МОУ «Дороховская средняя общеобразовательная школа»
г. Бежецк-5, Бежецкий район, Тверская обл.
«Метель – знак судьбы в жизни героев произведений А.С. Пушкина»
Автор: Астахова Екатерина, 9 класс
Руководитель: Гуркина Наталья Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
п. Дорохово, 2020 год
Содержание
1.
Обоснование темы исследования, ее актуальность, цели, задачи.
стр. 3-5
2.
Основная часть.
а) Введение в тему исследования.
стр.6-8
б) Работа с текстом повести А.С. Пушкина «Метель».
стр.9-13
в) Работа с текстом романа «Капитанская дочка».
стр. 14-18
3.
Заключение.
стр.19
4.
Использованная литература и интернет ресурсы
стр. 20
5.
Приложения
стр. 21-22
Тема исследования «Метель – знак судьбы в жизни героев произведений А.С. Пушкина» выбрана не случайно.
На уроках литературы, во время изучения романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы увидели взаимосвязь с повестью «Метель» из цикла «Повести Белкина». Поняли, что и жизни героев «Метели» и в жизни героев «Капитанской дочки» метель, как природное явление, сыграло немаловажную роль. Мы предположили, что случай в виде природного явления может изменить жизнь героя произведения, повлиять на нее.
Я решила практическим путем проверить насколько верно наше предположение. Для этого я провела опрос среди учащихся школы и учителей. Респонденты должны были ответить на вопрос:
-Может ли случай изменить жизнь человека?
Результаты опроса представлены на диаграмме (Приложение № 1).
Объектом исследования является «метель», как событие, являющееся поворотным в жизни литературных героев А.С. Пушкина.
Предметом исследования являются тексты повести «Метель» и романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
Цели исследования:
Выяснение значения «метели» в жизни литературных героев разных
произведений одного автора.
Расширение читательского кругозора, через вовлечение в
исследовательскую деятельность.
Развитие навыков анализа литературного текста и навыков критического мышления
Развитие умений видеть и оценивать смысл и значение художественных деталей.
Задачи исследования:
Сопоставлять содержание произведений с целью отбора нужного материала.
Проводить аналогии.
Анализировать текст.
4. Проводить социологический опрос.
5. Систематизировать полученные результаты.
Методы исследования:
1)Частично-поисковый
2)Аналитический
3)Опрос
4)Репродуктивный.
Актуальность темы, на мой взгляд, заключается в том, что характер влияния случая на последующую жизнь человека важен не только для героев литературных произведений, но для современного человека. Случай часто играет важную роль в течении человеческой жизни.
«Случай играет важную роль в течении человеческой жизни?» С таким вопросом я обратилась к обучающимся 6-11-х классов, педагогам школы.
Из представленной диаграммы видно, что
- 85% (красный цвет диаграммы) считают, что случай может изменить жизнь человека,
- 10% (бирюзовый цвет диаграммы) считают, что жизнь человека зависит не от случая, а что судьба «предначертана свыше»,
- 5% (оранжевый цвет диаграммы) считают, что человек сам определяет свою судьбу, и случай только корректирует некоторые события.
Гипотеза. Я предположила, что случай в виде природного явления может изменить жизнь героя художественного произведения (автор делает метель инструментом, влияющим на судьбу своих героев).
Исследование, которое я провожу в ходе этой работы, - это попытка поразмышлять о той удивительной роли, какую играют силы природы в жизни человека. Они, порой, представляются рукою судьбы, которая ведет человека к какой-то известной только Всевышнему цели. «Ах, судьба, судьба! Вне сомнений, ты самая загадочная дама на свете. Иной раз и не понять: шутишь ли ты или осыпаешь нас своими странными капризами с каким-то особым умыслом. Закружишь вдруг в вихре вальса, опьянишь любовью, завьюжишь, запутаешь в непроглядной тьме, а потом посмеёшься над нами, да так, что только и останется — улыбаться в ответ и благодарить — за все». (А.С.Пушкин)
Введение.
Мотив метели вошел в русскую литературу вместе со стихами Вяземского, первым из русских поэтов связавшим специфику национального характера с любовью к зиме. Русский человек как «сын пасмурных небес полуночной страны» приветствует первый снег, поскольку именно зима, погружающая природу в состояние небытия или «сверхбытия», заставляет его по контрасту ощутить собственную «бытийность» – «горячность молодую», что «жить торопится и чувствовать спешит!».
Начиная с Пушкина, образ метели-судьбы прочно займет свое место в русской литературе. С этим образом тесно связана проблема соотношения случайного и закономерного, воплощенная в двух вариантах поведения персонажей. Одни следуют зову судьбы, другие идут наперекор предзнаменованиям, пытаясь собственными усилиями достичь желаемого.
В искусстве, особенно в его высоких достижениях художественный образ приобретает символическое звучание. В отличие от образа, символ не самодостаточен и требует не только переживания, но также проникновения и толкования. Важнейшей особенностью символа является его способность порождать все новые и новые символические значения. Стихии природы, некогда пугающие человека своей необъяснимостью, легли в подсознание человека как нечто неопознанное. В искусстве они часто принимают таинственные многоплановые значения, превращаясь в символ. Произведения Пушкина – не исключение.
« Метель — один из самых излюбленных образов-символов в творчестве Пушкина»,- пишет в своей статье «Образы и звуки прозы Пушкина» Ольга Щербинина. «Разгул стихии, хаос, сопряженный с бурей чувств и темными, непознаваемыми силами. “Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий, мутно небо, ночь мутна…” Волшебные строки, задевающие потаенные струны души, дышащие детством, и личным, и человеческим. “То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…” Соединение зверя и ребенка в одном образе — никто и никогда этого не делал так, как Александр Сергеевич, этот образ идет из самой глубины Поэзии, из бесконечных глубин подсознания, где соединяются высокое и низкое, свет и тьма». Снежная буря, буран, метель используются автором в «Метели» и «Капитанской дочке» для более глубокого раскрытия идеи произведения.
Сначала определю понятия, которые мне необходимы для анализа текстов А.С. Пушкина. Прежде всего - «метель».
В словаре Ожегова С.И. читаем: «Метель, и, ж. Сильный ветер со снегом, вьюга».
Большая советская энциклопедия так определяет такое природное явление как метель:
«МЕТЕЛЬ, перенос снега ветром в слоях, близких к земной поверхности. Различают поземок, низовую и общую М, Поземок и низовая М. представляют собой явления подъема снега ветром со снежного покрова, происходящие без выпадения снега из облаков. Поземок наблюдается при малых скоростях ветра (до 5м/сек), когда большинство снежинок поднимается всего на неск. сантиметров. Низовая М. наблюдается при больших скоростях ветра, когда снежинки поднимаются до 2 м и выше, вследствие чего видимость атмосферная ухудшается, снижаясь иногда до 100 м и менее. Низовая М. и поземок вызывают лишь перераспределение ранее выпавшего снега. Общая, или верхняя, М. представляет собой выпадение снега при достаточно сильном (обычно св. 10 м/сек) ветре и сопровождается значительным увеличением снежного покрова во всем районе, охваченном М. При сильном ветре и низкой темп-ре воздуха М. носит местное назв. буран (гл. обр. в Азиат, части СССР)».
Этимологический словарь русского языка:
«Метель ж. От мету́, напр.: на дворе́ метё́т; укр. метíль (ж.) – то же, словен. snẹ̑g métе "идет снег"; см. Бернекер (2, 41), который неправ., предполагая существование еще одного, особого слова из *męt- (там же, 44). Написание е или я в безударном слоге может отражать один и тот же исходный гласный».
Современный энциклопедический словарь дает следующее определение:
«МЕТЕЛЬ, перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением - выпадение снега из облаков».
Художественный текст всегда многозначен, и слово в нем несет особую смысловую нагрузку, сплетая ткань повествования в удивительные кружева событий и испытаний, которые предначертаны героям рукою автора. Благодаря многозначности каждый читатель может по-разному воспринять и истолковать его.
Повесть «Метель».
Обратимся к повести «Метель». Прежде чем перейти к анализу центрального, самого яркого и таинственного эпизода произведения, блуждания в метели, обратимся к истории повести. Итальянская исследовательница Антонии Глассе в своей работе “Из чего сделалась „Метель“ Пушкина”, ссылаясь на малодоступные архивы, приходит к выводу, что повесть “Метель” имеет бытовой основой историю побега графини Ольги Строгановой с графом Ферзеном. Это был крупный великосветский скандал 1829 года. Побег закончился военным судом и наказанием участников. Повесть написана в следующем, 1830 году и сделана как пародия на историю Строгановой и Ферзена.
Заметим, что в народе всегда осуждались подобные поступки. Марье Гавриловне родители не дают благословения, и она собирается венчаться с Владимиром тайно. В то время это считалось преступлением против Бога и царя («Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу»). Тайное венчание против воли родителей — своего рода бунт, мятеж, отсюда и образ бури, метели. Отсюда и “бес попутал”, но Провидение вывело на свет. Разгул и месть стихии в наказание за преступление против заповедей Бога — широко распространенный фольклорный мотив. Ольга Щербинина доказывает, что в основу повести лёг фольклорный сюжет русского лубка: «В “Повестях Белкина” Александр Сергеевич делает, я бы сказала, откровенный русский лубок. Вот любовники решили “броситься к ногам родителей, которые скажут: дети, придите в наши объятия!” Да это же “Блудный сын” на стенах смиренной обители станционного смотрителя! Побег девицы с офицером — чистый лубок, он же жестокий романс, который во всей красе развит в повести “Станционный смотритель” (сниженный вариант побега из “Метели”). Броситься к ногам дражайших родителей — постоянный мотив повестей Белкина — классический сюжет народного лубка».
Спросим себя: «А может быть метель благо для них? Может быть чувство, которое возникло между ними, вовсе не любовь? И тогда метель вовсе не разрушительница?»
Метель «заставила» Владимира заблудиться.
«Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею.
Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.(…)
Пели петухи, и было уже светло, как достигли они Жадрина.»
В это же время гусар Бурмин совершает поступок, о котором он рассказывает так: «Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю» (…)
Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь.(…)
Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» – «Начинайте, начинайте, батюшка», – отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная, непростительная ветреность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», – сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» – и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза.»
Бурмин обвенчался с чужой невестой... Метель устранила Владимира из жизни Марьи Гавриловны и «подарила» ей другого жениха. Жениха, который, пройдя через войну, где погиб Владимир, предстает перед своей возлюбленной (женой), с которой его три года назад «обвенчала» судьба-метель.
«В «Метели» … человек теряет верное направление пути, но итог развития метельного сюжета в этих произведениях принципиально иной. Метель представляет здесь стихию «умную», по словам Гершензона, «мудрейшую самого человека. Люди, как дети, заблуждаются в своих замыслах и хотениях, – метель подхватит, закружит, оглушит их, и в мутной мгле твердой рукой выведет на правильный путь, куда им, помимо их ведома, и надо было попасть. Она знает их подлинную, их скрытую волю – лучше их самих», - пишет в своем исследовании К.А. Нагина («МЕТЕЛЬ-СТРАСТЬ» И «МЕТЕЛЬ-СУДЬБА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX СТОЛЕТИЯ*).
Исследуя повесть А.С.Пушкина «Метель», проанализируем, как природная стихия вмешиваясь в жизнь главных героев, круто её меняет.
Каждый из героев пушкинской повести по-своему ощущает метель.
В сопоставительной таблице можно увидеть что испытывают Марья Гавриловна, Владимир и Бурмин, когда начинается метель.
Марья Гавриловна
Владимир Николаевич
Бурмин
на дворе была метель ветер выл, ставни тряслись и стучали – все казалось - угрозой и печальным предзнаменованием . Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу…
На дворе была метель ; ветер выл ,ставни тряслись и стучали
Метель не утихала; ветер дул навстречу
…езды было всего 20 минут», но «поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего невзвидел…
Вывод: каждый из героев чувствует смутное беспокойство, тревогу, неуверенность.
Сравним второе значение слова «метель»- тревожный, неспокойный, с состоянием героини перед побегом «… сердце её сильно забилось. Дрожащим голосом…». Мы убеждаемся, что как и природная стихия, героиня мЕчется, она в смЯтении. Нестабильность в природе соответствует нестабильности состояния человеческой души.
Обобщая всё вышесказанное, подведём первые итоги – что же скрывается за образом метели? Провидение, судьба, рок, месть. Но это не всё. Очень помогает в восприятии и анализе пушкинской повести музыкальное произведение Г. В. Свиридова «Вальс» из «Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель»». Вполне простодушный вальсок содержит своего рода секрет, в нем борются две музыкальные тенденции, устойчивая и неустойчивая, как бы пытаясь обмануть друг друга. В первой «дамской» теме, похожей на танцующие снежинки, устойчивые звуки, которые музыканты называют тоникой, попадают на пробегающие, пролетающие ритмические доли, и их устойчивость оказывается «лживой». Во второй теме, которую как будто подбрасывает невидимая рука, тоника попадает на слабые такты, а на ритмический акцент приходится самый неустойчивый аккорд. В результате музыка оказывается крайне зыбкой и колеблющейся.
Так «да» или «нет», чет или нечет, победа или поражение, успех или провал? Нет ответа: свиридовский вальс как рулетка, кружится и дразнит, манит и ускользает, будто призрак счастья, убегающий от человека, все пытающегося его догнать. Такова судьба многих русских людей, бесшабашных игроков, всегда готовых махнуть на себя рукой и жить наудачу, не загадывая и не рассчитывая? Тем героям «Метели», которые ничего не рассчитывали (Марья Гавриловна и Бурмин) выпало редкое счастье: они поставили на удачу и выиграли. Не повезло тому, кто планирует (Владимир). «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём», - говорит апостол Матфей. Пушкин подтверждает эту истину, помещая своих героев в круговорот метели. Божественная стихия «играет» с людьми, то давая надежду (чёрное пятно – знакомая роща, как думал Владимир), то обманывая их (роща оказалось не той). И хоть в конце повести мы можем сказать по – шекспировски : «All’s well that ends well», «Все хорошо, что хорошо кончается», - всё же воспоминание о Владимире заставляют понимать, что счастье зыбко.
Итак, ещё один штрих к образу метели: метель – это русская рулетка, круговорот страстей, пугающая неизвестность.
«Капитанская дочка».
Итоговым произведением А. С. Пушкина является роман «Капитанская дочка». Роман интересен тем, что автор затрагивает в нём многие проблемы бытия: нравственные, социальные, человеческие.
В основе сюжета «Капитанской дочки» находится судьба молодого офицера Петра Гринева, который сумел в тяжелых исторических обстоятельствах остаться добрым и человечным. Любовная история взаимоотношений Петра Гринева и Маши Мироновой, дочки коменданта Белогорской крепости, происходит во время Пугачевского восстания (1773-1774 гг.). Пугачев является связующим звеном всех сюжетных линий романа.
Для нас это произведение представляет ещё больший интерес, так как одним из самых значимых эпизодов является описание бурана в степи. Обратимся к содержанию произведения. Главный герой, Пётр Гринёв, достигши того возраста, когда пора проявить себя как гражданина, отправляется на службу в Оренбургскую крепость. Это новый этап в его жизни. Ему придётся забыть на время тихую, беспечную жизнь в имении родителей и научиться жить самостоятельно на чужой стороне, быть готовым к любым испытаниям физическим, а также чести и совести. Именно на пороге значительных изменений в жизни, герой попадает в метель.
Вслед за героем романа мы оказываемся «в мутном кружении метели» по пути к месту назначения – Белогорской крепости: (глава II «Вожатый»)
«Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегало небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновенье темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
- Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!
Я выглянул из кибитки : все было мрак и вихрь . Ветер выл с такой свирепой выразительностью , что казался одушевленным ; снег засыпал меня и Савельича ; лошади шли шагом - и скоро стали.
…Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая.
…ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели... Вдруг увидел я что-то черное.
-Эй, ямщик! - закричал я,- смотри: что там такое чернеется?
Ямщик стал всматриваться
Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с человеком.»
Так происходит первая встреча Гринева с «вожатым»-Пугачевым.
Очень динамичное описание создаётся при помощи многократного использования глагольных форм (становился, обратилось, подымалась, росла облегла; пошёл, повалил, завыл, сделалась, смешалось, исчезло; выл, засыпал) Для придания экспрессивности речи автор использует приём восходящей градации. Похожее описание мы находим и в «Метели»: «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались». Описание также изобилует глаголами (выехал, поднялся, сделалась, не взвидел; занесло, исчезла, летели слилося; очутился, хотел попасть; ступала, взъезжала, проваливалась, опрокидывались), отдельные выражения, создающие особый, пушкинский, колорит, автор цитирует свой же текст, использует приём градации для придания эмоциональности речи. Но метель в «Капитанской дочке», это ещё и буран, ураган, бушующее море. Метель превращает всё в хаос, автор её одушевляет, делает живой, увеличивая её силу. Она переворачивает всё с ног на голову. Именно поэтому Пётр в результате попадает на службу не в Оренбург, а «В *** полк и в глухую крепость на границу киргиз – кайсацких степей!..». С другой стороны, она производит действие апокалипсиса: «Всё исчезло». Начавшись по пути к месту службы, эта метель для Гринёва ещё долго не закончится.
Метель у Пушкина – это живой образ, который движется, мечется, плачет, дышит, воет…
Как же ему удалось столь мастерски создать живую картину прекрасного и ужасного явления природы? Для создания яркого зрительного образа в литературе авторы используют различные средства речевой выразительности. Если обратиться к этому аспекту анализа литературного текста, то можем выделить следующие средства:
«…тучу, которая тяжело поднималась, росла…»
«…ветер завыл…»
«…небо смешалось…»
олицетворение
«…темное небо смешалось с снежным морем…»
«…убаюканный пением бури…»
метафора
«…с такой свирепой выразительностью…»
эпитет
«Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегало небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновенье темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло» - основные звуки [т], [с], [п] ,[ш], [л]. Эти звуки шуршат, как бы насыпая сухого шуршащего снега.
«- Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!
Я выглянул из кибитки : все было мрак и вихрь . Ветер выл с такой свирепой выразительностью…», «…ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели...» - основные звуки [т],[р]. Метель уже «рычит», пугая путников.
звукопись
В данном отрывке Александр Сергеевич умело использует эпитеты, метафоры, олицетворения, лексические повторы, а также звукопись, погружая не только героев, но и читателя в буранную пугающую атмосферу.
Вот и первое знамение новой жизни – встреча с Пугачёвым. «Но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели…Вдруг увидел я что–то чёрное. …..Должно быть, или волк, или человек». Символическая подробность, деталь: среди мутного кружения метели что-то чернеется (как и в «Метели»). Весь образ нового героя, начиная с его появления, овеян таинственностью. В нём есть что–то загадочно-необъяснимое, как и в самой стихии метели. Спасение он несёт Гринёву или погибель? Как мы увидим из последующих событий, и то и другое. Именно по вине Пугачёва Пётр окажется на виселице, но и именно благодаря Пугачёву герой останется жить и обретёт семейное счастье. Метель для положительного героя не символизирует разрушение, крах, скорее предвещает глобальные перемены (тот же вывод я сделала, анализируя «Метель»).
Г.И.Беленький пишет: «Гринев поражен его сметливости, какой-то загадочной силой, но для него Пугачев пока случайный встречный, о котором, выехав с постоялого двора, можно тотчас забыть». Таково первое впечатление, произведенное «вожатым» на Гринева. «Буран еще продолжался, хотя с меньшею силою», даже сила природной стихии уменьшается на фоне спокойствия и хладнокровия «вожатого». В этом своеобразном поединке «кто-кого» человек одерживает победу. В благодарность за помощь-спасение во время метели Гринев отдает вожатому свой заячий тулуп, еще не подозревая, какую пользу принесет ему это впоследствии.
Что ещё может означать буран в степи? Представим человека, попавшего в метель. Что он чувствует? Страх перед неизвестностью, но вместе с этим - какое-то возбуждение. Пётр Гринёв не соглашается ехать обратно, а - только вперёд. Стихия даёт ему силы, внутреннее просветление, он чувствует, что ему надо ехать вперёд (как бы сложилась его жизнь, если бы не встреча с Пугачёвым?). Вещий сон – это тоже результат внутреннего прозрения. «Буран» символизирует внутреннее просветление, величие, торжество: в романе величие и временное торжество Пугачёва, и внутреннее просветление Петра Гринёва через сеть дальнейших испытаний.
Итак, можно выделить две ипостаси образа метели: созидающую и разрушающую. С одной стороны, метель даёт человеку внутреннее просветление, ощущение собственного величия, победы над стихией. С другой стороны, она, как русская рулетка, терзающая человека неизвестность, определяет его удачу – счастье или проигрыш – смерть, может награждать или мстить. И в этом значении метель выступает как рок, как властительница судеб.
Заключение:
Исследование, которое я провела, позволяет сделать некоторые выводы:
Опрос показал актуальность, жизненную важность вопроса влияния случая на жизнь человека. 85% опрошенных считают, что случай может изменить жизнь человека.
Опираясь на эти данные, мы выдвинули гипотезу, о том, что случай может изменить жизнь героя художественного произведения.
Исследуя тексты повести А.С.Пушкина «Метель» и романа «Капитанская дочка» мы убедились в правильности выдвинутой гипотезы.
Метель – знак судьбы в жизни героев произведений А.С. Пушкина.
В повести «Метель» природное явление- метель изменила жизнь героев, разъединив тех, кто испытывал «книжную» влюбленность, соединив любящие сердца.
В романе «Капитанская дочка» метель направляет героя туда, где он сможет трансформироваться из наивного юноши в молодого офицера, верного присяге, сумевшего сохранить в себе доброту, человечность, честь и достоинство.
4) Мы считаем, что наше исследование будет интересно подросткам и поможет по-новому взглянуть на изучаемые в школе «обязательные» произведения классической литературы, заинтересовать их «погружением в текст», поиском новых и деталей!
. Буря - это катастрофа, природная стихия, борьба сил добра и зла, тепла и холода. Это испытание человека на прочность чувств, роковое событие в судьбе. Это очищение от грехов, облегчение, сближение людей, жажда жизни, мира, тишины, покоя, но и напоминание о смерти. Но после сильной бури мы видим красоту умиротворенной природы, очистившейся, успокоившейся. Этим автор напоминает своим читателям о вечной борьбе добра и зла, света и тьмы, пробуждает жажду жизни, света, мира, очищения, ощущения земной красоты.
Список используемой литературы:
1. А. С. Пушкин «Избранные сочинения» - М.: «Художественная литература» 1980г.
В. Виноградов «О стиле Пушкина» - «Литературное Наследство», № 16— 18, 1934, стр. 135—214.
Ольга Щербинина «Образы и звуки прозы Пушкина» - «Нева» 2002 год №2.
И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993.
В. Е. Красовский, А. В. Леденев «История русской литературы XIX век» - М.: «Слово».2003 год.
А. Ф. Еремеев «МЕТЕЛЬ» А. С. ПУШКИНА: ТАЙНА СМЫСЛА И ЛОГИКА СЮЖЕТА*
…Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облако обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями, ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»…
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича.
Ло шади шли шагом – и скоро мы стали… Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая… я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели… я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушиваясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание по бурному морю. Савельич охал, поминутно толка меня в мои бока. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды.