12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Туруева Медна Сулимановна1171
Россия, Чеченская респ.




















Проект по теме:

Л. Н. Толстой и Кавказ”



Выполнила: ученица 8 «а» класса

Ибрагимова Амина

Руководитель: учитель истории

Туруева М.С.










Цели и задачи проекта:

Цели моего проекта: выяснить, как Кавказ и его жители повлияли на мировоззрение и литературное творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого; рассказать о дружбе Л.Толстого с жителями нашей республики и музее в станице Старогладовской.

Задачи проекта:

- изучение и анализ кавказского периода в жизни Льва Толстого;

- найти информацию и иллюстрации с помощью интернет ресурсов о писателе;

- обобщить полученные знания.




















Содержание

Введение ………………………………………... – стр. 4

Л.Н. Толстой и Кавказ …………………..… – стр. 5 – 7

Л.Толстой и Садо Мисербиев: два кунака …. – стр. 8 – 10

Музей Л.Н.Толстого в станице Старогладковская...... – стр. 11 – 12

Кавказ в жизни позднего Л.Н. Толстого…………….. – стр. 13 – 15

Заключение …………………………………………… – стр. 16

Литература и источники ………………………………….. – стр. 17

Приложение.




























Введение

Имя Льва Николаевича Толстого – одного из наиболее известного русского писателя и одного из величайших в мире писателей-романистов навсегда вошло в золотой фонд русской и мировой культуры. Важные страницы биографии, а также литературное творчество Л. Толстого связаны с Северным Кавказом. Хотя он здесь прожил совсем недолго, пребывание в нашем крае оставило неизгладимое впечатление на всю его оставшуюся жизнь. Именно здесь он смог понять ценность простой жизни и обрести смысл жизни. Толстой говорил, что всю его жизнь можно разделить на семь периодов. Самым главным из них был период, который он провёл на Кавказе. Покинул он Кавказ совсем другим человеком.

Тема «Л.Н. Толстой и Кавказ» не только очень большая и многоликая, но и достаточно изученная. Но вместе с тем, на мой взгляд, молодое поколение мало знает о судьбоносной роли Кавказа в жизни Льва Николаевича. Становление Л.Толстого как великого писателя произошло на территории нашего края. Именно здесь написано его первое произведение – повесть «Детство». Также в основу многих рассказов, повестей легла кавказская действительность. Это такие как: повести «Кавказский пленник», «Казаки», «Хаджи Мурат», рассказы «Набег», «Рубка леса» и другие.

Я в своем проекте постаралась, рассмотреть не только период когда он приехал, на Кавказ в молодости, но и в конце его жизни.











Лев Николаевич Толстой и Кавказ

Кавказ стал колыбелью и поэтической Родиной для многих русских поэтов и писателей мирового уровня, таких как, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, Л.Н. Толстой. В ранних произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова мы встречаем поверхностное описание жизни и нравов горцев. Но по мере углубления в горскую психику можно наблюдать глубокое осмысление реальной жизни героев. В своих произведениях последнего периода и А.Пушкин и М. Лермонтов дают представления о высоком морально-нравственном содержании характера горцев. Они сочувствуют им, восхищаются их жизнью и стремлением к свободе.

Проблемы гуманистического осмысления темы кавказских народов и кавказской действительности продолжил Л.Н. Толстой. Эти темы получили в произведениях писателя Л. Толстого новое и глубокое освещение. Анализ дневника и писем его жизни на Кавказе показывают, что он постоянно стремился понять нравы и обычаи горских народов и вынести свое мнение о них. Хотя Л. Толстой продолжил традиции А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова в изображении горцев, но он выработал свою концепцию. Если раньше офицеры и видели в Кавказской войне романтику, возможность отличиться и сделать быструю карьеру, то теперь находясь много лет в военных походах, они увидели жестокость и никчемность этой войны. Таким же являлись и настроения простых рядовых русских солдат.

Постоянные поездки по Чечне и Кавказу, дружба с местными жителями дали возможность великому писателю лучше понять их жизнь, быт, их стремление к независимости. Многие произведения появились лишь после того, как он очень хорошо изучил культуру, фольклор, этнографию горцев и между ним и горцами возникла дружба и уважение друг к другу. По мнению Л. Толстого только уважение может дать возможность узнать друг друга. Таким образом, написанию произведений кавказской тематики предшествовала огромная работа по устранению недоверия между русскими и горцами. Этот факт имеет огромное значение.

Благодаря Л.Н. Толстому о горцах Кавказа узнал весь мир. Ему удалось своей гениальной рукой выявить и показать всему миру бесценные страницы живой истории их жизни. Его кавказские произведения дают богатый и бесценный материал для изучения общественной жизни и сознания народов Кавказа второй половины XIX века. Познавательное значение произведений Л.Н. Толстого заключается в том, что он создал исторически и художественно правдивые картины жизни чеченцев и казаков в тот период времени. Он правдиво показал их взаимоотношения во всех противоречиях. С одной стороны, основанные на братстве и дружбе, с другой стороны, взаимными кровавыми столкновениями. В своих произведениях ему удалось показать реальный облик горцев с их высокими нравственными качествами, а с другой стороны, богатую духовную культуру. В отличии своих многих современников из высшего общества Толстой не считал горские народы дикими и отставшими от цивилизации.

С именем Л. Толстого также связано начало работы по сбору и публикации чеченского фольклора, имеющей чрезвычайно ценное значение для возникновения и развития русско-вайнахских культурных взаимосвязей. В годы службы на Кавказе Толстой много внимания уделял сбору и пропаганде северокавказского устного народного творчества, публикации чеченского фольклора. В 1852 году со слов своих друзей-чеченцев Садо Мисирбиева и Балты Исаева он записал русскими буквами две чеченские народные песни. Это первый опыт записи текста чеченских песен на языке подлинника, но не единственный. Речь идет о двух горских песнях «Высохнет земля на могиле моей» и «Ты, горячая пуля, носишь смерть с собой». Это были не единственные песни, которые он записал от своих друзей. Эти и другие записи впоследствии он использовал в своих произведениях. Интерес к чеченскому фольклору и к духовной культуре не угас и после его отъезда из нашего края и сохранился до конца его жизни. Он восхищался силой чувств, заключенная в нашем фольклоре. Тот факт, что эти песни и сейчас поются народом, вызывает гордость.

То, что русские писатели в фольклоре горских народов нашли сокровища поэтически необычайные и в своих произведениях опирались на них, ускорило процесс проникновения русских ученых в своеобразный художественный мир кавказских народов, а самим горцам показало пути и формы использования в художественной литературе богатств собственной духовной культуры. Деятельность Л. Толстого и других русских поэтов и писателей, находившихся на Кавказе, способствовала возникновению литературных традиций северокавказских народов на русском языке.

Азим Юсупов Кавказ полюбил я Природой дикой, золотом луженой, Листвой нарядной ты чаруешь нас, И я, Кавказ, твоей красой плененный, От гор твоих не открываю глаз, Люблю я твой народ вольнолюбивый, Он счастлив тем, что жизнь его – борьба. Как неприступны горы и обрывы! Их воспевать завидная судьба. Кавказ твой, Садо, полюбил я сразу. Вершины гор, что блещут серебром. И пусть звенит мой голос в честь Кавказа. В честь тех, кто нас учил борьбе со злом! Пускай дороги наши разойдутся. Нежданно, друг, придет разлуки час – К тебе, Кавказ, слова любви найдутся, Всегда любимым будешь ты, Кавказ!





Лев Толстой и Садо Месербиев: два кунака

На Кавказе издревле существует традиция куначества. Куначество – это интернациональная форма дружбы. Кунаками становятся представители разных национальностей. Претендующий на куначество должен был быть человеком, строго соблюдающим особый, куначеский кодекс, который не каждому под силу. Кунак обязан, даже с риском для жизни, заботиться и оберегать кунака. Близкие и родственники обычно оказывают содействие ему в этом. Чужие люди не смеют открыто чинить помехи единоплеменнику в исполнении им своего долга перед кунаком. Помощь и взаимовыручка при этом абсолютна бескорыстны. Кунаки обязаны до конца дней своих быть заступником и помощником друг другу, в этом проявляется данная традиция.

До конца своих дней пронес Л. Толстой память о своих друзьях-кунаках и впечатления об учении чеченского шейха Кунта-хаджи Кишиева, который провозглашал принцип непротивления. Очень тесно он дружил с местными казаками и чеченцами, а лучшим его другом, кунаком стал Садо Месербиев, житель из Старого юрта. Во многих источниках описан случай из кавказской биографии Толстого, когда он подвергся смертельной опасности. Он решил присоединиться к трем офицерам, которые решили самостоятельно добраться до Грозного. Тогда его спас Садо Мисербиев, который настоял, на том, чтобы Л. Толстой пересел на его лошадь. Этот случай был передан биографом Льва Николаевича Н. Н. Гусеновым следующим образом: «За ними в погоню кинулось человек семь чеченцев. У Толстого была шашка, а у Садо ружье, но незаряженное, которым он, однако прицеливался в нападающих и о чем-то переговаривался с ними на своем языке. Толстой мог бы ускакать от преследовавших его чеченцев на резвой лошади своего друга, но он не желал оставлять его одного и в опасности…» Садо на родном языке сказал им, что его русский друг находится под защитой куначеского закона. Преследовавшие заметили, что русский придерживал свою лошадь, не желая оставлять своего друга в беде, хотя он мог ускакать. Его поведение внушило им уважение. Также имело место уважение чеченцами куначества. В одном из своих писем с Кавказа Толстой писал о нем: «Часто он доказывал мне свою преданность,  подвергая себя разным опасностям для меня; у них это считается за ничто - это стало привычкой и удовольствием». Лев Николаевич тоже поступал по кодексу кунаков. Да и дружба между ними началась с того, что во время игры в карты принял сторону Садо, которого обманывали офицеры, пользуясь тем, что он не знал ни счета, ни записи. Он был пленен простой человечностью поступка, и оплатил ему тем же. Позже Садо отыграл у Кнорринга векселя своего кунака на крупную сумму. Обремененный прежними долгами Толстой очень обрадовался, когда в письме своего брата Николая нашел разорванный вексель. Николай писал о Садо: «Я его очень за это полюбил. Этот человек к тебе действительно привязан». После этого случая Лев Николаевич уже не брал карты в руки.

Чувство привязанности кунаки сохранили на всю жизнь. В Москве, в Доме-музее Л.Н. Толстого висит шашка в простых сыромятных ножнах. Это подарок от Садо своему другу-кунаку, который он забрал с собой, покидая Кавказ. Лев Николаевич тоже сделал подарок для своего кунака. Это были музыкальная шкатулка и семизарядный пистолет. Вплоть до Великой Отечественной войны в семье Мисербиевых хранилась как священная реликвия музыкальная шкатулка, подаренная Т.Н. Толстовым.

В наши дни в республике реконструируют объект, который называется «Скала кунаков». Именно в этом месте встретились и проводили время потомок древнего графского рода Лев Толстой и простой чеченский житель Садо Мисербиев.

Магомед Мамакаев Шашка

Ты дорого нам, клинок булатный, ты прост, и сталь твоя остра. Не куплен ты за меру злата Или за мерку серебра. Ты был подарен Льву Толстому С любовью верным кунаком. Не по узору золотому Мы судим о подарке том. Тончайший волос рассекая, Тебя в Дарго кузнец простой Точил, чтобы шашка удалая Вела на подвиг боевой. Из рога бычьего упорно Он делал эту рукоять. Твои ножны в сафьяне черном, Наряд твой строг, бойцу под стать. И наш Садо, тот дар вручая, Дал клятву дружбы, и, ее От всех тревог оберегая, Мы славим дружество свое. Не покупается за злато Такая дружба никогда – Она верна, как сталь булата Была в бою верна всегда.
























Музей Л.Н. Толстого в станице Старогладовская

В нашей республике высоко чтят память Л.Н. Толстого и с любовью оберегают места, связанные с его жизнью и творчеством. И одним из таких мест является музей, который находится в станице Старогладовская. Именно здесь он провел тот короткий срок своего пребывания в нашей республике. Жители станицы очень трепетно относились к факту пребывания великого писателя в Старогладовской и решили открыть музей. Историческое здание, в котором располагался музей, было построено ещё в 1913 году местными казаками. Вначале это была первая школа в станице. А через год, после присвоения министром просвещения имени Льва Толстого, первая школа в России носящее его имя. В 1965 году школа была превращена в литературно-этнографический музей. Основателями музея являлись супруги Радченко - Иван Кириллович и Надежда Михайловна. Директор школы Иван Кириллович попросил местных жителей приносить предметы быта, которые стали первыми экспонатами. Отдельно одна комната музея была посвящена пребыванию великого писателя на Кавказе. Вначале он был как филиал Чечено-Ингушского краеведческого музея. Затем уже на базе музея начали проводить массовые мероприятия республиканского и регионального уровня.

Во время двух военных компаний музей уцелел благодаря усилиям Хусейна Загибова. Именно он и члены его семьи смогли сохранить музей в станице среди артобстрелов, хотя некоторые ценные экспонаты были похищены. После смерти отца его дело продолжает его сын Салавди Загибов, который также работает от души и болеет за музей.

В 2009 году была начата реконструкция музея. Когда начались работы, выяснилось, что построенное еще ХХ века здание непригодно к эксплуатации. И поэтому, было решено построить новое здание. В данный момент литературно-этнографический музей Л.Н. Толстого расположен в новом каменном здании в стиле дворянской усадьбы.

На сегодняшний день в музее хранится более 3 тысяч экспонатов: копии рукописей, первые издания книг, иконы, а также богатый этнографический материал - предметы быта XVIII века, кинжалы, различные ружья, коврики и т.д. Долгое время среди экспонатов не было личных вещей Льва Николаевича. Теперь праправнук писателя Владимир Толстой обещал подарить музею копии и муляжи предметов, которые принадлежали писателю.

В 2019 году в нашей республике открыт туристический маршрут «По следам Льва Толстого». На торжественное открытие приехали праправнук Владимир Ильич Толстой со своей супругой. Данный маршрут включен в перечень-реестр федерального уровня. Начинается маршрут с музея-усадьбы «Ясная Поляна» и заканчивается в нашей республике в станице Старогладовская.


Ия Николаенко

Течет людской поток в станицу

За Старогладовской река Как при Толстом, течет привольно И поднимает берега, И так поет, что сердцу больно. Спешит казак за дальний мол, Ему семь верст – не расстоянье. Там некогда Лукашка шел К своей Марьяне на свиданье. Как будто набираясь сил, Сквозь краснотал бежит дорожка.

За ней, наверное, ходил С Толстым когда-то дед Ерошка. Пришла толстовская пора – Казачкой терской смотрит осень. И в Старогладовской с утра Всех языков разноголосье. Сюда Россия сквозь века Идет Толстому поклониться, И, словно к Каспию река, Течет людской поток в станицу.





Кавказ в жизни позднего Л.Н. Толстого.

В биографической литературе о Л. Толстом в основном пишут про период пребывании писателя на Кавказе в молодости. Тема эта достаточно хорошо изучена. Но вместе с тем, тема Кавказа в жизни Толстого в зрелом возрасте малоизученна. О роли Кавказа в жизни писателя в этот период можно узнать из труда «Яснополянские записки». Автором является Д.П. Маковицкий, домашний врач Толстого. Он каждый день в течение шести лет записывал, с кем встречался писатель, его воспоминания, его высказывания. Яснополянкие записки – это документальная хроника, которая воссоздает последние годы жизни Льва Николаевича. Он описывает встречи и разговоры Толстого с людьми, приехавшими с Кавказа, его воспоминания о днях проведенных там. А также высказывания о современных событиях на Кавказе.

К Л. Толстому в Ясную Поляну приезжали многочисленные посетители с Кавказа. Все эти люди разных профессий, разного рода занятий приезжали с разными целями. Одни из любопытства, другие чтобы увидеть живое воплощение правды и справедливости, другие хотели увидеть человека, о котором говорит и пишет весь мир, чтобы передавать из поколения в поколение как самую памятную историю рода.

В последние годы жизни он переоценивает свои произведения, написанные на Кавказе. Собираясь переиздавать такие произведения, он уточняет, что именно он хочет изменить, свою авторскую позицию о тех событиях. Л. Толстой хотел дополнить то, что было еще в первой редакции, но пришлось убрать из-за цензурных соображений.

Воспоминания и впечатления о Кавказе занимают важное место в «Яснополянких записках». Воспоминания это были конкретные, а иногда и детализированные, что даже доктор Маковицский удивлялся, как так можно помнить события, произошедшие полвека назад. Но особенно хорошо он помнил моменты, связанные с приключениями, с опасными переездами из станицы в крепость Грозную или в другие станицы.

Прожитые годы в нашей республике не только многому его научили, но и заставили уважительно относится к традициям, к быту, культуре и даже к религии кавказских народов. Он читал Коран, подчеркивал наиболее важные изречения Пророка Мухаммада.

Большая часть кавказской биографии Л.Н.Толстого связана с пребыванием в Чечне. И поэтому события, произошедшие здесь, запомнились, особенно полно. В последние годы рассказывал про эпизоды, которые раньше никогда не рассказывал. Иногда незначительная бытовая деталь или просто разговор о Кавказе возвращал к прошлому. Все свои заметки, рукописи, рисунки, связанные с самой лучшей порой его жизни он тщательно хранил в архиве.

Очень много вопросов относительно последнего ухода Толстого из Ясной Поляны. Много споров, куда же он решил уехать? Четкого плана, куда ехать у него не было, все зависело от того, как сложатся обстоятельства. Было решено поехать в Новочеркасск к племяннице, а там отдохнув, достать заграничный паспорт и уехать в Болгарию, а если не получится, то на Кавказ. Некоторые биографы утверждают, что наиболее предпочтительным вариантом для Льва Николаевича был Кавказ, потому что до Болгарии далеко, да и 82 летнему писателю было бы трудно путешествовать в такую даль, да и если взять заграничный паспорт могли узнать его местопребывание, чего он явно не хотел. Кавказ был ближе, а самое главное – роднее. Его осознанно тянуло туда, где прошли самые лучшие годы его молодости.

Чтобы не могли узнать, где он со своими спутниками находится, брали билеты на короткие расстояния. Последние билеты были до Ростова. Прежде чем уехать он разложил карту у себя на столе и долго рассматривал ее, а именно Грозный и его окрестности, мысленно вспоминая знакомые места, а затем произнес: - Я чую, что опять увижу. Конечно, сомнения у него были, потому что нелегко в 82 года проехать такой путь, который им был пройден в 23 года. Но желание посетить Грозный было твердым. Такое желание возникло еще до ухода из Ясной Поляны. Оно каждый день укреплялось рассказами о Кавказе, встречами и воспоминаниями и неблагоприятной обстановкой в семье. Особо важную роль сыграла неожиданная встреча Льва Николаевича с казачьим подполковником Сехиным осенью 1908 году. Он долго его расспрашивал про Кавказ, какие изменения там произошли. Рассказ Сехина для него был новым. Послушав про изменения, произошедшие там за полвека, он произнес: - Посмотрел бы я эти места!» Внимательно выслушав, про современные события Л. Толстой окончательно решил покинуть Ясную Поляну. Но вновь увидеть эти места ему не суждено было. Он не доехал даже до Ростова…

Юрий Верольский Поиск юности

Ушел он от лжи и дряни, бежал от чужого глаза. Лежал у него в кармане билет до Владикавказа. Два дня в тесноте и тряске, но все это вмиг минует: возникает Кавказ, как в сказке, как в юности очарует. И жизнь с ее болью и горем, как в юности, прояснится. Старик по степным предгорьям дорогу найдет к станице, где все по-особому было – опасней, вольней, иначе, где удаль кругом бурлила чеченская и казачья, где девки в плетне кривые смотрели на квартиранта, где встрепенулись впервые крылья его таланта. Красив этот юности поиск, да только не сбудется это. Билет еще годен, но поезд уйдет без владельца билета.





Заключение

Отношение Льва Николаевича к духовной культуре Чечни, его дружба с чеченцами остались в памяти моего народа. В нашей республике любят его и его творчество. Л. Толстой своими произведениями заложил вековую основу взаимного уважения и любви между русским и чеченским народами.

Работа над данным проектом позволила мне найти новые подробности того, как повлиял Кавказ и его жители на мировоззрение и литературное творчество гения мировой литературы Льва Николаевича Толстого. Именно здесь, увидев все ужасы Кавказской войны, он стал основоположником философской теории ненасилия.

Также позволило мне узнать много нового о великом русским писателе, о его жизни и творчестве, дружбе с нашими земляками. Узнав много нового и интересного о нем, мне сразу захотелось прочитать его произведения, особенно повести «Хаджи-Мурат» и «Казаки».

Лев Толстой один из тех величайших писателей, который по сегодняшний день продолжает оказывать влияние на литературное творчество многих писателей.














Литература и источники

Арденс Н. Н., Творческий путь Л. Н. Толстого, М., 1962

Бурнашева, Н. И. Раннее творчество Л. Н. Толстого: текст и время / Н. И. Бурнашева. - Москва: МИК, 1999. – 336 с. : ил.

Кулиев К."Поэт всегда с людьми". М.1986.

Кусов Г. Владикавказ знакомый и незнакомый. Владикавказ. Изд-во «Харизма», 2009.

Л. Н. Толстой и Чечено-Ингушетия Грозный 1989.

«Лев Толстой», очерк жизни и творчества; К.Н.Ломунов, издание 2-е, Москва, изд. «Детская литература», 1984 год

Маймин, Евгений Александрович (1921-). Лев Толстой : Путь писателя / Е. А. Маймин ; отв. ред. Д.С. Лихачев. - 2-е изд. - Москва : Наука, 1984. - 191 с. - (Из истории мировой культуры).

"Повести и рассказы" Л Н Толстой, Москва, "Художественная литература", 1981г, серия "Классики и современники".

Интернет ресурсы.

http://elbrusoid.org/content/liter_theatre/p137294.shtml - Песни горцев

"Ставропольская правда" от 13 апреля 2004 г

Независимая газета от 01.06.2001 Оригинал: http://www.ng.ru/style/2001-06-01/16_song.html

http://kalugin.livejournal.com/23413.html?thread=730997











ПРИЛОЖЕНИЕ

t1688337781aa.jpg

Л. Толстой и горцы

t1688337781ab.png

t1688337781ac.jpg

Музей Л. Толстого в станице Старогладовской

t1688337781ad.png

Памятник Льву Толстому на территории музея

t1688337781ae.jpg


Посещение музея праправнуком Л. Толстого

t1688337781af.jpg

t1688337781ag.jpg

В музее Л. Толстого


t1688337781ah.jpg


С. Х. Загибов


22



Автор материала: А. Ибрагимова (8 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.