Статья «Реализации техники stop-motion в процессе создания видеороликов»

1
0
Материал опубликован 15 March 2019

Реализации техники stop-motion в процессе создания видеороликов

Карева С.А. педагог дополнительного образования МБУ «Темп» г. Амурска

 Любой фотограф или оператор знает, что волшебство — это очень просто. Чтобы получить волшебный снимок или волшебный видеоклип нужно просто соблюсти и нарушить несколько правил. Волшебство складывается из используемых технологий. В данном случае из технологии создания видео stop-motion. Речь идет об акте визуального волшебства на стыке фотографии и видео. Технически, видео, которое получается — это множество фотографий, объединенных в слайд-шоу так, что получается что-то вроде видео с характерным эффектом отрывистости движения.

Stop motion - это самый первый спецэффект в истории кино: в 1913 году в Российской Империи был снят 41-минутный фильм "Ночь перед Рождеством", в котором впервые использовали метод покадровой съемки, а затем склейки полученных кадров в единое движение.

Даже сейчас, когда при помощи сложного программного обеспечения на компьютерах можно сделать все, что пожелает душа, технология stop-motion остается востребованной. Ее продолжают использовать и в фильмах и в мультипликации.

В настоящее время эта техника выделилась в отдельный жанр и является одним из популярнейших направлений в изготовлении фильмов. Все что требуется – фантазия, терпение и некоторые нехитрые знания.

Техника stop-motion основана на монтировании последовательности кадров, отснятых с помощью любого оборудования, позволяющего делать снимки, и звука в единый видеоряд. Фотоматериалы и звук обрабатываются с помощью программного обеспечения в случае надобности. Оборудование для получения кадров и звука может быть произвольным.

Занятия объединения по изготовлению видео в технике stop-motion очень разнообразны: практикумы, творческие мастерские, интерактивные площадки.

Используемые педагогические технологии позволяют варьировать формы и организации деятельности детей: технология коллективного творческого дела (КТД) подразумевает групповую форму работы над фильмом, метод проектов позволяет пройти весь путь создания ролика индивидуально. Технология интерактивного обучения устанавливает непосредственное общение между педагогом и обучающимися, детьми между собой, причем общение творческое, предполагающее решение проблемы.

Стиль stop-motion дает возможность делать фильмы любой длительности и сложности, а также воплощать самые смелые проекты, реализовать которые в видеофильмах невозможно. Техника подразумевает анимацию (оживление) объектов путем последовательной покадровой съемки.

Таким образом, внутри техники stop-motion выделяются и активно используются при создании видеороликов:

-предметная анимация

-пластилиновая (объемная) анимация;

-рисованная, в том числе песочная анимация (за исключением компьютерной 2-D и 3-D анимации и видеосъемки самого процесса рисования песком, карандашами и др.)

Мой опыт основан на новациях реализации техники stop-motion в процессе создания видеороликов через:

1. Развитие и углубление возможностей предметной и пластилиновой анимации.

2.Использование нетрадиционных материалов при изготовлении героев и декораций.

3. Сочетание видов анимации внутри техники.

В первом случае персонажами фильмов становятся предметы окружающего мира от пуговицы до стульев. Во втором - «актеры» создаются на занятиях самими обучающимися из различных материалов: проволоки, веревки, шерсти для валяния, обрывков газет, тем самым повышается степень авторства будущей видеоработы. В третьем случае мы сочетаем, например, предметную и рисованную анимации, или песочную анимацию с видеосъемкой и т.п.

Исключительными получаются фильмы, в которых техникой stop-motion сняты сами дети, желающие воплотить в жизнь идею волшебного перевоплощения.

Технология stop-motion уникальна массовостью своего применения: ее используют студенты для создания дипломных работ, музыканты для съемки клипов, бьющих рекорды просмотров, и, конечно же, рекламисты, всегда использующие в своей профессии все самое лучшее из мира искусства и технологий. 

По своей сути stop-motion имеет больше отношения к киноиндустрии, чем собственно к анимации. Для съемок необходима площадка с желательно постоянным, искусственным освещением, и настоящая сцена на которой будет происходить действие, т.к. тени меняют свое положение и, если по сюжету так быть не должно, то это увеличит время работы над роликом. Нужна камера и штатив, что для компьютерной (самой распространенной) анимации вообще не нужно. Также в stop-motion могут участвовать реальные люди-актеры. 

Для данной техники очень важна звуковая дорожка. Чем меньше кадров в секунду в ролике, тем больше упор на звуковую дорожку. Часто бывает, что звук является движущей силой ролика. Важную роль играет и сюжет, ведь ролик, пусть даже самый короткий, - это, в первую очередь, фильм, а не набор фотографий.

Для создания stop-motion нужны: сценарий, камера и штатив, съемочная площадка, монтажный стол и звуковая дорожка.

Работу по созданию фильма в данной технике можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых происходит развитие креативного мышления

1.Планирование работы

На этапе планирования определяются тема и идея ролика. Идея решает всё. И это, пожалуй, самый сложный для детей момент всего процесса создания ролика, ведь ролик не должен быть плагиатом. Нельзя создать фильм, который уже существует, в это нет смысла.

В поисках идеи мы активно используем метод мозгового штурма, в частности некоторые специальные упражнения.

Здесь же изучаются различные источники информации, выделяются явления, события, которые происходят в фильме.

2.Разработка сценария может заключаться в написании текста, либо в создании раскадровки. Как будут двигаться герои в кадре, какими планами подчеркнуть черты их характера, частота смены сцен и многое другое влияет на эмоциональное восприятие будущего ролика. Поэтому подход к раскадровке должен также быть творческим.

3.Создание элементов сцены и персонажей

Ведется подбор материалов, согласно их характеристикам для реализации сценария. Любые замыслы детей позволяет осуществить большое количество доступных материалов (об этом отмечалось выше).

4.Фотографирование и анимирование – два одновременно совершаемых действия, осуществляемых командой: группа детей анимирует (двигает) героев в соответствии со сценарием, фотограф производит съёмку каждого движения на сцене. На данном этапе приветствуются неординарность аниматоров, от которых требуется максимальная самоотдача, ведь любая неточность движения либо исказит замысел, либо потребует пересъемки. Для наибольшей эффективность рекомендуется пользоваться общими принципами анимации.

5.Озвучивание или поиск музыки

Этап озвучивания может предшествовать этапу фотографирования. В этом случае легче планировать количество кадров, чтобы действия на  сцене совпали по длительности звучания диалога. Итогом подхода к этому вопросу будет являться аудиодорожка, сочетающая соответствующее голосовое сопровождение героев и отредактированные музыкальные файлы, и как следствие, воздействие на зрителя.

6.Монтаж

Все кадры и звук объединяются в один видеоряд в соответствии со сценарием с помощью видео-редактора. На этой, уже финальной точке создания ролика важно учитывать, что именно монтаж может провалить идею или же позволит выделить ролик из общего потока, заинтересовать, поразить зрителя. Завершением монтажа являются оформление титульного кадра с названием и титров.

В рамках программы «Видеостудия «Подиум» существует тематическая последовательность изготовления фильмов (экология, спорт, толерантность и др.). В зависимости от темы будущего ролика еще на этапе планирования решается, в какой технике он будет изготовлен. В случае предпочтения техники stop-motion работа на каждом этапе создания фильм от идеи до финальных титров выводит ребенка за привычные рамки видеотворчества, побуждает  их к эксперименту, развивая креативное мышление. Один из ключевых моментов техники - это сам эффект или фокус: появление, исчезновение, различные преобразования объектов, движение неподвижных предметов. Зная то, что можно оживить любой предмет, а в случае использования пластилина – еще и трансформировать его, идеи для роликов оказываются абсолютно неординарными. И здесь нельзя сказать точно, какой вид анимации будет использован при создании очередного ролика, ведь всё зависит от идеи, а она каждый раз должна быть удивительной, неповторимой, креативной!

На сегодня техника stop-motion - одно из любимых детьми направлений в изготовлении фильмов. Эта техника  может вдохнуть жизнь в неподвижные предметы и сделать их поведение ненатуральным или несвойственным для них. Stop-motion развивает нестандартное, креативное мышление, ведь с помощью этого технического приема можно создавать совершенно невероятные вещи, преодолевая законы физики и здравого смысла. Конечно же, любая работа начинается с идеи, со сценария. Но, зная то, что можно оживить любой предмет, а в случае использования пластилина – еще и трансформировать его, идеи для роликов оказываются абсолютно неординарными.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации