12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Васильевна Тимошенко17

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Долинска

Сахалинской области



Конкурс научно-исследовательской и проектной деятельности школьников

«Грани науки»

Предметное направление: русский язык и литература


Исследовательская работа


«Русская дуэльная традиция

в судьбах и произведениях русских писателей»



Выполнил:

Емченко Кирилл ,

обучающийся 6А класса

МБОУ СОШ № 1 г. Долинска



Научный руководитель:

Тимошенко Ольга Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 г. Долинска




Долинск

2019


Введение.

Честная игра, честное слово, честный человек, защита чести и достоинства. Мы нередко слышим эти выражения в жизни, не задумываясь глубоко о том, что же такое честь и достоинство. Часто слышим мы эти понятия на уроках литературы. Многим ребятам кажется, что эти понятия устарели, как ушло в историю то время, когда честь и достоинство защищали кровью на дуэлях. Не каждый из нас задумывается над своими поступками, правильно ли он поступает по отношению к другим. Однако каждому хочется, чтобы другие по отношению к нему поступали честно и благородно. В современном мире много нечестных, беспринципных людей, которые не имеют совести, не уважают себя и других. Я думаю, что они так и не поняли в детстве, что такое самоуважение, честь, чувство собственного достоинства. И беда, если такие люди приходят к власти, или имеют доступ к финансовым ресурсам, компьютерным системам, базам персональных данных, и используют это в своих личных корыстных целях. Честь, достоинство и совесть должны быть воспитаны в каждом из нас. И этому мы можем учиться у наших классиков литературы. В этом я вижу актуальность выбранной мной темы. Именно во времена наших классиков литературы сформировалась традиция, которая позволяла защищать поруганную честь, наказывать обидчиков, восстанавливать свое доброе имя в честном поединке. Название этой традиции - дуэль. Не зная законов чести и правил дуэли, невозможно понять ни жизненную философию самих писателей и их современников, ни поступки их литературных героев. Я заинтересовался этой темой и определил

цель работы: исследовать характерные особенности русской дуэльной традиции, её роль в судьбах русских писателей и их произведениях.

Объект исследования: русская дуэльная традиция

Предмет исследования: роль дуэли в судьбах писателей и их литературных героев.

Гипотеза: дуэльная традиция была способом защиты чести и достоинства представителей русского дворянского общества.

Задачи исследования:

изучить теоретические понятия по теме исследования;

изучить историю возникновения дуэльной традиции и правила дуэли;

изучить дуэли в жизни А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;

изучить отражение дуэли в некоторых произведениях классиков;

провести анкетирование подростков по теме исследования;

проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ литературы, интернет-источников по теме, систематизация собранного материала.

Практические: анкетирование и статистическая обработка материала.

Этапы исследования:

Сбор и изучение теоретического материала.

Анализ изученного материала.

Систематизация изученного материала

Проведение анкетирования одноклассников.

Общий анализ, составление выводов.

Практическая значимость исследовательской работы: материалы и результаты работы могут быть использованы на уроках литературы 19 века в любом классе, на классных часах, во внеурочной деятельности, а также в интеллектуальном общении подростков и молодежи.





Глава 1. Определение понятий, связанных с дуэльной традицией.

Честь, достоинство — самое дорогое, что было у русского дворянина. Защищать свою честь следовало до последней капли крови, а выяснять отношения с обидчиком нужно было на дуэли.

Толковый словарь Ожегова трактует понятия чести, достоинства, следующим образом.

ЧЕСТЬ, -и, ж.

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести.

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи. Береги есть смолоду

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь

4. Почёт, уважение. Честь и слава героям!

Понятие чести было распространено в жизни людей 18-19 веков, что подтверждает большое количество фразеологизмов с этим словом. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, имеющих целостное значение. Во фразеологическом словаре русского литературного языка я нашел ряд фразеологизмов со словом честь.

Была бы честь предложена (разг.) - говорится в ответ на отказ, как хотите, не хотите и не надо.

С честью выйти (из какого-нибудь положения) - найти достойный выход.

Делать честь кому (чему) - 1) характеризовать с хорошей стороны. Такой поступок делает честь его уму и сердцу; 2) оказывать уважение. Делать честь своим визитом.

Честь имею (просить, предложить, сообщить) (устар.) формула вежливости в речи, обращённой к вышестоящему лицу. Имею честь представить вам моего друга.

Много чести кому (разг. неодобрит.) - не заслужил, не достоин кто-нибудь чего-нибудь. Мне перед ним извиняться? Много чести.

Отдать честь - 1) кому, приветствовать, прикладывая руку к головному убору. Отдать честь офицеру; 2) чему, оказывать должное внимание чему-н. (шутл.). Отдать честь угощению.

Пора и честь знать (разг.) - хватит, пора заканчивать (делать что-нибудь). Погостили, пора и честь знать.

С честью выполнить - сделать что-нибудь очень хорошо, успешно справиться с чем-нибудь.

Эти и другие фразеологизмы активно применялись в речи людей 19 века, сегодня применяются достаточно редко.


ДОСТОИНСТВО, -а, ср.

1. Положительное качество. В спектакле много достоинств.

2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять своё достоинство. Говорить с достоинством. Чувство собственного достоинства.

В речи людей 19 века также употреблялись фразеологизмы с этим словом.

Ниже своего достоинства - унизительно, не подобает кому-либо что-либо делать. Бегать босиком он уже считал ниже своего достоинства.

Уронить достоинство - потерять уважение в глазах других, недостойно вести себя.

В наше время эти фразеологизмы можно услышать в речи высокообразованных культурных людей.

ДВОРЯНСТВО - одно из высших сословий общества (наряду с духовенством), владевшее земельной собственностью и обладавшее закреплёнными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями.

ДУЭЛЬ (фр. duel < лат. duellum — «поединок», «борьба двух») — строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом вооружённый поединок, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесённое его чести оскорбление с соблюдением заранее условленных и равных условий боя.

ДУЭЛЬНЫМ КОДЕКСОМ обычно называют неофициальный устный свод правил, регламентирующих причины и поводы для вызова на дуэль, виды дуэлей, порядок вызова, его принятия и отклонения, порядок подготовки и проведения самой дуэли, определяющих, какое поведение участников дуэли допустимо, а какое — нет.


Глава 2. История дуэльной традиции в России.

Дуэль - одно из самых загадочных явлений русской жизни. Она относится к таким заимствованиям, которые очень быстро стали русскими национальными особенностями.

Поединки в европейской истории были всегда. И военные, и рыцарские, и даже судебные. Ритуал же дуэли в понимании А.С. Пушкина берет свое начало в Италии 14 века, когда местные дворяне – противники, разрешая конфликт, уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. В XVI веке дуэли приняли уже угрожающий размах. Так за 16 лет царствования Генриха IV во Франции на дуэлях было убито от 7 до 8 тысяч человек. Короли начали бороться с этим обычаем, но ничто не помогало, дворянство упорно избегало вмешательства государства и судов в дела чести.

До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I.

Впервые у барьера в России оказались иностранцы, офицеры русской службы из «иноземного» полка в 1666 году. Петр Великий, энергично прививая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.

Когда в екатерининскую эпоху среди дворянской молодежи начала распространяться мода на дуэли, представители старшего поколения отнеслись к этому с безусловным осуждением. В пушкинской «Капитанской дочке» Андрей Петрович Гринев, отец Петра Гринева, в своем письме отчитывал сына за поединок со Швабриным: «...собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам». И тем не менее дуэли постепенно все более проникали в среду дворянской молодежи, которая будучи верной присяге и престолу, не допускала при этом вмешательства государства в дела чести. Позднее эту формулу емко и сжато выразил генерал Корнилов в своем жизненном кредо: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому».

Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. Но тогда мода на дуэли лишь разгоралась, а в ХIХ веке, когда в европейских государствах страсти пошли на убыль, в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка. Апогея своего дуэли достигли в первой половине XIX века. Именно на 20—40-е годы XIX века приходятся громкие дуэли известных литераторов: Пушкина с Дантесом, Рылеева с князем Шаховским, Грибоедова с Якубовичем, Лермонтова с де Барантом и Мартыновым.

При императоре Николае I по «Уложению о наказаниях уголовных» 1845 года наказания за дуэли была существенно смягчены, но на практике даже эти меры никогда не применялись. Наиболее распространенным наказанием для дуэлянтов был перевод в действующую армию на Кавказ, как это было с Лермонтовым за дуэль с де Барантом, а в случае смертельного исхода — разжалование из офицеров в рядовые, как это было с Дантесом после дуэли с Пушкиным, после чего они, как правило, довольно быстро восстанавливались в офицерском чине. Во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии пошло на спад, но еще в начале XX они были нередки. После революции 1917 года лучшие представители русской интеллигенции и офицерства с их щепетильными понятиями о личной чести были уничтожены или оказались на чужбине. В пролетарском государстве такие понятия, как честь и достоинство, были объявлены пережитками прошлого. На смену благородству пришли фанатизм одних и расчетливость других. На этом история русской дуэли закончилась.



Глава3. Правила русской дуэли.

Наиболее емкое и точное определение дуэли было дано русским военным писателем XIX века П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя».

Таким образом, цель дуэли — удовлетворение поруганной чести. Участников дуэли только двое, т. е. оскорбленный и его обидчик. Средство дуэли — смертоносное оружие. Наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не больше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться. В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты.

При дуэли на саблях, шпагах или рапирах противники раздевались выше пояса до рубашек. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее — т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

В России большее предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам. В ХVIII веке стали выпускать парные дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу.Такие дуэли имели несколько вариантов.

Вариант 1. Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.

Вариант 2. (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.

Вариант 3. (наиболее распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте. Время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего — 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.

Вариант 4. Противники становились на расстоянии 25-35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.

Вариант 5. Противники располагались на расстоянии 25-35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно — по команде на счет «раз-два-три» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника. По окончании противники подавали друг другу руки.

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь — самого оппонента или дамы.

Иногда дуэли принимали изощренные формы, например, с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло»; через платок; четвертная дуэль, когда стреляются не только дуэлянты, но и их секунданты. Но это было против дуэльного кодекса и большинством дворян не приветствовалось.


Глава 4. Дуэли известных русских писателей.

Осенью 1818 года состоялась дуэль А.С. Грибоедова и А.И. Якубовича. Причин стреляться у Грибоедова и Якубовича не было. Их поединок оказался тесно связанным с дуэлью Шереметьева и Завадовского, секундантами которых они были. Это была так называемая четвертная дуэль. Якубович прострелил Грибоедову кисть на левой руке. Кстати, эта травма впоследствии помогла опознать литератора и дипломата, когда толпа растерзала его в Тегеране.

В 1824 году поэт и декабрист Кондратий Рылеев, защищая честь сестры, участвовал в отчаянном поединке с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно. Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли.

Дуэлью, состоявшейся 22 ноября 1909 года, закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым. Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Но, несомненно, самые известные дуэли в России – это дуэли А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

На счету Александра Пушкина значилось много дуэлей, в разных источниках указывается разное количество, от 21 до 29. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина, чтобы он не погиб, на время проведения поединка сажали под арест. Стрелялся Пушкин и с друзьями. Так причиной дуэли поэта и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма Александра Сергеевича: «За ужином объелся я, / А Яков запер дверь оплошно — / Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно». Закончилась дуэль промахом обоих поэтов. Причинами других дуэлей являлось непристойное поведение всенародно известного поэта в общественных местах: вызывающе вел себя в театре, кричал на артистов; пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим. Часто возникали ссоры во время званых обедов, где чиновники выражали свое недовольство эпиграммами Пушкина или его поведением.

История рокового конфликта Пушкина и Дантеса началась за два года до решающего дня. Жорж Дантес познакомился с супругой поэта Натальей Гончаровой в 1835 году. Знакомство не осталось незамеченным в высшем свете. Сплетничали, что между французом и Натальей Николаевной бурный роман. Это были ничем не подтвержденные слухи. Но завистникам и недоброжелателям поэта хотелось сделать ему побольнее, и они стали присылать ему грязные анонимки. В одной из них поэта назвали рогоносцем. Пушкин решил, что это послание написал сам Дантес, и отправил французу вызов на дуэль. Поединок мог состояться еще в ноябре 1836 года. Однако через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой, сестре Натальи Гончаровой. Поэту пришлось отозвать вызов, но отношения между ними остались напряженными. Сплетни о семье Пушкина не утихали, они угнетали поэта, поэтому он сделал решительный шаг: отказал от дома и супругу сестры своей жены, и его приемному отцу, барону Геккерну. Последнему он отправил письмо, которое было настолько оскорбительным, что последовал вызов. Луи Геккерн сообщал, что от его имени Пушкина на дуэль вызывает его приемный сын Жорж Дантес.

Поединок был назначен на утро 8 февраля 1837 года. Пушкин и Дантес стрелялись на Черной речке в окрестностях Петербурга. Условия дуэли были смертельными. Дантес успел выстрелить первым. Поэт рухнул в снег, на некоторое время потерял сознание. Когда очнулся, решил, что ранение не должно помешать ему стрелять. Он стрелял лежа на снегу и прострелил Дантесу грудь и руку. Ранение Александра Сергеевича оказалось смертельным. С места дуэли его перевезли на квартиру на Мойке, где 10 февраля сердце поэта остановилось.

Именно смерть Пушкина родила нового великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, который написал стихотворение – обвинение всем клеветникам и недоброжелателям Пушкина «Смерть поэта». Но сам через несколько лет не избежал судьбы своего кумира.

Михаил Юрьевич Лермонтов и Николай Соломонович Мартынов были приятелями. Знали друг друга еще со школы гвардейских прапорщиков. Дуэль между Лермонтовым и Мартыновым состоялась в Пятигорске и была спровоцирована самим поэтом. Он был остер на язык и очень любил насмехаться над Николаем. Смеялся Михаил над скромными литературными творениями товарища. Но главной темой шуток была любимая Мартыновым одежда. К тому времени он был уже в отставке и носил горский костюм. Мартынов несколько раз просил Лермонтова остановиться, но тот не прекращал своих злых шуток и предлагал приятелю и самому шутить в отместку. Однажды на балу у коменданта Пятигорска Лермонтов в разговоре с дамой снова пошутил над Мартыновым. К сожалению, шутку услышала не только собеседница поэта, но и все вокруг, включая и даму, которая Николаю очень нравилась. Для Мартынова это стало последней каплей. Он сделал последнюю попытку образумить поэта. Впрочем, Лермонтов сам намекнул, что не прекратит и что Мартынову пора приступать к решительным действиям, если его это так задевает. Николай вызвал Лермонтова на дуэль. 27 июля 1841 года на северо-западном склоне горы Машук Мартынов и Лермонтов встретились ради поединка. Свидетели утверждают, что поэт был уверен в примирении и даже выстрелил в воздух. Мартынов же был напряжен и долго-долго не стрелял, ждал выстрела поэта. Но когда прогремел и его выстрел, Лермонтов упал замертво. Пуля попала Михаилу Юрьевичу прямо в сердце.


Глава 5. Дуэли в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

В произведениях Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова отражаются многие стороны жизни русского общества 1-й половины 19 века. Есть в них и сцены дуэлей. Они являются ключевыми эпизодами в романе в романе Пушкина «Евгений Онегин», повестях «Капитанская дочка», «Выстрел», в романе Лермонтова «Герой нашего времени». С романами классиков мне только предстоит познакомиться. А вот с повестью «Выстрел» А.С. Пушкина, входящей в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», я уже познакомился.

В основе сюжета повести «Выстрел», открывающей «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», лежит история с отложенным выстрелом.

В повести мы знакомимся с двумя главными героями, между которыми происходит дуэль из-за дамы. Один из них высокородный молодой офицер, другой - бывший гусар Сильвио, профессиональный военный. Молодой офицер стреляет первым и промахивается, простреливая лишь фуражку Сильвио. Ожидая выстрела своего противника, он бравирует, не понимая смысла смерти и жизни. Это очень разозлило Сильвио, и тогда он предлагает ответить выстрелом когда-нибудь в другой раз. По правилам это допускается. Проходит шесть лет. Все эти годы Сильвио ждет случая, чтобы отомстить. И вот Сильвио узнает, что его враг женится, и решает завершить когда-то начатую, но незаконченную дуэль. Враги встречаются и опять встают "к барьеру". Но уже семейный граф, бывший офицер, теперь не хочет умирать, ему есть, что терять и за кого переживать. Сильвио наслаждается страхом своего врага, снова предлагает ему выстрелить первым. След от пули графа остается в картине. Жена графа бросается к ногам Сильвио, прося о пощаде. Сильвио уходит, произведя свой выстрел, но не в графа, а в отверстие на картине, показывая этим свое благородство, моральное превосходство. Но я не сочувствую Сильвио, т.к. он сделал мщение главной целью своей жизни.

Как мне кажется, повесть учит ценить жизнь, не жить местью, не делать ее целью своей жизни.

И хотя в произведениях дуэль выглядит романтичной, в жизни, думаю, все было гораздо страшнее.

Глава 6. Социологический опрос обучающихся 6 классов МБОУ СОШ №1 г. Долинска

Изучив материалы о русской дуэльной традиции, я решил узнать, знают ли мои сверстники произведения, которые описывают дуэль, понимают ли их суть, и провел социологический опрос в 6 классах нашей школы. Мной были предложены следующие вопросы:

1. Назовите автора произведения «Выстрел»:

- М. Ю. Лермонтов

- И.С. Тургенев

- Н.В. Гоголь

- А.С. Пушкин

2. Назовите главных героев, участников дуэли в произведении «Выстрел»:

-Сильвио и граф

-Грушницкий и Печорин,

-Иванов и Сидоров.

3. Чему учит повесть «Выстрел»?

- что жизнь несправедлива и жестока, а человек слаб и может лишь повиноваться судьбе;

-праздность и леность развращают нас, и, какими бы умными мы ни были, все дарование пропадет зря, если его не применять;

-нельзя жить только ради своей гордыни, ведь такое существование действительно не имеет смысла и проходит напрасно;

- нельзя делать месть целью своей жизни.

4. Хотели бы вы сделать новые выводы на основе:

-просмотра театральной версии произведения «Выстрел»,

-просмотрев фильм по мотивам рассказа «Выстрел»,

-прочитав книгу, сходив в театр, просмотрев фильм и все это сравнить.

5. Чем, на ваш взгляд, является дуэль и почему?

- романтикой

- драмой

Социологический опрос показал, что одноклассники проявляют определённый интерес к произведению 19 века. Позволяя предположить о том, что и в наше время многие нравственные качества, такие как милосердие, честь, достоинство, мудрость, рассудительность можно воспитывать на произведениях и судьбах классиков русской культуры, чтобы не совершать опрометчивых шагов в нынешнем, 21 веке.


Глава 7. Заключение. Мои выводы.

Изучив материалы о дуэльной традиции в России, я пришел к следующим выводам.

Дуэль в 18-19 веках в России стала модной национальной традицией, заимствованной из Европы. Связана она была с осознанием русским дворянством понятий чести, достоинства, благородства. Прекратила свое существование в 1917 году вместе с исчезновением дворянства как класса.

Дуэль была способом защиты чести и достоинства представителей русского дворянского общества без привлечения государственных органов.

Дуэли были запрещены, но это не мешало их широчайшему распространению в дворянских кругах.

Дуэль сыграла роковую роль в судьбах писателей – классиков русской литературы А.С Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

В произведениях классиков 19 века нередко описывается дуэльная традиция, но в произведениях она выглядит более романтично, чем была в жизни.

Современные школьники 6 классов слабо представляют жизнь людей 19 века. Знания о русских традициях могут помочь представить, как жили наши предки несколько столетий назад, понять их мысли и поступки, увидеть взаимосвязь исторических эпох.


Таким образом, выдвинутая мной гипотеза нашла свое подтверждение.











Использованные источники



Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2018. - 736 c.

Сериева М. М. Формирование представлений о чести и достоинстве личности в истории развития общества // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 833-835.

https://www.kritika24.ru

https://rus-phraseology-dict.slovaronline

http://slova.textologia.ru

https://www.culture.ru/materials/

https://runivers.ru/lib/reader/

Автор материала: К. Емченко (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.