Выступление «Все мы родом из детства...»
Пояснительная записка к презентации
Интерес к воспитанию духовно-нравственной личности не угасал никогда (слайд 1). Но в начале 21 века, когда социально-экономические отношения вышли на первый план, изменилось и отношение к морально-ценностным нормам и поведению человека в обществе. Самая большая опасность, которая подстерегает в современном мире – деградация человека, как личности. В духовно-нравственном воспитании стали проявляться отрицательные черты: информационные технологии и необдуманный просмотр телевизора вытолкнули на второй план книги, живое общение заменило виртуальное. Материальная сторона жизни стала доминировать над духовной, поэтому у детей исказилось представление о доброте, милосердии, сострадании и патриотизме. Семьи и школа – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности.
«Да, молодежь нынче не та…» – часто слышим высказывания людей старшего поколения (слайд 2). Но, скажите, не та – с чьей точки зрения? Молодежь всегда одинакова, по крайней мере в одном стабильном показателе – своем юном, полном азарта, задора и максимализма возрасте. А вот то, каким уровнем культуры она обладает, насколько духовно и нравственно воспитана, что несет в жизнь – действительно важно.
Работая с родителями учеников, отмечаешь, что в некоторых семьях не созданы благоприятные условия для социализации ребенка, а эта неспособность приводит к появлению различных социальных проблем (слайд 3). Главные методы домашнего развития личности – это личный пример родителей. Иногда существует мнение, что и в благополучных семьях может вырасти неблагополучный ребенок. Конечно, на формирование детской психики оказывают влияние многие факторы, но все-таки главный из них – это родительский пример. Иногда родители приходят с просьбой о помощи: родители перестали быть для ребенка авторитетом, примером для подражания.
В сложившейся ситуации педагогу необходимо найти взаимопонимание с родителями ребенка (слайд 4). Оно должно сложиться в доверительных отношениях между родителями и педагогом. В результате таких отношений в целом складывается союз семьи и школы. Эти отношения должны быть основаны на добродетели (делать добро), вере, надежде и любви. У ребенка, попадающего под действие этого союза, должно сформироваться уважение к старшим, любовь к ближнему, почитание родителей, помощь нуждающимся. Таким образом, эти ценности одинаковы для всех. Они не имеют возрастных границ.
Анализируя положительный и отрицательный опыт взаимоотношений родителей и педагогов, считаю одним из возможных методов раскрытия потенциала союза семьи и школы проведение цикла занятий с родителями, основанных на общечеловеческих ценностях (слайд 5). В своих обсуждениях с родителями я бы хотела раскрыть вопросы о том, что идет серьезная борьба, борьба за чистоту души. Вот здесь-то и надо понять, с чего начать. А начать, как вы понимаете, нужно с самих себя. Совместно со школьным психологом уже разработана программа, подобран и продолжает подбираться материал, который, на наш взгляд, будет наиболее востребован нашими родителями. Выявлены проблемные зоны, темы, интересующие родителей больше всего.
Как вы видите, тематика занятий различна (слайд 6):
· «Отцы и дети»
· «Как вырастить счастливую женщину?»
· «Обида»
· «Мини-гайд по воспитанию»
· «Невидимой нитью соединены те, кому суждено встретиться» (про любовь)
· «Передайте дальше!»
· «Как мне сделать твой день лучше?» и др.
В наших планах много различных форм проведения занятий. Совместное чтение книг по воспитанию, работа с психологом, ведение личного дневника, самообразование, элементы релаксации, тренинги и т.д. Изначально это будет форма кружка, как в детстве, когда родители, будучи детьми, ходили в Дома пионеров и занимались тем, что им нравится. Вот и сегодня мы хотим создать объединение родителей по интересующим их вопросам. Проведение занятий планируется один раз в месяц, учитывая загруженность родителей. Присоединиться к нам можно будет абсолютно на любом этапе. Каждое занятие самостоятельно, но проработано в общем контексте. Первое пробное занятие планируем провести с учителями, ведь они тоже родители. А как специалисты, могут посоветовать темы занятий, идеи осуществления, варианты техник.
Все недополученное в детстве (эмоции, поддержка, одобрение и др.) шлейфом следует за нами всю жизнь (слайд 7). Можно всю жизнь бегать от одной проблемы к другой, ставить заплатки, вместо того чтобы просто снять старье и остаться " в чем мать родила", остаться самим собой. Конечно, "сам собой" - это опасно, много чего хочется спрятать или переделать, и проще просто накинуть лохмотья и бесконечно их латать. Нужно пойти изнутри, опустившись на самую глубину, в свое ядро – и начать работу там.
Это сложный, но очень эффективный путь (слайд 8). Ядро личности формируется в детстве, поэтому речь и идет про работу со своим детством. Только гармоничная личность способна вырастить себе подобную. Родителям нужно прежде всего быть достойным примером для подражания.