Урок литературного чтения по теме: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»» (4 класс)
Предмет |
Литературное чтение |
|
Класс |
4 |
|
Тема |
Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» |
|
Учитель |
Орехова Наталья Сергеевна |
|
Программа |
Программа Л.В. Занкова |
|
Образовательное учреждение |
КГАОУ «Краевой центр образования» |
|
Описание урока |
||
Тип урока |
Комбинированный |
|
Время реализации урока |
45 минут |
|
Цель урока |
Ученик будет учиться понимать мир поэтического слова при изучении стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» |
|
Планируемые результаты |
· Личностные УУД: учащиеся следуют этическим нормам поведения в коллективе, в паре, в группе при чтении, слушании и обсуждении стихотворения; понимают изменения эмоций в стихотворении и эмоций, проявляющихся при чтении, слушании и обсуждения стихотворения; · Предметные УУД: в стихотворении, предложенном в учебнике, выделяют примеры сравнение, метафора; имеют опыт наблюдения пейзажа в прочитанном стихотворении; учащиеся научатся осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения; · Метапредметные: в диалоге или коллективном обсуждении могут выступить с развернутым ответом на вопрос по прочитанному · Регулятивные УУД: ученик научится произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному; · Коммуникативные УУД: четвероклассник получит возможность научиться: проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе; выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге |
|
Структура и содержание урока |
||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент
|
-Ребята, я желаю нам успешной работы на уроке. -Начнем с нашей дополнительной литературы, 5минут пообщайтесь со своей любимой книгой. |
-Приветствуют
Дети читают свои книги. Рассказывают, о прочитанном своим соседям по парте. |
Актуализация изученного
Мотивационный компонент
Предтекстовая работа;
Формулирование основного вопроса урока |
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством русского поэта А.С. Пушкина -Все мы знаем фразу- «Пушкин- солнце русской поэзии» -Как вы понимаете это высказывание? - Какие стихотворения А.С. Пушкина знаете? -О чем эти стихотворения? Почему они бессмертны? -Вы назвали много замечательных стихотворений А. С. Пушкина -Сегодня мы продолжим изучение поэзии А.С. Пушкина. Для меня важен этот урок по многим причинам: общение с вами, дискуссия о любимом моем поэте. - Посмотрите на картины (Картины) -Что вам напоминает первая картина? Какое стихотворение? -Что вы на ней видите? Какие эмоции вы испытываете, смотря на первую картину? А на вторую? (картины разные: солнечное утро и пасмурное) - А в чем разница между этими картинами? -Вторая картина наполнена счастьем, радостью! Таким же и будет сегодня стихотворение, с которым мы познакомимся! -Может быть, вы уже знаете название замечательного стихотворения Пушкина? («Зимнее утро») -Уметь почувствовать красоту мира, дня, утра, предметов вокруг нас- это залог счастливой жизни, а умение еще и описать эту красоту- это, я думаю, путь в литературу. - А как бы вы описали свое сегодняшнее зимнее утро? Каким оно было для вас? -На уроке мы будем наблюдать- как же А.С. Пушкин описал зимнее утро, какие для этого он использовал средства. - Сформулируйте основной вопрос урока
|
|
-ответы детей
-ответы детей
-стихотворение «Зимняя дорога»
-Первая картина с оттенком грусти, вторая картина с элементами счастливого утра
-продолжение знакомства с творчеством А.С.Пушкина, анализ стихотворения «Зимнее утро»
|
||
Предтекстовая работа
Восприятие стихотворения
Послетекстовые задания |
-Ребята, стихотворение было написано в 19 веке. Конечно, язык того времени отличался от современного языка. -Давайте выясним значение устаревших слов, которые встретятся в стихотворении. -у каждой пары на парте лежат «словарики»; Я вам буду говорить слово, а вы найдите в своих словарях в паре значение этого слова/ (либо)я вам буду говорить значение слова, а вы мне найдите само слово: -мгла, нега, Аврора, вечор, нынче, предаться
-Ребята, послушайте стихотворение и определите каким настроением оно проникнуто (чтение учителем, пауза после прочтения) -Так как вы почувствовали настроение стихотворения? Общее? А может, оно менялось, как бег нетерпеливого коня? -Мы не только слышим поэзию, но мы ее ощущаем, чувствуем- даже цвета представляются читателю.
-А теперь сами прочитайте стихотворение и подумайте, какими цветами оно окрашено. Чтение по строфам. -Вы прослушали стихотворение, у каждого на парте лежит листок со стихотворными жанрами и признаками данных жанров; определите жанр прочитанного стихотворения; Пейзажная лирика: описание природы, ее состояния, образов; Пейзажно- психологическая лирика: через образы природы переданы чувства людей, показано взаимодействие природы и эмоций человека; Элегия: грустное содержание, мотивы разочарования, одиночества; Философская лирика: в стихотворении рассматриваются вопросы о смысле жизни, ее ценностях, часто посвящено теме добра и зла; Гражданская лирика: обсуждение общественных проблем, посвящена темам истории, политики;
-Докажите, что это именно пейзажно- психологическое лирическое стихотворение по каждому из признаков.
-Посмотрите, как сложно создавать поэзию- надо словами передать чувства, настроение, надо и выстроить текст так, чтобы читатель представил себе дивную картину зимнего утра
-Что такое строфы?
-Сколько строф в этом стихотворении? -А сколько в каждой строфе строк? -Значит это шестистишие. И каждая строфа передает свою микротему. -Давайте определим микротему первой строфы. О чем она? -Назовите все эпитеты в первой строфе
-Каким настроением наполнена первая строфа?
-Определите микротему второй строфы. Назовите эпитеты второй строфы
-Каким настроением наполнена вторая строфа? -Каким цветом можно описать вторую строфу?
-А теперь самостоятельно в парах также поработайте с оставшимися строфами, определите микротемы, найдите эпитеты, и подумайте над настроением каждой из оставшихся строф
-Какой цвет или цвета на ваш взгляд имеют последние три строфа? -Какая строфа отличается от всех остальных?
-Как вы думаете почему?
|
Нега- блаженство, наслаждение Аврора- богиня утренней зари. Звездою севера – Вечор – вчера вечером Мгла- непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек. Нынче- сегодня Предаться- целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь
-весёлым, радостным, бодрым -ответы детей
-читают вслух по строфам и анализируют цветовую окраску часте
-пейзажно- психологическая лирика
-доказывают
-строфа-это часть стихотворения, между частями есть пробел -5 строф -6
-чудесный; прелестный; северной; -радостным, веселым, побудительным
-мутном, бледное, мрачные, печальная
-грустным -серым
-голубыми, великолепными, прозрачный, янтарным, весёлым, бурую, утреннему, нетерпеливого, пустые, густые -красный, желтый и т.п -вторая -потому, что во второй строфе описывается вчерашний день; Вечор-вчера вечером |
Работа с художественными средствами |
-Какие еще вы знаете выразительные средства языка? Найдите их в стихотворении
-Посмотрите, как гениально это стихотворение и как сложно писать лирические стихи.
Работа с рифмовкой ( на доске висят таблички: что такое рифма, виды рифм перепутанные, дети должны выходить и исправлять (кольцевая абба, парная аабб, перекрестная абаб) / либо групповая работа: делю их на 5-6 групп по 4-6 человек, у каждой группы конверт, они должны правильно сопоставить все виды и ответить, что такое рифма, проверяю у каждой группы индивидуально -Молодцы, подумайте в группе и определите какая рифма у стихотворения «Зимнее утро» - Как вы определите ту рифму, к которой обратился поэт?
|
-риторический вопрос: не велеть ли в санки<…>запречь? Сравнение: луна, как бледное пятно, олицитворение: вьюга злилась, мгла носилась; Метафора:луна желтая
1,2 Парная, 3 и 6, 4 и 5 кольцевая |
Творческое задание |
-Переверните страницу (40), прочитайте задание под 4-ым желтым квадратом : Важно ли, что стихотворение построено как обращение к невидимому собеседнику, вернее собеседнице? Как ты думаешь, поэт и его возлюбленная останутся сидеть дома в тепле и уюте или отправятся на прогулку? -Как вы думаете, почему именно к возлюбленной обращается поэт? Где это прослеживается в стихотворении?
-Так как по вашему мнению, останутся ли они дома или нет?
ЛЕНТА ВРЕМЕНИ на презентации -Ребята, объединитесь в группы, у каждой группы есть конверт, в конвертах есть листы с именами знаменитых писателей; посмотрите в учебнике годы жизни каждого писателя и сопоставьте их по ленте времени на ленте времени уже есть такие имена как Пушкин(1799-1837); Чехов( 1860-1904); Кедрин (1907-1945) ( Тютчев, Андреева,Бунин , Некрасов, Крылов, Лермонтов)
|
-пора, красавица, проснись; и ты печальная сидела
-ответы детей
-выполняют задание
|
Домашнее задание |
-Так как великий поэт описывает зимнее утро, используя какие средства?
-Предлагайте домашнее задание, выразительно или наизусть будете читать стихотворение? |
-изобразительные средства языка, диалогичность, сложную рифмовку, слова, передающие настроение |
Рефлексия; Итог урока |
-Ребята, посмотрите на доску, что на ней изображено? -Напишите на своих снежинках эпитеты, описывающие утро в феврале – оно уже не такое яркое и холодное, как в январе, нет сильного мороза. Постарайтесь точно подобрать эпитеты именно к утру нашего дня сегодня, напишите их на снежинках и приклейте снежинки на ватман. - Спасибо за общение, за урок! |
-зимний лес
- Ученики читают свои эпитеты и крепят |
Белкина Надежда Владимировна
Орехова Наталья Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Орехова Наталья Сергеевна