12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Александровна Корепова63
Россия, Нижегородская обл., р.п.Вахтан

Предмет: Литература

Класс: 9

Тема урока: Судьбы романтических героев в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»

Тип урока: Урок внеклассного чтения

Цель урока: анализ поэмы «Цыганы» как романтического произведения

Задачи урока:

1. Предметные:

актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении;

развивать умение давать характеристику героям на основе текста.

2. Метапредметные:

аргументировать свою точку зрения;

воспринимать и интерпретировать полученную информацию.

3. Личностные:

расширение словарного запаса учащихся;

формирование понимания личной свободы;

формирование любви к родной литературе.

Виды УУД

Личностные:

-умение соотносить поступки героев с последствиями и делать выводы; давать правильную оценку таким нравственно-этическим понятиям как свобода, любовь, прощение и преступление.

Регулятивные:

- умение определять цель и задачи урока и соотносить с ними результат своей работы; выстраивать план выполнения задания, оценивать себя на разных этапах урока; корректировать свою работу.

Коммуникативные:

- умение работать в группе, распределять обязанности, брать ответственность на себя; точно выражать свои мысли и логически выстраивать ответ.

Познавательные:

-умение работать с текстом, устанавливать связи, давать характеристику героям.

Методы и приемы: репродуктивный метод (индивидуальный письменный и устный опрос, лекция учителя, запись вывода в тетрадь), метод творческого чтения (выразительное чтение, составление таблицы), эвристический метод (фронтальный опрос).

Оборудование: текст произведения А.С. Пушкина «Цыганы», экранизация оперы «Алеко» 1953 года, компьютер, экран, медиапроектор, презентация.


Ход урока

I. Мотивационно – ориентировочный этап

1. Организационный этап

2. Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята наш урок я хотела бы начать строчками из баллады «Лови руками ветер» Юлиана Железного. Послушайте их внимательно и подумайте, о чем мы будем говорить сегодня.


Земфира, дочь огня и ветра,

как птичка певчая вольна:

красавица была одна,

ей песнь любви никем не спета.


Как удержать её, стихию,

в железных, пламенных руках,

коль кони в степь несут лихие,

и ветра клич застыл в устах.


Они стояли на заре

в лучах пунцовых утром рано,

блестели росы по траве,

в лесу запутались туманы.


И замер он, рука в руке,

с своей возлюбленной Земфирой.

Не шли – летели налегке,

любовь царила в целом мире!


Так думал он, но не владел

душою пламенной цыганки.

Костёр любви её хладел,

на сердце появились ранки.


Поэт с поникшей головой,

рука небес тебя простила.

«Цыганы шумною толпой...»

перо печально выводило.


-С каким произведением А.С. Пушкина мы сегодня познакомимся?

(С поэмой Пушкина «Цыганы»)

-В чем это произведение?

(Это поэма о трагической любви цыганки Земфиры и изгнанника Алеко)


3. Актуализация опорных знаний

-Давайте вспомним, что такое поэма?

(Поэма – это лироэпический жанр, большое по объему стихотворное произведение, в котором есть лирический герой)

-Вспомните, какие поэмы вам уже известны?

(«Медный всадник», «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова)

Мы с вами уже знаем, что поэмы бывают героические, романтические.

-К какой жанровой разновидности вы бы отнесли поэму «Цыганы»?

(Романтическая поэма)

II. Операционно – исполнительный этап

1. Формулирование темы и цели урока.

Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку и определим тему и цель.

И всюду страсти роковые,

                И от судеб защиты нет.

(Судьбы романтических героев в поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Цель: анализ поэмы «Цыганы» как романтического произведения)

2. Изучение нового материала

Дома вы прочитали поэму «Цыганы». Скажите, какое впечатление она на вас произвела? Всё ли в этой поэме вам понятно? Как вы думаете, почему действие поэмы происходит в цыганском таборе? Чем так привлекала Пушкина эта нация?

(Поэма оставляет грустное впечатление. Жаль Земфиру, непонятно почему не наказали Алеко. Цыгане – очень свободолюбивый народ, темпераментный. Возможно, они близки по духу самому поэту).

  Слово учителя: Действительно, Пушкину был знаком этот народ. С 1821 по 1823 год Пушкин находился в южной ссылке. Несколько дней Александр Сергеевич провел в таборе бессарабских цыган. Он изучил историю, фольклор, литературу и даже язык настолько, что понимал разговорную речь цыган.

Здесь на юге Пушкин пишет несколько романтических поэм, последней из которых является поэма «Цыганы», в ней отразились не только отразились духовные искания поэта, но и пережитые им чувства. Существует история о том, что Пушкин был влюблён в цыганку, дочь булибаша (или цыганского барона). В свое время она убежала из табора, а позднее была убита ревнивым цыганом. Звали ее Земфира. Эта автобиографичность отразилась и в сюжете, и в именах героев поэмы: Алеко – Александр.

Давайте прослушаем  начало поэмы (4 минута фильма-оперы «Алеко»).


Какие картины возникли в вашем воображении?

 (Цыганы кочуют по степям, ночуют в изодранных шатрах, их сон мирный, жизнь в таборе идет своим чередом. Они привыкли к воле, они просто живут)


- В чем привлекательность такой жизни? 

(Они свободны, вольны. Их ничто не держит на одном месте. Их жизнь полна романтики)


- Кто из героев поэмы на ваш взгляд олицетворяет вольную жизнь? Является символом вольности? 

(Земфира)

-А кого автор считает романтическим героем?

(Алеко) 

Я прошу вас объединиться в группы и выполнить задание по тексту. Вам нужно рассказать, используя цитаты из текста, о главных героях поэмы.

(Земфира юная, хрупкая, и в то же время полная жизненных сил девушка. Она – дитя природы, свободная птица, живет сердцем, чувствами, она своенравна, естественна. Она как вольный ветер. Не стремится к свободе, а живет в ней, не задумываясь о будущем, не заглядывая вдаль.

Алеко - человек, не похожий на других, с сильными чувствами, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Если любит, то любит до беспамятства. Если ненавидит, то всей душой. Он жаждет свободы, с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, мысли гонят, просят денег и цепей. Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации)

Докажите, что Алеко – романтический герой поэмы.


Давайте попробуем найти признаки романтического произведения в поэме, но сначала я вам напомню основные черты романтизма (запись в тетради признаков):

В центре произведения стоит личность, наделённая страстью.

Существует конфликт между личностью и обществом.

Герой обладает сильным характером, выделяется среди окружающих.

Он не совместим с обыденным миром; любимая романтическая среда- история и экзотика.

«Исключительный герой в исключительных обстоятельствах» - формула направления.

Перекликается настроение героя и пейзажа.

Отсутствует эволюция характера героя, так как обстоятельство не влияют на личность.  


- Алеко похож на такого героя? 

(Да, похож).

- Скажите, как Алеко попал в цыганский табор? 

(Земфира приводит его в табор, объясняя отцу, что Алеко тоже хочет быть цыганом)

- Процитируйте строчки, в которых говорится о конфликте Алеко с обществом.

(«его преследует закон»)

-Почему Алеко решает стать цыганом? Что не устраивало его в прошлой жизни? Как герой говорит об этом?

(О чем жалеть? Когда б ты знала,

Когда бы ты воображала

Неволю душных городов!

Там люди, в кучах за оградой,

Не дышат утренней прохладой,

Ни вешним запахом лугов;

Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

Что бросил я? Измен волненье,

Предрассуждений приговор,

Толпы безумное гоненье

Или блистательный позор.)

Алеко живет в таборе 2 года, с ним возлюбленная Земфира.

- Но свободен ли Алеко, счастлив ли он, доволен жизнью? 

(Нет, он видит, что все складывается не так, как он задумывал. Земфира изменилась. Она уже не так относится к нему. В нем растет чувство тоски и тревоги)

Один из ключевых образов в поэме – старый цыган, отец Земфиры.

-Как он встречает Алеко?

(Цыган рад гостю, приглашает Алеко остаться в таборе, не противится выбору дочери)

Старый цыган многое узнал и пережил. Он видит, что происходит между его единственной дочерью и Алеко и пытается предостеречь юношу. Между ними происходит разговор. Давайте прочитаем его по ролям.


Старик

О чем, безумец молодой,

О чем вздыхаешь ты всечасно?

Здесь люди вольны, небо ясно,

И жены славятся красой.

Не плачь: тоска тебя погубит.

Алеко

Отец, она меня не любит.

Старик

Утешься, друг: она дитя.

Твое унынье безрассудно:

Ты любишь горестно и трудно,

А сердце женское — шутя.

Взгляни: под отдаленным сводом

Гуляет вольная луна;

На всю природу мимоходом

Равно сиянье льет она.

Заглянет в облако любое,

Его так пышно озарит —

И вот — уж перешла в другое;

И то недолго посетит.

Кто место в небе ей укажет,

Примолвя: там остановись!

Кто сердцу юной девы скажет:

Люби одно, не изменись?

Утешься.

Алеко

Как она любила!

Как нежно преклонясь ко мне,

Она в пустынной тишине

Часы ночные проводила!

Веселья детского полна,

Как часто милым лепетаньем

Иль упоительным лобзаньем

Мою задумчивость она

В минуту разогнать умела!..

И что ж? Земфира неверна!

Моя Земфира охладела!...

Старик

Послушай: расскажу тебе

Я повесть о самом себе.

Давно, давно, когда Дунаю

Не угрожал еще москаль —

(Вот видишь, я припоминаю,

Алеко, старую печаль.)

Тогда боялись мы султана;

А правил Буджаком паша

С высоких башен Аккермана —

Я молод был; моя душа

В то время радостно кипела;

И ни одна в кудрях моих

Еще сединка не белела, —

Между красавиц молодых

Одна была... и долго ею,

Как солнцем, любовался я,

И наконец назвал моею...

Ах, быстро молодость моя

Звездой падучею мелькнула!

Но ты, пора любви, минула

Еще быстрее: только год

Меня любила Мариула.

Однажды близ Кагульских вод

Мы чуждый табор повстречали;

Цыганы те, свои шатры

Разбив близ наших у горы,

Две ночи вместе ночевали.

Они ушли на третью ночь, —

И, брося маленькую дочь,

Ушла за ними Мариула.

Я мирно спал; заря блеснула;

Проснулся я, подруги нет!

Ищу, зову — пропал и след.

Тоскуя, плакала Земфира,

И я заплакал — с этих пор

Постыли мне все девы мира;

Меж ими никогда мой взор

Не выбирал себе подруги,

И одинокие досуги

Уже ни с кем я не делил.

Алеко

Да как же ты не поспешил

Тотчас вослед неблагодарной

И хищникам и ей коварной

Кинжала в сердце не вонзил?

Старик

К чему? вольнее птицы младость;

Кто в силах удержать любовь?

Чредою всем дается радость;

Что было, то не будет вновь.

Алеко

Я не таков. Нет, я не споря

От прав моих не откажусь!

Или хоть мщеньем наслажусь.

О нет! когда б над бездной моря

Нашел я спящего врага,

Клянусь, и тут моя нога

Не пощадила бы злодея;

Я в волны моря, не бледнея,

И беззащитного б толкнул;

Внезапный ужас пробужденья

Свирепым смехом упрекнул,

И долго мне его паденья

Смешон и сладок был бы гул.


- Увидев, что в душе Алеко происходит смятение, цыган рассказывает ему историю. Что это за история? Зачем ее рассказывает старик? 

(Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж безоблачна. «Страсти роковые» приносят беды и страдания и им. Он объясняет, что нет на земле силы, которая могла бы удержать любовь. Цыган милосерден, он прощает Мариулу, желая только счастья любимой.)


- Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика?  

(Что он не такой. Ничего его не остановит. Он не простит измены. Он готов даже спящему, т. е. беззащитному человеку отомстить. Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он, не задумываясь, посягает на нее)


-Почему Алеко остался глух к словам мудрого цыгана и не принял его «урока доброты»?

(Он не смог стать по-настоящему свободным, как истинные цыгане, и до конца отбросить условности того мира, в котором он раньше жил, смирить свои страсти. Он стал злым ревнивцем («моя Земфира») и поэтому страдает). 

От старого цыгана мы узнаем, что Алеко – не первый изгнанник, оказавшийся в их таборе. Он рассказывает юноше историю о старце, изгнанном по воле царя в бескрайние степи. Алеко и этот старец - антиподы.

-Найдите в тексте строки, подтверждающие эту мысль.

Меж нами есть одно преданье:

Царем когда-то сослан был

Полудня житель к нам в изгнанье.

(Я прежде знал, но позабыл

Его мудреное прозванье.)

Он был уже летами стар,

Но млад и жив душой незлобной

Имел он песен дивный дар

И голос, шуму вод подобный —

И полюбили все его,

И жил он на брегах Дуная,

Не обижая никого,

Людей рассказами пленяя;

Не разумел он ничего,

И слаб и робок был, как дети;

Чужие люди за него

Зверей и рыб ловили в сети;

Как мерзла быстрая река

И зимни вихри бушевали,

Пушистой кожей покрывали

Они святаго старика;

Но он к заботам жизни бедной

Привыкнуть никогда не мог;

Скитался он иссохший, бледный,

Он говорил, что гневный бог

Его карал за преступленье...

Он ждал: придет ли избавленье.

И всё несчастный тосковал,

Бродя по берегам Дуная,

Да горьки слезы проливал,

Свой дальный град воспоминая,

И завещал он, умирая,

Чтобы на юг перенесли

Его тоскующие кости,

И смертью — чуждой сей земли

Не успокоенные гости!

-Как вы думаете, с какой целью Пушкин вводит в поэму предание о старце-изгнаннике?

(Чтобы показать, что только человек с незлобной душой способен познать истинные ценности) Человек, который остался глух к мудрым наставлениям цыгана, во второй раз становится преступником.

- Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с ее новым возлюбленным? Как цыгане поступают с ним?

(Он убивает и молодого цыгана, и саму Земфиру.

Тогда старик, приближась, рек:

«Оставь нас, гордый человек!

Мы дики; нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним —

Не нужно крови нам и стонов —

Но жить с убийцей не хотим...

Ты не рожден для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли;

Ужасен нам твой будет глас:

Мы робки и добры душою,

Ты зол и смел — оставь же нас,

Прости, да будет мир с тобою»)


3.Закрепление материала


Итак, мы видим, что Алеко и цыган попали в похожие ситуации, но как по-разному поступили. Сопоставляя героев, автор показывает два разных понимания свободы.

- Так как же понимают свободу Земфира и ее отец? Алеко?

(Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали.
   Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.

  У Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему).


- А какова авторская позиция по отношению к своим героям? 

(Он любит своих героев, но соглашается со стариком и с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком) мире привело к кровавой драме.

-Как вы думаете, дает ли Пушкин прямой ответ на вопрос что значит быть свободным?
(А. С. Пушкин не дает прямого ответа и предоставляет право решить это самому читателю).


III. Рефлексивно – оценочный этап


1. Обобщение. Подведение итогов.

- А что значит для вас «быть свободным»?


Поэма Пушкина вдохновила многих композиторов. Опера «Алеко» была экзаменационной работой Рахманинова при окончании консерватории. Она написана девятнадцатилетним Рахманиновым за 17 дней. Премьера состоялась 9 мая 1893 года в московском Большом театре и имела огромный успех. До сих пор ведущие театры мира ставят оперу «Алеко».


-Композитор с сочувствием раскрыл трагедию одиночества отвергнутого героя. Согласны ли вы с таким прочтением поэмы? Над этим вопросом я предлагаю порассуждать тем, кто выберет второй вариант домашнего задания.

-Что нового вы узнали на уроке? Чему учит нас эта поэма?

IV. Информирование о домашнем задании

1. Подготовиться к письменной работе по лирике А. С. Пушкина.

2. Посмотреть и написать отзыв на фильм-оперу «Алеко» 1953 года.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.