СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ
Автор публикации: П. Третьякова, ученица 8А класса
8
Региональная научно-практическая конференция для обучающихся
«Юный менделеевец – 2019»
Сравнительный анализ показателей физических качеств у учащихся 7 классов занимающихся и не занимающихся в спортивных секциях.
Автор работы:
Третьякова Полина Владимировна
Место выполнения работы:
МАОУ СОШ № 5, 7 класс,
Россия, г. Тобольск, Тюменская область
Научный руководитель:
Москвина Надежда Александровна,
учитель физической культуры,
первой категории, МАОУ СОШ № 5
г. Тобольск, 2019
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ
Третьякова Полина Владимировна
Россия, Тюменская область, г. Тобольск,
МАОУ СОШ № 5, 7А класс.
Москвина Надежда Александровна
Россия, Тюменская область, г. Тобольск,
МАОУ СОШ № 5, учитель физической культуры.
Рассматривая двигательную деятельность учащихся, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, гибкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности учащихся, уровень их общей физической подготовленности.
Развивая физические качества, совершенствуются и функции организма, осваиваются определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и высокое развитие физических качеств, способствует успешному освоению двигательных навыков.
Любой гражданин должен совершенствовать себя, познавать свои возможности и способности. Одна из форм занятий физического воспитания является посещение учащимися внешкольных учреждений – занятие спортом. В нашей стране функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время.
Учащиеся, занимающиеся разными видами спорта и не занимающиеся спортом, имеют различный уровень физической подготовки и проявления основных двигательных качеств. В предстоящей работе мы проведем исследование на основе тестов и измерений, и определим уровень развития основных физических качеств у учащихся 7 классов занимающихся и не занимающихся в спортивных секциях.
Тема исследования: «Сравнительный анализ показателей физических качеств у учащихся 7 классов занимающихся и не занимающихся в спортивных секциях».
Объект исследования: учащихся 7 классов занимающихся и не занимающихся в спортивных секциях.
Предметом исследования: изучение физических качеств у учащихся 7 классов.
Гипотеза заключается в предположении о том, что если заниматься в спортивных секциях, то это положительно повлияет на развитие физических качеств, и здоровье в целом.
Цель: сравнение физических качеств у учащихся 7 классов, занимающихся и не занимающихся в спортивных секциях.
В соответствии обозначенными выше объектом, предметом и целью исследования в работе были поставлены и решались следующие задачи:
Провести анализ научно-методической литературы по проблеме.
Подобрать тесты для исследования развития физических качеств у учащихся 7 классов.
Сбор результатов тестирований у учителей физической культуры и обработка данных.
Исследовать влияние занятий в спортивных секциях на развитие физических качеств у учащихся 7 классов.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования:
Анализ литературных источников.
Обработка результатов тестирования.
Метод математической статистики.
Анализ литературных источников проводился нами с целью создания представления о физических качествах. Рассмотрим подробнее физические качества.
В. Н. Курысь, М.Л. Укран, А.В. Карасёв, Н.П. Воробьев и многие другие авторы дают определения «силы» разные по формулировке, но все они сводятся к одному и тому же смыслу. Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий.
Быстрота по определению – способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для конкретных ситуаций время.
Изучив литературные источники определений быстроты, следует, что все авторы определяют её как способность человека быстро производить двигательные действия или отдельные движения за минимальный промежуток времени.
В научно методической литературе имеется много определений выносливости. Я.М. Коц считает, что выносливость – это способность длительно выполнять глобальную мышечную работу преимущественно или исключительно аэробного характера.
В.Н. Курысь считает, что выносливость – способность противостоять утомлению, поддерживать необходимый уровень интенсивности работы в заданное время, выполнять нужный объём работы за меньшее время.
В физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая энергозатраты и снижая экономичность работы, и зачастую приводит к серьёзным травмам мышц и связок.
В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается как – морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела.
Все перечисленные определения авторов различных источников, сводятся к одному. Гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой.
Ловкость по мнению Курысь В.Н. – это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться); способность быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Ю.Н. Клевцов, А. Г. Айриянц раскрыли понятие ловкости, ловкость – это способность выполнять сложные двигательные действия правильно и быстро.
Все эти определения можно определить одним. Ловкость – это способность быстро реагировать на раздражитель и выполнять двигательные действия адекватные в сложившейся обстановке.
На основании просмотра литературных источников, можно сделать следующие выводы. Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств, способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень, неплохо, стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения.
Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 5 г. Тобольска. В исследовании приняли участие учащиеся 7 классов (всего 108 человек). Были выбраны тесты для исследования развития физических качеств у учащихся 7 классов:
Бег 30 метров. Стартуя с положения низкого старта, испытуемый пробегает, с максимальной скоростью, 30 м. Результат фиксируется секундомером с точностью, до 0.1 сек.
Бег 1000 метров. Результат фиксируется секундомером с точностью до 0.1 секунды.
Прыжок в длину с места. Выполняются три попытки подряд. Регистрируется лучший результат (в сантиметрах).
Определение величины наклона туловища вперёд (тест на гибкость) из положения сидя на полу, где прикреплена измерительная линейка. Не сгибая ног в коленных суставах (ноги на ширине плеч), испытуемый максимально наклоняется вперёд, касаясь линейки вытянутыми пальцами обеих рук. Оценка в сантиметрах производится визуально. Даётся три попытки, лучший результат фиксируется.
Подтягивание в висе. Юноши выполняют из виса на высокой перекладине, хватом сверху. Девушки выполняют на низкой перекладине. Испытуемый сгибает и разгибает руки, при положении виса на согнутых руках подбородок испытуемого должен быть выше грифа перекладины, любые движения туловищем или ногами запрещаются. Регистрируется, визуально, количество правильных повторений.
Для получения информации о развитии физических качеств были взяты результаты тестирования у учителей физической культуры, и проведена их обработка.
Тестирование физических качеств - проводилось в сентябре-октябре 2018г. Цель тестирования – выявить уровень развития физических качеств.
Метод математической статистики. Для этого из данных полученных в результате тестирования необходимо было:
Вычислить среднюю арифметическую величину.
Вычисления этого показателя производилось путем сложения всех полученных значений (которые называются вариантами) и деления вычислительной суммы на количество вариант:
,
где - (сигма) знак суммирования;
V – полученные в исследовании значения (варианты);
n - количество вариант.
Рис.1. Формула вычисления средней арифмитической величины.
По этой формуле вычисляется простая средняя арифметическая величина.
Собранная информация по занятости учащихся в спортивных секциях была взята у заместителя директора по воспитательной части.
Рис. 2. Сравнительная диаграмма показателей учащихся 7 классов, занимающихся и не занимающихся в спортивных секциях.
Данные показали следующее, учащиеся занимающиеся в спортивных секциях 49 человек, из 108 человек. В процентном соотношении 45% и 55%, изображено на рисунке 2.
В каждом классе большая разновидность спорта: баскетбол, футбол, фигурное катание, тяжелая атлетика, кудо, шахматы, плавание, волейбол, хоккей, картинг, бокс, дзюдо, армейский рукопашный бой и лыжные гонки.
Рис.3. Сравнительная диаграмма показателей тестирования у учащихся 7 классов.
Из рисунка 3 мы видим, что у учащихся 7 классов, высокие показатели в прыжке в длину с места и в беге на 1000 метров. Чуть ниже в наклоне вперед из положения сидя и в беге на 30 метров и подтягивании.
Рис.4. Сравнительная диаграмма показателей тестирования у учащихся 7 классов, занимающихся и не занимающихся в спортивных секциях.
Полученные результаты исследования, изображенные на рисунке 4, позволили сделать вывод, каждый вид спорта определённо развивает физические качества, но по-разному. В основном на диаграмме мы видим значительное преобладание учащихся занимающихся, над учащимися, не занимающимися в спортивных секциях, что подтверждает нашу гипотезу: если заниматься в спортивных секциях, то это положительно повлияет на развитие физических качеств и здоровье в целом.
Ссылки на источники.
Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии / Публ. подгот. И.М. Фейгенбергом; Пред. исп. В. М. Зациорского, И. М. Фейгенберга. – М.: ФК и С, 2010. - 287 с.
Верхошанский Ю.В. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития: Лекция для студентов ГЦОЛИФКа / Ю. В. Верхошанский, И. О. Ганченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 214 с.
Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств). Под общей ред. А.В. Карасева. – М.: Лептос, 2014. - 124 с.
Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 11-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480с.
Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. Учебное пособие. Л.: 2013. - 215с.
Салямов А. В. Исследование влияния занятий различными видами спорта на уровень развития физических качеств. - 2015. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL.: [https://revolution.allbest.ru/sport/00339199_1.html].