Методическая сказка как способ объяснения нового материала дошкольникам
«Методическая сказка как способ объяснения нового материала дошкольникам».
Педагог-психолог МБДОУ «ВЦРР – д/с №1»
Болтова Е.И.
«Давным-давно, где-то далеко-далеко…» Такое начало сказки, без сомнения, известно всем с самых ранних лет. И в воображении сразу возникают образы прекрасных принцесс, храбрых и отважных богатырей и жутких чудищ. Со сказкой мы знакомы с раннего детства и рассказываем и читаем их потом своим деткам и внукам. А что такое сказка, для чего она нужна?
Всем известно, что сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Главной её особенностью является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где обязательно добро побеждает зло. Сказки бывают народными и авторскими. Их обычно классифицируют на:
- Волшебные сказки – сказки, в которых есть обязательно положительный главный герой, его помощники и волшебные предметы. В таких сказках герои борются со злом и несправедливостью во имя добра, справедливости и любви.
- Социально-бытовые сказки – сказки, в которых показана реальная жизнь, а герои разного социального положения и высмеиваются различные отрицательные человеческие качества. Обычно, главные герои – простые работяги, люди из народа – умные и умелые, а представители высокого социального статуса (цари, попы) показаны как глупые и неумелые. Эти сказки часто носят сатирический характер. А детей в них привлекает юмор.
- Сказки о животных. В таких сказках главные герои – известные детям животные (волк, заяц, медведь лиса). Они живут обычной жизнью, разговаривают, общаются и каждый из них олицетворяет какое-то человеческое качество. Например, медведь – сильный, лиса – хитрая и коварная, кот – умный, мудрый, заяц – трусливый и т.д.
Главная задача сказки – научить детей отличать добро от зла, хорошее от плохого.
Конечно, сказка помогает малышам развивать воображение. Особенно, если нет картинки, которую можно рассмотреть в процессе чтения сказки. Тогда ребёнку необходимо представить себе, как выглядит тот или иной герой или персонаж, его маленький домик или шикарный дворец. Но, даже рассматривая картинки в книжке, при чтении сказки, дети учатся фантазировать и анализировать ситуацию сказочного персонажа.
Другая задача сказки - дать понять ребёнку, что не стоит отчаиваться в трудные минуты, а всегда стараться преодолевать появившиеся трудности. Ведь главный герой в сказках всегда борется с обстоятельствами и выполняет, казалось бы, самые невыполнимые задания.
Сказка учит социализироваться, тому, что в жизни очень важно иметь друзей, самому в любой ситуации прийти на помощь своему товарищу.
Сказка помогает детям понять, что не надо судить о людях по их внешнему виду. Ведь даже чудовище может оказаться заколдованным принцем, а простая лягушка – красавицей.
Сказка учит слушаться родителей, старших и мудрых. Она уделяет внимание патриотизму, ведь все богатыри и рыцари всегда бросаются на защиту родной земли, близких и родных от Змея-Горыныча, Кощея и других захватчиков.
И, конечно же, сказка учит малышей думать, не спешить с решением задачи, обдумывать и выбирать самый верный ответ.
Таким образом, именно методическая сказка помогает дошкольникам легко и непринуждённо, в сказочной обстановке ознакомиться с новым материалом, закрепить изученный материал и сопоставить главные черты, сходства и различия, группировать и т.д.
Методическая сказка для проведения занятия №14 по математическому развитию с дошкольниками старшей группы (программа «От рождения до школы») с целью познакомить с цифрой 3.
Давным-давно, жили-были две цифры, две большие подружки –цифры 1 и 2. Они были очень весёлые и активные. Везде и всегда они гуляли вместе. Вот как-то осенью, в один из прекрасных солнечных дней, решили подружки сходить в лес за грибами. Зашли они подальше в густой лес и стали приглядываться, выискивать под деревьями хороших грибочков. Цифра 1 сразу нашла большой гриб и положила его к себе в корзинку. А потом и цифра 2 отыскала себе сразу два грибочка. Обрадовались подружки! И вдруг, услышали, как недалеко кто-то тихо плачет…
Пригляделись и обнаружили ещё одну цифру. Она была такая странная, ни на кого не похожая… А плакала потому, что заблудилась в лесу. И ей было страшно и одиноко. Познакомились подружки с ней и успокоили. Оказалось – это цифра 3! Она очень весёлая и красивая. Стали цифры дружить все вместе: 1,2 и 3.И с тех пор ходили и веселились везде вместе – трое.
Дети, сколько подружек стало теперь?
Ребята, посмотрите внимательно, на что похожа цифра 3?
Давайте обведём её на листке.
Цифра 3 означает число три. Посчитайте, сколько подружек теперь стало?
Сколько грибочков они нашли вместе?
Нарисуйте цифру 3 на листке.