Проект "Село Кириково"

3
1
Материал опубликован 4 June 2020

Автор публикации: Евгений Карташов, ученик 5 класса

Управление образования и молодежной политики администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Летневская средняя школа

Лысковского района Нижегородской области







Проект «Село – Кириково»





Руководитель: Нагорнова Наталья

Викторовна,

заместитель директора по ВР

Выполнил: ученик 5 класса

Карташов Евгений





д. Летнево

2020 г.



Содержание


Введение………………………………………………………………….2

Глава 1. Древнее село Кириково – моё родное село.

История села……………………………………………..4

Происхождение названия села ………………………….6

Достопримечательность села – Храм Успения Пресвятой Богородицы ………………………………………………………..6

Исторические личности села Кириково ………………………..9

Глава 2. Результаты исследования……………………………………10

Заключение……………………………………………………………...10

Список литературы……………………………………………………..12

Приложение……………………………………………………………..13


















В краю, где я родился

Неповторимые места.

Привольна и красива

 Родная сторона

          А. М. Руднев.   


Введение

Я пою в фольклорном ансамбле «Ладушки». В 2017 году, готовясь к 23 февраля, заучивая и исполняя песню «Россия» группы «Любэ», я ощутил себя истинным патриотом своей Родины – России. А ещё роднее и краше для меня моя малая родина – моё родное село Кириково. О нём я написал свою работу.

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… ».

История, культура и традиции родного края — это своеобразный «родительский сундучок».

Это — совокупность наследства, оставленного нам предками.

Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов.

Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура.

Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.

Это — сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов. Значит, любить свою Родину мы должны не просто посвящая ей громкие слова, но и должны знать её историю.

Исходя из вышеизложенного, мы определяем актуальность темы проекта, которая характеризуется тем, что, чем больше мы будем знать о родном крае, тем сильнее будем уважать, ценить и любить свою малую родину.

Идея проекта «Село – Кириково» возникла у меня после экскурсии в школьном лагере «Олипиец» в наш храм Успения Пресвятой Богородицы. Экскурсию проводила для нас библиотекарь с. Кириково – Климашова Таисия Ивановна, которая рассказала немного об истории села. Мне захотелось более подробно изучить несколько вопросов: Когда появилось наше село? Откуда взялось название Кириково? Мне очень захотелось узнать ещё больше о нашем родном селе.

Таким образом цель моего проекта - собрать как можно больше интересного материала и рассказать ребятам нашей школы о селе Кириково.

Село Кириково является объектом моего исследования.

Предмет исследования – история села Кириково и его достопримечательность.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

- исследовать историю села Кириково;

- изучить литературу по теме исследования;

- выявить знания учащихся по данной проблеме;

- создать презентацию проекта.

Для реализации поставленных задач были выбраны следующие методы:

- самостоятельное изучение;

- сбор информации из книг;

- социальный опрос;

- обработка статистических данных

- поиск информации в Интернете.

Гипотеза исследования – у села Кириково очень богатая история.

В результате осуществления данного проекта, смею предположить, что изменится:

- моё отношение к прошлому села Кириково;

- изменится отношение моих одноклассников к нашему селу;

- обогатятся знания о селе Кириково и его известных людях;

Глава 1. Древнее село Кириково – моё родное село

История села.

Старинное русское село, расположенное на холмах правого обрывистого берега реки Сундовик в 5 километрах к западу от города Лысково. Недалеко от села проходит трасса Казанского шоссе, связывающая Нижний Новгород с городом Лысковом и другими поселениями восточной части Нижегородской области, а также с Чебоксарами и Казанью. Упоминается в Писцовой книге Дмитрий Лодыгина, Василия Полтева и Дементия Образцова 1621-1623годах, как деревня, приписанная к дворцовому селу Лысково. По мнению нижегородского историка Н.Ф. Филатова, Кириково возникло еще в 16 веке вместе с укрепленным городищем на Оленьей горе. В шестнадцатом столетии Кириково считалось старой деревней Лысковской волости Курмышского уезда. Жили здесь, как и во многих весях округи, бортники - собиратели меда диких пчел, бравшие на оброк в Заволжье по берегам Керженца и в Отрепьевском государевом лесу угодья. В 1623 году в деревне насчитывалось 55дворов, а в них 92мужчины (около 200 человек обоего пола). Вероятно, во второй четверти 17 века здесь была выстроена первая деревянная рубленая церковь Рождества Христова с Успенским приделом, трапезной и шатровой колокольней с набором из пяти колоколов. В 1645году село Кириково вместе с остальными приписанными к селу Лысково поселениями было пожаловано царем Алексеем Михайловичем в вотчину боярину, князю Борису Ивановичу Морозову. Вся Лысковская волость, входившая в состав Курмышкого уезда, была переведена в Закудемский стан Нижегородского уезда под непосредственный контроль нижегородского воеводы и государевых дьяков. В Кирикове тогда насчитывалось 87 крестьянских жилых дворов, а в них 348 мужчин (более 700 человек обоего пола). В 1664году после смерти Б.И. Морозова, Кириково было вновь отписано «на государя», в селе оказалось всего 52 крестьянских двора ,в них 142 мужчины. В 1670 году край оказался охвачен крестьянской войной под предводительством Степана Разина. Кириковцы приняли активное участие в повстанческом движении, а местный крестьянин Алексей Иванов стал есаулом одного из отрядов разинского атамана Максима Осипова. Именно здесь под Лысковом, произошло одно из решающих сражений повстанцев с правительственными войсками. После этого Кириково опустело: в 47дворах еще оставались люди, а 49 усадеб стояли пустующими. В 1681 году положение ухудшилось; здесь осталось всего 35 дворов (вместе с усадьбами церковного причта), 52 двора стояли пустыми. К началу 18 века в Кирикове осталось только 18 дворов. В 1700 г Лысковская волость была пожалована Петром Первым в вотчину переехавшему на постоянное жительство в Москву Имеретинскому царю Арчилу Вахтанговичу. Кириково почти на полтора столетия оказалось во владении грузинского царя, а затем и его наследников. Как в 18 веке ,так и в 21 столетиях в Кирикове осталось около 200 душ обоего пола (в три с половиной раза меньше, чем их было в середине 17 века): в 1782 году в селе было 89 мужчин и 97 женщин ,в 1812 - 83 годах мужчины и 108 женщин .Заметное снижение числа мужчин в год начало Наполеоном войны с Россией объяснялось тем, что многие кириковцы ушли в Нижегородские народное ополчение для борьбы с французами. К середине 21 века население в с Кириково выросло незначительно. В 60 дворах в 1859 году оказалось 127 мужчин и 137 женщин. В год отмены крепостного права, в 1861 году Кириково принадлежало дочери последнего из рода Грузинских - владельцев Лысковской волости - Анне Георгиевне Толстой. Отмена крепостного права, а главное - Волга, дававшая жившим на ее берегах людям постоянную работу и возможность быстро доставлять и сбывать наработанное «зделье» позволили селу Кириково на рубеже 20 - 21 веков стать действительно одним из известных торгово-промысловых сел, хотя население его и оставалось по-прежнему - чуть более 200 душ. Село имеет ясную, простую планировочную структуру .Улица Полевая расположена в южной части села и идет с запада на восток .В этом же направлении проходит трасса Казанского шоссе, расположенная в полукилометре к югу от села. От улицы Полевой к северу отходят еще две большие исторические улицы, идущие в сторону берега реки Сундовик, - улица Трудовая и улица - Ключевая, которые являются историческими. Эти улицы разделены оврагом, в северной части которого устроен небольшой пруд. От улицы Полевой к северу отходит короткая, двухсотметровая современная улица - Молодежная, расположенная к востоку от исторической части.

1.2. Происхождение названия села.

Кириково – село является сельским административным центром. Название по одной версии имеет финно-угорскую основу, означающее «обломок» (С.Я.Черных), по другой от марийского имени Кирик, что означает «вестник» или «глашатай», то есть оповеститель приближения врага. Долгое время Кириково являлось боевым форпостом защитников Олениного острога. По установившимся правилам 15 века у каждой крепости существовала особая система оповещения - при появлении вражеского войска, на высоких холмах разводился большой костер, который можно было видеть далеко. Подаваемый сигнал с горы Большая Курочка принимался в Кирикове, откуда набатом отзывался в Лыскове.

1.3. Достопримечательность села – Храм Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь Успения, построенная в 1692 году, расположена на северо-западной окраине исторического центра села, над западным склоном оврага, идущего с юга на север и раскрывающего в сторону поймы реки Сундовик. Здание занимает небольшую ровную площадку у небольшого изгиба улицы Трудовой, с севера, востока и запада от которой идет понижение рельефа. Существующая каменная церковь построена вместо прежней деревянной церкви по заказу Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского (1632-1707), проведшего детские годы в селе Кириково. Первая деревянная церковь была построена в Кириково, называвшемся тогда приселком, в середине 17 века, но не ранее 1646 года. Судя по описанию 1665 года, это была двухъярусная церковь клеточного типа. Внизу, в подклете, располагалась теплая церковь Рождества Христова; вверху - летний храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной. В верхнем - Успенском храме - иконы располагались в пять ярусов. В нижней церкви над местными иконами располагался только один ряд икон деисусного чина. Перед входом в церковь имелась паперть, а на колокольне было пять колоколов. В описи 1681г упомянута, вероятно, та же церковь, какая была описана в 1665году. Чуть более подробное ее описание дает возможность лучше представить облик этой постройки. В длину она была 10 саженей (21,6м), в ширину 5 саженей (10,8м). Верхний храм в честь Успения Пресвятой Богородицы имел ярусное построение — «четверичок на четверичке». Церковь завершалась одной главой, маковица на ней была крыта деревянным лемехом. В верхнем храме иконы размещались в четыре яруса, над иконами местного ряда располагались «образ Спасов в деисусех со апостолов и праздники и с пророки в трех поясах на красках». С западной стороны к летнему храму примыкала трапезная, где также имелся собственный иконостас с местными иконами и ряд икон деисусного чина. Перед храмом и трапезной имелась галерея-паперть «на выпускных бревнах», заходящая, вероятно, на северную сторону, где был боковой (северный) выход из летнего храма. В невысоком подклете, в нижнем теплом храме Рождества Христова иконы располагались в два ряда: внизу - местные иконы, над ними – «образ Спасов в деисусех». Здесь (так же как верху) в преддверии храма располагалась трапезная. Над папертью, вероятно, с западной стороны ,возвышалась шатровая колокольня с пятью колоколами, рубленная «в лапу». Согласно описи 1681г церковь, книги и вся утварь в ней включая колокола, были «...строение исстари попов с причетники». В 1692 г на средства митрополита Суздальского и Юрьевского Илариона была выстроена существующая каменная двухпрестольная Успенская церковь. По общей композиции и отдельным деталям сооружение близко храмовым постройкам, возведенным в Суздале между 1682 и 1707 - годы, когда митрополит Иларион возглавлял Суздальскую епархию. Ему приписывают возведение в самом Суздале шести храмовых построек и более полутора десятков церквей в его округе. Церковь была закрыта в 1920-е годы, после чего в ней было устроено зернохранилище. В 1950 внутри была установлена мукомольная установка с двигателем внутреннего сгорания. К середине 20 века были утрачены четыре малых главы венчания храма и маковица на центральной главе. Полностью разобрана каменная ограда церкви. Имеются серьезные деформации свода и стен алтаря летнего храма. В настоящее время церковь передана в пользование общине верующих. Был проведен частичный ремонт сводов над западным притвором и в Никольском приделе. Храм представляет собой редкий по композиции памятник церковного зодчества конца 17 века, связанный с деятельностью выдающегося деятеля церковной истории России последней четверти 17века канонизированного в лике святителей РПЦ. Сохраняет роль градостроительной доминанты в застройке с Кирикова. Здание церкви выстроено из красного кирпича. Имеет асимметричную композицию. Главным элементом композиции является крупный, почти кубический объем летнего храма, крытый пологой четырехскатной кровлей. В завершении храма - барабан единственной оставшейся центральной главы храма. К восточной стене четверика храма примыкает пониженный объем апсиды алтаря. К юго-западному углу четверика примыкает объем высокой шатровой колокольни, поставленной над главным входом в церковь. С западной и северной сторон к четверику примыкает пониженный объем, в котором размещаются западный притвор церкви и северный придел. Вытянутый вдоль северной стены четверика объем Никольского придела завершается с восточной стороны полукруглой в плане апсидой алтаря, равного по высоте алтарной апсиде летнего храма. Углы четверика храма акцентированы угловыми лопатками. В церкви сохранялась настенная роспись, судя по рисункам - второй половине 21 века. Из-за протечек свода и отсутствия части кровли росписи в плохом состоянии. Но после того, как в церкви стали проходить богослужения, люди говорят, что росписи чудесным образом восстанавливаются.


1.4. Знаменитые люди села Кириково.

В первой половине XVII в. священник Ананий, служивший в деревянной тогда кириковской церкви, был учителем Никиты Минина, будущего знаменитого в истории Руси патриарха Никона (уроженца с. Вельянминова, ныне Перевозского района Нижегородской области). Иларион, сын Анания, в дальнейшем стал митрополитом Суздальским и духовником царя Федора Алексеевича. Под конец жизни он поставил в родном селе каменную Успенскую церковь.

Знаменито Кириково еще тем, что в 1630 году местный священник Ананий организует кружок церковнослужителей, поставившего перед собой задачу за духовное очищение жизни. В Кирикове собрались, и долгое время проживали в доме Анания известные и выдающиеся уже тогда церковные деятели России. Среди них выделялись Иван Неронов, Павел Коломенский, идеолог раскола Аввакум Петров, а также ближайший впоследствии его сподвижник, строитель Лысковского Казанского монастыря Авраамий. С большим вниманием и жаждой познания вслушивался сын Никита Минов (будущий патриарх Никон).

Так же в Кирикове долгое время проживал выдающийся русский изограф Симон Ушаков, создатель удивительного образа преподобного Макария.


Глава 2. Результаты исследования

В ходе работы над проектом я решил узнать, какими сведениями о селе Кириково обладают ученики нашей Летневской средней школы. Я провел социологическое исследование. В опросе приняло участие 70 учеников нашей школы. Я задавал для всех одинаковые вопросы:

Знаете ли вы, почему Кириково так называется?

Каким видом деятельности занимались самые первые жители села Кириково?

Назовите архитектурный памятник села Кириково.

Проведя анкетирование, я узнал, что только 50% учащихся знают о происхождении названия «Кириково». А вот на второй вопрос, к сожалению, ответ знали только 10% учащихся. Значит, очень редко кто интересуется историей своего села и близлежащих. И лишь только на третий вопрос 100% опрошенных ответили верно.


Заключение

В процессе работы над проектом я пришёл к выводу, что все жители России должны знать историю своей малой родины, а именно сёл, посёлков и городов. Оказывается, многие из них имеют многовековую историю, и я в этом убедился, изучив историю своего родного села - Кириково. Ведь, оказывается, история моего села связана сразу с несколькими историческими личностями нашей страны. Кроме того, достопримечательность нашего села – Храм Успения Пресвятой Богородицы является памятником русской архитектуры, да ещё и 2 мая 2016 года, в Светлый понедельник, в нашем селе был заложен храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Чин закладки храма возглавил епископ Лысковский и Лукояновский Силуан в сослужении клириков епархии.

Обращаясь к верующим, владыка напомнил, что строительство этой церкви — лишь первый этап возрождения духовной жизни села. В дальнейшем планируется возродить старинный Успенский храм, построенный еще в конце 17 века. В 2017 году я уже со своей семьёй начал посещать службы в новой церкви.

И я решил составить презентацию о моём любимом и дорогом селе Кириково, а вместе со своей учительницей – Нагорновой Натальей Викторовной, а она, оказывается, коренная жительница села Кириково, мы сочинили небольшое стихотворение о родном селе. На классном часе я выступил со своей презентацией о Кирикове перед своими одноклассниками, я заставил их задуматься над тем, что мы являемся патриотами своей страны, а начинается всё с малой родины.

Подводя итог своей работы, я хочу сказать, что я узнал много нового и интересного о селе Кириково и могу смело заявить, что у моего села многовековая история, и я им горжусь! А теперь строки о моём родном селе…

Село Кириково.

Село моё родное

Кириковом зовётся,

Здесь небо голубое

И здорово живётся.

Отныне есть два Храма,

И люди вереницей

Идут на службы здешние,

Чтоб Богу помолиться.

Пейзажи всюду чудные

На радость человеку,

А нашему селению

Не два или три века.

Здесь Сундовик чудесный,

В нём хочется купаться,

В лесу грибы и ягоды,

Родник – воды набраться.

Ансамбля песни звонкие

Слышны на всю округу.

Здесь люди очень добрые

И радуют друг друга.


Список литературы


Алексей Толстых « Лысковский Топонимическо - краеведческий словарь». Нижний Новгород .2007 г.

«Лысковский район» Иллюстрированный каталог памятников истории и культуры. Нижний Новгород. Издательство « Кварц» 2016 г

Е.В.Вантеев. «В самом сердце Русской равнины». Издательство Нижегородского госуниверситета имени Н.И.Лобачевского. 2010 год

Сайт центральной библиотеки им. Ф.Г. Сухова «История нашего края»


Приложение.

t1591232474aa.png

t1591232474ab.png

t1591232474ac.png



t1591232474ad.png

t1591232474ae.png

t1591232474af.png











t1591232474ag.png

t1591232474ah.png

t1591232474ai.png

t1591232474aj.png

t1591232474ak.png

t1591232474al.png









t1591232474am.png




t1591232474an.png

t1591232474ao.png
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Работу выполнял ученик Карташов Евгений под руководством заместителя директора по ВР Нагорновой Натальи Викторовны

4 June 2020

Сборник методических разработок и педагогических идей