12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зинаида Григорьевна665
Учитель начальных классов. Живу под девизом "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот,трудно".
Россия, Пермский край, Пермь
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»
9

Проектно-исследовательская работа «Соль-чудесный материал»



Выступление А. Максима

На занятии кружка «Юный исследователь»

 

Актуальность работы заключается в том, что используя соль каждый день мы не замечаем, и не задумываемся, что – это очень интересный и необычный материал для изучения.

Опыты и исследования, которые я провел, могут использоваться на уроках окружающего мира, на занятиях кружка. Они интересны, доступны для младших школьников, как я, и познавательны.

Все началось с того, что мне подарили набор «Юный исследователь», я прочитал инструкцию и решил что-нибудь исследовать..

Подумал, а что я знаю о соли?

Много тысяч лет люди используют её в пище. Соль - минерал, без которого человек жить не может прожить. Соль хорошо растворяется в воде, она используется при приготовлении пищи. Это твёрдое вещество в виде кристалликов. Если подавить ложкой на крупинки соли, слышен скрип. Соль- белое кристаллическое вещество с соленым вкусом. Есть разновидности соли: мелкая, крупная, каменная, поваренная, цветная, морская.

А вот откуда она берётся?

Гипотеза: Если я, опираясь на познавательную и научную литературу, Интернет-ресурсы, свои наблюдения, проведу опыты и эксперименты с солью, то я расширю свои знания о соли – чудесном минерале, выявлю полезные и вредные качества соли для человека, животных и окружающей среды.

Цель: изучить нахождение соли в природе, способы её добычи, использование человеком.

Выявить свойства соли, её полезные и вредные качества для человека, животных и окружающей среды.

Задачи:

-найти и изучить исторические сведения о появлении соли в природе, способах её добычи;

- узнать, какую роль в природе играет соль;

-исследовать свойства соли опытным путём, для этого познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении опытов;

-проанализировать полученные результаты, подтверждающие гипотезу;

-оформить результаты исследования в презентации;

- выступить перед одноклассниками.

Мы с мамой подобрали в библиотеке познавательную, научную литературу и с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли.

Оказалось, что у соли очень интересная судьба:

- из литературы мы узнали, что источниками соли являются моря и океаны, соленые озера и ручьи. С древних времён соль добывали в залежах Мёртвого моря, оно считается самым солёным в мире. Также соль находится в природе, в виде залежей минерала галита, это – «каменная соль». Гигантские куполообразные глыбы, соляные горы, есть в недрах Земли, и на ее поверхности.

-В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге. Их сопровождали отряды воинов, чтобы соль не стала добычей разбойников.

Первое упоминание о добыче соли на Руси относится к 1137 году, когда князь Святослав Олегович повелел взимать с каждой солеварни налог солью. История добычи соли отражена не только в древних рукописях, но и в названиях старинных русских городов: Соликамск, Сольвычегодск, Усолье-Сибирское.

-Солью расплачивались вместо монет, из-за соли страны воевали друг с другом. В истории известны «соляные бунты».

-Происхождение слова «соль» связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил. Так возник обычай встречать с хлебом-солью. «Делить хлеб и соль» –значит дружить.

-Соль когда-то добывали вручную, с помощью лопаты и кирки, вывозили на верблюдах. Десятки тысяч рабочих безжалостно эксплуатировались солепромышленниками, погибали от болезней, жары и недоедания. В царской России, несмотря на богатые залежи соли, из-за примитивного способа добычи и транспортировки соли не хватало. Многие века она была источником обогащения торговцев и предпринимателей. К соли всегда относились уважительно, экономно.

-Современный солепромысел оснащен высокомеханизированной техникой. Солекомбайны добывают и погружают в вагоны по 300 тонн в час, заменяя 250-300 рабочих. Обслуживают такой комбайн всего 4 человека. Солекомбайн выполняет несколько операций: разрыхляет соляной пласт, всасывает образуемую при этом соль, обезвоживает её, дробит обезвоженную соль, неоднократно промывает её рассолом с целью устранения нерастворимых примесей и из солекомбайна соль отгружается .

Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись. Без соли – нет. Человек может выдержать без соли не более десяти суток, так как прекращается пищеварение. Животным тоже нужна соль. Хищники получают её с мясом и кровью добычи, травоядные ищут выступы соли и лижут их.

Интерес к этой теме возрос, и мне захотелось провести эксперименты и опыты с солью с целью изучения её особенностей, а также её свойств и качеств.

(слайды с опытами из презентации)


соль-чудесный минерал
PPTX / 1.37 Мб

Выводы:

Соль - минерал, без которого жизни просто быть не может.

-соль хорошо растворяется в воде, она используется при приготовлении пищи.

- люди используют благодатное свойство соли - спасать продукты от гниения.

-соль продукт, который может нанести вред здоровью человека.

- при испарении солёной воды образуются кристаллы

-полезны солевые обтирания или купания в соленой воде - морской, озерной.

-соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.

- белоснежные кристаллы необходимы и для получения ряда лекарств.

- соль используется в косметике,

-в жарких странах или горячих цехах, где рабочие вместе с потом теряют много соли, советуют пить не воду, а слабый раствор поваренной соли.

-соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

-соль добывают и в России, в том числе и в нашем Пермском крае.

-соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Я убедился, что соль чудесный минерал не только для использования ее человеком и животными, она интересна и доступна для исследования.

Литература:

1. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1978

1.Романовская А.Л. «Поделки из соленого теста», Минск «ХАРВЕСТ», 2006

2.Елена Рубцова «Фантазии из соленого теста», ООО «Из-во «Эксмо», 2008

3.Журнал «Азбука домоводства», ООО «ДПК», г. Дзержинск, 2009 г.

6.Ю.Р.Васильев «Занимательное природоведение», М., «Омена», 1997 г.

7.Т.Ю.Целоусова, Т.В.Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».3 класс. Москва. «Вако». 2004.с.51. Приложение к уроку «Разнообразие веществ»

8.Рабочая тетрадь к учебнику «Наша планета Земля» 2класс .А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Москва.Баласс.2011

Интернет-ресурсы:

1.«Занимательные опыты на кухне» - http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtm

2.«Страна Мастеров. Соль» - http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706

Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (1)

Лещёва Светлана Николаевна, 14.08.17 в 18:41 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересная работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.