Инновационные методы обучения XXI века
Бычкова Елена Анатольевна учитель изобразительного искусства МБОУ»СОШ№24»г.Братск Иркутская область
Анотация:
В данной статье рассматривается инновационные методы обучения учеников в XXI веке. Представлены типология инноваций в обучении, информационные методы обучения..В статье применяется аналитический и системный подходы и обобщены теоретические изменения современной педагогики.
Педагогика ХХ века отличается от педагогики ХХI века, в настоящее время является интернетизация общества и проникновение цифровых технологий в обучение. Современное поколение школьников известно как цифровое, социально цифровое. Цифровые технологии меняют наш образ жизни, способы общения, образ мышления, чувства, каналы влияния на других людей, социальные навыки и социальное поведение, «высокотехнологичная среда - компьютеры, смартфоны, видеоигры, поисковые машины в Интернете - изменяют человеческий мозг». Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Педагогические инновации - это инновации в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, направленные на повышение их эффективности, инновационный процесс заключается в формировании и развитии контента и организации нового. В развивающейся образовательной системе внедряются инновационные процессы по следующим направлениям: формирование нового образовательного контента, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых типов образовательных учреждений. Целью является обобщение текущих изменений в дидактике для использования инновационных методов обучения и изучение понимания изменений учителями.
Рассмотрим четыре области:
1. расширение предмета педагогики,
2. экологический подход к обучению,
3. цифровое поколение и происходящие изменения,
4. инновации в обучении.
Эти изменения приводят к обновлению методов обучения. Развитию инноваций в образовании служит научная дисциплина «Педагогические инновации». Помогает в разработке, внедрении и распространении инноваций в педагогической практике. Инновация - это феномен, который несет в себе сущность, методы, приемы, технологии и содержание нового. Инновации (от латинского in-in, nove-new) - внедрение нового, внедрение новизны. По словам Таубаева и Лактионова:«Инновационный процесс представляет собой комплексную деятельность по формированию и развитию содержания образования и организации нового». Инновационные методы обучения - это методы обучения, предполагающие новые способы взаимодействия «преподаватель - ученик», определенное новшество в практической деятельности в процессе усвоения учебного материала. Существует два типа «нового»: «чисто новое» - первое созданное, находящееся на уровне адекватного открытия, установления новой истины; «Новый», имеющий смесь старого, точнее говоря, состоящего из слоя старого. Типология инноваций в обучении (технологии, методы и методики): абсолютная инновация (абсолютно новая технология);
1. абсолютная инновация (абсолютно новая технология);
2. модернизированная инновация (значительно улучшенная технология);
3. модифицированная инновация (слегка улучшенная технология);
4. инновации, технологии обучения.
5. инновационная технология нового применения
Инновационное обучения: работа над ожиданием и развития; открытость к будущему, ее развитии; обязательное наличие элементов творчества; и партнерские отношения: сотрудничество, совместное творчество, взаимопомощь. Все нововведения в педагогике, по мнению И. Дерижана, объединяют:вера в то, что человеческий потенциал неограничен; педагогический подход направлен на овладение реальностью в системе; стимулирование нелинейного мышления; они основаны на гедонистическом принципе, который основан на удовольствии от обучения, радости от достижений, педагогике успеха; мобильная ролевая игра учитель- ученик ,одновременно преподает и учится у ученика.Методология инновационного обучения основана на личностно-ориентированном подходе. Методика инновационного обучения изложена в учебном пособии, на практике происходит переход от репродуктивных методов обучения к инновационным. Инновационные образовательные технологии современной школы - это технологии, основанные на инновациях: организационные (связанные с оптимизацией условий образовательной деятельности), методологические (направленные на обновление содержания образования и повышение его качества. Инновационные методы обучения включают интерактивные и компьютерные технологии. Интерактивные технологии включают лекции, семинары, дискуссии, мозговой штурм. Технологии компьютерного обучения включают сбор, обработку, хранение и передачу информации от ученика к ученику и наоборот.
Примеры инновационных педагогических технологий1.Игровые технологии самые применимые в образовании, так как применяются не только на всех уроках в начальных, но и в старших классах.
2 Личностно- ориентированное обучение,создает условия для самоопределения школьников в выборе будущей профессии, для лучшего усвоения ведутся элективные курсы.
3.На всех уроках используются здоровьесберегающие технологии, смысл которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на здоровье ученика, связанное с процессом учебно- воспитательные работы.
4.Проектно - исследовательская технология или по-другому продуктивное обучение включает в себя активное обучение, то есть методы исследования, сбора, обобщение результатов учеником. Применяется на уроках информатики, иностранного языка, технологии и других.
5.Блочно - модульная технология ориентирована на различные виды самостоятельной, посильной работы учащегося, например, изготовление наглядных пособий, написание творческой работы, выполнение упражнений. Эта технология учит ребенка самому искать информацию, изучать и получать знания в новом виде.
Учебно-воспитательный процесс в школе направлен на постоянное преобразование умственной деятельности учащихся, внедрение автоматической и телекоммуникационной систем с целью мобильного поиска, обработки и передачи информации на расстоянии. Всего этого позволяют достичь инновационные образовательные технологии. Так, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальных классах дает возможность педагогу разнообразить дидактический материал, позволяет добиваться стопроцентного внимания всего класса, независимо от успеваемости ученика. Например, выводимые учителем на экран задания способствуют абстрагированию у ребенка каких-либо предметов, которые вряд ли можно было бы объяснить по учебнику. Инновационные технологии в образовании играют важную роль для детей, которые имеют проблемы со здоровьем. Теперь они могут овладевать знаниями предметных дисциплин через дистанционное обучение.Но не только внедрение информационно-коммуникационных технологий определяет продвижение образовательного процесса. Данные технологии обуславливают также продуктивную работу и успех в производственной деятельности.
Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы:
1.Во-первых, пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной деятельности, особенно по проектированию.
2.Во-вторых, отмечается, что использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении с учителем.
3.В-третьих, для ребенка открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ.
4.В-четвертых, информатизация стимулирует не только учащихся, но и привлекает педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры.
Сегодня требуется целенаправленное и всестороннее обучение специалиста, включая широкий спектр не только информационных знаний, навыков, но и информационных компетенций, связанных с поиском, извлечением и критическим анализом информации, умением самостоятельно приобретать и производить новые знания. В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (словарь В. И. Даля). Педагогическая компетентность определяется, как "владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. В соответствии с современными тенденциями образования к педагогическим компетентностям относят следующие:
- Самостоятельно учиться;
- Повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
- Быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
- Принимать решения и нести за них ответственность;
- Адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
- Нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.
Наряду с использованием различных инновационных технологий, необходимо активно использовать методы обучения в образовательном процессе. К методам обучения, отвечающим указанным выше требованиям, относятся эвристическое обучение, «мозговой штурм», проблемное обучение, дебаты, кросс-дискуссии, метод проектирования, ролевые и «деловые» игры. Использование новейших инновационных технологий помогает решать педагогические и методологические проблемы, которые трудно или невозможно решить традиционными методами. В то же время в методике преподавания дисциплин следует учитывать, что нельзя допускать разрушения и потери положительных результатов традиционной системы образования. Инновационные и традиционные методы обучения должны гармонично дополнять друг друга как часть единой образовательной среды учащегося.
Заключение: Применение или неиспользование инновационных методов зависит от личности педагога, его методической компетенции, педагогических навыков. Задача системы подготовки преподавателей - актуализировать такую потребность, сформировать методологическую компетентность. Задача образовательного учереждения состоит в том, чтобы поощрять и стимулировать развитие творческого потенциала педагога и ученика. Важной задачей преподавателя является постоянное переосмысление и развитие его педагогического потенциала; тогда ученик под влиянием примера преподавателя будет активным и компетентным человеком. Инновационная деятельность учителя позволяет вести воспитательный процесс более качественно и разносторонне. Инновационные технологии обучения в школе позволяют сделать уроки более интересными для учеников благодаря разнообразию их форм.
Список литературы:
1.Эффективность Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития глазами населения (по результатам социологического исследования / отв. ред. Б.К. Султанов. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2016: с. 23-30
2. Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2015. –№ 5. – с. 10.
3. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие принципы педагогики и современные инновации. М.: Издательский Дом «Просвещение»; 2016, с. 35