12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Юрьевна Смирнова25
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
6

Семейные ценности в фильмах Уэса Андерсона



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №177
Красногвардейского района Санкт-Петербурга









Исследовательский проект

Семейные ценности в фильмах
Уэса Андерсона









Работу выполнила

Ученица 9к класса

ГБОУ гимназии №177

Дмитриева Александра

Руководитель:

Смирнова Ольга Юрьевна







Санкт-Петербург
2018-2019





Введение

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Актуальность: кино распространено среди всех поколений. Также тема семьи значительна и немаловажна. Поэтому, показать одно через другое актуально. Сменяются эпохи, традиции, меняются герои, но тема семьи всегда остаётся центральной.

На данный момент в кинематографе есть огромное множество фильмов, посвященных семье и семейным ценностям. Такие как: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдоны или же «Приключения Паддингтона» Пола Кинга. Но есть человек, у которого каждая режиссерская работа включает в себя три обязательных пункта:

    Разнообразные семьи с семейными проблемами;

    Поиск решения проблемы;

    Хороший финал.

Уэс Андерсон - американский кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер. Родился в Техасе в 1969 году. Является одним из представителей американского независимого кино. Был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий»

Тема семьи раскрывается во всех его фильмах и, как утверждает сам режиссер, каждый фильм для него личный, от начала и до конца.

    «Бутылочная ракета»

    «Академия Рашмор»

    «Семейка Тененбаум»

    «Водная жизнь»

    «Поезд на Дарджилинг»

    «Бесподобный мистер Фокс»

    «Королевство полной луны»

    «Отель «Гранд Будапешт»

    «Остров собак».

Для исследовательского проекта «Семейные ценности в фильмах Уэса Андерсона» наиболее подходят фильмы «Поезд на Даржилинг» и «Семейка Тененбаум» (Приложение 1)

Андерсон не только в жизни, но и в кино придерживается мудрости, что есть семья, которую человек не выбирает, а есть та, которую вполне можно себе подобрать. Его родители развелись, когда он был ребенком, что не могло не повлиять, именно из-за этого у всех героев имеются семейные проблемы или герои часто ищут одобрения одного из родителей или человека, которого они выбрали наставником.

Гипотеза: просмотр и анализ художественных произведений Уэса Андерсона, в которых раскрываются характеры героев через семейные отношения, способствуют формированию у обучающихся семейных ценностей.

Цель: доказать влияние фильмов на формирование семейных ценностей у посмотревших данные фильмы людей.

Задачи:

    подобрать видеоматериал для исследования;

    разработать анкеты;

    проанализировать фильмы Уэса Андерсона, в которых поднимается проблема семейных отношений;

    провести анкетирование участников исследования.

Для проверки гипотезы будут использоваться следующие методы исследования:

    Поиск информации в сети Интернет;

    Анкетирование учащихся;

    Анализ анкетирования;

    Обобщение информации.

Глава 1. Семейные ценности и кино

      Что такое жизненные ценности?

Ценности играют огромную роль в жизни человека – они определяют его мировоззрение и направляют деятельность, являются важным фактором консолидации людей.

Жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

1.2 Семейные ценности

Понять, что такое семейные ценности, можно, разобравшись сначала в термине «семья». Понятие «семья» основывается на брачных отношениях или кровных родственных связях. Семья – небольшая ячейка общества. Количество членов ее очень различно, назвать точное количество невозможно. Семья объединяет людей бытовыми условиями совместного проживания, ответственностью за близких, моральными и правовыми нормами.

Понятие «ценности семьи» можно считать словом с переносным значением или словом с расширением смысла. Ценности в данном восприятии темы – это принципы. Они строят взаимоотношения, возникают между старшим и младшим поколениями.

Какие принципы наиболее часто становятся ценностями:

    любовь;

    забота;

    взаимопомощь;

    терпение;

    верность;

    уважение;

    сострадание;

    поддержка;

    честность;

    искренность;

    доверие.

Ценности фамилии – предмет гордости семьи. Обычаи и традиции можно передать, если они станут ценностями. Одно запечатленное событие не станет достоянием потомков, если его сохранить в памяти. Рассказ теряется, забывается. Именно поэтому все предметы семейного архива становятся ценностями. Их оберегают, охраняют, дополняют1.

Семейные ценности и традиции – это фундамент, который определяет наше отношение к жизни. Хотя семья и семейные ценности – это два разных понятия, даже за пределами дома человек будет поступать согласно установленным в семье ценностями, хотя не все они могут быть положительными.

1.3 Семейные ценности в кино

Кинематограф – это целый пласт культуры, который стал абсолютным новшеством в мире искусства, вдохнул жизнь в фотографии и позволил превратить их в движущиеся объекты, рассказывать целые истории, а зрителям - окунуться в неповторимый мир коротко- и полнометражных фильмов. Кинофильм позволяет человеку погрузиться в происходящее на экране действие благодаря визуальному и звуковому ряду, увлекательно выстроенной цепочке событий. Как и чтение книг, просмотр кинофильмов позволяет погрузиться в другую реальность или эпоху, пережить тот опыт, который либо близок собственной жизни, либо не возможен в реальности.

Тема семейных ценностей наиболее часто встречающаяся во всех видах искусства, т.к. каждый человек имеет свою семью в которой родился, и многие мечтают создать свою собственную. Единого руководства по созданию семьи и правильного в ней проживания на свете не существует, поэтому так увлекательны истории, основанные на чьём-то опыте и, возможно, способные помочь получить определённый опыт в данном вопросе.













Глава 2. Влияние фильмов на зрителей 2.1 Анализ анкетирования №1

В данном анкетировании участвовало 19 человек в возрасте от 11 до 24 лет.

Из вопроса «Как часто Вы смотрите кино?» можно узнать, что в независимости от возраста люди уделяют большое количество времени на просмотр кино.

70% анкетируемых знакомы с понятием «независимое» кино.

Из ответов на вопрос №5 можно составить диаграмму



Из ответов на вопрос, «Какие фильмы Уэса Андерсона Вы видели?» также можно составить диаграмму





На графике можно увидеть, какие фильмы были просмотрены больше всего раз.

Можно сделать вывод, что ранние фильмы Андерсона смотрело наименьшее количество человек. («Бутылочная ракета» и «Академия Рашмор»)

На вопрос «Что на ваш взгляд может объединять все фильмы Уэса Андерсона?»

участники дали такие ответы:

    большое значение мелким деталям;

    тема семьи;

    стилизация фильмов, тема семейных взаимоотношений;

    семья и отношения персонажей;

    особые отношения между каждыми персонажами;

    стилистика постановки сцен и их съемки, тема семьи;

    семья;

    его взгляд на жизнь, через призму сказки, но с полным пониманием проблем простого человека;

    верность своим близким;

    взаимодействие героев.

Чтобы ответить на вопрос «На Ваш взгляд, может ли просмотр художественных и анимационных фильмов способствовать формированию определенных ценностей?», анкетируемым нужно было расставить по степени влияния варианты ответом, так как они считают. От 1 (минимальное) до 6 (максимальное).



В среднем, при любой заданной ситуации, участники считают, что фильмы не влияют на семейные ценности и их формирование. Но при определенных обстоятельствах 2 из 19 анкетируемых считают, что фильмы могут повлиять на семейные ценности. А так же в зависимости от возраста меняются ответы. 6 человек опрашиваемых в возрасте от 11 до 14 лет считают, что кино способствуют развитию ценностей, не смотря на ситуацию.

Участники исследования от 15 до 24 лет (13 человек) склоняются к тому, что фильмы не способствуют развитию семейных ценностей, за исключением совпадений, когда судьба героя знакома зрителю.

2.2 Анализ анкетирования №2

Было проведено анкетирование, специализированное на двух фильмах Уэса Андерсона «Поезд на Дарджилинг» и «Семейка Тененбаум». В анкетировании участвовали люди от 11 до 24 лет.

Первый вопрос являлся показателем, смогли ли понять, о чем именно были просмотренные фильмы, и на чем был сделан акцент.

«Что общего между двумя фильмами вы заметили?» - является анализом, что общего между двумя фильмами было замечено анкетируемыми.

    семейные сложные ситуации и принятие персонажами персонажей такими, какие они есть;

    в оба фильма Уэс Андерсон вкладывает семейные ценности, присущие ему самому;

    в фильмы Уэс вкладывает личные переживания о героях и их судьбах;

    какая бы сложная ситуация не стояла перед персонажами, они смогут найти выход, если объединят свои усилия и поймут то, что они настоящая семья;

    чем лучше обстановка в семье, тем лучше идет их жизнь.



Какие семейные ценности доминируют в этих фильмах можно рассмотреть на диаграмме, основанной на ответах на вопрос анкеты «Как Вы считаете, какие семейные ценности присутствуют в этих фильмах?»

Ключевым вопросом в анкете был вопрос №6, на который анкетируемы должны были написать, влияют ли, по их мнению, фильмы на семейные ценности.

Анкетируемые, от 11 до 14 в количестве 6 человек, утверждают, что фильмы естественным способом влияют на формирование и развитие семейных ценностей. Ведь просмотрев фильм, ты можешь проанализировать его и сделать выводы из поступков персонажей. Но зачастую сами анкетируемы, в данном возрасте не сталкивались с проблемами в семье и никак на своем личном опыте е могут использовать то, что увидели в фильме.

В данном случае анкетируемые от 15 до 24 лет в количестве 11 человек могут сравнить свою жизнь и происходящее на экране и сказать, что их жизнь никак не связана с увиденным. Потому что ситуации, представленные в данных фильмах, исключительные и их проживают герои, а не люди.

Так как дети верят в чудеса и сказки им происходящее в фильмах кажется чем- то нереальным и они предполагают, что когда у них будет похожая ситуация они обязательно вспомнят фильм, который посмотрели несколько месяцев и возьмут пример с персонажей. Естественно нет, они будут думать, как быстрее решить свои проблемы, чтобы в семье все было хорошо. Именно этим взрослые отличаются от детей, он верят в те сказки, которые придумал Уэс и верят в то, что такими же способами можно решить всё. Но если в обычной жизни ты сбежишь из дома, то тебя очень сильно будут ругать, и никакой вменяемый человек для воссоединения семьи не будет говорить, что у него неизлечимая болезнь, дабы снова наладить отношения, которые сам же разрушил.



Заключение

Фильмы, которые касаются семьи и семейных отношений никаким образом не влияют на людей и их жизни. Фильмы Уэса Андерсона не являются исключением. Люди живут своей жизнью, а не жизнью персонажей. Если у ребенка были проблемы в семье, посмотрев он все фильмы Андерсона, в его жизни ничего не изменится. Как бы судьба не извернулась, люди попытаются найти самый простой способ предотвратить ссоры и проблемы в семье, забывая о фильмах и о том, что в них было, ведь они живут своей жизнью и волнует их в тот момент именно своя жизнь и своя семья.

Любой кинофильм рассчитан на эмоциональное впечатление. При полном отсутствии критического мышления, возможно, есть вероятность принять всё происходящее на экране за действительность. Два часа экранного времени погружают в другую реальность, но достаточно ли этого для изменения собственной жизни? Может ли просмотр футбольных матчей сделать человека хорошим спортсменом? Любая ценность формируется через собственный опыт, пережитый и прожитый лично, а не в фантазиях.

Я на своем личном опыте могу сказать, что фильмы не повлияли на мою семью и отношения, безусловно, фильмы несут за собой какой-то поучительный характер. Просмотрев все фильмы Андерсона, я просто почувствовала погружение в сказку, за которой мне было интересно наблюдать. Мои отношения в семье не плохие и не хорошие, но просмотренные фильмы ничего не изменили в моих отношениях с семьей.

Люди сами должны отвечать за воспитание в своих детях и семьях, тех ценностей и чувств, которые они хотят видеть. Наивно полагать, что фильм может повлиять на уже заложенные с детства ценности и восприятие жизни, поэтому именно родитель ответственен за свое семейное положение.

Если с самого детства показывать детям фильмы Андерсона, они могут повлиять на формирование семейных ценностей, потому что ребенок будет наблюдать и перенимать все, что считает нужным и хорошим. Но если ребенок сможет наблюдать что-то плохое, то обязанность родителей объяснить, что так делать нельзя. Таким образом, ребенок получит хорошее воспитание, будет слушать взрослых и ценить их советы.

Итогом моего исследования стало опровержение гипотезы, что просмотр кинофильмов Уэса Андерсона может влиять на развитие семейных ценностей. Визуальный ряд не способствует развитию личного опыта или конкретных действий, влияющих на семью. Единственное влияние фильмов на развитие таких ценностей – собрать всю семью для просмотра и совместного обсуждения картины.



Источники

    http://familyis.ru/10-osnovnykh-cennostejj-semejjnykh-otnoshenijj.html

    https://www.kinopoisk.ru/name/48415/ (дата обращения 17.12.18)

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%A3%D1%8D%D1%81 (дата обращения 14.12.18)

    https://www.vokrug.tv/person/show/wes_anderson/ (дата обращения 11.11.18)

    https://tvkinoradio.ru/article/article2809-master-ues-anderson (дата обращения 13.01.19)

    https://womanadvice.ru/semya-i-semeynye-cennosti (дата обращения 23.01.19)

    https://youngspace.ru/wastedyouth/ues-anderson/ (дата обращения 11.01.19)

    https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37931.php (дата обращения 27.12.18)

    http://www.yourfreedom.ru/process-vospitaniya-detej-tonkosti-slozhnosti-nyuansy/ (дата обращения 22.12.18)

    https://szabotoi.ru/vospitanie/semeynye-cennosti (дата обращения 22.12.18)

    https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/semeynye-cennosti-i-tradicii.html#ixzz5fOtyOvqY (дата обращения 22.12.2018)

    https://postmodernism.livejournal.com/90965.html (дата обращения 22.12.18)



Приложения Приложение 1 «Поезд на Дарджилинг»

Три брата, которые ещё недавно знать друг друга не хотели, воссоединяются для исполнения последней воли отца - развеять его прах в Индии. У всех троих проблемы друг с другом. Их отец умер, а мать убежала в монастырь, который, как выяснится, и является конечной остановкой путешествия — или же началом нового.

Цели у них разные: старший Фрэнсис, комично замотанный бинтами после недавней аварии на мотоцикле, считает, что после этого несчастного случая взглянул на мир по-другому и ждет от страны священных коров окончательного просветления. Долговязый, нескладный Питер — представитель того типа людей, кто устраивает истерику, если его зубная щетка оказывается не в том стакане. Он переживает нелепое подобие кризиса среднего возраста — его нелюбимая жена беременна, и как это пережить, он не знает. Младший, Джек всю дорогу названивает на автоответчик бывшей подружке и не знает, что в этом мире делать в принципе. Все трое не виделись долгое время. Объединяют их трудно выразимое и надуманное желание узнать друг друга поближе, ожидание какого-то странного события, которое должно случиться в конце пути. В конце концов, каждый, конечно, найдет то, что ищет.

Все эти проблемы приводят родственников к регулярным ссорам. Во время одной из них разбушевавшихся братцев просто высаживают с поезда. Отчаянные путешественники оказываются прямо в пустыне. Теперь только совместными усилиями братья могут оттуда выбраться.

В конце, благодаря всем приключениям, которые они прошли вместе, все трое постигают братскую любовь и понимают, что они настоящая семья.



«Семейка Тененбаум»

Мировая культура знает множество захватывающих историй о различных семьях, кланах и фамилиях. Если Лев Николаевич считал, что каждая семья несчастна по-своему и только счастливы все одинаково, то «Семейка Тененбаумов», о которой дальше и пойдёт речь, является исключением. И дело не в том, что Тененбаумы счастливы на какой-то свой особый манер, нет – это несчастная семья, но несчастье её схоже с несчастьями других семей, чьи дети слишком одарённые.

В общем, было у Рояла Тененбаума три ребёнка: двое сыновей и дочка, и все трое, как на подбор – гении. Каждый в своей области: Ричи – предприниматель от бога, уже в 13 лет он успешно занимался недвижимостью, Чес – великолепный теннисист, дважды чемпион мира, Марго – одарённая писательница, ещё школьницей получившая Пулитцеровскую премию за написанную в 5-м классе пьесу. Только вот росли эти вундеркинды без отца, потому как в самом первом эпизоде фильма он собирает своих отпрысков вместе и ставит их перед фактом, что они с женой решили развестись. Дети остались с матерью, и все тяготы воспитания гениальных детей легли на её плечи. И даже в своём несчастье и неудачах они нашли какое-то подобие успокоения, но тут на сцене вновь появляется глава семейства, который отсутствовал с того самого момента, как ошарашил детишек новостью о разводе родителей. И он, в отличие от своих детей, не изменился – это всё тот же пройдоха, которым они все его помнят, разве что чуть более седой да морщинистый. Под действием этой «прививки прошлого» Тененбаумы начинают оживать. Достигнуть уровня той былой гениальности им уже никогда не получится, но у них хотя бы появился шанс вернуться в нормальную реальность, где для похода в туалет огнетушитель, не является обязательной вещью, как и ежедневные многочасовые посиделки в ванной комнате.

Но достаточно просто всмотреться, вслушаться, как тут же всё встает на свои места. Если это комедия, то с оттенком ничем не прикрытой грусти, тоски. Тоски по тем временам, когда дети были детьми и всё еще подавали большие надежды. А потом дети выросли и превратились в ипохондриков, неудачников, вечно пребывающих в состоянии, близком к депрессии.

Но всё же это фильм не только о рухнувших надеждах, но и о новом рождении, обретении себя через семью. Большой семейный дом Тененбаумов у Андерсона предстает нерушимой крепостью, под защиту которой в трудный для себя момент и собираются персонажи картины. Она дарует им спокойствие и умиротворенность, позволяя разобраться в себе и окружающих. И это касается не только детей, но и отца, который на старости лет вдруг бросается в авантюру, желая отбить жену у её нового поклонника. А авантюра в итоге оборачивается осознанием себя, как части большой семьи. Более того - как главы этой семьи, на котором лежит ответственность за всех ее членов. И такое перевоплощение старого прохвоста в образцового отца некоторым образом уравновешивает грустную часть истории. Все-таки Андерсон в любых своих проявлениях остается жизнелюбом и всегда готов предоставить своим героям второй шанс. Потому что прекрасно понимает, что в жизни так не бывает. Так пусть будет хотя бы у него в его прекрасном красочном мире.

Героям фильма приходится сталкиваться с весьма неприглядными сторонами жизни, и они также ломаются под воздействием обстоятельств, как и любые другие люди. Но мы знаем, что все должно окончиться благополучно, причем не потому, что так запрограммировано в любом голливудском фильме, а потому что Тененбаумы заслужили хэппи-энд, даже если при этом папаша Роял погибнет, спасая свою семью.

Этот тот случай, когда в фильме интересен каждый герой. Когда у каждого своя история, неповторимый характер и стиль. Каждый член семьи Тененбаум обладает уникальными способностями.

Любовь у Андерсона требует не красноречивых слов, а смелых действий и полного принятия другого человека — со всеми его недостатками, которые почти никто не скрывает с первой встречи.



Приложение 2

Анкета №1

    Укажите, пожалуйста, Ваш возраст.

    Как часто Вы смотрите кино?

    Знакомы ли Вам понятия "независимое" кино?

    На Ваш взгляд, что включает в себя понятие "независимое" кино?

    Знакомы ли Вы с творчеством режиссера Уэса Андерсона? (Если Ваш ответ "нет", перейдите к вопросу номер 8)

    Какие фильмы Уэса Андерсона Вы видели?

    Что на ваш взгляд может объединять все фильмы Уэса Андерсона?

    На Ваш взгляд, может ли просмотр художественных и анимационных фильмов способствовать формированию определенных ценностей? (Проранжируйте по степени влияния от 1 до 6)





Приложение 3

Анкет №2

    Укажите, пожалуйста, Ваш возраст.

    Как Вы думаете, о чем были данные фильмы?

    Что общего между двумя фильмами вы заметили?

    По Вашему мнению, влияет ли цветовая гамма и костюмы персонажей на происходящую сцену? (почему?)

    Взрослые или же дети ведут себя более ответственно в фильмах? (почему так считаете)

    Как Вы считаете, какие семейные ценности присутствуют в этих фильмах?

    Как Вы считаете, могут ли фильмы повлиять на семейные ценности? (обоснуйте)



1 Портал «Образовака»; «Семейные ценности и традиции» https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/semeynye-cennosti-i-tradicii.html#ixzz5fOtyOvqY


Презентация "Семейные ценности в фильмах Уэса Андерсона"
PPTX / 3.5 Мб

Автор материала: А. Дмитриева (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.