Технологическая карта урока литературы «Нравственный выбор героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"»

2
0
Материал опубликован 29 August 2022

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по роману А.С. Пушкина «Дубровский»; УМК В.Я. Коровиной (5 – 9 классы), 2020 год.

Учитель русского языка и литературы: Наталья Ильинична Азиатцева, МБОУ Междуреченская СОШ

Тема урока: " Проблема нравственного выбора героев А.С. Пушкин. "Дубровский"

Цели урока.

Образовательные цели: совершенствовать навык аргументации; рассматривать изучаемое произведение в историко-культурном контексте 19 столетия; формирование умения учащихся анализировать текст, определять мотивы поведения и поступков героев.

Развивающие цели: влияние на развитие личности ученика через комплекс УУД.

Воспитательные цели: влияние на формирование нравственной составляющей ученика, его духовные качества.

Задачи:

Формировать представления учащихся о характере отношения героев, о мотивации их поступков, изображении чувств и переживаний Дубровского.

Развивать память, воображения, мышление, связную речь учащихся.

Воспитывать уважение к чувствам людей, интерес к изучению художественной литературы.


 

Технологическая карта урока


 

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап; УУД

 Постановка цели и задач урока. Мотивация учеб­ной деятельности

Личностные: внимание, уважение к сверстникам;

Коммуникативные: развитие связной речи

Регулятивные: постановка темы урока, цели

Настрой детей на урок.

Сообщение темы урока (показ на слайде проектора)

-Какова цель нашего урока.

- Ребята, мы продолжаем работу над произведением Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский»

Дети настраиваются на работу.

- Цель нашего урока, продолжить изучение романа Пушкина «Дубровский»

 

Этап повторения изученного. Актуализация знаний обучаю­щихся. Проверка домашнего задания. Подго­товка к работе на основном этапе

 

Познавательные УД: (развитие мыслительных операций);

Коммуникативные УД: развитие связной речи, умение слушать, высказывать свое мнение

Личностные УД: воспитание чувства прекрасного. Познавательные: общеучебные умения структуриро­вать знания, контроль и оценка процесса и результа­тов деятельности. Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (в процессе анализа учебного действия)

 

 

-Давайте проверим насколько хорошо вы знаете текст романа. Вам нужно понять о каких сценах, событиях идёт речь? Правильные ответы будут высвечиваться на проекторе.

- «Он шёл, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал.» О каком герое и в какой части романа идёт речь? (Владимир Дубровский после похорон отца) 

- Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с

поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского? (прогнал его) 

- Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его версии? (собирал ягоды) 

- Занятия Марья Кирилловны у окна, когда она получила вторую записку от Дубровского? (вышивала на пяльцах) 

- Зачем Дубровский стремился попасть в дом Троекурова? (отомстить) 

-Вы хорошо справились с задание, продолжим работать над анализом романа.

- Назовите главных героев произведения?

- В основе романа лежит то самое великое чувство, которое может поменять человека, которое может мотивировать его на разные поступки, это любовь.

Давайте подумаем над смыслом этого слова.

- Далее работа в парах, вам необходимо составить синквейн, к слову, любовь.

Алгоритм составления синквейна (памятка) представлен на экране.

- Давайте подумаем над тем, что же такое любовь?

-Давайте заслушаем несколько синквейнов.

 

Дети отвечают на вопросы, подтверждая ответы цитатами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

Составление синквейнов.

Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами. Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

-Любовь является красивым высоким чувством.

- Так ли можно охарактеризовать любовь, которая возникла у Владимира Дубровского? Отвечая на вопрос, коснемся к главе 12, а именно сцены объяснения главных героев.

- В сцене прощания Владимир обращается к Маше со словами. Найдите цитату в тексте.

-Как вы понимаете значение фразы «не отвергнуть преданности»?

 

Дети отвечают на вопросы, подтверждая свои слова цитатами из текста

 

Этап контроля и самоконтроля.

(Коммуникативные; Регулятивные; Познавательные;

Личностные УУД)

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; выслушивать и мнение других;

Регулятивные: уметь высказывать своё мнение с привлечением аргументации и ссылок из текста;

Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, объяснять поступки героев, опираясь на свой личный жизненный и читательский опыт;

Личностные: уметь оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.


 


 


 


 


 

 

- Как вы думаете, главный герой понимает, что Маша никогда не станет его женой?

-Следующий вопрос очень непростой, мне хочется узнать вашу точку зрения. Предал ли память отца Владимир, когда испытал чувства любви к Маше?

-Верно ли он поступил, отказавшись от мести?

-Далее вам необходимо написать мини- сочинение. Сочинение- размышление по теме «Почему Владимир Дубровский отказался от мести?»

-Некоторые размышления мы заслушаем.

- Оцените поведение Маши и Владимира?

- Как вы думаете, правильный ли выбор Дубровского, верно ли то, что он отказался от мести?

- Какими качествами обладают герои романа, которые помогли сделать им правильный выбор в жизни.

- Да, настоящая любовь - чувство великое, благородное и обязательно бескорыстное, поэтому Владимир, по настоящему полюбив Машу, отказывается от мести ее отцу и отпускает ее с князем Верейским, чтобы не причинить ей боль.

- Ребята, а сейчас попробуйте предложить иную развязку этой истории? Как по- другому могли закончится эти события?

Работа с понятием «нравственный выбор героя»; даём определение этому понятию; находим примеры конкретного выбора героя романа; пытаемся рассмотреть его выбор в свете личностного мировоззрения героя. Определяем, что повлияло на нравственный выбор героев ро мана

 


 


 

Дети высказывают свои мысли


 


 


 


 

Учащиеся обсуждают. Заслушиваются ответы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Этап информации о домашнем задании

 

Ответить на вопросы к главам XIII - XIX на стр.148 учебника. Выучить определения: роман, сюжет.

 

Записываю домашнее задание

Этап подведения итогов


 

Этап рефлексии

Личностные:

Самооценка своей работы на уроке

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Познавательные: Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы много говорили о любви главных героев?

-Я думаю, что работа над тестом заинтересовала вас, и вдохновило на чтение текстов классиков. Ведь только знакомство с этими великими произведениями научит нас правильно оценивать поступки героев, со всей полнотой постичь, прочувствовать то великое чувство с названием любовь.

-Какой герой романа «Дубровский» вам больше всего симпатизирует и почему?

Какие вопросы по содержанию романа у вас ещё остались?

Если бы снимался фильм, чью роль вы бы хотели исполнить в фильме?

- Далее давайте оценим работу на уроке.

Сегодня весь наш урок мы говорили о прекрасной любви, которая толкает человека на изменение своего поведения, толкает его на поступки. Любовь, которая вдохновляет на настроение. У меня в руках шкатулка настроения. Есть разные шкатулки музыкальные, для украшений, а у меня шкатулка настроения. Если сегодня на уроке у вас все получилось, вы довольны своей работой, вы были активны, то поместите в шкатулку зеленую карточку настроения, а если сегодня вы не довольны своей работой, вы не были активны, не все у вас получилось поместите в шкатулку синюю карточку.

- Я очень довольна, шкатулка настроения полна зленых карточек, значит настроение у вас отличное и вы довольны своей работой на уроке.

 

Ответы детей


 


 

Оценка своей работы


 


 

Анализ урока

Класс: шестой

Возраст учащихся: 12-13 лет.

Тип занятия: урок углублённой работы над текстом.

Методы обучения:

словесный (беседа, дискуссия, диалог, монолог, объяснение); наглядный (метод иллюстрации), (показ репродукций, презентаций, фрагментов из кинофильмов); практический (работа со словарём устаревших слов на страницах романа; составление синквейна, рефлексия «Шкатулка настроения»; Письмо герою романа А.С. Пушкина «Дубровский» (одному из героев); инсценировка понравившихся эпизодов;

частично – поисковый метод: делают выводы, обсуждают вопросы в рамках темы урока.

Игровой метод направлен на активизацию познавательной активности учащихся и мыслительной деятельности.

На уроке используются информационно- коммуникативные технологии, личностно-ориентированное обучении.

На уроке демократический стиль общения, свободная атмосфера, когда ребенок с легкостью может высказать свои мысли, нет барьеров в общении, приветствуется аргументация собственных суждений.

Системно – деятельностный подход с выделением основных результатов обучения и воспитания в контексте ключевых задач и, которыми должны владеть учащиеся. Формирование УУД происходит через исследование нравственной проблематики романа.

На данном уроке дети учились анализировать содержание романа с романа, комментировать действия героев с различных точек зрения.

Привлекая ребенка к деятельности, в рамках урока шло воздействие на все сферы его развития: эмоциональную, мотивационную и интеллектуальную.

Принципиально значимым на уроке было воздействие на эмоциональную сферу детей. На уроке созданы возможности «погружения» детей в эмоциональную атмосферу, на фоне работы с произведением дети глубоко сопереживают, созерцают поступкам главных героев.

Большое внимание уделено анализу чувств Дубровского и Марии, анализу перемены в чувствах главного героя.

Темп урока высокий. На уроке присутствует познавательная активность обучающихся.

Цели и задачи урока полностью реализованы.


 

7

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.