12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Петрова Ирина Евгеньевна111
Учитель русского языка и литературы с 20-летним стажем
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Тема урока «ПРИСТАВКИ, ИХ СЛОВООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ»

Технологическая карта урока

Цели деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания учащихся о роли приставок, уметь выделять приставки в слове, различать приставки и предлог ; формировать умение применять на практике правила правописания приставок; развивать орфографическую зоркость

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать словообразовательную роль приставок, приставки существительных, прилагательных, глаголов; уметь выделять приставки в слове, различать приставки и предлоги.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение понимать поставленные вопросы, подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения, формулировать выводы, ценностное отношение к деятельности и ее оценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы обучения

Урок – путешествие; создание проблемных ситуаций, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, выполненная учителем, карточки с заданиями.

Основные понятия
и термины

Приставка как значимая часть слова

Ход урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

1

2

3

4

5

6

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятель-
ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого
материала

Вступительное слово.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Записываем число, классная работа


 

Сегодня мы с вами будем исследователями.

? Кто такие исследователи?

? Какими близкими по значению словами можно заменить это слово?

(путешественник, первопроходец и др.)

Слушают учителя, участвуют
в диалоге с учителем; размещают

учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые

знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют

(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

2. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, от-

Сегодня мы продолжаем наше путешествие по океану Знаний в грамматическое царство, орфографическое государство – страну МОРФЕМИКУ. Слайд №1 (Морфемика)

Словарная работа. Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания

Чтобы отправиться в путешествие, необходимо приобрести билеты. Билет можно приобрести, выполнив задание №1.

На карточках вставьте пропущенные буквы в словах. В какой части слова пропущена буква?

Карточка. Задание №1

Пш__ница, __рех. п__года, к__ртофель, г__рох.

Взаимопроверка.

Поменяйтесь, пожалуйста, карточками, проверьте работу соседа.

Слайд №2 (Словарная работа)

? Все ли участники нашего путешествия смогли приобрести билет? Вы готовы продолжить путь?

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

3. Выявление места

и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Обучающая
игра.

Повторение и закрепление знаний о морфемах.

Закройте глаза. Крибле, крабле, бумс!

Слайд №3 («Морфемика»)

Мы оказались в сказочной стране МОРФЕМИКЕ и отправимся в гости к нашим знакомым – частям слова.

? Как вы думаете, кто главный в этой стране? Почему?

? Чтобы попасть в его дворец, нужно вспомнить, что называется корнем слова?

Корень – это общая часть родственных слов.

Корень оставил нам записку.

Слайд №4 («Ребята, помогите!»)

«Ребята, помогите! Я потерял связь со своими родственниками, они разбрелись по всему свету и я погибаю в одиночестве. Пожалуйста, соберите нас вместе в моем дворце.

Корень «БОЛЬ»

Помогите корню, подберите родственные слова с таким же корнем.

Задание №2

Боль -

(Дети на карточках записывают однокоренные слова.)

Корень в знак благодарности дарит нам игру «Третий лишний».

Задание №3

Назовите лишнее слово:

Дерево, сосна, деревянный

Дождь, дождливый, дождаться

Белый, бочок, забелить

 

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них
недостаточно для полных ответов.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения

необходимой для решения проблемы информации.

4. Целеполагание
и построение проекта выхода
из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной
и умственной деятельности

учащихся. Эвристическая беседа. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого

Мы с вами спешим дальше. А куда, вы сейчас отгадаете загадку. Название этой страны и будет темой нашего урока

Часть слова, служит для образования новых слов, стоит перед корнем, может состоять из 1, 2, 3, 4 букв. (Это приставка.)

Итак, тема нашего урока …Приставки

Давайте определим цели нашего урока. (СЛАЙД)

У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться?

Р - развивать ….Что будем развивать?

О - объяснить …..Что будем объяснять?

К - контролировать…..Что будем контролировать?

А вот сама Приставка приветствует нас! Слайд №6 (Приставка)

? А что вы знаете о приставке?

? Кто внимательно слушал загадку, тот сможет сформулировать правило.

Слайд№7 (Приставка-это значимая часть слова…)

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Вот нам сейчас и предстоит образовать новые слова.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; формулируют собственные мысли, высказывают
и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

в парах и рабочих группах
с учетом конкретных учебно-познавательных задач


 

5. Твор-

ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,

составление связных рассказов об изученных нормах.

На карточке даны слова с приставками, вам нужно выделить приставки и подобрать родственные слова с другими приставками. Слайд №8 (Образуйте новые слова)

Задание №5

прочитал

перетянул

поехал

Итак, приставки - близкие друзья корней, так как они, присоединяясь к корню, образуют новые слова.

Страна Приставок – это огромное государство, в котором есть множество городов. В одном из них живут Приставки, которые пишутся одинаково, независимо от произношения.

? А какие приставки вы знаете?

? Выполните задания, которые приготовили данные приставки.

Карточка №6

1. Выберите слова с приставкой. Кружочком выделите данные слова.

1.слетать 6.отлетать

2.доброта 7.дорогой

3.влетать 8.полетать

4.занятие 9.вылетать

5.улетать 10. здесь

Взаимопроверка (работа в парах). Слайд №9 (Выберите слова)

Слайд № 10 (Отгадайте)

Выясните, какие слова состоят только из корня? В каких словах имеются приставки? (Забег, залп, запах, заяц, зал)

А сейчас давайте поиграем в игру с приставками. Представьте. что вы сидите перед телевизором.

Учитель. Я вам говорю: в-. Что вы сделаете?

Учащиеся. Включим телевизор.

Учитель. А если скажу пере-?

Учащиеся. Переключим телевизор на другой канал.

Учитель. А если вы-?

Учащиеся. Выключим телевизор.

Учитель. Какой вывод можно сделать?

Учащиеся. Каждая приставка имеет определенный смысл, образовывает новые слова.

Чтобы исследовать до конца функции приставки, поиграем дальше.

Используя данные слова, образуйте новые слова при помощи заданных приставок.

1-й вариант.

Пере-

За-

При-

Раз-

До-

считать

Под-

От-

По-

На-

Вы-

2-й вариант.

Пере-

Из-

При-

Раз-

До-

учить

Под-

От-

По-

На-

Вы-

Организует и сопровождает деятельность детей. Контролирует правильность выполнения задания.

? Итак, для чего служит приставка?


 

Отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют
задания; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная,

групповая

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают
и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкрет-


 

1

2

3

4

5

6

           
 

Физкультминутка

Физкультминутка.

Игра на внимание «Капитаны, делай так». Похлопайте в ладоши, когда услышите слова с приставками. Поехать, домашний, нарисовать, лодка, сделал, пересесть, записать, дом, выучить, накормить.

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: проявляют заботу о своем физическом
и психологическом благополучии и работоспособности на уроке

6. Первичное закрепление.

Самостоятельная работа.

Обобщение
и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их
на практике.

Беседа по вопросам.

Письменная работа, игра

Пришло время отправиться во дворец к Предлогам, которых часто путают с приставками.

? Какие предлоги вы знаете? Как различать приставки от предлогов? Посмотрите на экран, вспомним правила. Слайды №11, 12, 13

Предлоги предлагают нам свои задания.

Игра «Да – нет».

Хлопните всего разок,

Если в слове есть предлог,

А приставку услыхали –

Хором все ее назвали.

Поехали, до школы, перешел, за ворота, добежал, нарисовать,
по траве, про кота.

Принимают участие в работе, выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

7. Включение
в систему знаний
и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

А теперь я хотела бы проверить ваше настроение. Мое настроение стало очень хорошим, так как мы с вами справились со всеми заданиями и очень хорошо работали.

Закончилось наше путешествие, и наш корабль благополучно причалил к классной пристани

? Что же мы положим в наш сундучок знаний?

? У каких же частей слова мы были в гостях, дайте им определение

Морфемам понравилось, как вы работали, они благодарят вас за желание познать русский язык.

Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют
и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

8. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа
по вопросам

А напоследок закончите предложения. Слайд

Мне удалось

Меня заинтересовало…

Мне понравилось..

Мне было трудно..

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков
и операционных, исследовательских, аналитических умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

9. Оценивание.

 

Учитель даёт оценку работы учащихся на уроке.

     
           

10. Задание на дом.

 

Слайд

Задание на выбор:

Придумать небольшую историю ( 5-6 предложений ) о приставке пере-

Записать 10 слов с неизменяемыми приставками.

   

Познавательные:уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

           
           

.

Презентация к уроку
 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.