Литературное чтение, 3 класс, «И.А. Билибин- иллюстратор сказок А. С. Пушкина».
Автор публикации: К. Клочкова, ученица 2Б класса
Технологическая карта урока
Тема урока: «И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина»
Цели урока: ознакомить учащихся с творчеством художника-иллюстратора И. Билибина; учить детей сравнивать произведения словестного и изобразительного искусства; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться сравнивать произведение словесного и изобразительного искусства; знать творчество художника-иллюстратора И. Билибина; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Тип урока: урок комплексного использования знаний.
.1.Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем –
и урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе,
все конечно молодцы!
2. Речевая разминка ( Приложение 1)
Прочитайте самостоятельно отрывок. (на парте у каждого ученика)
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Начните читать быстро и постепенно замедляя темп .
- Выделяя букву А
3.Систематизация знаний обучающихся
- Как вы думаете, кто автор этого отрывка, которое мы читали, проводя речевую разминку?
- Произведения Пушкина очень музыкальны. По ним поставлены оперы и балеты, написаны песни и романсы. Пушкин в музыке - это творчество Глинки и Чайковского, Даргомыжского и Рахманинова. Литературное наследие гениального поэта вдохновляло и продолжает вдохновлять многих композиторов.
- Послушайте песню композитора Г. Свиридова на стихи Пушкина «Зимняя дорога».
Не только композиторов вдохновляло творчество гениального поэта, но и художников, а также художников-иллюстраторов.
-Как называются рисунки в книге?
-Кто выйдет и прочитает имя художника-иллюстратора.
4. Постановка учебной задачи и темы
А вы догадались какая тема нашего урока?
- Одним из замечательных русских художников - иллюстраторов был Иван Яковлевич Билибин. (Портрет художника) (приложение 2)
- Какие задачи поставим перед собой?
познакомится с биографией И. Я. Билибина ;умение соотносить иллюстрацию с текстом.
5.Работа по теме урока
Иван Яковлевич Билибин родился 4 августа 1876 года в селе Тарховка, Санкт-Петербургской губернии в семье военного врача. Он сделал очень много иллюстраций, а к сказкам 165 иллюстраций. Он очень люблю создавать красочный мир русской старины. А линии в работах он вел с первого раза, безошибочно, за что получил прозвище Железная рука.
Сейчас его работы хранятся в Государственном русском музее и в музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге. Он умер 7 февраля 1942 года в больнице при Императорской академии художеств, от обморожения и голода.
-Что ещё узнали о жизни и творчестве Билибина?
-Что с достоверностью передают иллюстрации Билибина?
-Когда умер Иван Яковлевич Билибин? Что это за год?
-У вас на столах иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина( приложение 3)
.Соотнеси иллюстрацию к названию сказки
«Золотой петушок» «Сказка о рыбаке и рыбке» «"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". ( в паре)
-А легко ли быть иллюстратором?
Нужно точно отразить время; костюмы, мимику героев ( чувства, переживания)
6.Физминутка
Яркий красный мячик, прыгает как зайчик.
Покатился по дорожке
Подождал меня немножко
Наклонюсь, возьму его
И подброшу высоко.
7.Работа по теме урока
-К какой сказке Билибин выполнил иллюстрации ( Приложение 4)
-Расположить иллюстрации Билибина в правильной последовательности(в группе)
-Прочитайте пословицы и поговорки, на слайде. Объясните их смысл.
- Где счастье плодится, там и зависть родится.
- Завистливый злее волка голодного.
- Зависть прежде нас родилась.
- Где несчастье, там зависти нет.
- Определите тему прочитанных пословиц и поговорок. (Зависть.)
- Какую роль сыграла она в сказке?
- Зависть бывает черная и белая. Попробуйте объяснить эти выражения.
8.А теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы.
- Кто такой И. Я. Билибин?
- Дайте определение слова иллюстрация.
- Легко ли быть иллюстратором?
- Давайте вспомним цели урока.
- Можно ли сказать, что мы добились целей?
- Что вы узнали нового?
9.Д/З
- Запиши в тетрадь. И.Ф.О художников, которые тоже иллюстрировали сказки А.С. Пушкина несколько сведений об их жизни
Приложение 1 (речевая разминка)
Царь слезами залился, | Царь слезами залился, |
Приложение 2
Приложение №3
1. | 2. |
3. | «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». «Сказка о золотом петушке» |
Приложение 4