12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексей Макурин168
Образование: высшее, УрГПУ, 2015г. Квалификационная категория: высшая
Россия, г. Кировград, п. Левиха





«ПОДРУЧНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ

ПО ФИЗИКЕ»


Автор: Успешный Игорь, 8 класс, МАОУ СОШ №17, п. Левиха
Руководитель: Макурин Алексей Сергеевич, учитель физики, МАОУ СОШ №17,

п. Левиха, 3003makurin1984@mail.ru



t1574278662aa.jpg







План работы

1. Почему я выбрал эту тему………………………………………………………………….3

2. Цели и задачи………………………………………………………………………………..3

3. Главная идея и проблема работы…………………………………………………………..4

4. Описание хода работы и ее результатов…………………………………………………..4

6. Главные выводы работы, ее назначение и применение…………………………………15

7. Рефлексия.…………………………………………………………………………………...15

8. Самооценка………………………………………………………………………………….16

9. Список литературы…………………………………………………………………………16











































Почему я выбрал эту тему

Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Физические опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.

О том, что физика наука молодая

Сказать определённо, здесь нельзя

И в древности науку познавая,

Стремились постигать её всегда.

Цель обучения физики конкретна,

Уметь на практике все знания применять.

И важно помнить – роль эксперимента

Должна на первом месте устоять.

Уметь планировать эксперимент и выполнять.

Анализировать и к жизни приобщать.

Строить модель, гипотезу выдвинуть,

Новых вершин стремиться достигнуть.

Следовательно, без эксперимента не может быть рационального обучения физике. Изучение физики предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.

Опыты повышают интерес к изучению физики, развивают  мышление, учат применять теоретические знания для объяснения различных физических явлений, происходящих в окружающем мире.

Самое главное, для физических опытов можно использовать любой подручный материал: шары, стакан, блюдца, шприцы, карандаши, соломинки, монеты, иголки, воду.

Цель и задачи

Цель – провести физические опыты  из имеющихся подручных материалов.

Задачи:

изучить и систематизировать материал по проблеме исследования;

подготовить подручный материал для проведения физических опытов;

продемонстрировать физические опыты;

объяснить демонстрируемое физическое явление.


Главная идея и проблема работы

Идея – физические опыты из подручного материала можно провести в домашних условиях.

Проблемный вопрос: Какой подручный материал можно использовать для проведения опытов по физике?

Описание хода работы и ее результатов

Исследовательская работа проводилась по следующей схеме:

Постановка проблемы.

Изучение информации из разных источников по данной проблеме.

Выбор методов исследования и практическое овладение ими.

Сбор собственного материала – комплектование подручных материалов, проведение опытов.

Анализ и обобщение.

Формулировка выводов.

    В ходе исследовательской работы применялись следующие физические методики исследований:

Физический опыт

Проведение опыта состояло из следующих этапов:

Уяснение условий опыта: этот этап предусматривает знакомство с условиями проведения эксперимента, определение перечня необходимых подручных приборов и материалов и безопасных условий при проведении опыта.

2. Составление последовательности действий: на этом этапе намечался порядок проведения опыта, в случае необходимости добавлялись новые материалы.

Проведение опыта.

Наблюдение

     При наблюдении за явлениями, происходящими в опыте, мы обращали особое внимание на изменение физических характеристик (давления, объема, площади, температуры, направления распространения света и т.д.), при этом мы получали возможность обнаруживать закономерные связи между различными физическими величинами.

Моделирование

Моделирование является основой любого физического исследования. При проведении опытов мы моделировали  преломление и отражение света в различных средах, процесс теплопередачи, процесс кристаллизации, поверхностное натяжение воды, перепад давлений, плотности жидкостей и газов, создание электрического и магнитного полей, свойство неньютоновской жидкости.

     Таким образом, всего нами смоделировано, проведено и научно объяснено 10 физических опытов с применением подручного материала.


Проведение тематических физических опытов

«Тепловые явления»

Опыт «Несгораемые деньги»

t1574278662ab.gif

Приборы и материалы: спирт 25 мл, вода 25 мл, купюра номиналом 10 рублей, пинцет.

Описание опыта:

1. Сделать раствор спирта и воды 1:1 и замочить в нем купюру;

2. Взять купюру пинцетом и поджечь ее.

Итог: Мы получили несгораемую купюру.

Объяснение опыта: вода не горит, горит только спирт, и вода, пропитавшая купюру, отводит тепло образовавшееся от горения спирта и от самой бумаги.

Опыт «Огнеупорный шарик»

t1574278662ac.gif

Приборы и материалы: воздушный шарик, свечка, спички, вода.

Описание опыта:

1. Внутрь воздушного шарика наливаем воду;

2. Затем надуваем шарик и завязываем его;

3. Поджигаем приготовленную свечку;

4. Аккуратно подносим шарик к свече так, чтобы стенки шарика касались открытого огня.

Итог: Шарик остается целым (не лопается).

Описание опыта: Шарик не сгорает из-за того, что вода принимает все тепло на себя.


«Изменение агрегатных состояний вещества»

Опыт «Заморозка»

t1574278662ad.gif


Приборы и материалы: бутылка 0,5л очищенной воды с крышкой, морозильник.

Описание опыта:

1. Бутылку с водой на 3ч оставить при комнатной температуре;

2. Затем положить бутылку с водой в морозильник до получения снежных хлопьев (ниже -15°С);

3. Аккуратно достать из холодильника бутылку и резко ее встряхнуть.

Итог: Мы получили лед в бутылке.

Объяснение опыта: Вода быстро замерзает, так как не имеет центров кристаллизации, поэтому вокруг них и начинается фазовый переход из жидкого в твердое состояние. 




«Световые явления»

Опыт «Личная радуга»

t1574278662ae.gif


Приборы и материалы: зеркало, вода, чаша, фонарик.

Описание опыта:

1. Зеркало положить в чашу и залить водой;

2. Посветить фонариком на зеркало и поймать отражённый свет на плоскости (стене, потолке, листе бумаги).

Итог: Мы получили радугу на плоскости.

Объяснение опыта: Мы получили радугу из-за преломления и отражения света в воде и зеркале.



«Давление»

Опыт «Насос из свечки»

t1574278662af.gif

Приборы и материалы: спички, стакан, блюдце, свечка, вода.

Описание опыта:

1. В блюдце налить воду и поставить свечку;

2. Поджечь свечку и закрыть стаканом.

Итог: Всасывание воды в стакан.

Объяснение опыта: Вода всасывается из-за разницы давления снаружи – атмосферного и внутри стакана.




«Плотность вещества (жидкостей и газов)»

Опыт «Лавовая лампа»

t1574278662ag.gif

Приборы и материалы: сосуд с крышкой, вода, масло подсолнечное, краситель, шипучий аспирин.

Описание опыта:

1. В сосуд налить подсолнечное масло, воду и краситель.

2. Затем добавить шипучего аспирина .

Итог: Красивое перемешивание воды и подсолнечного масла.

Объяснение опыта: Вода не смешивается с маслом из-за разной плотности жидкостей.

Опыт «Невидимый огнетушитель»

t1574278662ah.gif

Приборы и материалы: бутылка с крышкой, пищевая сода, уксус, 3 свечки, спички.

Описание опыта:

1. В бутылку налить воды и добавить пищевой соды;

2. Налить в бутылку уксус и закрыть крышкой;

3. Зажечь свечки, затем поднести открытое горлышко бутылки со смесью к свечкам, не выливая смесь.

Итог: Свечи потушены.

Объяснение опыта: Свечи тухнут из-за углекислого газа, образованного внутри бутылки, так как он тяжелее кислорода.


«Действие магнитного поля на проводник с током»

Опыт «Сила батарейки и магнита»

t1574278662ai.gif

Приборы и материалы: пальчиковая батарейка, медная проволока, магнит, плоскогубцы.

Описание опыта:

1. Батарейку поставить на магнит;

2. Из проволоки сделать прямоугольник;

3. Прямоугольник насадить на батарейку с магнитом.

Итог: Прямоугольник совершает вращательное движение вокруг батарейки и магнита – простейший электромотор.

Объяснение опыта: За счет батарейки заряженные частицы в проволоке упорядоченно движутся. При воздействии на него магнитом частицы двигаются по окружности.



«Поверхностное натяжение жидкостей»

Опыт «Вода в решете»

t1574278662aj.gif

Приборы и материалы: стакан, вода, бинт

резинка.

Описание опыта:

1. В стакан налить воду.

2. Закрыть бинтом горлышко стакана и зафиксировать резинкой.

3. Аккуратно перевернуть стакан горлышком вниз.

Итог: Вода не выливается из стакана.

Объяснение опыта: Вода не выливается из стакана за счет своего поверхностного натяжения.



«Неньютоновская жидкость»

Опыт «Неньютоновская жидкость»

t1574278662ak.gif

Приборы и материалы: вода, крахмал, краситель, чаша, ложка.

Описание опыта:

1. Наливаем в чашу воду и подкрашиваем;

2. Насыпаем крахмал в соотношении 1:1 с водой;

3. Тщательно перемешиваем.

Итог: Полученная масса обладает текучестью воды, но при резком ударе или разрыве проявляет свойства твердого тела.

Объяснение опыта: Неньютоновская жидкость при резком ударе имеет свойство твёрдого тела, а в состоянии покоя имеет свойство жидкости.


Главные выводы работы

В процессе работы над проектом, мы провели 10 физических опытов с подручным материалом.

Установили взаимосвязь физического опыта и продемонстрированного физического явления.

Убедились в том, что данные опыты проводить не сложно и интересно, они безопасны и просты, что  школьные знания вполне применимы для решения практических вопросов.

С помощью физических опытов, наблюдений и моделирования исследованы зависимости между различными физическими величинами: удельной теплоемкостью; температура и объем; объемом и давлением газов; давлением и температурой газов; плотностей жидкостей и газов; направлением распространения света и свойствами прозрачной среды.

Все явления, наблюдаемые при проведении физических опытов, имеют научное объяснение, для этого использовались фундаментальные законы физики и свойства окружающей нас материи.

В соответствии с поставленными задачами все опыты проведены с использованием только дешевых, малогабаритных подручных материалов.

Физические опыты из подручного материала можно проводить не только в школе, но и в домашних условиях.

Рефлексия

Работа над проектом шла хорошо, я быстро находил нужную информацию, понимал, что мне нужно делать и с чего начинать.

Пользуясь найденной информацией, я провел физические опыты из подручного материала.

Мне очень понравилось проводить опыты в домашних условиях.

Мне очень понравилось работать над данным проектом, я узнал много нового и интересного и выступил на школьной научно-практической конференции.

Самооценка.

Я оцениваю свою работу хорошо, так как для меня было важно провести физические опыты с использованием подручного материала. Я научился проводить опыты самостоятельно в домашних условиях. Мне очень понравилась практическая часть проекта. Благодаря проекту, я сделал для себя вывод, что в дальнейшем я продолжу свой проект, так как опытов по физике множество.

Список литературы

Блудов М.И. «Беседы по физике», Москва, 1974г.

Гальперштейн Л. «Здравствуй, физика», Москва, 1967г.

Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты», Москва, 1972г.

Рабиза Ф.В. «Забавная физика», Москва, 2000г.

Специо М. Ди «Занимательные опыты», ООО «Астрель», 2004г.

Томилин А. «Хочу все знать», Москва, 1981г.





























Рецензия на исследовательский проект

«Подручный материал как средство проведения опытов по физике»

ученика 8 класса МАОУ СОШ №17, п. Левиха, г. Кировграда

Успешного Игоря


Формулировка темы исследовательского проекта соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого типа. Проблема, которую озвучивает автор в своей работе актуальна для учащихся любого возраста. Данная тема очень интересна и доступна для понимания.

Цели и задачи адекватны теме и представлены полностью. Глубина и качество изучения специальной литературы высокие. Теоретические выводы обоснованы. Качество экспериментальной части – высокое. Структура работы соответствует логике.

Ценностью проекта является то, что ученик сам провел физические опыты в домашних условиях из имеющихся подручных материалов, теоретически обосновал исследования, сделал соответствующие выводы. Этим самым максимально обеспечил базу проекта. Язык соответствует нормам научной прозы. Качество оформления проекта высокое; сам набрал и оформил на компьютере.

Автор оценил свою работу и собирается продолжить изучение данной темы.

Считаю, что автор справился с работой, рекомендую для публичного

заслушивания.


20.03.2017г. Рецензент

Макурин Алексей

Сергеевич,

учитель физики

МАОУ СОШ №17



Автор материала: И. Успешный (8 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.