Урок письма и развития речи в 8 специальном ( коррекционном) классе 8 вида по теме «Глагол»
Проект урока, проведенного в 8 в классе по теме
«Повторение и обобщение знаний о глаголе».
Дидактическая цель:Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений по теме «Глагол».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Цели по содержанию:
Образовательная:способствовать систематизации и отработке у учащихся полученных ранее знаний о глаголе, формированию уменийнаходить глаголы в тексте, определять их грамматические признаки, отрабатывать навыки правописания частицы не с глаголами, глаголов на –тся и –ться.
Коррекционно- развивающие:
-способствовать коррекции слухового и зрительного восприятия, логического мышления, памяти через выполнение заданий на нахождение глаголов в тексте, определение их грамматических признаков;
- способствовать развитию и обогащению устной и письменной речи учащихся через формулирование темы и целей урока, выводов после выполненных заданий, составление и объяснение деформированных поговорок.
Воспитательная:способствовать воспитанию интереса к урокам письма и развития речи через содержание урока, использование мультимедийной презентации и игровых приёмов.
Методы:репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Дидактический материал к уроку и оборудование:
1.Тема урока на слайде.
2. Слайдовая презентация, видеофрагмент.
3. Раздаточный материал:карточки с заданиями
4. Рабочие тетради
5.Дартс, пронумерованные сердечки, вырезанные из цветной бумаги.
6. Стихотворение с недописанными глаголами
7. Мягкая игрушка в виде сердца для проведения физкультминутки.
8.Мультивидеопроектор, компьютер, экран.
Технологическая карта урока
Структура урока, мин. |
Дидактическая задача |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Методическое обеспечение этапа урока |
Планирование результатов |
1.Оргмомент, 1 мин. |
Приветствие, проверка наличия обучающихся и готовности их к уроку, организация внимания школьников. |
1.Приветствие учащихся. 2.Настрой учащихся на урок: -Надеюсь, у вас хорошее настроение! И вы готовы активно работать на уроке, узнавать новое, интересное. |
1.Учащиеся настраиваются на урок. |
Приложение 1: слайдовая презентация Слайд 1 |
Мобилизация на занятие, доброжелательный настрой учителя и учащихся. Полная готовность класса к уроку. |
2.Целеполагание и мотивация, 3 мин. |
Обеспечение мотивации, принятия учащимися целей учебной деятельности |
Введение в урок (мотивация). (Беседа с учащимися). -Посмотрите внимательно на экран. На нём зашифрована тема нашего урока. Подумайте, как её можно расшифровать.(на слайде 1 зашифрована тема урока - оПтвронеие и бощобнеиензнаий) -Правильно. «Повторение и обобщение знаний» -Как вы прочитали? -Каких знаний? (о глаголе) -А какова цель нашего урока? (повторить и обобщить всё, что мы узнали о глаголе на предыдущих уроках) -Итак, откройте тетради и запишите число и тему нашего урока. Слово учителя: Сегодня во всём мире отмечают праздник – День Святого Валентина, и я поздравляю вас с этим замечательным праздником, желаю вам счастья, любви и исполнения всех желаний. Сегодня на уроке мы поговорим с вами об истории этого праздника, а все задания, которые вы будете выполнять, будут связаны с темой любви и дружбы. |
1.Слушают, настраиваются на урок, отвечают на вопросы учителя, рассуждают. 2.Отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока. 3.Записывают в тетради число и тему урока. |
Приложение 1:слайдовая презентация Слайд 2 Слайд 3. |
Мотивация на урок. Умение ставить цели на урок Умение определять тему урока. Включение учащихся в деловой ритм. |
3. Актуализация знаний,3 мин. |
Воспроизведение знаний, необходимых для усвоения новой информации, актуализация субъектного опыта учащихся |
Но сначала давайте вспомним (фронтальный опрос): -Что такое глагол? -Что обозначает глагол? -На какие вопросы отвечает глагол? Сейчас я прочитаю вам стихотворение, в котором встречаются глаголы. Задание : если вы услышите глагол, хлопайте в ладоши, таким образом я проверю, умеете ли распознавать глагол среди других частей речи. Стихотворение. Высоким чувством окрылённый ,
Когда-то в давние года -Итак, какой вывод делаем? |
1.Отвечают на вопросы по изучаемой теме. 2. Слушают задание. 3.Выполняют задание по распознаванию глаголов среди других частей речи. 4. Делают вывод о том, чтоглагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? |
-Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности |
|
4.Систематизация знаний и умений. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях и применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях, 20 мин. |
Обеспечение приведения полученных знаний в систему |
Слово учителя:Существует красивая, но трагическая легенда о том, почему этот день назван Валентиновым. 269 год. Рим. Император Клавдий II издал указ: «Я, Римский Император Клавдий, издаю этот указ и требую неукоснительного его соблюдения. Я запрещаю людям жениться, так как считаю, что брак удерживает мужчин дома, а их предназначение — быть хорошими солдатами и отважно сражаться за Рим. С этого дня тот, кто ослушается этого указа, будет казнен. Молодой христианский священник Валентин не послушался указа императора и тайно венчал влюблённых. Узнав об этом, император велел заточить священника в тюрьму, и потом казнить.
В Валентина влюбилась дочь тюремщика. Они писали тайно друг другу маленькие записочки. Перед казнью Валентин послал девушке любовную прощальную записку, подписанную: «От Валентина». Вот такая грустная история у этого любимого всеми праздника. Но мы с вами не будем грустить, а поиграем в игру«Стрелы амура». Учитель объясняет задание: Вы видите мишень с пронумерованными сердечками, в каждом из которых находится задание по теме нашего урока. Ваша задача – попасть в любое из этих сердец и выполнить задание. Сердце № 1(прошедшее время) В сердце под номером один находится задание на повторение прошедшего времени глагола. -На какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени? -Как изменяется глагол прошедшего времени? Раздаёт карточки. Задание на карточках:
«В Валентина влюбилась дочь тюремщика. Они писали тайно друг другу маленькие записочки. Перед казнью Валентин послал девушке любовную прощальную записку, подписанную: «От Валентина». Задание: Из данного текста выпишите глаголы прошедшего времени, определите род и число. -А сейчас давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. - Какой вывод можно сделать? Сердце №2 (Не с глаголом) Задает вопросы по этому блоку перед выполнением задания: -Давайте вспомним, как пишется частица НЕ с глаголом? -Какие глаголы являются исключением из правил? Раздает пословицы 1.Любовь не пожар, а загорится – потушишь. 2.Любви, огня да кашля от людей спрячешь. 3.Спится, лежится, все про милого грустится. 4.О ком сокрушаюсь, того нет; кого (не)навижу, завсегда при мне. (Безуглову Жене) 5Одно сердце страдает, другое знает Объясняет задание: «Прочитайте пословицы. Некоторые из них потеряли частицу НЕ и стали несуразными. Отыщите недочёты и вставьте, где нужно частицу НЕ». -Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. ВЫВОД: -Как пишется частица НЕ с глаголами? - Какие глаголы являются исключением из правил? Сердце №3 (Неопределённая форма глагола) -Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает неопределённая форма глагола? - Почему эта форма глаголов называется неопределённой? -На доске вы видите стихотворение, в котором не дописаны некоторые слова. Ваша задача: вставить подходящие по смыслу глаголы неопределённой формы. Работа у доски.
День Святого Валентина трудно пропу… Проверка на слайде 9. Вывод: -На какие вопросы отвечает глагол неопределённой формы? - Почему эта форма называется неопределённой? |
1.Слушают рассказ учителяо возникновении праздника и рассматривают слайды презентации 2.Слушают задание и нацеливаются на его выполнение. 1.Один учащийся выходит к доске и кидает дротик в пронумерованные по порядку сердца) 2.Отвечают на вопросы 3.Самостоятельно выполняют задание 4.Проверяют правильность выполнения задания на слайде 5.Делают вывод, что глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. 1.Выходит следующий ученик и кидает дротик 2.Отвечают на вопросы по этому блоку 3.Слушают задание учителя и приступают к выполнению задания самостоятельно. 4.Каждый ученик читает получившуюся у него пословицу и объясняет её смысл, затем по слайду сверяет правильный ответ. 5.Учащиеся делают вывод по этому блоку. 1.Выходит следующий ученик и кидает дротик 2. Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, почему эта форма глаголы является неопределённой. 3. По очереди выходят к доске и вписывают глаголы неопределённой формы в стихотворение. 4.Сверяют правильность выполнения по слайду 5.Делают выводы. |
Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Приложение 2 Слайд 7 Приложение 3:пословицы Слайд 8 Приложение 4: Стихотворение с недописанными глаголами. Слайд 9 |
-Активная и продуктивная деятельность учащихся по классификации и систематизации знаний; -правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся; -самостоятель - ность учащихся в выполнении заданий; |
Физкультминутка, 2 мин. |
Снятие физического и эмоционального напряжения |
А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Я люблю…»Я вам буду кидать сердечко и произносить фразу « Я ЛЮБЛЮ…», а ваша задача продолжить эту фразу глаголом неопределенной формы. |
1.Учащиеся играют в игру, снимают психоэмоциональное и физическое напряжение. |
Укрепление здоровья, профилактика переутомления. |
|
Продолжение четвёртого этапа,10 мин. |
- Продолжим работу. Сердце № 4 (Изменение глаголов по лицам и числам) -Давайте вспомним, глаголы какого времени изменяются по лицам и числам? (настоящего и будущего времени) Раздает карточки с заданием: «Поставьте глаголы неопределенной формы в будущее время, определи лицо и число». Работа в группе Ты (быть) большой, Ассоль. Однажды в морской дали (сверкать) белый парус. Белый корабль (поплыть) прямо к тебе. На корабле ты (увидеть) прекрасного принца. Вы сразу (узнать) друг друга. Он (сойти) на берег, (протянуть) к тебе руки и (сказать): «Я (увезти) тебя в своё царство. У тебя будет всё, что (пожелать). (Зажить) мы дружно. Наши сердца никогда не (не узнать) слёз и печали». После выполнения задания: -Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием -Вывод:Как изменяются глаголы будущего времени? Сердце № 5 (Правописание –тся и –ться) Слово учителя: Про любовь сложено великое множество не только стихов, но и песен. Сейчас я вам включу припев песни, которую впервые исполнил Николай Гнатюк34 года назад на олимпиаде-80, которая проходила в Москве. Вы внимательно послушайте и скажите, слов какой части речи, по вашему мнению, в нём встречается больше всего? -Скажите, когда в глаголах, оканчивающихся на тся, пишется мягкий знак? - А когда мягкий знак не пишется? Сейчас мы с вами выполним последнее задание. Разбейтесь по парам. Задание: Распределите глаголы в два столбика: 1 пара будет выписывать глаголы с мягким знаком, 2-без мягкого знака. Ах, как хочется влюбит.. ся,
И от счастья закружит…ся! -Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием? Поменяйтесь карточками и проверьте работу друг у друга. |
1.Выходит следующий ученик и кидает дротик 2. Отвечают, что по лицам и числам изменяются глаголы наст.и буд. времени) 3. Учащиеся объединяются в группу и коллективно выполняют задание. 4. Проверяют задание. 5. Делают вывод по заданию. 1.Ученик кидает дротик 2. Слушают информацию . 3. Смотрят видеоролик. 4. Отвечают, что больше встретилось глаголов на –тся 5. Отвечают на вопросы. 6. Работают в парах. 7. Меняются карточками и проверяют задание по слайду 12 |
Слайд 10 Приложение 5 Слайд 11 Приложение 6:видеоролик Приложение 7 Слайд 12. Слайд 13 |
||
5. Контроль и самоконтроль в новых условиях, 3 мин. |
Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий |
-А сейчас я предлагаю вам выполнить тест, результаты которого покажут, как каждый из вас усвоил тему «Глагол». Раздает тесты. |
1.Учащиеся выполняют тест. |
Приложение 8: тест. |
Проверка учителем объёма, правильности, а также глубины осознанности знаний учащихся |
6. Рефлексия, 2 мин. |
Создание условий для отработки умений самоанализа деятельности учащихся на уроке. |
Раздает учащимся «валентинки». -А сейчас я предлагаю вам подобрать подходящие глаголы и написать на этих валентинках пожелания нашим гостям, продолжив фразу«Желаю…Звучит песня «День Святого Валентина» |
1.Подбирают глаголы и комментируют свои пожелания. 2.Дарят «валентинки» гостям. |
Приложение 9: Песня «День Святого Валентина..» |
Открытость учащихся в осмыслении своих действий. |
7. Подведение итогов урока, 1 мин. |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели урока и наметить перспективу для дальнейшей работы. |
Сегодня на уроке мы с вами вспомнили всё, что изучали на предыдущих уроках по теме «Глагол». Я надеюсь, что эти знания помогут вам удачно написать контрольный диктант и будут хорошей опорой при дальнейшем изучении темы. До свидания! |
Осмысливают свою деятельность на уроке по достижению целей урока. |
Слайд 14-15 |
Умение учителя давать качественную оценку успешности достижения цели урока. |
Приложение 2
Задание: Прочитай текст. Выпиши глаголы прошедшего времени, определи род и число.
В Валентина влюбилась дочь тюремщика. Они писали тайно друг другу маленькие записочки. Перед казнью Валентин послал девушке любовную прощальную записку, подписанную: «От Валентина».
14 февраля 270 года Валентина казнили,
а с тех пор в этот день люди признаются в любви и пишут друг другу маленькие записочки, которые называются «валентинками».
Задание: Прочитай текст. Выпиши глаголы прошедшего времени, определи род и число.
В Валентина влюбилась дочь тюремщика. Они писали тайно друг другу маленькие записочки. Перед казнью Валентин послал девушке любовную прощальную записку, подписанную: «От Валентина».
14 февраля 270 года Валентина казнили,
а с тех пор в этот день люди признаются в любви и пишут друг другу маленькие записочки, которые называются «валентинками».
Задание: Прочитай текст. Выпиши глаголы прошедшего времени, определи род и число.
В Валентина влюбилась дочь тюремщика. Они писали тайно друг другу маленькие записочки. Перед казнью Валентин послал девушке любовную прощальную записку, подписанную: «От Валентина».
14 февраля 270 года Валентина казнили,
а с тех пор в этот день люди признаются в любви и пишут друг другу маленькие записочки, которые называются «валентинками».
Приложение 3.
1. Любовь не пожар, а загорится – потушишь.
2. Любви, огня да кашля от людей спрячешь.
3. спится, лежится, все про милого грустится.
4. Одно сердце страдает, другое знает.
5. О ком сокрушаюсь, того нет;
кого (не)навижу, завсегда при мне.
Приложение 4
День Святого Валентина трудно пропус…………… ,
Ведь с утра расцветают любимых улыбки,
Мы хотим столько ласковых слов под……………………,
Но не хватит на это открытки!
Лучше тихо на ушко их все прош……………………………,
И кос…………… губ поцелуем.
В этот день намного проще ск…………………,
Что мы ценим, верим и любим!
Приложение 5
Задание: Спиши текст. Поставь глаголы неопределенной формы в будущее время, определи лицо.
Ты (быть) большой, Ассоль. Однажды в морской дали (сверкать) белый парус. Белый корабль (поплыть) прямо к тебе. На корабле ты (увидеть) прекрасного принца. Вы сразу (узнать) друг друга. Он (сойти) на берег, (протянуть) к тебе руки и (сказать): «Я (увезти) тебя в своё царство. У тебя будет всё, что (пожелать). (Зажить) мы дружно. Наши сердца никогда (не узнать) слёз и печали».
Задание: Спиши текст. Поставь глаголы неопределенной формы в будущее время, определи лицо.
Ты (быть) большой, Ассоль. Однажды в морской дали (сверкать) белый парус. Белый корабль (поплыть) прямо к тебе. На корабле ты (увидеть) прекрасного принца. Вы сразу (узнать) друг друга. Он (сойти) на берег, (протянуть) к тебе руки и (сказать): «Я (увезти) тебя в своё царство. У тебя будет всё, что (пожелать). (Зажить) мы дружно. Наши сердца никогда (не узнать) слёз и печали».
Задание: Спиши текст. Поставь глаголы неопределенной формы в будущее время, определи лицо.
Ты (быть) большой, Ассоль. Однажды в морской дали (сверкать) белый парус. Белый корабль (поплыть) прямо к тебе. На корабле ты (увидеть) прекрасного принца. Вы сразу (узнать) друг друга. Он (сойти) на берег, (протянуть) к тебе руки и (сказать): «Я (увезти) тебя в своё царство. У тебя будет всё, что (пожелать). (Зажить) мы дружно. Наши сердца никогда (не узнать) слёз и печали».
Приложение 7
Задание: распределите глаголы в два столбика
Ах, как хочется влюбит…ся,
И от счастья закружит…ся!
Сердце бьёт…ся, словно птица,
К тебе моё сердце стремит…ся.
Ах, как хочется влюбит…ся,
Синей птицей в небо взвит…ся,
Что кукушка нагадала,
Я верю – случит…ся, свершит…ся!
Задание: распределите глаголы в два столбика
Ах, как хочется влюбиться,
И от счастья закружиться!
Сердце бьётся, словно птица,
К тебе моё сердце стремится.
Ах, как хочется влюбиться,
Синей птицей в небо взвиться,
Что кукушка нагадала,
Я верю - случится, свершится!