12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александра Алексеева57
Учитель начальных классов. Педагогический стаж -30 лет. Почётный работник общего образования РФ, Заслуженный Учитель Чувашской Республики.
Россия, Чебоксары

МБОУ «СОШ № 54» г. Чебоксары

Школьная научно-практическая конференция

«Шаги в науку»













Тема:

«Роль синонимов и их употребление в русском языке»















Работу выполнила ФИО,

ученица 5 «А» класса

МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары

Научный руководитель:

Алексеева Александра Владимировна,

учитель начальных классов



Чебоксары- 2024

1. Введение.

Актуальность данной темы характеризуется узким определением в школьных учебниках термина «синонимы». Синонимы раскрашивают речевую повседневность разноцветными красками. Они помогают уйти от обыденности, сделать речь интересной и эмоционально-насыщенной. Человек, умеющий подбирать синонимы, считается эрудированным и интересным в общении.

При составлении докладов и презентаций, различных выступлений перед аудиторией также необходимо уметь подбирать тождественные по значению слова. Неинтересный, безвкусный, однообразный текст утомляет, а нужно так, чтобы он привлёк внимание слушателей.


Цель. Выяснить роль синонимов и их значение в русском языке.

Задачи :

- изучение литературы;

- познакомиться с понятием «синонимы», их виды;

- анализ собранных данных;

- изучить, как часто употребляют школьники в речи синонимы;

- провести анкетирование учащихся, интервью с заведующий кафедрой - Бычковой Ольгой Анатольевной, кандидатом филологических наук, доцентом, преподавателем ЧГПУ ;

- представить результаты исследований в форме буклета.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, интервьюирование, наблюдение.

Гипотеза. Допустим, что употребление синонимов необходимо для избежания повторов лексических единиц.


2. Основная часть.

2.1. Что такое синонимы.

Из толкового слова Ожегова я узнала, что синонимы ‒ в языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом

Приведу примеры синонимов, принадлежащих к разным частям речи.

Таблица 1.

Существительные-синонимы

веселье - радость,

луна - месяц,

доктор - врач.

Глаголы- синонимы

жалеть - ласкать – лелеять

вечереет- темнеет

веселиться- радоваться

Прилагательные- синонимы

Большой, огромный, громадный, гигантский.

Маленький, малюсенький, крошечный.

Крутой, обрывистый, отвесный.

Наречия- синонимы

Верно-правильно

Ровно-гладко

Скоро-быстро

Печально -грустно

Недалеко -рядом



Не имеют синонимов числительные, местоимения и собственные имена, а также слова, относящиеся к разным частям речи (например, юг-южный).


2.2. Виды синонимов.

Различают несколько видов синонимов:

Абсолютные или полные; (Абсолютными или полными синонимами обычно называют слова, которые можно полноправно взаимозаменить, их значения полностью совпадают: битва — сражение, бросать — кидать, громадный — огромный. Абсолютные синонимы часто встречаются среди научных терминов: орфография — правописание, языкознание — лингвистика, лингвист — языковед).

Семантические; (Способны передать тончайшие нюансы в обозначении фактов. Они делают нашу речь богаче, глубже, точнее, позволяют детально описать явления действительности. Например, мокрый — влажный, сырой (обозначает степень пропитанности влагой).

Стилевые или экспрессивно-стилистические; (Стилевые или экспрессивно-стилистические — синонимы, которые имеют отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляются в разных стилях речи. Например, инфекция (спец.) — зараза (разг.), жена (общеупотр.) — супруга (офиц.)

Семантико-стилистические. (синонимы, которые отличаются оттенками в значении и стилистически. Их в русском языке большинство. Например, блуждать (книжн.) — передвигаться без определенного направления; кружить (разг.) — менять направление, но все время приходить в одно место; плутать (разг.) — искать верное направление;

Контекстуальные синонимы

Слова, не состоящие в одном синонимичном ряду, в контексте могут выступать как синонимы. Их можно назвать контекстуальными (ситуативными, окказиональными (случайными), авторскими).

Девочка весело пела и плясала. Красотка и кокетка была любимицей папы и мамы. Слова «девочка», «красотка», «кокетка», «любимица» относятся к контекстуальным синонимам.


Синонимы объединены общим лексическим значением. Например, синонимы: вьюга — пурга — метель — вихрь, — объединены значением снежная буря.


Таким образом, синонимы — это слова, разные по звучанию, но близкие по лексическому значению. Группа слов, объединенных синонимическими отношениями, называется синонимическим рядом. В синонимический ряд входят слова одной части речи, например: свобода, независимость, воля — существительные; основной, главный, первостепенный — прилагательные и т. д. В каждом синонимическом ряду имеется стержневое слово. Оно является стилистически нейтральным и наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду. Рассмотрим, чем различаются синонимы (рис. 1).


t1713807705aa.png

Вывод: Как видно из рисунка 1, синонимы различаются оттенком своего значения, употреблением в разных стилях речи, сферой употребления и степенью современности. В русском языке синонимы имеют большое значение (рис. 3).



2.3. Сфера употребления синонимов.


На уроке русского языка наш учитель Алексеева Александра Владимировна рассказывала нам, где встречаются и используются синонимы:

1. Пословицы и поговорки (Кому честь, тому и почёт. Приятелей много, а друга нет. Говори, говори, да и молви. Не спеши языком, торопись делом).

2. Во фразеологизмах. Слово может вступать с синонимические отношения со фразеологизмом). (Бить баклуши-бездельничать. Втереть очки-обмануть. Вешать лапшу на уши. Пускать пыль в глаза).

3. В литературных произведениях. С. А. Есенин умело использовал синонимы в своих произведениях.

Многие синонимы помогают избежать автору тавтологии:

«Бежит, струится маленький

Серебряный ручей…» «Черемуха», 1915.

Жалобно, грустно и тоще (в данном констексте)

В землю вопьются рога…

Снится ей белая роща

И травяные луга. («Корова»)

По сугробам, по пригоркам
Мы идембредем домой.
“Бабушкины сказки”, 1915.


2.4. Интервью с заведующей кафедрой - Бычковой Ольгой Анатольевной, кандидатом филологических наук, доцентом, преподавателем ЧГПУ.

По итогам интервью с Бычковой О.А. можно сделать выводы о том, зачем же нам нужны синонимы:

1) они придают ясность и выразительность речи;

2) являются одним из способов выражения лексического значения слова;

3) обогатить речь. Наш родной русский язык отличается от всех других языков. Богатство речи, если интерпретировать это понятие упрощенно, выражается в способности говорить одно и то же сотней разных способов;

4) необходимы для передачи различных оттенков значений того или иного понятия в речи. А также для более тонкой передачи отношения говорящего к рассматриваемому предмету.


2.5. Результаты проведения анкетирования учащихся 5 «А» класса школы №54.

Я провела анкетирование учащихся в 5 «А» классе, чтобы выяснить знают ли они, что такое синонимы и употребляют ли их в речи.

В опросе принимало участие 24 человека.

Диаграмма1.

t1713807705ab.gif

К сожалению, что такое антоним не смог верно ответить 1 человек. Все, опрашиваемые знают, что такое антонимы и положительно относятся к употреблению их в речи.

Диаграмма 2.

t1713807705ac.gif

Большинство отпрашиваемых с легкость употребляют антонимы в своей речи и смогли привести их примеры.

Диаграмма 3.

t1713807705ad.gif


2.6. Вывод. В результате изучения определенной литературы и анализе собранных данных, я углубленно познакомилась с понятием, видами синонимов. В беседе с учителем русского языка Алексеевой А.В. я узнала, где синонимы используются. Мной было проведено анкетирование одноклассников, итог которого очень порадовал: ребята знают, что такое синонимы и легко могут привести их примеры. Интервью с заведующей кафедрой - Бычковой О.А., кандидатом филологических наук, доцентом, преподавателем ЧГПУ помогло мне понять, зачем же нужны синонимы в нашей речи.


3. Заключение.

Без синонимов наша речь не была бы такой полной, яркой и эмоционально окрашенной. Русский язык отличается от других языков богатством словарного запаса. Кроме того, синонимы придают речи ясность, выразительность и являются одним из способов интерпретации лексического значения слова. Синонимы необходимы для передачи различных оттенков значений того или иного понятия в речи, для более тонкой передачи отношения говорящего к этому объекту или явлению.

Таким образом, основываясь на результатах исследовательской работы, я могу утверждать, что изучение синонимов как особых единиц лексикологии актуально в современном русском языке.


4. Список литературы.


5. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с.

6. Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоватет. Организаций. В 2 ч./Т.А. Ладыженская и др. -3-е изд. – М..: Просвещение, 2021.- 201с.


5. Приложения.

5.1. Интервью с заведующей кафедрой -кандидатом филологических наук, доцентом, преподавателем ЧГПУ.


t1713807705ae.jpg


Вопросы для интервью


-Для чего в русском языке нужны синонимы?

-Кто из классиков часто применял синонимы в своих произведениях?

-Какова роль синонимов в стихах? В художественных произведениях?

-Используют ли синонимы в устном народном творчестве?















5.2. Брошюра «Синонимы для написания сочинения по картине»

Из беседы с учителем русского языка Алексеевой А.В. я узнала, что одной из самой трудной работой по русскому языку является -написание сочинения по картине. Вот мы и решили создать помощник для школьников.

Во 2 части учебника Русский язык. 5 класс под редакцией Т.А. Ладыженской представлены репродукции картин П. Кончаловский «Сирень в окне», Г. Нисский «На лодке. Вечер.», О. Попович «Не взяли на рыбалку». Проанализировав слова, которые часто встречаются для написания сочинений по картине, я составила буклет.


Картины и их названия

Слово, понятие

Синонимы


Художник

Автор, мастер, пейзажист, живописец.


Картина

Пейзаж, полотно, холст, произведение, репродукция, натюрморт, сюжет, композиция


Действия художника

Написал, изобразил, показал, смог передать, отразил, воспевал

П. Кончаловский «Сирень в окне»

Сирень

Кустарник, ветки сирени, грозди, цветы, букет

t1713807705af.png

Цветы, их оттенки

светло-фиолетовый, лиловый и нежно-голубой,

благоухающие, свежие

Зелень

Деревья, кусты, травы


Отношение к картине

Радует, поднимает настроение, восхищает

О. Попович «Не взяли на рыбалку»

Рыбалка

Рыбная ловля

t1713807705ag.png

Удочка

Снасти

Мальчики

Герои картины, старший брат, малыш, ребёнок, родственники, персонажи, рыжеволосый

Родитель

Отец, папа, мужчина

Настроение малыша

Недоумение, расстройство, печаль, грусть, разочарование, огорчение

Чувства к главному герою

Сопереживание, сочувствие, грусть

Г. Нисский «На лодке. Вечер.»





Поверхность реки

спокойная и ровная,

тихая, речная. Тиха и неподвижна

Гладь реки,

t1713807705ah.png

Деревья

Ряд пушистых елей, лесной массив; высокие, стройные сосны; растительность, бескрайность зелёных просторов земли, лиственный лес


небо

Последние лучи заката, розоватые отсветы заката

Река

Водоём, речушка, вода


Отношение к картине

Безмятежность, спокойствие, наслаждение природой, вечером. восхищение талантом автора.








8



Автор материала: А. Шпарёва (5 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.