Литературное чтение, 3 класс, «И.А. Билибин- иллюстратор сказок А. С. Пушкина».

2
0
Материал опубликован 18 November

Автор публикации: К. Клочкова, ученица 2Б класса

Технологическая карта урока



Тема урока: «И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина»

Цели урока: ознакомить учащихся с творчеством художника-иллюстратора И. Билибина; учить детей сравнивать произведения словестного и изобразительного искусства; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться сравнивать произведение словесного и изобразительного искусства; знать творчество художника-иллюстратора И. Билибина; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.


Тип урока: урок комплексного использования знаний.

.1.Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем –

и урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе,

все конечно молодцы!



2. Речевая разминка ( Приложение 1)

Прочитайте самостоятельно отрывок. (на парте у каждого ученика)

Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать быстро и постепенно замедляя темп .

- Выделяя букву А

3.Систематизация знаний обучающихся

- Как вы думаете, кто автор этого отрывка, которое мы читали, проводя речевую разминку? 

 - Произведения Пушкина очень музыкальны. По ним поставлены оперы и балеты, написаны песни и романсы. Пушкин в музыке - это творчество Глинки и Чайковского, Даргомыжского и Рахманинова. Литературное наследие гениального поэта вдохновляло и продолжает вдохновлять многих композиторов.

- Послушайте песню композитора Г. Свиридова на стихи Пушкина «Зимняя дорога».

Не только композиторов вдохновляло творчество гениального поэта, но и художников, а также художников-иллюстраторов.

-Как называются рисунки в книге?

-Кто выйдет и прочитает имя художника-иллюстратора.

4. Постановка учебной задачи и темы

А вы догадались какая тема нашего урока?

- Одним из замечательных русских художников - иллюстраторов был Иван Яковлевич Билибин. (Портрет художника) (приложение 2)

- Какие задачи поставим перед собой?

познакомится с биографией И. Я. Билибина ;умение соотносить иллюстрацию с текстом.

5.Работа по теме урока

Иван Яковлевич Билибин родился 4 августа 1876 года в селе Тарховка, Санкт-Петербургской губернии в семье военного врача. Он сделал очень много иллюстраций, а к сказкам 165 иллюстраций. Он очень люблю создавать красочный мир русской старины. А линии в работах он вел с первого раза, безошибочно, за что получил прозвище Железная рука.

Сейчас его работы хранятся в Государственном русском музее и в музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге. Он умер 7 февраля 1942 года в больнице при Императорской академии художеств, от обморожения и голода.

-Что ещё узнали о жизни и творчестве Билибина?

-Что с достоверностью передают иллюстрации Билибина?

-Когда умер Иван Яковлевич Билибин? Что это за год?

-У вас на столах иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина( приложение 3)

.Соотнеси иллюстрацию к названию сказки

«Золотой петушок» «Сказка о рыбаке и рыбке» «"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". ( в паре)

-А легко ли быть иллюстратором?

Нужно точно отразить время; костюмы, мимику героев ( чувства, переживания)

6.Физминутка

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик.

Покатился по дорожке

Подождал меня немножко

Наклонюсь, возьму его

И подброшу высоко.

7.Работа по теме урока

-К какой сказке Билибин выполнил иллюстрации ( Приложение 4)

-Расположить иллюстрации Билибина в правильной последовательности(в группе)

-Прочитайте пословицы и поговорки, на слайде. Объясните их смысл.

- Где счастье плодится, там и зависть родится.

- Завистливый злее волка голодного.

- Зависть прежде нас родилась.

- Где несчастье, там зависти нет.

- Определите тему прочитанных пословиц и поговорок. (Зависть.)

- Какую роль сыграла она в сказке?

- Зависть бывает черная и белая. Попробуйте объяснить эти выражения.

8.А теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы.

- Кто такой И. Я. Билибин?

- Дайте определение слова иллюстрация.

- Легко ли быть иллюстратором?

- Давайте вспомним цели урока.

- Можно ли сказать, что мы добились целей?

- Что вы узнали нового?

9.Д/З

- Запиши в тетрадь. И.Ф.О художников, которые тоже иллюстрировали сказки А.С. Пушкина несколько сведений об их жизни





Приложение 1 (речевая разминка)

Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.


Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.




















































Приложение 2



t1731937387aa.jpg







Приложение №3





1.

t1731937387ab.jpg

2.

t1731937387ac.jpg

3.

t1731937387ad.jpg




«Сказка о рыбаке и рыбке»

 «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».



«Сказка о золотом петушке»




















Приложение 4



t1731937387ae.jpg











t1731937387af.jpg





t1731937387ac.jpg





t1731937387ag.jpg

t1731937387ah.jpg

t1731937387ai.jpg







t1731937387aj.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.