12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тютина Татьяна Геннадьевна187
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ
2

Сценарий образовательного события Роль дворянской усадьбы в жизни героев романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Сценарий образовательного события

Роль дворянской усадьбы в жизни героев романа А.С. Пушкина «Дубровский» (слайд 1)

Ход ОС

I. Просмотр ролика « Родовые усадьбы А.С. Пушкина»

II. Учитель: Ребята, вы, наверное, уже поняли, что сегодня мы проведём необычный урок. Мы будем говорить о мастерстве Пушкина в изображении дворянских усадеб, и какую роль эти усадьбы сыграли в судьбе героев романа «Дубровский».

Цель ОС:

- проанализировать роман А.С. Пушкина «Дубровский» с точки зрения значимости образа усадьбы в идейной структуре произведения



Стиль дворянских усадеб как вполне ясное понятие рассматривается со второй половины XVIII века. Именно в это время резко увеличивается общее число усадеб в России, так как вслед за указом 1762 года о дворянской вольности последовало массовое возращение дворян в поместье для занятий хозяйством.

При слове «усадьба» нам обыкновенно рисуется белокаменный дом екатерининского или александровского времени, тенистый сад, «храмы Любви и Дружбы», мебель карельской берёзы и красного дерева. Однако только крупные помещики времени Екатерины, а главным образом её фавориты, могли создать волшебные сказки из своих имений, которые превосходили своими грандиозными затеями Запад.

Ребята, а какое определение слову «усадьба» вы можете дать? ( ответы учеников).

Вот три определения, которые нашла я в различных словарях.

Усада, усадьба, усадебка – господский дом на селе, со всеми ухожими, садом, огородом (В.И. Даль)

Усадьба. 1) Отдельный дом со всеми примыкающими строениями. 2) Посёлок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки. 3) В сельской местности: участок земки при доме. ( « Толковый словарь», Ожигов, Шведова)

Усадьба. Это название дворянского владения восходит к той же основе, что и глагол садить (сажать) (Крылов « Этимологический словарь») (слайд 3)

Усадьба строилась на столетия, она преходила по наследству от одного поколения к другому. Всякая деревенская усадьба – это музей, поскольку в её стенах накапливались огромные исторические и художественные ценности: картины, книги, мебель. Мир усадьбы – это судьбы людей, семей.

Русские усадьбы отличались от западных. Смысловым и композиционным центром усадебного комплекса была церковь. Позднее резко возрастает значение самого дворца. Проектирование усадеб без церкви не получило широкого распространения в России.

При строительстве усадеб далеко не всегда считалось нужным обращаться к опытным архитекторам за советом. Почти во всех помещичьих усадьбах замечаются явные черты вполне определённых вкусов их обитателей. Таким образом, усадьба- это плод самовыражения личности и строительства собственного мира в соответствии с её судьбой, судьбой рода и семьи.

Понятие «Пушкин» и «русская усадьба» тесно связаны между собой. В своих усадьбах Пушкин бывал на протяжении всей своей жизни.

В 1805-1818 годах проводил лето, будучи мальчиком и юношей, в Захарове под Москвой, приезжал туда и в 1830 году. ( Слайд 4, фото Захарова) Впервые посетил Михайловское в 1817 году, а затем в 1824-1826 г.г. был там, в ссылке, позднее в 1835 году проезжал туда снова. ( Слайд 5, фото Михайловского). Трижды (1830, 1833 и 1934 годах) позт приезжал в Болдино и был осенён вдохновением болдинской осени. . ( Слайд 6, фото Болдино ) Мир провинциальной усадьбы был той стихией, которая рождала творчество. Пребывание А.С. Пушкина в родовых провинциальных усадьбах нашло отражение, как в лирике, так и в прозе, в частности в романе «Дубровский».

Этот роман был написан Пушкиным поразительно быстро: 21 октября 1832 года начал писать, а 6 февраля 1833 года заканчивает XIX главу. ( Слайд 7)

Ребяты, мы с вами прочитали роман «Дубровский» полность. Скажите, пожалуйста, что же включала в себя усадьба XIX века?

Предполагаемые ответы учеников: Помещичья усадьба – это барский дом с флигелем, обслуживающие постройки: конюшни, оранжереи, сараи, парк, церковь.

Учитель: Изучая роман Пушкина «Дубровский», мы обратили внимание на описание помещичьих усадеб. Чьи усадьбы изображает Пушкин?

Предполагаемые ответы учеников: Пушкин описывает усадьбы Кирила Петровича Троекурова, Андрея Гавриловича Дубровского и князя Верейского.

Учитель: Провинциальная усадьба предстаёт в романе «Дубровский» в шести разных ипостасиях.

Во-первых, это место действия, которое состредоточено вокруг трёх центров: Кистенёвка, Покровское, Арбатово.

Во-вторых, усадьбой подчёркнута прямая зависимость положения героя на социальной лестнице.

В-третьих, усадьба в романе- это объект спора, двигатель сюжета.

В- четвёртых, усадьба ( а именно Кистенёвка) становится тем мерилом чести, которым проверяется характер героя.

В-пятых, мир усадеб – это и предметы, которые создают атмосферу дома, характеризуют хозяина.

В- шестых, судьба усадьбы во многом предопределила и судьбу главного героя. (Слайд 8)

Именно с этих позиций мы попытаемся подойти к анализу романа «Дубровский»

Сегодня класс разделился на 6 группы. Каждая группа будет анализировать усадьбу и героев , которые указаны на конверте с заданиями. На выполнение задания даётся 30 минут. Сопрвождать вас будут внешние эксперты (ученики 10 класса), которые будут оценивать вашу работу в группах. У них для оценки имеются специальные экспертные листы.

В завершении анализа, вы тоже должны будете оценить свою работу.

Все задания будут связаны с героями романа и их жизнью в усадьбах.

Анализ усадьбы Кистенёвка (Дубровского А.Г.)(

интеллект-карта)

Описание усадьбы (можно соотнести с прототипом).

Усадьба как характеристика социального положения героев.

Усадьба как основа конфликта.

Усадьба как мерило чести и совести.

Предметы дома как символ мира усадьбы.

Потеря имения - потеря имени.



Методика составление интеллек-карты по художественному произведению

Интеллект-карта — это графическое, многомерное представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея.( сдайд)

1.Отмечаем выбранный образ в середине листа бумаги.

2. Записываем на отдельном листке всё, что связано с образом темы

3. Разбираем слова-ассоциации, группируем по смыслу.

4. Намечаем структуру карты, подбираем ключевые слова и ключевые предложения к словам-ассоциациям.

5. Отмечаем основной образ, добавляем ветви – основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов.

6. Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.

7. Оживляем карту рисунками, символами, ключевыми словами, словосочетаниями.



1 группа

Анализ усадьбы Покровское (Троекуровв К.П.)

(Видеоролик)

Описание усадьбы ( можно соотнести с прототипом).

Усадьба как характеристика социального положения героев.

Усадьба как основа конфликта.

Усадьба как мерило чести и совести.

Предметы дома как символ мира усадьбы.





2 группа

Анализ усадьбы Кистенёвка (Дубровского А.Г.)

( интеллект-карта)

Описание усадьбы (можно соотнести с прототипом).

Усадьба как характеристика социального положения героев.

Усадьба как основа конфликта.

Усадьба как мерило чести и совести.

Предметы дома как символ мира усадьбы.

Потеря имения - потеря имени.



Методика составление интеллек-карты по художественному произведению

Интеллект-карта — это графическое, многомерное представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея.( сдайд)

1.Отмечаем выбранный образ в середине листа бумаги.

2. Записываем на отдельном листке всё, что связано с образом темы

3. Разбираем слова-ассоциации, группируем по смыслу.

4. Намечаем структуру карты, подбираем ключевые слова и ключевые предложения к словам-ассоциациям.

5. Отмечаем основной образ, добавляем ветви – основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов.

6. Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.

7. Оживляем карту рисунками, символами, ключевыми словами, словосочетаниями.



3 группа

Составление кроссворда на тему « Основные исторические понятия пушкинской эпохи» (на основе романа «Дубровский»)

Алгоритм составления кроссворда:

1. Составьте словарь понятий и определений по изучаемой теме.

2. При составлении кроссворда каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения.

3. Загаданные слова представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа — по одной в каждую ячейку, В классическом кроссворде ячейки имеют вид квадратных клеток, собранных в прямую линию.

4. Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Классическая сетка кроссворда состоит из слов, написанных по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо). Любое слово должно быть пересечено как минимум дважды. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки.

5. Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям). Слова-вопросы начинаются со слов: «по горизонтали» и «по вертикали»

6. Слова-ответы должны быть существитедьными в именительном падеже и единственном числе.

7. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.

8. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

9. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

10. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

11. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

12. Не допускаются аббревиатуры, сокращения.

13. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

14. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

15. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.

Создание кроссворда в MS Word.

Создание сетки графическим методом; при этом все элементы должны быть сгруппированы.

2. Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются.

3. Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с соответствующими ячейками.

4. Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или оформлены в виде выносок к соответствующим клеткам.

5. Задания к кроссворду должны быть грамотно сформулированы.

6. Кроссворд на странице должен быть наглядно оформлен и правильно расположен.

Составление условий (толкований) кроссворда:

1. Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.

3. Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов. (Слайд 11)

4 группа

Анализ усадьбы Арбатово (князя Верейского)

Задания составляют иностранцы…. (слайд 12)



Заключение. Роман А.С. Пушкина «Дубровский» даёт возможность для того, чтобы почувствовать нюансы художественного текста и подойти к нему как к произведению с богатой внутренней организацией. Роман можно рассматривать с разных позиций: идейной, художественной. Мы попытались произвести анализ - от образа усадьбы к идейной стороне романа. Я думаю, что такое анализ тоже имеет право на существование.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.