Современные басни - достойны ли они учебников?

1
2
Материал опубликован 4 February 2020

Автор публикации: А. Загузин, ученик 9А класса

Современные басни - достойны ли они учебников?





Воронежская область

Грибановский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №3»









Научно-исследовательская работа

на тему:

«Современные басни – достойны ли они учебников?»













Выполнил: ученик 8 класса «А»

Загузин Александр

Руководитель: Фомина Екатерина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы





п.г.т. Грибановский

2019

Содержание:

I.Введение …………………………………………………………стр 3 -4

Знакомство с современными баснями.

1.Поиск………………………………………….…………….стр.5

Авторы. Николай Самойлов………………………….....стр.6-7

Олеся Емельянова……………….………………...………..стр.8

Сергей Михалков ………………………………………..стр 9-10

III. Современная молодежь и басни.

Опросы…………………………………………………...стр.11-14

Заключение ………………………………………..…….…стр.15

Источники и литература……………………………………..стр.16




















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:

Говоря о баснях, в голове почти 100 % российского населения невольно всплывает имя Ивана Андреевича Крылова. Это логично и естественно. Он – основоположника такого жанра литературы как басня. Именно его произведения с моралью помещают в учебник в каждом классе. И никто не будет спорить, что этот жанр интересен и необходим. Ведь только он позволяет указать на недостатки, пороки, все очень тонко завуалировав. Но если басня – такая прекрасная возможность «высказаться», то почему к ней прибегали так немногие? Или это только на первый взгляд и на самом деле есть очень и очень много баснописцев? Изучив источники, я понял, что басня – популярный и в наше время жанр. И тогда я задумался, насколько хороши произведения наших современников и есть ли для них место в школьных учебниках? Тема как никогда актуальна в связи с тем, что многие знают современные басни только в интернете (по крайней мере, я ни разу не видел ни одного сборника произведений современного баснописца), а читать Крылова (при всём уважении к Ивану Андреевичу) в сотый раз как-то скучно, а, находясь в учебниках, они бы «разрядили обстановку». На мой взгляд, детям будет интереснее читать произведения, вышедшие не раньше 1950-х, сравнивая свое мнение с мнением «сверстной» басни, а не читать двухсотлетние произведения «на все времена» (опять-таки, при всем моём уважении к Ивану Андреевичу).

Особенности:

Произведения авторов должны быть универсальны и в большом количестве для того, чтобы ученики изучали их по нарастающей – от простого к сложному, как в объеме, так и по смысловой нагрузке.

Цель работы:

Выявить достойных претендентов, басни которых можно использовать в современных учебниках литературы всех возрастов.


Новизна:

Новизна данной работы состоит в том, что никто до сих пор не писал подобной работы. Интернет нашел огромное количество исследовательских работ о баснях, 90 % которых посвящены творчеству Крылова. Материал этого исследования может быть полезен при организации внеурочной деятельности по литературе и для любителей литературы, в частности жанра басня.



Задачи:

Поиск авторов.

Анализ содержания их басен для определенного психологического возраста (опираясь на произведения Ивана Андреевича).

Проведение опросов на знание авторов и отношение к самой «басне».













ЗНАКОМСТВО С СОВРЕМЕННЫМИ БАСНЯМИ

Поиск

Если вас не испугало введение, то поехали!

И так, авторы... С этим вопросом я вышел в Интернет)

На просторах WWW (World Wide Web, она же «Всемирная паутина») было очень много различных авторов (теперь я понимаю Министерство образования, почему они не хотят брать новые басни «на вооружение» - их очень много, и среди них очень много «шлака»), но есть несколько авторов -«индивидуумов», о которых мне хочется поговорить. Вот эти авторы:

Николай Самойлов

Олеся Емельянова

Сергей Михалков



Я выбрал, опираясь на их рейтинг (популярность) в сети и тематику их произведений.

В моё «расследование» не были включены лица, чьи произведения вызывают у подростков «страх и ненависть».











Авторы. Николай Самойлов.

Николай Николаевич Самойлов – человек, информации о котором почти нет, но вот что мне удалось раздобыть:

Универсальный мастер слова: поэт, сказочник, баснописец, переводчик, драматург, автор частушек. Пожалуй, второго такого в стране сегодня больше нет. Если у Филатова в «Федоте Стрельце» сатира касалась только дефицита продуктов, то у Самойлова для шуток множество поводов. Жванецкий и Задорнов не требуются, и без них вам скучно не будет. Сказки и басни – мудрость без назидания, они искрятся весельем, надолго врезаются в память. Отдыхайте улыбаясь. Герои сказок и басен позаботятся о вашем хорошем настроении. Для истинных ценителей острого слова, любителей афористичной мысли, меткой, бьющей в цель сатиры, его произведения станут гонителями хандры в дни грусти, маяком удачи, утешителем в бедах, вдохновителем на борьбу и победы в слабости.

Это относительно пожилой человек (возраст пока не нашел), который помимо басен пишет также стихи, прозы, сказки.

Вроде бы идеальный кандидат, чьи произведения можно использовать в учебниках. Хотя автор признает, что его участь – покорять своим творчеством Интернет. Но, стоит отметить, что даже на просторах всемирной паутины, он сам себя оценивает достаточно высоко.

Я главный баснописец Интернета,

Но ни похвал, ни ругани за это.

Читатели, как в рот воды набрали,

Неужто от обиды за морали?

А может, терпеливо зло копят,

Чтоб был смертельным их рецензий яд?

Как и Иван Андреевич Крылов Самойлов через свои произведения «откровенно» насмехается над политикой и обстановкой в стране в довольно-таки твердой форме:

Мораль понятна: наркоманы

Еще глупей, чем те бараны

Что шли за вожаком под нож.

Но басней вряд ли их проймешь.

(«Бараны и наркоманы»)

Его произведения показывают на наглядных примерах проблемы общества, его пороки и грехи. Также он перерабатывает некоторые произведения Крылова под современные реалии:

Мораль ясна до сути дела:

Ворона сильно поумнела,

Сумев, не прибегая к риску,

Оставить с носом шантажистку.

В общем, этого автора можно использовать в учебниках для старших классов и для различных агитационных программ. В двух словах – подходит для ознакомления, но никак не для дальнейшего изучения.







3.Олеся Емельянова

Олеся Владимировна Емельянова – практикующий педагог и изобретатель, сценарист, разработчик настольных игр, игрушек, обучающих методик и наборов для детского творчества, автор сказок, басен, песен и пьес для детей. начавшая свою карьеру в 1994 году (несмотря на то, что родилась она в 1979-ом). А писательница она с Большой буквы – за свои 39 лет написала более 150 пьес, свыше 350 басен и невообразимое количество стихотворений – и все для детей! Но вернемся к её «образу баснописца». Её произведения повествуют о таких важных вещах, как любовь к близким, забота, умение отстаивать мнение - и все это в наглядных примерах и «читаемым слогом». Например, мораль басни «Учитель»:

Плохой учитель поступает схоже:
Задать горазд, а научить не может –
Нося ему работы пап и мам,
Ребенок ничего не знает сам.

Эти произведения можно отнести к разряду «переосмысленных», ведь, прочитав их в детстве, вам покажется все просто и легко, в более сознательном возрасте вы сможете открыть для себя новый, скрытый от чужих и необразованных глаз смысл.

Учебники должны стремиться к тому, чтобы в них непременно появились произведения этого молодого, но талантливого автора!









4.Сергей Михалков

Сергей Владимирович Михалков – писатель, не нуждающийся в представлении. Ведь на таких стихотворениях, как «цикл произведений про «Дядю Степу»», описывающих идеальный коммунизм и представлявший детям героя, на которого можно было равняться, «А что у вас?», строки которого стали «именами нарицательными», выросло большее число населения России (я и сам воспитывался под предлогом Дяди Степы милиционера).

Про самого поэта можно сказать, что родился он 13 марта 1913 года, а умер 27 августа 2009, не дожив 4 года до сотни. В возрасте 9 лет он был очень способным юношей, внутри которого уже появились зачатки писателя. «Полноценным» он стал в 1936 году, выпустив в журнале «Правда» стихотворение «Светлана», которое понравилось самому Иосифу Виссарионовичу Сталину! И тут все покатилось как «сыр в масле». Выпустил он огромное количество стихотворений и басен для детей, «поучающих уму-разуму», но в этом же и его проблема – они для детей! Эти басни идеальны для прочтения в дошкольном возрасте или в начальных классах, но никак не для старших. Вы хоть раз видели ученика 5-6 класса, зубрящего наизусть «Портной на лаврах»? Да, многие «староверы» скажут, что в его произведениях большая мораль, как, например, в том же «Портном на лаврах»:

Да! К месту здесь сказать: иным идут во вред 
Излишние аплодисменты!

А дело в том, что она подходит для воспитания нужных чувств у неокрепшего разума. Старшим, знающим «Законы чести и морали» будет всего-навсего неинтересно и просто скучно, ведь, повторюсь: « ...ведь на них выросло большее число населения России...». Вердикт – подходит для изучения в начальных классах или для внеклассного прочтения, а также для того, чтобы «поностальгировать».

Стоит также отметить, что Сергей Владимирович умел не только высмеивать общество с его пороками. В его копилке достижений весьма значимые заслуги. Именно он является соавтором текста гимна Советского Союза и автор текста гимна Российской Федерации, который знает каждый уважающий себя россиянин.





























СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЁЖЬ И БАСНИ

Опрос

В социальной сети «ВКонтакте», как и планировал, я провел несколько опросов по теме моей исследовательской работы и жанра Басни вообще. Вот что они показали (примечание – в опросе участвовали лица моего возраста (примерно 15 лет)):

По результатам первого опроса было выявлено, что большинство людей относится к жанру «Басни» положительно и находит в нем глубокий смысл (70.97% и 22.58%) . И лишь 6.45% высказали свое мнение о непонятности к данному жанру.

t1580839428aa.png

Второй же опрос показал, что современная Басня должна показывать проблемы общества (60.87%) и людские пороки (30.43%), хотя нашлись и те, которые хотят видеть в Басне тонкую политическую сатиру (8.7%).

t1580839428ab.png

А опрос на знание баснописцев, представленных в моей работе, подтвердил все мои предположения – никто (кроме меня) из участвовавших в нем не знают никого из этих авторов (75%) (я отметил «Сергей Михалков»). Но тут стоит сделать поправку, что в опросе приняло участие всего 4 человека, включая меня. Я предполагаю, что это связано с тем, что остальные просто не хотели показаться «незнайками», и чтобы не «тыкать пальцем в небо», предпочли отмолчаться, проигнорировали данный вопрос. Учитывая, что на предыдущие вопросы отвечали порядка 30 человек, и этот вопрос не мог остаться ими незамеченным, я делаю именно выше озвученный вывод: мои сверстники не знакомы с современными баснописцами. Напрасно….

t1580839428ac.png



Задача заключительного опроса была подвести итоги моей исследовательской работы, и звучал он так: «Какую из представленных басен вы хотите видеть в современном учебнике литературы?» Взял я самые короткие и максимально раскрывающие позиции этих авторов басни. И 40% проголосовавших выбрали произведение Олеси Емельяновой, что подтверждает мою теорию: «Несмотря на низкую популярность, этот автор заслуживает почетное место в учебнике»

t1580839428ad.png























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как сказал Николай Васильевич Гоголь: «Басни – книга мудрости самого народа».

И действительно басня с древнейших времен получила широкую известность и накопила богатейшие традиции в литературе разных народов.

В основу становления мировой басенной культуры легли басни Эзопа, которые разбрелись по всему свету. Они явились тем богатым источником, из которого черпали мотивы и сюжеты многие последующие баснописцы: Жан де Лафонтен, И.И. Хемницер, И.А. Крылов, С.В. Михалков, В. Шебзухов, В.И. Холменко и многие другие. Отрадно, что басня как жанр продолжает развиваться и в наши дни. Да, она видоизменилась, стала затрагивать другие, актуальные на сегодняшний день темы, но ее главная цель осталась прежней.

Всего за несколько страниц мы выявили достойного претендента –баснописца, творчество которого можно изучать по нарастающей и смысл произведений которых будет понятен как юному читателю, так и «Магистру» в области литературы. В своей исследовательской работе я рассказал только о баснях. Но, если хорошо поискать, то из моря некачественных «самородков» можно найти «бриллианты» современного, свежего взгляда через призму нестареющего способа изложения мысли на бумаге.









ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999.

https://www.stihi.ru/avtor/nik47

https://ru.wikipedia.org/wiki/Емельянова,_Олеся_Владимировна

http://www.olesya-emelyanova.ru

https://ru.wikipedia.org/wiki/Михалков,_Сергей_Владимирович

https://rustih.ru/sergej-mixalkov/



16



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Исправьте описку в названии публикации.

4 February 2020

А как же русская басня Александра Протасова? https://poetryartblog.blogspot.com/2021/05/protasov-stixi-skazki.html То что вы отметили для чтения, это и есть графомания. Не знаю какой вы интернет смотрели, но первое, что показывает под запрос "русские басни для детей" Именно, Александр Протасов басни. Поэтому ваше исследование... к сожалению, не отражает действительности современной басни.

29 August 2021