12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бычкова Елена5111
Педагогический стаж 26 лет, ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Россия, Иркутская обл., Братск
Инновационные методы обучения XXI века.

Бычкова Елена Анатольевна учитель изобразительного искусства МБОУ»СОШ№24»г.Братск Иркутская область



Анотация:

В данной статье рассматривается инновационные методы обучения учеников в XXI веке. Представлены типология инноваций в обучении, информационные методы обучения..В статье применяется аналитический и системный подходы и обобщены теоретические изменения современной педагогики.

Педагогика ХХ века отличается от педагогики ХХI века, в настоящее время является интернетизация общества и проникновение цифровых технологий в обучение. Современное поколение школьников известно как цифровое, социально цифровое. Цифровые технологии меняют наш образ жизни, способы общения, образ мышления, чувства, каналы влияния на других людей, социальные навыки и социальное поведение, «высокотехнологичная среда - компьютеры, смартфоны, видеоигры, поисковые машины в Интернете - изменяют человеческий мозг». Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Педагогические инновации - это инновации в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, направленные на повышение их эффективности, инновационный процесс заключается в формировании и развитии контента и организации нового. В развивающейся образовательной системе внедряются инновационные процессы по следующим направлениям: формирование нового образовательного контента, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых типов образовательных учреждений. Целью является обобщение текущих изменений в дидактике для использования инновационных методов обучения и изучение понимания изменений учителями.

Рассмотрим четыре области:

1. расширение предмета педагогики,

2. экологический подход к обучению,

3. цифровое поколение и происходящие изменения,

4. инновации в обучении.

Эти изменения приводят к обновлению методов обучения. Развитию инноваций в образовании служит научная дисциплина «Педагогические инновации». Помогает в разработке, внедрении и распространении инноваций в педагогической практике. Инновация - это феномен, который несет в себе сущность, методы, приемы, технологии и содержание нового. Инновации (от латинского in-in, nove-new) - внедрение нового, внедрение новизны. По словам Таубаева и Лактионова:«Инновационный процесс представляет собой комплексную деятельность по формированию и развитию содержания образования и организации нового». Инновационные методы обучения - это методы обучения, предполагающие новые способы взаимодействия «преподаватель - ученик», определенное новшество в практической деятельности в процессе усвоения учебного материала. Существует два типа «нового»: «чисто новое» - первое созданное, находящееся на уровне адекватного открытия, установления новой истины; «Новый», имеющий смесь старого, точнее говоря, состоящего из слоя старого. Типология инноваций в обучении (технологии, методы и методики): абсолютная инновация (абсолютно новая технология);

1. абсолютная инновация (абсолютно новая технология);

2. модернизированная инновация (значительно улучшенная технология);

3. модифицированная инновация (слегка улучшенная технология);

4. инновации, технологии обучения.

5. инновационная технология нового применения 

Инновационное обучения: работа над ожиданием и развития; открытость к будущему, ее развитии; обязательное наличие элементов творчества; и  партнерские отношения: сотрудничество, совместное творчество, взаимопомощь. Все нововведения в педагогике, по мнению И. Дерижана, объединяют:вера в то, что человеческий потенциал неограничен; педагогический подход направлен на овладение реальностью в системе; стимулирование нелинейного мышления; они основаны на гедонистическом принципе, который основан на удовольствии от обучения, радости от достижений, педагогике успеха; мобильная ролевая игра учитель- ученик ,одновременно преподает и учится у ученика.Методология инновационного обучения основана на личностно-ориентированном подходе. Методика инновационного обучения изложена в учебном пособии, на практике происходит переход от репродуктивных методов обучения к инновационным. Инновационные образовательные технологии современной школы - это технологии, основанные на инновациях: организационные (связанные с оптимизацией условий образовательной деятельности), методологические (направленные на обновление содержания образования и повышение его качества. Инновационные методы обучения включают интерактивные и компьютерные технологии. Интерактивные технологии включают лекции, семинары, дискуссии, мозговой штурм. Технологии компьютерного обучения включают сбор, обработку, хранение и передачу информации от ученика к ученику и наоборот.

Примеры инновационных педагогических технологий

1.Игровые технологии самые применимые в образовании, так как применяются не только на всех уроках в начальных, но и  в старших классах.

2 Личностно- ориентированное обучение,создает условия для самоопределения школьников в выборе будущей профессии, для лучшего усвоения ведутся элективные курсы.

3.На всех уроках используются здоровьесберегающие технологии, смысл которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на здоровье ученика, связанное с процессом учебно- воспитательные работы.

4.Проектно - исследовательская технология или по-другому продуктивное обучение включает в себя активное обучение, то есть методы исследования, сбора, обобщение результатов учеником. Применяется на уроках информатики, иностранного языка, технологии и других.

5.Блочно - модульная технология ориентирована на различные виды самостоятельной, посильной работы учащегося, например, изготовление наглядных пособий, написание творческой работы, выполнение упражнений. Эта технология учит ребенка самому искать информацию, изучать и получать знания в новом виде.

Учебно-воспитательный процесс в школе направлен на постоянное преобразование умственной деятельности учащихся, внедрение автоматической и телекоммуникационной систем с целью мобильного поиска, обработки и передачи информации на расстоянии. Всего этого позволяют достичь инновационные образовательные технологии. Так, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальных классах дает возможность педагогу разнообразить дидактический материал, позволяет добиваться стопроцентного внимания всего класса, независимо от успеваемости ученика. Например, выводимые учителем на экран задания способствуют абстрагированию у ребенка каких-либо предметов, которые вряд ли можно было бы объяснить по учебнику. Инновационные технологии в образовании играют важную роль для детей, которые имеют проблемы со здоровьем. Теперь они могут овладевать знаниями предметных дисциплин через дистанционное обучение.Но не только внедрение информационно-коммуникационных технологий определяет продвижение образовательного процесса. Данные технологии обуславливают также продуктивную работу и успех в производственной деятельности.

Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы:

 1.Во-первых, пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной деятельности, особенно по проектированию.

2.Во-вторых, отмечается, что использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении с учителем.

3.В-третьих, для ребенка открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ.

4.В-четвертых, информатизация стимулирует не только учащихся, но и привлекает педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры.

Сегодня требуется целенаправленное и всестороннее обучение специалиста, включая широкий спектр не только информационных знаний, навыков, но и информационных компетенций, связанных с поиском, извлечением и критическим анализом информации, умением самостоятельно приобретать и производить новые знания. В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (словарь В. И. Даля). Педагогическая компетентность определяется, как "владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. В соответствии с современными тенденциями образования к педагогическим компетентностям относят следующие:

- Самостоятельно учиться;

- Повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;

- Быстро оценивать ситуацию и свои возможности;

- Принимать решения и нести за них ответственность;

- Адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;

- Нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.

Наряду с использованием различных инновационных технологий, необходимо активно использовать методы обучения в образовательном процессе. К методам обучения, отвечающим указанным выше требованиям, относятся эвристическое обучение, «мозговой штурм», проблемное обучение, дебаты, кросс-дискуссии, метод проектирования, ролевые и «деловые» игры. Использование новейших инновационных технологий помогает решать педагогические и методологические проблемы, которые трудно или невозможно решить традиционными методами. В то же время в методике преподавания дисциплин следует учитывать, что нельзя допускать разрушения и потери положительных результатов традиционной системы образования. Инновационные и традиционные методы обучения должны гармонично дополнять друг друга как часть единой образовательной среды учащегося.

Заключение: Применение или неиспользование инновационных методов зависит от личности педагога, его методической компетенции, педагогических навыков. Задача системы подготовки преподавателей - актуализировать такую потребность, сформировать методологическую компетентность. Задача образовательного учереждения состоит в том, чтобы поощрять и стимулировать развитие творческого потенциала педагога и ученика. Важной задачей преподавателя является постоянное переосмысление и развитие его педагогического потенциала; тогда ученик под влиянием примера преподавателя будет активным и компетентным человеком. Инновационная деятельность учителя позволяет вести воспитательный процесс более качественно и разносторонне. Инновационные технологии обучения в школе позволяют сделать уроки более интересными для учеников благодаря разнообразию их форм.

Список литературы:

1.Эффективность Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития глазами населения (по результатам социологического исследования / отв. ред. Б.К. Султанов. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2016: с. 23-30

2. Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2015. –№ 5. – с. 10.

3. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие принципы педагогики и современные инновации. М.: Издательский Дом «Просвещение»; 2016, с. 35


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.