Исследовательская работа на тему "Применение орфографического чтения для формирования навыков правописания"
Автор публикации: Т. Белых, ученица 3В класса
Исследовательская работа на тему "Применение орфографического чтения для формирования навыков правописания"
Белых Таисия Александровна
Научный руководитель: Сорокина С.В.
В данной работе автор пытается доказать эффективность применения на уроках метода орфографического чтения, способствующего формированию навыков правописания учащихся. Приводит примеры отдельных приёмов, создающих условия для успешного развития орфографической зоркости учащихся. Автор доказывает в ходе практической деятельности, что если активно использовать эти приемы в течении нескольких месяцев, то можно добиться хороших результатов по русскому языку, подтверждаемых контрольными срезами и диктантами.
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис,
чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Н.С. Рождественский
Актуальность.
Овладение учащихся грамотным письмом - одна из важнейших задач начального обучения. Грамотное письмо-это компонент речевой деятельности, протекающей в письменной форме.
Как и любая деятельность, грамотное письмо в своей структуре имеет ряд действий большей или меньшей сложности. Следовательно, формирование грамотного письма представляет собой процесс овладения совокупностью действий, или, иначе говоря, совокупностью умений.
Поиски путей повышения качества грамотного письма ведутся постоянно. Интересные методические находки имеются в опыте многих учителей. Кажется, делается всё возможное, чтобы школьники писали грамотно. Тем не менее, уровень грамотного письма учащихся по-прежнему не является высоким.
Как добиться орфографической грамотности учащихся? Какие существуют методы и приёмы работы по развитию орфографической зоркости? Почему учащиеся знают правило, а пишут с ошибками? Существует противоречие между тем, что у учащихся есть потребность, желание писать без ошибок и тем, что для этого у них нет определенных умений и навыков. Поэтому сейчас данные вопросы актуальны как никогда ранее.
Поэтому в школе должны быть созданы условия, которые помогут обрести эти умения навыки. Это и обусловило выбор темы, определение цели, задач, объекта и предмета исследования.
Гипотеза: применение орфографического чтения позволит сформировать орфографическую грамотность учащихся
Предмет исследования – влияния орфографического чтения на формирование навыков правописания.
Объект исследования – учебный процесс, репродуктивная и творческая деятельность учащихся на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения.
Цель работы: познакомиться и апробировать на практике метод орфографического чтения
В своей работе поставила следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по выбранной теме.
2. Выявить типичные ошибки правописания у школьников.
3. Провести, а затем проанализировать тематический диктант, контрольное списывание, словарный диктант в 3 В классе.
4. Изучить опыт работы учителей начальных классов по применению метода орфографического чтения.
5. Определить приемлемые варианты работы над развитием правописания обучающихся.
6. Подготовить презентацию со словами для запоминания словарных слов, зрительными диктантами на уроках русского языка, короткими текстами для орфографического чтения на всех остальных уроках
6. Экспериментально проверить эффективность орфографического чтения на повышение качества написания словарных, текстовых диктантов, контрольного списывания.
Метод исследования – теоретический и практический
Введение.
Научить ребёнка читать – это половина дела. Научить его грамотно писать – это другая половина дела. Соединить правильное чтение и грамотное письмо в целое – это мечта любого учителя. Грамотность ребёнка непосредственно связана с орфографической зоркостью, которую необходимо тренировать. Для этого можно использовать такой приём как орфографическое чтение.
У многих школьников в настоящее время нет мотивации к учебной деятельности, слабо развита паять, отсутствует помощь и контроль со стороны семьи. В связи с этими причинами не все дети успешны в школе. Следовательно, необходимо найти оптимальные способы обучения, которые были бы одинаково успешны для всех учащихся. Одним из таких способов является методика П.С. Тоцкого, которая, как мне кажется, наиболее эффективна.
Для решения одной из поставленных в начале исследования задач, я решила познакомиться с результатами исследований различных ученых в области русского языка.
Методика обучения грамотному письму формировалась XVIII - XIX вв. первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория.
Первые шаги в этом важном деле сделал М.В. Ломоносов, создатель «Российской грамматики» (1757). Он систематизировал правила, приспособил их к возможностям учащихся, установил нормы, обсудил спорные вопросы.
Наибольшее значение для становления методики имели труды Я.К. Грота, особенности «Русского правописания» (1855), не утратившие своего значения до сих пор. Сознательная деятельность учащихся на основе грамматический знаний, подкрепляемая практической деятельность - письмом, рассматривалась как надежный путь к грамматическому письму.
Позиция К.Д. Ушинского. Великий педагог создал последовательную теорию формирования навыков правописания. Он считал, что в основе навыка всегда лежит сознательное действие, рассудочному усвоению материала предшествует деятельность практическая и ею же завершается, но теперь уже на сознательном уровне. Ушинский создал грамматикоорфографический учебник «Родное слово» (книга 3), в котором практически применил эту теорию.
Первым с антиграмматических позиций выступил Н.Ф. Бунаков. Он полагал, что грамотное письмо усваивается только на основе практики и рекомендует в основном списывание.
В 1883 году В.П. Шереметевский – известный защитник «живого слова» в школьном преподавании главную задачу школы видел в развитии речи, в обучении орфографии защищал идею зрительного фактора. Он утверждал, что орфография есть искусство графическое, слуху же доверять нельзя.
Вопросами формирования орфографической грамотности учащихся занимался и Петр Семенович Тоцкиий — учитель русского языка средней школы с большим стажем педагогической работы. Его долгое время волновал вопрос, как помочь учащимся стать грамотными. Занимаясь этой проблемой, он понял, что начинать надо в начальной школе в процессе обучения детей письму и чтению.
А началось все так. Много лет он проработал в школе и вот однажды, анализируя работы учеников, он заметил, что несколько учеников допустили ошибки в слове, которое не подчиняется правилам. Вот с этой работы и началась деятельность педагога по созданию своей методики.
В основе методики П. С. Тоцкого — орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется.
Данная методика оказывает положительное влияние на грамотное письмо школьников, но не может считаться универсальным средством при обучении орфографии, т. к. в процессе проговаривания восприятие орфографического материала не связано с его теоретическим осмыслением. Многолетняя практика ряда учителей показывала высокую эффективность метода орфографического чтения.
Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и тем самым остается в памяти движений речевого аппарата. По утверждению П.С. Тоцкого дети легко осваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отличают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим. Орфографическое чтение можно начинать с любого текста на любом уроке, если ставится цель научиться правописанию слов. При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчетливо, что облегчает его восприятие и повторение.
При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность и не останется в памяти движений речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся.
Орфографическое чтение в классе проводится чаще всего хором. Учитель читает слово или словосочетание, дети повторяют их точно в том же отрезке времени, не растягивая слова на слоги. Когда дети приобретут навыки чтения, можно проводить устный орфографический диктант. Учитель читает текст обычным чтением, а дети хором произносят слова, сочетания слов орфографическим чтением, т.е. так как пишут. Если в каком-то слове допускается ошибка, она становится заметна на фоне правильного звучания, тогда слово следует повторить.
Методика П.С.Тоцкого имеет ряд ообенностей: 1.В основе чтения артикуляционная и слуховая память. 2.Работа начинается с 1 класса. 3.Слово не должно распадаться на слоги. 4.Читаются слово, словосочетание, предложение 3 раза. Используются зрительные диктанты И.Т.Федоренко. 5. Слова, словосочетания, предложения должны быть понятны в лексическом отношении. 6.Учитель уходит от тематических текстов, чтобы сосредоточить внимание на слове. 7.Важное место занимают словари. 8.Орфографическое чтение проводится чаще хором и на разных уроках.
Данная методика подойдет для написания не всех слов. Ведь в русском языке есть несколько правил, которые не охватывает орфографическое чтение. Это такие правила, как:
а) правописание гласных после шипящих (ча, ща, чу, щу, жи, ши);
б) мягкий знак после шипящих (сыч, дочь, прочь, замуж);
в) правописанне глаголов 2-го лица единственного числа (моешь, моешься, отрежь);
г) заглавная буква в именах собственных (Волга, Жучка);
д) дефис в написаниях наречий (кто-то, где-нибудь);
е) правописание наречий (вмиг, вдруг).
Практическая часть:
Задача заключалась в экспериментальной проверке эффективности орфографического чтения на повышение качества написания словарных, текстовых диктантов, контрольного списывания.
Деятельность по проверке эффективности использования на уроках метода орфографического чтения была начата с проведения контрольных замеров: был проведен тематический диктант, словарный диктант, контрольное списывание и дополнительно был замерен тем чтения текстов.
Результаты работ получились следующие:
-Тематический диктант: общая успеваемость- 87 %, качественная- 61 %. Больше всего ошибок было допущено при написании слов: солнце, весеннее, ручьи, медленно, прекрасный, насекомые, медвежья и т.д.
-Словарный диктант: общая успеваемость- 87 %, качественная- 65 %. Больше всего ошибок было допущено при написании слов: вместе, здесь, инженер, конечно, медленно, морковь, конечно, окрестность, прекрасный, галерея.
-Контрольное списывание: общая успеваемость -87 %, качественная- 61 %.
-Результаты замера темпа чтения: выше нормы читают -10 человек, в пределах нормы- 8 человек, ниже нормы- 5 человек (Приложение 1).
Следующий этап работы, который длился 2,5 месяца - апробирование метода орфографического чтения.
В ходе исследования были апробированы несколько методических приемов, которые были использованы на уроках русского языка, на всех остальных уроках в системе:
Жужжащее чтение на каждом уроке- 5 минут. Проводилось ежедневно на всех уроках, кроме русского языка.
На уроках русского языка ежедневно проводились зрительные диктанты по методике профессора И.Т.Федоренко. Предложения прочитывались 3 раза орфографически, затем записывались по памяти. Если при проверке диктанта учащимися допускались ошибки, диктант снова повторялся..
На уроках русского языка при закреплении знаний и в качестве домашнего задания учащимся предлагались тексты для списывания, которые надо было предварительно орфографически прочитать. Данная работа проводилась ежедневно.
1 раз в две недели проводились словарные диктанты. На каждом уроке была организована работа со словарными словами (-2-3 минуты). Для развития интереса к выполняемому заданию использовались разные задания: записать несколько слов по памяти, выписать существительные женского, мужского или среднего рода, просклонять слова, определить склонение, составить предложения со словарными словами и т.д.
На каждом уроке русского языка было организовано комментированное письмо слов на знание правил, которые не охватывает орфографическое чтение (2-4 минуты).
В целом, на орфографическое чтение на всех уроках в день было отведено около 30 минут: на уроке русского языка- от 9 до 14 минут, на всех остальных уроках –по 5 минут.
По завершению экспериментальной части работы, учащимся вновь были предложены контрольные работы: тематический диктант, словарный диктант, контрольное списывание и проверка техники чтения.
Результаты контрольного замера получились следующие:
-Тематический диктант: общая успеваемость- 100 %, качественная-78 %.
-Словарный диктант: общая успеваемость- 100 %, качественная- 78 %.
- Контрольное списывание: общая успеваемость – 100 %, качественная-86 %.
-Результаты замера темпа чтения: выше нормы читают – 13 человек, норма- 7 человек, ниже нормы- 2 человека.
Проведенные исследования доказали эффективность применения орфографического чтения на повышение качества правописания.
Заключение.
Проведенные исследования доказали эффективность применения орфографического чтения на повышение качества правописания. Организация на уроке и вне уроков целенаправленной работы по применению орфографического чтения позволяет сократить количество орфографических ошибок, повышает мотивацию обучающихся к изучению русского языка.
Я представила результаты исследовательской работы своим одноклассникам, все были довольны этими результатами, ведь это была наша общая работа, в проведении эксперимента участвовал весь класс. Было принято решение о продолжении применения приема орфографического чтения на всех уроках до конца учебного года.
Мы думаем, что наше исследование может заинтересовать педагогов, родителей и учащихся, испытывающим трудности в изучении русского языка. Каждый ученик может улучшить свой результат по русскому языку, но только в том случае, если в системе будет использовать метод орфографического чтения, а не от случая к случаю.
Литература
Методы обучения (И. Я.Лернер, М. С. Скаткин).
Русская орфография (Л. В. Щерба, А. М. Гвоздев)
Специально организованное списывание (В. В. Репкин, П. С. Жедек).
Орфографическое чтение (П. С. Тоцкий)
Специальный диктант «Проверяю себя» (А. И. Кобызев) и др.
Теория личностно-деятельностного подхода к обучению (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин и др.).
Легоцкая Вера Сергеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Голдина Лилия Вильевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Голдина Лилия Вильевна