12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Грибанова Ирина Эдуардовна5191
Стаж работы по профессии - 31 год, высшая квалификационная категория.
Россия, Ставропольский край, с.Камбулат
11

Презентация «Память о Великой Отечественной войне. Литература и жизнь»



Тезисное выступление и презентация к научно-исследовательской работе.
«Память о Великой Отечественной войне. Литература и жизнь»
PPTX / 9.74 Мб

Тезисное выступление

Слайд 1.

Великая Отечественная война - самое трагическое событие в 20 веке, повлиявшее на все стороны жизни людей. Мы живем в новом тысячелетии, в другой стране с другой идеологией. Все вокруг поменялось: города, жизнь людей, их взгляды. Но есть то, что должно всегда присутствовать в

нашей жизни. Это память. Память - это то, что человек может пронести через годы, а в данном случае это историческая память о великом и трагическом для всего нашего народа событии.

Слайд 2.

Тема «Память о Великой Отечественной войне. Литература и жизнь» (с использованием одноимённых произведений Е.В.Карпова и И.В.Кашпурова «Пять тополей») выбрана мной, так как она актуальна и интересна, прежде всего тем, что ставропольские авторы и авторы других регионов в своих произведениях использовали один и тот же сюжет, связанный с реальной историей, затрагивающей события Великой Отечественной войны.

Слайд 3.

В своей работе мне также хотелось бы коснуться проблемы сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне среди молодежи, тем более что с каждым годом данная тема, как показывает практика, становится все более актуальной.

Слайд 4.

В результате исследовательской работы :

Собраны и систематизированы документальные и литературные данные по теме работы с использованием информационных материалов документальных книг о творчестве писателей и поэтов Ставропольского края, сайтов Интернета, музейных материалов.

Проведены беседы с жителями села Камбулат.

Организовано посещение Ставропольского музея и Светлоградского историко-краеведческого музея, библиотеки с целью конкретизации данных и выяснения реальности произошедшей истории, положенной в основу сюжета произведений.

Проведены опросы жителей села, учащихся, учителей по тематическим анкетам, полученные данные систематизированы и оформлены в диаграммах.

Сделаны соответствующие выводы.

Слайд 5.

В своей исследовательской работе я рассмотрела несколько произведений (среди них – два произведения ставропольских авторов), написанных по одному сюжету. Оба произведения авторов-наших земляков носят одно название – «Пять тополей». Только одно прозаическое (его написал Евгений Карпов), другое поэтическое (автор – Иван Кашпуров). В ряд произведений с похожим сюжетом входят ещё стихотворения авторов других регионов: «Пять тополей» Ю. Панкратова, «Баллада о матери» Е.Антошкина, «Пять журавлей» А. Смирнова. Первые два стихотворения положены на музыку Ю.Стржелинского и В.Страхова.

Слайд 6. Видео.

В основу этих произведений положены подлинные события: трагическая судьба женщины, которая не встретила с войны ни одного из пяти сыновей. Все они погибли, защищая Родину, свою мать, свою землю.

Все мы знаем, что каждая семья в годы Великой Отечественной войны потеряла кого-то из близких. Заинтересовавшись реальностью сюжета произведений, я выяснила, что ВСЕ произведения основаны на реальных событиях, подтверждаются реальными фактами. Я узнала, что в нашей стране были семьи, в которых матери получили похоронки на четверых, пятерых, шестерых, семерых, восьмерых и даже девятерых (!) сыновей.

Слайд 7.

Я думаю, что именно поэтому во всех произведениях по данному сюжету звучит цифра «пять», а не какая-либо другая. Это для того, чтобы показать – нам дорога память обо всех погибших из любой семьи. Каждый из них отдал свою жизнь за то, чтобы мы с вами жили сейчас.

Ни с чем не сравнимо горе матери, взлелеявшей и вырастившей своих детей на погибель. Именно об этом рассказывается во взятых нами произведениях.

И пусть имена героинь, места действия везде разные, но каждый из авторов хочет показать своим произведением, что память о героях останется не только в материнском сердце, но и наших сердцах навечно.

Слайд 8.

Стихотворение - легенда «Пять тополей» И.Кашпурова – вот произведение, затронувшее меня до глубины души. Я прочитала его на одном дыхании. Такая пронзительная тоска о том, чего нельзя вернуть. Мать посадила пять тополей  в память о пятерых убитых на войне сыновьях. Но жизнь ее, полная горя и страдания, в корнях и зелени пяти тополей, которые стали знаком спасенных ее сыновьями людей. Жанр легенды позволяет автору держаться той высокой, хотя одновременно и скорбной эмоциональной ноты, которая достойна народной трагедии и народного подвига. И здесь Кашпуров отражает великое в малом, в поступках близких людей, в памяти родного села, в переживаниях матери.

Слайд 9.

Вскоре я познакомилась с прозаическим произведением «Пять тополей». Рассказ Е.В.Карпова заинтересовал меня именно своим названием. В нём тоже был аналогичный сюжет. Но, я думаю, в рассказе мы видим больше подробностей о самой героине, о её сыновьях.

Героиня рассказа Е.Карпова «Пять тополей» Арина Княгинина «была когда-то высокая, стройная и дородная…». Её муж вернулся с гражданской войны израненный, вскоре умер. Осталось у неё пять сыновей. «Ушли её сыновья оборонять свою Россию.»

В одноимённом стихотворении И. Кашпурова рассказа о жизни героини нет,

автор сразу обращается к повествованию о военных событиях:

Меж землёй и небом пламя мечется,

Чёрный дым на белый день ползёт.

Там за все,

Что мы зовем Отечеством,

Платит кровью пограничный взвод.

Центральная часть обоих произведений содержит повествование о страшных событиях – смерти пяти сыновей.

В рассказе подробно описывается появление саженцев пяти тополей:

«…Опустившись на колени, положила Арина нож на дно ямки, присыпала его немного землёй и потом посадила пятый тополёк с увядшими листьями».

Слайд 10.

Мать душой чувствует, что память о сыне должна жить. Отпричитав, отголосив над похоронкой, она решает посадить деревце. Она будет лелеять его и растить как своё дитя, ухаживая за ним, оберегая от невзгод.

«А когда душа чуть-чуть оттаяла», говорится в стихотворении Кашпурова, мать переносит свою любовь на маленькие топольки, стремящиеся к солнцу, к жизни. Она беседует с ними, как с детьми, ухаживает за ними.

Конечно, в прозаическом произведении говорится об этом подробнее, но в стихотворении даже в скупых строках чувствуется материнская боль:

и стоят живыми обелисками

пять пирамидальных тополей.

К ним выходит мать-старушка древняя

И, печально помолясь буграм,

Как с сынами взрослыми,

С деревьями

Говорит о чём-то по утрам.

И Евгений Карпов, и Иван Кашпуров знали о войне не понаслышке, они испытали её тяготы на себе.

Уж кому, как не этим людям знать, что во время войны «каждый день кому-то нёс увечия, сеял смерть и прибавлял морщин». Важнейшей в творчестве и писателя Е.Карпова и поэта И.Кашпурова является тема Великой Отечественной войны. В их произведениях не найдешь романтики войны, а только ее жестокую сущность.

Что объединяет произведения Карпова и Кашпурова? Тема – судьба женщины, у которой война отняла всех близких; главная героиня, окаменевшая от горя; образ дороги, как символ жизни, и образ самого автора, неравнодушного к чужой трагедии, к тому, что люди должны помнить о жестокости войны, помнить тех, кто погиб во имя жизни.

Слайд 11.

Подбирая материал к своей работе, я нашла несколько похожих произведений авторов других регионов.

«Далеко, возле синего Дона,
где раскинулись крылья полей,
перед окнами старого дома
грустно шепчутся пять тополей,» - поётся в песне поэта Юрия Панкратова (музыка Юрия Стржелинского), которая тоже носит название «Пять тополей». Эту берущую за душу песню исполнял известный российский певец Эдуард Хиль.
Анастасии Фоминичне Куприяновой, все пять сыновей которой погибли, защищая родную землю, посвящена песня «Баллада о матери» поэта Евгения Антошкина, положенная на музыку В.Страхова.

Слайд 12.

Если ехать по трассе М-4 от Ростова-на-Дону на север, то можно увидеть памятник воинам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны. С одной стороны дороги на холме – фигура скорбящей матери. С другой на высокой стеле – стая журавлей. Памятник называется «Невернувшимся». Его сюжет навеян известным стихотворением народного поэта Дагестана Расула Гамзатова «Журавли», ставшего песней-реквиемом по всем погибшим в войнах.
Слайд 13.

Но, работая над исследованием, я встретила незатейливое стихотворение А.А.Смирнова, немного сходное сюжетом с произведениями И.Кашпурова и Е.Карпова:
Тихим рассветом над ширью полей
В Россию летели пять журавлей.
Вышла из дома старая мать, 
Чтобы солдат-сыновей повстречать.
Было у матери пять сыновей,
Стало у матери пять журавлей. 

Слайд 14.

Прочитав эти стихи, я подумала, что нельзя забывать о том горе, о тех страданиях, которые причинила людям война. Сколько матерей осталось без своих любимых детей! Сколько детей - без отцов! Этого нельзя забывать. Это надо помнить.

Многие из ныне живущих россиян знают о войне из свидетельств её участников - своих близких, документов, фотографий, вещей, рассказанных ими историй с фактами и событиями. Это «живая» память. Я хочу внести личный вклад в сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны, исследовав военный путь моего прадеда.

Слайд 15.

Мой прадед Глущенко Василий Пантелеевич - ветеран Великой Отечественной войны. Он прошел всю войну. Родился в с.Камбулат в 1923 году. Умер в 2012 году в Светлограде. В 18 лет его призвали на фронт. Дослужился до звания лейтенанта артиллерии. Участвовал в битве за Кавказ, освобождении Ставропольского края от фашистов, взятии Берлина. Я испытываю глубокое волнение и чувство гордости за то, что и мой прадедушка был причастен к великим событиям. Многие воспоминания героической жизни уже стерлись из памяти. Так и теряется память о прошлых поколениях. С годами забываются факты, теряются документы, желтеют фотографии. А что я смогу рассказать своим детям о моем прадеде? И я решила записать все воспоминания о прадеде, постараться проследить дорогу военной жизни моего предка. Подписать все его военные фотографии. Собрать воедино то, что еще не уничтожено временем.

Слайд 16.

Я считаю, что сохранение памяти о Великой Отечественной войне - часть основы дальнейшего духовного развития России в XXI веке. Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне немыслимо достоинство России, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.  

Слайд 17.

Изучив мнение моих ровесников о Великой Отечественной войне, об отношении к празднованию Дня Победы, о сохранении памяти об этом трагическом событии, я выяснила, что в большинстве, мои сверстники и их родители считают, что проблема сохранения памяти о Великой Отечественной войне в моем селе существует. Исследование показало, что это волнует больше родителей, то есть старшее поколение. Я установила, что и дети и родители считают: чтобы сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, сегодняшним поколениям россиян нужно ею интересоваться.

Слайд 18.

Исследование показало, что проблема сохранения памяти у моих ровесников тоже существует, несмотря на то, что в селе делается все возможное, чтобы сохранить историческую память. В ходе работы гипотеза нашла свое подтверждение: чтобы сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, ею нужно интересоваться молодым поколениям. У нас есть разные источники получения информации о войне, но заставить молодежь любить собственную историю, заставить ею интересоваться нельзя. Сохранение исторической памяти зависит от каждого человека.

Слайд 19.

Освобождение Родины от врага - святое дело. За счастье близких, за мир на земле, за детей и матерей гибли солдаты великой страны. Их подвиг - память людская. Чем дольше мы будем помнить о тех, кто сохранил нам честь, тем более страстно будем любить Отчизну, ее бескрайние просторы. Милый уголок земли, село, улицу, родную школу и лавочку у дома. Будем истинными патриотами и не дадим в обиду то, что свято.

Слайд 20,21,22

Автор материала: Е. Каляда (9 класс)
Опубликовано в группе «Исследовательская и проектная работа в школе»


Комментарии (3)

Шулина Оксана Владимировна, 04.06.18 в 23:53 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную и нужную работу!
Грибанова Ирина Эдуардовна, 05.06.18 в 20:48 0Ответить Пожаловаться
Оксана Владимировна, спасибо за отзыв! Саму работу я публиковать не стала, потому что там много материалов из газет, Интернета и, несмотря на самостоятельность работы, из-за этого уникальность работы всего 39%, хотя все ссылки и источники, использованные в работе, приведены. Сама работа представляет собой сопоставление одноименных произведений, исследование возникновения истории их создания, поиски аналогов произведений и рассуждение о проблеме сохранения памяти о Великой Отечественной войне.
Горбачёва Марина Юрьевна, 06.08.18 в 05:43 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.