Урок письма и развития речи в 8 специальном ( коррекционном) классе 8 вида по теме «Глагол»

0
0
Материал опубликован 28 November 2015

Проект урока, проведенного в 8 в классе по теме

«Повторение и обобщение знаний о глаголе».

Дидактическая цель:Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений по теме «Глагол».

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Цели по содержанию:

Образовательная:способствовать систематизации и отработке у учащихся полученных ранее знаний о глаголе, формированию уменийнаходить глаголы в тексте, определять их грамматические признаки, отрабатывать навыки правописания частицы не с глаголами, глаголов на –тся и –ться.

Коррекционно- развивающие:

-способствовать коррекции слухового и зрительного восприятия, логического мышления, памяти через выполнение заданий на нахождение глаголов в тексте, определение их грамматических признаков;

- способствовать развитию и обогащению устной и письменной речи учащихся через формулирование темы и целей урока, выводов после выполненных заданий, составление и объяснение деформированных поговорок.

Воспитательная:способствовать воспитанию интереса к урокам письма и развития речи через содержание урока, использование мультимедийной презентации и игровых приёмов.

Методы:репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактический материал к уроку и оборудование:

1.Тема урока на слайде.

2. Слайдовая презентация, видеофрагмент.

3. Раздаточный материал:карточки с заданиями

4. Рабочие тетради

5.Дартс, пронумерованные сердечки, вырезанные из цветной бумаги.

6. Стихотворение с недописанными глаголами

7. Мягкая игрушка в виде сердца для проведения физкультминутки.

8.Мультивидеопроектор, компьютер, экран.

Технологическая карта урока

Структура урока, мин.

Дидактическая задача

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методическое обеспечение этапа урока

Планирование результатов

1.Оргмомент, 1 мин.

Приветствие, проверка наличия обучающихся и готовности их к уроку, организация внимания школьников.

1.Приветствие учащихся.

2.Настрой учащихся на урок:

-Надеюсь, у вас хорошее настроение! И вы готовы активно работать на уроке, узнавать новое, интересное.

1.Учащиеся настраиваются на урок.

Приложение 1: слайдовая презентация

Слайд 1

Мобилизация на занятие, доброжелательный настрой учителя и учащихся. Полная готовность класса к уроку.

2.Целеполагание и мотивация,

3 мин.

Обеспечение мотивации, принятия учащимися целей учебной деятельности

Введение в урок (мотивация).

(Беседа с учащимися).

-Посмотрите внимательно на экран. На нём зашифрована тема нашего урока. Подумайте, как её можно расшифровать.(на слайде 1 зашифрована тема урока - оПтвронеие и бощобнеиензнаий)

-Правильно. «Повторение и обобщение знаний»

-Как вы прочитали?

-Каких знаний? (о глаголе)

-А какова цель нашего урока? (повторить и обобщить всё, что мы узнали о глаголе на предыдущих уроках)

-Итак, откройте тетради и запишите число и тему нашего урока.

Слово учителя: Сегодня во всём мире отмечают праздник – День Святого Валентина, и я поздравляю вас с этим замечательным праздником, желаю вам счастья, любви и исполнения всех желаний. Сегодня на уроке мы поговорим с вами об истории этого праздника, а все задания, которые вы будете выполнять, будут связаны с темой любви и дружбы.

1.Слушают, настраиваются на урок, отвечают на вопросы учителя, рассуждают.

2.Отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока.

3.Записывают в тетради число и тему урока.

Приложение 1:слайдовая презентация

Слайд 2

Слайд 3.

Мотивация на урок.

Умение ставить цели на урок

Умение определять тему урока. Включение учащихся в деловой ритм.

3. Актуализация знаний,3 мин.

Воспроизведение знаний, необходимых для усвоения новой информации, актуализация субъектного опыта учащихся

Но сначала давайте вспомним

(фронтальный опрос):

-Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает глагол?

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, в котором встречаются глаголы.

Задание : если вы услышите глагол, хлопайте в ладоши, таким образом я проверю, умеете ли распознавать глагол среди других частей речи.

Стихотворение.

Высоким чувством окрылённый ,

Когда-то в давние года
Придумал кто-то день влюблённых,
Никак не ведая тогда,
Что станет этот день любимым,
Желанным праздником в году,
Что днём святого Валентина
Его с почтеньем назовут.
Улыбки и цветы повсюду,
В любви признанья вновь и вновь.
Так пусть для всех свершится чудо -
Пусть миром правит лишь любовь!

-Итак, какой вывод делаем?

1.Отвечают на вопросы по изучаемой теме.

2. Слушают задание.

3.Выполняют задание по распознаванию глаголов среди других частей речи.

4. Делают вывод о том, чтоглагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

 

-Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

4.Систематизация знаний и умений. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях и применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях, 20 мин.

Обеспечение приведения полученных знаний в систему

Слово учителя:Существует красивая, но трагическая легенда о том, почему этот день назван Валентиновым.

269 год. Рим. Император Клавдий II издал указ:

«Я, Римский Император Клавдий, издаю этот указ и требую неукоснительного его соблюдения. Я запрещаю людям жениться, так как считаю, что брак удерживает мужчин дома, а их предназначение — быть хорошими солдатами и отважно сражаться за Рим. С этого дня тот, кто ослушается этого указа, будет казнен.

Молодой христианский священник Валентин не послушался указа императора и тайно венчал влюблённых. Узнав об этом, император велел заточить священника в тюрьму, и потом казнить.

В Валентина влюбилась дочь тюремщика. Они писали тайно друг другу маленькие записочки. Перед казнью Валентин послал девушке любовную прощальную записку, подписанную: «От Валентина».
14 февраля 270 года Валентина казнили,
а с тех пор в этот день люди признаются в любви и пишут друг другу маленькие записочки, которые называются «валентинками».

Вот такая грустная история у этого любимого всеми праздника. Но мы с вами не будем грустить, а поиграем в игру«Стрелы амура».

Учитель объясняет задание:

Вы видите мишень с пронумерованными сердечками, в каждом из которых находится задание по теме нашего урока. Ваша задача – попасть в любое из этих сердец и выполнить задание.

Сердце № 1(прошедшее время)

В сердце под номером один находится задание на повторение прошедшего времени глагола.

-На какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени?

-Как изменяется глагол прошедшего времени?

Раздаёт карточки.

Задание на карточках:

«В Валентина влюбилась дочь тюремщика. Они писали тайно друг другу маленькие записочки. Перед казнью Валентин послал девушке любовную прощальную записку, подписанную: «От Валентина».
14 февраля 270 года Валентина казнили,
а с тех пор в этот день люди признаются в любви и пишут друг другу маленькие записочки, которые называются «валентинками».

Задание: Из данного текста выпишите глаголы прошедшего времени, определите род и число.

-А сейчас давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

- Какой вывод можно сделать?

Сердце №2 (Не с глаголом)

Задает вопросы по этому блоку перед выполнением задания:

-Давайте вспомним, как пишется частица НЕ с глаголом?

-Какие глаголы являются исключением из правил?

Раздает пословицы

1.Любовь не пожар, а загорится – потушишь.

2.Любви, огня да кашля от людей спрячешь.

3.Спится, лежится, все про милого грустится.

4.О ком сокрушаюсь, того нет; кого (не)навижу, завсегда при мне. (Безуглову Жене)

5Одно сердце страдает, другое знает

Объясняет задание:

«Прочитайте пословицы. Некоторые из них потеряли частицу НЕ и стали несуразными. Отыщите недочёты и вставьте, где нужно частицу НЕ».

-Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

ВЫВОД:

-Как пишется частица НЕ с глаголами?

- Какие глаголы являются исключением из правил?

Сердце №3 (Неопределённая форма глагола)

-Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает неопределённая форма глагола?

- Почему эта форма глаголов называется неопределённой?

-На доске вы видите стихотворение, в котором не дописаны некоторые слова. Ваша задача: вставить подходящие по смыслу глаголы неопределённой формы.

Работа у доски.

День Святого Валентина трудно пропу…
Ведь с утра расцветают любимых улыбки.
Мы хотим столько ласковых слов по…,
Но не хватит на это открытки.

Лучше тихо на ушко их все про…,
И к… губ поцелуем.
В этот день намного проще с…,
Что мы ценим, верим и любим.

Проверка на слайде 9.

Вывод:

-На какие вопросы отвечает глагол неопределённой формы?

- Почему эта форма называется неопределённой?

1.Слушают рассказ учителяо возникновении праздника и рассматривают слайды презентации

2.Слушают задание и нацеливаются на его выполнение.

1.Один учащийся выходит к доске и кидает дротик в пронумерованные по порядку сердца)

2.Отвечают на вопросы

3.Самостоятельно выполняют задание

4.Проверяют правильность выполнения задания на слайде

5.Делают вывод, что глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам.

1.Выходит следующий ученик и кидает дротик

2.Отвечают на вопросы по этому блоку

3.Слушают задание учителя и приступают к выполнению задания самостоятельно.

4.Каждый ученик читает получившуюся у него пословицу и объясняет её смысл, затем по слайду сверяет правильный ответ.

5.Учащиеся делают вывод по этому блоку.

1.Выходит следующий ученик и кидает дротик

2. Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, почему эта форма глаголы является неопределённой.

3. По очереди выходят к доске и вписывают глаголы неопределённой формы в стихотворение.

4.Сверяют правильность выполнения по слайду

5.Делают выводы.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Приложение 2

Слайд 7

Приложение 3:пословицы

Слайд 8

Приложение 4:

Стихотворение с недописанными глаголами.

Слайд 9

-Активная и продуктивная деятельность учащихся по классификации и систематизации знаний;

-правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся;

-самостоятель -

ность учащихся в выполнении заданий;

Физкультминутка, 2 мин.

Снятие физического и эмоционального напряжения

А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Я люблю…»Я вам буду кидать сердечко и произносить фразу

« Я ЛЮБЛЮ…», а ваша задача продолжить эту фразу глаголом неопределенной формы.

1.Учащиеся играют в игру, снимают психоэмоциональное и физическое напряжение.

 

Укрепление здоровья, профилактика переутомления.

Продолжение четвёртого этапа,10 мин.

 

- Продолжим работу.

Сердце № 4 (Изменение глаголов по лицам и числам)

-Давайте вспомним, глаголы какого времени изменяются по лицам и числам? (настоящего и будущего времени)

Раздает карточки с заданием:

«Поставьте глаголы неопределенной формы в будущее время, определи лицо и число».

Работа в группе

Ты (быть) большой, Ассоль. Однажды в морской дали (сверкать) белый парус. Белый корабль (поплыть) прямо к тебе. На корабле ты (увидеть) прекрасного принца. Вы сразу (узнать) друг друга. Он (сойти) на берег, (протянуть) к тебе руки и (сказать): «Я (увезти) тебя в своё царство. У тебя будет всё, что (пожелать). (Зажить) мы дружно. Наши сердца никогда не (не узнать) слёз и печали».

После выполнения задания:

-Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием

-Вывод:Как изменяются глаголы будущего времени?

Сердце № 5 (Правописание –тся и –ться)

Слово учителя:

Про любовь сложено великое множество не только стихов, но и песен. Сейчас я вам включу припев песни, которую впервые исполнил Николай Гнатюк34 года назад на олимпиаде-80, которая проходила в Москве. Вы внимательно послушайте и скажите, слов какой части речи, по вашему мнению, в нём встречается больше всего?

-Скажите, когда в глаголах, оканчивающихся на тся, пишется мягкий знак?

- А когда мягкий знак не пишется?

Сейчас мы с вами выполним последнее задание. Разбейтесь по парам.

Задание: Распределите глаголы в два столбика: 1 пара будет выписывать глаголы с мягким знаком, 2-без мягкого знака.

Ах, как хочется влюбит.. ся,

И от счастья закружит…ся!
Сердце бьёт…ся, словно птица,
К тебе моё сердце стремит…ся.
Ах, как хочется влюбит…ся,
Синей птицей в небо взвит…ся,
Что кукушка нагадала,
Я верю – случит…ся, свершит…ся

-Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием? Поменяйтесь карточками и проверьте работу друг у друга.

1.Выходит следующий ученик и кидает дротик

2. Отвечают, что по лицам и числам изменяются глаголы наст.и буд. времени)

3. Учащиеся объединяются в группу и коллективно выполняют задание.

4. Проверяют задание.

5. Делают вывод по заданию.

1.Ученик кидает дротик

2. Слушают информацию .

3. Смотрят видеоролик.

4. Отвечают, что больше встретилось глаголов на –тся

5. Отвечают на вопросы.

6. Работают в парах.

7. Меняются карточками и проверяют задание по слайду 12

Слайд 10

Приложение 5

Слайд 11

Приложение 6:видеоролик

Приложение 7

Слайд 12.

Слайд 13

 

5. Контроль и самоконтроль в новых условиях, 3 мин.

Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий

-А сейчас я предлагаю вам выполнить тест, результаты которого покажут, как каждый из вас усвоил тему «Глагол».

Раздает тесты.

1.Учащиеся выполняют тест.

Приложение 8:

тест.

Проверка учителем объёма, правильности, а также глубины осознанности знаний учащихся

6. Рефлексия, 2 мин.

Создание условий для отработки умений самоанализа деятельности учащихся на уроке.

Раздает учащимся «валентинки».

-А сейчас я предлагаю вам подобрать подходящие глаголы и написать на этих валентинках пожелания нашим гостям, продолжив фразу«Желаю…Звучит песня «День Святого Валентина»

1.Подбирают глаголы и комментируют свои пожелания.

2.Дарят «валентинки» гостям.

Приложение 9:

Песня «День Святого Валентина..»

Открытость учащихся в осмыслении своих действий.

7. Подведение итогов урока, 1 мин.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели урока и наметить перспективу для дальнейшей работы.

Сегодня на уроке мы с вами вспомнили всё, что изучали на предыдущих уроках по теме «Глагол». Я надеюсь, что эти знания помогут вам удачно написать контрольный диктант и будут хорошей опорой при дальнейшем изучении темы.

До свидания!

Осмысливают свою деятельность на уроке по достижению целей урока.

Слайд 14-15

Умение учителя давать качественную оценку успешности достижения цели урока.

Приложение 2

Задание: Прочитай текст. Выпиши глаголы прошедшего времени, определи род и число.

В Валентина влюбилась дочь тюремщика. Они писали тайно друг другу маленькие записочки. Перед казнью Валентин послал девушке любовную прощальную записку, подписанную: «От Валентина».
14 февраля 270 года Валентина казнили,
а с тех пор в этот день люди признаются в любви и пишут друг другу маленькие записочки, которые называются «валентинками».

Задание: Прочитай текст. Выпиши глаголы прошедшего времени, определи род и число.

В Валентина влюбилась дочь тюремщика. Они писали тайно друг другу маленькие записочки. Перед казнью Валентин послал девушке любовную прощальную записку, подписанную: «От Валентина».
14 февраля 270 года Валентина казнили,
а с тех пор в этот день люди признаются в любви и пишут друг другу маленькие записочки, которые называются «валентинками».

Задание: Прочитай текст. Выпиши глаголы прошедшего времени, определи род и число.

В Валентина влюбилась дочь тюремщика. Они писали тайно друг другу маленькие записочки. Перед казнью Валентин послал девушке любовную прощальную записку, подписанную: «От Валентина».
14 февраля 270 года Валентина казнили,
а с тех пор в этот день люди признаются в любви и пишут друг другу маленькие записочки, которые называются «валентинками».

Приложение 3.

1. Любовь не пожар, а загорится – потушишь.

2. Любви, огня да кашля от людей спрячешь.

3. спится, лежится, все про милого грустится.

4. Одно сердце страдает, другое знает.

5. О ком сокрушаюсь, того нет;

кого (не)навижу, завсегда при мне. 

Приложение 4

День Святого Валентина трудно пропус…………… ,
Ведь с утра расцветают любимых улыбки,
Мы хотим столько ласковых слов под……………………,
Но не хватит на это открытки!
Лучше тихо на ушко их все прош……………………………,
И кос…………… губ поцелуем.
В этот день намного проще ск…………………,
Что мы ценим, верим и любим!

Приложение 5

Задание: Спиши текст. Поставь глаголы неопределенной формы в будущее время, определи лицо.

Ты (быть) большой, Ассоль. Однажды в морской дали (сверкать) белый парус. Белый корабль (поплыть) прямо к тебе. На корабле ты (увидеть) прекрасного принца. Вы сразу (узнать) друг друга. Он (сойти) на берег, (протянуть) к тебе руки и (сказать): «Я (увезти) тебя в своё царство. У тебя будет всё, что (пожелать). (Зажить) мы дружно. Наши сердца никогда (не узнать) слёз и печали».

Задание: Спиши текст. Поставь глаголы неопределенной формы в будущее время, определи лицо.

Ты (быть) большой, Ассоль. Однажды в морской дали (сверкать) белый парус. Белый корабль (поплыть) прямо к тебе. На корабле ты (увидеть) прекрасного принца. Вы сразу (узнать) друг друга. Он (сойти) на берег, (протянуть) к тебе руки и (сказать): «Я (увезти) тебя в своё царство. У тебя будет всё, что (пожелать). (Зажить) мы дружно. Наши сердца никогда (не узнать) слёз и печали».

Задание: Спиши текст. Поставь глаголы неопределенной формы в будущее время, определи лицо.

Ты (быть) большой, Ассоль. Однажды в морской дали (сверкать) белый парус. Белый корабль (поплыть) прямо к тебе. На корабле ты (увидеть) прекрасного принца. Вы сразу (узнать) друг друга. Он (сойти) на берег, (протянуть) к тебе руки и (сказать): «Я (увезти) тебя в своё царство. У тебя будет всё, что (пожелать). (Зажить) мы дружно. Наши сердца никогда (не узнать) слёз и печали».

Приложение 7

Задание: распределите глаголы в два столбика

Ах, как хочется влюбит…ся,

И от счастья закружит…ся!
Сердце бьёт…ся, словно птица,
К тебе моё сердце стремит…ся.
Ах, как хочется влюбит…ся,
Синей птицей в небо взвит…ся,
Что кукушка нагадала,
Я верю – случит…ся, свершит…ся!

Задание: распределите глаголы в два столбика

Ах, как хочется влюбиться,

И от счастья закружиться!
Сердце бьётся, словно птица,
К тебе моё сердце стремится.
Ах, как хочется влюбиться,
Синей птицей в небо взвиться,
Что кукушка нагадала,
Я верю - случится, свершится!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации