Исследовательская работа «Родом из купцов, по призванию живописец»
Автор публикации: Н. Косолапов, ученик 7 класса
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Художественный талант Константина Павловича……………………..…5
2.Самарский Леонардо……………………………………………………....12
2.1 Интересы Самарского Леонардо…………………………………….....12
2.2 Картотека Головкина………………………………………………..…..13
3.Легендарный Дом со слонами……………………………………….…....15
Заключение…………………………………...…………………………………..16
Литература…………………………………………………………………….....18
Приложение………………………………………………………………………19
Введение
Никогда не задумывались, откуда возникло это выражение? Где Самара и где слоны! Кто знает?
Дом со слонами — дача Константина Головкина, располагающаяся в по адресу: г. Самара, ул. Советской Армии, 292. Памятник архитектуры, объект культурного наследия Российской Федерации.
Его владелец Константин Павлович Головкин — человек необыкновенно широкого диапазона знаний и интересов. В Самаре он занимался живописью и краеведением, этнографией и археологией, автомобильным делом и фотографией, коллекционировал древнерусские и староверческие иконы, старинные книги, почтовые марки, боны и монеты.
Главные заслуги Константин Павлович – это заслуги в культурной жизни Самары. Он был прекрасным художником и за свою не очень долгую жизнь написал более двухсот полотен, сделал около двух тысяч рисунков и эскизов. Основатель коллекции Самарского художественного музея, он провел 19 персональных выставок. Он творил и создавал, изменяя Самару к лучшему.Головкин интересовался всеми новинками техники, которые появлялись в эпоху войн и социальных катаклизмов. Легковой автомобиль, моторная лодка, велосипед, фотоаппарат и электричество - эти и другие чудеса техники ХХ века волновали его воображение и он не жалел на них средств.
Он вел астрономические наблюдения с помощью собственного телескопа, искусно делал модели волжских пароходов, а также изготовил в нескольких вариантах макеты своей будущей дачи. Материальной основой его многочисленных увлечений был торговый бизнес, доставшийся ему в наследство от отца
В 1909 году построил себе дачу. По собственному проекту, но с участием архитектора Тепфера. Дом сложен из бетонных блоков и пустотелого кирпича. Пять комнат были декорированы полотнами самого Головкина, дубовая мебель была изготовлена по его эскизам.
«Фишкой» стали здоровенные статуи слонов, которых хорошо было видно проплывающим по Волге.
Побывав на экскурсии, на даче со слонами мне стало интересно узнать об этом талантливом человеке. Тем более, что социологический опрос, проведенный в лицее показал, что о доме со слонами знают – 68% респондентов, а о его хозяине всего - 20% (приложение №1).
Тема работы: «Родом из купцов, по призванию живописец»
Цель работы: изучить жизнь и деятельность Константина Головкина в Самаре
Задачи:
1. дать оценку художественному таланту самарского купца К.П. Головкина;
2. рассмотреть интересы и увлечения самарского Леонардо;
3. узнать историю дачи со слонами.
Объект исследования: жизнь Константина Головкина
Предмет исследования: деятельность Константина Павловича Головкина в Самаре
В работе использованы следующие монографии: Т.В.Крайнова "Константин Павлович Головкин: жизнь и деятельность", В.П.Скобелева «Культура провинции» и другие
Художественный талант самарского купца К.П. Головкина
Самарский купец, меценат и художник Константин Павлович Головкин родился 17 декабря (29 по новому стилю) 1871 года в семье купца второй гильдии Павла Ивановича Головкина в доме на улице Вознесенской в Самаре (ныне дом №55 на улице Степана Разина).
Учился Константин в Самарском реальном училище. В 1887 году, когда он уже заканчивал обучение, в училище появился новый преподаватель рисования, черчения и чистописания, выпускник Петербургской Академии Художеств – Николай Андреевич Храмцов. Храмцов и стал первым профессиональным учителем Головкина. Константин был в семье старшим сыном, и отец готовил его к купеческой деятельности. С ранних лет он работал в магазине своего отца, где прошёл азы предпринимательской деятельности. О детских годах Константина Павловича известно немного.
Сам он, будучи человеком сдержанным, неохотно вспоминал о своем детстве. Однако известно, что Константин начал рисовать, еще не умея говорить. Он умудрялся рисовать на всем, что попадалось под руки, - на полу, на стенах, на заборах, на земле - мелом, углем, карандашом, красками.
После получения шестиклассного образования, что по тем временам считалось достаточным, Костя стал работать «мальчиком» в магазине отца. Он был обычным рассыльным, затем – помощником приказчика, затем приказчиком.
В 22-летнем возрасте Константин стал управляющим в магазине, однако профессия купца не слишком увлекала его, но тем не менее в фирме своего отца он за несколько лет поднялся от помощника приказчика до заведующего магазином. Вершиной его купеческой карьеры стало открытие им собственного торгового заведения в доме № 32 на улице Панской (ныне Ленинградская), где продавались писчебумажные и художественные принадлежности. На этом бизнесе держались все его увлечения и творческие начинания, которых у Головкина оказалось на удивление много.
В 1890-е годы в Самаре открыл "Курсы рисования и живописи" Федор Емельянович Буров - прекрасный художник и талантливый педагог. Уроженец Ставрополя, Федор Буров к этому времени был уже состоявшимся художником. Буров был хорошо знаком с Репиным, Верещагиным, Поленовым. В Самаре ему разрешили открыть "Классы живописи и рисования" с трехгодичным обучением, по программе собственной разработки. Классы располагались на улице Венцека (тогда - Базарной), и училось там 10 человек, в том числе и Константин Головкин.
Знакомство с Буровым и возможность учиться у него дали Головкину очень многое. Хотя он и впоследствии продолжал именовать себя художником-любителем (что говорит о его требовательности к себе), но его пейзажи были написаны профессионально и с душой. В них всегда было настроение.
В 1897 году Городской публичный музей в Самаре получил отдельное помещение и возможность развернуть солидную экспозицию. Но у музея не было художественного отдела. Инициатором его создания стал Константин Павлович Головкин.
По его инициативе участники проходившей в том году городской художественной выставки подарили музею 21 картину. Три картины подарил сам Головкин. А в последующие три года он совместно с городским головой Петром Александровичем Араповым разослал сотни писем наиболее известным русским художникам с просьбой подарить самарскому музею свои работы. На эти письма откликнулись около двадцати живописцев, приславших в дар музею свои полотна и рисунки.
Коллекция художественного отдела уже к 1911 году насчитывала более сотни произведений искусства, в том числе - картины замечательных мастеров Бориса Кустодиева, Василия Перова, Михаила Нестерова, Константина Юона. Со временем передал сюда свои новые картины и этюды сам Головкин.
В 1903 году, когда Головкину исполнился 31 год, он получил в наследство от отца магазин и объявил себя самарским второй гильдии купцом. Вплоть до самой революции 1917 года Головкин успешно занимался торговой деятельностью. В фирменном магазине Константина Головкина на Панской (ныне Ленинградской), 34 было все необходимое для рисования и живописи (приложение №1).
Магазин был своеобразным клубом художников, сюда приходили побеседовать об искусстве, здесь собирались, чтобы вместе поехать на этюды. На втором этаже находились квартира и мастерская. В принадлежащем ему писчебумажном магазине на улице Панской Головкин продавал и товары для художников, выставлял в окнах свои картины
К 1917 году состояние Головкина оценивалось в 2 миллиона рублей – огромной, по тем временем, суммой. Однако его коммерческая деятельность, требовавшая немалых усилий, знаний, изворотливости, была лишь небольшой частью жизни Головкина. И не самой важной для него.
Во взрослой жизни Головкин совмещал коммерцию с занятиями живописью. Один из жителей Самары, В. Акимов вспоминал: «Наблюдая за Головкиным, я удивлялся его способности успевать во всем. У него было крупное коммерческое дело. Несмотря на это, он часто мог вдруг бросить эти дела и уехать на этюды. Уезжал надолго, иногда исчезая с художниками в Жигули на целые недели. Возвратившись, влезал в бухгалтерию, учет, ежедневно приходил в магазин и работал, как любой приказчик, а затем снова уходил в искусство».
Головкин открыл для себя и зрителей красоту и неповторимость природы Самарской Луки представлены живопись и графика художника 1880-х – 1010-х гг. Центральное место занимают полотна «Последний снег. Осокори» (1895) «Переправа в жигулях» (1901) и «зимнее солнце» (1906) (приложение №2). Художнику полюбился мотив осокорей – черных тополей, которые растут по волжским берегам и придают особенное своеобразие местному ландшафту. Головкин неоднократно изображал этих волжских исполинов в своих работах. В них явственно проступает любовь автора к природе «малой Родины», которой он хочет поделиться со своими согражданами.
Интересны и акварельные рисунки и наброски, которые автор наклеивал на листы картона, создавая своеобразные тематические композиции; здесь много узнаваемых мотивов, которые потом были использованы художником для создания выставочных полотен.
Во второй половине ХХ века по его стопам пошли ведущие самарские пейзажисты – В.З. Пурыгин, Г.В. Филатов, Н.И. Хальзев, Н.Ф. Шеин. В результате энергичной деятельности Головкина художественная жизнь Самары мало чем отличается от художественной жизни российских столиц.
Через несколько лет при активном участии Головкина в Самарском музее удалось создать богатую художественную коллекцию.
Рисовал Константина Павловича карандашом, пастелью, акварелью, тушью, маслом, делал гравюры, увлекался художественной чеканкой по металлу, занимался художественной аппликацией и моделированием, создал уникальный альбом виньеток.
Хотя дальше любительского уровня Головкин так и не продвинулся. Один маститый критик так оценивал его пейзажи: «Солнце на картинах художника ярко светит, но мало греет. Есть у него мягкое поэтическое настроение, есть чувство природы, но опять-таки мало живого чувства». Однако, другие восхищались его художественному вкусу и таланту, и считали, что его полотна достойны великих художников России. Работал Головкин в русле традиций русского реалистического искусства второй половины XIX - начала XX века.
Сейчас в музее - пять картин Головкина и несколько его этюдов. А судьба большинства его картин так же, как и судьба многих вещей, приобретенных им, до сих пор неизвестна.
2.Самарский Леонардо
2.2 Интересы Самарского Леонардо
Подлинной страстью Головкина на всю жизнь стало увлечение техникой. Он с азартом мастерил макеты лодок, пароходов, лихо носился по волжским просторам на моторной лодке. На своей даче Головкин собственными руками оборудовал громоотвод, провел электричество, собрал и установил телескоп.
В 1899 году, в Самаре появился яхт-клуб (приложение №2). Под таким скромным названием в то время скрывалось весьма солидное спортивное общество, объединявшее легкоатлетов, гимнастов, конькобежцев, пловцов, гребцов, яхтсменов. Одним из организаторов и руководителей этого общества снова был Головкин. По его инициативе при яхт-клубе открылся гимнастический зал. Сам страстный и разносторонний спортсмен, он не только участвовал в соревнованиях, но и в многочисленных обращениях призывал самарцев заниматься спортом.
Константин Головкин также увлекался фотографией. В начале 1890-х годов он познакомился с профессиональным фотографом Александром Петровичем Васильевым и периодически выезжал с ним на природу, снимая виды Волги и Жигулей. В Самаре фотографическое общество было создано 8 октября 1899 года, организатором которого стал Пётр Арефьев, а казночеем - Константин Головкин.
В конце 1890-х начале 1900-х Головкин создал большую подборку фотографий с видами Самары, Засамарской слободы, Волги и Жигулей, многие из которых выпустил в виде почтовых открыток (приложение №3).
В Самаре 34 энтузиаста велосипедного спорта объединились в общество велосипедистов-любителей (приложение №3). Во главе организаторов общества – известный коммерсант, владелец магазина оптических и охотничьих принадлежностей франц-Мориц Нейман и 23-летний Константин Головкин.
Он был не только участником многочисленных велопробегов, соревнований, но и членом комитета общества сначала в качестве командора, затем председателя гоночной комиссии. 15 марта 1895 года был утверждён устав, общество имело собственный велодром, где часто устраивались велосипедные гонки и соревнования, собиравшие многочисленную публику. В них часто принимал участие и Константин Павлович Головкин. Зимой здесь устраивался каток, в углу стояла небольшая изба-теплушка, в которой летом находилась мастерская.
16 апреля 1895года состоялись первые состязания самарских велосипедистов, в которых участвовал и Константин Павлович. Во время соревнований играл оркестр духовой музыки. Многочисленная публика с интересом следила за соревнованиями и несколько раз аплодировала победителям. Казённый сбор от гонки составил 139р., половина которых, за исключением расходов пошла в пользу дома трудолюбия.
Он был не только участником многочисленных велопробегов, соревнований, но и членом комитета общества - сначала в качестве помощника командора, затем председателя гоночной комиссии.
Любовью к технике Константина "заразил" учитель математики и механики в реальном училище Иосиф Александрович Щепанский. В 1903-1904 годах самарская контора охотничьих и оптических принадлежностей Ф. Неймана стала официальным представителем американской автомобильной фирмы "Oldsmobil" (Olds Motor Works, Detroit). В этот период редкие продажи автомобилей шли только по каталогам и заказам. Услугами Неймана и воспользовался К.П. Головкин, который купил автомобиль "Ольдсмобиль" за 3500 рублей.
Летом 1904 года машину сгрузили с платформы железнодорожного вокзала. Толпа зевак с интересом рассматривала диковинку, гадая: поедет или не поедет? Десятилошадный мотор никак не заводился, несмотря на все старания Головкина и его механика. Тогда Константин Павлович предложил четверть водки тому, кто заведёт двигатель. За дело взялись два здоровенных грузчика. После долгих попыток мотор затарахтел, и "безлошадная повозка" поехала по Самаре, распугивая лошадей и кур. Почти сразу же случилось происшествие: шум мотора испугал лошадей во дворе пивоваренного завода. Лошади понеслись, повозки столкнулись, с телег упали ящики с бутылками, и пиво полилось по мостовой. Владелец завода подсчитал убытки, и на другой день Головкину пришлось всё оплатить.
В другой раз, когда Головкин поехал с невестой Катей и двумя друзьями на венчание в загородную церковь, священник, увидев машину и водителя в больших защитных очках, спустил с цепи собак и заперся в доме. Пришлось ехать для свершения свадебного обряда дальше, в Семейкино.
Константин Павлович часто выезжал на автомобиле с друзьями-художниками на этюды (приложение №4). Ездили в Постников овраг, Серноводск. А чаще всего - поближе к Жигулевским горам. Современники вспоминают, что в то время каждое путешествие автомобиля превращалась в настоящее событие для Самары.
Самара походила тогда на большую деревню. Дороги, естественно, не были покрыты ни асфальтом, ни бетоном. Только на центральных улицах - булыжные мостовые. По ним-то и ездили первые автомобилисты, умудряясь при этом развивать сумасшедшую по тем временам скорость - 55 километров час - и приводя в ужас прохожих и разную живность.
Ведь даже на центральной улице города можно было встретить свиней, кур, гусей, коров. Головкину и другим автомобилистам часто приходилось останавливаться на перекрестках и пропускать лошадей. Естественно, нередко возникали поломки. Свой автомобиль Головкин ремонтировал сам. Жена, Екатерина Дмитриевна, вспоминала, что Константин Павлович очень любил разбирать и собирать автомобиль. Разумеется, он был непременным участником автомобильных состязаний, которые проходили в Москве.
В 1907 году по инициативе Головкина была создана группа по сооружению в Самаре Дворца науки и искусства. Десять лет Константин Павлович пробивал идею создания Дворца. В 1916 году он пишет в городскую думу: «Теснота и отсутствие места не дают возможности увеличивать, пополнять и сохранять в надлежащем состоянии коллекции музея, не говоря уже о правильной систематизации.. Городу пора подумать о постройке нового здания…» (приложение №4) Головкин был готов передать на создание Дворца 600 тысяч рублей. Но этот замысел так и не был воплощен. Не каждый предприниматель сейчас способен пожертвовать такую сумму.
О Константине Павловиче писали: «Когда в городе живет такой человек, город не может считать себя провинциальным». Еще называли самарским Леонардо, имея в намерениях сравнить Головкина с Леонардо да Винчи. Действительно Головкина можно сравнить с Леонардо, ведь его жизнь наполнена разносторонними интересами и активной деятельностью в разных сферах жизни.
2.2 Картотека Головкина
Константин Павлович внёс большой вклад в сохранение истории Самары. Один из основных его трудов - так называемая "Краеведческая картотека". Работу над ней он вёл будучи больным, в 1923-1924 годы. За два года в Губернском архивном бюро он изучил десятки тысяч дел губернского архива, архива городской управы, архива удельной конторы, архива окружного суда, архива гражданского суда, нотариального архива, межевого архива, архива городского музея, им просмотрены подшивки газет и журналов с 1857 по 1917 годы: "Самарских губернских ведомостей", "Самарских епархиальных ведомостей", "Самарского вестника", "Самарской газеты", журналов Самарской губернской думы, а также адрес-календари и памятные книжки с 1863 по 1917 годы. Он обнаружил и составил описание 19 планов и карт Самары и Самарского уезда, которые дают яркое представление о градостроительной истории Самары. В своей картотеке К.П. Головкин также описал промышленность города, топонимику площадей и улиц, повседневную жизнь самарцев, окрестности Самары - дачи, сёла, предместья, интересные места Волги и Жигулёвских гор. Материалы его картотеки во многом совпадают и существенно дополняют сведения, содержащиеся в книгах П.В. Алабина и воспоминаниях академика М.Н. Тихомирова.
На протяжении долгих лет Головкин интересовался краеведением. В 1914 году, когда в Самаре была создана Губернская учёная архивная комиссия, он стал одним из её членов-учредителей, а в 1917 году был избран в состав правления. После возвращения из Сибири, в 1922 году Константин Павлович был принят на работу в Самарское губернское архивное управление на должность архивиста, в ноябре того же года его назначили заведующим отделом "Старая Самара" общества археологии, истории и этнографии при Самарском университете. Константин Павлович имел хорошие отношения с профессором Самарского университета, известным краеведом Павлом Андреевичем Преображенским.
В Самарском губернском архивном бюро, в сложных условиях послевоенной разрухи, им велась большая работа по спасению огромных архивных фондов, оставшихся после дореволюционных учреждений. В годы революции многие архивы подверглись разгрому, порядок хранения в них документов был нарушен. Всего в результате проведённой работы в 1924 году, в архивохранилищах Самарского губернского архивного бюро находилось 29 фондов ликвидированных учреждений дореволюционного периода и взят на учёт 151 фонд. За неимением в Самаре единого места хранения они находились в 19 различных помещениях. Только в 1924 году губисполком выделил под архивохранилище помещение бывшей Казённой палаты.
При подготовке картотеки Головкин использовал значительный круг литературы, самарских газет, воспоминаний старожилов и т.д. В рамках своих должностных обязанностей ему приходилось ездить по архивам различных учреждений и военных частей. Бывали случаи, когда среди дел массового делопроизводства он находил уникальные для истории Самары материалы. Так, при перевозке архива Губернского правления в бумажном хламе он обнаружил копию плана Самары 1804 года.
В 1940 году картотека Головкина была куплена Куйбышевским областным архивом у его дочери - Евгении Константиновне Головкиной (Овчинниковой). В настоящее время выпущена книга "Классика самарского краеведения", где представлены материалы картотеки К.П. Головкина.
3.Легендарный Дом со слонами
Сейчас к этому зданию можно спуститься по 4-й просеке, от ДК "Современник". Как будто видение, оно возникает внезапно за поворотом. Красивое светлое здание в стиле самарского модерна излучает тепло и словно зовет к себе путника. Подходишь ближе, и дом превращается в "крепость" с башней и узкими окнами-бойницами.
Скульптор Василий Петрович Акимов, служивший мальчиком у Головкина и хорошо знакомый с его творчеством, так описывал работу владельца над проектом дачи: "Когда он (Головкин) задумывал строить дачу, то делал всё сам, рисовал эскизы в карандаше, десятками вырезал из бумаги, неоднократно клеил макеты, строжайшим образом проверяя пропорции и бесконечно бракуя, пока не достигал желаемого. Все макеты, которые я у него видел, были изумительно продуманы и интересны каждый по-своему. Многие из них были уничтожены и заменены новыми. Работоспособность у него была колоссальная".
Дача построена в 1909 году по проекту самого владельца. Правда, ему помогал профессиональный архитектор В. Тепфер. Трудно сейчас "измерить" долю его участия в разработке проекта. Однако же известно, что Головкин сам рисовал эскизы, делал из бумаги макеты, строжайшим образом выверяя пропорции.
Дом стал настоящим архитектурным чудом своего времени. Здание сложено из пустотелого кирпича и крупных бетонных блоков. Именно поэтому в доме уникальная акустика. В узкие и высокие (до трех метров) окна почти не проникал свет - приходилось зажигать свечи даже днем.
Зато речной запах и ароматы розария, фруктовых деревьев, елочек, берез - всего того, что посадил Головкин своими руками, - витали в комнатах постоянно. В доме было пять комнат. В правой его части располагалась гостиная, где во всю длину стен были вмонтированы написанные Головкиным широкие холсты с изображением летящей женской фигуры в развевающихся прозрачных одеждах. Кстати, и возле входа на веранду поднимается статуя одинокой девушки - предмет мистических историй, легенд и домыслов, рожденных самарцами. Ее руки напоминают крылья. Она словно бы пытается взлететь, оторвавшись от грешной земли.
Стены в доме оживляли металлические квадратные пластины с выдавленным орнаментом, где на месте ягод вставлялись стеклянные полусферы. Все в доме - дубовая мебель, плетеные кресла, диваны - было изготовлено по эскизам самого Константина Павловича. Украшением "замка" служили его же картины. А узоры на портьерах вышивала жена Константина Павловича. Здесь, за городом, перед дачей художника, в начале XX века любила гулять нарядная публика, здесь устраивались приемы и пикники. А в доме частенько собирались художники, вели беседы о творчестве, спорили, слушали музыку, которая звучала из граммофона.
К сожалению, до наших дней внутренние интерьеры здания не сохранились. А слоны, к счастью, целы. Хотя время безжалостно "потрепало" их, и местами они "прохудились". Два слона, изваянные из камня в натуральную величину и обращенные друг к другу, по-прежнему стоят перед домом, вспоминая былые времена.
Фигуры этих экзотических для Самары животных также были изготовлены по рисункам Головкина. Скульптуры эти пустотелые, и в одной из них, по воспоминаниям жены художника, были заложены документы и фотографии, относящиеся к постройке дачи.
Во время революционной бури, не без оснований опасаясь репрессий, художник уехал сначала в Иркутск, где принимал участие в археологических раскопках. А в декабре 1918-го - январе 1919 года Константин Павлович совершил поездку в Монголию, Китай и Японию. Сохранился дневник Константина Павловича (он находится в фондах Самарского художественного музея), в котором он своим мелким, экономным почерком пунктуально описывает события своей жизни, и прежде всего - походы по антикварным магазинам.
Легендарный дом до сих пор поражает своей грациозностью и красотой, привлекая взгляды гостей и жителей Самары. Дача до сих пор таит в себе много загадок и тайн.
Константин Головкин - удивительный человек. Он жил в фантазиях и идеях будущего. Последний романтик стремительно уходящей в революцию Самары. Отсюда и необычный образ стилизованного замка-дачи, только в интерпретации популярного на рубеже XIX- XX вв. модерна.
Заключение.
Без сомнения, плодотворная деятельность Константина Павловича Головкина на пользу родному городу даёт право ставить его в ряд самых почётных граждан Самары. Человек это необыкновенный, человек из эпохи Возрождения.
Многое из того, что делал, собирал и о чем мечтал этот удивительный человек, не сохранилось и не осуществилось. Остались только те произведения, которые он подарил музею перед отъездом в Сибирь: альбом своих прекрасных этюдов, папки с рисунками, несколько картин и предметы прикладного искусства.
И еще память благодарных Самарцев, сегодня по крупицам восстанавливающих биографию одного из самых почитаемых своих граждан - купца и художника, археолога и путешественника, музейщика без музея и архивиста, и просто человека с богатой и щедрой душой – Константина Павловича Головкина.
Литература.
Бас А.Я. Ещё раз о Головкине (о самар. Худож. И купце К.П. Голоакина) // Веч. Самара – 1992г.
Едидович Л.В.Гражданин Самары Константин Павлович Головкин, Самара 2007г.
Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Издательство «Самарский Дом печати» 1993г. д-р ист. наук П.С.Кабытов, засл. работник культуры РФ С.П.Хумарьян.
Крайнова Т.В. Константин Павлович Головкин: жизнь и деятельность.
Носков А.И. Минувшее проходит предо мною … 1998г.
Петрова Т. Константин Павлович Головкин – художник // Культура (Самара) – 1992г.
Самарский внешкольник: информ. - метод. Журн. – Самара, 2006.
Справочник юного краеведа и туриста г. Самара 1995г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Велосипедисты-любители
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Копия письма К.П. Головкина в Городскую думу.
В настоящее время помещение Самарского городского музея настолько тесно и переполнено разного рода коллекциями, что при дальнейшем поступлении предметов становится невозможным найти место для их размещения. Эта невозможность заставляет отложить на долгое время мысль снова обратиться ко всем русским художникам с просьбой пожертвовать что-либо из своих произведений и в научные и просветительные общества и музеи о присылке дубликатов, скульптурных слепков или каких-либо научных трудов.
Вновь народившись, военный отдел как города Самары, так и общий, тем более, если нам впоследствии пришлют что-либо из крупных предметов, а нам не откажут, если обратиться куда следует, - совершенно не находят себе места.
Поступающие в большом количестве на имя Самарской Архивной комиссии труды других русских Архивных комиссий и, наконец, периодические издания, газеты, журналы и пр., принадлежащие Городской библиотеке и музею, за десятки прошлых лет, и хранящиеся в беспорядке на хорах музея и в прихожей, - также не имеют своего безопасного места.
Всё это приводит к выводу: теснота и отсутствие места не дают возможности увеличивать, пополнять и сохранить в надлежащем порядке коллекции музея, не говоря уже о правильной систематизации.
Затем следуют другие недостатки:
Зал, занятый художественным отделом, совершенно не удовлетворяет своему назначению благодаря скудному освещению и окнам, выходящим на юг, - в первом случае картины полуосвещены и частью находятся совершенно в темноте, во втором - при солнце на картинах лежат яркие пятна его, не дающие возможности правильно видеть произведения.
Печи, отапливающие здание, не в состоянии поддерживать сносную температуру, так что зимой рискованно находиться в музее без пальто, и затем дымят, отлагая копоть на картинах и коллекциях, и грозят благодаря неисправности вызвать в случае пожара непоправимое несчастие и гибель ценных и редких предметов.
Потолки - особенно это заметно на хорах - ветхи и представляют возможность обвала.
Помещение библиотеки - также мало - тесно и темно.
Находящиеся внутри здания жилые помещения и кухни служащих и сторожей - недопустимы ввиду возможности пожара и постоянного кухонного запаха.
Нерациональное расположение комнат музея при малом штате сторожей не дает возможности строго и правильно следить за посетителями, благодаря чему были случаи пропажи предметов.
Все эти данные приводят к заключению, что городу пора подумать о постройке нового здания, могущего вместить в себя музей, библиоте¬ку, читальные залы, большой концертный зал, аудитории, кабинеты для научных занятий, обсерваторию, несгораемые помещения книгохранилищ и архива и пр., пр. - здания, которые можно было бы назвать:
«Дом наук и искусств»
«Дом просвещения»
или «Дворец наук и искусств»,
или «Дворец просвещения».
Архитектура и внешний вид этого здания, как храма, Должны быть импозантны, монументальны, и само по себе здание должно представ¬лять лучшее в городе, служащее его украшением и должно находиться на лучшем, видном даже с Волги месте, т.е. в районе Дворянской улицы.
Схема здания и внутреннее его содержание таковы:
Обширный вестибюль с мраморной лестницей делит здание на Две части: левую и правую.
Левая часть - нижний этаж занят: библиотекой, читальными зала-[Ми, курительной комнатой и комнатой выдачи книг.
Средний этаж - две аудитории и кабинеты для научных занятий.
Верхний этаж - громадный концертный зал размером приблизительно 22x10 сажен - вместимости на 2 - 3 000 человек.
Правая часть - все три этажа занимаются музеями всех наименований.
Под всем зданием несгораемый светлый подвал для книгохранилища и архивов, а также отопление и квартиры служащих.
Кроме перечисленных помещений - должно быть намечено при разработке плана - помещения квартиры заведующего музеем, библиотекарши и обсерватории с метеорологической станцией.
Отделы музея следующие:
Залы Императоров] Александр[а] II и Николая II
Художественный
Местного края
Промышленный
Городской - гигиена, медицина, школьное дело, просвещение, хозяйство, статистика.
Этнографический
Естественный
Минералогический
Археологический
Нумизматический
Военный 1914-1917 - Самара в войне
Исторический
Сельскохозяйственный
Кустарный и прикладных искусств
Библиографический
Древнецерковный
Педагогический
Частные коллекции
Борьба с пьянством, имени Челышева
Отдел революций (4/III [1 ]917 г.)
Сентябрь 1916 г.
Группа на здании «Свобода» (4) III 1917
Государственный архив Самарской области. Фонд 170, on. 4, ед. хр. 2, л. 1-2 об.
В Самарскую городскую думу от самарского купца
Константина Павловича Головкина
Предложение
Прилагая при сем чертежи фасадов и планы Дома наук и искусств, я - Константин Павлович Головкин, желая по мере сил внести посильную лепту в дело просвещения и украшения родного города Самары и на пользу дорогого Отечества, - предлагаю построить на свои средства вышеозначенное здание на следующих условиях - если они окажутся приемлемыми и будут одобрены и утверждены городом в лице городской думы.
1. На постройку этого здания я ассигную 600 000 рублей (шестьсот тысяч рублей) и в обеспечение моего предложения вношу в Государственный банк или казначейство 150 000 рублей.
2. Стоимость конкурса на проект здания принимаю на себя и
3. Принимаю на себя труд, безвозмездно, производить и наблюдать за постройкой здания и его оборудованием.
На условиях:
1) Город отводит мне бесплатно под постройку этого здания всё место, занимаемое ныне Николаевским приютом на углу Дворянской и Алексеевской улиц до Набережной улицы.
2) Ныне существующие здания приюта и службы поступают в мое распоряжение - будут разобраны и пойдут в постройку здания.
3) При согласии город должен дать мне возможность приступить к сносу старых зданий и возведению постройки нового здания не позднее 1 -го марта 191 ...г., переведя приют в другое место.
4) Постройка ведется под наблюдением архитектора /городского/, предоставленного мне безвозмездно городом и по соглашению со мной.
5) В случае нужды в работах по постройке участвует комиссия из гласных Думы, но с моего одобрения или выбора, и отдельные лица не имеют права вмешиваться в дело постройки.
6) Город оказывает мне содействие, где потребуется, дабы удешевить стоимость постройки, т.е.
дать бесплатно: воду, песок, гальку, глину, бутовый камень, место для склада материалов и пр.
7) Я лично, с помощью лично же мной приглашенных специалистов, размещаю отделы и коллекции музея, оборудую обстановку музея, библиотеки, читального зала, концертного зала, аудитории, каби¬нетов, обсерваторий, архивов и пр., пр., т.е. заказываю витрины, шкафы, мебель и пр.
8) Я занимаю пожизненно и бесплатно должность хранителя музея и всего здания и состою председателем музейной комиссии, которая, будучи автономной от управы, состоит из лиц, интересующихся благоустройством и процветанием музея.
9) Мне предоставляется бесплатно квартира с отоплением и освещением в здании музея, состоящая из ... комнат.
10) Музей существует на средства города по бюджету, утвержденному на каждый год Городской думой, и пред ней отчитывается представитель на 1-е января каждого года, отчет по приходу и расходу.
11) Доход, извлекаемый от сдачи концертного зала, аудитории от входной платы в музей, от продажи каталогов и пр., и пр., платы за пользование книгами библиотеки, поступает на пополнение коллек¬ции музея и на покупку книг библиотеки согласно постановлению комиссии по заведованию музеем и библиотекой - что также подлежит публичному отчету и перед Думой.
12) Состав служащих, жалованье, наем и увольнение их, плата за вход, за пользование книгами, за пользование залом, аудиториями и пр. и все распорядки музея - производятся через постановление музейной и библиотечной комиссии, она же ведает выпиской и покупкой книг, журналов и предметов для музея.
Примечания и объяснения к параграфам:
1. Мое предложение при непременном условии принять этот параграф, т.е. место Николаевского приюта полностью.
2 и 6. Желание иметь по этим параграфам некоторую экономию на счет города объясняется тем, что постройка может потребовать сумму, большую ассигнованной, что зависит от внутренней отделки и оборудования и во всяком случае желательно сделать всё возможно лучше и богаче.
7 и 8. Желание мне лично принимать участие в распорядках музея - исходит из естественного условия довести обстановку музея до известного идеала - что другое, новое лицо не сможет, не нарушая моих желаний, мои же желания вполне естественны при той затрате капитала, каким я иду в это дело.
9). Бесплатная квартира компенсируется бесплатной службой городу при музее.
При переходе музея и библиотеки в новое здание освобождается старое, что представляет большое и ценное имущество для города, что необходимо иметь в виду при вопросах, касающихся расходов, вызываемых новым зданием.
Отделы музея:
Художественный: картины маслян., темпера, акварель, гуашь, пастель и пр. Рисунки: карандашом, углем, пером, соусом и пр. Скульптура: гипс, мрамор, бронза, слон, кость, дерево. Репродукции: гравюры, офорты, фототипии, фотографии и пр. Архитектура и зодчество: планы, чертежи и пр. Альбомы с произведений искусства, художеств, фотографии, художеств, плакаты, мозаика.
Октябрь 1916 г.
Государственный архив Самарской области. Фонд 170, оп. 4, ед. хр. 2, л. 3-8 об.
Источники:
Возвращение к Головкину - Самара: Издательский дом "Агни", 2006, стр. 36-40
Бас А.Я. Ещё раз о Головкине (о самар. Худож. И купце К.П. Голоакина) // Веч. Самара – 1992г.
Едидович Л.В.Гражданин Самары Константин Павлович Головкин, Самара 2007г.
Петрова Т. Константин Павлович Головкин – художник // Культура (Самара) – 1992г.
Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Издательство «Самарский Дом печати» 1993г. д-р ист. наук П.С.Кабытов, засл. работник культуры РФ С.П.Хумарьян
Самарский внешкольник: информ. - метод. Журн. – Самара, 2006.
Крайнова Т.В. Константин Павлович Головкин: жизнь и деятельность.
Справочник юного краеведа и туриста г. Самара 1995г.