Проблема добра и зла в человеческой натуре на примере повести Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
Автор публикации: О. Жукова, ученица 10Б класса
Администрация Фрунзенского района
муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 77»
Фрунзенского района г. Саратова.
410071 г. Саратов, ул. Шелковичная, 141, т. 56-10-54; 56-11-24; 65-96-43
www.77school-saratov.schoolsite.ru; e-mail: sarschool77@mail.ru
Проектная работа по творчеству Роберта Льюиса Стивенсона
Проблема добра и зла в человеческой натуре на примере повести Роберта Льюиса Стивенсона
«Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
Работа ученицы 10 «Б» класса
МОУ «СОШ №77»г.Саратова
Жуковой Олеси Васильевны
руководитель
Фомушкина Марина Алексеевна, учитель русского языка и литературы.
Человек – сложное существо, обладающее физическими,
интеллектуальными и моральными качествами. Желания, а также чувства могут быть в разладе с мыслями, а последние, в свою очередь, – с поступками. Именно поэтому человеческая природа порождает противоречия в сознании и поведении. При сильном противоречии появляется диссоциативное расстройство личности, которое с точки зрении психологии, характеризуется наличием двух или более личностей или состоянием отключения от внешнего мира.
Актуальность.
Впервые тема «раздвоения личности» появилась в литературе в XIX-XX веках, однако в настоящее время герои, для которых свойственно подобное раздвоение, всё также встречаются, их становится даже больше. Проблема «раздвоения личности» не только не утратила актуальности, но при сегодняшней многофункциональности человека стала более острой. В литературе она рассматривается как нечто изначально свойственное человеку и характерная для исключительных личностей.
Цель работы – изучить мотив раздвоения личности в повести Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
Задачи:
рассмотреть тему «раздвоения личности» на примере литературы;
изучить литературу по исследуемой теме;
провести опрос в нескольких классах и составить диаграмму;
подготовить презентацию с иллюстративными материалами по изучаемым вопросам.
Объект – объектом исследования мы выбрали повесть Роберта Льюиса
Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
Предмет:
причины раздвоения личности героя в повести.
Метод исследования – анализ художественного текста.
1 .Немного из жизни писателя.
«Успех произведения зависит не только от того, кто его написал, но и,
в неменьшей степени, от врождённого чутья того, кто его прочитал»
Роберт Льюис Стивенсон
Роберт Льюис Стивенсон (1850-1894) – шотландский писатель, автор приключенческих романов и повестей, представитель неоромантизма. Его писательский талант яркий и многогранный.
Все романы выделяются сочетанием глубокого проникновения в историю и чуткой психологической проработки персонажей.1
В произведениях Стивенсон совмещал ужасы человеческой души с отвращением к важности репутации. Общество в Англии было так сильно увлечено нравственностью и добродетелью, что многие вещи, которые современный человек считает «забавными» или «приятными», в то время назывались грехом. На протяжении многих лет Стивенсон исследовал двойственность человеческой природы. Писателя интересовали морально-этические проблемы.
В решении этих проблем Роберт опирался на традицию романтиков, а также на творчество Ф.М Достоевского, романом которого - «Преступление и наказание» он вдохновился.
1 Стивенсон, Роберт Льюис. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Стивенсон, _Роберт_Льюис
Проблема добра и зла раскрылась в повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», которая имела колоссальный успех среди читателей. Ради этого Роберт и трудился всю свою жизнь.
2. Художественная особенность повести
Главной художественной особенностью повести «Странная история доктора
Джекила и мистера Хайда» является тонкость психологизма в изображении главных героев.
Произведение занимательночитатьи размышлять сфилософскимподходом,
потому что Стивенсон прозрачно намекает на то, что каждый двойственен по своей природе. И исключительно от самого человека зависит, какая именно натура будет господствовать.
3. Раскрытие темы раздвоения личности.
Если говорить о «стандартном» раздвоении личности, то пример героев Стивенсона будет неуместен.
В повести мы имеем дело не с психическим расстройством как таковым.
Доктор Джекил не болен, ведь он осознаёт, что мистер Хайд – его вторая сторона и стремится от него избавиться, несмотря на последствия. А те, кто страдают от болезни, чаще всего не понимают, что они имеют дело не с другими людьми, а с самим собой.
Больше всего информации можно почерпнуть из последней главы под
названием «Полный рассказ Генри Джекила». В ней повествование ведётся от лица самого доктора,рассказывающего о причинах появления Хайда. Иречьидёт не о случившемся после принятия микстуры – Джекил говорит именно о предпосылках.
«Все худшие из моих проступков явились плодом нетерпеливой жажды
жить. Эта жажда сделала многих счастливыми; но я находил, что трудно
совмещать страсть к наслаждениям с настоятельной потребностью высоко держать голову и казаться людям более чем серьезным человеком2».
Описание внешности Хайда остро разнится с Джекилом:
«Мистер Хайд был бледен и походил на карлика. Он казался уродом, хотя в
нем не замечалось никакой ненормальности; он улыбался противной усмешкой,
и в его обращении с адвокатом проглядывала отталкивающая смесь робости и дерзости, точно в злодее; голос у него был сиплый, шепчущий, довольно прерывистый. Все это говорило не в его пользу, но тем не менее не могло служить объяснением неведомого отвращения, презрения и страха, с которыми Аттерсон смотрел на него3» – мысли мистера Аттерсона о Хайде.
«Доктор Джекил не составлял исключения в этом отношении. Теперь, когда
они сидели у огня, по выражению глаз этого высокого, полного,
пятидесятилетнего человека с мягким, может быть, немного ленивым лицом, тем не менее носившем отпечаток талантливости и доброты, было видно, что он искренне и глубоко любил Аттерсона4»
Генри разделяет две сущности на нравственную и интеллектуальную. В
понимании персонажа, нравственный человек не обладаетлюбопытствомко всем
проявлениям жизни, соответственно недалек, ведь он ограничивает свои деяния
2 Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда / Р.Л. Стивенсон – М.:АСТ, 2003.- С. 54.
3 Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда / Р.Л. Стивенсон – М.:АСТ, 2003.- С. 56.
4 Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда / Р.Л. Стивенсон – М.:АСТ, 2003.- С. 60.
нормами этики, то же самое происходит и с интеллектуалом – этот человек способен игнорировать нравственность и сила его ума даетнесравнимую ни с чем свободу в действиях. Подобные размышления привели доктора к созданию микстуры – он загорелся мыслью разделить сути, чтобы можно было познать каждую.
Раздвоение личности у Джекила проявлено с помощью микстур, то есть насильно. Герой сам вызвал эту болезнь. Джекил и не подозревал, на что был способен Хайд, выпущенный на волю.
Интеллектуальная сторонаподчинилаволю нравственной, заставляладелать то, чтохочетона. Как нистранно,интеллектуальная часть человека связана счем-то безобразным и отталкивающим. Свобода интеллектуала опьяняет. Герой сходит с ума, становясь зависимым.
Есть и очень интересный факт в поведении Джекила: «Однако когда я увидел в зеркале отражение этого безобразного идола, я не испытал чувства отвращения; меня скорее влекло к нему. Это же был я; образ, который стоял передо мной, казался мне естественным и человеческим. На мой взгляд, тело Хайда носило более яркий отпечаток духа, казалось более выразительным и обособленным, нежели несовершенный и смешанный образ, который ядо тех пор называл моей наружностью».
Доктор становится похож на психически больного, ведь он не воспринимает
свою вторую личность негативно, но сохраняет оба разума раздельно. Только благодаря здравости герой впоследствии понимает, что Хайд, хоть и является второй его стороной, это не он сам.
Скрытая внутренняя сторона человека – это не мы сами. Зло — воплощение
истинной мерзости и враждебности, но не самого человека. Это зло по своей
натуре, и оно будет убивать или уничтожать добродетельную сущность по собственному желанию.
Напомним, что Роберт Стивенсон жил в эпоху, которая названа
Викторианской. Эпоха строгих нравов и морали, поддерживаемых англиканской церковью и самой королевой Викторией. Следование добродетели в обществе с одной стороны доходило до крайности, что порождало с другой стороны лицемерие и чувство вины. Человек следовал «социальным стереотипам», но его другая сторона, действенная и желающая наживы, рвалась наружу. Противоречивость эпохи проявляется появлением английских денди, образованных жестокосердных молодых людей, для которых главным становится произвести в обществе фурор и обратить на себя внимание любыми средствами.
Следуя христианской морали, природа человека греховна изначально и, чтобы не перейти на сторону зла, необходимо напрягать волю, трудиться над собой. Поэтому душа каждого из нас изначально раздвоена, как считали в эпоху Стивенсона. Зло в человеке коварно и жестоко.
Но как научиться разделять в себе хорошее и дурное? Этим и занимался
герой повести. Финал показывает, что добро в человеке не способно победить зло, кроме случая избавления от телесной оболочки.
4. История создания повести
Первый вариант повести Роберт Стивенсон сжег по неизвестной причине, но через некоторое время принялся за создание нового варианта. На мысль его навел дорогой шкаф, стоявший в родительском доме. Мастером, создавшим этот модный предмет мебели, был Уильям Броди, краснодеревщик и
предприниматель. Броди был известен как благопристойный гражданин, славившийся своей порядочностью и честностью.
Однако позже в 1788 Броди попался на грабеже здания Эдинбургского
университета и признался во многих других кражах. В деньгах мастер не нуждался, а совершал злодеяния ради развлечения и острых ощущений.
Впоследствии «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» была много раз экранизирована. Среди известных телеверсий повести - «Ван Хельсинг» (2004), «Мумия» (2017), «Уэнздей» (2022). Также на идее «раздвоения личности» повести основаны сюжеты многих компьютерных игр, например «MazM: Jekyll and Hyde» (2018)
III. Исследования
Социологический опрос
В ходе проекта было проведено анкетирование одноклассников и учащихся
в параллельных классах.
Опрошено 35 человек.
Странная история
доктора Джекила и мистера Хайда
Читали 4
Не читали 31
«Ван
(2004),
(2017)
Хельсинг»
«Мумия»
Смотрели 20
Не смотрели 15
Из этого опроса можно сделать вывод, что большинство учеников не
знакомы с данным произведением Роберта Льюиса Стивенсона, хотя многие смотрели киноверсии этой повести.
IV. Вывод
Стивенсон показал свою философию на примере Генри Джекила: у каждого человека есть своя светлая и тёмная сторона. Абсолютно каждый человек на свете двойственен, и это решать, увы, не ему. Однако автор хотел донести до читателей, что все люди должны бороться со злом в себе. Ведь какая из сторон возьмёт верх – зависит только от нас самих.
Список литературы и источников:
1. Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда /
Р.Л. Стивенсон – М.:АСТ, 2003.-121с.
2. Стивенсон, Роберт Льюис. Википедия -https://ru.wikipedia.org/wiki/Стивенсон, _Роберт_Льюис
3. Норман Б.Ю. Раздвоение личности с позиций психологии и лингвистики // Вопросы психолингвистики №1(47) 2021, С.48-61. DOI 10.30982/2077-5911-2021-47-1-48-61