Автор публикации: Ю. Кропочева, ученица 8Б класса
Автор публикации: В. Кразмалева, ученица 8Б класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нижнеингашская средняя школа № 1 им. кавалера ордена славы трёх степеней П. И. Шатова
Исследовательский проект
С книжкой по жизни: что читать современным подросткам
Выполнили ученицы 8 «Б» :
Кропочева Юлия
Крахмалёва Владислава
Руководитель: Абих Татьяна Ивановна
Нижний Ингаш
2021-2022гг.
С книжкой по жизни: что читать современным подросткам?
«Те, кто читают, те будут страной руководить,
науку двигать, открытия делать;
те, кто не читают, так и останутся недотепами.
А жаль…»
Альберт Иванов
Оглавление.
1.Введение. Актуальность. Цель. Задачи.
2.Теоретическая часть.
3.Практическая часть.
4. Вывод.
5. Список литературы.
6. Приложения.
1.Введение.
Актуальность. Объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить потребность в новых знаниях, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растёт, соответственно возрастает и важность приобщения к чтению. Утверждается, что наш современник, чтобы находиться в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь. Потрясающе быстро читали Ж.Ж. Руссо, А.С. Пушкин, Наполеон, Л.Н. Толстой, М. Горький, А. Эйнштейн. сейчас говорят, что наше поколение мало читает, мы решили выяснить, а так ли это? В нашем мире современных технологий подростки мало читают, а заполоняют всё свободное время гаджетами , ноутбуками и прочей электроникой.Нас заинтересовал вопрос, читают ли подростки что-то кроме произведений, изучаемых по программе в школе, и что может предложить нынешняя литература современному подростку?
Цель: изучить отношение подростков к чтению и читательский интерес современных подростков.
Задачи:
-изучить материал по теме «Мир чтения подростков»;
-провести анкетирование учащихся для выявления круга чтения и литературных интересов учащихся;
-исследовать вопрос о читательских интересах старшеклассников;
- доказать, что роль чтения остается по- прежнему актуальной в жизни подростка.
-выпустить буклет «Что читать современным подросткам»
Объект исследования: читатели в возрасте от 12 до 14 лет.
Предмет исследования: современная художественная литература, читаемая подростками.
Методы исследования:
- изучение теоретической литературы;
- анализ документов в сети Интернет;
- опрос; анкетирование;
- экскурсия – посещение библиотек;
- анализ полученных результатов.
Гипотеза: Мы считаем, что современные подростки не читают, так как отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям. Пресса и телевидение не рассказывают подросткам о пользе чтения и читательской культуры, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы на классных часах, уроках литературы, внеклассных мероприятиях.
2.Теоретичекая часть
В XX веке чтение было самым распространенным видом досуга. Читали везде: в транспорте, в читальном зале библиотек, дома. Сейчас человек с книгой в руках является редкостью. Очень редко можно увидеть школьника с книгой или услышать их спор о прочитанном произведении. Современные подростки зачастую читают только для того, чтобы не получить двойку. Время оттолкнуло подростка от старого книжного переплета. И в свободное время дети отдают предпочтение компьютеру, телевизору и прочим электронным развлечениям. Но всё-таки есть подростки, которые любят читать книги или скачивают себе на компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудиоверсии. Доступность самой разнообразной литературы потрясает. Но какие книги выбрать для чтения? Многим подросткам просто негде узнать, что читать. Пресса и телевидение не рассказывают подросткам о пользе чтения и читательской культуре, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий. И после неудачных опытов, зачастую связанных со школьной программой, они действительно оставляют всякие попытки приобщиться к миру литературы.
Каково значение литературы для современного подростка? Книги помогают решать психологические проблемы,
- помогают осознать все многообразие мира, -дают возможность испытать сильные ощущения, не выходя из дома, -помогают подростку добиться успеха, -помогают наладить отношения с родителями, -заставляют думать самостоятельно, -помогают справиться с переходным возрастом, -помогают подросткам найти друзей, -помогают пережить первую любовь.Бесспорно, дети должны читать классику, однако и современная литература для подростков не менее важна, поскольку помогает юным читателям найти ответы на вопросы, касающиеся непосредственно нынешнего времени. Современная литература очень разнообразна: это не только создаваемые сегодня книги, но и произведения «возвращенной литературы», «литература письменного стола», произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века. Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные премии.
Нельзя не признать, что сегодня фэнтези – самая популярная современная литература для подростков, список ее, без сомнения, открывает серия книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере. Список могут продолжить следующие произведения: С. Лукьяненко «Мальчик и Тьма», Дж. Мерфи «Самая плохая ведьма», А. Плишот «Лес потерянных», Р. Риордан «Герои Олимпа», У. Тэд «Книга драконов».
Несмотря на серьезное противостояние сил в произведениях фэнтези, всё-таки побеждает всегда добро, а это значит, что читать их стоит, поскольку они дают определенную установку на то, что нельзя быть злым, коварным, потому что настоящая сила дается только тому, кто добр и бескорыстен.
3. Практическая часть.
3.1. Сначала мы проанализировали данные сети Интернет и выяснили рейтинг самых популярных и читаемых книг ребятами 12-14 лет. Высокий рейтинг отмечается у следующих книг: Джон Грин «Виноваты звезды» и «Бумажные города»,Селеста Инг «Всё,что я не сказала», Зои Сагг «Девушка онлайн», Виксен Ли«Охотники на волков».
3.2.Затем мы посетили школьную библиотеку, чтобы узнать, посещают ли подростки школьную библиотеку и что читают. Выяснили, что подростки посещают библиотеку. Рекомендуемая литература для них включает в себя, в основном, произведения классиков. Во-первых, это книги, проверенные временем и, кроме того, это список, приведенный в школьной программе для внеклассного чтения. Во-вторых, многие замечательные произведения наших современников в современный список литературы ещё просто не успели войти.
3.3.Чтобы выяснить интересы учащихся, мы направились в детскую районную библиотеку. Оказалось, что подростки любят читать книги или скачивают себе на компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудио-версии. Интерес вызывает современная художественная литература разной тематики: о любви, дружбе, семейных отношениях, взаимоотношениях с учителем и одноклассниками, науке и истории и т.д.
Работники библиотеки познакомили нас с литературными новинками и помогли
составить список книг для чтения, рекомендуемых для подростков, которые отра-
жают все то, что может происходить в жизни юных читателей.
3.4.Мы провели анкетирование.
1.Читаете ли вы книги?
| Большая часть опрошенных нами учащихся книги читают |
2 Какие книги вы читаете- современные или классику?
| Наши одноклассники предпочитают современную литературу (67%). 8% читают и современную литературу, и классическую, 25% читают классику |
3. Электронные или напечатанные книги вы читаете?
| Учащиеся нашего класса читают чаще всего электронные книги |
4. Хотите ли вы, чтобы в школьную программу ввели предмет «Современная литература»?
| 83% учеников хотят , чтобы ввели изучение современной литературы в школьную программу |
5. Какого жанра книги вы предпочитаете?
| 66% респондентов читают все: романтику и фантастику, детективы и приключенческую литературу 17% одноклассников читают фантастику, и столько же романтику |
6. Покупаете ли вы книги?
| 67% опрошенных книги не покупают |
Вывод: среди подростков есть такие, кто любит читать. Они охотно берут книги в библиотеке или читают в интернете. В основном читают художественную литературу. Большинство учащихся читают те произведения, которые изучают по программе в школе. Вне школьной программы читают произведения разных жанров: романтику, фантастику, детективы и приключения. Книги предпочитают не покупать, так как считают это дорогим удовольствием, а берут их в библиотеке или читают на страницах сети Интернет.
Наши сверстники хотели бы знать, что сейчас модно читать, какие книги пользуются популярностью.
4.Вывод.
1. Современные подростки, безусловно, читают.
2.Подростки в основном читают ту литературу, которую изучают по программе в школе.
3.Современные подростки выбирают литературу в основном для развлечения, для ухода в сказочный мир и для саморазвития.
4. Подростки порой не знают, что читать. В библиотеках отсутствуют стенды «Что читать"
5. Из зарубежной литературы в основном читают те произведения, которые были экранизированы.
Поставленные нами цели и задачи достигнуты
Наша гипотеза подтвердилась отчасти. Результаты анкетирования и опроса указывают на то, что современные подростки читают, хотя и увлечены электронными развлечениями;
пресса и телевидение не рассказывают подросткам о пользе чтения и читательской культуре, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий.
Выявив проблему, изучив соответствующую литературу, мы пришла к выводу, что проявление интереса к чтению, знание произведений художественной литературы - важнейшее условие успешности человека в обществе.
Чтобы развить читательскую культуру, необходимо:
В средствах массовой информации рассказывать подросткам о том, книги каких писателей следует выбирать для чтения.
Запустить интернет - ресурсы, посвященные молодежи и чтению, где подростки могли бы общаться, делиться отзывами, комментировать рецензии, знакомиться с текстами произведений.
Родителям необходимо воспитывать у подростков культуру чтения: если начал, дочитай до конца; книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу и не заглядывая в ее конец.
Подростки должны видеть родителей читающими. Их подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат.
В доме обязательно должна быть библиотека, которая периодически должна пополняться. Домашняя библиотека должна быть ориентирована на интересы подростка.
В школе проводить беседы на тему: «Зачем человеку необходимо чтение?»
В библиотеках иметь сменный стенд «Что читать современному подростку?»
Чтение сегодня - способ соответствовать времени, его жестким требованиям. Причем скорость и уровень восприятия чтения нужно все время повышать.
Известны слова И.Гёте: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели».
Действительно, хорошо читающий человек быстро улавливает смысл прочитанного, выявляет главное. Высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. Если человек много читает, то обладает большим объёмом информации. И, наконец, хорошая книга дает уроки высокой нравственности. Вера в доброе, светлое поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.
Специально для того, чтобы каждый мог подобрать себе книгу «на свой вкус и цвет», мы подготовили памятку « «Что читать современным подросткам». Когда ходили в районную библиотеку, мы рассмотрели новинки, которые появились, подготовили список книг и аннотации к ним.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Памятка для учащихся
«Что читать современным подросткам»
Если ты мягкий, романтичный и милый, и вам по душе романтическая литература, то мы подобрали для вас следующие книги:
Эмма Скотт – «Среди тысячи слов»
Элизабет Эльберг – «Лучше, чем друзья»
Рейчел Липпинкотт, Микки Дотри, Тобиас Иакони – «В метре друг от друга» (кинообложка)
Микки Дотри, Рейчел Липпинкотт – «Всё это время»
Ася Лавринович – «Любовь не по сценарию»
Если же вы любите прочую фантастику и мистику, то мы вам посоветуем следующие книги:
Керстин Гир - «Зильбер»
Сьюзен Коллинз - трилогия «Голодные игры»
Джеймс Дэшнер - серия книг «Бегущий в лабиринте»
Ренсом Риггз - трилогия «Дом странных детей»
Если вы предпочитаете расследования, детективы, то вам подойдут такие книги:
Карен Инглис - «Тайное озеро»
Нэнси Спрингер - «Энола Холмс и таинственные букеты»
Алан Брэдли - «Сладость на корочке пирога»
Екатерина Вильмонт, «Фальшивый папа»
Если же вы больше любите приключения, то вам нужно почитать такие книги:
«О, я от призраков больна» - Алан Брэдли
Дикий лес – «Колин Мэлой»
Быть котом – «Мэтт Хейг»
«Каменное сердце» - Кэтрин Патерсон, Джон Патерсон
Многие книги помогают решать психологические проблемы и, прочитав их, можно многое осознать.
Книги, которые помогут подросткам найти друзей
«Дом, в котором…», Мариам Петросян
«Чудо», Р. Дж. Паласио
«Янка», Тамара Михеева
Книги, которые помогут пережить первую любовь
«Виноваты звёзды», Джон Грин
«Первокурсница», Виктория Ледерман
Книги, которые помогут подростку полюбить учиться
«Разноцветный снег», Наталия Волкова
«Школа в Кармартене», Анна Коростелёва
Книги, которые помогут подростку добиться успеха
«Первая работа», Юлия Кузнецова
«Пик», Роланд Смит
Книги, которые помогут наладить отношения с родителями
«Где папа?», Юлия Кузнецова
«Манюня», Наринэ Абгарян
Книги, которые помогут справиться с переходным возрастом
Оскар Бренифье «Что такое чувства?»
Томас Армстронг “Ты можешь больше, чем ты думаешь”
Беверли Бэтчел “Чего ты по-настоящему хочешь?”
Франсуаза Буше «Я люблю других»
Айджа Майрок “Почему я?” История белой вороны
Нина Грентведт «Привет, это я!»
Николь Ларю, Наоми Дэвис Ли «Пиши здесь, пиши сейчас»
Джон Грин «Виноваты звезды»
Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней»
Лорен Оливер «Прежде чем я упаду»
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Список книг-новинок в библиотеке и аннотации к ним.
10