Создание мультфильма в технике stop motion
Автор публикации: С. Шумейко, ученица 8А класса
ОГЛАВЛЕНИЕ
На сегодняшний день применение анимации нашлось практически во всех сферах жизни: детская мультипликация, телевидение, компьютерные игры, сервисы, сайты в Интернете, реклама, обучающие проекты. Этим и обусловлена актуальность нашей работы.
Объектом данной работы является анимация.
Предметом исследования является процесс создания анимационного мультфильма.
Цель работы заключается в создании мультфильма в технике stop motion.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить историю анимации;
- познакомиться с основными видами анимации;
- дать определение технике stop motion;
- составить план работы и описать этапы создания мультфильма.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ литературных источников, научных публикаций, интернет-ресурсов; классификация; составление и описание этапов работы; создание мультфильма.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что в процессе исследования разработан план создания мультфильма в технике stop motion, воспользовавшись которым даже неподготовленный человек сможет создать свой небольшой мультфильм.
ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ АНИМАЦИИ
Анимация (от фр. animation — оживление, одушевление) или мультипликация – технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных кадров, сменяющих друг друга с большой частотой. Хотя термин «анимация» наиболее распространён в мире, однако в СССР и в России на протяжении длительного времени было общепринято название «мультипликация» (2, с.2).
1.1. История анимации
Анимация, как и любой другой вид искусства, имеет свою историю. Впервые принцип инертности зрительного восприятия, лежащий в основе анимации, был продемонстрирован в 1828 году французом Паулем Рогетом. Объектом демонстрации был диск, на одной стороне которого находилось изображение птицы, а на другой − клетки. Во время вращения диска у зрителей создавалась иллюзия птицы в клетке.
Впервые реальный способ создания анимации был применен на практике после изобретения Томом Эдисоном фотокамеры и проектора.
Уже в 1906 году Стюардом Блактоном был создан короткий фильм, который назывался "Забавные выражения веселых лиц". Автор выполнял на доске рисунок, фотографировал, стирал, а затем вновь рисовал, фотографировал и стирал.
Настоящую революцию в мире анимации произвел Уолт Дисней (1901-1966), американский режиссер, художник и продюсер. В 1923 году он выпускает серию "Алиса в стране мультипликации", в 1928 − звуковой мультфильм "Пароходик Вилли" с героем Микки Маусом, а позже появились утенок Дональд Дак и другие известные нам персонажи (3).
В Японии первые анимационные фильмы (длиной 1 − 5 мин.) появились в 1917 году. В 1932 году была создана первая японская анимационная студия, а в 1933 году снят первый звуковой анимационный фильм.
Пионером русской мультипликации считается художник и оператор Владислав Александрович Старевич, который в 1910-х годах в киноателье А.А.Ханжонкова разработал особую художественную технику и прием для постановки и съёмки объёмной кукольной мультипликации, сохранившуюся в своих основных чертах и по настоящее время. Им были созданы первые в мире объёмно-мультипликационные фильмы.
Советская графическая мультипликация возникла в 1924-1925 годах. Первые фильмы были сделаны художником А. Бушкиным. Художники-мультипликаторы А. Бушкин и А.Г. Иванов для создания некоторых фильмов пользовались весьма несложной, но выразительной техникой плоских марионеток. Из плотной бумаги или картона вырезали плоские марионетки, в местах сочленений их скрепляли шарнирами. Марионетка накладывалась либо на стекло съёмочного стола, за которым находился рисованный фон или панорама, либо непосредственно на рисованную декорацию − место действия для персонажей фильма (4).
В 1936 году в Москве по решению правительства была создана специальная студия рисованных фильмов "Союзмультфильм". В этот период художники-мультипликаторы в своих работах постепенно начинают осваивать цвет (выходят первые цветные детские фильмы "Сладкий пирог" (1937, реж. Д. Бабиченко), "Красная шапочка" (1937, реж. В. и 3. Брумберг), "Маленький Мук" (1938, реж. О. Ходатаева) и мн. др.). С 1969 года на "Союзмультфильме" А. Котеночкин создаёт многосерийный фильм "Ну, погоди!" (4).
1.2. Виды анимации
Рисованная мультипликация – технология анимации, основанная на покадровой съёмке немного отличающихся двумерных рисунков. При этом они могут быть исполнены как индивидуально, так и слагаться из нескольких слоёв, отделяя изменяющегося героя от постоянного фона. Но для каждой фазы движения персонажа необходимо рисовать новую картинку, не переделывая предыдущую (5).
Компьютерная анимация – это мультипликационные ролики или реалистичные движущиеся изображения, выполненные при помощи компьютера. Другое, более современное название компьютерной анимации – motion design.
Кукольная анимация – метод объёмной мультипликации. При создании используется сцена-макет и куклы-актёры. Сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра в сцену вносятся минимальные изменения (например, изменяется поза куклы). При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов.
Пластилиновая анимация – вид анимации, когда фильмы делаются путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с модификацией этих объектов в промежутках между кадрами (5).
Песочная анимация – направление изобразительного искусства, а также технология создания анимационных сюжетов (изображение получается путём работы с сыпучим материалом на светящейся поверхности).
Трехмерная компьютерная анимация (3D-анимация) – вид мультипликации, производный от компьютерной графики. На сегодняшний день компьютерная анимация имеет очень широкое применение как в области развлечений, так и в производственной, научной и деловой сферах. В трёхмерной компьютерной анимации работа ведётся не с нарисованным содержимым, а с виртуальным миром. Объекты не рисуются, а моделируются (№1).
Таким образом, анимация – это искусство оживления объектов и создания иллюзии движения. Сегодня анимация широко используется в различных сферах, от кино и телевидения до игровой индустрии и рекламы. В этой главе мы познакомились с историей анимации и рассмотрели несколько популярных видов анимации.
ГЛАВА 2.СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМА В ТЕХНИКЕ STOP MOTION
2.1. Техника stop motion
Техника stop motion «стоп-моушен» (техника покадровой анимации) – это один из стилей анимации, когда фотокадры соединяются в видеоряд. Для сценария можно использовать готовые художественные произведения (рассказы, сказки, стихи с познавательной идеей) или придумать свой. В процессе создания мультфильма в этой технике развивается фантазия, наблюдательность, интерес к окружающему миру, речь, артистизм, моторика, навыки работы с разными материалами (пластилин, бумага), навыки работы с гаджетами и различными программами. Но самое главное – не требуется ни опыта монтажа, ни специального оборудования, ни дорогостоящих программ. Всё, что нужно – это немного творчества и терпения.
Процесс работы в этой технике проходит следующим образом: предмет размещается на заранее подготовленном фоне, делается снимок, затем предмет перемещается на небольшое расстояние, делается ещё снимок, снова перемещается, снова снимок и так далее. Когда все фотографии соединяются в видео с помощью редактора, будет казаться, что предмет двигается без нашего участия (1, с. 155).
2.2. Этапы создания мультфильма
Я поставила перед собой цель создать мультфильм в технике stop motion. Это хоть и самая легкая, доступная техника, но в то же время и самая долгая, трудоемкая. Перед началом создания мультфильма важно составить план и продумать основные этапы работы.
1. Для того, чтобы начать рисовать кадры, нужно придумать сценарий. Основными этапами работы над сценарием являются:
- замысел;
- логлайн, или описание сюжета в 1-3 предложениях;
- синопсис, или свободное изложение концепции сценария, краткое содержание;
- поэпизодник, то есть последовательность сцен (3).
2. Необходимо придумать, из чего будут созданы персонажи мультфильма. Я создавала героев своего мультфильма из природных материалов: веточек, разных листьев и цветов.
3. Далее необходимо придумать, на какой локации будет происходить действие мультфильма. В моем случае – это голубое небо.
4. Следующий этап – покадровый набросок перемещения персонажей. То есть, необходимо выполнить раскадровку. Визуализацию такого формата ещё называют сторибордом. Сториборд лучше всего отрисовывать по кадрам.
5. С помощью собранных природных материалов и пластилина я создала задуманных персонажей.
6. Далее необходимо подготовить рабочее место. Я снимала мультфильм с помощью мультстанка.
Мультстанок – это оборудование для съёмки stop-motion анимации, представляющее собой стол с двумя слоями стекла, между которыми помещаются персонажи. Мультфильмы можно снимать и без станка, но чтобы достичь высокого качества изображения, чтобы камера не тряслась между кадрами, чтобы не появилось смазанных снимков, мультстанок необходим (2, с.10).
7. Необходимо подготовить камеру и приложение для съемки.
8. Процесс съёмки кадров. Видео обычно содержат от 30 до 120 кадров в секунду. При съёмках «стоп моушн» такая частота, конечно, не нужна, однако, стоит стремиться хотя бы к 10 кадрам в секунду, чтобы анимация выглядела качественно. Количество кадров напрямую влияет на результат. Чем больше кадров в секунду содержит видео, тем более плавными выглядят передвижения предмета.
9. Финальный этап – работа в монтажной программе по соединению отснятых кадров. Анимация будет смотреться гораздо лучше, если она будет со звуком, поэтому накладываем звук и добавляем подписи (по необходимости). Кроме того, созданный мультфильм можно озвучить.
Итак, создание покадрового мультипликационного фильма – это кропотливая и непростая работа. Готовый мультфильм может состоять из нескольких тысяч кадров, которые были созданы с нуля. Но это работа очень интересная и увлекательная.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анимация является неотъемлемой частью жизни современного человека. На каждом шагу нас окружает различного рода анимация. Дети смотрят мультфильмы, где вместе с любимыми героями учатся многим вещам, а взрослые используют анимацию в своей работе (например, при создании рекламного видеоролика или при создании всплывающего окна на сайте).
Любая анимационная программа должна рассчитываться на определенный круг аудитории, нести в себе определенную смысловую и эмоциональную нагрузку, воздействовать нужным образом на общее психофизиологическое состояние, вызывая те или иные чувства, переживания. Анимация также является частью воспитательного процесса.
В своей исследовательской работе я осветила вопросы, связанные с историей анимации, рассмотрела основные виды анимации и рассказала об этапах работы над созданием мультфильма в технике stop motion.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Миленина О. Анимация. Создаем персонажей вместе со студией Walt Disney. – Бомбора. – 2021 – 264 с.
Курчевский В. Рассказы о мультипликации. – М. – Искусство в школе. – 2021. №5. – 31 с.
.Рожицына Ю.П. История анимации/Молодой ученый. – 2022. - № 25. - URL: https://moluch.ru/archive/420/93553/ (17.02.2024).
Федосова Д. Как появилась анимация?/ Культура.рф. - https://www.culture.ru/s/vopros/animatsiya/ (23.02.2024).
Анимационное искусство: история/ https://gallerix.ru/pedia/animation-art/ (02.03.2024)
Приложение. Виды анимации
Рисованная анимация
Компьютерная анимация
Кукольная анимация
Пластилиновая анимация
Песочная анимация
3D-анимация
Ирина Владимировна Казарцева