Реалистический очерк в рамках изучения и понимания концепции «Натуральной школы» XIX века
Автор публикации: И. Матуев, ученик 10Д класса
Матуев Идар Каспотович,
учащийся 10Д класса
ГБОУ Школы №1574, автор проекта.
Гаспаров Артем Александрович,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Школы №1574,
руководитель проекта.
Реалистический очерк в рамках изучения и понимания концепции «Натуральной школы» XIX века
Описание. Составление данных текстов на уроке литературы в 10-м классе позволяет лучше понять концепцию реализма и реалистического повествования «Натуральной школы». Текст насыщен эпитетами, философскими рассуждениями и достаточным количеством описания. Данный вид работы может пригодиться не только на уроках литературы, но и русского языка, т.к. позволяет сформировать навык написания письменных работ, улучшает грамотность и позволяет лучше подготовиться к итоговому сочинению в 11-м классе. Натуральная школа XIX века предполагала правдивое изображение действительности и субъективное отношение автора к этой действительности. Важными пунктами для этого были реалистические очерки, в которых акцент делался на 1) описании улиц, домов, внутренней обстановки; и на 2) состоянии главного героя в условиях этой социальной действительности.
Внимание! Все персонажи и описываемые события являются вымышленными. Любые совпадения с реальными событиями и людьми случайны.
Даже не знаю, с чего начать. Думаю, лучше с конца.
«A Beautiful Sea» *
7 июня 2022 года. 14:05.
Я сижу в душном классе школы № 1950 и дописываю экзамен по русскому языку. За окном солнечный свет мягко обнимает кроны деревьев и бестактно лезет в глаза, хотя даже этого не замечаешь. В этот момент весь твой мир сужается до деревянной парты и проклятого экзаменационного листа, которому не хватало дописанного примера из жизненного опыта и заключения. А придумывать что-то нужно. И поскорее, ведь осталось пять минут, о чём так заботливо напомнил организатор ППЭ. Сердце бешено колотится в груди, на лбу проступают вены – словом, всё внутри закипает от негодования и спешки – не зря же последний год «набивали руку» на этих текстах, да так, что от слов «приведу пример из жизненного опыта» и «пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком» уже начинало тошнить. На нешаблонность примера, количество слов и спорную тему становится всё равно, ведь главное уже выкрутиться, доказать и дописать. «Таким образом, сила духа…».
Точка. Не успев даже расслабиться, пробегаю глазами КИМ, но кроме пары криво написанных букв и лишнего слова ничего не нахожу. Всё, вот теперь можно сдавать. Собираю листы, расписываюсь в журнале и, услышав «всё хорошо, выдохни», выхожу из кабинета. Вернее, уже бегу вниз, чтобы забрать куртку и поскорее выйти на улицу. Эта школа во многом хуже нашей – по наполнению и ремонту уж точно – но чего ей не занимать, так это пышных деревьев и зелени на территории – в летнее время это смотрится особенно красиво.
За 20 минут я вышел к 1-ой Тверской-Ямской. Стоя у выхода из подземного перехода, я впервые нормально оглянулся вокруг: небо чистое, без единого облачка, словно яичница ярко-лазурного цвета, машины мчатся по автостраде, а караван бежевых, розовых и серых зданий Тверской-Ямской раскинулся передо мной во всей красе.
И тут же я вспомнил: черт, день рождения. У моего друга день рождения, сам праздник уже час как идет, а ведь нужно срочно забрать подарок. Магазин на «Китай-городе», ехать от «Маяковской» отнюдь не близко, но, если потороплюсь, смогу уложиться в 40 минут. Всё равно большая часть ребят к этому времени и подойдёт. Пробегаю мимо розового дома, на первом этаже которого находится кондитерская «Аленка», книжный «Республика», вереница кофеен, и, наконец, через новенькие стеклянные двери вхожу на станцию «Маяковская». В автомате покупаю ярко-красный билет «Единый», провожу им по «желтому кругу» и встаю на медленно плетущийся вниз эскалатор. Так как он был полупустой, я решил не ждать и дальше быстренько спустился пешком.
Уже внизу передо мной раскинулся просторный колонный зал «Маяковской» – венец сталинской неоклассики с элементами ар-деко. Стальные конструкции арок обрамляли вставки из темно-серого мраморовидного известняка грузинского месторождения «Садахло». Свод станции покрыт белой штукатуркой, светильники находятся в тридцати четырёх овальных нишах свода центрального зала и в перспективе напоминают люстры. Постояв пару минут возле указателя, я примерно продумал свой маршрут («Маяковская» – «Тверская», дальше переход на «Пушкинскую», после «Кузнецкий мост» – «Китай-Город». Обратно через «Цветной бульвар» и конечная – «Новослободская») после чего сел на первый приехавший поезд.
На удивление, в этот будний день в вагонах было мало людей и выглядели они не так растерянно и разношерстно, как могли бы при обычных обстоятельствах. С другой же стороны, кому бы в такой по-настоящему летний день захотелось в душном поезде кататься по катакомбам…
Особо поездка «туда» и переход с одной станции на другую ничем не запомнились; могу, однако, сказать, что бег по освещенным солнцем улицам Китай-города – ведь несмотря на репутацию места скопления людей наружности неформальной, особенно в последнее время, там всё равно довольно красиво – значительно меня взбодрил. Наконец-то я дошёл до магазина. Внутри меня встретили нескончаемые полки с зарубежными пластинками и разного рода книгами (чего только стоит оригинальный саундтрек к фильму Квентина Тарантино «Убить Билла» и артбук к «Крестному отцу» на языке оригинала). Но пришёл я за вещью немного другого рода. Назвав номер заказа, я получил от продавца то, что без преувеличения не найти во всей Москве, тем более за приемлемую цену – толстенный том манги «Невероятные приключения ДжоДжо: Golden Wind» на английском языке, в твёрдой чёрной обложке, с ярко оранжевым тиснением по корешку и броской иллюстрацией знаменитого японского мастера Хирохико Араки. Предрекая возможные споры скажу, что подарки – «каждому своё», но в данном случае с выбором я не прогадал.
Только выйдя из магазина, я побежал обратно в сторону метро и периодически оглядывался вокруг – спешку, конечно, никто не отменял, но не насладиться моментом полной свободы я не мог. Дабы не томить читателя подробностями дороги к «Новослободской», обращаю ваше внимание на то, что я обдумывал, сидя в душном вагоне. Если точнее, то не думал, а «переваривал» события прошлого года. Не все из них богаты на эмоциональные подробности, но конкретно эти первыми приходят на ум при мысли о возможном рассказе и наиболее ёмко могут передать «общую картину». Событий всего четыре, как и оставшихся мне станций.
Следующая станция – «Кузнецкий мост». «Distant dreamer»**
Конец октября 2021 года.
Небо было цвета переваренной овсянки, у которой только-только пошла пена от воды и молока. Холодный октябрьский ветерок легонько, но точечно обдувал толпу, стоявшую у зеленого пластикового забора, окружавшего голубое здание школы 1574 на улице 2 Тверской-Ямской, 46. В столичном воздухе помимо выхлопных газов и сырости витала какая-то необъятная тоска и все пятьдесят оттенков бюрократизма, которые свалились на школьников и, в особенности, выпускные классы. Это дает нашей толпе ощущение единства, в то же время обезличивая ее. Потихоньку все начинают расходится в разные стороны, и мне, пожалуй, тоже пора. Однако среди кислых лиц старшеклассников, которые устало топали в сторону Белорусской, моё внимание привлекло некое исключение. Один человек, всего лишь. Хотя он точно так же был поглощен рутиной и делами, что-то четко отделяло его от остальных. В его походке чувствовалась свобода перелётной птицы, летящей подальше от холодов в теплые края, и легкость перекати-поля, с одной лишь разницей.
Его взгляд источал цель. Смысл. «Я знаю, что это всё сложно, но просто буду идти к цели». И редкую искорку жизни. Он словно понимал, что все неудобства, чрезмерные правила и давящее окружение – лишь временные препятствия, которые рано или поздно останутся позади – не на них ведь одних кончается жизнь, за ними всегда есть иное, то, ради чего стоит идти. Вокруг него мир словно казался другим. «Вот было бы здорово», – сонно подумал я – «взять и подальше от этого всего улететь».
Но пришлось идти. Перейти дорогу мимо подземного перехода на Большую Грузинскую в сторону Азбуки Вкуса; на фоне всей строгости, быстроты и однообразности московской рутины, из-за которой иной раз и вокруг себя не успеваешь посмотреть, её ярко-зелёная вывеска смотрелась весьма комично. Дальше прямо до конца, к светло-бирюзовому общежитию Школы-студии МХАТ, где на заднем дворе иной раз можно увидеть студентов-театралов на перекуре, готовые к новой постановке костюмы на манекенах, смотрящие на вас сквозь стеклянные перегородки.
После этого налево, где чуть дальше Миусского парка возвышалось здание типа П-44, 5 минут пешком по прямой и наконец... дома. Нужно быстро разогреть обед, поесть и подключиться на доп. занятие по математике. Золотистый куриный суп побулькивал в кастрюле, пока я, сидя за круглым столом из Икеи, листал WhatsApp в поисках ссылки на занятие в Zoom. Время 17:00. И ничего. «М-да уж», – подумал я, зная нашего учителя по математике, – «раз мы сейчас не начали, то потом дело явно кончится не раньше 8-9». Последний стук ложки о дно красной тарелки Zwilling – раз перед допами есть время, можно сделать и домашку. Иногда от усталости глаза смотрели куда попало – золотистые решетчатые полки для книг, проигрыватель, прижимающий стопку винтажных пластинок апрелевского завода ордена Ленина, две гитары, на одной из которых давно пора бы заменить струны, но увы, не в ближайшее время.
Закончив с ЦДЗ по химии, конспектом по географии и геометрией, я решил всё-таки взять гитару в руки. Дека мягко расположилась на левом бедре. Левая рука обвивает «шею», ладонь зависла над грифом. Нейлоновые струны первых ладов жадно впиваются в кончики пальцев, но за два года к этому привыкаешь. Под пальцами правой руки, над резонатором, плавно журчат струны. «C, Cmaj7, C7, F…».
Проиграв первый куплет, я услышал, как раздался щелчок уведомления WhatsApp – пришла ссылка на урок, а вместе с ней удивленное «И где все?». «Ну, поехали» – подумал я. До сих пор я думаю, что если когда-нибудь снова встречу того человека, то непременно скажу ему спасибо.
Следующая станция - «Пушкинская». «To find you»*
23 января 2022 года. 18:56
Наконец-то закончился двухнедельный карантин и сдан отрицательный ПЦР, так что можно смело выйти на улицу и немножко прогуляться. В тот день на 2-ой Миусской шёл снег. Где-то внутри теплится надежда увидеть хоть кого-то знакомого. Холодный ветер слегка обжигает кожу, силуэты деревьев ночью кажутся исполинскими, а над ними, вдали, зелёным переливается шпиль бизнес-центра «Оружейный». Самые яркие воспоминания в этом парке – прогулки с друзьями, внезапные встречи, взорванные в новогоднюю ночь петарды – все ассоциируются с зимой. Что ж, увы, не сегодня. Хочется развернуться и потопать в «Депо», купить торт, ведь конец карантина надо отпраздновать, а потом – домой, ведь ждать от этого вечера особо нечего. «Но нет», – думаю я, – «хотя бы до конца аллеи нужно дойти, иначе прогулка потеряет всякий смысл».
От скуки оглядываешься вокруг: слева, в тени деревьев, пятнами на снегу стоят лавочки и огороженная небольшим чугунным забором площадка, где обычно местные собачники проводят время со своими питомцами, но сейчас там пусто, т.к. уже поздновато и холодно. Справа же – отремонтированное футбольное поле, значительно уступающее в размерах предыдущему, но опережающее его по наполнению: новые ворота с сеткой, ярко-зеленый искусственный газон вместо резинового покрытия и удобная трибуна, откуда родители наконец могли комфортно сидеть и смотреть за игрой своих детей в секции. На середине пути взгляд падает на две фигуры вдали, идущие как бы параллельно, но навстречу. Их голоса и очертания становятся всё чётче.
Ближе к выходу из парка я услышал от одной из них своё имя. «Да быть такого не может». Мы наконец пересеклись. Друзья. Те, кого в последнее время так сильно не хватало. Секунд тридцать я стоял как вкопанный, с широко раскрытыми глазами (вот что с человеком творит двухнедельный карантин и сорванный день рождения, дорогой читатель), не зная даже, что сказать (слова тут были излишни). После неловкой паузы мы поздоровались и обнялись. Припорошенная чёрная шапка у одного, у другого – красно-желтый шарф и слегка покрытые испариной очки, но всех троих объединяет морозный румянец на щеках и радость такой внезапной встречи. Мы говорили обо всём – школе, других ребятах, где-то даже проскочил Егор Крид, но самое главное – в этот холодный январский вечер мы смеялись и не думали ни о чём. Потом пошли по кругу сквера, обсуждая предстоящую вереницу праздников и дней рождения. Они спросили, что будем делать с моим. Я ответил, что всё в силе, и они, разумеется, приглашены. На том же месте, что и встретились, мы попрощались и разошлись. И в самом приподнятом настроении, попутно забежав за тортом в «Депо», я вернулся домой и окончательно очнулся от долгого сна, под названием «карантин».
Станция «Пушкинская». Переход на станцию «Цветной бульвар». «Virtual Insanity»***
Прервав размышления, я шустро покинул один вагон, перешёл на серую ветку и сел в другой, продолжив рандеву по воспоминаниям. Благо, осталось совсем чуть-чуть.
21 мая 2022 года.
01:11.
Как можно догадаться, той ночью я не спал. Слегка темный от интерфейса Vegas 17**** экран ноутбука бил по покрасневшим, слипавшимся карим глазам, с ожиданием смотревших на строку рендеринга***.
В этом году подобным заниматься не впервой – на этот раз не презентация по географии, подготовка к двум контрольным и видео для конкурса в один вечер, а всего лишь ролик для выпускного. Да и работы на этот раз поменьше – первую часть видео сделал Максим, фотографии одноклассников собирали коллективно, мой друг Лёня сделал оформление второй и третьей частей – мне осталось лишь скрепить их, наложить саундтрек, импортировать фото «до и после» и адаптировать логотип сериала «Друзья» под групповую фотку класса. Спустя полчаса, когда всё зависящее от меня было сделано, пришлось надеяться на реальную «магию монтажа». К тому же сегодня днём «Последний звонок», на котором будет наш классный руководитель Алена Викторовна, и, если вспомнить, сколько она из-за нас вытерпела в этом году, уж ради неё, честно, хочется выступить хорошо.
Так что, поставив ноутбук на таймер, я зарылся в одеяло и потихоньку провалился в сон.
Следующая станция – Новослободская. «Shock»******
6 июня 2022 года.
То был очередной жаркий летний день. Только закончились последние дополнительные по русскому языку, сам же экзамен будет завтра. На обратном пути домой я забежал в «Республику» – приглядеть какие-нибудь классные книги на лето, либо просто поглазеть. В этот раз же задержаться там не вышло – хотелось поскорее пойти домой, поесть и выйти куда-нибудь прогуляться, чтобы «проветрить голову». Обратно я шёл через Миусский парк, на стадионе которого как раз недавно проходил чемпионат театральных вузов Москвы по футболу. ГИТИС ушёл далеко вперёд, причём каждый раз выигрывал не только технически, но и «духовно» – уж слишком рьяно студенты-болельщики ГИТИСА поддерживали свою команду, придумывая на ходу разные «кричалки», притащив с собой барабан и мегафон, по уровню громкости превышая любую стройку в радиусе двух километров. Естественно, у бедных «Щукинцев» и «Щепки» не было и шанса. В этот день, однако, был только волейбол, потому я поплёлся дальше, как вдруг на середине пути увидел птицу, плавно взмывающую в небо.
«Я знаю, что это всё сложно, но просто буду идти к цели». От души улыбнувшись, я ускорил шаг и уже побежал домой.
Но вот и мне, и вам, думаю, рассуждений хватило. Пора выходить из подземки, пройти мимо коричневого куполообразного зала «Новослободской», открыть тяжёлые деревянные двери и бежать навстречу друзьям, родным, солнцу, играм в настолки и посиделкам в Minecraft, падению с вотерборда в Турции, занятиям по вокалу, списку фильмов, походу в «Московскую школу кино» и на стендап, прогулкам по Александровскому саду, Эрмитажу, Болотной площади, Трубной, восхождению на тысячу ступенек, родному городу, написанию песен и... лету!
Примечания:
* песня из фильма «Sing Street» Джона Карни.
** песня валлийской певицы Даффи из её дебютного альбома Rockferry.
*** рендеринг или отрисовка — термин в компьютерной графике, обозначающий процесс получения изображения по модели с помощью компьютерной программы.
**** профессиональная программа для многодорожечной записи, редактирования и монтажа видео- и аудиопотоков от компаний MAGIX и Sony.
***** песня британской фанк-группы Jamiroquai.
****** песня японской певицы Юко Андо.
******* песня японской певицы Аи Хигути.