Урок литературного чтения по теме: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»» (4 класс)

11
4
Материал опубликован 10 February 2018

Предмет

Литературное чтение

Класс

4

Тема

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Учитель

Орехова Наталья Сергеевна

Программа

Программа Л.В. Занкова

Образовательное учреждение

КГАОУ «Краевой центр образования»

Описание урока

Тип урока

Комбинированный

Время реализации урока

45 минут

Цель урока

Ученик будет учиться понимать мир поэтического слова при изучении стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Планируемые результаты

·        Личностные УУД: учащиеся следуют этическим нормам поведения в коллективе, в паре, в группе при чтении, слушании и обсуждении стихотворения; понимают изменения эмоций в стихотворении и эмоций, проявляющихся при чтении, слушании и обсуждения стихотворения;

·        Предметные УУД: в стихотворении, предложенном в учебнике, выделяют примеры сравнение, метафора; имеют опыт наблюдения пейзажа в прочитанном стихотворении; учащиеся научатся осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения;

·        Метапредметные: в диалоге или коллективном обсуждении могут выступить с развернутым ответом на вопрос по прочитанному

·        Регулятивные УУД: ученик научится произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному;

·        Коммуникативные УУД: четвероклассник получит возможность научиться: проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе; выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге

Структура и содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

 

-Ребята, я желаю нам успешной работы на уроке.

-Начнем с нашей дополнительной литературы, 5минут пообщайтесь со своей любимой книгой.

-Приветствуют

 

Дети читают свои книги.  Рассказывают,  о прочитанном своим соседям по парте.

Актуализация изученного

 

 

Мотивационный компонент

 

 

 

 

 

 

Предтекстовая работа;

 

 

Формулирование основного вопроса урока

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством русского поэта А.С. Пушкина

-Все мы знаем фразу- «Пушкин- солнце русской поэзии»

-Как вы понимаете это высказывание?

- Какие стихотворения А.С. Пушкина знаете?

-О чем эти стихотворения? Почему они бессмертны?

-Вы назвали много замечательных стихотворений А. С.  Пушкина

-Сегодня мы продолжим изучение поэзии А.С. Пушкина. Для меня важен этот урок по многим причинам: общение с вами, дискуссия о любимом моем поэте.

- Посмотрите на картины

 (Картины)

-Что вам напоминает первая картина? Какое стихотворение?

-Что вы на ней видите? Какие эмоции вы испытываете, смотря на первую картину? А на вторую? (картины разные: солнечное утро и пасмурное)

- А в чем разница между этими картинами?

-Вторая картина наполнена счастьем, радостью! Таким же и будет сегодня стихотворение, с которым мы познакомимся!

-Может быть, вы уже знаете название замечательного стихотворения Пушкина? («Зимнее утро»)

-Уметь почувствовать красоту мира, дня, утра, предметов вокруг нас- это залог счастливой жизни, а умение еще и описать эту красоту- это, я думаю, путь в литературу.

- А как бы вы описали свое сегодняшнее зимнее утро? Каким оно было для вас?

-На уроке мы будем наблюдать- как же А.С. Пушкин описал зимнее утро, какие для этого он использовал средства.

- Сформулируйте основной вопрос урока

 

 

 

 

-ответы детей

 

-ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-стихотворение «Зимняя дорога»

 

 

 

-Первая картина с оттенком грусти, вторая картина с элементами счастливого утра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-продолжение знакомства с творчеством А.С.Пушкина, анализ стихотворения «Зимнее утро»

 

Предтекстовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восприятие стихотворения

 

Послетекстовые задания

-Ребята, стихотворение было написано в 19 веке. Конечно, язык того времени отличался от современного языка.

-Давайте выясним значение устаревших слов, которые встретятся в стихотворении.

-у каждой пары на парте лежат «словарики»; Я вам буду говорить слово, а вы найдите в своих словарях в паре значение этого слова/ (либо)я вам буду говорить значение слова, а вы мне найдите само слово:

-мгла, нега, Аврора, вечор, нынче, предаться

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, послушайте стихотворение и определите каким настроением оно проникнуто (чтение учителем, пауза после прочтения)

-Так как вы почувствовали настроение стихотворения? Общее? А может, оно менялось, как бег нетерпеливого коня?

-Мы не только слышим поэзию, но мы ее ощущаем, чувствуем- даже цвета представляются читателю.

 

 

-А теперь сами прочитайте стихотворение и подумайте, какими цветами оно окрашено. Чтение по строфам.

-Вы прослушали стихотворение, у каждого на парте лежит листок со стихотворными жанрами и признаками данных жанров; определите жанр прочитанного стихотворения;

Пейзажная  лирика: описание природы, ее состояния, образов;

Пейзажно- психологическая лирика: через образы природы переданы чувства людей, показано взаимодействие природы и эмоций человека;

Элегия: грустное содержание, мотивы разочарования, одиночества;

Философская лирика: в стихотворении рассматриваются вопросы о смысле жизни, ее ценностях, часто посвящено теме добра и зла;

Гражданская лирика: обсуждение общественных проблем, посвящена темам истории, политики;

 

-Докажите, что это именно пейзажно- психологическое лирическое стихотворение по каждому из признаков.

 

-Посмотрите, как сложно создавать поэзию- надо словами передать чувства, настроение, надо и выстроить текст так, чтобы читатель представил себе дивную картину зимнего утра

 

-Что такое строфы?

 

-Сколько строф в этом стихотворении?

-А сколько в каждой строфе строк?

-Значит это шестистишие. И каждая строфа передает свою микротему.

-Давайте определим микротему первой строфы. О чем она?

-Назовите все эпитеты в первой строфе

 

 

-Каким настроением наполнена первая строфа?

 

 

-Определите микротему второй строфы. Назовите эпитеты второй строфы

 

-Каким настроением наполнена вторая строфа?

-Каким цветом можно описать вторую строфу?

 

-А теперь самостоятельно в парах также поработайте с оставшимися строфами, определите микротемы, найдите эпитеты, и подумайте над настроением каждой из оставшихся строф

 

 

-Какой цвет или цвета на ваш взгляд имеют последние три строфа?

-Какая строфа отличается от всех остальных?

 

-Как вы думаете почему?

 

Нега- блаженство, наслаждение

Аврора- богиня утренней зари.

Звездою севера –

Вечор – вчера вечером

Мгла- непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек.

Нынче-  сегодня

Предаться- целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь

 

 

-весёлым, радостным, бодрым

-ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

-читают вслух по строфам и анализируют цветовую окраску часте

 

 

 

 

-пейзажно- психологическая лирика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-доказывают

 

 

 

 

 

 

 

-строфа-это часть стихотворения, между частями есть пробел

-5 строф

-6

 

 

 

 

-чудесный; прелестный; северной;

-радостным, веселым, побудительным

 

-мутном, бледное, мрачные, печальная

 

-грустным

-серым

 

-голубыми, великолепными, прозрачный, янтарным, весёлым, бурую, утреннему, нетерпеливого, пустые, густые

-красный, желтый и т.п

-вторая

-потому, что во второй строфе описывается вчерашний день; Вечор-вчера вечером

Работа с художественными средствами

-Какие еще вы знаете выразительные средства языка? Найдите их в стихотворении

 

 

-Посмотрите, как гениально это стихотворение и как сложно писать лирические стихи.

 

Работа с рифмовкой ( на доске висят таблички: что такое рифма, виды рифм перепутанные, дети должны выходить и исправлять (кольцевая абба, парная аабб, перекрестная абаб) / либо групповая работа: делю их на 5-6 групп по 4-6 человек, у каждой группы конверт, они должны правильно сопоставить все виды и ответить, что такое рифма, проверяю у каждой группы индивидуально

-Молодцы, подумайте в группе и определите какая рифма у стихотворения «Зимнее утро»

- Как вы определите ту рифму, к которой обратился поэт?

 

 

-риторический вопрос: не велеть ли в санки<…>запречь?

Сравнение: луна, как бледное пятно, олицитворение: вьюга злилась, мгла носилась;

Метафора:луна желтая

 

 

 

 

 

 

1,2 Парная,

3 и 6, 4 и 5 кольцевая

Творческое задание

-Переверните страницу (40), прочитайте задание под 4-ым желтым квадратом : Важно ли, что стихотворение построено как обращение к невидимому собеседнику, вернее собеседнице? Как ты думаешь, поэт и его возлюбленная останутся сидеть дома в тепле и уюте или отправятся на прогулку?

-Как вы думаете, почему именно к возлюбленной обращается поэт? Где это прослеживается в стихотворении?

 

-Так как по вашему мнению, останутся ли они дома или нет?

 

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ на презентации

-Ребята, объединитесь в группы, у каждой группы есть конверт, в конвертах есть листы с именами знаменитых писателей; посмотрите в учебнике годы жизни каждого писателя и сопоставьте их по ленте времени на ленте времени уже есть такие имена как Пушкин(1799-1837); Чехов( 1860-1904); Кедрин (1907-1945) ( Тютчев, Андреева,Бунин , Некрасов, Крылов, Лермонтов)

 

 

 

 

 

 

 

 

-пора, красавица, проснись; и ты печальная сидела

 

-ответы детей

 

 

-выполняют задание

 

 

 

 

 

Домашнее задание

-Так как великий поэт описывает зимнее утро, используя какие средства?

 

-Предлагайте домашнее задание, выразительно или наизусть будете читать стихотворение?

 -изобразительные средства языка, диалогичность, сложную рифмовку, слова, передающие настроение

Рефлексия; Итог урока

-Ребята, посмотрите на доску, что на ней изображено?

-Напишите на своих снежинках эпитеты, описывающие утро в феврале – оно уже не такое яркое и холодное, как в январе, нет сильного мороза. Постарайтесь точно подобрать эпитеты именно к утру нашего дня сегодня, напишите их на снежинках и приклейте снежинки на ватман.  - Спасибо за общение, за урок!

-зимний лес

 

- Ученики читают свои эпитеты и крепят

Комментарии

И Вам спасибо, Надежда Владимировна!

25 February 2018

Пригодится! Спасибо,Наталья Сергеевна!

26 March 2020

Я рада, что пригодится)

26 March 2020