Статья «Стоит ли технически оснащать современный урок?»

8
2
Материал опубликован 31 July 2018 в группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор материала: Ильюта Наталья Владимировна

Место работы, должность: ЧОУ «Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия», город Кемерово, учитель начальных классов

Предмет: Любой

Класс: 2 класс

Название материала: «Стоит ли технически оснащать современный урок?»

Вид ресурса: Статья

УМК: «Школа России», можно любой

Цель авторского материала: Путём анализа проблемы с точки зрения автора доказать необходимость технического оснащения современного урока.

Дополнительный материал:

Морозова И.А., Эффективная презентация. Путь к успеху. http://vio.fio.ru/vio_07/cd_site/Articles/art_1_10.htm

«Стоит ли технически оснащать современный урок?»

Требования, предъявляемые к любому современному уроку, предполагают обязательное использование различных средств повышения эффективности учебно-воспитательной работы. Наибольший эффект дают технические средства обучения.

Оглядываясь на свой педагогический опыт, отмечаю, что, практически, каждый мой рабочий день не обходился без демонстрации учебных фильмов, художественных кинофрагментов, диафильмов и диапозитивов, просмотра телепередач, прослушивания грамзаписей, потому что всё это способствовало расширению и углублению представлений детей об окружающем мире, изучаемых явлениях действительности, развивало интерес к познанию этой действительности.

А что же в настоящее время? А в настоящее время, тем более, современный образовательно-воспитательный процесс трудно представить без технического оснащения. Только теперь я всё чаще использую готовые электронные ресурсы, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления презентаций, слайдов. На уроке для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране – комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. И, как правило, уроки изобразительного искусства, русского языка, математики, технологии, чтения или окружающего мира, на которых применяются те или иные технические средства обучения, отличаются большей активностью ребят, высоким трудовым подъёмом, ярким эмоциональным настроем. Но не всегда было так "без сучка и задоринки".

Довелось мне в прошлом году присутствовать на мастер-классе по теме «Использование ИКТ в учебной и внеклассной работе». Занятие проводилось для учителей, имеющих некоторый навык работы с компьютером. В разделе «Создание презентаций. Организация уроков с использованием презентаций» рассказывалось о следующей ситуации: многие умеют делать презентации, но оформлены они так, по выражению одного из учеников, что «показывать их уже можно, а смотреть – ещё нет». Мастер-класс получился толковый, доступный для понимания, с примерами, схемами и т.д.

Но что делать, если презентация уже есть, а компьютера в кабинете ещё нет (подготовка бескомпьютерной презентации)? Я постараюсь описать те «грабли», на которые не раз наступала сама, и вот такая статья у меня получилась. Вернее не статья, в полном смысле этого слова, а ряд советов, которые может быть, помогут сделать чью-то презентацию более эффективной. Конечно, эффективность бескомпьютерной презентации значительно ниже, но при необходимости можно выбрать один из следующих вариантов:

- Распечатать слайды на листах формата А4 Файл/Печать/Слайды. При подготовке такой презентации необходимо увеличить размеры рисунков, заголовков, убрать совсем или сделать светлым фон. В качестве носителя использовать плотную бумагу или картон (или закрепить распечатанный слайд на таком листе).

- Распечатать слайды на прозрачной плёнке формата А4 и использовать для демонстрации кодоскоп. Фон при таком варианте необходимо сделать белым, а изображение контрастным.

- Распечатать слайды на прозрачной плёнке в формате 35-мм слайдов и использовать для демонстрации диапроектор или слайдпроектор. Для этого необходимо перейти в окно Файл/Печать, установить самое высокое разрешение для принтера (Свойства), установить, что надо напечатать 9 выдач на листе.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а её однообразием». Как давно сказаны эти слова, но как актуальны они сегодня! Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство. С этой целью второй год выбираю программу внеурочной деятельности учащихся моего класса «Юным умникам и умницам. Информатика. Логика. Математика. Задания по развитию познавательных способностей». А также ОИКЛ: основы информационной культуры личности. На этих занятиях учащиеся создают игры-лабиринты, готовят себя к проектной деятельности: учатся самостоятельно добывать нужную информацию из электронных источников, обрабатывать, сохранять, а потом внедрять в тот или иной проект. По УМК «Школа России» их достаточное количество.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития. Техническое оснащение современного урока просто необходимо.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

С интересом прочла Вашу статью, Наталья Владимировна. Отсутствие проектора и компьютера это проблема. Спасибо за идею с кодоскопом, не знала, что так можно. Могу предложить к Вашим способам решить проблему еще один. Представим себе, что нет компьютера и проектора, но есть презентация, телевизор и DVD.Открываем презентацию Файл/ Сохранить как, сохраняем презентацию в формате картинки JPEG, так, чтобы сохранились все слайды, в папке обязательно нумеруем слайды в нужном порядке, сбрасываем папку с картинками на диск и вставляем в DVD и смотрим, как презентацию.

12 August 2018

Тоже интересный способ, Жанна Владиславовна. Спасибо!

14 August 2018