Реалистический очерк в рамках изучения и понимания концепции «Натуральной школы» XIX века

3
0
Материал опубликован 30 September 2022

Автор публикации: И. Матуев, ученик 10Д класса


Матуев Идар Каспотович,

учащийся 10Д класса

ГБОУ Школы №1574, автор проекта.

Гаспаров Артем Александрович,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ Школы №1574,

руководитель проекта.


Реалистический очерк в рамках изучения и понимания концепции «Натуральной школы» XIX века


Описание. Составление данных текстов на уроке литературы в 10-м классе позволяет лучше понять концепцию реализма и реалистического повествования «Натуральной школы». Текст насыщен эпитетами, философскими рассуждениями и достаточным количеством описания. Данный вид работы может пригодиться не только на уроках литературы, но и русского языка, т.к. позволяет сформировать навык написания письменных работ, улучшает грамотность и позволяет лучше подготовиться к итоговому сочинению в 11-м классе. Натуральная школа XIX века предполагала правдивое изображение действительности и субъективное отношение автора к этой действительности. Важными пунктами для этого были реалистические очерки, в которых акцент делался на 1) описании улиц, домов, внутренней обстановки; и на 2) состоянии главного героя в условиях этой социальной действительности.

Внимание! Все персонажи и описываемые события являются вымышленными. Любые совпадения с реальными событиями и людьми случайны.


Даже не знаю, с чего начать. Думаю, лучше с конца.

«A Beautiful Sea» *


7 июня 2022 года. 14:05.

Я сижу в душном классе школы № 1950 и дописываю экзамен по русскому языку. За окном солнечный свет мягко обнимает кроны деревьев и бестактно лезет в глаза, хотя даже этого не замечаешь. В этот момент весь твой мир сужается до деревянной парты и проклятого экзаменационного листа, которому не хватало дописанного примера из жизненного опыта и заключения. А придумывать что-то нужно. И поскорее, ведь осталось пять минут, о чём так заботливо напомнил организатор ППЭ. Сердце бешено колотится в груди, на лбу проступают вены – словом, всё внутри закипает от негодования и спешки – не зря же последний год «набивали руку» на этих текстах, да так, что от слов «приведу пример из жизненного опыта» и «пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком» уже начинало тошнить. На нешаблонность примера, количество слов и спорную тему становится всё равно, ведь главное уже выкрутиться, доказать и дописать. «Таким образом, сила духа…».

Точка. Не успев даже расслабиться, пробегаю глазами КИМ, но кроме пары криво написанных букв и лишнего слова ничего не нахожу. Всё, вот теперь можно сдавать. Собираю листы, расписываюсь в журнале и, услышав «всё хорошо, выдохни», выхожу из кабинета. Вернее, уже бегу вниз, чтобы забрать куртку и поскорее выйти на улицу. Эта школа во многом хуже нашей – по наполнению и ремонту уж точно – но чего ей не занимать, так это пышных деревьев и зелени на территории – в летнее время это смотрится особенно красиво.

За 20 минут я вышел к 1-ой Тверской-Ямской. Стоя у выхода из подземного перехода, я впервые нормально оглянулся вокруг: небо чистое, без единого облачка, словно яичница ярко-лазурного цвета, машины мчатся по автостраде, а караван бежевых, розовых и серых зданий Тверской-Ямской раскинулся передо мной во всей красе.

И тут же я вспомнил: черт, день рождения. У моего друга день рождения, сам праздник уже час как идет, а ведь нужно срочно забрать подарок. Магазин на «Китай-городе», ехать от «Маяковской» отнюдь не близко, но, если потороплюсь, смогу уложиться в 40 минут. Всё равно большая часть ребят к этому времени и подойдёт. Пробегаю мимо розового дома, на первом этаже которого находится кондитерская «Аленка», книжный «Республика», вереница кофеен, и, наконец, через новенькие стеклянные двери вхожу на станцию «Маяковская». В автомате покупаю ярко-красный билет «Единый», провожу им по «желтому кругу» и встаю на медленно плетущийся вниз эскалатор. Так как он был полупустой, я решил не ждать и дальше быстренько спустился пешком.

Уже внизу передо мной раскинулся просторный колонный зал «Маяковской» – венец сталинской неоклассики с элементами ар-деко. Стальные конструкции арок обрамляли вставки из темно-серого мраморовидного известняка грузинского месторождения «Садахло». Свод станции покрыт белой штукатуркой, светильники находятся в тридцати четырёх овальных нишах свода центрального зала и в перспективе напоминают люстры. Постояв пару минут возле указателя, я примерно продумал свой маршрут («Маяковская»«Тверская», дальше переход на «Пушкинскую», после «Кузнецкий мост» «Китай-Город». Обратно через «Цветной бульвар» и конечная «Новослободская») после чего сел на первый приехавший поезд.

На удивление, в этот будний день в вагонах было мало людей и выглядели они не так растерянно и разношерстно, как могли бы при обычных обстоятельствах. С другой же стороны, кому бы в такой по-настоящему летний день захотелось в душном поезде кататься по катакомбам…

Особо поездка «туда» и переход с одной станции на другую ничем не запомнились; могу, однако, сказать, что бег по освещенным солнцем улицам Китай-города ведь несмотря на репутацию места скопления людей наружности неформальной, особенно в последнее время, там всё равно довольно красиво значительно меня взбодрил. Наконец-то я дошёл до магазина. Внутри меня встретили нескончаемые полки с зарубежными пластинками и разного рода книгами (чего только стоит оригинальный саундтрек к фильму Квентина Тарантино «Убить Билла» и артбук к «Крестному отцу» на языке оригинала). Но пришёл я за вещью немного другого рода. Назвав номер заказа, я получил от продавца то, что без преувеличения не найти во всей Москве, тем более за приемлемую цену – толстенный том манги «Невероятные приключения ДжоДжо: Golden Wind» на английском языке, в твёрдой чёрной обложке, с ярко оранжевым тиснением по корешку и броской иллюстрацией знаменитого японского мастера Хирохико Араки. Предрекая возможные споры скажу, что подарки «каждому своё», но в данном случае с выбором я не прогадал.

Только выйдя из магазина, я побежал обратно в сторону метро и периодически оглядывался вокруг спешку, конечно, никто не отменял, но не насладиться моментом полной свободы я не мог. Дабы не томить читателя подробностями дороги к «Новослободской», обращаю ваше внимание на то, что я обдумывал, сидя в душном вагоне. Если точнее, то не думал, а «переваривал» события прошлого года. Не все из них богаты на эмоциональные подробности, но конкретно эти первыми приходят на ум при мысли о возможном рассказе и наиболее ёмко могут передать «общую картину». Событий всего четыре, как и оставшихся мне станций.

Следующая станция «Кузнецкий мост». «Distant dreamer»**

Конец октября 2021 года.

Небо было цвета переваренной овсянки, у которой только-только пошла пена от воды и молока. Холодный октябрьский ветерок легонько, но точечно обдувал толпу, стоявшую у зеленого пластикового забора, окружавшего голубое здание школы 1574 на улице 2 Тверской-Ямской, 46. В столичном воздухе помимо выхлопных газов и сырости витала какая-то необъятная тоска и все пятьдесят оттенков бюрократизма, которые свалились на школьников и, в особенности, выпускные классы. Это дает нашей толпе ощущение единства, в то же время обезличивая ее. Потихоньку все начинают расходится в разные стороны, и мне, пожалуй, тоже пора. Однако среди кислых лиц старшеклассников, которые устало топали в сторону Белорусской, моё внимание привлекло некое исключение. Один человек, всего лишь. Хотя он точно так же был поглощен рутиной и делами, что-то четко отделяло его от остальных. В его походке чувствовалась свобода перелётной птицы, летящей подальше от холодов в теплые края, и легкость перекати-поля, с одной лишь разницей.

Его взгляд источал цель. Смысл. «Я знаю, что это всё сложно, но просто буду идти к цели». И редкую искорку жизни. Он словно понимал, что все неудобства, чрезмерные правила и давящее окружение лишь временные препятствия, которые рано или поздно останутся позади не на них ведь одних кончается жизнь, за ними всегда есть иное, то, ради чего стоит идти. Вокруг него мир словно казался другим. «Вот было бы здорово», сонно подумал я «взять и подальше от этого всего улететь».

Но пришлось идти. Перейти дорогу мимо подземного перехода на Большую Грузинскую в сторону Азбуки Вкуса; на фоне всей строгости, быстроты и однообразности московской рутины, из-за которой иной раз и вокруг себя не успеваешь посмотреть, её ярко-зелёная вывеска смотрелась весьма комично. Дальше прямо до конца, к светло-бирюзовому общежитию Школы-студии МХАТ, где на заднем дворе иной раз можно увидеть студентов-театралов на перекуре, готовые к новой постановке костюмы на манекенах, смотрящие на вас сквозь стеклянные перегородки.

После этого налево, где чуть дальше Миусского парка возвышалось здание типа П-44, 5 минут пешком по прямой и наконец... дома. Нужно быстро разогреть обед, поесть и подключиться на доп. занятие по математике. Золотистый куриный суп побулькивал в кастрюле, пока я, сидя за круглым столом из Икеи, листал WhatsApp в поисках ссылки на занятие в Zoom. Время 17:00. И ничего. «М-да уж», подумал я, зная нашего учителя по математике, «раз мы сейчас не начали, то потом дело явно кончится не раньше 8-9». Последний стук ложки о дно красной тарелки Zwilling раз перед допами есть время, можно сделать и домашку. Иногда от усталости глаза смотрели куда попало золотистые решетчатые полки для книг, проигрыватель, прижимающий стопку винтажных пластинок апрелевского завода ордена Ленина, две гитары, на одной из которых давно пора бы заменить струны, но увы, не в ближайшее время.

Закончив с ЦДЗ по химии, конспектом по географии и геометрией, я решил всё-таки взять гитару в руки. Дека мягко расположилась на левом бедре. Левая рука обвивает «шею», ладонь зависла над грифом. Нейлоновые струны первых ладов жадно впиваются в кончики пальцев, но за два года к этому привыкаешь. Под пальцами правой руки, над резонатором, плавно журчат струны. «C, Cmaj7, C7, F…».

Проиграв первый куплет, я услышал, как раздался щелчок уведомления WhatsApp пришла ссылка на урок, а вместе с ней удивленное «И где все?». «Ну, поехали» подумал я. До сих пор я думаю, что если когда-нибудь снова встречу того человека, то непременно скажу ему спасибо.

Следующая станция - «Пушкинская». «To find you»*

23 января 2022 года. 18:56

Наконец-то закончился двухнедельный карантин и сдан отрицательный ПЦР, так что можно смело выйти на улицу и немножко прогуляться. В тот день на 2-ой Миусской шёл снег. Где-то внутри теплится надежда увидеть хоть кого-то знакомого. Холодный ветер слегка обжигает кожу, силуэты деревьев ночью кажутся исполинскими, а над ними, вдали, зелёным переливается шпиль бизнес-центра «Оружейный». Самые яркие воспоминания в этом парке прогулки с друзьями, внезапные встречи, взорванные в новогоднюю ночь петарды все ассоциируются с зимой. Что ж, увы, не сегодня. Хочется развернуться и потопать в «Депо», купить торт, ведь конец карантина надо отпраздновать, а потом домой, ведь ждать от этого вечера особо нечего. «Но нет», думаю я, «хотя бы до конца аллеи нужно дойти, иначе прогулка потеряет всякий смысл».

От скуки оглядываешься вокруг: слева, в тени деревьев, пятнами на снегу стоят лавочки и огороженная небольшим чугунным забором площадка, где обычно местные собачники проводят время со своими питомцами, но сейчас там пусто, т.к. уже поздновато и холодно. Справа же отремонтированное футбольное поле, значительно уступающее в размерах предыдущему, но опережающее его по наполнению: новые ворота с сеткой, ярко-зеленый искусственный газон вместо резинового покрытия и удобная трибуна, откуда родители наконец могли комфортно сидеть и смотреть за игрой своих детей в секции. На середине пути взгляд падает на две фигуры вдали, идущие как бы параллельно, но навстречу. Их голоса и очертания становятся всё чётче.

Ближе к выходу из парка я услышал от одной из них своё имя. «Да быть такого не может». Мы наконец пересеклись. Друзья. Те, кого в последнее время так сильно не хватало. Секунд тридцать я стоял как вкопанный, с широко раскрытыми глазами (вот что с человеком творит двухнедельный карантин и сорванный день рождения, дорогой читатель), не зная даже, что сказать (слова тут были излишни). После неловкой паузы мы поздоровались и обнялись. Припорошенная чёрная шапка у одного, у другого красно-желтый шарф и слегка покрытые испариной очки, но всех троих объединяет морозный румянец на щеках и радость такой внезапной встречи. Мы говорили обо всём школе, других ребятах, где-то даже проскочил Егор Крид, но самое главное в этот холодный январский вечер мы смеялись и не думали ни о чём. Потом пошли по кругу сквера, обсуждая предстоящую вереницу праздников и дней рождения. Они спросили, что будем делать с моим. Я ответил, что всё в силе, и они, разумеется, приглашены. На том же месте, что и встретились, мы попрощались и разошлись. И в самом приподнятом настроении, попутно забежав за тортом в «Депо», я вернулся домой и окончательно очнулся от долгого сна, под названием «карантин».

Станция «Пушкинская». Переход на станцию «Цветной бульвар». «Virtual Insanity»***

Прервав размышления, я шустро покинул один вагон, перешёл на серую ветку и сел в другой, продолжив рандеву по воспоминаниям. Благо, осталось совсем чуть-чуть.

21 мая 2022 года.

01:11.

Как можно догадаться, той ночью я не спал. Слегка темный от интерфейса Vegas 17**** экран ноутбука бил по покрасневшим, слипавшимся карим глазам, с ожиданием смотревших на строку рендеринга***.

В этом году подобным заниматься не впервой на этот раз не презентация по географии, подготовка к двум контрольным и видео для конкурса в один вечер, а всего лишь ролик для выпускного. Да и работы на этот раз поменьше первую часть видео сделал Максим, фотографии одноклассников собирали коллективно, мой друг Лёня сделал оформление второй и третьей частей мне осталось лишь скрепить их, наложить саундтрек, импортировать фото «до и после» и адаптировать логотип сериала «Друзья» под групповую фотку класса. Спустя полчаса, когда всё зависящее от меня было сделано, пришлось надеяться на реальную «магию монтажа». К тому же сегодня днём «Последний звонок», на котором будет наш классный руководитель Алена Викторовна, и, если вспомнить, сколько она из-за нас вытерпела в этом году, уж ради неё, честно, хочется выступить хорошо.

Так что, поставив ноутбук на таймер, я зарылся в одеяло и потихоньку провалился в сон.


Следующая станция Новослободская. «Shock»******

6 июня 2022 года.

То был очередной жаркий летний день. Только закончились последние дополнительные по русскому языку, сам же экзамен будет завтра. На обратном пути домой я забежал в «Республику» приглядеть какие-нибудь классные книги на лето, либо просто поглазеть. В этот раз же задержаться там не вышло хотелось поскорее пойти домой, поесть и выйти куда-нибудь прогуляться, чтобы «проветрить голову». Обратно я шёл через Миусский парк, на стадионе которого как раз недавно проходил чемпионат театральных вузов Москвы по футболу. ГИТИС ушёл далеко вперёд, причём каждый раз выигрывал не только технически, но и «духовно» уж слишком рьяно студенты-болельщики ГИТИСА поддерживали свою команду, придумывая на ходу разные «кричалки», притащив с собой барабан и мегафон, по уровню громкости превышая любую стройку в радиусе двух километров. Естественно, у бедных «Щукинцев» и «Щепки» не было и шанса. В этот день, однако, был только волейбол, потому я поплёлся дальше, как вдруг на середине пути увидел птицу, плавно взмывающую в небо.

«Я знаю, что это всё сложно, но просто буду идти к цели». От души улыбнувшись, я ускорил шаг и уже побежал домой.


«Akuma no ko»*******


Но вот и мне, и вам, думаю, рассуждений хватило. Пора выходить из подземки, пройти мимо коричневого куполообразного зала «Новослободской», открыть тяжёлые деревянные двери и бежать навстречу друзьям, родным, солнцу, играм в настолки и посиделкам в Minecraft, падению с вотерборда в Турции, занятиям по вокалу, списку фильмов, походу в «Московскую школу кино» и на стендап, прогулкам по Александровскому саду, Эрмитажу, Болотной площади, Трубной, восхождению на тысячу ступенек, родному городу, написанию песен и... лету!


Примечания:


* песня из фильма «Sing Street» Джона Карни.


** песня валлийской певицы Даффи из её дебютного альбома Rockferry.


*** рендеринг или отрисовка — термин в компьютерной графике, обозначающий процесс получения изображения по модели с помощью компьютерной программы.


**** профессиональная программа для многодорожечной записи, редактирования и монтажа видео- и аудиопотоков от компаний MAGIX и Sony.


***** песня британской фанк-группы Jamiroquai.


****** песня японской певицы Юко Андо.


******* песня японской певицы Аи Хигути.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.