Проект «Метель – знак судьбы в жизни героев произведений А.С. Пушкина»
Автор публикации: Е. Астахова, ученица 9 класса
«Метель – знак судьбы в жизни героев произведений А.С. Пушки
DOCX / 65.68 Кб
Презентация к проекту "Метель - знак судьбы"
PPT / 8.01 Мб
МОУ «Дороховская средняя общеобразовательная школа»
г. Бежецк-5, Бежецкий район, Тверская обл.
«Метель – знак судьбы в жизни героев произведений А.С. Пушкина»
Автор: Астахова Екатерина, 9 класс
Руководитель: Гуркина Наталья Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
п. Дорохово, 2020 год
Содержание
1. |
Обоснование темы исследования, ее актуальность, цели, задачи. |
стр. 3-5
|
2. |
Основная часть.
|
|
а) Введение в тему исследования. |
стр.6-8 |
|
б) Работа с текстом повести А.С. Пушкина «Метель». |
стр.9-13 |
|
в) Работа с текстом романа «Капитанская дочка». |
стр. 14-18 |
|
3. |
Заключение. |
стр.19 |
4. |
Использованная литература и интернет ресурсы |
стр. 20 |
5. |
Приложения |
стр. 21-22 |
|
|
|
Тема исследования «Метель – знак судьбы в жизни героев произведений А.С. Пушкина» выбрана не случайно.
На уроках литературы, во время изучения романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы увидели взаимосвязь с повестью «Метель» из цикла «Повести Белкина». Поняли, что и жизни героев «Метели» и в жизни героев «Капитанской дочки» метель, как природное явление, сыграло немаловажную роль. Мы предположили, что случай в виде природного явления может изменить жизнь героя произведения, повлиять на нее.
Я решила практическим путем проверить насколько верно наше предположение. Для этого я провела опрос среди учащихся школы и учителей. Респонденты должны были ответить на вопрос:
-Может ли случай изменить жизнь человека?
Результаты опроса представлены на диаграмме (Приложение № 1).
Объектом исследования является «метель», как событие, являющееся поворотным в жизни литературных героев А.С. Пушкина.
Предметом исследования являются тексты повести «Метель» и романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
Цели исследования:
- Выяснение значения «метели» в жизни литературных героев разных
произведений одного автора.
- Расширение читательского кругозора, через вовлечение в
исследовательскую деятельность.
- Развитие навыков анализа литературного текста и навыков критического мышления
- Развитие умений видеть и оценивать смысл и значение художественных деталей.
Задачи исследования:
- Сопоставлять содержание произведений с целью отбора нужного материала.
- Проводить аналогии.
- Анализировать текст.
4. Проводить социологический опрос.
5. Систематизировать полученные результаты.
Методы исследования:
1)Частично-поисковый
2)Аналитический
3)Опрос
4)Репродуктивный.
Актуальность темы, на мой взгляд, заключается в том, что характер влияния случая на последующую жизнь человека важен не только для героев литературных произведений, но для современного человека. Случай часто играет важную роль в течении человеческой жизни.
«Случай играет важную роль в течении человеческой жизни?» С таким вопросом я обратилась к обучающимся 6-11-х классов, педагогам школы.
Из представленной диаграммы видно, что
- 85% (красный цвет диаграммы) считают, что случай может изменить жизнь человека,
- 10% (бирюзовый цвет диаграммы) считают, что жизнь человека зависит не от случая, а что судьба «предначертана свыше»,
- 5% (оранжевый цвет диаграммы) считают, что человек сам определяет свою судьбу, и случай только корректирует некоторые события.
Гипотеза. Я предположила, что случай в виде природного явления может изменить жизнь героя художественного произведения (автор делает метель инструментом, влияющим на судьбу своих героев).
Исследование, которое я провожу в ходе этой работы, - это попытка поразмышлять о той удивительной роли, какую играют силы природы в жизни человека. Они, порой, представляются рукою судьбы, которая ведет человека к какой-то известной только Всевышнему цели. «Ах, судьба, судьба! Вне сомнений, ты самая загадочная дама на свете. Иной раз и не понять: шутишь ли ты или осыпаешь нас своими странными капризами с каким-то особым умыслом. Закружишь вдруг в вихре вальса, опьянишь любовью, завьюжишь, запутаешь в непроглядной тьме, а потом посмеёшься над нами, да так, что только и останется — улыбаться в ответ и благодарить — за все». (А.С.Пушкин)
Введение.
Мотив метели вошел в русскую литературу вместе со стихами Вяземского, первым из русских поэтов связавшим специфику национального характера с любовью к зиме. Русский человек как «сын пасмурных небес полуночной страны» приветствует первый снег, поскольку именно зима, погружающая природу в состояние небытия или «сверхбытия», заставляет его по контрасту ощутить собственную «бытийность» – «горячность молодую», что «жить торопится и чувствовать спешит!».
Начиная с Пушкина, образ метели-судьбы прочно займет свое место в русской литературе. С этим образом тесно связана проблема соотношения случайного и закономерного, воплощенная в двух вариантах поведения персонажей. Одни следуют зову судьбы, другие идут наперекор предзнаменованиям, пытаясь собственными усилиями достичь желаемого.
В искусстве, особенно в его высоких достижениях художественный образ приобретает символическое звучание. В отличие от образа, символ не самодостаточен и требует не только переживания, но также проникновения и толкования. Важнейшей особенностью символа является его способность порождать все новые и новые символические значения. Стихии природы, некогда пугающие человека своей необъяснимостью, легли в подсознание человека как нечто неопознанное. В искусстве они часто принимают таинственные многоплановые значения, превращаясь в символ. Произведения Пушкина – не исключение.
« Метель — один из самых излюбленных образов-символов в творчестве Пушкина»,- пишет в своей статье «Образы и звуки прозы Пушкина» Ольга Щербинина. «Разгул стихии, хаос, сопряженный с бурей чувств и темными, непознаваемыми силами. “Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий, мутно небо, ночь мутна…” Волшебные строки, задевающие потаенные струны души, дышащие детством, и личным, и человеческим. “То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…” Соединение зверя и ребенка в одном образе — никто и никогда этого не делал так, как Александр Сергеевич, этот образ идет из самой глубины Поэзии, из бесконечных глубин подсознания, где соединяются высокое и низкое, свет и тьма». Снежная буря, буран, метель используются автором в «Метели» и «Капитанской дочке» для более глубокого раскрытия идеи произведения.
Сначала определю понятия, которые мне необходимы для анализа текстов А.С. Пушкина. Прежде всего - «метель».
В словаре Ожегова С.И. читаем: «Метель, и, ж. Сильный ветер со снегом, вьюга».
Словарь эпитетов дает следующий обширный ряд:
МЕТЕЛЬ. Адская (разг.), белогривая, белокрылая, белоснежная, бесноватая, бешеная, буйная, буранная, гулкая, густая, грозная, дикая, дьявольская (разг.), завывающая, заунывная, звонкая, злая, злобная, легкая, мглистая, мутная, надоедливая, неистовая, непроницаемая, непутевая (просторен.), неугомонная, нудная (разг.), порывистая, свирепая, сильная, слепящая, страшная, ужасная, унылая, холодная, шумная, яростная. Безвременная, безголосая, гулливая, дурная, зыбкая, косноязычная, кудлатая, перелетная, сирая, усатая. Верхняя, верховая, мокрая, низовая, поземная, полярная, снежная, сухая, сырая и т. п.
Большая советская энциклопедия так определяет такое природное явление как метель:
«МЕТЕЛЬ, перенос снега ветром в слоях, близких к земной поверхности. Различают поземок, низовую и общую М, Поземок и низовая М. представляют собой явления подъема снега ветром со снежного покрова, происходящие без выпадения снега из облаков. Поземок наблюдается при малых скоростях ветра (до 5м/сек), когда большинство снежинок поднимается всего на неск. сантиметров. Низовая М. наблюдается при больших скоростях ветра, когда снежинки поднимаются до 2 м и выше, вследствие чего видимость атмосферная ухудшается, снижаясь иногда до 100 м и менее. Низовая М. и поземок вызывают лишь перераспределение ранее выпавшего снега. Общая, или верхняя, М. представляет собой выпадение снега при достаточно сильном (обычно св. 10 м/сек) ветре и сопровождается значительным увеличением снежного покрова во всем районе, охваченном М. При сильном ветре и низкой темп-ре воздуха М. носит местное назв. буран (гл. обр. в Азиат, части СССР)».
Этимологический словарь русского языка:
«Метель ж. От мету́, напр.: на дворе́ метё́т; укр. метíль (ж.) – то же, словен. snẹ̑g métе "идет снег"; см. Бернекер (2, 41), который неправ., предполагая существование еще одного, особого слова из *męt- (там же, 44). Написание е или я в безударном слоге может отражать один и тот же исходный гласный».
Современный энциклопедический словарь дает следующее определение:
«МЕТЕЛЬ, перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением - выпадение снега из облаков».
Художественный текст всегда многозначен, и слово в нем несет особую смысловую нагрузку, сплетая ткань повествования в удивительные кружева событий и испытаний, которые предначертаны героям рукою автора. Благодаря многозначности каждый читатель может по-разному воспринять и истолковать его.
Повесть «Метель».
Обратимся к повести «Метель». Прежде чем перейти к анализу центрального, самого яркого и таинственного эпизода произведения, блуждания в метели, обратимся к истории повести. Итальянская исследовательница Антонии Глассе в своей работе “Из чего сделалась „Метель“ Пушкина”, ссылаясь на малодоступные архивы, приходит к выводу, что повесть “Метель” имеет бытовой основой историю побега графини Ольги Строгановой с графом Ферзеном. Это был крупный великосветский скандал 1829 года. Побег закончился военным судом и наказанием участников. Повесть написана в следующем, 1830 году и сделана как пародия на историю Строгановой и Ферзена.
Заметим, что в народе всегда осуждались подобные поступки. Марье Гавриловне родители не дают благословения, и она собирается венчаться с Владимиром тайно. В то время это считалось преступлением против Бога и царя («Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу»). Тайное венчание против воли родителей — своего рода бунт, мятеж, отсюда и образ бури, метели. Отсюда и “бес попутал”, но Провидение вывело на свет. Разгул и месть стихии в наказание за преступление против заповедей Бога — широко распространенный фольклорный мотив. Ольга Щербинина доказывает, что в основу повести лёг фольклорный сюжет русского лубка: «В “Повестях Белкина” Александр Сергеевич делает, я бы сказала, откровенный русский лубок. Вот любовники решили “броситься к ногам родителей, которые скажут: дети, придите в наши объятия!” Да это же “Блудный сын” на стенах смиренной обители станционного смотрителя! Побег девицы с офицером — чистый лубок, он же жестокий романс, который во всей красе развит в повести “Станционный смотритель” (сниженный вариант побега из “Метели”). Броситься к ногам дражайших родителей — постоянный мотив повестей Белкина — классический сюжет народного лубка».
Спросим себя: «А может быть метель благо для них? Может быть чувство, которое возникло между ними, вовсе не любовь? И тогда метель вовсе не разрушительница?»
Метель «заставила» Владимира заблудиться.
«Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею.
Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.(…)
Пели петухи, и было уже светло, как достигли они Жадрина.»
В это же время гусар Бурмин совершает поступок, о котором он рассказывает так: «Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю» (…)
Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь.(…)
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» – «Начинайте, начинайте, батюшка», – отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная, непростительная ветреность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», – сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» – и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза.»
Бурмин обвенчался с чужой невестой... Метель устранила Владимира из жизни Марьи Гавриловны и «подарила» ей другого жениха. Жениха, который, пройдя через войну, где погиб Владимир, предстает перед своей возлюбленной (женой), с которой его три года назад «обвенчала» судьба-метель.
«В «Метели» … человек теряет верное направление пути, но итог развития метельного сюжета в этих произведениях принципиально иной. Метель представляет здесь стихию «умную», по словам Гершензона, «мудрейшую самого человека. Люди, как дети, заблуждаются в своих замыслах и хотениях, – метель подхватит, закружит, оглушит их, и в мутной мгле твердой рукой выведет на правильный путь, куда им, помимо их ведома, и надо было попасть. Она знает их подлинную, их скрытую волю – лучше их самих», - пишет в своем исследовании К.А. Нагина («МЕТЕЛЬ-СТРАСТЬ» И «МЕТЕЛЬ-СУДЬБА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX СТОЛЕТИЯ*).
Исследуя повесть А.С.Пушкина «Метель», проанализируем, как природная стихия вмешиваясь в жизнь главных героев, круто её меняет.
Каждый из героев пушкинской повести по-своему ощущает метель.
В сопоставительной таблице можно увидеть что испытывают Марья Гавриловна, Владимир и Бурмин, когда начинается метель.
Марья Гавриловна |
Владимир Николаевич |
Бурмин |
на дворе была метель ветер выл, ставни тряслись и стучали – все казалось - угрозой и печальным предзнаменованием . Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу…
|
На дворе была метель ; ветер выл ,ставни тряслись и стучали Метель не утихала; ветер дул навстречу …езды было всего 20 минут», но «поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего невзвидел… Метель не утихала, небо не прояснялось |
вдруг поднялась ужасная метель (непонятное беспокойство) |
Вывод: каждый из героев чувствует смутное беспокойство, тревогу, неуверенность.
Сравним второе значение слова «метель»- тревожный, неспокойный, с состоянием героини перед побегом «… сердце её сильно забилось. Дрожащим голосом…». Мы убеждаемся, что как и природная стихия, героиня мЕчется, она в смЯтении. Нестабильность в природе соответствует нестабильности состояния человеческой души.
Обобщая всё вышесказанное, подведём первые итоги – что же скрывается за образом метели? Провидение, судьба, рок, месть. Но это не всё. Очень помогает в восприятии и анализе пушкинской повести музыкальное произведение Г. В. Свиридова «Вальс» из «Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель»». Вполне простодушный вальсок содержит своего рода секрет, в нем борются две музыкальные тенденции, устойчивая и неустойчивая, как бы пытаясь обмануть друг друга. В первой «дамской» теме, похожей на танцующие снежинки, устойчивые звуки, которые музыканты называют тоникой, попадают на пробегающие, пролетающие ритмические доли, и их устойчивость оказывается «лживой». Во второй теме, которую как будто подбрасывает невидимая рука, тоника попадает на слабые такты, а на ритмический акцент приходится самый неустойчивый аккорд. В результате музыка оказывается крайне зыбкой и колеблющейся.
Так «да» или «нет», чет или нечет, победа или поражение, успех или провал? Нет ответа: свиридовский вальс как рулетка, кружится и дразнит, манит и ускользает, будто призрак счастья, убегающий от человека, все пытающегося его догнать. Такова судьба многих русских людей, бесшабашных игроков, всегда готовых махнуть на себя рукой и жить наудачу, не загадывая и не рассчитывая? Тем героям «Метели», которые ничего не рассчитывали (Марья Гавриловна и Бурмин) выпало редкое счастье: они поставили на удачу и выиграли. Не повезло тому, кто планирует (Владимир). «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём», - говорит апостол Матфей. Пушкин подтверждает эту истину, помещая своих героев в круговорот метели. Божественная стихия «играет» с людьми, то давая надежду (чёрное пятно – знакомая роща, как думал Владимир), то обманывая их (роща оказалось не той). И хоть в конце повести мы можем сказать по – шекспировски : «All’s well that ends well», «Все хорошо, что хорошо кончается», - всё же воспоминание о Владимире заставляют понимать, что счастье зыбко.
Итак, ещё один штрих к образу метели: метель – это русская рулетка, круговорот страстей, пугающая неизвестность.
«Капитанская дочка».
Итоговым произведением А. С. Пушкина является роман «Капитанская дочка». Роман интересен тем, что автор затрагивает в нём многие проблемы бытия: нравственные, социальные, человеческие.
В основе сюжета «Капитанской дочки» находится судьба молодого офицера Петра Гринева, который сумел в тяжелых исторических обстоятельствах остаться добрым и человечным. Любовная история взаимоотношений Петра Гринева и Маши Мироновой, дочки коменданта Белогорской крепости, происходит во время Пугачевского восстания (1773-1774 гг.). Пугачев является связующим звеном всех сюжетных линий романа.
Для нас это произведение представляет ещё больший интерес, так как одним из самых значимых эпизодов является описание бурана в степи. Обратимся к содержанию произведения. Главный герой, Пётр Гринёв, достигши того возраста, когда пора проявить себя как гражданина, отправляется на службу в Оренбургскую крепость. Это новый этап в его жизни. Ему придётся забыть на время тихую, беспечную жизнь в имении родителей и научиться жить самостоятельно на чужой стороне, быть готовым к любым испытаниям физическим, а также чести и совести. Именно на пороге значительных изменений в жизни, герой попадает в метель.
Вслед за героем романа мы оказываемся «в мутном кружении метели» по пути к месту назначения – Белогорской крепости: (глава II «Вожатый»)
«Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегало небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновенье темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
- Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!
Я выглянул из кибитки : все было мрак и вихрь . Ветер выл с такой свирепой выразительностью , что казался одушевленным ; снег засыпал меня и Савельича ; лошади шли шагом - и скоро стали.
…Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая.
…ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели... Вдруг увидел я что-то черное.
-Эй, ямщик! - закричал я,- смотри: что там такое чернеется?
Ямщик стал всматриваться
Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с человеком.»
Так происходит первая встреча Гринева с «вожатым»-Пугачевым.
Очень динамичное описание создаётся при помощи многократного использования глагольных форм (становился, обратилось, подымалась, росла облегла; пошёл, повалил, завыл, сделалась, смешалось, исчезло; выл, засыпал) Для придания экспрессивности речи автор использует приём восходящей градации. Похожее описание мы находим и в «Метели»: «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались». Описание также изобилует глаголами (выехал, поднялся, сделалась, не взвидел; занесло, исчезла, летели слилося; очутился, хотел попасть; ступала, взъезжала, проваливалась, опрокидывались), отдельные выражения, создающие особый, пушкинский, колорит, автор цитирует свой же текст, использует приём градации для придания эмоциональности речи. Но метель в «Капитанской дочке», это ещё и буран, ураган, бушующее море. Метель превращает всё в хаос, автор её одушевляет, делает живой, увеличивая её силу. Она переворачивает всё с ног на голову. Именно поэтому Пётр в результате попадает на службу не в Оренбург, а «В *** полк и в глухую крепость на границу киргиз – кайсацких степей!..». С другой стороны, она производит действие апокалипсиса: «Всё исчезло». Начавшись по пути к месту службы, эта метель для Гринёва ещё долго не закончится.
Метель у Пушкина – это живой образ, который движется, мечется, плачет, дышит, воет…
Как же ему удалось столь мастерски создать живую картину прекрасного и ужасного явления природы? Для создания яркого зрительного образа в литературе авторы используют различные средства речевой выразительности. Если обратиться к этому аспекту анализа литературного текста, то можем выделить следующие средства:
«…тучу, которая тяжело поднималась, росла…» «…ветер завыл…» «…небо смешалось…» |
олицетворение |
«…темное небо смешалось с снежным морем…» «…убаюканный пением бури…» |
метафора |
«…с такой свирепой выразительностью…» |
эпитет |
«Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегало небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновенье темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло» - основные звуки [т], [с], [п] ,[ш], [л]. Эти звуки шуршат, как бы насыпая сухого шуршащего снега. «- Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран! Я выглянул из кибитки : все было мрак и вихрь . Ветер выл с такой свирепой выразительностью…», «…ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели...» - основные звуки [т],[р]. Метель уже «рычит», пугая путников. |
звукопись |
В данном отрывке Александр Сергеевич умело использует эпитеты, метафоры, олицетворения, лексические повторы, а также звукопись, погружая не только героев, но и читателя в буранную пугающую атмосферу.
Вот и первое знамение новой жизни – встреча с Пугачёвым. «Но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели…Вдруг увидел я что–то чёрное. …..Должно быть, или волк, или человек». Символическая подробность, деталь: среди мутного кружения метели что-то чернеется (как и в «Метели»). Весь образ нового героя, начиная с его появления, овеян таинственностью. В нём есть что–то загадочно-необъяснимое, как и в самой стихии метели. Спасение он несёт Гринёву или погибель? Как мы увидим из последующих событий, и то и другое. Именно по вине Пугачёва Пётр окажется на виселице, но и именно благодаря Пугачёву герой останется жить и обретёт семейное счастье. Метель для положительного героя не символизирует разрушение, крах, скорее предвещает глобальные перемены (тот же вывод я сделала, анализируя «Метель»).
Г.И.Беленький пишет: «Гринев поражен его сметливости, какой-то загадочной силой, но для него Пугачев пока случайный встречный, о котором, выехав с постоялого двора, можно тотчас забыть». Таково первое впечатление, произведенное «вожатым» на Гринева. «Буран еще продолжался, хотя с меньшею силою», даже сила природной стихии уменьшается на фоне спокойствия и хладнокровия «вожатого». В этом своеобразном поединке «кто-кого» человек одерживает победу. В благодарность за помощь-спасение во время метели Гринев отдает вожатому свой заячий тулуп, еще не подозревая, какую пользу принесет ему это впоследствии.
Что ещё может означать буран в степи? Представим человека, попавшего в метель. Что он чувствует? Страх перед неизвестностью, но вместе с этим - какое-то возбуждение. Пётр Гринёв не соглашается ехать обратно, а - только вперёд. Стихия даёт ему силы, внутреннее просветление, он чувствует, что ему надо ехать вперёд (как бы сложилась его жизнь, если бы не встреча с Пугачёвым?). Вещий сон – это тоже результат внутреннего прозрения. «Буран» символизирует внутреннее просветление, величие, торжество: в романе величие и временное торжество Пугачёва, и внутреннее просветление Петра Гринёва через сеть дальнейших испытаний.
Итак, можно выделить две ипостаси образа метели: созидающую и разрушающую. С одной стороны, метель даёт человеку внутреннее просветление, ощущение собственного величия, победы над стихией. С другой стороны, она, как русская рулетка, терзающая человека неизвестность, определяет его удачу – счастье или проигрыш – смерть, может награждать или мстить. И в этом значении метель выступает как рок, как властительница судеб.
Заключение:
Исследование, которое я провела, позволяет сделать некоторые выводы:
- Опрос показал актуальность, жизненную важность вопроса влияния случая на жизнь человека. 85% опрошенных считают, что случай может изменить жизнь человека.
- Опираясь на эти данные, мы выдвинули гипотезу, о том, что случай может изменить жизнь героя художественного произведения.
- Исследуя тексты повести А.С.Пушкина «Метель» и романа «Капитанская дочка» мы убедились в правильности выдвинутой гипотезы.
Метель – знак судьбы в жизни героев произведений А.С. Пушкина.
В повести «Метель» природное явление- метель изменила жизнь героев, разъединив тех, кто испытывал «книжную» влюбленность, соединив любящие сердца.
В романе «Капитанская дочка» метель направляет героя туда, где он сможет трансформироваться из наивного юноши в молодого офицера, верного присяге, сумевшего сохранить в себе доброту, человечность, честь и достоинство.
4) Мы считаем, что наше исследование будет интересно подросткам и поможет по-новому взглянуть на изучаемые в школе «обязательные» произведения классической литературы, заинтересовать их «погружением в текст», поиском новых и деталей!
. Буря - это катастрофа, природная стихия, борьба сил добра и зла, тепла и холода. Это испытание человека на прочность чувств, роковое событие в судьбе. Это очищение от грехов, облегчение, сближение людей, жажда жизни, мира, тишины, покоя, но и напоминание о смерти. Но после сильной бури мы видим красоту умиротворенной природы, очистившейся, успокоившейся. Этим автор напоминает своим читателям о вечной борьбе добра и зла, света и тьмы, пробуждает жажду жизни, света, мира, очищения, ощущения земной красоты.
Список используемой литературы:
1. А. С. Пушкин «Избранные сочинения» - М.: «Художественная литература» 1980г.
- В. Виноградов «О стиле Пушкина» - «Литературное Наследство», № 16— 18, 1934, стр. 135—214.
- Ольга Щербинина «Образы и звуки прозы Пушкина» - «Нева» 2002 год №2.
- И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993.
- В. Е. Красовский, А. В. Леденев «История русской литературы XIX век» - М.: «Слово».2003 год.
- А. Ф. Еремеев «МЕТЕЛЬ» А. С. ПУШКИНА: ТАЙНА СМЫСЛА И ЛОГИКА СЮЖЕТА*
- http://rosti-love.narod.ru/metel.html
- https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24267/1/iurg-1999-11-15.pdf
- https://cyberleninka.ru/article/n/metel-strast-i-metel-sudba-v-russkoy-literature-xix-stoletiya/viewer
Приложение № 1
/data/files/d1608976075.png (0x0)
Приложение № 2
Фрагмент из повести «Капитанская дочка»
…Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облако обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями, ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»…
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича.
Ло шади шли шагом – и скоро мы стали… Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая… я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели… я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушиваясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание по бурному морю. Савельич охал, поминутно толка меня в мои бока. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды.