«Ритмико-мелодическая организация поэтической речи в стихотворении И.А. Бунина "Одиночество"»
Автор публикации: В. Варлыгин, ученик 10А класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23
имени С. В. Добрина г. Липецка
Ритмико-мелодическая организация поэтической речи
в стихотворении И.А. Бунина «Одиночество»
Выполнил: ученик 10А класса
Варлыгин Вадим
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Моярович А.С.
Липецк,2020
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Поэтическая речь является особой разновидностью художественной речи, которая имеет ряд существенных отличий от прозаической речи. Исследователи, занимающиеся вопросами организации поэтической речи, неоднократно подчеркивали, что слова и словосочетания в ней по своему актуальному смыслу не равны тем же словам, употребляемым в обыденном языке. Слово в поэтическом тексте, благодаря особым условиям функционирования, семантически преобразуется, включает в себя дополнительный смысл и ассоциации. Игра прямого и переносного значений порождает и эстетический, и экспрессивный эффекты поэтического текста, делает его более образным и выразительным.
Но одной из самых важных особенностей, характеризующих поэтический текст, является его ритмико-мелодическая организация, основная функция которой заключается в эмоциональном воздействии на читателя.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в стремлении выявить элементы, участвующие в создании ритмико-мелодической организации поэтической речи на примере стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Одиночество».
Объект исследования - стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Одиночество».
Предмет исследования - элементы ритмико-мелодической организации поэтической речи, участвующие в создании стихотворения И.А.Бунина «Одиночество».
Целью данного исследования является анализ ритмико-мелодической организации поэтического текста на материале стихотворения И.А.Бунина «Одиночество».
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. изучить биографию И.А.Бунина;
2. познакомиться с историей создания стихотворения И.А.Бунина «Одиночество»;
3. дифференцировать признаки ритмико-мелодической организации поэтического текста;
4. выявить языковые средства ритмико-мелодической организации поэтического текста на материале стихотворения И.А.Бунина «Одиночество».
Методы исследования. В работе используются следующие методы: наблюдение, сопоставление и анализ языкового материала стихотворения.
Глава 1. Сведения из биографии Ивана Алексеевича Бунина
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
Иван Алексеевич Бунин - поэт и писатель, ювелир слова и ярчайший представитель Серебряного века литературы, первый русский лауреат Нобелевской премии, мастер лирического слога, переводчик, с 1909 года академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук и дважды лауреат Пушкинской премии.
В октябре текущего в России и во всем мире отмечали 150-летие со дня рождения великого литератора. Будущий писатель родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Вышло так, что Алексей Николаевич Бунин, отец писателя, был пристрастен к вину и картам, из-за чего он однажды разорился. В «Автобиографической заметке», изданной в 1915 году Бунин так опишет свое происхождение: «Род этот дал нам замечательную женщину начала прошлого века, поэтессу Анну Петровну Бунину, и поэта Василия Андреевича Жуковского; в некотором родстве мы с братьями Киреевскими, Гротами, Юшковыми, Воейковыми, Булгаковыми, Соймоновыми»1. До трех лет писатель жил в Воронеже, в доме на Большой Дворянской улице. После писатель вспомнит родной город и младенческие годы так: «Я родился в Воронеже, прожил в нём целых три года, а кроме того провёл однажды целую ночь, но Воронеж мне совсем неизвестен, ибо в ту ночь, что провёл я в нём, я его не мог видеть: приглашён был воронежским студенческим землячеством читать на благотворительном вечере в пользу этого землячества, приехал в тёмные зимние сумерки, в метель, на вокзале был встречен с шампанским, немало угощался и на вечере и перед рассветом был снова отвезён на вокзал к московскому поезду уже совсем хмельной. А те три года, что я прожил в Воронеже, были моим младенчеством»1.
В 1874 году четырехлетний Бунин вместе с родителями переезжает в родовое поместье на хутор Бутырки, что в Елецком уезде. (ныне - Липецкая область). Там, «в глубочайшей полевой тишине», мальчик знакомится с народным фольклором и общается с крестьянскими сверстниками.
Через несколько лет Алексей Николаевич Бунин продает хутор и семья перебирается в соседнее село - Озёрки. Озёрки - это место, которое занимает особую роль в судьбе Бунина, ведь именно здесь он формировался как личность, приобретал взгляды и литературный талант. Именно здесь он написал свое первое стихотворение. В своей прозе Бунин часто упоминал Елец, и делал это далеко не зря: это город, где он стал гимназистом. В 1886 году Бунин едет на рождественские каникулы к отцу, в Озёрки, но обратно в Елец не возвращается. Он получает неявку с каникул. Как оказывается, из-за недостатка денег он был вынужден оставить обучение. Курс гимназии и часть программы университета младшему брату помогает освоить Юлий Алексеевич Бунин.
В 1887 году впервые появляется в печати произведение юного писателя: петербургский журнал «Родина» публикует одно из стихотворений поэта, получившее название «Над могилой Надсона». В том же журнале публикуются еще несколько стихотворений, а так же рассказы «Нефедка» и «Два странника».
В 1889 году молодой поэт решает начать самостоятельную жизнь: сначала, вслед за братом, он переезжает в Харьков, но в том же году получает предложение о сотрудничестве с газетой «Орловский вестник».Это предложение заинтересовало Бунина, и он согласился. Он поселяется в Орле. Там ему приходится работать сразу на нескольких должностях, кем он только не был: корректором, театральным критиком. Сам же Иван Алексеевич был вынужден жить на доходы от литературного труда. Первая книга Бунина выходит в 1891 году, как приложение к газете «Орловский Вестник», где работал Бунин. Она получила название «Стихотворения 1887 - 1991 гг.». В 1892 году Иван Алексеевич увольняется и едет к старшему брату в Полтаву, где тот помогает писателю устроиться на работу библиотекарем в губернской управе. После расставания с женой писатель покидает Полтаву и начинает много путешествовать, нигде не задерживаясь надолго. В 1894 году встречается с близким по духу Львом Толстым, который советует ему не слишком увлекаться опошлением. С этого момента Бунин посвящает себя литературе. Спустя год, в двух столицах поэт вливается в литературную среду. Он знакомится с К.Д. Бальмонтом, А.П. Чеховым, В.Я. Брюсовым, позже знакомится с А.И. Куприным. В период 1895-1905 годов у писателя выходит перевод «Песни о Гайавате», а так же такие произведения и сборники, как: «На край света и другие рассказы», «Под открытым небом», «Антоновские яблоки», «Листопад». Российской Академией Наук был присужден к Пушкинской премии за перевод «Песни о Гайавате» и «Листопад» Революционные события 1905-1907 годов Бунин принимает с критикой, называя себя при этом свидетелем «великого и подлого».
В 1908 году получает вторую Пушкинскую премию, при этом избирается почетным академиком РАН.
Революцию 1917 года, итогом которой стала ликвидация монархии, Бунин так же не признает. Он пишет дневник «Окаянные дни», в котором рассказывает о событиях, которые происходили в революционное и послереволюционное время, яростно обличая революцию и большевистскую власть, делясь при этом своими чувствами... чувством боли, с которой он не смог смириться. Вместе с женой он уезжает в Одессу, откуда через два года навсегда покидает Советскую Россию, эмигрируя во Францию. Поселившись в Париже, он возглавляет Союз русских литераторов.
В эмиграционный период он много работает, книги выходят почти каждый год. В 1933 Бунин завершает самое значительное и, возможно, самое масштабное произведение в периоде зарубежного творчества - «Жизнь Арсеньева». За это произведение в конце года ему присуждают Нобелевскую премию, он становится первым русским писателем, получившим её. В письме шведской организации говорится, что она дана ему за «строгий артистический талант, с которым он воссоздает в литературной прозе типично русский характер». Значительную часть полученных денег он жертвует на благотворительность.
В 1939 году, как только началась Вторая мировая война, Бунины поселяются в Грассе, на вилле «Жаннет», где переживают всю войну. Можно сказать, страшные события тех годов примирили писателя с СССР, так как он пристально следил за своей Родиной и каждую победу праздновал как свою личную. В 1945 году семья писателя возвращается в Париж. Последние годы жизни Бунин проводит в трудном финансовом положении, пишет в своем дневнике так: «Был я богат — теперь, волею судеб, вдруг стал нищ… Был знаменит на весь мир — теперь никому в мире не нужен… Очень хочу домой!»
Иван Бунин умирает в ночь на 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен в окрестностях французской столицы, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Глава 2. История создания стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Одиночество»
В своем стихотворении «Одиночество» Иван Алексеевич Бунин представляет любовь как некое мимолетнее счастье. К сожалению, такие чувства рано или поздно могут закончиться и привести к расставанию. Однако, нужно сказать, что ощущение мимолетности в произведении плотно переплетается с философскими рассуждениями автора. Так, он задает себе вопрос: «Что же на самом деле испытывает душа в момент разлуки? Как пережить такое расставание?». Именно эти проблемы он и затрагивает в своем стихотворении. Поэт максимально прямо обнажает ощущения, которые переполняют человека в момент расставания.
Всё творчество поэта переполнено размышлениями о любви, что говорит о том, что Иван Алексеевич нередко испытывал такие эмоции сам. Большинство произведений писателя выводят тему одиночества на центральное место. Присутствие данных эмоций у писателя можно связать с тем, что он длительное время прожил в эмиграции - 35 лет. Несмотря на то, что он был одержим идеей вернуться в Москву, до конца жизни он прожил вдалеке от своей родины. Несвободное от родины одиночество ощущалось, порой, в каждой его строчке.
Несмотря на всё вышесказанное, стихотворение «Одиночество», разбираемое мною, написано в 1903 год, за 17 лет до окончательного переезда Ивана Алексеевича Бунина во Францию.
Разбирая произведение «Одиночество» и его историю создания, нельзя не отметить, что представленное читателю стихотворение посвящено близкому другу автора - живописцу Петру Нилусу. Бунин отмечал, что данный деятель в одно время переживал ощущения похожие на те, что описаны в этой работе1.
Прочитав лишь первые строки стихотворения, можно понять, что лирический герой, описанный в произведении представляет собой чувственную, творческую и покинутую личность. Как можно понять, в таком же образе предстает и сам автор произведения - Иван Алексеевич Бунин. Автор описывает самого себя как талантливого и одинокого художника, который передает свои картины в словесной форме. Посвящая произведение своему другу, он старался ярко и открыто передать поэтичность стихотворения, в котором выразил и свои переживания и чувства. В тот период времени, когда было написано стихотворение, автор был еще женат. Но узы брака, к сожалению, просуществовали недолго, хотя официальный развод был оформлен очень нескоро. Невеста писателя не любила и не ценила его, считала его черствым и не разделяла его взглядов. Общению с супругом Анна Николаевна предпочитала посещение различных светских вечеров. Её не интересовало творчество мужа, она не читала его произведений. Он оказался непонятым ею. В письме к своему старшему брату Бунин напишет об этом союзе так: «До такой степени не понимать моего состояния, и не относиться ко мне помягче, до такой степени внутренне не уважать моей натуры, не ставить меня ни в грош, как это делает Анна Николаевна, - это одно непоправимо, а ведь мне жить с ней век»1.
Всё это теснило поэта, придавая ему ощущение одиночества. Сам Бунин признавался, что тоже сумел разлюбить жену.
Обязательно стоит обратить внимание на время года, в которое написано стихотворение. Оно написано тёплым летом в Константинополе, несмотря на описываемую в нем тоскливую осень. То самое осеннее ненастье и увядание природы в полной мере помогают передать настроение автора. Поэту навряд ли удалось бы передать настроение печали и особенной грусти, если бы он описывал, например, пение птиц или радужный солнечный пейзаж. Созданная атмосфера прекрасно сочетается с мироощущением самого автора в период написания стихотворения.
Каждый поэт и писатель начала 20 века прибегал к художественным образам пейзажа и натуральной природы, ведь именно они были способны максимально явственно передать обстановку, которая окружала лирического героя в определенный момент времени и отображала его душевное состояние.
Уделяя особое внимания первым строфам, можно пронаблюдать, как поэт описывает окружающее его пространство: здесь и ветер, и дождь, и мгла. Эти образы передают читателю особенности настроения, переполненного печалью и холодом. Автор дает понять, что для лирического героя жизнь словно замерла, но позже отмечает, что такое будет продолжаться не всегда и на его жизненном пути однажды наступит метаморфозная весна.
Глава 3. Ритмико-мелодичекая организация поэтической речи в стихотворении И.А. Бунина «Одиночество»
Начиная анализ ритмико-мелодической организации стихотворения И.А. Бунина «Одиночество», необходимо дать определение термина «ритм». Ритм в поэтической речи представляет собой постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, - слогов ударных и безударных1.
Повторы в стихотворении И.А.Бунина «Одиночество» являются один из основных факторов создания ритма.
Главным композиционным приемом в первой строфе является контактный лексический повтор «до весны».
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады2.
Употребляя данный повтор, автор подчеркивает свое душевное состояние, его внутренние ожидания от прихода весны. К тому же данный повтор ритмически организует поэтическую речь в первой строфе стихотворения, придавая ей размеренность повествования.
Большое количество ассонансных и аллитерирующих повторов – характерная особенность стихотворения Бунина «Одиночество».
Так, в первой строфе стихотворения мы можем увидеть ассонансный повтор звука [о], благодаря которому передается не только внешнее состояние природы, но состояние самого лирического героя, сопровождаемое чувством одиночества. К тому же ассонансный повтор придает строфе напряженность, ритмически замедляя речь.
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно1.
Вторая и третья строфы стихотворения встречают нас еще одним ассонансным повтором звуков [е] и [о]. Чередование этих звуков придает данным строфам легкую напевность и размеренность.
Однако, стоит отметить, что в пределах вышеуказанных строф ассонансный повтор сливается с аллитерирующим повтором сонорных звуков [л], [м], [н], [р], которые усиливают напряженность повествования и передают боль лирического героя от расставания с возлюбленной.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
***
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму2.
В четвертой строфе стихотворения мы можем увидеть ассонансный повтор звука [о], который в данном случае придает повествованию особую драматичность, замедляя ритм и придавая поэтической речи эмоциональность.
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет3...
Проанализировав стихотворение с точки зрения его ритмической организации, мы можем смело утверждать, что фонетические ассонансные и аллитерирующие повторы являются не только принципом текстообразования, но и наиболее часто употребляемой разновидностью повтора, который не только организует поэтическую речь, но и усиливает
читательское восприятие. Иными словами, фонетические повторы становятся основным композиционным приемом стихотворения, который придает произведению стройность и благозвучие.
Рассмотрим мелодическую организацию стихотворения. Для определения функций мелодики в поэтическом тексте, обратимся к определению данного термина.
Мелодика стиха - это литературоведческий термин, относящийся к упорядоченной стиховой интонации; система понижений и повышений голоса в организации стихотворной речи. При построении стихотворения предложения вопросительные, восклицательные и повествовательные могут по-разному распределяться1.
С помощью движения тона в рамках фразы выражается цель высказывания: повествование, вопрос, побуждение.
Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо факте или явлении действительности. Их мелодику отличает нисходящий характер. Другая картина наблюдается в том случае, когда целью высказывания является не сообщение какого-либо факта собеседнику, а побуждение к действию.
Побудительные предложения, в общих чертах, сходны с повествовательными, но в тоже время они отличаются грамматической структурой и имеют характерные для них мелодические особенности:
1.начало побудительного предложения произносится несколько выше, чем повествовательного;
2.высота тона последнего ударного гласного во фразе значительно ниже, чем в предложении повествовательном2.
В стихотворении «Одиночество» мы встречаем побудительное предложение «Воротись, я сроднился с тобой!», в котором одно из сказуемых выражено глаголом в повелительном наклонении. Данное предложение содержит в себе побуждение к действию, однако лицо, к которому обращается лирический герой не названо, что придает строфе в целом оттенок загадочности. Первое слово в предложении произносится выше и четче, усиливая призыв лирического героя к возлюбленной. Во второй же части предложения можно наблюдать снижение интонации, что еще раз подчеркивает драматичность момента прощания.
Дистантный повтор восклицательного предложения «Что ж!» передает и усиливает эмоциональное состояние лирического героя в момент прощания с возлюбленной. Первоначально может показаться, что этот повтор представляет собой простое повторение слов, однако в данном случае он выполняет функцию нагнетания, подчеркивая безысходность положения лирического героя.
Еще одним элементом поэтического синтаксиса, участвующим в мелодической организации стихотворения, является наличие предложений с однородными членами, которые произносятся с интонацией перечисления.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
***
Камин затоплю, буду пить1…
Фигура умолчания, которую мы можем наблюдать во втором примере ориентирует читателя на «домысливание» тех логических связей, которые поэт лишь обозначает.
Вместе с тем мелодическая организация стихотворения обеспечивается благодаря использованию автором сложносочиненных предложений, придающих стихотворению размеренную интонацию.
Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
***
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной1.
Проанализировав мелодическую организацию стихотворения И.А. Бунина «Одиночество», мы можем сделать вывод о том, что мелодика способствует передаче смысла поэтической речи и ее разных оттенков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги моей практической работы, нельзя не отметить, что я считаю Ивана Алексеевича Бунина, безусловно, ярчайшим представителем "серебряного века" отечественной литературы.
В 1903 году Бунин садится за написание стихотворения«Одиночество» , которое я разобрал в своей исследовательской работе. В нем мне показалась интересной сама идея поэта: формально, как писал сам Иван Алексеевич, он посвятил его своему другу, художнику Петру Нилусу, но можно предположить, что в лице лирического героя автор мог представить себя, ведь его отношения с женой ухудшились в ту пору. Анна Цакни бросила писателя и уехала в Одессу. Это событие поэт тяжело переживал, что несомненно нашло свое отражение в анализируемом стихотворении.
На мой взгляд, данное стихотворение можно в назвать автобиографичным. Больше всего мне понравились приемы, которые использует автор, чтобы передать настроение лирического героя. Это и фонетические повторы, придающие стихотворению стройность и благозвучие и передающие внутреннее состояние героя, и разные по цели высказывания предложения, основной задачей которых является мелодическая организация поэтической речи.
Таким образом, используемые И.А. Буниным элементы ритмико-мелодической организации поэтической речи делают стихотворение очень волнующим и эмоциональным.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М.,1977.
2.Васильева Ю.В. Повтор как принцип организации фольклорного текста.:дис...канд. филол. наук. Саратов,2004.
3. Вербицкая Л.А. Мелодика побудительных предложений в русском языке. Л.,1964.
4. Kнигин И. A. Cлoвapь литepaтypoвeдчecкиx тepминoв. Capaтoв, 2006.
5. Смирнова Л.А. И.А.Бунин. Жизнь и творчество.М.,1991.
СЛОВАРИ
6. Чурсина Л.К. Краткий словарь литературоведческих терминов. Липецк, ЛГПУ,2010.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
7. https://rustih.ru/ivan-bunin-odinochestvo/
8. http://buninforum.elsu.ru/travel/elsu_u.php
9. https://gfom.ru/bunin_odinochestvo.php
1 http://buninforum.elsu.ru/travel/elsu_u.php
1 http://buninforum.elsu.ru/travel/elsu_u.php
1 https://gfom.ru/bunin_odinochestvo.php
1 https://gfom.ru/bunin_odinochestvo.php
1 Kнигин И. A. Cлoвapь литepaтypoвeдчecкиx тepминoв. Capaтoв, 2006.
2 https://rustih.ru/ivan-bunin-odinochestvo/
1 https://rustih.ru/ivan-bunin-odinochestvo/
2 Там же
3 Там же
1 Kнигин И. A. Cлoвapь литepaтypoвeдчecкиx тepминoв. Capaтoв, 2006.
2 Вербицкая Л.А. Мелодика побудительных предложений в русском языке. Л.,1964.
1 https://rustih.ru/ivan-bunin-odinochestvo/
1 https://rustih.ru/ivan-bunin-odinochestvo/
17