12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Литвинова Вера Александровна201
3

Пётр 1- необыкновенная личность и великий преобразователь



СЛАЙД 1. Здравствуйте, меня зовут Левандовский Арсений. Я ученик 6А класса 285 школы. Я хочу представить свою исследовательскую работу на тему: «Петр I – необычная личность и великий преобразователь». Учитывая большое значение реформ Петра I для истории России и в связи с исполняющимся в 2022 году 350-летием со дня его рождения, я подумал, что тема моей работы будет очень интересна. 

СЛАЙД 2. Петр I родился 30 мая 1672 года. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. С года воспитывался няньками. А после смерти отца в 1676 году его опекуном стал сводный брат и новый царь Фёдор Алексеевич. С 5 лет Петра обучали азбуке, воспитанием царевича занимался Никита Зотов, который по меркам тогдашней России был очень образованным.

СЛАЙД 3. В 1682 году умер, не оставив наследника, царь Фёдор и при дворе обострилась борьба двух боярских кланов — Милославских (родственники первой жены Алексея Михайловича) и Нарышкиных. Первые считали, что престол должен занять больной царевич Иван. Нарышкины, как и патриарх, выступали за кандидатуру здорового и довольно подвижного 10-летнего Петра. Патриарх и бояре решили отдать трон Петру. Но царевну Софью это не устраивало, и она воспользовалась недовольством стрельцов. В стрелецких слободах пошли слухи: законного наследника Иоанна извели. 26 мая выборные от стрелецких полков явились во дворец и устроили погром. На глазах у маленького Петра стрельцы убивали людей, которых он знал с колыбели. Бунт утих, лишь, когда на царство вместе с Петром был венчан и шестнадцатилетний Иван, а правительницей при малолетних царях стала их старшая сестра Софья.

СЛАЙД 4. Петра поначалу мало интересовали государственные дела: он часто навещал Немецкую Слободу, где познакомился со своими будущими соратниками Лефортом и генералом Гордоном. Большую часть времени Петр проводил в подмосковных селах Семеновском и Преображенском. Здесь он и создает «потешные» полки, которые стали впоследствии основой русской армии. В Преображенском на берегу Яузы был построен «потешный городок» Прешбург. При постройке Пётр сам, помогал рубить брёвна, устанавливать пушки. В эти годы Пётр заинтересовался всеми науками, которые были связаны с военным делом.  Помимо моста через Яузу, для перевозки карет и рыдванов через реку были устроены плавучие плоты и тарасы. Там же, на Яу­зе, с 1688 соз­да­ва­лась «по­теш­ная» фло­ти­лия (шняк, струг и лодки и затем карбусы), вклю­чав­шая и лич­ное суд­но мо­ло­до­го ца­ря – Из­май­лов­ский бо­тик.  Здесь же был устроен рыбный садок. Позже именно потешные войска защищали Петра при попытке сестры Софьи Алексеевны покончить с ним. В 1691 г. потешные войска разделились на два пехотных полка Преображенский и Семёновский.

СЛАЙД 5. В начале 1689 года Пётр вступил в брак. По обычаям русского государства это означало достижение совершеннолетия. Но бразды правления по-прежнему находились в руках царевны, которая готовила второй стрелецкий бунт против Петра. Получив от бояр доклад о готовящемся перевороте, Петр начал действовать стремительно. Он покинул село Преображенское и отправился в Троице-Сергееву лавру, которая была очень хорошо укреплена. Потешные войска защищали Петра. Вокруг него начали собираться силы, недовольные властью Софьи и его сторону принял патриарх. Власть Софьи пала. 6 сентября 1689 года она сдалась, Пётр заточил её в Новодевичий монастырь, где она и умерла в 1704 году.

СЛАЙД 6. В этой таблице, отражены походы и войны Петра 1. Наиболее важная победа Петра 1 в войне со Швецией. Она принесла стране долгожданный выход к Балтийскому морю, а вслед за этим – и освоение новых морских путей, расширение внешней торговли, развитие экономики и увеличение веса на европейской политической арене. Кроме того, результатами победы стали и новые земельные территории, и в первую очередь – земли вокруг Невы, где был построен Санкт-Петербург, будущая столица империи. После подписания Ништадтского мирного договора, в 1721 году два высших законодательных органа страны – Сенат и Синод – предложили Петру принять титул императора. Осенью 1721 года страна получила новое название – Российская империя.

СЛАЙД 7. После знакомства с детством и юностью Петра Первого становится понятно, почему у великого царя сформировался характер любознательного, неугомонного, трудолюбивого, целеустремлённого человека. Личность Петра I была неоднозначной и противоречивой, но при всём этом во всех его делах было рациональное начало и долгий задел на будущее. Он был добр по натуре, но сильно вспыльчив, порывист и недоверчив, но отходчив. Легко впадал в состояние гнева, и так же быстро выходил из него - легко миловал, под влиянием, например, удачной шутки провинившегося. Петр не любил нарядов и роскоши, запросто общался с людьми без титулов и званий, легко отказывался от благ и удобств во имя идеи. Себя царь не щадил, здоровье и жизнь свою не жалел - но также относился и к остальным. Екатерина Алексеевна родила мужу 11 детей, но большинство из них умерло в детстве, кроме Анны и Елизаветы. В 1719 году умер маленький наследник царевич Пётр Петрович.

СЛАЙД 8. Главное преимущество правления Петра I – проведение реформ, которые во многом помогли государству стать сильнее и решили некоторые сложные вопросы и проблемы, имеющиеся в нем. Масштабные преобразования Петра I, коснулись всех сфер общественной жизни: государь заложил основы современного государственного устройства России, создал регулярную армию и флот, учредил новую систему образования. Именно при нем открылись первые культурные учреждения: музей «Кунсткамера», общедоступная библиотека и Академия наук. Но любая система имеет две «стороны медали», также было и с реформами Петра. Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях. Создание системы государственного управления привело к появлению бюрократии и коррупции. Петр I «ломал» не только систему управления, обучения, служения и работы в России, но и традиционные представления, культуру российского общества. Возможно, для богатого слоя населения это было и не важно, но простой люд сильно пострадал от этого, отчего и невзлюбил правителя.

СЛАЙД 9. Петр I был безусловно великим русским человеком. Важнейший результат его знаменитых преобразований - глубокая модернизация всех сторон жизни нашей страны, расширение системы образования и просвещения. Царь понимал значение научной мысли и говорил: «Академия, школы - дело зело нужное для обучения народного». И хотя его реформы до сих пор служат предметом дискуссий, сам Пётр I для многих стал образцом государя-реформатора, открывшего совершенно новую эпоху в российской истории. Все великие преобразования царя имеют непосредственное влияние его личности. Он был практик больше чем теоретик, ему легче было наметить цель и способы ее достижения, чем просчитать отдаленные последствия тех или иных реформ. Его основная цель - сделать Россию европейским государством, блестящей империей, имеющей выход к морю. Во многих городах установлены памятники Петру I, наиболее знаменитый из которых - Медный всадник на Сенатской площади Петербурга. По QR-коду на слайде можно перейти на таблицу, где я собрал все памятники в Санкт-Петербурге, посвященные Петру.

СЛАЙД 10. Сколько всего создал Петр Великий, не поддается простому перечислению, но самое его значительное творение, которое не только живет уже более трех веков, но и активно развивается, — это, конечно, город, который создан его руками, по его чертежам, носит его имя, и который император фактически подарил сам себе на день рождения. Этот город многие считают одним из красивейших на Земле. И поэтому я решил сделать ролик про наш город «Пять достопримечательностей Санкт-Петербурга». Его можно посмотреть по ссылке на слайде. Спасибо за внимание.

Автор материала: А. Левандовский (6 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.