12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горшкова Ксения376
Россия, Свердловская обл., Лесной






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 71»






Проект

«Великая Отечественная война – страницы памяти моей семьи…»



Выполнил: Горшков Александр,

ученик 3 «Б» класса

Руководитель: учитель начальных классов Ивкина О.А.

Сопровождение: мама Горшкова К.В.

















г. Лесной 2023 г.


Содержание


Введение …………………………………………………………………............3

Основная часть…………………………………………………………….........5

Семейная память как составная часть историко-культурного

наследия……………………………………………………………

Довоенные годы жизни Мезрина Николая Павловича………7

Боевой путь моего прадеда ……………………………………….........8



Послевоенная трудовая деятельность………………………….....12

Заключение………………………………………………………………..........13

Список использованных источников ……………………………….15

Приложение ……………………………………………………………...........16

Введение

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

(А. Твардовский)

На каникулы нам было дано задание от учителя – посмотреть фильм «Офицеры». «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой...», - такие слова я услышал в песне из фильма «Офицеры». Песня звучит, а я подумал о том, что в нашей семье тоже был свой герой, участник Великой Отечественной войны. Это мой прадедушка по папиной линии – Мезрин Николай Павлович.

Тема исторической памяти, правдивой истории жизни участников Великой отечественной войны является актуальной по нескольким причинам.

Во-первых, каждый год 9 мая наша страна празднует День Победы. Это тот самый день, когда советский народ одержал великую победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны. Наша страна, наши солдаты доказали своё право на жизнь, на свободу и на мир!!!

Во-вторых, к сожалению, все меньше остается в живых ветеранов, поэтому важная задача потомков – собирать, изучать и хранить материалы о людях, защищавших нашу Родину.

В-третьих, я считаю, что каждый человек должен знать свою родословную: судьбу своих дедов и прадедов, а затем свои знания передавать будущим поколениям.

В-четвертых, в мире информационных технологий многие люди стали забывать о прошлом своей семьи и страны. Обращение к семейной памяти может помочь, вернуть в нашу жизнь понятия добра и любви, ответственности и верности.

Проблема: я понимаю, что прошло много лет со времён Великой Отечественной войны, но никто из участников этой войны не должен быть забыт!!!

Гипотеза: культурные ценности страны будут сохранены, если каждый человек будет знать и помнить об истории своей семьи, о выносливости и стойкости наших предков и передавать это по наследству.

Цель моей работы: изучение биографии и жизненного пути моего прадедушки – ветерана Великой Отечественной войны Мезрина Николая Павловича, а также передача опыта от старшего поколения к младшему.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- определить значимость семейной памяти как основы нравственного воспитания подрастающего поколения;

изучить историю жизни прадедушки Мезрина Н.П. через общение с родственниками;

собрать и систематизировать материал о том, как жил мой прадедушка во время Великой Отечественной войны, какой вклад он внес в приближение Победы;

- узнать дальнейшую судьбу моего прадеда в послевоенные годы;

- поддерживать семейную традицию – участвовать во Всероссийской акции Бессмертный полк как дань памяти погибшим и участникам Великой Отечественной войны;

- мотивировать сверстников к изучению истории их семей.


Этапы работы над проектом:

1. Организационно – подготовительный: выдвижение идеи; определение темы гипотезы, поиск информации, планирование своей деятельности.

2. Поисковый: анализ домашнего архива (фотографий, медалей, воинской книжки), интернет – ресурсов, рассказы дочери ветерана; обработка полученной информации.

3.Итоговый: оформление результатов в виде познавательно-исследовательской работы.

Методы исследования:

- поисковый;

- аналитический;

- описательный

Основная часть

Глава 1.

Семейная память как составная часть историко-культурного наследия

Семейная, родовая, фамильная память - это совокупность духовных   и материальных ценностей, накапливаемых, сохраняемых и передаваемых как эстафета в семье от поколения к поколению.

Многообразие семейной памяти безгранично. Это могут быть книги или семейная библиотека, отдельные фотографии или альбомы, документы, награды, картины, коллекции, письма… 

Семейная память – это также устоявшиеся и неизменные традиции, воспоминания...    Это и родовые черты: гордость, стойкость, стремление к совершенствованию, желание познать новое… Семейная   память   хранит   жизненные   уроки, содержит     основы нравственного воспитания   молодого   поколения, ставит   задачи отдельным членам семьи, всей семье, а иногда и не одному поколению.

Пришло время, когда и я начал интересоваться историей моей семьи, из бесед с родственниками мне приходилось многое слышать о моих прадедушках и прабабушках, об их жизни в те нелегкие годы, годы войны. То, что я уже услышал и узнаю по сей день, вызывает у меня чувство гордости и благодарности. Я родился в счастливое, мирное время, но много слышал о войне, ведь горе и беда не обошли стороной ни одну семью нашей страны…

Я узнал, что у меня был замечательный прадед, который участвовал в Великой Отечественной войне. Однажды бабушка Софья показала мне его фотографии в семейном альбоме. Мне захотелось самому собрать материал из архивов о моём прадедушке и рассказать о нем.  

С моими родителями мы рассмотрели и изучили сохранившиеся в семье документы, фотографии, нашли новые   архивные   данные в интернете: https://vk.com/wall-160741265_6325 статья в ВК - информация об учителях-фронтовиках, с огромным интересом я прочел статью о прадедушке Николае Павловиче на сайте МУК «Увинский историко-художественный музей» к Дню памяти и скорби http://uvamuseum.blogspot.com/search?q=Мезрин, побывали на Родине моего прадеда поселке Ува.

Передо   мной   развернулась   связная   картина   жизни Николая Павловича Мезрина, которому я являюсь правнуком.          

Глава 2.

Довоенные годы жизни Мезрина Николая Павловича

Мой прадедушка Николай Павлович родился 7 марта 1920г. в городе Ижевск. Его отец, Павел Артемьевич, был офицером царской армии. Мать, Евдокия Леонтьевна, простая крестьянка.

Окончив среднюю школу, прадед поступил в Удмуртский педагогический институт на физико-математический факультет. Учился Николай Павлович хорошо, активно участвовал в самодеятельности.
По призыву комсомола с 3-го курса вместе с другом Усковым Яшей прадед поступил в Вильнюсское пехотное училище. Летом курсанты жили в лагерях у самой границы страны.

И вдруг … Народ содрогнулся, услышав строки, бьющие прямо в сердце: «Сегодня, 22 июня 1941года, в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза».

Война…

Глава 3. Боевой путь моего прадеда

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Учебный лагерь был обстрелян фашистскими самолётами. Курсанты в неравном бою с большими потерями отступали. Всё горело…

Николая Павловича назначили командиром пулемётной роты. Им был дан приказ: «Продержаться на позиции 2 часа! Не отступать!!!». Они стояли на смерть 3 часа… От роты остался жив только прадедушка. Тяжело раненого взрывной волной его откинуло в глубокую яму. Чудом прадеду удалось спастись. Помогли местные жители, которые обработали ему раны, переодели в штатскую одежду, кормили и ухаживали, скрывая военного курсанта. В местной больнице прадеду сделал операцию хирург, который был оставлен для подпольной работы в тылу врага.

Однажды немцы стали сгонять в больницу пленных солдат, офицеров, местное население. Затем всех построили в колонны и погнали в концлагерь (вблизи города Борисов). Николаю Павловичу на костылях помогали идти пленные. Измученных людей пригнали в бараки. Условия были ужасные – кормили баландой, крупинками кукурузных зёрен. Нужна была какая-нибудь посуда для получения пищи. Николай Павлович сползал к солдатской помойке и нашёл там жестяные банки, которые приспособил для баланды.

Однажды привезли телегу гречки и высыпали на землю. Пленные с жадностью начали есть. Крупа в желудках разбухала, и люди умирали в страшных муках… Николай Павлович брал крупу в рот, высасывал из неё всё, что мог и выплёвывал, поэтому остался живым.

По утрам немцы выводили пленных в лес на заготовку дров. Николай Павлович с другом вызвались набрать хворост. Им выдали топоры, и они углубились в лес… Отойдя подальше, не задумываясь бросили топоры и побежали... Стоял утренний туман. Хорошо, что у конвойных не было собак, поэтому пленных не смогли поймать. Была поздняя осень 1941 года. По тонкому льду, проваливаясь под воду, беглецам удалось добраться до деревни.

Местные жители боялись пустить беглецов в дом, так как за это фашисты расстреливали всю семью. И только староста деревни Евдоким Сапега помог им: накормил, сделал справку о временном проживании, которая давала возможность передвигаться по оккупированной территории. Одетый в рваную одежду, опираясь на палку, прадед отправился по деревням. Цель была одна – отыскать бывших военных и пробиваться к нашим! Ему удалось собрать небольшую группу и отыскать в Белорусских лесах партизанский отряд Бобруйской бригады, которой командовал Герой Советского Союза – Виктор Ильич Ливенцов.

Николая Павловича включили в особо засекреченную группу диверсантов-подрывников, командиром которой был Павел Иванович Кожушко. Группа состояла из 12 человек. Настоящих имён друг друга они не знали. Прадеду дали кличку «Утёнок», наверное, из-за его хромоты. Группа подрывников взорвала 20 составов с вражеской техникой и военными.

В одном из писем, адресованных боевому другу, командир партизанского отряда писал: «Помнишь разгром под новый 1943год у восточного семафора станции Татарка под Осиповичами? 343 убитых и 45 раненых фашистов… А ведь боевой снаряд устанавливал ты, Коля… Здорово ты установил! Давай будем вспоминать об этом взрыве каждый вечер 31-го декабря!».

Николай Павлович был не только отважным партизаном, но и очень заботливым, любящим и нежным. Об этом свидетельствуют письма-треугольники, адресованные маме Евдокии Леонтьевне Мезриной. Эти чудом сохранившиеся, пожелтевшие от времени письма, его мама читала и перечитывала десятки раз. «Здравствуй, дорогая и любимая Мама! Спешу передать тебе привет из далёкой Белоруссии. Я нахожусь сейчас в немецком тылу. Мама, что я, твой сын, есть красный партизан. Я был ранен на фронте и раненый остался на территории, занятой немцами. 3 месяца был в больнице под наблюдением наших русских врачей, затем фашисты направили меня в лагерь военнопленных в г. Борисов. Через месяц я убежал из плена и сейчас нахожусь в партизанском отряде. Мама, нас здесь много, мы успешно боремся с гадами немцами, которые бьют людей и жгут сёла. Весь народ поднимается на борьбу с фашистами.

Мама, не горюй, твой любящий сын жив и здоров. Живи, Мама, встретимся может быть скоро!

Привет всем родным и знакомым. Твой любящий сын Николай Мезрин».

17 июля 1942 года

Николай Павлович, как и другие солдаты, партизаны ждали поддержки от близких, и сами хотели рассказать родным, что враг будет побеждён.

«Мама, мы находимся в тылу у немца, но мы связаны с вами. Это письмо перенесёт через фронт наш советский самолёт. Живи спокойно, надейся и трудись. Мы победим! Мы скоро встретимся. Твой Коля Мезрин».

В одном из боёв прадед был тяжело ранен. Разрывная пуля попала в малоберцовую кость. Раненого прадеда смогли эвакуировать только спустя 2 недели. Прооперировали и лечили его в Москве, в Тимирязевской академии, затем отправили долечиваться в Нижний Тагил.

Ровно год, с мая 1942г. по май 1943 г. прадедушка был в партизанском отряде. За храбрость и мужество, проявленные в боях, Николай Павлович Мезрин награждён орденами «Красного знамени» (№ 330315), «Отечественной войны 2 степени» (« 870392), тремя орденами «Красной звезды», медалью «Партизан ВОВ», а также медалью «Ветеран педагогического труда».

Мой прадед, Николай Павлович мечтал вернуться на фронт, но врачи госпиталя комиссовали его, дали группу инвалидности. Летом 1943г. он вернулся на костылях к родным в посёлок Ува.

В этом же году начал работать учителем физики и математики в Увинской средней школе, директором которой был Василий Александрович Сухомлинский. Николай Павлович очень любил музыку, играл на многих музыкальных инструментах, создал большой хор учащихся, который выступал перед ранеными бойцами в двух госпиталях посёлка Ува.

В книге школьных приказов есть такая запись:

«Приказ № 222 по Увинской средней школе от 23.02.1944г.

За хорошую организацию внеклассной работы (организация выступлений в госпитале, организация хорового кружка) учителю Мезрину Н.П. объявляю благодарность с занесением в трудовую книжку.

Директор школы – В.Сухомлинский».

После отъезда на Украину В.А.Сухомлинского, прадедушка был назначен директором Увинской средней школы. В этой же школе учителем начальных классов работала моя прабабушка Зинаида Васильевна. Их объединила любовь к детям, творчеству, музыке…

И вот наступило 9 мая 1945 года. В этот долгожданный день, спустя долгих 4 года, наши солдаты и мирные жители праздновали Великую Победу… Победу над фашизмом!!!

Глава 4. Послевоенная трудовая деятельность

В послевоенные годы прадед продолжал работу в Увинской средней школе. Он также активно занимался творческой самодеятельностью.

В 1948 году Николай Павлович женился на моей прабабушке - Зинаиде Васильевне Галимовой, которая стала ему верной женой, другом на всю жизнь. Прабабушка работала учителем начальных классов, а затем заведующим детским комбинатом №4. Свою жизнь она посвятила детям и мужу.

Супруги Мезрины воспитали двоих детей: Александра и Софью. Вместе с женой Николай Павлович занимался театральной самодеятельностью, играл на многих музыкальных инструментах, они пели дуэтом на концертах…

Находясь уже на заслуженном отдыхе, Николай Павлович часто приходил в школу, выступал на торжественных мероприятиях, классных часах. Для молодых учителей он был наставником и другом.

Николай Павлович умер 29 марта 1994 года. Ему было 74 года. Память о нём жива в воспоминаниях родных и близких, а также краеведческом музее посёлка Ува в письмах, фотографиях, хрониках, оформленных на стенде, посвящённом героям Великой Отечественной войны http://uvamuseum.blogspot.com/search?q=Мезрин.

Заключение

Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия! Вот и в моей семье есть участники Великой Отечественной войны. И я буду всегда помнить и гордиться своим бесстрашным прадедушкой, и учиться у него любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию.

Мой прадед говорил своим детям Александру и Софье, и внукам Андрею, Наташе, Оле и Саше (моему папе): "Не забывайте о том, что мы живы благодаря подвигу людей, воевавших и погибших во время Великой Отечественной войны за наше мирное небо над головой!".

Отгремели взрывы, отгремели,

Родину спасти они сумели.

Нелегко далась им та победа,

За неё «спасибо» скажем дедам.

Мы, дети XXI века, не хотим жить для войны. Мы хотим учиться в школе, играть с друзьями, учиться, мечтать… Я не видел своего прадеда, он умер раньше, чем родился я, но память о нём живёт в сердцах его детей, внуков и правнуков. Мы не имеем права его забыть...

Поэтому в нашей семье теперь есть такая традиция – ежегодно участвовать во Всероссийской акции Бессмертный полк как дань памяти погибшим и участникам Великой Отечественной войны. В связи с нынешней ситуацией во всём мире из-за COVID-19 и ограничениями с проведением массовых мероприятий последние два года акция Бессмертный полк проходит в онлайн-формате, и мы в ней тоже участвуем. Вместе с родителями мы также на сайте https://www.zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_15/128-spiski-nagrajdonie-za-dobl-trud-VOV-128/2771.htm, www.podvignaroda.ru, нашли информацию о наградах моего прадеда и исторический документ – наградной лист 1947г., подтверждающий мужественность и храбрость моего прадеда. Поэтому считаю, что жизнь моего прадедушки – это пример честного служения своему Отечеству, народу, нам!

Гипотеза доказана: человеку необходимо обращаться к семейной памяти, изучать свои корни. Они питают и защищают в жизни, дают ощущение жизненной устойчивости и целесообразности, дают стимул для дальнейшего роста.

Истоки семейной памяти заключаются в постоянном взаимодействии младшего и старшего поколения, в передаче семейных традиций и ценностей. Без знания своих корней, деяний прошлых поколений рвется нить, связывающая эпохи, рушится преемственность поколений. Мы должны гордиться своими предками, чтобы расти на их примере! Поэтому с ребятами моей школы и своими одноклассниками я принял участие в школьной акции «Книга памяти». Так храня и почитая память о наших предках, их жизненном пути, их стойкости и мужестве, мы не забываем свои корни, учимся их жизнелюбию, любви к Родине и близким… А самое главное - учимся у своих предков быть настоящими людьми, любящими, чувствующими и знающим цену мира и свободы!

Список источников и литературы

1.Таборко В.А. Летопись Великой Отечественной. 1941-1945: Краткая иллюстрированная история для юношества. М.: Мол.гвардия, 1985.

2. Память народа. 1941-1945// Архипов В.Ф. URL.: https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero82469406/?backurl=%2Fheroes%2F%3Fadv.Дата обращения 26 ноября 2023 г.

3. Электронный банк документов «подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» URL.: https://http://www.podvignaroda.ru/?#id=80631596&tab=navDetailManAward

4. Фотографии, письма семейного архива семьи Мезриных.

5. Подшивалов А.А. Биография моего посёлка. Ижевск, Удмуртия, 1974.

6. Книга приказов по Увинской средней школе за 1939-1947 годы. Приказ № 222 от 23.02.1944г.

7. Земска М. Семья и личность. М., 2006. – 158с.

8. Блажес В.В. Из уст в уста. Традиции семьи // Свердловск, 2008. С.103-110.













Приложенияt1712983212aa.jpg



t1712983212ab.jpg







t1712983212ac.jpg





t1712983212ad.jpg







t1712983212ae.jpg







t1712983212af.jpg







t1712983212ag.jpg







t1712983212ah.jpg



t1712983212ai.jpg







t1712983212aj.jpg





t1712983212ak.jpg









t1712983212al.jpg





t1712983212am.jpg





t1712983212an.jpg







t1712983212ao.jpg







t1712983212ap.jpg











t1712983212aq.jpg







t1712983212ar.jpg





t1712983212as.jpg









t1712983212at.jpg







t1712983212au.jpg





t1712983212av.jpg



t1712983212aw.jpg





t1712983212ax.jpg











t1712983212ay.jpg

t1712983212az.pngt1712983212ba.png

t1712983212bb.png







Автор материала: А. Горшков (3 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Елена Гаврииловна Гончарова, 13.04.24 в 07:57 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал и предоставленные документальные материалы!
Горшкова Ксения, 13.04.24 в 08:03 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв! Когда младший сын заинтересовался темой прадедов, историей семьи, то старший тоже не остался в стороне. Он написал "Письмо в прошлое" - как бы разговор с прадедом и его напечатали в газете.
Потамошнева Наталья Алексеевна, 13.04.24 в 09:01 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за Ваш труд по сохранению памяти!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.