Учебно-методический материал «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках физики как средство повышения качества образования»
Пояснительная записка к презентации
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках физики как средство повышения качества образования
Обучение – процесс, в котором ученику отводится активная позиция. Насколько ученик будет активен в процессе познания, какими способами получения и усвоения знаний он владеет, настолько положительным будет результат обучения.
В своей педагогической практике мы использовали различные направления развития познавательной активности школьников: развитие творческих способностей, эксперимент и исследовательская деятельность, интегративный подход.
В настоящее время во все сферы жизни человека, в том числе и образование, вошли современные технологии, основу которых составляет решение различных задач с использованием компьютерной и мультимедийной техники. Одной из наиболее эффективных форм организации образовательной деятельности является применение электронных или цифровых образовательных ресурсов.
На своих уроках я использую различные формы применения ЦОР.
Объяснение нового материала с применением презентаций
Использование видеоматериалов
Электронный учебник
Эксперимент
Моделирование физических процессов
Применение цифровой лаборатории
Проверка знаний и подготовка к ЕГЭ
Онлайн-олимпиады
Современные школьники в большей степени визуалы, лучше воспринимают наглядную информацию. При объяснении нового материала я применяю презентации PowerPoint. Много презентаций можно найти в сети интернет, но я предпочитаю делать их сама. Не каждая чужая презентация удовлетворяет целям именно вашего урока, особенностям ваших методов и, наконец, далеко не каждая презентация из интернета удовлетворяет требованиям образовательной презентации. В моей практике презентации по физике старшей школы. Некоторые из них опубликованы на сайте фестиваля педагогических идей «Открытый урок», получила диплом лауреата конкурса «Презентация к уроку». Сами школьники часто сопровождают свои сообщения презентациями.
Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Положительно ученики воспринимают видеофильмы на уроках о жизни великих физиков, их вкладов в развитие науки, новых открытиях. В нашей коллекции фильмы по темам «Специальная теория относительности», «Квантовая физика», «Физика атома». В процессе демонстрации фильма можно сделать паузу, заострить внимание учеников на каком-то моменте, что-то обсудить.
Особое место на уроках физики занимает эксперимент. Именно он дает наглядное представление на проблему, поставленную на уроке. Но, зачастую, для его показа нет возможности: он либо сложен для воспроизведения в условиях урока, либо для его постановки нет необходимого оборудования. Использование ЦОР, в данном случае, решает вышеуказанные проблемы. Методика использования анимации эксперимента мало отличается от эксперимента, проводимого «в живую». Его так же можно включать для постановки проблемы, демонстрации законов, применения этих законов на практике. Анимация эксперимента имеет и свои плюсы: его можно приостановить на каком-то важном для понимания моменте, увеличить изображение, повторить.
ЦОР позволяют моделировать физические процессы. То, что мы не можем увидеть, можем представить в виде модели, пронаблюдать за происходящими процессами, изменениями хода этих процессов в изменяющихся условиях. Моделирование я использую при изучении тем «Кинематика», «Электрический ток в различных средах», «Фотоэффект».
Пришедшее в нашу школу оборудование кабинета физики имеет возможность использования цифровой лаборатории, которая позволяет измерять и обрабатывать данные эксперимента с помощью компьютера. Пока нами освоена цифровая обработка звуковых волн. К сожалению, программное обеспечение, пришедшее в комплекте с оборудованием, не подходило и пришлось искать необходимые программные ресурсы в интернете. В планах освоить цифровую лабораторию по механике и термодинамике.
Формы контроля, применяемые на уроках, разнообразны. Введение тестирования в школьную практику в первую очередь связано с изменением содержания обучения, переходом старших классов на профильное обучение, а также сдачи ЕГЭ и ГИА. Наряду с «бумажным» вариантом тестов, мы применяем компьютерное тестирование. Сайтов, которые представляют онлайн тест много, но у нас встает проблема технического плана. Идя на урок, мы не можем быть уверены, что в классе есть доступ и интернету. Поэтому онлайн-вариант для нас отпадает. Но идея компьютеризированного тестирования очень привлекательна: экономия материальных ресурсов (бумага, краска для печати), минимальное время учителя на составление теста, и особенно на проверку результатов. Тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу с учениками, одновременно контролируя каждого. Для себя я нашла такой вариант: домашняя работа учеников с сайтом http://phys.reshuege.ru Этот сайт предоставляет возможность использовать готовые тесты, составлять тесты учителю из каталога задач, сохраняет результаты учеников, обеспечивает связь ученика с учителем. Такое тестирование применяем для обобщения темы, подготовки к контрольной работе. На усмотрение учителя есть два варианта работы с тестом: домашняя работа дает возможность ученику после внесенных им ответов проанализировать ошибки, сверяя с решением; контрольный вариант покажет ученику результат только после просмотра учителем. Особенно такой метод работы полезен для подготовки к ЕГЭ.
Еще одно направление индивидуальной работы с учениками – олимпиады, предлагаемые по физике и другим предметам. Мы предпочитаем работать с проверенными сайтами, дающими качественные задания. Так наши ученики получают дипломы призеров и победителей олимпиад «Я энциклопедия», «Videouroki.net», онлайн-олимпиады «Фоксфорда».
В заключение нужно отметить, что применение цифровых образовательных ресурсов в учебной и воспитательной деятельности несет большие возможности, но применяя их стоит помнить, что используемые ресурсы должны быть качественными, отвечать целям и задачам урока, ни в коей мере не заменять, а дополнять учителя. Только тогда они будут учить школьника, а не развлекать его.