12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Н.А. Карманова35
Россия, Красноярский край, Енисейск

Сочинение по картине В.И. Тюленева «Весенние голоса» в 8

специальном (коррекционном)

классе МОУ СШ №2, г. Енисейск.

Цель: Научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений, свободно и правильно выражать свои мысли в письменной форме.  

Задачи:

формировать умения:

- описывать картину;

- озаглавливать;

- развивать творческое воображение детей;

- коррекция и развитие мыслительной деятельности;

- коррекция и развитие связной речи через внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.

- воспитывать самостоятельность, творческую активность;

- прививать любовь к родному языку, искусству и родной природе;

 

Оборудование: презентация, иллюстрация картины В.И. Тюленева «Весенние голоса» у каждого ученика, таблица (пустая),

«карточки-помощники», запись музыки Чайковского «Времена года».


 

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы урока и основной цели:

Учитель: Сегодня мы будем пристально вглядываться и очень внимательно вслушиваться в картину природы, созданную художником В.И. Тюленевым, и чутко прислушиваться к своему сердцу: как эта картина отзовется в нем? Результатом работы должны стать сочинения-миниатюры. Виталий Тюленев был членом Санкт-Петербургского Союза художников. Главная тема его произведений вызревала из впечатлений детства и юности, переросших уже в зрелые годы в тягу к общению с природой.

Итак, вы догадались, что сегодня мы работаем с картиной Виталия Ивановича Тюленева.( название картины закрыто).

Что значит написать сочинение- описание по картине?

Через проблемно-диалоговый метод подвести учащихся к следующим ответам.

Необходимо понять замысел художника.

Подумать, как художник воплотил свой замысел в картине (композиция, краски, освещение, предметы, изображенные на картине).

Передать свое отношение к пейзажу на картине, свои чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает.

3. Рассматривание картины(слайд1) под музыку П.И.Чайковского «Времена года». («Март». «Песня жаворонка».)

4. Работа со «словарем настроений».

Учитель: Выберете слова, которые отражают наше настроение (слова спроецированы слайд 2 или записаны на доске.)

Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Радость

Удивление

Изумление

Восторг

Испуг

Волнение

Интерес

Восхищение

Грусть

5.Беседа по картине

Учитель:

-Что или кого вы видите на картине?

-Еще что видите? (Запись предметов, изображенных на картине во второй столбик таблицы.)

-А что необычного в том, что видите?

-Что не увидели, не обсудили?

-Обратите внимание на детали, которые не заметили.

-Кто-нибудь видит что-то другое?

Слайд 4. В результате работы на карточках появляется запись:

 

Корова

 
 

Теленок

 
 

Петух

 
 

Кот

 
 

Птицы

 
 

Бабка

 

Учитель: Когда происходит действие? (ответы детей)

- Весна ранняя или поздняя? (ответы детей)

- Почему вы так решили? Что позволяет так сказать? (снег, сосульки тают на солнце, прилетели птицы) (ответы детей)

- Где происходит действие? (ответы детей)

- Какие детали указывают на это? ( Деревня: сарай, корова, стог сена, вилы)

Учитель: Как бы назвали эту картину?

А художник назвал эту картину (открываем название, слайд 3).

В чем вы видите смысл названия картины? Что вы видите на картине такого, что позволило художнику ее так назвать?

Вывод:

Учитель: Итак, подумаем, голоса каких героев картины приветствуют весну, и как звучат эти голоса?

(бодро, громко, радостно, звонко) записываем внизу под таблицей.

Учитель: - А почему вы решили, что именно так они звучат? (весна, солнце)

- А где вы видите солнце? (корова в солнечном свете).

Нам удалось не только увидеть, что изображено на картине, но и услышать.

Мы с вами определили основные предметы, изображенные на картине. Опишите их. Подберите такие прилагательные, определения, которые смогли бы передать особенности их видения. Записываем в первую колонку таблицы.( После работы на карточках открывается слайд №5.). Готовясь к уроку, я тоже подбирала такие слова, посмотрите. Дети имеют возможность обогатить, дополнить свои записи.

Нетерпеливая, любопытная

Корова

 

Шаловливый

Теленок

 

Храбрый, дерзкий, отчаянный

Петух

 

Осторожный, важный

Кот

 

Суетливые, оживленные

Птицы

 

Спешащая.энергичная

Бабка

 

Учитель: Подберите такие глаголы, которые позволят выразить основную мысль картины: передать чувство радости, восторга, восхищения, с которыми встречают весну герои картины. Слайд 6

Нетерпеливая, любопытная

Корова

Мычит, ревет

Шаловливый

Теленок

Мычит

Храбрый, дерзкий, отчаянный

Петух

Голосит, кукарекает, поет, горланит, кричит «ку-ка-ре-ку», заливается.

Осторожный, важный

Кот

Мяукает, мурлычет

Суетливые, оживленные

Птицы

Кричат, гомонят, галдят, каркают, поют

Спешащая, энергичная, старенькая

Бабка

Кричит, зовет, говорит

Учитель: - А какие цвета преобладают в картине?

(синий, темно-синий, голубой, фиолетовый, оранжевый, огненно-рыжий, золотистый)

Запишем их под таблицей.

- Как вы думаете, как «звучат» эти цвета? (тоже громко, радостно, бодро).

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Стали мы учениками, соблюдаем режим сами.

Утром мы, когда проснулись, улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз, на носочки поднялись,

То присели, то нагнулись и опять же улыбнулись.

6. Составление плана.

Учитель: - Как построим свое сочинение? Сколько частей должно быть в сочинении?

(вступительная, основная, заключительная).

- Запишем план и расскажем по нему содержание предполагаемого сочинения.

  1. Вступление. Что изображено на картине.

    Основная часть. Описание картины.

    Заключение. Какие чувства, желания рождает картина.

7. Речевая подготовка.

Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов.

Задание № 1.

Подбери близкие по значению слова.

Художник – ….(живописец, мастер кисти, пейзажист.)

Картина – … (полотно, репродукция.)

Поражает – … (удивляет, изумляет)

Задание № 2.

Найди неточно употребленное слово и замени его.

Полотно оставляет (создает) радостное настроение.

Задание № 3

Определите, в чем ошибка и исправьте ее.

Картина полна светом. (чего? – света)

Радоваться теплом. (чему? – теплу)

 

8. ( Устная работа) Составление предложений по таблице, например:

Учитель: Что напишем во вступительной части?

Художник Тюленев на картине « Весенние голоса» изобразил яркими цветами приход весны.

Учитель: А в основной части? Составление предложений по таблице.

Любопытная корова радостно ревет, почуяв теплые лучи солнца.

Теленок протискивается в дверь стайки. Он тоже радостно мычит.

На стоге сена отчаянно горланит храбрый петух.

Учитель:

Итак, какая весна на картине В.И. Тюленева? (веселая, радостная, яркая, звонкая, звучащая)

Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных.

1.У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

2. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде …

3.Трудно оставаться равнодушным, когда видишь ………..

4.Картина вызывает восхищение. Мне очень понравился ………..

5.Смотришь на эту картину и удивляешься мастерству художника.

6.Стоит только вглядеться в …….и увидишь ………..

9. Написание сочинения- миниатюры. ( карточки-помощники у каждого ученика индивидуальные).

Например:

Карточка-«помощник» 1.

Художник …… на картине « Весенние голоса» изобразил яркими цветами приход ….

Все радуются приходу весны. Радостно ревет любопытная корова. …..( составьте, используя таблицу, предложения об остальных героях картины.

Напишите заключение.

Карточка-«помощник» 2.

Вставьте подходящие по смыслу слова

На картине … художник изобразил …. весну, время пробуждения природы. Снег еще лежит везде: на …, на ….

Стайка освещена яркими лучами …. солнца, отчего она кажется оранжевой. Из неё спешат выбраться … и …. На стоге … отчаянно … петух. … кот … крадется по снегу. Суетливые … щебечут, радостно встречая весну. Картина полна воздуха, солнца, движения.

Карточка-«помощник» 3.

На картине … художник изобразил раннюю весну. Снег еще лежит везде: …, … .

Стайка освещена яркими лучами весеннего солнца, отчего она кажется оранжевой. Из неё спешат выбраться … и …. На стоге … отчаянно … петух. … кот … крадется по снегу. Суетливые … щебечут, радостно встречая весну. Картина полна воздуха, солнца, движения.

Карточка - «помощник» 4.

Напиши вступление и основную часть.

Что изобразил художник на картине?

На переднем плане мы видим …….. .

Закончи так: в картине преобладают очень яркие цвета: темно-синий, золотистый, фиолетовый. Но главный цвет здесь оранжевый. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник прихода весны

Карточка - «помощник» 5.

Напиши вступление и основную часть.

Закончи так: в картине преобладают очень яркие цвета: темно-синий, золотистый, фиолетовый. Но главный цвет здесь оранжевый. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник прихода весны

Карточка - «помощник» 6.

Выберите из нескольких вариантов начала сочинения, наиболее отвечающий вашему настроению

1. Картина …… переносит нас в сказку…

2. Смотрю я на картину …….и думаю, почему она так притягивает взгляд? Может быть, потому что я очень люблю весну

Напишите основную часть

Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных.

1.У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

2. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде …

3.Трудно оставаться равнодушным, когда видишь ………..

4/Картина вызывает восхищение. Мне очень понравился ………..

5.Смотришь на эту картину и удивляешься мастерству художника.

6.Стоит только вглядеться в …….и увидишь ………..

10. Чтение в классе нескольких сочинений.

11) Итог урока.

 - Получилось ли у нас сочинение?

 - Помог ли нам художник увидеть красоту весенних картин?

(Мы использовали в своем сочинении выразительные средства языка, писали с хорошим настроением и думаем, что сочинение удалось.)

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Пестовская Елена Владимировна, 12.03.17 в 09:24 0Ответить Пожаловаться
В коррекционной школе очень трудно всегда с детьми писать сочинения и изложения, но тут у Вас представлены разнообразные формы и методы, что делает творческий урок очень интересным и познавательным. Большое Вам спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.