Технологическая карта урока литературы «Нравственный выбор героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"»
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по роману А.С. Пушкина «Дубровский»; УМК В.Я. Коровиной (5 – 9 классы), 2020 год.
Учитель русского языка и литературы: Наталья Ильинична Азиатцева, МБОУ Междуреченская СОШ
Тема урока: " Проблема нравственного выбора героев А.С. Пушкин. "Дубровский"
Цели урока.
Образовательные цели: совершенствовать навык аргументации; рассматривать изучаемое произведение в историко-культурном контексте 19 столетия; формирование умения учащихся анализировать текст, определять мотивы поведения и поступков героев.
Развивающие цели: влияние на развитие личности ученика через комплекс УУД.
Воспитательные цели: влияние на формирование нравственной составляющей ученика, его духовные качества.
Задачи:
Формировать представления учащихся о характере отношения героев, о мотивации их поступков, изображении чувств и переживаний Дубровского.
Развивать память, воображения, мышление, связную речь учащихся.
Воспитывать уважение к чувствам людей, интерес к изучению художественной литературы.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный этап; УУД Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности |
Личностные: внимание, уважение к сверстникам; Коммуникативные: развитие связной речи Регулятивные: постановка темы урока, цели |
Настрой детей на урок. Сообщение темы урока (показ на слайде проектора) -Какова цель нашего урока. - Ребята, мы продолжаем работу над произведением Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» |
Дети настраиваются на работу. - Цель нашего урока, продолжить изучение романа Пушкина «Дубровский»
|
Этап повторения изученного. Актуализация знаний обучающихся. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе
|
Познавательные УД: (развитие мыслительных операций); Коммуникативные УД: развитие связной речи, умение слушать, высказывать свое мнение Личностные УД: воспитание чувства прекрасного. Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (в процессе анализа учебного действия)
|
-Давайте проверим насколько хорошо вы знаете текст романа. Вам нужно понять о каких сценах, событиях идёт речь? Правильные ответы будут высвечиваться на проекторе. - «Он шёл, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал.» О каком герое и в какой части романа идёт речь? (Владимир Дубровский после похорон отца) - Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского? (прогнал его) - Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его версии? (собирал ягоды) - Занятия Марья Кирилловны у окна, когда она получила вторую записку от Дубровского? (вышивала на пяльцах) - Зачем Дубровский стремился попасть в дом Троекурова? (отомстить) -Вы хорошо справились с задание, продолжим работать над анализом романа. - Назовите главных героев произведения? - В основе романа лежит то самое великое чувство, которое может поменять человека, которое может мотивировать его на разные поступки, это любовь. Давайте подумаем над смыслом этого слова. - Далее работа в парах, вам необходимо составить синквейн, к слову, любовь. Алгоритм составления синквейна (памятка) представлен на экране. - Давайте подумаем над тем, что же такое любовь? -Давайте заслушаем несколько синквейнов. |
Дети отвечают на вопросы, подтверждая ответы цитатами
Работа в парах Составление синквейнов. |
Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы |
-Любовь является красивым высоким чувством. - Так ли можно охарактеризовать любовь, которая возникла у Владимира Дубровского? Отвечая на вопрос, коснемся к главе 12, а именно сцены объяснения главных героев. - В сцене прощания Владимир обращается к Маше со словами. Найдите цитату в тексте. -Как вы понимаете значение фразы «не отвергнуть преданности»?
|
Дети отвечают на вопросы, подтверждая свои слова цитатами из текста
|
Этап контроля и самоконтроля. (Коммуникативные; Регулятивные; Познавательные; Личностные УУД)
|
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; выслушивать и мнение других; Регулятивные: уметь высказывать своё мнение с привлечением аргументации и ссылок из текста; Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, объяснять поступки героев, опираясь на свой личный жизненный и читательский опыт; Личностные: уметь оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
|
- Как вы думаете, главный герой понимает, что Маша никогда не станет его женой? -Следующий вопрос очень непростой, мне хочется узнать вашу точку зрения. Предал ли память отца Владимир, когда испытал чувства любви к Маше? -Верно ли он поступил, отказавшись от мести? -Далее вам необходимо написать мини- сочинение. Сочинение- размышление по теме «Почему Владимир Дубровский отказался от мести?» -Некоторые размышления мы заслушаем. - Оцените поведение Маши и Владимира? - Как вы думаете, правильный ли выбор Дубровского, верно ли то, что он отказался от мести? - Какими качествами обладают герои романа, которые помогли сделать им правильный выбор в жизни. - Да, настоящая любовь - чувство великое, благородное и обязательно бескорыстное, поэтому Владимир, по настоящему полюбив Машу, отказывается от мести ее отцу и отпускает ее с князем Верейским, чтобы не причинить ей боль. - Ребята, а сейчас попробуйте предложить иную развязку этой истории? Как по- другому могли закончится эти события? Работа с понятием «нравственный выбор героя»; даём определение этому понятию; находим примеры конкретного выбора героя романа; пытаемся рассмотреть его выбор в свете личностного мировоззрения героя. Определяем, что повлияло на нравственный выбор героев ро мана
|
Дети высказывают свои мысли
Учащиеся обсуждают. Заслушиваются ответы.
|
Этап информации о домашнем задании |
|
Ответить на вопросы к главам XIII - XIX на стр.148 учебника. Выучить определения: роман, сюжет.
|
Записываю домашнее задание |
Этап подведения итогов
Этап рефлексии |
Личностные: Самооценка своей работы на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли Познавательные: Рефлексия. |
- Сегодня на уроке мы много говорили о любви главных героев? -Я думаю, что работа над тестом заинтересовала вас, и вдохновило на чтение текстов классиков. Ведь только знакомство с этими великими произведениями научит нас правильно оценивать поступки героев, со всей полнотой постичь, прочувствовать то великое чувство с названием любовь. -Какой герой романа «Дубровский» вам больше всего симпатизирует и почему? – Какие вопросы по содержанию романа у вас ещё остались? – Если бы снимался фильм, чью роль вы бы хотели исполнить в фильме? - Далее давайте оценим работу на уроке. Сегодня весь наш урок мы говорили о прекрасной любви, которая толкает человека на изменение своего поведения, толкает его на поступки. Любовь, которая вдохновляет на настроение. У меня в руках шкатулка настроения. Есть разные шкатулки музыкальные, для украшений, а у меня шкатулка настроения. Если сегодня на уроке у вас все получилось, вы довольны своей работой, вы были активны, то поместите в шкатулку зеленую карточку настроения, а если сегодня вы не довольны своей работой, вы не были активны, не все у вас получилось поместите в шкатулку синюю карточку. - Я очень довольна, шкатулка настроения полна зленых карточек, значит настроение у вас отличное и вы довольны своей работой на уроке.
|
Ответы детей
Оценка своей работы |
Анализ урока
Класс: шестой
Возраст учащихся: 12-13 лет.
Тип занятия: урок углублённой работы над текстом.
Методы обучения:
словесный (беседа, дискуссия, диалог, монолог, объяснение); наглядный (метод иллюстрации), (показ репродукций, презентаций, фрагментов из кинофильмов); практический (работа со словарём устаревших слов на страницах романа; составление синквейна, рефлексия «Шкатулка настроения»; Письмо герою романа А.С. Пушкина «Дубровский» (одному из героев); инсценировка понравившихся эпизодов;
частично – поисковый метод: делают выводы, обсуждают вопросы в рамках темы урока.
Игровой метод направлен на активизацию познавательной активности учащихся и мыслительной деятельности.
На уроке используются информационно- коммуникативные технологии, личностно-ориентированное обучении.
На уроке демократический стиль общения, свободная атмосфера, когда ребенок с легкостью может высказать свои мысли, нет барьеров в общении, приветствуется аргументация собственных суждений.
Системно – деятельностный подход с выделением основных результатов обучения и воспитания в контексте ключевых задач и, которыми должны владеть учащиеся. Формирование УУД происходит через исследование нравственной проблематики романа.
На данном уроке дети учились анализировать содержание романа с романа, комментировать действия героев с различных точек зрения.
Привлекая ребенка к деятельности, в рамках урока шло воздействие на все сферы его развития: эмоциональную, мотивационную и интеллектуальную.
Принципиально значимым на уроке было воздействие на эмоциональную сферу детей. На уроке созданы возможности «погружения» детей в эмоциональную атмосферу, на фоне работы с произведением дети глубоко сопереживают, созерцают поступкам главных героев.
Большое внимание уделено анализу чувств Дубровского и Марии, анализу перемены в чувствах главного героя.
Темп урока высокий. На уроке присутствует познавательная активность обучающихся.
Цели и задачи урока полностью реализованы.
7