Осетинская народная сказка как способ развития образной речи старших дошкольников
Автор публикации: В. Пишванова, студентка 3 курса
Осетинская народная сказка как способ развития образной речи старших дошкольников
Актуальность исследования. В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов.
Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого развития дошкольников. [5, с. 23]
Осетинские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.
В сказке перед умственным взором ребёнка предстают образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи и многие другие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства.
Исчерпывающую оценку сказки дал К.Д. Ушинский, отмечая, что «...это первые и блестящие попытки народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. [5, с. 18]
Вопросам изучения сказок посвящены труды известных исследователей: Ф.И. Буслаева, У.Б. Далгат, Д.Н. Медриша, В.Я. Проппа, В.П. Аникина, М.М. Бахтина и др.). Отдельные аспекты народных сказок рассмотрены в трудах Бритаевой А.Б., Туаевой Л.А., Бязрова А. И., Асаевой Н.А., Салагаевой З.М., Гассиевой В.З. и др.
Цель работы ˗ изучить и проанализировать существующие в методике приемы и формы, направленные на развитие образности речи старших дошкольников в процессе ознакомления с осетинской народной сказкой.
Объект исследования: народные сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста.
Поставленная в работе цель позволила сформулировать следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- разработать план-программу работы по формированию связной речи с помощью народных сказок и провести по нему серию занятий;
- сделать выводы и выработать методические рекомендации для повышения уровня связной речи детей 5-6 лет.
В работе мы использовали следующие методы:
анализ теоретической литературы по проблеме исследования;
синтез существующих методик по развитию речи дошкольников.
Развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста могут носить групповой характер, их целесообразно проводить в первой половине дня. Длительность занятия 20-25 минут. Цель занятий: повысить уровень развития образности речи старших дошкольников.
Занятия, например, можно проводить по блокам: предложить для изучения сказку, которая рассматривается на протяжении 4-х занятий. После этого переходить к работе по другой сказке. Последние 4 занятия - итоговые. На них дети, используют умения, которыми овладели во время проведения работы, сочинять сказки по сюжету, предложенному воспитателем.
Работа начинается с вводной беседы «Ирон адæмы сфæлдыстад». В данном сообщении детям рассказывается о том, что такое фольклор и какие жанры он включает, а также определяется место народной сказки в устном народном творчестве осетин. Такое занятие позволяет вызвать интерес у детей к жанру народной сказки. Приведем пример такого занятия.
Занятие № 1
Задачи:
Формировать умение использовать средства художественной выразительности в речи посредством волшебной сказки.
Формировать грамматический строй речи.
Развивать умения составлять связное высказывание.
Развивать мышление, память.
Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрации к сказке.
Словарная работа: прием выявление значений незнакомых слов: фæивгъуыдта, хуыкком, бабукъ сты, амæттаг.
Ход занятия.
Воспитатель читает сказку.
Хъæбатыр тæрхъус
Тæрхъус кæмдæрйæхи къабускайæ бафсæста æмæ хъазгæ быдыры фезгъоры. Цæргæс æй ауыдта, йæхи йыл раскъæрдта. Тæрхъусйæ ных хъæдмæ арæзта, цы йæ бон у, уымæй. Фæлæ тæрсы, куынæуал бахæццæ уа. Иу хатт фæсайдта цæргæсы-агæпп кодта фæрсырдæм - æмæ фервæзти. Цæргæс фæивгъуыдта.
Тæрхъус лидзы дарддæр. Фæлæ йæ ныфс нал хæсы хъæдмæ бахæццæмæ. Иу дуры рæбын ауыдта цавæрдæр хуыкком æмæ дзы фæмидæг. Кæсы, æмæ хуыккомы иу къуымы бабукъ сты бирæгъы лæппынтæ æмæ хъыс-хъыс кæнынц. Тæрхъусæн йæ уд йæ къæхты бынæй агæпп ласта. «Цæргæсæй фервæзтæн, фæлæ бирæгъы амæттаг фæдæн», - загъта йæхинымæр. -Уæ мад кæм и?- зæгъгæ, афарста лæппынты.
- Цуан кæнынмæ ацыд.
Тæрхъус фæныфсджын æмæ йæ рихи аздыхта.
-Йæ амонд уыд æмæ йæ ам не рбаййæфтон. Йæ хъуын-хъис ын акалдтаин, - загъта тæрхъус æмæ хуыккомæй федде.
Дзесты Куыдзæг
Беседа по сказке:
1. Куыд дæм кæсы, цæмæн схуыдта автор тæрхъусы хъæбатыр?
2. Зæгъ-ма, куыд лыгъди тæрхъус цæргæсæй?
3. Тæрхъус дæм æцæгдæр фæкаст хъæбатыр?
4. Йæ хъæбатырдзинад йæхицæй лæмæгъдæртимæ чи æвдисы, ахæмы куыд схонис ды?
Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка по-своему неповторима [6]. Работая со сказкой, необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник не только нравственного воспитания, но и как источник обогащения их устной речи.
Так, например, прием устного (словесного) рисования помогает ребятам подметить характерную деталь, уловить главную мысль. Приведем пример такой работы.
После беседы проводим с детьми игру «Нарисуй главного героя в своем воображении».
- Вам нравятся герои сказки? Давайте дадим главному герою устную характеристику. Какими словами можно охарактеризовать зайчика: гыццыл тæрхъус, тарст хуыз тæрхъус, тæппуд, нæуæндаг.
Далее предлагаем детям поиграть в игру «Задумай слово».
- Поиграем в такую игру. Сейчас (ребенок) задумает слово, которое есть в сказке, но называть его не будет, а просто расскажет, что это слово обозначает, а мы отгадаем, какое слово задумал (ребенок). Например: Уый у дæрддзæст, тæхы уæлæрвты, у хъаруджын (цæргæс).
Занятие № 2
Задачи: образный речь сказка дошкольный
Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы), и слова с противоположным значением (антонимы).
Учить детей понимать образное содержание сказки.
Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки.
Развивать творческие способности.
Воспитывать желание и умение заботиться о своем физическом и психическом здоровье.
В ходе обучающего исследования мы использовали и такой прием, как работа над сказкой по картинам.
Так, например, после прослушивания сказки «Чи кӕм уыдис сæрды?» дошкольники отвечали на подготовленные нами вопросы:
Цӕуыл ныхас кодтой сырдтӕ тулдз бӕласы бын?
Куыд цӕтта кодтой сырдтӕ сӕхи зымӕгмӕ?
Цы загъта тулдз бӕлас?
Далее работа осуществлялась на основе картинки.
Кӕй уынут нывы?
Ӕрхъуыды кӕнут цалдӕргай дзырдтӕ, кæцытæ бæрæг кæнынц сырдты: «арс», «бирӕгъ», «рувас»-мӕ. (Тыхджын, зондджын арс, зыд бирӕгъ, хинӕйдзаг рувас).
Затем мы попросили ребят дать характеристику главным персонажам, изображенным на картинке. Большинство ребят отметили, что лиса хитрая, лентяйка, обманщица, лукавая и т.д., а медведь – добрый, трудолюбивый, доверчивый, правдивый. После дети должны были ответить на вопрос: «Куыд хъуыды кæныс, раст у æви нæ æмгæртты сайын?».
Занятие 3. «Как мышь сыну невесту сватала» – «Мыст йæ фыртæн – усгур».
Цели:
– Продолжать работать над произношением звуков «къ», «хъ».
– Познакомить детей со словами: тулдз, уидаг, мигъ, хæрæфырт.
– Учить детей на слух воспринимать текст сказки и инсценировать ее.
Материал: атрибуты на головы участникам инсценировки.
ТСО – музыка «Хонгæ», «Симд», «Зилгæ».
Ход занятия
1. Звуковая зарядка.
2. Повторение пройденного материала.
Провести с детьми игру-хоровод по стихотворению Коста Хетагурова «Пойманная птичка».
Дзул дын тулдзыстæм мыды,
Адджын цай цымдзынæ.
Цъ. Хъаны цард мын уанцон нæу!
Æз уæ цай нæ уарзын,
Уидзын быдырты мæнæу,
Къогъотæ дзы ахсын.
С. Уазал у зымæг æддæ,
Махау дын хæдзар нæй!
Ам дæ къалати – цæттæ,
Бафсæддзынæ хъармæй.
Работа над текстом. И текст, и песня разучиваются на музыкальном занятии. На данных занятиях дети водят хоровод – поют и развлекаются.
3. Национальная игра «Гаккырис».
4. Чтение текста.
(Разучивание текста по ролям)
Мыст йæ фыртæн – усгур
(Настольный театр)
Аргъау авд дзыхæй дæр дзуры,
Аргъау авд низы дæр суры,
Аргъауæн мæлæт дæр нæй,
Мин азты цæрæд фæрнæй.
(Ирон адæмон сфæлдыстадæй)
Дзурæг. Раджы уыд æви æрæджы, уый нæ зонæм, фæлæ нæ хæхбæсты цардис æмæ уыдис мадæл-мыст æмæ йын уыдис лæппу. Мадмæ гæсгæ а зæххыл нæ уыдис уымæй зондджындæр, рæсугъддæр æмæ тыхджындæр. Фæзындысты мадæл-мыст, йæ лæппу æмæ мады дыууæ хойы.
Мад. Ус курын афон у мæ фыртæн.
1-аг мады хо. Тынг рæсугъд у нæ хæрæфырт!
2-аг мады хо. У хъаруджын!
1-аг мады хо. У тыхджын!
2-аг мады хо. У æнæниз æмæ зондджын!
Лæппу. Чызджыты хуыздæр – мæ хай!
1-аг мады хо. Фæцу фæсарæнтæм, нæ хо!
Бацагур дæ фыртæн къай!
Мад. Нæ, æз ам ссардзынæн чындзаг.
Хурмæ æз цæуын ныртæккæ,
Минæвар кæнын йæ чызгмæ!
2-аг мады хо. Хуры чызг нæ аккаг у!
Хурмæ минæвар фæцу!
Мад. Хур, дæуæй тыхджындæр нæй!
Бæхæстæг кæнæм мах, цæй!
Хур. Æз тыхджын дæн, раст дæ ды.
Фæлæ мигъ тыхджындæр у.
Мигъ мæнæй зæххы ’хсæн бацæуы
Æмæ мæ тых басæтты.
Бацу уымæ, мыст-хæлар,
Дæ лæппуйæн минæвар.
Дзурæг. Ацыд мигъмæ мадæл-мыст.
Мад. Мигъ, дæуæй тыхджындæр нæй!
Бахæстæг кæнæм мах, цæй!
Мигъ. Æз тыхджын дæн, раст дæ ды,
Дымгæ та – мæнæй тыхджындæр.
Уыцы-иу футт куы фæласы,
Уæд мæ рог пуртийау фæхъазы.
Бацу уымæ, мыст-хæлар!
Дæ лæппуйæн минæвар.
Дзурæг. Ацыд дарддæр мадæл-мыст
Æмæ балæууыд дымгæмæ.
Мад. Дымгæ, дæуæй тыхджындæр нæй!
Бахæстæг кæнæм мах, цæй!
Дымгæ. Раст зæгъыс, тыхджын дæн æз!
Фæлæ тулдз бæлас мæ размæ æрлæууы,
Æрмæст йæ сыфтæртæ ызгъалы.
Бацу уымæ, мыст-хæлар!
Дæ лæппуйæн минæвар.
Дзурæг. Ацыд та дарддæр мадæл-мыст
Æмæ балæууыд тулдзмæ.
Мад. Тулдз, дæуæй тыхджындæр нæй!
Бахæстæг кæнæм мах, цæй!
Тулдз. Раст зæгъыс, тыхджын дæн æз!
Ис мæ уидæгты мæ ныфс,
Фæлæ сæ æхсыны мыст!
Ахъуыды кæн, мыст-хæлар,
Мыстмæ ацу минæвар!
Дзурæг. Мадæл-мыст æрыздæхт дард фæндагæй.
Мыстытæ йæ размæ рацыдысты.
Мад (хотæн). Æппæт дунейы рæсугъддæр, зондджындæр
æмæ тыхджындæр сты мыстытæ! Равзарæм чындзаг нæхи
’хсæн.
Дзурæг. Мыстытæй-чызджытæй чи гæрстæ æхсы, чи иту
æвæры, чи кафгæ кæны.
Лæппу. Ныр куыд кæнон?
Ныр цы кæнон?
Чызджытæй кæй равзарон?
Иууылдæр дзæбæх сты,
Иууылдæр рæсугъд сты!
1-аг мады хо. Ахъазæм-ма, амбæхсæм-ма мах!
2-аг мады хо. Лæппу, цу, дæ чындзаджы æрцахс!
Дзурæг. Лæппу суры мыстыты, ахсы сæ иуы. Бацæуы йæ
мадмæ.
Мад. У рæсугъд æмæ хæрзконд.
Тынг аив æмæ цыргъзонд!
Уый мæ иунæгæн – йæ амонд!
Амондджын уыдзæн нæ хъæстæ,
Амондджын уыдзæн нæ бæстæ.
Дзурæг. Аргъауы кæрон æрцыд.
Амондæй мын хайджын ут.
Чындзæхсæвы кафут.
Чындзæхсæвы зарут.
Музыкæ. Кафынц.
Таким образом, народные сказки имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.
Перед детским садом стоит важная задача ˗ заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества.
Сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через чтение сказок детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе.
Народные сказки обогащают эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют героям сказок, переживают вместе с ним их приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Сказки также позволяют воспитывать воображение: увлекательные живые образы вызывают у маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность может развивать народная сказка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - М.: Академия. 2017. – С. 34-38.
Бритаева А.Б. Язык сказок С. Бритаева // Культура осетинской речи и ее стилистика: Сб. статей. – Владикавказ. 2014. – С.125-128.
Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. М.; Просвещение. 2012. – 361 с.
Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку / Н.В. Гавриш // Дошкольное воспитание. 2013. № 8. - С.23-25.
Галаова Б.Н. Разработка этнокультурной концепции учебно-воспитательного комплекса «детский сад – начальная школа». Дис... канд. пед. наук. Владикавказ. 2001. – С.7.
Дзусова Б.Т., Гегкиева А.К., Дзугкоева С.Ю. Ирон адæмон сфæлдыстад – нæ адæмы хæзна (Устное народное творчество – достояние осетинского народа) // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – No. 10 (22) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/23/2997/
Красношлык З.П., Тебиева Ф.К. Культурные традиции как система взаимодействия ДОО и семьи по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста любви к малой родине //Современные проблемы науки и образования: вопросы теории и практики: материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация» (31октября 2016 г.) / [Ред. кол.: Р. Р. Галлямов, А.А. Бельцер, Ю. А. Кузнецова, О.А. Подкопаев]. – Самара: ООО «Офорт», 2016. – С. 36-41.
Туаева Л.А., Гадиева М.С. Детский фольклор и классификация его жанров // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http: / /human.snauka.ru/2016/05/14966
Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4-х книгах. Книга 1. Проблемы педагогики / Серия: Высшее педагогическое образование. Издательство: Дрофа. 2015. – С. 18-19.
Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2016 новый 273-ФЗ. рф. Электронный ресурс: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение. - 2010. – 36с. Электронный ресурс: http://pohsvu.ru/post/open/472 (дата обращения: 11.09. 2019 г.)
9