12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ванчугова Светлана Михайловна10372
В профессии уже более 30 лет. Люблю свою работу и своих учеников
Россия, Кировская обл., советск
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №1 города Советска Советского района

Кировской области






Проектная работа



«Чудо – соль»



t1606833702aa.jpg




Автор работы: ученик 4б класса

Антаков Александр

Работа выполнена под руководством

учителя начальных классов

Ванчуговой Светланы Михайловны

Адрес учреждения:

613340, г. Советск Кировской области

ул. Карла Либкнехта, 24



Советск 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ





Введение

3 – 4

Основная часть.

5 – 12


Теоретическая часть. Что представляет собой соль, история соли, природные месторождения соли, её виды, свойства и применение.

5 – 10


Практическая часть

11 – 12

Заключение

13 – 13

Список литературы

14 – 14

Приложения

15 – 20



ВВЕДЕНИЕ

Среди всех природных минеральных солей,

самая главная та, которую мы называем

просто «соль»

А.Е. Ферсман


Соль – жизненно важное вещество. Но многие люди считают, что соль – это «белая смерть». Человек приправляет свою пищу солью, кто – то больше кто – то меньше, и без этой приправы не может обойтись. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. И даже в 21 веке люди не могут обойтись без неё.

Я уже узнал, что история соли насчитывает не одну тысячу лет, оказалось, что соль – необходимый строительный материал для человеческого организма. Более того, все млекопитающие на нашей планете в том или ином виде потребляют соль. Многие вещи вокруг нас – стёкла в окнах, лаки и краски, кожа для обуви, ткани для одежды, некоторые лекарства, мыло, и масса всего прочего существуют только благодаря участию обычной поваренной соли на многих этапах производства этих продуктов. Соль – это важный минерал, которой можно изучать и изучать. Я так же узнал свойства соли, проделал несколько опытов, из которых сделал вывод, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи и так же хорошее чистящее средство. Сейчас я хочу узнать, можно ли использовать соль в творчестве.

Актуальность: заключается в том, чтобы найти интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения – это соль. С малых лет мы знаем вкус соли, без которой пища кажется не вкусной. Соль важна для организма человека, не зря в древности она ценилась на вес золота.

Гипотеза:  Предположим, что соль не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.

Проблема: Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы ничего не знаем.

Цель: Доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для творчества.

Задачи:

Подобрать и изучить материал по данной теме.

Изучить исторические сведения о соли.

Узнать о значении соли в жизни человека.

Доказать, что соль интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.

Сформировать выводы.

Объект исследования: Соль.

Предмет исследования: Соль и использование её в творчестве.

Методы исследования: Сбор информации, эксперимент, изучение литературы.

План проектной деятельности:

познакомиться со специальной литературой по теме «чудо – соль»;

изучить исторические сведения о соли, узнать о составе и свойствах соли;

узнать о значении соли в жизни человека;

попробовать выполнить творческие работы используя соль;

сделать выводы;

выступить с проектной работой перед друзьями в классе.

Основная часть.

Теоретическая часть. Что представляет собой соль, история соли, природные месторождения соли, её свойства и применение.

Что представляет собой соль

Слово "соль" произошло от латинского слова "sal", которое происходит от греческого термина "hals" – означающего "море", но само происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь; "идти посолонь" (старинное выражение, ещё бытующее кое – где) – означает: "идти по Солнцу". Это минерал, который является основным питательным веществом для существования жизни, а также одним из наиболее важных промышленных сырьевых минералов. Многовековая борьба человека за пищевую соль была лишь длинным прологом к подлинной истории соли. История, которая начинается с тех пор как люди узнали что такое соль, и когда успехи химии показали, что поваренная соль является необходимым сырьём для многих отраслей промышленности. Произошло это всего лет двести назад… Чистая поваренная соль – бесцветное, не поглощающее влагу из воздуха, кристаллическое вещество, растворимое в воде и плавящееся при 801° С. Соль состоит из отдельных твёрдых крупинок. Они бесцветны и прозрачны, как стекло. Но если сложить в кучу много кристаллов, то соль приобретает белый цвет. (Приложение 1.Рис.1,2) В природе поваренная соль встречается в виде минерала галита – каменной соли. Слово «галит» происходит от греческого «галос», означающего и «соль», и «море». Основная масса галита чаще всего находится на глубине 5 км под поверхностью земли. Однако давление слоя горных пород, расположенных над пластом соли, превращает её в вязкую, пластичную массу. «Всплывая» в местах пониженного давления кроющих пород, пласт соли образует соляные «купола», выходящие в ряде мест наружу. (Приложение 1.Рис.3).

История соли.

Если обратиться к истории, то можно убедиться, насколько ценным было это вещество для человека. Соль поваренная является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли осуществлялась ещё за 3-4 тысячи лет до нашей эры в Ливии. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы. (Приложение 2.Рис.4). В России ещё в 16 веке известные русские предприниматели Строгановы самые большие доходы получали от добычи соли. Строгановы были самыми крупными солеварами. Жили они в Пермском крае. Прикамье было очень богато на выходы соленой грунтовой воды. Именно соль и прославила в то время Пермский край на всю Россию. Оттуда и с предгорий Урала соль отправлялась в Москву, Казань, Нижний Новгород, Калугу, даже за границу.

Соль была очень дорогим товаром. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска соли в Абиссинии можно было купить раба. Соль подавали на стол, как признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей, прочие же расходились «не солоно хлебавши». Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Латинское слово “salarium” и английское слово “salary”, означающие «жалование» и «зарплата» – имеют «солевое» происхождение. По своей ценности соль приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили жалование солью. Отсюда и произошло слово «солдат». Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестаёт играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют соль не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.

Природные месторождения соли.

Вся соль на нашей Планете тем или иным образом происходит из мирового океана: пересохшие моря, солёные озера и пр. (Приложение 3.Рис.5). Соляные пласты могут располагаться и под землёй (глубина их залегания может достигать) более 1 км, и на поверхности — в этом случае они часто образуют соляные озера. (Приложение 3.Рис.6). Соль, находится в природе уже в готовом виде. Но особенно её много в морской воде и в солёных озёрах, в больших массах она встречается  в виде твёрдой каменной соли. Подсчитано, что в морской воде всех морей и океанов содержится столько соли, что она  могла бы покрыть весь земной шар пластом толщиной в 45м. На долю поваренной соли приходится большая часть. Одной из самых величественных природных «лабораторий» является залив Каспийского моря – Кара-Богаз-Гол (Туркмения). Этот залив отделен от моря длинной косой, и только, узенький пролив ещё соединяет его с морем. Ни одна река не впадает в Кара-Богаз. Кругом лежит безводная степь. Сухой степной ветер и палящее солнце быстро испаряют воды, и если бы в залив не притекала вода из моря, то Кара-Богаз давно бы высох. Вода его не похожа на обычную морскую воду. Это густой соляной раствор, в котором концентрация солей в двадцать четыре раза больше, чем в Каспийском море. Самое большое озеро, из которого теперь добывается поваренная соль в России – это Баскунчак. По величине оно уступает только озеру Эльтон, расположенному на севере приволжской степи. Впрочем, оно не всегда похоже на озеро. Его глубина не превышает полуметра. Да и то лишь зимой и ранней весной. А летом вода испаряется, озеро мелеет и наконец, совсем высыхает, покрываясь белым пластом соли. Несколько миллионов тонн соли добывается здесь ежегодно. Третий источник соли — это минеральные воды, выходящие на поверхность земли из ее глубин. Протекая под землёй среди различных горных пород, вода растворяет в них легкорастворимые соли и снова втягивает их в круговороты подземных и надземных странствований. Человек, животные и растения, поглощая необходимую им соль, также участвуют в этом круговороте.

Существует 4 вида соли:

1 каменная (добывают из осадочных пород), каменную соль добывают 3-мя способами: карьерами (если соль расположена не очень глубоко) и шахтами, если соль погребена глубоко, и подземным растворением – если пласты маломощные и часто переслаиваются пустой породой. Кроме того, добывают и природные подземные рассолы и их вываривают. (Приложение 4.Рис.7).

2 выварочная (выпаривают из морской воды), добывают с помощью системы бассейнов, соединённых каналами, из которых постепенно отводят воду. В каждом бассейне отлагается один из эвапоритовых минералов, последовательно, от труднорастворимых до легкорастворимых соединений. (Приложение 4.Рис.8).

3 самосадочная (отлагается сама), самосадочную соль добывают в озёрах. (Приложение 4.Рис.9).

4 садочная (выращивают люди). (Приложение 4.Рис.10).

Виды, свойства и применение соли.

На сегодняшний день существует множество видов соли. Среди них есть классический и экзотические. Экзотические виды соли используются в разных кухнях мира, среди них вулканическая индийская соль, гималайская розовая, французская копчёная и многие другие. Такие продукты отличаются оттенками и наличием специфических привкусов. Классические виды давно вошли в наш рацион. Они издавна и по сей день применяются при приготовлении пищи и создании различных лекарственных и косметических средств:

Каменная соль – обычная соль без особых примесей.

Йодированная соль – натрий хлор, который искусственно обогащают йодом, он очень популярен в регионах, где люди страдают йододефицитом.

Фторированная соль – обогащается фтором полезна для зубов.

Диетическая соль отличается сниженным содержанием натрия, из-за чего имеет немного другой вкус.

Соль не вырабатывается организмом самостоятельно, но имеет очень важное значение в обменных процессах. Хлор нужен для синтеза соляной кислоты в желудке, а также других веществ, которые отвечают за расщепление жира. А натрий обеспечивает корректную работу мышц и нервной системы, он влияет на состояние костей и усвоение питательных веществ толстым кишечником. Соль участвует в обменных процессах на уровне клеток, благодаря ей ткани получают необходимое количество элементов. Натриево – калиевое соединение отвечает за проникновение аминокислот и глюкозы через клеточную мембрану. Кроме того, пищевая соль обладает отличными антибактериальными свойствами. Она является эффективным защитником от вредоносных бактерий. Ещё одно полезное свойство соли состоит в том, что она усиливает вкус продуктов, способствуя увеличению удовольствия от их потребления и аппетиту.

Продукт широко используют в различных областях. Одна из самых популярных сфер применения – кулинария. В кулинарии соль – это важная составляющая практически всех блюд. Она входит в состав мясных и овощных, основных блюд и десертов. Кроме того, с ее помощью консервируют продукты, и для придания особого вкуса, и для сохранения их до следующего урожая. Хлористый натрий убивает бактерии, благодаря чему засоленная еда долгое время остаётся пригодной для употребления. Ещё одна значительная сфера использования пищевой соли – медицина (сюда также можно включить косметологию). На основе соляных растворов готовятся различные препараты. Кроме того, само вещество используют для того, чтобы улучшить состояние человека или животного. При простудах, ангине и других заболеваниях верхних дыхательных путей часто рекомендуют периодические солевые полоскания. Чтобы избавиться от затяжного насморка и избежать гайморита, врачи советуют делать прогревания: соль насыпают в мешочек и подогревают на сковороде, затем мешочек прикладывают к переносице. Натрий хлор используют для укрепления ногтей, а также для приготовления косметических средств. Злоупотребление пищевой солью может привести к неприятным последствиям. Избыток натрий хлора способствует повышению давления, развитию заболеваний почек и сердечнососудистой системы. Он приводит к появлению головных болей, отёчности, а кроме того, к неправильной работе нервной системы. Большое количество соли в организме может стать причиной развития катаракты и многих других недугов. Следует снизить употребление соли при заболеваниях печени, почек, сердечно – сосудистой системы, ожирении, ревматизме и воспалительных процессах. Нужно понимать, что сама по себе соль не токсична, но с ней, как и с любым другим веществом, не стоит перебарщивать. Недостаток соли также может плохо сказаться на развитии и функционировании организма. В этом случае могут возникнуть значительные проблемы с пищеварением, работой мышц, кровеносной и нервной системы. Старайтесь поддерживать баланс и не употреблять соли меньше или больше суточной нормы.


Практическая часть

Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы я провожу опыты.

Опыт 1 – Стакан с солью.

Для проведения опыта мне понадобились: Стакан (можно взять банку), соль, гуашь.

Сначала в стакане или банке разводим гуашь в воде, затем в разведённую краску насыпаем соль и всё это перемешиваем.

Полученную смесь перекладываем в ёмкость, что бы соль высохла, я сделал из фольги тарелки и положил туда полученную смесь.

У меня получилось шесть цветов, всё это мама поставила в разогретый духовой шкаф, когда вода испарилась и соль высохла, мы её достали и оставили остывать.

Когда соль высохла, она стала комком, и что бы она стала пригодной для опыта, я её размял и положил каждый цвет в отдельную ёмкость.

Теперь я взял прозрачный стакан и воронку для равномерного насыпания соли и начал собирать цвета (слой за слоем, до самого верха).

После сборки слоёв я ещё решил по экспериментировать взял спажку и начал протыкать соль у стенок стакан, и у меня получился красивый рисунок.

Вывод: цветную соль можно применять при украшении интерьера. Результаты представлены на рис. 11 – 19 (Приложение 5).

Опыт 2 – Солёное тесто.

Для проведения опыта мне понадобились: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 125 мл воды (рецепт солёного теста).

Сначала нужно растворить соль в воде (лучше взять тёплую воду, тогда соль быстрее растворится).

Затем постепенно всыпать в соляной раствор муку и всё тщательно перемешать.

Выложить полученное тесто на стол и вымесить его, что бы тесто было упругим.

Из полученного теста начинаем лепить.

Вывод: соль сделала тесто твёрдым, тесто способно держать форму. Результаты представлены на рис. 20 – 29 (Приложение 6).

Опыт 3. Картина из соли.

Для проведения опыта мне понадобились: Соль, картон, клей ПВА, кисточка, краски.

Для начала берём картон и начинаем рисовать рисунок клеем.

Затем берём соль и засыпаем её рисунок из клея (нужно это делать всё быстро иначе клей высохнет и ни чего не получиться), после чего картину оставляем до полного высыхания.

Когда клей высох, остатки соль стряхиваем и начинаем картину раскрашивать красками (лучше краски сильно в воде не разводить иначе краска после соприкосновения с солью расплывается).

Когда краска высохнет, картину лучше всего обработать лаком для волос, что бы соль не осыпалась.

Вывод: соль можно использовать при написании картин. Результаты представлены на рис. 31 – 34 (Приложение 7).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, я попробовал использовать соль в творчестве и у меня это получилось.

Для приготовления теста для лепки мне понадобилась соль, вода, мука и немного терпения. Из этого теста можно сделать плоские и объёмные фигуры, маленькие и большие. Солёное тесто – самый экологический материал для лепки. Так же у меня получилось нарисовать картину из соль и сделать красивую поделку.

Соль – единственный минерал, который человек употребляет в пищу. При более внимательном изучении соли я узнал, что соль не только улучшает вкус блюда, но так же может и приносить пользу организму. Так же я понял, что соль – это не только важный пищевой продукт, но и незаменимый помощник человека в других сферах жизни, который можно дальше продолжать изучать ни один год подряд.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Ю.Р.Васильев «Занимательное природоведение», М., «Омена», 1997 г.

Энциклопедия для детей. Москва, Аванта, 2009

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 2009.

Энциклопедия «Я познаю мир», М.:АСТ «Астрель», 2009.

Я познаю мир. Детская энциклопедия: химия. Автор-составитель Л.А. Савина. АСТ,1997 г

Книга вопросов и ответов Что? Где? Почему? Москва ЭКСМО 2002 г

Курланский Марк. Всеобщая история соли.- М.Ж Колибри, 2007

Песков В.К. Окно в природу: Щепотка соли – М., -2000г.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

Соль – вред или польза?

http://prodobavki.com/modules.php?name=articles&article_id=151
















ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

t1606833702ab.jpgt1606833702ac.png

Рис. 1 Рис. 2

t1606833702ad.jpg

Рис. 3

Приложение 2

t1606833702ae.jpg

Рис. 4

Приложение 3


Рис. 5 Рис. 6t1606833702af.jpgt1606833702ag.jpg

Приложение 4

t1606833702ah.jpgt1606833702ai.jpg

Рис. 7 Рис. 8

t1606833702aj.jpgt1606833702ak.jpg

Рис. 9 Рис. 10



Приложение 5

t1606833702al.jpgt1606833702am.jpgt1606833702an.jpg

Рис. 11 Рис. 12 Рис. 13

t1606833702am.jpgt1606833702ao.jpg

Рис. 14 Рис. 15

t1606833702ap.jpg

Рис. 16

t1606833702aq.jpgt1606833702ar.jpgt1606833702as.jpg

Рис. 17 Рис. 18 Рис. 19

Приложение 6

t1606833702at.jpgt1606833702au.jpgt1606833702av.jpg

Рис. 20 Рис. 21 Рис. 22

t1606833702aw.jpgt1606833702ax.jpgt1606833702ay.jpg

Рис. 23 Рис. 24 Рис. 25

t1606833702az.jpgt1606833702ba.jpgt1606833702bb.jpg

Рис. 26 Рис. 27 Рис. 28

t1606833702bc.jpg

Рис. 29

Приложение 7

t1606833702bd.jpgt1606833702be.jpgt1606833702bf.jpg

Рис. 30 Рис. 31 Рис. 32

t1606833702bg.jpgt1606833702bh.jpg

Рис. 33 Рис. 34













21



Автор материала: А. Антаков (4 класс)
Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.