"Роль синонимов и их употребление в русском языке"
Автор публикации: А. Шпарёва, ученица 5А класса
МБОУ «СОШ № 54» г. Чебоксары
Школьная научно-практическая конференция
«Шаги в науку»
Тема:
«Роль синонимов и их употребление в русском языке»
Работу выполнила ФИО,
ученица 5 «А» класса
МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары
Научный руководитель:
Алексеева Александра Владимировна,
учитель начальных классов
Чебоксары- 2024
1. Введение.
Актуальность данной темы характеризуется узким определением в школьных учебниках термина «синонимы». Синонимы раскрашивают речевую повседневность разноцветными красками. Они помогают уйти от обыденности, сделать речь интересной и эмоционально-насыщенной. Человек, умеющий подбирать синонимы, считается эрудированным и интересным в общении.
При составлении докладов и презентаций, различных выступлений перед аудиторией также необходимо уметь подбирать тождественные по значению слова. Неинтересный, безвкусный, однообразный текст утомляет, а нужно так, чтобы он привлёк внимание слушателей.
Цель. Выяснить роль синонимов и их значение в русском языке.
Задачи :
- изучение литературы;
- познакомиться с понятием «синонимы», их виды;
- анализ собранных данных;
- изучить, как часто употребляют школьники в речи синонимы;
- провести анкетирование учащихся, интервью с заведующий кафедрой - Бычковой Ольгой Анатольевной, кандидатом филологических наук, доцентом, преподавателем ЧГПУ ;
- представить результаты исследований в форме буклета.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, интервьюирование, наблюдение.
Гипотеза. Допустим, что употребление синонимов необходимо для избежания повторов лексических единиц.
2. Основная часть.
2.1. Что такое синонимы.Из толкового слова Ожегова я узнала, что синонимы ‒ в языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом
Приведу примеры синонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Таблица 1.
Существительные-синонимы веселье - радость, луна - месяц, доктор - врач. | Глаголы- синонимы жалеть - ласкать – лелеять вечереет- темнеет веселиться- радоваться |
Прилагательные- синонимы Большой, огромный, громадный, гигантский. Маленький, малюсенький, крошечный. Крутой, обрывистый, отвесный. | Наречия- синонимы Верно-правильно Ровно-гладко Скоро-быстро Печально -грустно Недалеко -рядом |
Не имеют синонимов числительные, местоимения и собственные имена, а также слова, относящиеся к разным частям речи (например, юг-южный).
2.2. Виды синонимов.
Различают несколько видов синонимов:
Абсолютные или полные; (Абсолютными или полными синонимами обычно называют слова, которые можно полноправно взаимозаменить, их значения полностью совпадают: битва — сражение, бросать — кидать, громадный — огромный. Абсолютные синонимы часто встречаются среди научных терминов: орфография — правописание, языкознание — лингвистика, лингвист — языковед).
Семантические; (Способны передать тончайшие нюансы в обозначении фактов. Они делают нашу речь богаче, глубже, точнее, позволяют детально описать явления действительности. Например, мокрый — влажный, сырой (обозначает степень пропитанности влагой).
Стилевые или экспрессивно-стилистические; (Стилевые или экспрессивно-стилистические — синонимы, которые имеют отличия в экспрессивно-эмоциональной окраске и употребляются в разных стилях речи. Например, инфекция (спец.) — зараза (разг.), жена (общеупотр.) — супруга (офиц.)
Семантико-стилистические. (синонимы, которые отличаются оттенками в значении и стилистически. Их в русском языке большинство. Например, блуждать (книжн.) — передвигаться без определенного направления; кружить (разг.) — менять направление, но все время приходить в одно место; плутать (разг.) — искать верное направление;
Контекстуальные синонимы
Слова, не состоящие в одном синонимичном ряду, в контексте могут выступать как синонимы. Их можно назвать контекстуальными (ситуативными, окказиональными (случайными), авторскими).
Девочка весело пела и плясала. Красотка и кокетка была любимицей папы и мамы. Слова «девочка», «красотка», «кокетка», «любимица» относятся к контекстуальным синонимам.
Синонимы объединены общим лексическим значением. Например, синонимы: вьюга — пурга — метель — вихрь, — объединены значением снежная буря.
Таким образом, синонимы — это слова, разные по звучанию, но близкие по лексическому значению. Группа слов, объединенных синонимическими отношениями, называется синонимическим рядом. В синонимический ряд входят слова одной части речи, например: свобода, независимость, воля — существительные; основной, главный, первостепенный — прилагательные и т. д. В каждом синонимическом ряду имеется стержневое слово. Оно является стилистически нейтральным и наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду. Рассмотрим, чем различаются синонимы (рис. 1).
Вывод: Как видно из рисунка 1, синонимы различаются оттенком своего значения, употреблением в разных стилях речи, сферой употребления и степенью современности. В русском языке синонимы имеют большое значение (рис. 3).
2.3. Сфера употребления синонимов.
На уроке русского языка наш учитель Алексеева Александра Владимировна рассказывала нам, где встречаются и используются синонимы:
1. Пословицы и поговорки (Кому честь, тому и почёт. Приятелей много, а друга нет. Говори, говори, да и молви. Не спеши языком, торопись делом).
2. Во фразеологизмах. Слово может вступать с синонимические отношения со фразеологизмом). (Бить баклуши-бездельничать. Втереть очки-обмануть. Вешать лапшу на уши. Пускать пыль в глаза).
3. В литературных произведениях. С. А. Есенин умело использовал синонимы в своих произведениях.
Многие синонимы помогают избежать автору тавтологии:
«Бежит, струится маленький
Серебряный ручей…» «Черемуха», 1915.
Жалобно, грустно и тоще (в данном констексте)
В землю вопьются рога…
Снится ей белая роща
И травяные луга. («Корова»)
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
“Бабушкины сказки”, 1915.
2.4. Интервью с заведующей кафедрой - Бычковой Ольгой Анатольевной, кандидатом филологических наук, доцентом, преподавателем ЧГПУ.
По итогам интервью с Бычковой О.А. можно сделать выводы о том, зачем же нам нужны синонимы:
1) они придают ясность и выразительность речи;
2) являются одним из способов выражения лексического значения слова;
3) обогатить речь. Наш родной русский язык отличается от всех других языков. Богатство речи, если интерпретировать это понятие упрощенно, выражается в способности говорить одно и то же сотней разных способов;
4) необходимы для передачи различных оттенков значений того или иного понятия в речи. А также для более тонкой передачи отношения говорящего к рассматриваемому предмету.
2.5. Результаты проведения анкетирования учащихся 5 «А» класса школы №54.
Я провела анкетирование учащихся в 5 «А» классе, чтобы выяснить знают ли они, что такое синонимы и употребляют ли их в речи.
В опросе принимало участие 24 человека.
Диаграмма1.
К сожалению, что такое антоним не смог верно ответить 1 человек. Все, опрашиваемые знают, что такое антонимы и положительно относятся к употреблению их в речи.
Диаграмма 2.
Большинство отпрашиваемых с легкость употребляют антонимы в своей речи и смогли привести их примеры.
Диаграмма 3.
2.6. Вывод. В результате изучения определенной литературы и анализе собранных данных, я углубленно познакомилась с понятием, видами синонимов. В беседе с учителем русского языка Алексеевой А.В. я узнала, где синонимы используются. Мной было проведено анкетирование одноклассников, итог которого очень порадовал: ребята знают, что такое синонимы и легко могут привести их примеры. Интервью с заведующей кафедрой - Бычковой О.А., кандидатом филологических наук, доцентом, преподавателем ЧГПУ помогло мне понять, зачем же нужны синонимы в нашей речи.
3. Заключение.
Без синонимов наша речь не была бы такой полной, яркой и эмоционально окрашенной. Русский язык отличается от других языков богатством словарного запаса. Кроме того, синонимы придают речи ясность, выразительность и являются одним из способов интерпретации лексического значения слова. Синонимы необходимы для передачи различных оттенков значений того или иного понятия в речи, для более тонкой передачи отношения говорящего к этому объекту или явлению.
Таким образом, основываясь на результатах исследовательской работы, я могу утверждать, что изучение синонимов как особых единиц лексикологии актуально в современном русском языке.
4. Список литературы.
5. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с.
6. Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоватет. Организаций. В 2 ч./Т.А. Ладыженская и др. -3-е изд. – М..: Просвещение, 2021.- 201с.
5. Приложения.
5.1. Интервью с заведующей кафедрой -кандидатом филологических наук, доцентом, преподавателем ЧГПУ.
Вопросы для интервью
-Для чего в русском языке нужны синонимы?
-Кто из классиков часто применял синонимы в своих произведениях?
-Какова роль синонимов в стихах? В художественных произведениях?
-Используют ли синонимы в устном народном творчестве?
5.2. Брошюра «Синонимы для написания сочинения по картине»
Из беседы с учителем русского языка Алексеевой А.В. я узнала, что одной из самой трудной работой по русскому языку является -написание сочинения по картине. Вот мы и решили создать помощник для школьников.
Во 2 части учебника Русский язык. 5 класс под редакцией Т.А. Ладыженской представлены репродукции картин П. Кончаловский «Сирень в окне», Г. Нисский «На лодке. Вечер.», О. Попович «Не взяли на рыбалку». Проанализировав слова, которые часто встречаются для написания сочинений по картине, я составила буклет.
Картины и их названия | Слово, понятие | Синонимы |
| Художник | Автор, мастер, пейзажист, живописец. |
| Картина | Пейзаж, полотно, холст, произведение, репродукция, натюрморт, сюжет, композиция |
| Действия художника | Написал, изобразил, показал, смог передать, отразил, воспевал |
П. Кончаловский «Сирень в окне» | Сирень | Кустарник, ветки сирени, грозди, цветы, букет |
| Цветы, их оттенки | светло-фиолетовый, лиловый и нежно-голубой, |
благоухающие, свежие | ||
Зелень | Деревья, кусты, травы | |
Отношение к картине | Радует, поднимает настроение, восхищает | |
О. Попович «Не взяли на рыбалку» | Рыбалка | Рыбная ловля |
| Удочка | Снасти |
Мальчики | Герои картины, старший брат, малыш, ребёнок, родственники, персонажи, рыжеволосый | |
Родитель | Отец, папа, мужчина | |
Настроение малыша | Недоумение, расстройство, печаль, грусть, разочарование, огорчение | |
Чувства к главному герою | Сопереживание, сочувствие, грусть | |
Г. Нисский «На лодке. Вечер.» | Поверхность реки | спокойная и ровная, тихая, речная. Тиха и неподвижна |
Гладь реки, | ||
| Деревья | Ряд пушистых елей, лесной массив; высокие, стройные сосны; растительность, бескрайность зелёных просторов земли, лиственный лес |
небо | Последние лучи заката, розоватые отсветы заката | |
Река | Водоём, речушка, вода | |
| Отношение к картине | Безмятежность, спокойствие, наслаждение природой, вечером. восхищение талантом автора. |
8