Проект по литературе «Добро пожаловать в литературные места России»
Автор публикации: А. Михайлова, ученица 10 класса
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Издешковская средняя общеобразовательная школа»
Сафоновского района Смоленской области
Проект по литературе
Добро пожаловать
в литературные места России
ученицы 9 класса
Михайловой Анастасии Алексеевны
руководитель:
учитель русского языка и литературы
Полюшкова Лариса Геннадьевна
с. Издешково
2018 год
Содержание:
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 4
Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 7
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..36
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...37
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. ВВЕДЕНИЕ
Кто ищет богатства и разнообразия природы,
у кого мысль блуждает и уносит в чужую даль,
того не удовлетворит скромная природа Остафьева,
но у кого не иссякло родное чувство,
тот поймет, что здесь он дома,
потому что эта природа Русь.
С.Д.Шереметев
Они живы! У всех душа нетленна,
Но они особенно живут!
М.Кузьмин
Обоснование значимости и уникальности работы. Россия! Для каждого русского человека это слово что-то означает. Мы, русские люди, гордимся своей страной, её историей, её культурой. Иногда для нашей страны наступали тяжёлые времена, некоторые покидали и предавали её, но Россия всегда оставалась живой. Она жила своими воспоминаниями, своим величественным прошлым, своими традициями и культурой.
Многие в наше время стремятся попасть в прекрасные уголки мира. Да, в мире много того, что вызывает восхищение… Но как же слепы бывают люди, живущие в России, которые не видят красоты своей Родины. Можно не побывать в Греции, не увидеть знаменитых египетских пирамид, не насладиться чудными видами Италии, но достаточно лишь раз почувствовать всю прелесть русской природы, понять всю глубину её, чтобы навсегда полюбить русские места.
В своём проекте я расскажу о тех местах, которые являются частичкой России, которые неразрывно связаны с её прошлым. Они входят не только в сокровищницу России, но и в мировую сокровищницу истории и культуры. Конечно, уже многое сказано о красоте российских городов, памятников, о местах, связанных с жизнью и творчеством русских писателей.
Литературные места – объект паломничества многих почитателей таланта известных поэтов и писателей. Где, как не здесь, проникаешься духом их произведений, начинаешь понимать любимого деятеля литературы? Особо трепетно проходят экскурсии по литературным местам, где провели писатели и поэты детство и юность. Ведь это колыбель становления их таланта, мировоззрения и мироощущения, которые отражены в последующем творчестве.
За свои 16 лет мне удалось побывать далеко не во всех уголках России. Поэтому я предлагаю совершить заочное путешествие по некоторым памятным местам, которые так или иначе связаны с именами великих русских писателей и поэтов.
Актуальность проекта: данный проект актуален тем, что способствует приобщению к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русских писателей и поэтов XIX века, позволяет бережно и с уважением относиться к литературному наследию.
Тема проекта: Добро пожаловать в литературные места России.
Общее представление о проекте: проект представляет собой рассказы об истории возникновения имений и усадеб писателей и поэтов XIX века, описание внешнего вида усадеб, рассказ о культурной значимости этих имений и усадеб в наши дни.
Объектом исследования стало изучение литературных мест России (имений и усадеб) писателей и поэтов XIX века.
Предмет исследования: жизнь и творчество писателей и поэтов XIX века.
Я поставила перед собой цель: изучить биографии писателей и поэтов XIX века, определить значение литературного места в их жизни, в жизни страны
Для достижения цели я поставила задачи:
- изучить биографии писателей и поэтов XIX века, связанные с историей их имений и усадеб;
- собрать материал по заданной теме;
- провести анализ собранного материала, систематизировать его;
- представить собранный материал в виде проекта;
- оформить презентацию по данной теме.
Методы исследования:
- изучение биографий русских писателей XIX века, материалов Интернет-ресурсов, связанных с литературными местами России;
- сопоставление полученных фактов биографии писателей и поэтов XIX века с историей нашей страны;
- анализ, систематизация и обобщение собранной информации.
К проекту прилагается презентация. Используя данную презентацию, мы заочно посетим Михайловское, Тарханы, Мелихово и другие места, связанные с писателями и поэтами XIX века.
Данный проект и сопровождающая его презентация станут хорошей материальной базой уроков литературы при ознакомлении учащихся с памятными для русских писателей и поэтов местами, оказавшими на них огромное влияние и отразившимися в их произведениях.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Кто из нас не бывал в местах, где дышится полной грудью, отступает городская суета и шум, где хочется петь и творить после городского заточения. Многие из известных поэтов в свое время стремились в такие места, оставляя столицы и светскую жизнь. И не жалели, именно в таких местах, где царствует нетронутая природа, гармония и спокойствие и рождались настоящие шедевры пера.
Я был рождён для жизни мирной,
Для деревенской тишины;
В глуши звучнее голос лирной,
Живее творческие сны.
Это А.С.Пушкин. Ему вторит Н.А.Некрасов:
Опять она, родная сторона,
С её зеленым благодатным летом,
И вновь душа поэзией полна
Да, только здесь могу я быть поэтом.
И.С.Тургенев выразит это в прекрасной формуле: «Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей». Однако при этом каждый имеет в виду особую деревню, особый уголок земли, где ему легче дышится, легче творить, легче воплощать свои «творческие сны» в слова. И он этот уголок уже не спутает ни с каким другим.
Литературные места России… Они разные во многом, в том числе и по значению, которое каждое данное место занимало в жизни писателя. Порой поэт там проводят детство (Овстуг), порой просто навещает; иногда это совсем короткие, мимолетные встречи (Тамань М.Ю.Лермонтов), а нередко это глубокая, проходящая через всю жизнь любовь (Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново). Но есть нечто, что роднит их и объединяет. Это Россия.
2.1. Александр Сергеевич Пушкин
Имение Михайловское –
настоящая духовная родина главного русского поэта
Михайловское – один из самых прекрасных уголков в России.
Здесь жил и был похоронен величайший поэт России. «Страной родной» называл Александр Сергеевич Пушкин древнюю Псковщину: ведь это не только земля его предков, он ощущал духовное родство с нею, понимал её значение для своего творчества. Простые люди, её населяющие, её песни и сказания, её полные скромной прелести леса и поля олицетворяли для него самое дорогое – Россию, родину...
Именно здесь в творчестве Пушкина наметился поворот, сделавший его великим национальным поэтом. Это отметили уже современники и друзья Пушкина, говоря, что пребывание в псковской деревне помогло его поэзии «сделаться вполне русской, оригинальной».
Михайловское — настоящая духовная родина главного русского поэта. Это дворянское имение было подарено императрицей Елизаветой Петровной прадеду Пушкина Абраму Ганнибалу. С 1818 года усадьба принадлежала матери поэта Надежде Осиповне, её знаменитый сын провел здесь два своих ссыльных года и по-настоящему достиг творческой зрелости. В Михайловском было написано несколько глав «Евгения Онегина», трагедия «Борис Годунов» и десятки разных стихотворений. В усадьбе Пушкиных сегодня располагается музей с экспозицией, воссоздающей интерьеры времен поэта. И именно тут следует искать домик няни Пушкина Арины Родионовны.
Миха́йловское — дворянское имение в Псковской области. Известно с XVIII века, как часть владений царской семьи – Михайловская губа. Предположительно название происходит от находившегося на расположенной поблизости Савкиной Горке Михайловского монастыря с Городищу.
В 1742 году имение было пожаловано императрицей Елизаветой Петровной прадеду Пушкина — Абраму Ганнибалу.
С 1781 года, после смерти А. Ганнибала перешло в наследство деду А. С. Пушкин — Осипу Абрамовичу Ганнибалу, в качестве деревни Устье Опочецкого уезда Псковской губернии. О. А. Ганнибал обустроил усадьбу, переименовав её в Михайловское. Он построил барский дом, устроил парк.
С 1818 года Михайловское принадлежало матери Пушкина Надежде Осиповне. Впервые Пушкин посетил Михайловское в 1817 году, затем в 1819 году. С августа 1824 года по сентябрь 1826 Пушкин проживал здесь в ссылке. Затем поэт посещал имение ещё четыре раза — в ноябре-декабре 1826 года, в 1827, 1835 и апреле 1836 года, когда приезжал хоронить в Святогорском монастыре свою мать. С 1836 года усадьба перешла в собственность А. С. Пушкина. А с 1837 года, после смерти поэта, принадлежит детям Пушкина — Александру, Григорию, Марии и Наталии. В 1841 году в Михйловское были перевезены книги библиотеки Пушкина, которые хранились здесь до 1844 года, когда, после вторичного замужества вдовы поэта, они были возвращены на сохранение в Петербург. До 1866 года в усадьбе никто постоянно не жил и она пришла в упадок.
С 1866 в усадьбе проживал младший сын поэта Григорий Александрович Пушкин. Он полностью перестроил усадьбу, сломав старые ветхие строения. В 1899 году имение было выкуплено казной и передано в ведение псковского дворянства. В 1911 в усадьбе была открыта колония для престарелых литераторов. В 1908 году имение горело, 23 июля 1908 года во время пожара дом сгорел полностью. Остались неповреждёнными некоторые пристройки к дому. Усадьба была реставрирована год спустя по проекту архитектора В. А. Щуко. Имение было разграблено и частично сожжено крестьянами в феврале 1918 года.
В 1921 году было восстановлено и в 1922 году объявлено музеем-заповедником.
Главными достопримечательностями Михайловского являются дом поэта с музейной экспозицией, представляющей предполагаемые интерьеры времен Пушкина; домик няни Пушкина — Арины Родионовны, фруктовый сад и парк с декоративными прудами, мостиками и аллеями, наиболее известной из которых является аллея А. П. Керн.
В 2013 году Михайловское было объявлено объектом культурного наследия федерального значения.
2.2. Михаил Юрьевич Лермонтов
Имение Тарханы
Есть места в России, неразрывно связанные с жизнью и творчеством другого выдающегося поэта XIX века – М. Ю. Лермонтова.
Тарханы, пожалуй, – самое известное лермонтовское место в России. Здесь, в небольшой усадьбе XIX века, расположен музей Лермонтова, открытый в 1939 году. В этом имении прошли детские и юношеские годы поэта, тут он встретил свою первую любовь, перенёс смерть матери и разлуку с отцом, начал познавать науку и искусство (у юного Лермонтова была очень хорошая библиотека). Наконец, в Тарханах покоится его прах. В числе раритетов, которые хранит музей, личные вещи поэта (трубка, папиросница, шкатулка, часть рукоятки от ятагана). Кроме того, здесь представлена главная работа Лермонтова-художника — картина «Кавказский вид близ селения Сиони».
Тарха́ны – российский государственный музей-заповедник федерального значения, усадьба конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России, где поэт провёл детские годы. Усадьба расположена в селе Лермонтово (ранее это село называлось «Тарханы») Белинского района Пензенской области.
Официальное название — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы».
Усадьба состоит из трёх комплексов.
В состав первого входит барский дом. Он был построен после смерти матери Лермонтова – Марии Михайловны. К слову, она была единственной дочерью Елизаветы Алексеевны. Так, в 1818 году возвели эту усадьбу. В конце 90-х годов прошлого века дом претерпел реконструкцию. Мастера полностью воссоздали ту обстановку, которая подчеркивает влияние усадебной культуры на развитие личности поэта. Именно здесь маленькому мальчику Мише пришлось пережить ряд радостных и горестных событий: кончину матери, расставание с отцом, знакомство с азами искусства и науки, написание первых поэтических строк, первые уроки игры на рояле. Михаил Лермонтов желал, чтобы его прах похоронили только в Тарханах. В этом комплексе находятся уникальные предметы: папиросница, трубка, шкатулка и другие личные вещи поэта; предметы, которые принадлежали его бабушке и матери (праздничные носовые платочки и тому подобные). Здесь же представлены некоторые художественные работы гения. Недалеко от барского дома находится однокупольная усадебная церковь Марии Египетской. Этот памятник полностью сохранил свою архитектуру и оказался неподвластным воздействию времени. Церковь выдержана в стиле ампир. Ее построила Елизавета Алексеевна в честь своей дочери. Здание действовало до середины 20-х годов прошлого века, а сегодня оно просто освящено и является памятником минувшим дням.
Второй экспозиционный комплекс. Вторая часть экспозиции музея «Тарханы» Пензенской области представляет церковь Архангела Михаила. Этот архитектурный комплекс находится в центральной части села. Он был выстроен еще при жизни бабушки Михаила Лермонтова. Возведение церкви началось в 1826 году. В 1836 году, зимой, поэт проводил в поместье свои первые офицерские каникулы. Тогда он наблюдал за еще недостроенной церковью.
Третий экспозиционный комплекс. Это усадьба Апалиха. На расстоянии в три километра к юго-западной части от села Тарханы находится имение «милой тетеньки», принадлежавшее М. А. Шан-Гирей-Апалихе – родной тетке поэта. Современная усадьба – это шикарный парк с многовековыми липами, кроны которых видны еще издалека. Здесь созданы все условия для того, чтобы человек слился с природой, ощутил ее всей душой. Только тут можно полюбоваться прозрачными родниками, послушать шепот столетних деревьев. С конца 30-х годов ХХ века имение Тарханы превратилось в музей, а с 1969 года он обрёл статус заповедника.
Музей-заповедник ведёт очень активную культурную жизнь: постоянно устраиваются конкурсы, фестивали, посвящённые поэту. Традиционным стал Лермонтовский праздник, который проходит здесь в первые выходные июля.
2.3. Иван Сергеевич Тургенев
Имение Спасское-Лутовиново
«Когда Вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь», – писал смертельно больной Тургенев из Франции, посылая прощальный поклон России.
Для Тургенева понятия родины и Спасского-Лутовинова в самом деле были нерасторжимы. Спасское слишком много значило в его судьбе: здесь прошло его детство, здесь он впервые прочувствовал и полюбил русскую природу, певцом которой суждено было ему стать, и свой народ, здесь созданы его великие шедевры – романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети».
У тургеневской усадьбы непростая судьба — после смерти писателя большинство ценных вещей было разобрано наследниками, а сам дом сгорел. Что-то удалось сохранить благодаря новым хозяевам Галаховым — они заранее вывезли старинную библиотеку и некоторые личные вещи Тургенева. Но в целом усадьба вместе с красивейшим парком пришла в запустение. Предотвратить её дальнейшее разрушение помог юбилей писателя, которому в 1918 году исполнилось бы 100 лет. Новая советская власть взяла под охрану это место и сделала из него музей. Но сам дом был восстановлен лишь в 1976 году.
Спасское-Лутовиново — усадьба матери И. С. Тургенева, ныне государственный мемориальный и природный музей-заповедник в Мценском районе Орловской области.
Село Спасское было названо так из-за находящейся здесь церкви Спаса Преображения. В конце XVI века Иван Грозный пожаловал его Ивану Лутовинову.
Важную роль в истории усадьбы сыграл Иван Иванович Лутовинов (1753—1813). Карьера выпускника Пажеского корпуса не задалась, он недолго прослужил в Новгородском пехотном полку, дослужился до секунд-майора и поселился в своём поместье. В 1778 году дворяне избрали его уездным судьёй. Также он был предводителем дворянства Мценского и Чернского уездов. Он владел поместьями в Тульской, Тамбовской и Калужской губерниях и 5000 крепостных крестьян. Он решил создать усадьбу: её центром стал двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом (с библиотекой, театром и хорами для музыкантов), перед ним были разбиты цветники, рядом стояли каменная галерея, кухня, баня, скотный двор, птичий двор, кузница, столярный флигель и мельница, ряд других хозяйственных построек, больница, флигель для полиции, лаборатория. Усадьба, в которую также входили парк и пруд, была окружена рвом. Работы по устройству усадьбы велись с рубежа веков до 1809 года. Лутовинов имел связи с Новиковым и Радищевым. Многим он давал деньги взаймы, в том числе и деду Льва Толстого. В 1813 он умер и был похоронен в часовне над родовым склепом.
После смерти Ивана Лутовинова спасская усадьба согласно решению суда перешла в руки его племянницы Варвары Петровны Лутовиновой. Её отец Пётр Иванович умер за два месяца до её рождения. В двухлетнем возрасте она переехала из Спасского-Лутовинова к помещику Кромского уезда Сомову, за которого её мать затем вышла замуж. Отчим постоянно оскорблял, бил и унижал Варвару. В 16 лет она убежала в Спасское к своему дяде Ивану Лутовинову.
В 1816 в Спасском произошла свадьба Варвары и офицера Сергея Николаевича Тургенева, участника Отечественной войны 1812 года, столбового дворянина. В мае 1839 года в усадьбе произошёл большой пожар. Однако новое строительство не было затеяно и к уцелевшей части дома были сделаны пристройки. Театр, большой зал, комнаты для гостей и прочее не были восстановлены. Парк также запустел.
В 1850 году Варвара Петровна умерла, Ивану Тургеневу (1818—1883), уступившему брату Николаю все самые доходные поместья и дом в Москве, досталось родовое гнездо, где он провёл своё детство (до 1828 года) и куда он регулярно приезжал на каникулы и на отдых. С 1852 по личному распоряжению Николая I Тургенев пребывал в Спасском в ссылке под надзором полиции. Он отпустил на волю дворовых. Тургенев оказался в разлуке с Полиной Виардо. С соседями он подружиться не сумел, периодически к нему приезжали Михаил Щепкин, Иван Аксаков, Афанасий Фет. В конце 1853 года писателю была «объявлена свобода с разрешением выезжать из столицы». Однако уже осенью следующего года Тургенев возвращается в Спасское. В 1856 году Спасское посетил Лев Толстой.
Затем Иван Сергеевич на некоторое время уехал в Европу. После Тургенев вновь по большей части проводит время за границей. Приезжая сюда он открывает школу для крестьянских детей и богадельню для престарелых крестьян. Последний раз он побывал здесь в 1881 году. В 1883 он умер во Франции, в городе Буживаль.
Наследники вывезли из Спасского мебель, а в 1906 дом сгорел. В октябре 1918 имущество писателя стало национальным достоянием. 12 сентября 1921 года в соответствии с декретом «Об охране садов и парков» Спасское объявили государственным заповедником. В 1937 Совнаркомом РСФСР были отпущены средства на восстановление усадьбы. Во время Великой Отечественной войны территория Спасского находилось в зоне оккупации и была заминирована. В 1976, на основе проекта художника Луки Никитича Перепелицы, был открыт восстановленный главный дом с воспроизведённой на момент 1881 года обстановкой. В 1980 году были проведены лечебные мероприятия со знаменитым, посаженным самим Тургеневым, дубом.
2.4. Николай Алексеевич Некрасов
Имение Карабиха
В 1861 году, в год отмены крепостного права, Николай Некрасов приобрел усадьбу для летнего отдыха в деревне Карабихе — большую резиденцию в стиле классицизма, которой когда-то владел князь Михаил Голицын. Именно здесь Некрасов впоследствии напишет поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», а также будет работать над главным своим произведением «Кому на Руси жить хорошо». После Гражданской войны в усадьбе разместилось правление совхоза, и только в сороковые была проведена реставрация и открыт мемориальный музей. Среди экспонатов — первые издания Некрасова, семь книг из его личной библиотеки и журналы, в которых он печатался.
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н. А. Некрасова «Кара́биха» расположен в деревне Карабиха Ярославского района Ярославской области. На его территории расположены старинная усадьба, ряд хозяйственных построек и два парка.
Некрасовскую усадьбу часто называют «единственным в Ярославской области усадебным комплексом второй половины XVIII – начала XX вв., сохранившим свой первоначальный архитектурный облик».
Изначально на этой территории располагалось село Богородское, принадлежавшее известному роду князей Голицыных. По заказу владельцев в 40-е года XVIII в. Начинается строительство усадьбы. Проходит время, сменяются поколения, в итоге родовое имение Голицыных остается практически без хозяев, потихоньку ветшает. Такой ее и покупает Николай Алексеевич Некрасов. Все хозяйственные заботы об усадьбе взял на себя брат классика – Федор, поселившийся в Большом доме. Сам Некрасов скромно занял Восточный флигель, используя его в качестве летней дачи.
В 1861 – 1875 годах поэт проводит здесь несколько летних сезонов. В свое последнее посещение Карабихи Некрасов побывал во всех памятных и дорогих ему местах: в Ярославле, в созданной им школе и на могиле матери в Абакумцеве, на пепелище старого родительского дома в Грешневе.
После революции судьба бывшей барской усадьбы не многим отличается от аналогичных «дворянских гнезд». Ее национализируют, позднее здесь размещается совхоз «Бурлаки», санаторий, детский дом. К счастью, почти сразу после войны усадьбу все-таки признают памятником истории и культуры и в память о поэте – «голосе крестьян» открывают мемориальный музей. Имение Некрасова реставрируют, территории и постройкам возвращают именно тот вид, что был при жизни Николая Алексеевича. Ежегодно, начиная с 1968 года, в первую субботу июля в Карабихе проводятся знаменитые некрасовские праздники поэзии. 1 января 1988 года некрасовская музей-усадьба преобразуется в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха» с филиалами в Абакумцеве и Грешневе.
2.5. Фёдор Иванович Тютчев
Имение Овстуг
Овстуг — малая родина Федорова Тютчева, здесь он родился и провёл детство. В Овстуге в Тютчеве оформился тот самый романтический поэт-лирик, которым мы все его знаем со школы. Увы, та усадьба, которая сегодня выполняет функцию музея, это не подлинное родовое имение Тютчевых. Дом семьи поэта постигла та же участь, что и многие другие дворянские гнёзда прошлого — запустение и затем полное исчезновение. Дом Тютчева был воссоздан в 1985 году по проекту архитектора Городкова. В нем три зала, рассказывающих о разных периодах жизни поэта, две мемориальные комнаты, а также комнаты, посвящённые его близким и потомкам.
Овстуг – это усадьба дворянского рода Тютчевых на берегу реки Овстуженки, в одноимённом селе Жуковского района Брянской области. В 1803 г. здесь родился выдающийся поэт Фёдор Иванович Тютчев.
В 1770−е годы секунд-майор Николай Андреевич Тютчев, владелец имения Знаменское под Мышкином, получил овстугские земли в качестве приданого за женой Пелагеей Денисовной, урождённой Панютиной. После переезда из Ярославской губернии в Орловскую он заложил в Овстуге усадебный дом с Успенской церковью (1778).
В пореформенное время усадьба, как и многие иные дворянские гнёзда, «оскудела» и пришла в упадок. Практически все постройки тютчевского времени, включая господский дом, были разобраны на стройматериалы в начале XX века. То немногое, что оставалось, погибло в годы коллективизации и Великой Отечественной войны.
Музей был открыт в 1957 году и первоначально размещался в здании сельской школы, основанной дочерью поэта Марией Федоровной Бирилевой в 1871 году. В 1986 году было восстановлено здание усадебного дома, где на высоком художественном уровне построена литературно-мемориальная экспозиция. В первом зале отражены детство и юность поэта, показаны подлинные портреты родителей, рояль, подаренный поэтом его учителю Раич. Во втором зале — заграничный период жизни Тютчева в Мюнхене и Турине. В третьем зале — петербургский период жизни поэта, его литературное окружение, семья, любовь к Денисьевой. Две комнаты — кабинет и _остиная — мемориальные.
В центре села, на возвышенном месте, в 1770−х гг. по приказу деда Н.А. Тютчева был построен деревянный дом, в котором 5 декабря 1803 года и родился Федор Тютчев. Отец Иван Николаевич, заботясь о благе семейства, на рубеже 1830−1840−х гг. заказал проект нового каменного дома архитектору Г.Ф. Герасимову. Проект был выполнен в стиле позднего ампира. Цокольный этаж очень подходил для хозяйственных и подсобных помещений.
По соседству с домом Тютчевых в начале XIX в. Хозяин усадьбы Иван Николаевич Тютчев распорядился построить домик для гостей — гостевой флигель.
По распоряжению Николая Андреевича Тютчева в естественном понижении парка, там, где пробивались к свету чистейшие ключи, крепостные крестьяне выкопали озерцо. Оно быстро наполнилось прозрачной и холодной родниковой водой. А в центре водоема оставили островок — позднее он станет излюбленным местом отдыха для всех Тютчевых.
Дочь Тютчева Мария Федоровна Бирилева, желая способствовать распространению грамотности, принила на себя единовременные издержки на перестройку дома под училище, со всеми строительными материалами, а также на снабжение школы училищными принадлежностями.
Благодаря неотступным хлопотам Марии Федоровны за пол года, была проделана громадная работа, и в Овстуге открывается образцовое училище с пятигодичным сроком обучения — самая крупная сельская в Брянском уезде. 21 октября 1871 года — училище освящено и начинает работать.
В школе — музее воссоздана «комната земского учителя». В ней нет особой мемориальности.
Православная церковь Успения Богородицы в с. Овстуг создана в конце XVIII в. По решению Николая Андреевича Тютчева. У стен храма был похоронен в 1846 г. Иван Николаевич Тютчев — отец поэта. Здесь установлен в 1997 г. памятный обелиск — белоснежная колонна на гранитном постаменте.
На берегу усадебного пруда посетителей встречает памятник Ф.И.Тютчеву скульптора Алексея Кобилинца (лауреата тютчевской премии). В год 175-летия со дня рождения поэта была установлена эта работа талантливого мастера. Она очень удачно вписалась в окружающий ландшафт. Поэт задумчив и чуть печален. К подножью памятника возлагают цветы во все времена года.
2.6. Фёдор Михайлович Достоевский
Имение Даровое
Даровое — это усадьба в Московской области (ранее Тульской губернии), где провёл детство Федор Достоевский. Имение купил отец писателя, оно состояло из 260 десятин земли. Позже им было выкуплено еще и соседнее село Черемошня — вместо с Даровым они и превратились в родовое поместье Достоевских. По соседству с усадьбой рос очень живописный березовый лес, который настолько полюбился юному Достоевскому, что был прозван его родными Фединой рощей. Сегодня на этом месте вместо берез растут осины, но говорят, что руководство музея хочет восстановить рощу. Для Достоевского Даровое и Черемошня оказались местом трагическим — здесь при загадочных обстоятельствах умер отец писателя, причём поговаривали, что он был убит крестьянами. Этот печальный факт писатель впоследствии отразит в своих «Братьях Карамазовых».
Село Даровое Зарайского района Подмосковья в 1831 году купил московский врач – отец Ф. М. Достоевского. Семья проводила здесь летние месяцы. Однако имение, о котором так мечтали Достоевские, оказалось трагической страницей в их судьбе. На территории усадьбы сохранился флигель, в котором расположился отдел музея «Зарайский кремль». В нем собран богатый материал о детских годах маленького Феди в Даровом, о роде Достоевских. Бережно сохраняются деревья в парке, многим из них более 250 лет, а некоторым дубам – по 500 лет.
В последний раз Достоевский посетил это место в 1877 году. При входе в усадьбу установлен памятник писателю.
Достоевские жили в Москве, в казённой квартире Мариинской больницы, где отец писателя Михаил Андреевич работал врачом. В семье было семеро детей (четыре мальчика и три девочки). Детям нужен был свежий воздух. Тогда родители решили приобрести имение недалеко от Москвы. Михаил Федорович осмотрел много усадеб и вот отправился в Даровое (тогда деревня относилась к Каширскому уезду Тульской области), которое располагалось в 160 верстах от Москвы. С дороги вернулся за подорожной грамотой (документ давал право на выезд из города), которую забыл. Плохая примета.
Но имение понравилось и было куплено. Оно насчитывало 11 дворов, 70 душ крепостных. В пятницу на Страстной неделе родители и дети собрались за столом, мечтали о летнем отдыхе на лоне природы.
Идиллию нарушило появление деревенского старосты. Он, всегда щеголеватый, явился в грязных лаптях, потрёпанном армяке. Староста принес дурную весть – вотчина сгорела.
Крестьянин Архип Савельев палил соломой кабанчика. Был сильный ветер. Огонь переметнулся на крышу. Архип пытался спасти добро, бросился в огонь, а крыша рухнула. Погиб человек. И деревня вся сгорела. Услышав такую весть, Достоевские бросились на колени перед иконой, начали молиться. А Михаил Андреевич сказал: «Я сниму последнюю рубаху, а людей своих не брошу».
Когда Мария Федоровна с детьми приехала в Даровое, картину увидела печальную. Народ был в жутком унынии. Все жили в подвалах, погребах под своими сгоревшими домами, в шалашах. Матушка собрала крестьян, сказала, что никого в беде не оставит. Каждой семье выдала по 50 рублей. Это была достаточная сумма для того, чтобы построить крепкий дом. И уже к осени деревня была отстроена заново.
Алина, дочь крестьянина Архипа, осталась сиротой. Её Достоевские взяли к себе в дом. Девушка много лет помогала им по хозяйству.
Когда семья купила имение, здесь не было пруда. Протекал лишь ручеек. Вырыть плотину – это было одно из первых распоряжений, отданных хозяйкой крестьянам. А Михаил Андреевич прислал из Москвы живых карасей. Их выпустили в новый пруд. Потом совершили вокруг водоёма крестный ход и объявили его заповедным.
Семейная идиллия Достоевских в Даровом продолжалась до 1836 года. Осенью матушка серьезно заболевает. Болезнь прогрессирует. Михаил Андреевич, будучи врачом, не смог поставить диагноз. Приглашает к больной московских светил медицины. Они тоже оказались бессильны. В феврале Марии Федоровны не стало.
Отец впал в депрессию, подал в отставку и поселился в Даровом. В этот период Фёдор уезжает учиться в инженерное училище в Санкт-Петербург.
Достоевский-старший испортил отношения с окрестными помещиками. Иногда подолгу разговаривал с умершей женой. Стал выпивать. Он приближает к себе 15-летнюю деревенскую девочку Александру. Через год она родила сына, который был крещён под именем Симеон. Александру сразу прогнали со двора в соседнюю деревню Черемошню, чтобы не мешали хозяину криками и шумом. В годовалом возрасте малыш умер.
С крестьянами Михаил Андреевич был жестоким, нередко бил их палкой. Как-то крестьяне из Черемошни (эта деревня тоже принадлежала Достоевским) не вышли на работу. Барин поехал разбираться. Что там произошло, точно известно, но на обратном пути Михаил Андреевич почувствовал себя плохо. Приказал кучеру Давиду остановиться. Тот положил барина под дерево, а сам поскакал в соседнее Моногарово за священником. Священник принял глухую, то есть невнятную исповедь. Михаил Андреевич умер.
Была версия, что крестьяне, разозленные жестокостью хозяина, убили его. Работали следователи, но ничего не доказали. Все это происходило в 1839 году. По церковным документам известно, что все мужское население деревни в этом году на исповеди не было. Хотя в предыдущие годы мужики ходили на исповедь и в последующие годы тоже. Но это лишь косвенное свидетельство того, что люди приняли на себя грех убийства барина.
Несмотря на трагические события, о Даровом у Федора Михайловича остались самые добрые воспоминания.
После смерти отца село было разделено между детьми на доли. К тому времени Фёдор Михайлович отказался от своей части, продав её родственникам за одну тысячу рублей серебром. В конце концов имение выкупила любимая сестра Достоевского Вера Михайловна.
Михаила Андреевича Достоевского похоронили в селе Моногарово на погосте храма Сошествия Святого Духа (построен в 1763 году), куда семья Достоевских ходила на богомолье. После Октябрьской революции этот храм оказался заброшенным и был приспособлен для хранения удобрений. Могила отца писателя была утеряна. Недавно археологи обнаружили её.
Мать Достоевского была похоронена на Лазаревском кладбище в Москве. В советские годы это кладбище уничтожили. Останки Марии Федоровны извлекли. С 1934 года до недавнего времени они находились в институте антропологии в Москве. Недавно их передали Русской православной церкви и перенесли в собор Зарайска. Останки матери писателя планируют перезахоронить у церкви в Моногарово, где был похоронен его отец. С этим согласились потомки Достоевского, которые бывают в Даровом.
На сегодняшний день Даровое не постоянно открыто для туристов. Там идут восстановительные работы, в которых могут принять участие все желающие.
2.7. Лев Николаевич Толстой
Имение Ясная поляна
Это место в специальных рекомендациях не нуждается — о том, что здесь жил и работал Лев Толстой, знают, пожалуй, даже далёкие от русской литературы люди. В Ясной Поляне Толстой родился, тут же творил, тут же и был похоронен. Главное строение на территории усадьбы — собственно сам дом Толстого, где всё так, как было при жизни писателя: его личные вещи и библиотека из 22 тысяч книг. Имение сильно пострадало во время войны и, говорят, чуть не сгорело, но все же дом удалось спасти.
В исторических документах первые упоминания о поместье, расположенном в 14 км от современных границ города Тулы, датируются 1652 годом. В середине восемнадцатого века усадьба становится собственностью рода Волконских – предков знаменитого писателя по материнской линии. Несколько поколений носителей княжеской фамилии усердно занимались благоустройством поместья. Именно при Волконских на территории Ясной Поляны были разбиты сады, выкопаны пруды, возведены многие архитектурные постройки.
В 1828 году в родовом имении родился Лев Николаевич Толстой. Местная природа и размеренная провинциальная жизнь с ранних лет вдохновляли будущего писателя.
Усадьба Толстых Ясная Поляна – это место, где Лев Николаевич прожил около 50 лет своей жизни. Своей любви к имению он никогда не скрывал и часто упоминал родное место в своих произведениях. Во времена Льва Николаевича это здание (ранее основной господский дом) использовалось для хозяйственных целей. Семья Толстого же перестроила для собственного проживания один из флигелей.
Барский дом писателя сравнительно небольшой по площади, но при этом невероятно уютный. Внутри он отличается простой отделкой, а главной ценностью в нем является обширная библиотека Льва Николаевича. При усадьбе была открыта школа для крестьянских детей.
Усадьба Толстого «Ясная Поляна» – это уникальное место, где хозяин был близок к простому народу, как никто другой. Лев Толстой скончался в 1910 году. В своём завещании писатель указал похоронить его без всяких почестей в лесу на краю оврага. Последняя воля Льва Николаевича была исполнена. После смерти Льва Николаевича усадьба Толстых не была разграблена, так как крестьяне из окрестных сел уважительно относились к писателю и его семье.
В 1921 году в Ясной Поляне был открыт музей. В значительной мере это заслуга дочери Льва Николаевича Александры Львовны, ставшей первым директором мемориально-культурного центра. Несмотря на государственный статус, музеем всегда занимались непосредственно потомки великого писателя. В самом начале Великой Отечественной войны значительная часть экспонатов была эвакуирована в Томск. Старинная усадьба была оккупирована вражескими войсками 45 дней. Фашисты нанесли значительный ущерб музею, похитили и испортили множество старинных предметов. Восстановительные работы были начаты сразу после освобождения. Что примечательно, музей-усадьба Толстого была открыта до окончания войны, уже в 1942 году.
В 1986 год Ясная Поляна получает статус Государственного мемориального музейного заповедника. В доме Л.Н. Толстого сохранена обстановка образца 1910 года и выставлено множество подлинных личных вещей писателя и его близких.
2.8. Антон Павлович Чехов
Имение Мелихово
Это один из главных чеховских музеев России. Писатель прожил здесь семь лет своей жизни — с 1892 по 1899 год. Здесь находится дом Чехова и тот самый флигель, где была написана знаменитая «Чайка». Рядом — так называемая Аллея любви, по которой частенько прохаживался Антон Павлович. Музей в Мелихове насчитывает ни много ни мало 29 тысяч экспонатов, в том числе и картины художников-друзей Чехова — Левитана, Поленова, Серегина и других.
Мелихово, усадьба Чехова, стала первым настоящим домом писателя. До приобретения этой земли ему и его семье приходилось снимать дома и ютиться в чужих. Только в 1892 году у Чеховых появился собственный угол. Антон Павлович всегда хотел жить за пределами города, ближе к природе. Для него была важна возможность наслаждаться красотой русской природы, не отвлекаясь при этом на суету, присущую городу. До Антона Павловича Чехова усадьба Мелихово принадлежала художнику Сарохтану. Красота этих мест также приглянулась ему. Но, прожив в Мелихово определенный срок, художник принял решение отправиться жить в Германию. Он дал объявление в газете. В это время Антон Павлович вернулся с Сахалина, путешествие по которому нашло отражение в его трудах. Считается, что тогда он написал наиболее точное описание Сахалина, которое до этого не было составлено ни одним писателем или ученым. После долгой и утомительной поездки, которая была полна работы, Антон Павлович с новыми силами принялся за поиски усадьбы за пределами города. И нашел Мелихово. Как говорил сам Чехов, усадьба была огромна. Покупатель получал в собственность много земли, а также лес. В год покупки он не был красив и не дарил окружающим прохладу в жаркий летний день. Деревья были еще совсем молоды. Но Антон Павлович говорил, что нужно лишь двадцать лет, чтобы эти молодые деревца превратились в потрясающей красоты лес.
Мелихово, в котором спустя многие годы появится музей Чехова, быстро стало домом для Чехова. Он ни минуты не сидел на месте. Благодаря его неустанному труду участок рядом с усадьбой украшал замечательный сад. Чехов лично заботился о деревьях. А также работал в их тени. Сестра Антона Павловича, Мария, также не оставалась в стороне от забот об усадьбе. Она дарила свое время огородику. Там она выращивала не только те овощи, которые были привычны почти каждому, но и арбузы, артишоки, спаржу и многое другое. Неудивительно, что семья Чехова не нуждалась в том, чтобы постоянно выезжать в город. В их доме всегда были свежие продукты, полученные из сада и огорода. Не было недостатка в молоке и мясе. Кроме того, можно было отправиться за грибами.
Несмотря на активную литературную деятельность, Антон Павлович все еще считал себя доктором. Потому он был уверен в том, что ему нужно быть ближе к народу, ведь состояние больниц в деревнях было плачевным, а образование врачей оставляло желать лучшего. Чехов считал, что каждый достоин получить качественное лечение.
Благодаря его стараниям были открыты два медицинских пункта и несколько холерных бараков. Антон Павлович лично принимал активное участие в работе этих заведений. Он принимал крестьян и их детей, помогал всем, чем только мог. Рабочий график Антона Павловича был напряженным. Чтобы работать в медицинском пункте, ему приходилось вставать очень рано, а уже в пять часов утра отправляться на работу. Работа пункта длилась до девяти часов утра. Только в это время крестьяне могли себе позволить прийти к доктору, все остальные часы были у них заняты. Еще до пяти часов утра у дверей медицинского пункта появлялись первые пациенты, терпеливо дожидающиеся прихода доктора. Местные жители успели полюбить Антона Павловича. Благодаря его труду вспышек холеры в Мелихово не было.
Забота о благе местных жителей не ограничивалась только созданием медицинских пунктов. Благодаря Антону Павловичу в местных краях появилось много необходимых для жизни мест. Например, его стараниями была открыта почта в Лопасне. Сейчас почта уже не действует, на её месте открыт «Музей писем», который так же известен, как в Мелихово усадьба Чехова. Также в это время были открыты школы для местных детишек. Построить их было непросто. Антон Павлович принимал личное участие при создании проектов, выбирал рабочих. Ему пришлось вкладывать собственные деньги для того, чтобы задумка была осуществлена. Все старания Чехова окупились. Школы давали детям неплохое для тех времен образование и даже считались лучшими во всей Московской губернии. Сейчас каждому доступно узнать, как же учились школьники тех лет. Посещая музей Мелихово, стоит заехать в одну из школ, которая стала музеем. Здесь также с удовольствием расскажут об Антоне Павловиче.
Конечно, такой замечательный уголок, а также его талантливый хозяин не могли не привлекать внимание. У Чехова всегда было много гостей. Он даже шутил, что не может работать из-за того, что все время приходится проводить во флигеле, обедая или ужиная с кем-то из прибывших. Среди гостей Антона Павловича было очень много известных личностей. Например, здесь часто останавливался легендарный Немирович-Данченко. Он был хорошим другом Антона Павловича. Любуясь красотой мелиховской природы, они обсуждали театр, условия его развития в России и многое другое. Очень любили приезжать в гости к Чехову художники. Их вдохновляли местные виды. Среди гостей Антона Павловича можно выделить Левитана. Он любил уединяться и любоваться красотой. Сейчас люди, прибывшие в музей Чехова в Мелихово, могут увидеть ту самую «левитанскую горку», на которой любил отдыхать художник. С этого места, правда, открывается дивный вид. Неудивительно, что он так вдохновлял Левитана.
Дом такого известного человека обязательно нужно было сохранить для потомков. Теперь каждый может отправиться в Мелихово. Усадьба Чехова — это то место, которое способно очень многое рассказать о своем гениальном хозяине. Благодаря стараниям Антона Павловича усадьба стала красивой и уютной. Даже спустя долгие годы после смерти писателя здесь чувствуется та атмосфера, в которой жил и творил знаменитый писатель. На территории расположено большое количество музеев, которые расскажут о жизни Антона Павловича, а также о быте людей того времени. Обязательно нужно прогуляться по территории, полюбоваться прудом, который от Чехова получил название Аквариум. Конечно, обязательно нужно познакомиться с Хиной Марковной и Бромом Исаевичем. Именно так звали любимых собак Антона Павловича. Сейчас на территории усадьбы стоит скульптура, посвященная им.
Очень много времени Антон Павлович Чехов отдавал медицине. Доктор по образованию, он старался сделать все для того, чтобы помочь людям. Продолжил активную работу он и в Мелихово. Усадьба Чехова стала местом, куда шли больные люди за помощью. И сегодня посетители музея в Мелихово могут узнать, как работали врачи тех лет, чем лечили пациентов, какие болезни считались самыми страшными. Посетителям расскажут также о том, как оказывали первую медицинскую помощь. Многое из того, что представлено в Амбулатории, покажется современному человеку ужасным. Однако познакомиться ближе с историей будет интересно каждому. Экскурсоводы расскажут о том, какие лечебные травы использовал в своей работе Антон Павлович Чехов, как выращивал их. Особенно интересной такая экскурсия будет для детей, ведь работники музея делают все для того, чтобы маленькие туристы весело и с пользой провели время.
Много времени провёл здесь Чехов. Мелихово стало его домом, где он создал большую часть своих произведений. Большой пласт творчества писателя связан с флигелем в усадьбе. Именно здесь Антон Павлович очень часто работал. Посетив музей, можно будет узнать, в какой атмосфере гениальный писатель создавал свои произведения, что вдохновляло его. Во флигеле есть отдельная комната, которая позволяет поближе познакомиться с бытом крестьян того времени. Когда-то в этой комнате жили девушки, работавшие на кухне. Сейчас там также расположен музей. Посетители смогут узнать о том, как жили местные обитатели Мелихово, как жилось и работалось в усадьбе Чехова. Также посетители смогут увидеть настоящую русскую печь. Музей-усадьба Чехова — это одно из лучших мест, позволяющих понять, как жили современники Антона Павловича.
2.9. Александр Сергеевич Грибоедов
Имение Хмелита
В России много замечательных мест, связанных с жизнью и творчеством писателей. Такое место есть и в Вяземском районе Смоленской области – это имение Хмелита.
Хмелита — бывшая усадьба дворян Грибоедовых в селе Хмелита, ныне государственный историко-культурный и природный музей-заповедник.
Хмелита – самая древнейшая из дошедших до наших дней дворянских усадеб смоленской земли. Она расположена в центре одноименного села, известного с 1614 года. Село получило свое название от речки Хмелитки, по берегам которой были заросли хмеля.
История Хмелиты – типичная история русского дворянского гнезда. В XVI в. Село принадлежало князьям Буйносовым-Ростовским. В конце XVII столетия имение от князей Буйносовых-Ростовских переходит к С. Ф. Грибоедову.
С 1747 года усадьбой владел лейб-гвардии капитан-поручик Преображенского полка Федор Алексеевич Грибоедов, дед известного драматурга и дипломата А.С. Грибоедова. При нем Хмелита приобретает свой окончательный облик богатой «каменной усадьбы» и переживает свой настоящий расцвет.
При Ф. А. Грибоедове в 1753 г. началось строительство главного дома.
В конце XVIII – начале ХIХ века владельцем этого богатого смоленского имения был коллежский советник Алексей Федорович Грибоедов, московский барин, родной дядя великого драматурга. Хозяин Хмелиты жил на широкую ногу. В доме были богатая библиотека, картины, домашний театр и цыганский хор, прекрасные учителя и гувернеры.
На балы в дом Грибоедовых собиралось избранное аристократическое общество, в том числе молодежь, которую сближало увлечение поэзией, музыкой, театром. В 1790-1810-е гг. (до 1812 г.), в свои детские и юношеские годы, здесь каждое лето гостил А.С. Грибоедов. В Хмелите в его распоряжении было обилие книг – богатая библиотека русской и иностранной литературы, собрание подписных журналов.
Из записок В. И. Лыкошина известно, что на летнее время великолепная усадьба Грибоедова становилась для многих самым любимым и родственным домом. «Хмелитское общество» устраивало пикники на природе, совершало прогулки, по вечерам из окон лились звуки музыки. Это Александр Грибоедов и его кузины – прекрасные музыкантши – играли на фортепьяно.
Когда же гости разъезжались, Александр любил рассматривать в опустевших покоях семейные портреты, строгие лики предшествующих поколений, парадные царские портреты, которые по заведенной традиции украшали стены гостиных. Все было красиво и спокойно в доме дяди в эти часы.
В дни Отечественной войны 1812 г. в Хмелите вместе с оккупационными войсками останавливался ближайший сподвижник Наполеона, вице-король Неаполя и Сицилии, маршал Франции Мюрат. Во время отступления французских войск в Хмелите стоял конный партизанский отряд генерал-майора И. М. Бегичева.
Около 1836 г. главные постройки усадьбы подверглись серьёзной реконструкции. Трапезная Казанской церкви была расширена; усадебный дом приобрёл ампирные черты, вместо предшествующих барочных.
Начиная со 2-й трети XIX в. Хмелита быстро меняет владельцев и постепенно приходит в упадок – сначала она переходит в руки представителей женской линии фамилии Грибоедовых, а в 1869 г. продается сычёвскому купцу Сипягину.
К концу XIX в. Дом пребывает в ужасном состоянии, никто не жил в нем уже много лет. Все запущено. Северный флигель снесен, верхний этаж южного флигеля разрушен. В зале на полу сушилось зерно, из скважин паркета росла рожь. Некий подъём намечается в период владения Хмелитой семейством Гейденов. Граф П. А. Гейден купил это имение в 1894 г., когда в доме была распродана вся мебель, и новым хозяевам пришлось закупать ее заново.
В советское время дворцово-парковый ансамбль подвергся планомерному уничтожению: «разобрали два флигеля, до неузнаваемости изуродовали Казанскую церковь, уничтожив трапезную и колокольню, снесли до основания два других храма, уничтожили часть построек хозяйственного назначения». После пожара 1954 года усадебный дом «стоял без крыши под снегами, дождями, разрушаясь на глазах»; его разбирали на кирпич местные крестьяне.
В 1967 г. в ситуацию вмешался знаменитый реставратор П. Д. Барановский. Его ученики В. Е. Кулаков и М. М. Ермолаев провели комплексную реставрацию памятника в (предполагаемых) изначальных формах середины XVIII века.
В 1918 г. в главном здании разместили Народный дом – с театром, читальней, чайной. После национализации имения в 1919 г. его закрыли, а вещи, картины и библиотеку передали в музеи и собрания Смоленска, Вязьмы и Москвы.
Во время немецко-фашистской оккупации главный дом был занят штабом гитлеровских войск и получил три пробоины от снарядов нашей артиллерии.
Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник «Хмелита» был открыт в Вяземском районе Смоленской области в 1990 г. На его территории находятся мемориальные, архитектурные, исторические и природные памятники, связанные с именами А.С. Грибоедова, А.С. Хомякова, П.С. Нахимова, С.С. Уварова, М.А. Булгакова.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У большой и великой страны должно быть большое и великое литературное наследие. Причём не только книжное. В своём проекте я представила рассказы далеко не о всех, но о самых интересных, на мой взгляд, литературных местах России.
Каждое литературное место овеяно образом того писателя, который там жил и творил, каждое такое место – наше общее достояние, наша национальная святыня. Приезжают сюда не только, чтобы яснее, внятнее прочувствовать жизнь и творчество писателя, его, может быть, не до конца расслышанные заветы, но также и для того, чтобы научиться здесь любви к России, к Родине.
В наш век стремительного технического прогресса мы всё реже вспоминаем о наших духовных истоках, о национальных традициях, о культурном наследии своего народа. А ведь только тот, кто хорошо знает историю своей страны, гордится выдающимися людьми и местами, связанными с их деятельностью, станет настоящим патриотом, радеющим о сохранении и приумножении духовно-культурного наследия своего народа.
Конечно, мы только заочно посетили эти места. Но я думаю, что совсем неважно то, как много литературных мест мы посетим в своей жизни, важно то, что мы вынесем из своих путешествий, будем ли мы любить Россию и ее бескрайние просторы. Я, хотя и не путешествовала много, поняла, как важно для человека иметь Родину, как важно было для писателей и поэтов иметь свой, самый родной, самый неповторимый уголок России, который очень часто вдохновлял художников слова на создание бессмертных произведений, ставших для потомков бесценным культурным наследием. В этом, наверное, и заключается смысл всей человеческой жизни.