Аналитическая записка «Работа по формированию исследовательских навыков»
Аналитическая записка
Работа по формированию исследовательских навыков
Совершенно очевидно, что одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.
Одним из методов обучения является исследовательский метод. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время.
Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
В основе исследовательской деятельности лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
Задачи исследовательской деятельности:
- активизация и актуализация знаний, полученных обучающимися при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы;
- развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования;
- создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
- классифицировать;
- обобщать;
- отбирать все возможные варианты решения;
- переключаться с одного поиска решения на другой;
- составлять программу действий по своей работе;
- рассматривать объект с различных точек зрения;
- сравнивать различные объекты и их совокупности;
- составлять задания по предложенной теме;
- проводить самоконтроль.
Для формирования у обучающихся данных умений и навыков можно использовать самые разные задания и упражнения. В своей работе использую специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал.
Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняем следующие упражнения:
- продолжи неоконченный рассказ;
- составь рассказ от имени другого персонажа;
- определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
- назови, как можно больше признаков предмета, слова
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В умении выработать гипотезы использую следующее упражнение:
- давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;
Делая предположения, учу детей использовать следующие слова:
- предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.
Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете или по прочитанному произведению дети составляют вопросы и задают друг другу.
Также необходимо научить давать определения понятиям. Для того чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками, различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение.
Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания видового понятия его видообразующего признака.
Также с детьми мы учимся классифицировать. Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков.
На уроках русского языка я использую следующие задания во время орфографических разминок:
- даны слова: собака, ворона, сорока, воробей, петух.
Задаю вопросы:
- Что общего? Какое слово лишнее? Докажите.
Дети должны обязательно обосновать свою точку зрения.
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Рассматриваем вместе предмет внимательно или ряд слов. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали или записать слова, какие запомнили. Другой блок заданий - парные картинки, содержащие различия (использую во внеурочной деятельности). Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками (на уроках русского языка «Орфографические минутки», математики – «Разминка для ума»)
На уроках создаю педагогические ситуации, которые побуждают школьника защищать своё мнение, предоставлять аргументы своих предположений, задавать вопросы, обращаться к различным источникам информации.
Для формирования умений исследовательской работы на уроках активно используются познавательные и занимательные задания. Для тренировки умения выдвигать гипотезы предлагаются задания типа «Найди причину события …» (например, почему заяц белый или трава пожелтела); для развития умения классифицировать – «Продолжи ряд: полезные ископаемые – это уголь, нефть, …», «Птицы: ворона, сорока…», «Раздели на группы», «Найди общий признак у предметов или слов» (на уроках русского языка, окружающего мира).
При ответе на поставленные в задании вопросы приучаю школьников начинать со слов «Я думаю…», «По моему мнению…». Это формирует у детей умение выражать собственные мысли.
Считаю, что важным педагогическим условием развития исследовательских умений является использование системы стимулов. Необходимо поощрять учеников, подмечать оригинальность решения проблемы, творческий подход, глубину раскрытия темы.
Использование на уроках практических методов обучения – упражнений, практических и лабораторных работ способствует развитию умений сравнивать, наблюдать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.