Районная научно-практическая конференция молодых исследователей "Шаг в будущее" ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ: «Тюменский ковёр»
Автор публикации: С. Иванова, ученица 8Г класса
Районная научно-практическая
конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ:
«Тюменский ковёр»
Авторы работы:
Иванова С. Ю
6 «Г» класс
Заводоуковск,2023 г.
Районная научно-практическая
конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ:
В наше время очень модно украшать свой дом изделиями ручной работы. Для этого не обязательно тратить своё время на магазины, надеясь отыскать что-то подходящее к интерьеру своего дома. Гораздо приятнее провести эти часы дома, в спокойной и уютной атмосфере за изготовлением предметов, облагораживающих быт. Работы, сделанные своими руками всегда восхитительны! Так как каждый «мастер» вкладывает свою фантазию, творчество и частичку своей души.
Совсем недавно листая ленту в социальных сетях, я наткнулась на малознакомую для себя технику рукоделия – ковровая вышивку. Я стала изучать ее подробно, смотрела обучающие видео и просто влюбилась в этот потрясающий вид рукоделия. Мне очень захотелось сделать ковёр своими руками.
Прежде чем приступить к работе, я решила узнать, какими художественными промыслами славится наша Тюменская область, так как захотелось сделать ковёр, связанный с местом, где я живу. Среди домашней утвари, картин, вырезанных по дереву, сибирских валенок, я нашла Тюменский ковёр, который считается одним из самых ярких народных художественных промыслов Сибири.
Актуальность проекта: Тема очень актуальна в наши дни, так как необходимо сохранить историю Тюменской области, её художественное развитие традиционного тюменского народного коврового промысла.
Цель проекта: создать декоративное изделие в технике «ковровая вышивка» по мотивам тюменского ковра.
Задачи проекта:
1.Изучить литературу по теме проекта.
2. Разработать эскиз ковра.
3. Подобрать материалы и инструменты.
4. Освоить технику «ковровая вышивка»
Гипотеза: Мы предположили, что в домашних условиях, возможно, не только создать ковёр своими руками, но и сэкономить денежные средства.
Методы исследования:
Теоретический (анализ фактов из литературы, интернет–источников);
Анализ и синтез (переработка полученной информации);
научно-поисковый (сбор информации по теме исследования)
Районная научно-практическая
конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ:
«Тюменский ковёр в технике ковровая вышивка»
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
История возникновения тюменского ковра
В конце XIX веке промысел ковроткачества стал особенно популярен в Тобольской губернии. В сёлах жило много ковроделов, шерсть была менее дорогая. Ковры здесь пользовались большим спросом. Сибирские ковроделы были знамениты своими изделиями на всю Российскую империю, о них знали и за границей. Лучшие экземпляры ковров представлялись на всевозможные выставки. Столичные путешественники, кому случалось бывать в Тюмени, называли ковры «характеристической деталью» местного быта. Их продавали на ярмарках и торжках, ими украшали жилища, застилали сани, укрывали спины лошадей. Были большие ковры настенные, половые, поменьше — сундучные, налавочники. Ковры оберегали все важные места дома.
В XIX веке ковры ткались более, чем в 50-ти деревнях и сёлах Тюменского уезда, ткали ковры и в самой Тюмени. Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счет лаконичного узора. Черный фон символизировал плодородную землю и изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты – краски благодатного лета. Сочетания черного и красного цветов – могущество и богатство(Приложение №1). Такие ковры считались талисманами на удачу и процветание, а изделия, которые достались по наследству, представляли собой мощные обереги дома. Изображение роз и маков не всегда было характерно для сибирских ковров. Наиболее ранние узоры, используемые для ковров, вышивок, росписей и других видов народного творчества — это геометрические фигуры или обобщённые геометрические мотивы. Чаще всего это были ромбы, многогранники, звёзды или геометрические цветы.
В конце XIX – начале XX века моду на ковры стали диктовать сибирские покупатели: зажиточные крестьяне, мещане, купцы, чиновники и интеллигенция. Ковры должны были сочетаться с обстановкой, которая в этот период отличалась яркостью красок. В доме цветы виднелись всюду: на занавесках, бумажных обоях стен, обивке мебели, на подоконниках, густо заставленных цветами — яркими фуксиями, геранями, кактусами и т. д. Всему этому цветочному изобилию должен соответствовать лежавший на полу или висевший на стене ковёр.
Тюменские ковры с большим успехом представлялись на кустарно-промышленных выставках в Тюмени в 1868 и 1871 годах при участии кружка Высоцкого. В 1873 году «Камско-Волжская газета» писала: «…выделка ковров составляет характеристическую особенность Тюмени и ее округа…».
Знаменитые тюменские ковры имеют богатую историю и серьезную репутацию в мире искусства. Их рисовал известный художник Василий Суриков (Приложение №2), ими вдохновлялись дизайнеры из США, они представляли Тюменский край на всероссийских и международных выставках в 1900 году в Париже, в 1902 и 1913 годах в Санкт-Петербурге, в 1913 – в Генуя и Варшаве.
Самой талантливой мастерицей в изготовлении ковров стала Василиса Семеновна Викулова (Приложение №3), основательница династии ковровщиц. На парижской выставке 1900 года ее ковер получил высшую награду.
После революции мастериц организовали в артели. Первой стала «Коверница», которую открыл Иван Овешников в 1924 году в селе Каменском. Около трехсот мастериц работали на дому, а артель снабжала их сырьем, инвентарем и сбывала продукцию. В конце 1940-х годов головное предприятие перевели в Тюмень. В 1950-х гг. его переименовали в фабрику. В Ишиме, Ялуторовске и Тобольске организовали небольшие производства и значительно расширили ассортимент изделий.
Постсоветские годы подкосили легкую промышленность, промысел затих, предприятия обанкротились.
Считается, что в промысел можно вдохнуть жизнь, если найти хотя бы одного носителя культуры. Но ковроткачество рукотворно, это технологически сложное ремесло, поэтому казалось невероятным, что кто-то вновь возьмется за это дело. Но нашелся на земле Сибирской такой человек. За возрождение ковроткачества решила бороться тюменская предпринимательница. Владелица салона «Мир ковров» Елизавета Кондратьева совершила деловую поездку на две старинные ковровые фабрики Китая. Они чем-то напомнили ей Ишимскую фабрику. Тогда и появилась мысль о возрождении ковроткачества в Тюменской области. К тому времени здание фабрики в Ишиме стояло без окон и дверей. Ткацкое оборудование валялось на свалке. Но эти факты не погасили мечту Елизаветы Романовны, которая отыскала местных ткачих и взялась за восстановление предприятия. В итоге в сентябре 2001 года предпринимательница зарегистрировала новую компанию - ООО «Сибирская ковровая фабрика».
По приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22 июня 2010 года ООО «Сибирская ковровая фабрика» вошла в Реестр предприятий Народных Художественных промыслов Российской Федерации.
Старинный промысел обрел новую жизнь. А фабрика является единственным предприятием, которое сохранило традиционную махровую технологию ручного сибирского ковроткачества. Процесс изготовления ковровых изделий выполняется только вручную. Сырьем служит овечья шерсть, а основой - хлопчатобумажная нить.
Технология изготовления ковров вручную является очень трудоёмкой. Один ковёр размером 2 на 3 метра делают ткачихи в течение 2-х месяцев. Поэтому изделия получаются дорогими: от 10–15 тысяч за один квадратный метр.
Ковровая вышивка – разновидность рукоделия, которое в настоящий момент переживает свое второе рождение. Этой выразительной и яркой разновидностью рукоделия увлекались искусницы в далеком прошлом, создавая оригинальные изделия, при помощи которых успешно украшали жилое пространство.
Существует 2 вида ковровой вышивки:
Узелковая техника предполагает подвязывание к сетке коротких отрезков пряжи. Сложность состоит в том, что рисунок выстраивают по клеткам. Существуют различные программы, позволяющие переводить обычную картинку в «пиксельную». Каждому «пикселю» соответствует одна привязанная к сетке нитка определенного цвета. Чтобы не запутаться в процессе работы, нужно все время вести подсчет клеток, как при вышивании крестиком.
Петельная. Это способ вышивки при помощи ковровой иглы (с англ., «punch needle»), а именно — проталкивание пряжи или других нитей через ткань, таким образом формируя петли с обратной стороны. Именно поэтому ковровую вышивку еще называют «петельной» (потому что создаем петли), «набивной» (потому что вбиваем нити в ткань).
Материалы и инструменты:
Специальная игла для ковровой вышивки.
Игла для ковровой вышивки – это пустая внутри иголочка, с дырочкой на кончике для заправки нитки, и рукояткой. Иголки бывают толстые и тонкие (каждая игла имеет свой номер), короткие и длинные (регулировка высоты иглы). Для каждой иглы подбирается толщина нити.
2. Специальный крючок для создания петель и узелков
3.Нитевдеватель.
Служит для вдевания нити в иголку, можно заменить на тонкую проволоку.
4. Ткань или сетка для ковровой вышивки.
Главные задачи ткани – легко пропустить в себя иглу и крепко держать петельки. Канва, двунитка, лён, мешковина и т.д
5. Нитки или пряжа для ковровой вышивки.
Для ковровой вышивки можно использовать любые нити. Это может быть мулине, пряжа и т.д. Главное толщина нити должна соответствовать толщине иглы, чтобы нить в игле могла свободно двигаться.
6. Рама или пяльца. Для вышивки нужно подбирать раму или пяльца под размер вашего изделия. Рама должна держать ткань в натянутом состоянии. Сильное натяжение ткани обеспечит успех и удобство в работе.
7. Схема. Схемы для вышивания, которые также можно найти в интернете. Для этого метода понадобятся специальные схемы, которые подходят для сетки.
Кратко о технике вышивания: нужно закрепить ткань на раме, заправить нить в иглу с помощью нитевдевателя и вышивать. Каждый раз, протыкая ткань, игла тянет за собой нить. А когда вы вытягиваете иглу — нить с обратной стороны ткани превращается в петельку. Здесь нет никаких узлов. Чистая магия! Переплетение нитей в ткани и плотные стежки удерживают петельки вместе, предотвращая их распускание.
Сначала выполняются мелкие детали рисунка, потом более крупные. На последнем этапе заполняется фон. Длину петли можно менять в процессе работы. Это создаст рельеф и объем. Но весь фрагмент должен быть с одной высотой петель. Например, трава у подножия гор на картине, или уши у щенка. Если на каких-то участках оказались пропущенные петли, можно вставив в иглу нить, всегда вернуться и доработать пропуски.
Контур или прямые линии желательно выполнять в два параллельных ряда. Так они будут выглядеть четче и не затеряются на общем фоне.
Практическая часть
Прежде чем приступить к работе, я изучила статьи в Интернете, просмотрела множество мастер-классов по ковровой вышивке и решила сравнить 2 техники и выбрать более удобную для меня технику.
Особенности | Узелковая техника | Петельная техника |
Время | - | + |
Работа по схеме | - | + |
Стоимость | - | + |
Удобно и понятно | - | + |
По итогу результатов, я сделала свой выбор в пользу петельной технике.
Подготовим материалы, инструменты и приспособления
1. Перед началом работы я подготавливаю раму. Рама сделана из рейки 2см*2см размером 80*80см (Приложение №).
2. Подбираю ткань. Для своего изделия я буду использовать двунитку, где идет переплетение 2 нитки по утку и 2 нити по основе (горизонталь и вертикаль). Тем самым эти переплетение образовывают еле заметные клетки.
3. Разработка эскиза. Готового эскиза Тюменского ковра на просторах интернета, к сожалению не нашла. Пришлось подбирать по шаблонам, выбрала листья и большие розы (Приложение №).
4. Копировальная бумага. Для переноса эскиза на ткань.
5. Пряжу буду использовать фирмы «Детская Новинка» - Толщина нити 1,75мм
Цвета, используемые в работе:
Черный – 2 мотка; 2 оттенка зеленого; 2 оттенка красного; 2 оттенка сиреневого цвета.
6. Ковровая игла (1-TAILOR) – толщина иглы 2,5 мм.
7. Клей ПВА (Буду использовать для закрепления стежков с изнаночной стороны).
Теперь перейдем к главному. Весь процесс делим на несколько этапов.
Натягиваем ткань на соответствующую рамку (ткань должна быть сильно натянута, так как в процессе работы игла будет буквально пробивать ткань). Фиксируем ее с помощью кнопок (Приложение №);
Наносим эскиз на полотно с рабочей стороны с помощью копировальной бумаги и карандаша (Приложение №);
Заправляем в ковровую иглу нить цвета, контрастного основному цвету. Обшиваем рисунок по контуру, если он состоит из нескольких однотонных кусочков, точно также, по контуру, обшиваем каждый в отдельности. Длина стежка 3-4 мм (Приложение №);
После окончания работы с контурами, обрезаем нить;
Подбираем нить по цвету, соответствующему окантовке внутри рисунка:
Продеваем нить в иглу и внимательно следим, чтобы ворсинки разного цвета не переплетались с лицевой стороны;
Прокладываем стежки основного цвета (Приложение №);
Если части рисунка имеют замкнутые или простые формы, ведем спиральные стежки по направлению от края к центру;
Просматриваем рисунок, заполненный стежками и, в случае обнаружения огрехов в работе, исправляем ошибки.
Снимаем полотно с рамы;
Переворачиваем и промазываем изнанку клеем ПВА и закрепляем края.
даем время клею высохнуть;
обрабатываем готовое полотно: обшиваем лентой.
Коврик готов!!!
Заключение
В процессе работы я ответила на все интересующие меня вопросы, решила все поставленные задачи. Изучила технику ковровой вышивки и сделала своими руками небольшой ковёр с цветочным орнаментом, который является, теперь, предметом моей гордости. Ведь я сама смогла освоить такой увлекательный способ декоративно - прикладного творчества!
Ковровую вышивку можно назвать живописью, где краски заменяют пряжей. Очень красивая и яркая, что позволит украсить любой интерьер, оживить и украсить помещение, чехол подушки, покрывало на диван и кресло, напольные коврики, настенное панно, декоративные карманы, чехлы на машину, салфетки на журнальный стол и т.д. В технике есть все: нарядность, декоративность света, объём, необычность. Ковровая вышивка легко поддается освоению, не требует сложного оборудования. Материал для изготовления изделий доступен и не дорог.
Я очень люблю свой край с его бескрайними лесами, полями, реками и озёрами. Я люблю свой красивый город Тюмень с его богатым культурным прошлым со множеством различных ремёсел, о которых уже совсем забыли. А некоторые находятся на грани исчезновения, такое, например, как тюменское ковроткачество со своими, изумительной красоты, махровыми цветочными узорами…
Список литературы, интернет – источников
1. Сезёва Н.И.Тюменский ковёр. Традиции и современность – М.: Родина пресс, 2010.
2. Сезёва Н.И. Тюменский ковёр. Цветы Сибири – Т.: ГАУК ТО «Музейный комплекс им. И.Я. Словцова», 2014
3. Статья о ковровой вышивки. Советы и инструкции. https://tatdot.com/blog
4. Портал «Наш Урал» Сибирское ковроткачество. https://nashural.ru/projects/malye-goroda/sibirskoe-kovrotkachestvo/
Приложение
Приложение №1
Приложение №2
Картина В. И. Сурикова, 1891 г. «Взятие снежного городка»
Приложение №3
На фото: Василиса Викулова, слева (снимок из книги про тюменские ковры).