирующей прокладкой. Двери имели удобные ручки, мягкую обивку и открывались назад.
Система зажигания — батарейного типа, с центробежным регулятором опережения угла установки. Подача горючего осуществлялась диафрагменным топливным насосом. За счет изменения геометрии каналов в головке блока удалось улучшить наполнение цилиндров. При таком же рабочем объеме, как у ГАЗ-А, новый двигатель, получивший обозначение ГАЗ-М, стал мощнее (50 л.с. против прежних 40 л.с.) благодаря измененным фазам газораспределения и повышенной с 4,2 до 4,6 степени сжатия. Эта степень сжатия соответствовала тогда наиболее распространенному в СССР сорту автомобильного бензина с октановым числом 59-65. Двигатель ГАЗ-М с 1938 года стал монтироваться и на модернизированных грузовиках ГАЗ-АА, получивших индекс ГАЗ-ММ.
Завод обновил и коробку передач – ввел шестерни постоянного зацепления на второй ступени и скользящую зубчатую муфту включения второй и третьей передач. Толкающщие усилия от заднего моста на раму у ГАЗ-М1 передавала не труба карданного вала, как у ГАЗ-А, а рессоры. Поэтому труба стала легче, получила скользящее телескопическое сочленение и воспринимала только реактивный момент заднего моста.
Значительное увеличение жесткости рамы было достигнуто не только у величением сечений лонжеронов и траверс, но и введением Х-образной поперечины. Более мягкие, чем у ГАЗ-А, рессоры сочетались с гидравлическими рычажными амортизаторами одностороннего действия. Изменения коснулись и рулевого механизма, а также тормозов. Они получили механический привод — от педали или рычага поворачивался специальный вал, усилие от которого через систему тяг и тросов передавалось на тормозные колодки всех колес.
Новые передние крылья сильно изменили облик автомобиля. Водитель мог отрегулировать сиденье под длину своих ног, механический указатель уровня бензина заменили электрическим, на всех дверях имелись форточки, были в наличии прикуриватель и пепельница. Переключатель света фар находился под ногой. 16 марта 1936 года с конвейера сошла первая «эмка», а на следующий день еще два автомобиля отправлены в Москву для показа руководству страны. Сталину, Молотову, Ворошилову и Орджоникидзе новый автомобиль понравился.
За годы выпуска у ГАЗ-М1 видоизменялись капот, облицовка радиатора, бамперы. Самая же серьезная модернизация произошла в 1938 году. В середине 30-х годов стало ясно, что резервы дальнейшего совершенствования двигателя ГАЗ-М исчерпаны. Директор ГАЗа С.С. Дъяконов в докладной записке на имя заместителя наркома тяжелой промышленности указал на необходимость скорейшего развертывания производства нового двигателя ГАЗ-11. Он был шестицилиндровым (3485 см3, 76 л.с. при 3400 об/мин) нижнеклапанным и предназначался для нового поколения автомобилей ГАЗ, легковых и грузовых. Опытные образцы легковых моделей были готовы в середине 1938 года, и в 1941 году завод намечал их серийный выпуск. В их число входили ГАЗ-11-73 с кузовом типа седан, представлявший собой модернизированный ГАЗ-М1 с двигателем ГАЗ-11, а также ГАЗ-11-40 (модификация ГАЗ-11-73 с кузовом фаэтон), пикап ГАЗ-11-41 и легковые автомобили повышенной проходимости ГАЗ-61. Мотор прожил долгую и счастливую жизнь — его устанавливали (с небольшими переделками) на ГАЗ-12 (ЗиМ), ГАЗ-51, ГАЗ-63, другие автомобили, дрезины, автобусы и погрузчики. Выпуск этого двигателя завершился совсем недавно — с уходом на пенсию грузовика ГАЗ-52.
Автозак (фургон «Чёрная маруся», душегубка, его также именуют и «черный ворон») пришел на службу тюремной системе еще в 20-е годы. До этого заключенных переправляли пешим этапом. Людными городскими улицами шла колонна, сопровождаемая усиленным конвоем. Это было зрелище. Организованная толпа зеков под лай собак и окрики перекрывала проезд, надолго загораживала тротуары, вызывала массу зевак. В середине 20- х автозаки, впрочем, как и обычные грузовики, для России еще были редкостью. Горьковский автозавод не мог угнаться за аппетитом ГУИТУ СССР (Главного управления исправительно-трудовых учреждений). Поначалу спецавтомобиль был пустым стальным загоном, в который зеков набивали, словно селедку в банки. Это имело свой резон. Когда ноги и руки зажаты соседними телами, и ты стоишь, помимо воли вытянувшись в струну или же скорчившись у стенки, возникает лишь мысль доехать в добром здравии. Зек, решив бежать, физически не сможет продвинуться к двери или попытаться раздолбить днище. Положение рук и ног изменялось лишь на дорожных ухабах.
Чуть позже появились скамейки вкруговую у стен. Конвой не имел права сопровождать подследственных (подсудимых или уже осужденных) внутри салона: их просто вталкивали внутрь и закрывали стальную (иногда бронированную) дверь. «Воронок» имел зловещий серый цвет и строгую внешнюю конфигурацию. После войны, когда страна вновь бодро зашагала под барабаны и трубы, его стали окрашивать в обыденные тона. На стальных стенах появлялись надписи «Мясо», «Хлеб», «Аварийная служба газа», «Пейте советское шампанское!» и тому подобное.
С конца 30-х по нынешний день «черный ворон» уже практически не изменялся (разве что окошек прибавилось). Но, возможно, это – лишь свидетельство его совершенства?
-
Технические характеристики ГАЗ М1
Легковой автомобиль
Кузов автомобиля мог вместить 5 человек. Силовой агрегат был 4-цилидровым объемом в 3,2 л. Мощность его составляла 50 лошадиных сил, а коробка переключения передач имела 3 скорости. Максимальная скорость составляла 105 км/ч, а до 80 километров в час автомобиль мог разогнаться за 24 секунд. Расход топлива составлял 14,5 литров на 100 километров пути. Длина составляла 4625 миллиметров, ширина – 1770 миллиметров, высота – 1780 мм. Масса автомобиля – 1370 килограммов.
Компоновка |
Переднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула |
4x2 |
Количество мест |
5 |
Габариты, мм |
|
Длина |
4625 |
Ширина |
1770 |
Высота |
1775 |
Колесная база |
2845 |
Клиренс |
210 |
Колея, мм |
|
Передняя |
1435 |
Задняя |
1440 |
Снаряженная масса, кг |
1370 |
Грузоподъемность, кг |
500 |
Двигатель |
|
Модель |
ГАЗ-М |
Тип |
Бензиновый |
Количество цилиндров |
4 |
Объем, см3 |
3285 |
Мощность, л.с. |
50 |
Коробка передач |
Механическая, 3-ступенчатая |
Максимальная скорость, км/ч |
98 |
Расход топлива, л/100км |
|
Смешанный |
14,5 |
Объем топливного бака, л |
60 |
Грузовой автомобиль (фургон)
Компоновка |
переднемоторная, заднеприводная |
Колесная формула |
4x2 |
Количество мест |
2 |
Габариты, мм |
|
Длина |
5335 |
Ширина |
2030 |
Высота |
1870 |
Колесная база |
3340 |
Клиренс |
200 |
Грузоподъемность, кг 1500 |
|
Двигатель |
|
Модель |
ГАЗ-ММ |
Тип |
Бензиновый |
Количество цилиндров |
4 |
Объем, см3 |
3285 |
Мощность, л.с. |
40 |
Коробка передач |
4-ст. МКПП |
Максимальная скорость, км/ч |
70 км.\час |
Расход топлива, л/100км |
|
Смешанный |
19,5 л/100 км |
Объем топливного бака, л |
3285 |
Глава 2 Образ «Чёрной Маруси» (автомобиль) в произведениях русских писателей и поэтов
2.1 Общая характеристика литературного процесса 20-30-х годов
Важнейшим явлением социальной жизни 20-х годов стала новая экономическая политика, провозглашенная Лениным. Именно на фоне возвращения к тому образу жизни, кот был характерен для буржуазной России, но смотрелся крайне карикатурно и гротескно, именно на фоне всеобщей нищеты и всеобщего равенства бедности, когда стал уже появляться класс новой буржуазии, и это было крайне сложно воспринять новому революционному сознанию. И эта проблема смещения ценностей, проблема невоплощения революционных ценностей стала важнейшей темой 20 гг. В 30 гг все меняется. Во-первых, в конце 20 годов Сталин окончательно утверждается на вершине власти пирамиды и издает ряд указов, которые запрещают частную предпринимательскую деятельность, НЭП завершен. Вся полнота власти и в литературе, и в экономике переходит в руги государственных структур – издательств, союзов и прочее. И перед страной ставятся 2 большие задачи – это коллективизация и индустриализация.
В 30 годы начинается процесс репрессий, вершиной этого процесса становится 37 г. Но почему именно этот год мы выделяем в истории репрессий страны? В это время были казнены крестьянские политические деятели Бухарин и т.д. Но на самом деле, начиная с 20х гг., аресты идут повсеместно, в 30е гг. в лагерях страны находятся несколько десятков миллионов человек. И именно в 30 гг. становится видно, как трагически складываются судьбы писателей и поэтов, которые не вписываются в новую эру: началась травля автором. Травле подвергается и Ахматова, и Солженицын, и А. Платонов, и Мандельштам, и Пастернака, и Булгаков, и др.
Ахматова написала цикл стихов, посвящённых Сталину «Венок миру», чтобы спасти сына от расстрела. Николай Гумилев (муж Ахматовой) был арестован и приговорен к высшей мере наказания. Сын – Лев- после нескольких арестов – тоже.
А.И.Солженицын отбыл 7 лет заключения (из 8) в лагерях за обвинение в ложном доносе…
2.2 «Чёрная Маруся» в стихотворении А.А.Ахматовой «Реквием»
Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) – знаменитая российская поэтесса 20 века, писательница, переводчик, критик и литературовед. Автор известной поэмы «Реквием» о репрессиях 30-х годов. Родилась 11 июня (23 июня) 1889 года в Одессе.
А. Ахматова на себе ощутила всю боль и страх, производимые этой «кровавой мясорубкой». Поэма «Реквием» через личный опыт поэтессы передает весь ужас тех лет. Поэма создавалась в течение долгого времени. Вступление и первая часть написаны в 1935 г., сразу же после первого ареста единственного сына Ахматовой – Льва. Поэтесса при помощи Булгакова написала письмо лично Сталину и добилась освобождения сына, но карательные органы не оставили их в покое. В 1938 г. произошел второй арест. На этот раз униженная мольба Ахматовой не принесла результата. Льва приговорили к ссылке в сибирские лагеря. В течение двух лет поэтесса продолжала создавать поэму, ставшую ее интимным дневником, отражающим все чувства и переживания. В условиях тотального контроля Ахматова не решалась записывать стихотворение. Она запоминала строки и читала их только самым близким людям.
Сюжет поэмы «Реквием» основан на нахождении Ахматовой в тюремной очереди. В таких очередях она провела почти полтора года. В этом униженном ожидании встречалось множество матерей и жен, выкинутых из общества за сфабрикованные преступления своих мужчин. В предисловии к поэме Ахматова вспоминает, что в очереди ее узнала одна женщина и попросила описать происходящее.
В «Посвящении», предваряющем поэму, поэтесса описывает свое тяжелое, как камень, горе, охватившее душу сразу после вынесения приговора. Она обращается с приветствием к своим «невольным подругам» по тюремной очереди, оказавшимся теперь связанным навеки общей бедой.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь…
«Реквием» не имеет четкой хронологии. Отдельные части отмечены датами, но они непоследовательны. Это не играет большой роли. Два страшных года воспринимаются как целостная картина личной трагедии на фоне всенародного горя. Можно выделить некоторые главные мотивы произведения.
Ахматова подчеркивает огромный масштаб репрессий через количество («осужденных полки») и исторические параллели («корчилась Русь», «стрелецкие женки»). Поэтесса использует религиозную символику. В стране победившего атеизма вера выступает в роли еще одной жертвы режима. Полностью посвящена этому часть поэмы «Распятие», в которой страдания всех матерей трогательно сравниваются с горем Богородицы.
К финалу в поэме нарастает мотив обреченности, невозможности какого-либо сопротивления. Ахматова видит спасение только в смерти, но подозревает, что и она не даст окончательного избавления от всепоглощающего страха.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь…
Поэтесса считает, что лучшим признанием ее заслуг перед русской поэзией будет памятник у тюремных стен, который будет вечным напоминанием живущим о том страшном и беспощадном времени.
2.3 «Чёрная Маруся» («воронок», «чёрный ворон») в романе А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»
Александр Солженицын (1918-2008) – русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-80-е годы).
В октябре 1941 года Солженицын был мобилизован; по окончании офицерской школы (конец 1942 года) — на фронте.
9 февраля 1945 года Солженицын арестован за резкие антисталинские высказывания в письмах к другу детства Н. Виткевичу. Был лишен воинского звания. Содержался в Лубянской и Бутырской тюрьмах. 27 июля осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей (по статье 58, п. 10 и 11).
Впечатления от лагеря в Новом Иерусалиме, затем от работы заключенных в Москве (строительство дома у Калужской заставы) легли в основу пьесы «Республика труда» (первоначальное название «Олень и шалашовка», 1954). В июне 1947 года переведен в Марфинскую «шарашку», позднее описанную в романе «В круге первом». С 1950 году в экибастузском лагере (опыт «общих работ» воссоздан в рассказе «Один день Ивана Денисовича»). С февраля 1953 года Солженицын на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан).
В 1974 году – арест (за роман «Архипелаг ГУЛАГ»), обвинен в измене Родине, лишен гражданства, выслан из страны.
«Архипела́г ГУЛА́Г» – художественно-историческое произведение Александра Солженицына о репрессиях в СССР в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев со всего СССР, документах и личном опыте автора. ГУЛАГ – аббревиатура от Главное Управление ЛАГерей. «Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до 1968 года, первый том опубликован в Париже в 1973 года. Гонорары от продажи романа переводились в Русский общественный фонд Александра Солженицына, откуда впоследствии передавались тайно в СССР для оказания помощи бывшим политическим заключённым.
А.И.Солженицын реабилитирован в 1957 году.
Александр Солженицын, который посвящает несколько страниц в книге «Архипелаг Гулаг» этим машинам, пишет: «Первые воронки появились на наших все еще мощеных улицах в то же время, что и первые грузовики в 1927 году. Существует, однако, архивная папка, содержащая письма в Главное управление государственных автомобильных заводов, датированные маем 1923 г., в которых обсуждаются детали покупки Московским городским Советом трехтонного грузовика «паккард» и его переоборудования на одном из заводов (не АМО), чтобы он мог перевозить до 25 заключенных. Автомобиль, согласно контракту, должен быть окрашен в «любой цвет, по желанию», то есть необязательно в черный. Почти сразу же он отправился в ремонт, поскольку во время третьей поездки в тюрьму на Таганке отказали первые две передачи».
Солженицын добавляет, что на протяжении многих лет воронки были серо-стального цвета, и это и был, так сказать, цвет тюрьмы. Только позднее, после войны, они стали окрашиваться в яркие цвета и маскировались такими надписями на бортах, как «Хлеб», «Мясо», «Пейте Советское шампанское».
«…живой к техническим веяниям, Архипелаг не опоздал перенять черного ворона, а ласковей — воронка. На еще булыжные мостовые наших улиц первые воронки вышли с первыми же грузовиками. Они были плохо подрессорены, в них сильно трясло — но и арестанты становились не хрустальные. Зато укупорка уже тогда, в 1927 году, была хороша: ни единой щелки, ни электрической лампочки внутри, уже нельзя было ни дохнуть, ни глянуть. И уже тогда набивали коробки воронков стоя до отказу. Это не так, чтобы было нарочито задумано, а — колёс не хватало».
«…Внутри воронок может быть просто бронированным кузовом — пустым загоном. Может иметь скамейки вкруговую вдоль стен. Это — вовсе не удобство, это хуже: втолкают столько же людей, сколько помещается стоймя, но уже друг на друга как багаж, как тюк на тюк. Могут воронки иметь в задке бокс — узкий стальной шкаф на одного. И могут целиком быть боксированы: по правому и левому борту одиночные шкафики, они запираются как камеры, а коридор для вертухая». (Часть вторая «Вечное движение», глава 1 «Корабли Архипелага»)
….Известна и другая модификация воронков - в виде микроавтобусов с изолированной от салона кабиной водителя. Дверь сзади. Я в детстве видел такой воронок, в конце 50-х. Списанный по старости со службы, он был передан какой-то гражданской организации. Шофер приезжал на нём домой обедать. Я до сих пор помню (так и слышу) сдавленное бормотание взрослых соседей: "чёрный ворон". Но этот автомобиль был не чёрного, а какого-то тёмно-сизого цвета. И в нём самом я не видел ничего страшного. Но ужас взрослых, бормотавших про себя: "чёрный ворон", мне подсознательно передавался, и я его ещё сейчас ощущаю внутри себя…»
2.4 «Чёрная Маруся» в романе «Мастер и Маргарита»
В романе «Мастер и Маргарита» упоминаются 3 автомобиля: автомобиль НКВД и одновременно такси и автомобиль Маргариты — на нем она вернулась в Москву с обряда посвящения в ведьмы на реке – маркой ГАЗ М1 («Эмка»).
ГАЗ М1 Такси, 1936 год. Автомобиль для службы в такси отличался наличием таксометра и элементами окраски кузова. У прототипов данной модели запасное колесо располагалось на переднем левом крыле, позже от него избавились. В течение 10 лет, с 1936 по 1946 год, это был основной автомобиль такси для советских граждан. Последние таксомоторы ГАЗ-М1 были выведены из эксплуатации в 1946-47 годах.
«…. В то самое время, как старательный бухгалтер несся в таксомоторе, чтобы нарваться на самопишущий костюм, из плацкартного мягкого вагона N 9 киевского поезда, пришедшего в Москву, в числе других вышел пассажир с маленьким фибровым чемоданчиком в руке».
ГАЗ-М1 фаэтон, 1937 год. Опытный образец автомобиля с кузовом типа фаэтон, выпущенный в 1937 году. Именно его кузов был использован в 1939 году при создании опытного автомобиля ГАЗ-61-40.
«…На остров обрушилась буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами…»
ГАЗ-М-1, автомобиль для нужд НКВД, 1936 год
«…Около четырех часов жаркого дня большая компания мужчин, одетых в штатское, высадилась из трех машин, несколько не доезжая до дома N 302-бис по Садовой улице».
Заключение
Трудно найти большое литературное произведение, в котором ни разу бы не упоминалось и не участвовало в сюжетном действии какое-либо транспортное средство. Сюжеты, в которых человеку с помощью транспортного средства удавалось преодолевать огромные расстояния, во множестве присутствовали и в литературных традициях.
В литературе 1930-х и 40-х годов автомобиль ГАЗ М-1 назывался просто «Эмка», «Чёрная Маруся», «Воронок», «Чёрный ворон» был представлен в разных модификациях: легковой, таксомотор, грузовой. Писатели и поэты 20 века часто упоминали этот автомобиль в своих произведениях как отражение эпохи.
Таким образом, цели и задачи проекта достигнуты полностью.
Список использованных источников
А.А.Ахматова. Сборник стихотворений. –М.: Просвещение, 1989
М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». –М.: Просвещение, 1986
Обернихина Г.А., Антонова А.Г.,Вольнова И.Л. и др. литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2015.
А.И.Солженицын. Архипелаг ГУЛаг. –М.: Просвещение, 1968
Интернет-источники:
http://avtomobilgaz.ru/legkovye/drugie/avtomobil-gaz-m1.html